Форум - для православного общения. Изучение и обсуждение пророчеств о наших временах. Гвардия Святой Руси

Православная дружба и общение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Православная дружба и общение » Духовная жизнь » Святители, преподобные и их наставления


Святители, преподобные и их наставления

Сообщений 271 страница 294 из 294

271

Конецъ міра означаетъ не уничтоженіе его, но преображеніе. Всё вдругъ будетъ во мгновеніе ока преображено: И Господь явится въ славѣ на облакахъ. Громогласно затрубятъ трубы. Онѣ затрубятъ въ душѣ и въ совѣсти. Для человѣческой совѣсти вдругъ всё станетъ ясно.

Пророкъ Даніилъ говоря о Послѣднемъ Судѣ, свидѣтельствуетъ, что тогда Самъ вѣчный Судья возсядетъ на Своемъ престолѣ, а передъ Нимъ будетъ простираться огненный потокъ (Данъ. 7, 9-10). Огонь - это очищающая стихія, онъ сжигаетъ грѣхи. Горе человѣку, если грѣхъ сталъ какъ бы частью его природы: тогда огонь будетъ жечь самого человѣка: Этотъ огонь возгорится внутри каждаго человѣка: при видѣ Креста одни будутъ радоваться, а другіе впадутъ въ замѣшательство, ужасъ и отчаяніе. Такимъ образомъ люди будутъ мгновенно раздѣлены.

Само состояніе души человѣка приведетъ его либо къ праведникамъ, либо къ грѣшникамъ, по правую сторону или по лѣвую: Чѣмъ сознательнѣе и настойчивѣе человѣкъ стремится къ Богу въ своей жизни, тѣмъ сильнѣе будетъ его радость, когда онъ услышитъ: Приди ко мнѣ, ты благословенъ: И напротивъ, тѣ же слова вызовутъ огонь ужаса и муки у тѣхъ, кто во время своей земной жизни не хотѣлъ къ Богу, избѣгалъ Его, боролся съ Нимъ, поносилъ Его: Послѣдній Судъ не знаетъ свидѣтелей или письменныхъ протоколовъ! Всё начертано въ душахъ людей, и эти письмена, эти книги откроются на Судѣ. Всё станетъ ясно всѣмъ и каждому: И одни пойдутъ въ радость, въ то время какъ другіе - въ муку: Когда книги откроются, станетъ очевидно, что корни всѣхъ пороковъ лежатъ въ душѣ человѣка.

Вотъ пьяница или развратникъ. Нѣкоторые могутъ подумать, что когда умираетъ тѣло, умираетъ и грѣхъ. Нѣтъ! Склонность къ грѣху коренилась въ душѣ, именно ей грѣхъ былъ сладокъ. И если душа не раскаялась въ грѣхѣ и не освободилась отъ него, на Судъ она придетъ съ такимъ же стремленіемъ къ нему. Она никогда не сможетъ удовлетворить это стремленіе, и потому исполнится страданія. Она будетъ всѣхъ и вся обвинять въ своемъ мучительномъ состояніи, всѣхъ и вся ненавидѣть. Тамъ будетъ скрежетъ зубовъ безсильной злобы и неугасимый огонь ненависти: Геенна огненная - это внутренній огонь. Тамъ будетъ вопль и скрежетъ зубовъ. Таково состояніе ада.

Святитель Іоаннъ (Максимовичъ) Шанхайскій,
"Конецъ міра"

+3

272

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР СТУДИТ, ИСПОВЕДНИК

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib3258.jpg

Родился в 758 г. в Константинополе и получил широкое и разностороннее образование. Глубоко изучив Св. Писание, святой Феодор успешно противостоял еретикам-иконоборцам в диспутах о православной вере. Приняв иночество, подвизался в устроенной его дядей Платоном, обители Сакудион (недалеко от горы Олимп в Вифинии), в которой позже стал настоятелем, подавая своей жизнью высокий пример добродетели. В 796 г. за ревность о хранении церковных правил и обличение беззакония императора Константина VI Багрянородного после жестоких мучений был сослан в заточение в г. Солунь.

В царствование императрицы Ирины преподобный был возвращен из ссылки и получил в управление запустевший Студийский монастырь Скоро в обители собралось до тысячи иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор составил общежительный устав монашеской жизни, получивший название Студийского, а блаженный настоятель — наименование Студита (ок. 1065 г этот устав был принят преподобным Феодосием в Печерском монастыре и отсюда распространился по всем русским обителям). Перу преподобного также принадлежит немало душеполезных книг, похвальные слова на Господские и Богородичные праздники, многие каноны и трипеснцы.

При императорах Никифоре I (802-811 гг.) и Льве Армянине (813-820 гг.) св. Феодор много пострадал за иконопочитание и претерпел заточение сначала в Иллирии, в крепости Метопа, а затем в Анатолии, в Боните. После смерти Льва Армянина преподобный Феодор, освобожденный из заточения, поселился в г. Херсонесе (Вифиния).

Несмотря на тяжелый недуг, он ежедневно совершал Божественную литургию и поучал братию. Здесь он мирно скончался в 826 г. В тот же час преподобному Иллариону Далматскому (память 6/19 июня) была открыта Господом блаженная кончина угодника Божия. Он увидел, как воссиял свет небесный, послышалось ангельское пение и голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу».

