"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жития святых

Сообщений 61 страница 63 из 63

61

16 НОЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГІЯ КЕДРОВА (БУТОВСКАГО) — СВЯТАГО ПРЕДКА СВЯЩЕННИКА ДМИТРІЯ НЕНАРОКОВА
http://s8.uploads.ru/t/HtK5x.jpg

ЖИТІЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГІЯ КЕДРОВА

Священномученикъ Сергій родился 10 августа 1880 года въ деревнѣ Константиново Бронницкого уѣзда Московской губерніи въ семьѣ священника Павла Кедрова. По окончаніи въ 1901 году Московской Духовной семинаріи Сергѣй Павловичъ былъ направленъ учителемъ въ Старниковскую церковноприходскую школу въ Бронницкомъ уѣздѣ, гдѣ проработалъ до 1908 года.

5 октября 1908 года въ Троицкомъ храмѣ села Фаустово Сергѣй Павловичъ обвѣнчался съ Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Звѣрева.
Храмъ, въ которомъ служилъ священникъ Александръ Звѣревъ, извѣстенъ съ ХVII вѣка и построенъ тщаніемъ царя Алексѣя Михайловича.

17 октября 1908 года Сергѣй Павловичъ былъ рукоположенъ во діакона, а черезъ день, 19 октября, епископъ Дмитровскій, викарій Московской епархіи Трифонъ (Туркестановъ) рукоположилъ его во священника къ Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уѣзда Московской губерніи.

Въ селѣ было два храма: Живоначальной Троицы съ верхней холодной частью и съ нижней теплой – во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы; другой храмъ, во имя соловецкихъ чудотворцевъ преподобныхъ Зосимы и Савватія, былъ холоднымъ. Приходъ состоялъ изъ села Фаустово и расположенной въ трехъ верстахъ отъ него деревни Юрасово и включалъ въ себя двѣсти сорокъ восемь домовъ, въ которыхъ проживало около тысячи шестисотъ прихожанъ. Въ селѣ была церковноприходская школа, которой завѣдовалъ отецъ Сергій, въ ней училось около пятидесяти мальчиковъ и сорока дѣвочекъ. Въ школѣ отецъ Сергій устроилъ особый пѣвческій классъ, гдѣ обучались дѣти, способные къ пѣнію и регентскому искусству; впослѣдствіи изъ нихъ составился прекрасный церковный хоръ, причемъ они оказались настолько вѣрны своему храму, что и во время наступившихъ при совѣтской власти гоненій, преслѣдованій и угрозъ не оставили клироса.

Въ 1922 году отецъ Сергій былъ арестованъ по обвиненію въ сопротивленіи изъятію церковныхъ цѣнностей и приговоренъ къ пяти годамъ заключенія въ концлагерѣ. Въ 1923 году власти амнистировали всѣхъ осужденныхъ по процессамъ, касающимся сопротивленія изъятію церковныхъ цѣнностей, и отецъ Сергій послѣ полутора лѣтъ, проведенныхъ въ концлагерѣ, былъ освобожденъ и вернулся служить въ Троицкій храмъ въ селѣ Фаустово.

Въ двадцатыхъ годахъ отецъ Сергій заболѣлъ тифомъ и его положили въ больницу въ Бронницахъ. Людмила Александровна спросила врача, каково состояніе здоровья священника, и тотъ отвѣтилъ, что оно безнадежно. Матушка тогда дала обѣтъ Богу, что будетъ въ теченіе нѣкотораго времени ходить по воскреснымъ днямъ въ село за двадцать пять километровъ, гдѣ въ храмѣ былъ чудотворный образъ Іерусалимской иконы Божіей Матери. Матушка усердно молилась Матери Божіей, и отецъ Сергій выздоровѣлъ. Матерь Божія спасла его тогда отъ смерти, сохранивъ для мученическаго вѣнца.