В 845 г. мощи преподобного Феодора были перенесены в Студийский монастырь. Его брат, преподобный Иосиф, епископ Солунский тоже пострадал от иконоборцев, и скончался в 830 г. в Студийском монастыре, где почивают и мощи его.

Преподобный Феодор как при жизни, так и по кончине совершил много чудес. Призывающие имя его избавлялись от пожаров, от нападения диких зверей, получали исцеление недугов.

+3

273

Гдѣ просто – тамъ ангеловъ со сто; а гдѣ мудрено – тамъ ни одного..Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроитъ. Не мучь себя, обдумывая, какъ и что сдѣлать. Пусть будетъ, какъ случится — это и есть жить проще....Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всѣмъ мое почтеніе.

прп. Амвросій Оптинскій

+1

274

"Душа-то больше тѣла: тѣло поболитъ, да и тѣмъ кончится, а душевная-то болѣзнь простирается въ вѣчность; избави насъ, Господи, отъ сей болѣзни и даруй исцѣленіе"

(Преподобный Макарій Оптинскій)

http://sh.uploads.ru/t/zy2oM.jpg

+3

275

Случай изъ жизни митрополита Филарета Московскаго

http://s9.uploads.ru/t/SDpGn.png
http://sf.uploads.ru/t/zaCMR.jpg

Какъ-то утромъ владыка вышелъ до завтрака въ гостиную и увидалъ бѣднаго деревенскаго діакона, русоволосаго, сильно загорѣлаго, съ лицомъ усталымъ и опечаленнымъ.

— Что ты за человѣкъ? — спросилъ Филаретъ.

Владыка былъ въ потертомъ халатѣ, и діаконъ отвѣчалъ безъ стѣсненія:

— Да заблудился, батюшка, никого не найду. А хочу я броситься въ ноги преосвященному. Добрые люди надоумили: пойди пораньше, да и попроси.

— Что за дѣло у тебя? – мягко спросилъ Филаретъ.

— Бѣда! Діаконъ я, имѣю семью большую въ селѣ нашемъ, но теперь хотятъ опредѣлить другого на мое мѣсто. А меня угнать ажъ за пятнадцать верстъ. Версты-то ладно, а какъ же я со всѣмъ хозяйствомъ моимъ тронусь? Пятеро дѣтокъ, жена, теща да сестра вдовая съ мальцомъ… И съ чего бы — вины за мною, батюшка, никакой нѣтъ.

— Садись пока,— пригласилъ владыка,— Кого же ты просилъ?

— Да многихъ…— протянулъ діаконъ, смекая, не поможетъ ли новый знакомецъ и во сколько это обойдется.

— Правду говоря, батюшка, меня ужъ обобрали какъ липку. Въ канцеляріи преосвященнаго далъ писарю двадцать пять рублей, въ консисторіи опять двадцать пять, здѣшняго прихода діакону семьдесятъ пять рублей… а дѣло стоитъ! Говорятъ, экзаменовать меня надобно.

— Это правда,— уже строго сказалъ Филаретъ.— Я экзаменаторъ.

Діаконъ неловко опустился съ дивана къ ногамъ митрополита.

— Батюшка, пожалѣй меня! Мнѣ ужъ тридцать пять годовъ, что я помню!.. Вотъ осталось всего двадцать пять рублей у меня, пятнадцать-то я на дорогу отложилъ, а десять — возьми, батюшка, только сотвори ты мнѣ эту милость!

Филаретъ глянулъ въ глаза діакона, и такъ былъ чистъ простодушный и опечаленный взглядъ, что владыка не могъ ему не повѣрить.

— Давай мнѣ свои десять рублей,— велѣлъ онъ,— и приходи завтра къ девяти въ эту комнату. Дѣло твое будетъ рѣшено.

На слѣдующее утро онъ явился къ назначенному часу, и по приказанію владыки его пропустили въ комнаты. Въ гостиной діакона ждалъ Филаретъ, облаченный въ парадную рясу, съ панагіей, лентами и орденами, ибо собирался ѣхать въ Страстной монастырь служить.

— Виноватъ, святый владыко! — воскликнулъ діаконъ и палъ въ ноги митрополиту.

— Встань! — приказалъ Филаретъ. – Дѣло твое мы покончимъ быстро.

Онъ позвонилъ въ колокольчикъ и приказалъ позвать ранѣе вызванныхъ писарей и здѣшняго діакона. Едва тѣ переступили порогъ, владыка подчеркнуто смиренно обратился къ нимъ:

— Каюсь передъ всѣми вами, братіе, что вчера взялъ отъ этого діакона десять рублей. По словамъ Священнаго Писанія, «аще дадите, воздастся вамъ четверицею», я вмѣсто десяти даю ему сорокъ рублей,— и онъ протянулъ обомлѣвшему отъ изумленія діакону нѣсколько ассигнацій. — Ты взялъ двадцать пять рублей — дай ему сейчасъ сто, то же и ты сдѣлай, а ты, духовное лицо, вмѣсто семидесяти пяти дай ему триста.