За двадцать съ лишнимъ лѣтъ служенія отецъ Сергій сталъ роднымъ для своихъ прихожанъ, и они называли его Сергіемъ Фаустовскимъ; онъ былъ для нихъ заботливымъ отцомъ и усерднымъ попечителемъ о спасеніи ихъ душъ. По большимъ праздникамъ священникъ посѣщалъ съ молебнами дома всѣхъ сельчанъ; заходя къ бѣднымъ прихожанамъ, онъ старался незамѣтно оставить въ ихъ домѣ милостыню. Однажды, отслуживъ молебенъ въ домѣ, гдѣ жили сироты, онъ досталъ изъ кармана деньги и положилъ незамѣтно подъ блюдечко, а псаломщику, служившему съ нимъ, тихонько сказалъ: «Не обижайся, это я свои деньги положилъ».

За усердное и ревностное служеніе отецъ Сергій къ Пасхѣ 1929 года былъ возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ благочиннымъ 6-го округа Бронницкого уѣзда. Это былъ первый священникъ, награжденный саномъ протоіерея за всю исторію существованія храма въ Фаустове. 19 апрѣля 1932 года отецъ Сергій былъ награжденъ крестомъ съ украшеніями.

Онъ былъ усерднымъ проповѣдникомъ и неопустительно говорилъ на каждомъ богослуженіи поученія – ясныя, конкретныя и простыя.

Сотрудники НКВД арестовали священника 25 октября 1937 года, въ ночь подъ празднованіе чтимой въ этихъ мѣстахъ Іерусалимской иконы Божіей Матери, передъ которой когда-то молилась его матушка, прося исцѣленія отцу Сергію отъ смертельной болѣзни. Наканунѣ праздника протоіерей Сергій отслужилъ всенощную, а около двухъ часовъ ночи его пришли арестовывать предсѣдатель Фаустовского сельсовѣта и участковый милиціонеръ. Они постучались. Отецъ Сергій вышелъ на крыльцо и поздоровался съ ними.
– Ну, давайте собирайтесь, – сказалъ милиціонеръ.
– Вы извините, но я еще не готовъ, сейчасъ я приготовлюсь, – сказалъ священникъ. – Подождите здѣсь, дайте мнѣ Богу помолиться.
И таково было уваженіе и любовь народа къ священнику, что даже представители мѣстныхъ властей не вошли въ домъ, не стали устраивать обыскъ, но терпѣливо ждали, когда пастырь выйдетъ, чтобы исполнить приказъ объ арестѣ.
Отецъ Сергій долго и усердно молился и наконецъ, причастившись Святыхъ Христовыхъ Тайнъ, вышелъ къ нимъ.

Протоіерей Сергій былъ заключенъ въ тюрьму въ городѣ Коломнѣ. Въ поискахъ доказательствъ вины священника слѣдователь сталъ вызывать на допросы жителей села. Одна изъ женщинъ показала, что однажды въ присутствіи колхозниковъ отецъ Сергій сказалъ, что много пишутъ и говорятъ о колхозахъ, что они улучшаютъ матеріальное благосостояніе колхозниковъ, но въ дѣйствительности дѣло обстоитъ не такъ, жизнь колхозниковъ съ каждымъ годомъ становится всё хуже; по‑видимому, со временемъ колхозы изживутъ себя. Этимъ и ограничились всѣ доказательства обвиненія, которыя удалось собрать противъ священника.

15 ноября тройка НКВД приговорила отца Сергія къ разстрѣлу. Протоіерей Сергій Кедровъ былъ разстрѣлянъ на слѣдующій день, 16 ноября 1937 года, на полигонѣ Бутово подъ Москвой вмѣстѣ съ другомъ его юности, братомъ его жены, отцомъ Александромъ Звѣревымъ. Отецъ Александръ незадолго до того былъ арестованъ въ Возмищѣ. Передъ осуществленіемъ приговора, отецъ Александръ и отецъ Сергій нашли другъ друга, имѣли возможность ободриться и прочитать другъ другу разрѣшительныя молитвы.

Въ августѣ 2000 года протоіерей Сергій Кедровъ причисленъ къ лику святыхъ
http://sf.uploads.ru/t/geDVS.jpg

Святый священномучениче Сергіе, моли Бога о насъ!