Діаконъ прижалъ ворохъ ассигнацій къ груди, губы его тряслись, и видно было, что бѣдный готовъ разрыдаться. Съ непередаваемымъ словами чувствомъ онъ смотрѣлъ на митрополита, но тотъ поспѣшилъ прервать молчаніе:

— Ступай, отецъ, домой. Оставайся на своемъ мѣстѣ. Буде нужда какая — относись прямо ко мнѣ… А съ вами, — обратился митрополитъ къ взяточникамъ, — вечеромъ разберусь.

https://vk.com/netolerantnayarus

+3

276

"Только совершенно слѣпые люди могутъ не видѣть, какая бешеная идетъ сейчасъ въ мірѣ подготовка къ скорѣйшему приходу и воцаренію антихриста. Наступило время, когда болѣе чѣмъ когда–либо прежде, необходимо тщательно разбираться, кто изъ носящихъ высокое званіе пастырей Христовой Церкви дѣйствительно служитъ Христу, а кто уже продался слугамъ грядущаго антихриста и тѣмъ самымъ вмѣсто Христа, служитъ антихристу, – чтобы вмѣсто истиннаго пастыря, не пойти за «волкомъ», хотя бы онъ и былъ одѣтъ въ овечью шкуру. Особенно опасны изъ такихъ лже–пастырей тѣ, которые, подъ предлогомъ «неосужденія» и «христіанской любви и всепрощенія» проповѣдуютъ необходимость мира со всѣми... Никакого «заигрыванія» съ Сатаной, даже по самымъ «высокимъ» дипломатическимъ соображеніямъ, у насъ, христіанъ, быть не можетъ."

Архіепископъ Аверкій (Таушевъ)

+2

277

"Наше дѣло — стараться быть истинно людьми, готовыми и среди волковъ быть овцами Христовыми. Богъ насъ посылаетъ, чтобы мы своей жизнью и вѣрой привлекли бы и волковъ, дабы и они, если желаютъ, стали бы овцами Христовыми. Но во всякомъ случаѣ, важнѣе всего, чтобы мы сами не стали волками".

Патріархъ Павелъ Сербскій

http://s0.uploads.ru/t/fuetH.jpg

+1

278

"Идеологическая основа демократіи какъ міровоззрѣнія выражается знаменитымъ лозунгомъ французской революціи: «Свобода, равенство, братство». Поддавшись внѣшней привлекательности этого броскаго призыва, милліоны людей въ теченіе долгихъ столѣтій безуспѣшно пытались воплотить его въ жизнь. Очень многіе, даже весьма умные и образованные люди не разобрались въ отвлеченномъ, абстрактномъ характерѣ лозунга, не замѣтили противорѣчія призывовъ между собой. Въ самомъ дѣлѣ, какъ совмѣстить свободу съ равенствомъ? Въ природѣ нѣтъ равенства - она безконечно разнообразна и строго іерархична; нѣтъ и абсолютной свободы, ограниченной взаимозависимостью и закономѣрной упорядоченностью явленій; нѣтъ безсодержательнаго братства - ибо нравственное чувство человѣка всегда избирательно".

Митрополитъ Іоаннъ (Снычевъ)

https://vk.com/prav.novoros.strelkov

http://s5.uploads.ru/t/Vb95P.jpg

+2

279

http://s6.uploads.ru/t/kPbFs.jpg

+2

280

Преподобный Гавриил Ургебадзе в храме 1994 год
https://www.youtube.com/watch?v=4LJywyciGRI
пр.Гавриил рассказывает, как поджег портрет Ленина
https://www.youtube.com/watch?v=gkFjQIa6bTo

+1

281

Память св. Павла, еп. Неокесарийского. Следы подвига

https://antieres.files.wordpress.com/2017/01/ib3603.jpg

Святой отец наш Павел, будучи епископом Неокесарийским, настолько прославился добродетелями, что имя его стало известно Ликинию, царствовавшему тогда в Никомидии. Правитель, начавший жестокое гонение на христиан, потребовал Павла к себе. И когда посланные представили святого на суд Царя, то прежде всего старались подействовать на угодника Божия угрозами и томили его голодом, а потом начали избивать. Все это исповедник переносил мужественно, так что мучители удивлялись его терпению.

После того подвергли его еще такой пытке: раскаленный железный обруч, испускавший огненные искры, ковач с помощью клещей положил святому на ладонь, а другой его ладонью прикрыл этот обруч и, стянув скобами обе его руки, держал  так, пока железо не остыло. В результате двигательные мускулы в кистях страдальца свились и омертвели, и пальцы его уже не могли сгибаться. Затем святителя связали и отвезли к берегам Евфрата, где заключили в темницу.

Когда Император Константин Великий, оставив Рим, окончательно воцарился на востоке и в указе по этому случаю выразил желание, чтобы все его подданные были христианами, исповедникам, изгнанным и заточенным за имя Христово, дарована была свобода, и каждый возвращался на свою родину. Тогда же и Святой Отец наш Павел, тоже отпущенный на волю, занял свой святительский престол и просиял благочестием, как и прежде, когда был еще отшельником.

Присутствуя наряду с прочими Святыми Отцами на Первом Вселенском Соборе в Никее, святой Павел был там одним из тех, которые носили на теле своем язвы Господа Иисуса: из сошедшихся Отцов одни лишены были рук, другие – ушей, третьи – носа, четвертые – глаз, или имели какое-либо другое повреждение; одни за Христа претерпели биение, преломление костей, истерзание суставов, другие – перенесли огненное опаление и строгание телесных своих членов. Среди них и блаженный Павел предстал доброчестным страдальцем за веру – тело его хранило следы палочных побоев, а обожженные руки были сведены и не действовали. Собор составился против злочестивого еретика Ария, который Божественным судом был тогда предан проклятию.