+3

62

Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
http://s9.uploads.ru/t/Akjva.jpg

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.
На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту.
По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.
Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски».
Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его.
16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.
11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; и вскоре после этого он был определен настоятелем древней обители – новгородского Юрьева монастыря. В 1812 году на Россию обрушились бедствия Наполеоновского нашествия. Вместе со всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова.
Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.
Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный...»
Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.
Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ, и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия». Но он хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые опыты.
5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.
15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.
Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии. Как-то, во время одной из таких поездок, архиепископ Филарет спросил ямщика, как называется село, через которое лежала дорога. «Село Нехорошее», – ответил ямщик. «Все же тут, чай, найдутся и хорошие люди?» – «Вестимо, что найдутся. А не то Бог не потерпел бы и села». – «Вот, – промолвил он в заключение своей беседы со мной, пишет его биограф, – я хотел поучить ямщика, а вышло наоборот – ямщик меня наставил».
26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года.
В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.
В мае 1823 года был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.
В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.
В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления, во всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали на себе его тяжелую руку.
И только бестрепетный московский владыка умел поставить строптивого обер-прокурора на место. Однажды, вскоре после назначения на обер-прокурорскую должность, Протасов, явившись в присутствие Синода, уселся в архиерейское кресло. Митрополит Филарет обратился к нему с вопросом: «Давно ли, Ваше сиятельство, получили хиротонию?» Протасов ничего не понял. «Давно ли посвящены в священный сан?» – повторил святитель и объяснил, что за столом, за который он уселся, восседают члены Синода. «Где же мое место?» – спросил Протасов. И митрополит Филарет указал ему его место: стоящий в сторонке обер-прокурорский стол.
В 1832 году митрополит Филарет, по поручению Синода, составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».
Пребывая после этого безотлучно в Московской епархии, митрополит Филарет продолжал, однако, участвовать в деятельности Синода, откуда ему высылались бумаги на отзыв. Более того, обер-прокурор Н. А. Протасов, виновник удаления святителя из Петербурга, сам нередко приезжал к нему в Москву за советом и постоянно вел с ним деловую переписку.
Авторитет митрополита Филарета рос и помимо его участия в решении синодальных дел. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить «всероссийского архипастыря».
Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от Православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.
Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.
Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину Православия и христианской любовью.
Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех»«.
Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.
Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.
При всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу, святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда же ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы Московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Императору доложили об отказе митрополита и передали его слова, Николай I не без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского.
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.
Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение Литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов; за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток новозданных церквей.
Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши..,» – «Смелости не достает», – со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова.
В управлении епархией митрополит Филарет не придавал особенно важного значения формальным резолюциям. В судебных решениях, которые ему приходилось принимать как епархиальному архиерею, святитель всегда был справедлив, и по рассмотрении, в одних случаях снисходителен и милостив, а в других – строг и неумолим, руководствуясь при этом не пристрастием, а заботой о благе Церкви и о пользе человеческих душ.
Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению и под его надзором профессора академии принялись за исключительно важный труд – перевод творений святых отцов на русский язык.
Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».
Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых падениях философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть немощна!» – «Не наоборот ли бывает, – возразил митрополит, – плоть бодра, а дух немощен».
День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения или молитвенным участием в нем. После литургии пил чай – и начинались служебные занятия: доклады секретаря и служащих в консистории, прием посетителей; между вторым и третьим часом легкий обед; потом час или два отдыха, который заключался в чтении книг, газет и журналов; и опять дела – доклады, служебная переписка.
Домашняя обстановка его и в Троицком подворье в Лаврских покоях была проста и скромна. Людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души и укорял тех, кто обращался к нему словами хвалы, даже и искренно сказанными. «Сделайте милость, – писал он, – не говорите мне о моем смирении, которого я не достиг, и не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин».
17 сентября 1867 года митрополит Филарет по окончании ранней Литургии в лаврской крестовой церкви сказал своему духовнику архимандриту Антонию: «Я ныне видел сон, и мне сказано: береги 19 число». – «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения?» – усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой уверенностью проговорил: «Не сон я видел – мне явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого времени каждое 19 число причащаться Святых Тайн». 19 октября, причастившись в домовой церкви, он опять отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в Москву на Троицкое подворье.В эти дни он никому не отказывал в приеме, но желающим его навестить еще раз говорил, чтобы они приходили до 19 ноября.
Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Троице-Сергиевой Лавре, вместе с мощами святителя Иннокентия Московского.
Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.