После Собора Отцы представлялись Царю. Блаженный Император Константин при этом взял руки святого Павла и, облобызав их и прикладывая к глазам и другим членам своего тела, возгласил: «Велика наша радость приветствовать того, кто так пострадал за Христа Бога нашего, и целовать эти сожженные руки, теперь безпомощные».

Потом епископ Павел возвратился в свой город на святительскую кафедру и по многолетнем управлении паствою с миром отошел ко Господу.

По «Житиям святых, на русском языке изложенным по руководству
Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского»
(М., 1913)

ruskalendar.ru

+4

282

О молитве

http://sf.uploads.ru/t/zTiAe.jpg

Некоторые говорят, что от молитвы приходит прелесть. Это ошибка. Прелесть приходит от самочиния, а не от молитвы. Все святые много молились и других призывают к молитве. Молитва есть лучшее дело для души.

Прп. Силуан Афонский

Причина прелести – не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова, – нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь – вот причины прелести! Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Распространена одна тёмная идея искусителя-диавола: если человек читает молитву Иисусову, все боятся, что он впадёт в прелесть, хотя как раз то, что они говорят, и есть прелесть.
Кто хочет, пусть попробует. И когда действие молитвы продлится долгое время, у него в душе будет рай. Он освободится от страстей, станет другим человеком.

Старец Иосиф Исихаст

https://vk.com/laodik

+2

283

О смерти

Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние.

Прп. Ефрем Сирин

Смерть не стесняется условиями возраста, она не боится находящихся в цвете лет, не над стариками только имеет власть.

Свт. Григорий Нисский

Никто не подписывал с Богом договор о том, когда он умрет.

Прп. Паисий Святогорец

Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить ее и помните, что ей и из-за гор ничего не стоит прискочить…

Свт. Феофан Затворник

Воспомнись мне смерть моя! приди ко мне горькое, но вполне справедливое и полезное воспоминание! отторгни меня от греха! наставь на путь Христов! Пусть от воспоминания о смерти расслабнут руки мои ко всякому пустому, суетному, греховному начинанию.
Воспомнись мне смерть моя! и убегут от меня пленяющие меня тщеславие и сластолюбие. Я устраню с трапезы моей дымящиеся роскошные брашна, сниму с себя одежды пышный, оденусь в одежды плача, заживо оплачу себя – нареченного мертвеца от рождения моего".

Свт. Игнатий Брянчанинов

Трудись, как бессмертный, живи, как готовый к смерти.

Старец Порфирий Кавсокаливит

http://s6.uploads.ru/t/3nowD.jpg

https://vk.com/laodik

+2

284

http://s0.uploads.ru/t/5VGyX.jpg

Что такое жизнь наша? Горѣніе свѣчи: стоитъ лишь дунуть Тому, Кто ее далъ, — и она потухла. Что такое жизнь наша? Шествіе путника: дошелъ до извѣстнаго предѣла, — ему отворяются врата, онъ покидаетъ странническую одежду свою (тѣло) и посохъ и входитъ въ домъ свой. Что такое жизнь наша? Продолжительная, кровопролитная война за обладаніе истиннымъ отечествомъ и за истинную свободу. Кончилась война, — вы побѣдитель или побѣжденный, васъ отзываютъ изъ мѣста борьбы къ мѣсту воздаянія, и вы получаете отъ Мздовоздаятеля или награду вѣчную, славу вѣчную, или наказаніе вѣчное, посрамленіе вѣчное.

Святой праведный Іоаннъ Кронштадскій

https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_965/all

0

285

ВЫСКАЗЫВАНІЯ СТАРЦА АМВРОСІЯ

http://s1.uploads.ru/t/tjO42.jpg

Слова батюшки Амвросія были простыми, мѣткими, порой съ добрымъ юморомъ:
«Мы должны жить на землѣ такъ, какъ колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальнымъ стремится вверхъ; а мы, какъ заляжемъ, такъ и встать не можемъ».
«Гдѣ просто, тамъ ангеловъ со сто, а гдѣ мудрено — тамъ ни одного».
«Не хвались горохъ, что ты лучше бобовъ, размокнешь — самъ лопнешь».
«Отчего человѣкъ бываетъ плохъ? — Оттого, что забываетъ, что надъ нимъ Богъ».
«Кто мнитъ о себѣ, что имѣетъ нѣчто, тотъ потеряетъ».
«Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроитъ, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, какъ и что сдѣлать. Пусть будетъ — какъ случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всѣмъ мое почтеніе». «Жить — не тужить — всѣмъ довольной быть. Тутъ и понимать-то нечего».
«Если хочешь имѣть любовь, то дѣлай дѣла любви, хоть сначала и безъ любви».

А когда ему кто-то сказалъ: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старецъ улыбнулся: «Да я двадцать лѣтъ этой простоты у Бога просилъ».
ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШЪ АМВРОСІЕ, МОЛИ БОГА О НАСЪ.

https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_963/all

+2

286

http://s1.uploads.ru/t/o7IDk.jpg

«Время житія нашего безпрестанно уходитъ. Прошедшаго времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имѣемъ. Кончина наша намъ неизвѣстна. Слѣдовательно, всегда, во всякій часъ, мы должны быть готовы къ исходу, если хотимъ блаженно умереть. Отсюда заключается, что христіанинъ долженъ находиться въ непрестанномъ покаяніи, подвигѣ вѣры и благочестія. Какимъ онъ хочетъ быть при исходѣ, такимъ долженъ стараться быть и во всякое время житія своего, ибо не знаетъ съ утра - дождется ли вечера, и съ вечера - дождется ли утра».