https://vk.com/prav.novoros.strelkov

+1

63

Святой пастырь Руси праведный Іоаннъ Кронштадскій, освящая знамена «Союза Русскаго Народа», напомнилъ: «какъ тѣло безъ души мертво, такъ и Россія безъ всепросвѣщающей Православной Вѣры и жизнетворной Самодержавной Власти мертво». Въ своей телеграммѣ, присланной къ Съѣзду монархистовъ-черносотенцевъ, св.Іоаннъ писалъ: «Восторженно слѣжу за рѣчами и дѣяніями Съѣзда и благодарю отъ всего сердца Господа, смилостившегося надъ Россіей и собравшаго около колыбели русскаго христіанства вѣрныхъ чадъ Своихъ для единодушной защиты Вѣры, Царя и Отечества»...
http://s6.uploads.ru/t/eHcfX.jpg

Въ своей телеграммѣ, присланной къ Съѣзду монархистовъ-черносотенцевъ, св.Іоаннъ Кронштадтскій писалъ: «Восторженно слѣжу за рѣчами и дѣяніями Съѣзда и благодарю отъ всего сердца Господа, смилостившегося надъ Россіей и собравшаго около колыбели русскаго христіанства вѣрныхъ чадъ Своихъ для единодушной защиты Вѣры, Царя и Отечества».

Іоаннъ Кронштадтскій – молитвенникъ земли Русской

Св. правъ. Іоаннъ Кронштадтскій († 20 декъ. 1908) уже при жизни почитался православнымъ народомъ какъ Всероссійскій Пастырь, какъ "святой батюшка".

Будучи еще студентомъ Петербургской духовной академіи, Иванъ Сергіевъ видѣлъ, что люди въ столицѣ, просвѣщенные ранѣе свѣтомъ Христовымъ, забыли Бога и сдѣлались дикарями. И тогда въ 1855 г. онъ выбралъ священническій путь среди городскихъ неоязычниковъ изъ христіанъ и понесъ людямъ слово любви и свои святыя молитвы.

Свой долгъ пастыря отецъ Іоаннъ видѣлъ въ духовно-нравственномъ врачеваніи погибающихъ людей. Онъ сурово обличалъ невѣріе, богоборчество, сектанство, предвидя грядущія скорбныя испытанія для Россіи и русскаго народа. «Держись же, Россія, твердо вѣры твоей, и Церкви, и Царя Православнаго, если хочешь быть непоколеблемой людьми невѣрія, безначалія и не хочешь лишиться царства и Царя Православнаго.

А если отпадешь отъ своей вѣры, какъ уже отпали отъ нея многіе интеллигенты, то не будешь уже Россіей или Русью святой, а сбродомъ всякихъ иновѣрцевъ, стремящихся истребить другъ друга. И если не будетъ покаянія у русскаго народа, – конецъ міра близокъ. Богъ отниметъ у него благочестиваго Царя и пошлетъ бичъ въ лицѣ нечестивыхъ, жестокихъ, самозваныхъ правителей, которые зальютъ всю землю кровью и слезами», – пророчествовалъ о. Іоаннъ.

Въ годы такъ называемой "первой революціи" отецъ Іоаннъ сталъ для нея могучей духовной преградой. Онъ четко видѣлъ въ станѣ революціонеровъ и наиболѣе активное ядро изъ представителей самаго антихристіанскаго народа, не разъ называя его своимъ именемъ. Но и о русскихъ либералахъ высказывался откровенно:

«Христіане, которые не вѣруютъ въ Бога, которые съ евреями дѣйствуютъ заодно, которымъ всё равно, какая вѣра: съ евреями они евреи, съ поляками они поляки, - тѣ не христіане, они только званые, и погибнутъ, если не раскаются» (2.10.1908). ("Моя жизнь во Христѣ").