Святитель Тихонъ Задонскiй

+2

287

http://sf.uploads.ru/t/DrwpM.jpg

Исканіе правды – основная нить жизни русскаго народа... Тяжкіе страданія его есть слѣдствіе измѣны Россіи самой себѣ, своему пути, своему призванію. Но тѣ тяжкіе страданія, тоска жизни подъ властью лютыхъ безбожниковъ говорятъ, что русскій народъ не до конца утратилъ сознаніе правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожнаго государства и безбожной власти. Россія возстанетъ такъ же, какъ она возставала и раньше. Возстанетъ, когда разгорится вѣра».

Святитель Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій

+2

288

ДИАДЕМА СТАРЦА
ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ о старце Гаврииле (Ургебадзе)

Автор фильма Константин Церцвадзе рассказывает о фильме на http://www.pravoslavie.ru/110430.html

+2

289

Из дневниковых записей Священника.

............................. «Многие люди в течение своей жизни переживают особо тяжелое состояние, которое называется отчаянием.
Приведу вам слова преподобного Нила Синайского:
«Смотри, никто да не говорит: много нагрешил, нет мне прощения.
Так говорит тот, кто не знает, что Бог есть Бог кающихся.
А Бог говорит: радость имею о едином грешнике кающемся».
А дальше — особые слова: «Согрешить — дело человеческое, отчаиваться — диавольское, потому что сатана был низвергнут в преисподнюю от отчаяния, не пожелав раскаяться».
Эти слова буквально пронзают сознание.
Если речь идет об отчаянии, о чувстве безысходности, значит, диавол господствует над человеком.
Вот почему, переживая трудные обстоятельства, мы никогда, ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах не должны впадать в отчаяние.

Но нередко у человека, особенно нерелигиозного, нет сил сопротивляться.
Отчаявшемуся не на что опереться, его взгляд на окружающий мир исполнен глубочайшего пессимизма, нет никакой надежды, никакого просвета.
И если это состояние отчаяния не остановить, то диавол доводит человека до смерти, поскольку диавол есть зло, а апогеем зла являются смерть и небытие.
Именно отчаяние всегда бывает причиной самоубийств.
Отчаяние нередко охватывает нас в сложных жизненных обстоятельствах, будь то неудачи в работе или разлад в семье.
Бывает, что и монашествующие, живя в монастыре, испытывают это чувство.
Нужно помнить: если появляются признаки отчаяния, значит, диавол касается человеческой души, а отчаяния ему мало — ему нужна смерть физическая и духовная.

У святителя Иоанна Златоуста находим слова: «Не так губит грех, как губит отчаянье».
Слова также пронзительные и очень правильные, ведь согрешающий человек может принести покаяние, даже если ему остаются лишь последние мгновения земной жизни.
Достаточно вспомнить разбойника на кресте: действительно, несколько мгновений отделяли этого по-настоящему грешного человека от смерти, но он нашел в себе силы исповедовать в лице Того, Кто висел с ним рядом, Господа и Спасителя.
Это исповедание было принято и как покаяние, и как выражение глубокой веры, и разбойник оправданным вошел в Царствие Небесное.

Покуда есть возможность жить, дышать, мыслить, отчаяние никогда не должно порабощать наше сознание и сковывать нашу надежду.
Так и Златоуст говорит: даже если человек упал до самых глубин зла, то есть практически до ада, еще живя в этом мире, — и то у него остается надежда на раскаяние

+2

290

http://sg.uploads.ru/t/Hsd3F.jpg

0

291

http://s7.uploads.ru/t/NejCw.jpg

0

292

"Ко всякому чувству врагъ примѣшиваетъ свою отраву. Такъ, къ сокрушенію о грѣховности онъ примѣшиваетъ отчаяніе и ​безнадежіе​, и унываетъ душа и разслабляется; къ отреченію — жестокосердіе, холодность, безчувствіе; къ любви — сладострастіе; къ утѣшенію милостями, даруемыми Господомъ, — тщеславіе, и прочее. Человѣкъ не можетъ отдѣлить этотъ ядъ отъ ​благого​ чувства, но при молитвѣ именемъ Господа Іисуса Христа, произносимой съ ​вѣрою​ отъ сокрушеннаго сердца, этотъ ядъ отдѣляется; отъ ​свѣта​ Христова разгоняется тьма изъ сердца, видна становится ​сопротивная​ сила; отъ силы Христовой исчезаетъ дѣйствіе вражіе, и въ душѣ остается естественное состояніе, не всегда сильное, не всегда чистое отъ плотской скверны, но безмятежное и способное ​подклониться​ подъ дѣйствующую руку Божію".

Преп. Арсенiя, игуменья Усть-Медведицкая

https://vk.com/arseniya_sebryakova
https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_1020/all

+1

293

Что душа видит в том мире? Свт. Иннокентий, архиеп. Херсонский

+1

294

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.
СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ II. 1961-1968 г.г.
«ВЪ ХРАМѢ СТОЯЩЕ СЛАВЫ ТВОЕЯ, НА НЕБЕСИ СТОЯТИ МНИМЪ, БОГОРОДИЦЕ...»

Великимъ постомъ мы часто слышимъ въ храмахъ нашихъ эти многознаменательныя слова, читаемыя за каждымъ утреннимъ богослуженіемъ.

«Поистинѣ храмъ есть земное небо», подтверждаетъ это и нашъ великій праведникъ и молитвенникъ приснопамятный пастырь Кронштадтскій о. Іоаннъ: «ибо, гдѣ престолъ Божій, гдѣ страшныя Тайны совершаются, гдѣ ангелы служатъ съ человѣками, гдѣ непрестанное славословіе Вседержителя, — тамъ истинно небо и небо небесе!..»

/с. 171/ И дѣйствительно, храмъ нашъ съ совершаемымъ въ немъ богослуженіемъ для насъ, еще живущихъ на землѣ, есть какъ бы преддверіе, какъ бы земное предуготовленіе той небесной Вечери Агнца Божія, участниками которой призываются быть всѣ христіане въ ожидающей насъ будущей жизни — тамъ на небѣ.

«Горѣ́ имѣимъ сердца́!» слышимъ мы обращенный къ намъ призывъ священнослужителя, совершающаго Божественную службу. И мы, стоя въ храмѣ, какъ бы дѣйствительно отрываемся на время отъ земли, и умомъ и сердцемъ переносимся туда «горѣ́» — на небо, гдѣ обитаетъ Богъ съ безчисленными сонмами Ангеловъ и Святыхъ.

Каждый молящійся въ храмѣ, если только онъ по-настоящему молится, долженъ ощущать себя стоящимъ не на землѣ, а на небѣ. Онъ долженъ оставить за стѣнами храма всѣ свои земныя мысли, чувства, желанія и переживанія, всѣ свои обычныя свѣтскія привычки, манеры и замашки.

Вотъ почему совершенно неумѣстно и недопустимо, войдя въ храмъ, вести себя въ немъ какъ гдѣ-нибудь въ гостяхъ, въ свѣтскомъ обществѣ — подходить къ своимъ знакомымъ, здороваться съ ними, спрашивать и разговаривать о томъ и о сёмъ...

Такое поведеніе, поскольку оно допускается, есть нарушеніе благоговѣнія, оскорбленіе неземной, небесной святыни храма!

Въ храмѣ — всё другое: тамъ свой особый міръ, не земной, а небесный, тамъ свои законы, свои обычаи, свои правила и приличія, предписываемыя церковнымъ уставомъ. И кто любитъ храмъ, кому дорога́ его небесная святыня, тотъ всё это долженъ знать, а если не знаетъ, постараться узнать!

И входить въ храмъ и стоять въ немъ надо съ величайшимъ благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ. Войдя внутрь, надо осѣнить себя троекратно крестнымъ знаменіемъ, совершая при этомъ въ праздники три поясныхъ, а въ будни — три земныхъ поклона. Всѣмъ стоящимъ въ храмѣ надо равно поклониться направо и налѣво и занять свое обычное, удобное для молитвы мѣ/с. 172/сто. Мужчины должны становиться съ правой стороны, а женщины — съ лѣвой, оставляя свободнымъ проходъ отъ царскихъ вратъ къ выходу. Это древній, вѣками освященный обычай, который нарушать никакъ не слѣдуетъ.

Всѣ входящіе въ храмъ — это «земное небо» — должны и внѣшнимъ видомъ своимъ уподобляться небожителямъ, съ которыми они тамъ входятъ въ общеніе, и ничѣмъ не оскорблять ихъ взора и взора другихъ молящихся: одежда ихъ должна быть скромной и вполнѣ благопристойной, а никакъ не легкомысленной, модной и кричащей. Въ частности, совершенно недопустимо для лицъ женскаго пола входить въ храмъ съ обнаженными руками и ногами, въ чрезмѣрно короткихъ и недостаточно покрывающихъ ихъ наготу платьяхъ, обличающихъ тѣмъ самымъ ихъ нецѣломудренную настроенность, съ непокрытыми головами и съ накрашенными лицами и губами. Входить въ такомъ непристойномъ видѣ въ храмъ Божій — это значитъ кощунственно ругаться надъ его небесной святыней!

Прилично ли запаздывать, когда насъ приглашаютъ на званный обѣдъ или вечеръ къ какому-либо высокопоставленному лицу?

Тѣмъ болѣе неприлично и грѣшно опаздывать къ Божественной службѣ въ храмъ Божій, гдѣ Самъ Владыка и Господь, нашъ Державный Хозяинъ и Повелитель, въ рукахъ Котораго наша жизнь и смерть, насъ ожидаетъ.

Не напрасно произносится въ храмахъ внушительный возгласъ: «Двери! двери! премудростію вонмемъ!» А затѣмъ, по исповѣданіи вѣры: — «Станемъ добрѣ, станемъ со страхомъ! вонмемъ! святое возношеніе въ мирѣ приносити!».

Двери храма, не только какъ это было въ древности, но и теперь должны были бы въ это время совсѣмъ запираться, дабы никто своимъ безвременнымъ вхожденіемъ въ храмъ и исхожденіемъ изъ него не мѣшалъ стоящимъ въ немъ сосредоточенно молиться въ эти важнѣйшія и святѣйшія мгновенія величайшаго христіанскаго таинства Божественной Евхаристіи.

/с. 173/ Если даже на свѣтскихъ зрѣлищахъ, гдѣ показывается людямъ суета міра, нерѣдко входъ закрывается, когда представленіе начнется, чтобы не мѣшать зрителямъ, то почему же у насъ въ храмахъ Божіихъ можетъ быть позволено входить и выходить въ любое время богослуженія и бродить взадъ и впередъ, отвлекая молящихся отъ молитвы?