Всероссійскій батюшка активно поддержалъ простыхъ русскихъ людей, стихійно выступившихъ въ смутные годы "первой революціи" на защиту православной государственности. Онъ благословилъ созданіе Союза Русскаго Народа и вступилъ въ него рядовымъ членомъ (членскій билетъ № 200787). При вступленіи въ СРН онъ собственноручно подписалъ такое заявленіе:

"Желая вступить въ число членовъ Союза, стремящагося къ содѣйствію всѣми законными средствами правильному развитію началъ Русской государственности и русскаго народнаго хозяйства на основахъ Православія, Неограниченнаго Самодержавія и Русской Народности, - прошу зачислить меня какъ единомышленника".

26 ноября 1906 г. въ Юрьевъ день памяти св. Георгія Побѣдоносца, небеснаго покровителя Союза, о. Іоаннъ лично присутствовалъ на обрядѣ торжественнаго освященія хоругви и знамени СРН въ Михайловскомъ Манежѣ. Отецъ Іоаннъ съ благоговѣніемъ поцѣловалъ знамя и вручилъ его преклонившему колѣна главѣ Союза Дубровину. Въ адресъ участниковъ III Всероссійскаго Съѣзда Русскихъ Людей въ Кіевѣ въ октябрѣ 1906 г. онъ прислалъ привѣтственную телеграмму: "Восторженно слѣжу за рѣчами и дѣяніями съѣзда и благодарю отъ всего сердца Господа, смилостившегося надъ Россіей и собравшаго около колыбели русскаго христіанства вѣрныхъ чадъ Своихъ для единодушной защиты Вѣры, Царя и Отечества".

Въ октябрѣ 1907 г. рѣшеніемъ Главнаго Совѣта Союза о. Іоаннъ былъ избранъ пожизненнымъ почетнымъ членомъ. "Алкая и жаждая духовной близости къ тебѣ и единенія съ тобою, Добрый Пастырь, Главный Совѣтъ Союза Русскаго Народа избралъ тебя единогласно въ свои почетные члены", - говорилось въ рѣшеніи Главнаго Совѣта. Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій и матеріально поддерживалъ Союзъ, онъ передалъ въ видѣ взноса большую по тѣмъ временамъ сумму въ 10 тысячъ рублей.

Отецъ Іоаннъ призывалъ народъ вести борьбу противъ революціонеровъ по-христіански и осуждалъ безсмысленное насиліе, какими выглядѣли еврейскіе погромы. Однако погромы часто провоцировались намѣренно тѣми, кто хотѣлъ использовать ихъ въ своихъ политическихъ и революціонныхъ цѣляхъ – и въ этомъ о. Іоаннъ тоже честно разобрался. Строго осудивъ поначалу, подъ воздѣйствіемъ еврейской печати, русско-молдавскихъ участниковъ Кишиневскаго погрома въ 1903 г., позже онъ опубликовалъ заявленіе: «Взываю къ христiанамъ кишиневскимъ:

простите исключительно только къ вамъ обращенную мною укоризну въ совершившихся безобразіяхъ. Теперь я убѣжденъ изъ писемъ очевидцевъ, что нельзя обвинять однихъ христiанъ, вызванныхъ на безпорядки евреями, и что въ погромѣ виноваты преимущественно сами евреи... Я достовѣрно убѣдился, что евреи сами были причиною того буйства, увѣчій, которыя ознаменовали 6-е и 7-е числа апрѣля. Увѣрился я, что христiане въ концѣ-концовъ остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увѣчья сугубо награжденными отъ своихъ и чужихъ собратій» (журналъ ”Наблюдатель”, 1903г., №6, стр.48, 49).