Великій отвѣтъ за это нарушеніе благоговѣнія понесутъ предъ Богомъ пастыри, которые не учатъ своихъ пасомыхъ сосредоточенной молитвѣ въ храмѣ и, послабляя всякой распущенности, не даютъ возможности благоговѣйно-настроеннымъ въ мирѣ молиться. А еще хуже и преступнѣе, если и въ самомъ алтарѣ происходитъ такое же неблагоговѣйное и излишнее хожденіе взадъ и впередъ, ибо тогда нѣтъ и не можетъ быть настоящей молитвы и у самихъ священнослужителей!

Необходимо помнить всегда и во всѣхъ случаяхъ, что, по замѣчательному изреченію приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго, «Церковь, хотя и основана на землѣ, но принадлежитъ къ числу учрежденій небесныхъ».

Потому-то и всё въ Церкви должно быть небесно.

И самое назначеніе Церкви въ томъ и состоитъ, чтобы возводить насъ отъ земли на небо, изъ земныхъ дѣлать небесными.

Небесными, а не земными, отрѣшенными отъ мірской суеты и отъ страстей и похотей, воюющихъ въ мірѣ, должны быть, прежде всего сами пастыри Церкви, которымъ Господь въ лицѣ Своихъ учениковъ и Апостоловъ, преемниками коихъ они являются, ясно сказалъ: «Отъ міра нѣсте», то-есть: «Вы не отъ міра» (Іоан. 15, 19). Вслѣдствіе этого и самый внѣшній видъ пастырей, не говоря уже о внутренней ихъ настроенности, всё ихъ поведеніе и образъ жизни, весь подходъ ихъ къ дѣлу своего служенія, всѣ методы и пріемы въ обращеніи съ пасомыми — всё должно быть особеннымъ, отличнымъ отъ обычнаго мірского — небеснымъ, а не земнымъ.

И всѣ рядовые вѣрующіе, памятуя непрестанно о томъ, что Церковь Христова прославляетъ тѣхъ, кого /с. 174/ она именуетъ «земными ангелами» и «небесными человѣками», должны ставить предъ собою тотъ же неземной идеалъ — стать чуждыми міру сему, во злѣ лежащему, — стать небесными.

«Пользующіеся міромъ симъ должны быть, какъ непользующіеся» — такъ напоминаетъ объ этомъ св. Ап. Павелъ (1 Кор. 7, 31).

Отрѣшенность отъ земли, устремленность къ небу — вотъ какой высокій идеалъ ставитъ передъ нами наша христіанская вѣра.

Горе тому, кто этого не понимаетъ или не хочетъ понимать, кто этого всѣмъ сердцемъ своимъ не воспринимаетъ и не ощущаетъ!

Таковой совсѣмъ чуждъ истиннаго христіанства и напрасно носитъ имя «христіанина», обманывая себя и другихъ.

Но еще вящшее горе тѣмъ, которые сознательно отвергаютъ этотъ высочайшій идеалъ христіанства, которые обманнымъ образомъ хотятъ подмѣнить его другимъ, низшимъ идеаломъ!

Это — «ложные пророки», это — «корчемники, мѣшающіе вино съ водою», по выраженію Писанія, это — подлинные растлители душъ, къ которымъ можно отнести страшную угрозу Господа: «Кто соблазнитъ одного изъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Меня, тому лучше было бы, если бы повѣсили ему мельничкый жерновъ на шею и потопили его во глубинѣ морской» (Матѳ. 18, 6).

«Горе человѣку тому, чрезъ котораго соблазнъ приходитъ» (Матѳ. 18, 7).

И вотъ, несмотря на это грозное прещеніе Самого Господа, мы наблюдаемъ въ наше время появленіе такого страшнаго соблазна, отвергающаго самое существо христіанства.

Это — страшная и губительная ересь современности, которая ниспровергаетъ догматъ Церкви, стремясь подорвать довѣріе къ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, существующей уже болѣе 19-ти вѣковъ, со всѣми ея догматами, канонами, благочестивыми обычаями и установленіями, — опорочить ее, какъ /с. 175/ несостоятельную, какъ «отжившую», и создать на мѣстѣ ея новую «лже-церковь».

Эта новая «лже-церковь», по замыслу ея организаторовъ, должна быть оторвана отъ неба и сдѣлана вполнѣ мірскимъ учрежденіемъ, съ мірскими цѣлями, задачами и пріемами. «Пастыри» этой «церкви» должны быть вполнѣ мірскими людьми и по внѣшнему виду и по настроенію; взоры вѣрующихъ должны быть отвлечены отъ неба и прикованы къ землѣ; отношеніе къ богослуженію и всѣмъ церковнымъ установленіямъ, равно какъ и всѣ взаимоотношенія въ этой «церкви» должны быть чисто-формальными и оффиціальными, какъ и во всѣхъ свѣтскихъ организаціяхъ.

Идея такой новой «лже-церкви», долженствующей слить въ себѣ и объединить всѣ вѣроисповѣданія на землѣ, стала нынѣ весьма популярной, «модной» и всё болѣе и болѣе расширяется, вмѣстѣ съ такъ называемымъ «экуменическимъ движеніемъ».

И это нисколько не удивительно!

Какъ никогда низко пала сейчасъ въ людяхъ подлинная духовная жизнь, которая одна только и влечетъ людей къ небу, дѣлая ихъ изъ земныхъ небесными. Почти исчезло теперь то «внутреннее дѣланіе», которое такъ процвѣтало у насъ нѣкогда на Святой Руси и которое дало столько дивныхъ столповъ христіанскаго благочестія въ первые вѣка христіанства. А вѣдь безъ этого «внутренняго дѣланія» немыслима подлинная духовная жизнь, невозможно и истинное христіанство.

Вмѣсто этого приходится наблюдать совсѣмъ грозный симптомъ: съ какимъ-то непонятнымъ ожесточеніемъ и съ какой-то злой насмѣшкой отвергается нѣкоторыми духовная жизнь вообще, какъ якобы ненужная и даже «вредная» въ дѣлѣ церковнаго строительства (понимай подъ этимъ: строительства новой «лже-церкви»!), съ замѣной «внутренняго дѣланія» чисто-внѣшнимъ — духовной жизни противупоставляется «организація» и «администрація», какъ-будто одними внѣшними мѣрами можно упорядочить и спасти человѣческую душу.

А вѣдь главной задачей Церкви и является именно спасеніе души!

/с. 176/ Но этого теперь словно знать не хотятъ и о дѣлѣ спасенія души говорятъ нерѣдко съ какой-то иронической усмѣшкой.

Не молитвенникъ, не подвижникъ благочестія, отрѣшающійся отъ земли и устремляющій свой взоръ къ небу, не пастырь добрый, сердечно пекущійся о спасеніи душъ своихъ пасомыхъ и для этого входящій въ ихъ жизнь, дабы оторвать ихъ отъ привязанности къ земному и возвести ихъ умы и сердца къ небесному, — а сухой дѣлецъ-формалистъ, «организаторъ» и «администраторъ» признается теперь этими новѣйшими лжеучителями, «реформаторами» Церкви, идеаломъ. Стремленіе же къ небу, къ чему насъ постоянно призываетъ св. Церковь въ своихъ молитвословіяхъ, объявляется теперь чѣмъ-то «нереальнымъ», «нежизненнымъ» и даже «вреднымъ» для того мнимаго идеала земной «организаціи» и «администраціи», который, вопреки истинному ученію св. Церкви, они себѣ создали и который признаютъ самодовлѣющимъ и единственно будто отвѣчающимъ современнымъ нуждамъ.

Итакъ, вотъ каково характерное знаменіе нашего времени: истинная Христова Церковь съ проповѣдуемой ею духовной жизнью должна быть упразднена и замѣнена нѣкимъ фальшивымъ подобіемъ ея съ чисто-земнымъ устройствомъ, цѣлями и задачами.

Но такое умонастроеніе не есть ли самый явный признакъ наступленія того страшнаго времени, о которомъ сказалъ Христосъ-Господь: «Сынъ Человѣческій пришедъ убо, обрящетъ ли вѣру на земли?» (Лук. 18, 8).

Вѣры въ Бога, вѣры во Христа, вѣры въ Церковь у многихъ уже нѣтъ, и вотъ на опустошенное отъ вѣры мѣсто водворяются иные кумиры — въ томъ числѣ для послѣдователей новой «лже-церкви» кумиръ «организаціи» и «администраціи». Только чего и для чего, если самого-то главнаго — вѣры — нѣтъ — неизвѣстно!

«Организація» и «администрація» безъ настоящей вѣры, безъ подлинной духовной жизни, это — тѣло безъ души, мертвый безжизненный трупъ!

/с. 177/ «Ты носишь имя, будто живъ, но ты мертвъ», и потому «покайся», а «если не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, какъ тать, и ты не узнаешь, въ который часъ найду на тебя» (Апок. 3, 1-3) — вотъ грозный приговоръ Божій объ этой лже-церкви, дѣятеляхъ и послѣдователяхъ ея, хвалящихся своей «организаціей» и «администраціей», то-есть одной видимостью жизни.

Такъ лукаво совершается въ наши дни подмѣна истинныхъ цѣлей Церкви!

Но тутъ здоровое нравственное чувство не можетъ не прозрѣвать козней діавольскихъ — того «дѣйствія заблужденія», при которомъ люди будутъ «вѣрить лжи», о чемъ предупреждалъ насъ св. Апостолъ Павелъ (2 Солун. 2, 11).

Ибо ставить предъ Церковью какія-то иныя цѣ-ли, иныя задачи, кромѣ единственной, для которой она и основана Господомъ-Спасителемъ, — спасенія души — безсмысленно и нелѣпо!

А для спасенія души надо стремиться намъ изъ земныхъ стать небесными и, еще живя здѣсь на землѣ, стараться жить, какъ на небѣ, чему насъ такъ ясно учитъ истинная Церковь Христова и къ чему особенно усердно зоветъ насъ нынѣ, Великимъ постомъ.

Устраняясь, охраняя себя отъ тлетворнаго духа времени, послѣдуемъ призыву св. Церкви, если не желаемъ себѣ вѣчной погибели:

«Пріидите прежде конца вси, братіе, чистымъ сердцемъ приступимъ къ Благоутробному Богу, житейская обстоянія отринувше, о душахъ попеченіе сотворимъ!..» (стихира въ четвергъ Ваій).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 170-177.

http://www.russportal.ru/index.php?id=c … 975_02_026

0


Вы здесь » Православная дружба и общение » Духовная жизнь » Святители, преподобные и их наставления