Богословскія сужденія о. Іоанна въ вопросѣ іудаизма были также точно вывѣрены и далеки отъ царившей въ обществѣ и даже среди духовенства "филосемитской повинности": «Весь Израиль спасется (Рим. 11:26), весь Израиль, то есть истинные израильтяне, какъ Наѳанаилъ, о которомъ Господь сказалъ: Се воистинну израильтянинъ, въ немже льсти нѣсть (Іоан. 1, 47). Вотъ какіе израильтяне спасутся. Евреи въ большинствѣ за свое лукавство и безчисленныя злодѣянія, въ коихъ не покаялись, погибнутъ" ("Послѣдній дневникъ").

Вся жизнь о. Іоанна – образецъ православнаго христіанина, священника Божія, который не покорился "бѣднымъ и немощнымъ началамъ" матеріальнымъ, какъ и духу міра сего въ образованныхъ слояхъ, а жилъ въ Богѣ и для Бога какъ народный молитвенникъ и праведникъ, какъ монахъ въ міру, въ тяжкій періодъ обостренія духовной брани столь дивно спасавшій душу свою и тысячъ людей вокругъ себя.

Страдальцы православные говорили себѣ: труденъ путь нашего спасенія... Но всё же этотъ путь, и при нынѣшнихъ условіяхъ нашей жизни, проходимъ. Жизнь дорогого батюшки Кронштадтскаго подтверждаетъ это: онъ не въ затворѣ спасался; не удаленъ былъ отъ міра, а жилъ, работалъ въ самомъ центрѣ его, въ обычныхъ нашихъ "мірскихъ" условіяхъ, подвергаясь непрерывнымъ нападкамъ враговъ Православія... На это бѣжала посмотрѣть толпа народная, со всей Россіи бѣжала - алчущая правды, плачущая о грѣхахъ. Она, видя немощи свои, хотѣла хоть чуточку духовно обогрѣться около того, вся жизнь котораго была "во Христѣ", который для русскаго народа болѣе полусотни самыхъ тяжкихъ предреволюціонныхъ лѣтъ, когда враги Христовы пошли въ наступленіе на Русь Святую, былъ своего рода духовнымъ "костромъ", къ которому стремились перезябшіе въ грѣховной суетѣ люди.

По молитвамъ о. Іоанна совершались чудесныя исцѣленія тысячъ людей. И къ нему шли за благодатнымъ врачеваніемъ не только православные, но и иновѣрцы, и магометане, и даже порою отчаявшіеся іудеи.

Его святость видѣлъ и Государь Александръ III. Именно отца Іоанна Царь пригласилъ въ Ливадію въ октябрѣ 1894 г., предчувствуя свою кончину. Отецъ Іоаннъ писалъ позже, что онъ «оставался въ Высочайшемъ присутствіи до самой блаженной кончины Государя... Государь Императоръ выразилъ желаніе, чтобы я возложилъ мои руки на главу его, и когда я держалъ, Его Величество сказалъ мнѣ: "Васъ любитъ народъ". - "Да, - сказалъ я, - Ваше Величество, Вашъ народъ любитъ меня". Тогда онъ изволилъ сказать: "Да, потому что онъ знаетъ, кто вы и что вы" (точныя его слова)».

Отецъ Іоаннъ скончался 20 декабря 1908 г. и былъ погребенъ въ основанномъ имъ Ивановскомъ монастырѣ, близъ рѣки Карповки въ Санктъ-Петербургѣ.

Императоръ Николай II скорбѣлъ, что "угасъ великій свѣтильникъ Церкви Христовой и молитвенникъ земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведникъ", и черезъ 3 недѣли послѣ кончины о. Іоанна издалъ Высочайшій Рескриптъ, въ которомъ выразилъ пожеланіе ежегодно ознаменовывать день кончины отца Іоанна молитвеннымъ поминовеніемъ, положивъ этимъ основу для его причисленія къ лику святыхъ.

Прославленіе его состоялось въ Русской Православной Церкви за границей въ 1964 г. (Святителемъ Филаретомъ-Исповѣдникомъ) , въ Московской Патріархіи – въ 1990 году.

http://www.rusidea.org/?a=25010204
http://3rm.info/publications/1243-ioann … sskoj.html

http://sh.uploads.ru/t/2ZdJx.jpg

0