Форум - для православного общения. Изучение и обсуждение пророчеств о наших временах. Гвардия Святой Руси События в церкви и Святой Руси, друзья и враги

Форум друзей, противников экуменизма и апостасии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жития святых

Сообщений 61 страница 67 из 67

61

16 НОЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГІЯ КЕДРОВА (БУТОВСКАГО) — СВЯТАГО ПРЕДКА СВЯЩЕННИКА ДМИТРІЯ НЕНАРОКОВА
http://s8.uploads.ru/t/HtK5x.jpg

ЖИТІЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА СЕРГІЯ КЕДРОВА

Священномученикъ Сергій родился 10 августа 1880 года въ деревнѣ Константиново Бронницкого уѣзда Московской губерніи въ семьѣ священника Павла Кедрова. По окончаніи въ 1901 году Московской Духовной семинаріи Сергѣй Павловичъ былъ направленъ учителемъ въ Старниковскую церковноприходскую школу въ Бронницкомъ уѣздѣ, гдѣ проработалъ до 1908 года.

5 октября 1908 года въ Троицкомъ храмѣ села Фаустово Сергѣй Павловичъ обвѣнчался съ Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Звѣрева.
Храмъ, въ которомъ служилъ священникъ Александръ Звѣревъ, извѣстенъ съ ХVII вѣка и построенъ тщаніемъ царя Алексѣя Михайловича.

17 октября 1908 года Сергѣй Павловичъ былъ рукоположенъ во діакона, а черезъ день, 19 октября, епископъ Дмитровскій, викарій Московской епархіи Трифонъ (Туркестановъ) рукоположилъ его во священника къ Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уѣзда Московской губерніи.

Въ селѣ было два храма: Живоначальной Троицы съ верхней холодной частью и съ нижней теплой – во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы; другой храмъ, во имя соловецкихъ чудотворцевъ преподобныхъ Зосимы и Савватія, былъ холоднымъ. Приходъ состоялъ изъ села Фаустово и расположенной въ трехъ верстахъ отъ него деревни Юрасово и включалъ въ себя двѣсти сорокъ восемь домовъ, въ которыхъ проживало около тысячи шестисотъ прихожанъ. Въ селѣ была церковноприходская школа, которой завѣдовалъ отецъ Сергій, въ ней училось около пятидесяти мальчиковъ и сорока дѣвочекъ. Въ школѣ отецъ Сергій устроилъ особый пѣвческій классъ, гдѣ обучались дѣти, способные къ пѣнію и регентскому искусству; впослѣдствіи изъ нихъ составился прекрасный церковный хоръ, причемъ они оказались настолько вѣрны своему храму, что и во время наступившихъ при совѣтской власти гоненій, преслѣдованій и угрозъ не оставили клироса.

Въ 1922 году отецъ Сергій былъ арестованъ по обвиненію въ сопротивленіи изъятію церковныхъ цѣнностей и приговоренъ къ пяти годамъ заключенія въ концлагерѣ. Въ 1923 году власти амнистировали всѣхъ осужденныхъ по процессамъ, касающимся сопротивленія изъятію церковныхъ цѣнностей, и отецъ Сергій послѣ полутора лѣтъ, проведенныхъ въ концлагерѣ, былъ освобожденъ и вернулся служить въ Троицкій храмъ въ селѣ Фаустово.

Въ двадцатыхъ годахъ отецъ Сергій заболѣлъ тифомъ и его положили въ больницу въ Бронницахъ. Людмила Александровна спросила врача, каково состояніе здоровья священника, и тотъ отвѣтилъ, что оно безнадежно. Матушка тогда дала обѣтъ Богу, что будетъ въ теченіе нѣкотораго времени ходить по воскреснымъ днямъ въ село за двадцать пять километровъ, гдѣ въ храмѣ былъ чудотворный образъ Іерусалимской иконы Божіей Матери. Матушка усердно молилась Матери Божіей, и отецъ Сергій выздоровѣлъ. Матерь Божія спасла его тогда отъ смерти, сохранивъ для мученическаго вѣнца.

За двадцать съ лишнимъ лѣтъ служенія отецъ Сергій сталъ роднымъ для своихъ прихожанъ, и они называли его Сергіемъ Фаустовскимъ; онъ былъ для нихъ заботливымъ отцомъ и усерднымъ попечителемъ о спасеніи ихъ душъ. По большимъ праздникамъ священникъ посѣщалъ съ молебнами дома всѣхъ сельчанъ; заходя къ бѣднымъ прихожанамъ, онъ старался незамѣтно оставить въ ихъ домѣ милостыню. Однажды, отслуживъ молебенъ въ домѣ, гдѣ жили сироты, онъ досталъ изъ кармана деньги и положилъ незамѣтно подъ блюдечко, а псаломщику, служившему съ нимъ, тихонько сказалъ: «Не обижайся, это я свои деньги положилъ».

За усердное и ревностное служеніе отецъ Сергій къ Пасхѣ 1929 года былъ возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ благочиннымъ 6-го округа Бронницкого уѣзда. Это былъ первый священникъ, награжденный саномъ протоіерея за всю исторію существованія храма въ Фаустове. 19 апрѣля 1932 года отецъ Сергій былъ награжденъ крестомъ съ украшеніями.

Онъ былъ усерднымъ проповѣдникомъ и неопустительно говорилъ на каждомъ богослуженіи поученія – ясныя, конкретныя и простыя.

Сотрудники НКВД арестовали священника 25 октября 1937 года, въ ночь подъ празднованіе чтимой въ этихъ мѣстахъ Іерусалимской иконы Божіей Матери, передъ которой когда-то молилась его матушка, прося исцѣленія отцу Сергію отъ смертельной болѣзни. Наканунѣ праздника протоіерей Сергій отслужилъ всенощную, а около двухъ часовъ ночи его пришли арестовывать предсѣдатель Фаустовского сельсовѣта и участковый милиціонеръ. Они постучались. Отецъ Сергій вышелъ на крыльцо и поздоровался съ ними.
– Ну, давайте собирайтесь, – сказалъ милиціонеръ.
– Вы извините, но я еще не готовъ, сейчасъ я приготовлюсь, – сказалъ священникъ. – Подождите здѣсь, дайте мнѣ Богу помолиться.
И таково было уваженіе и любовь народа къ священнику, что даже представители мѣстныхъ властей не вошли въ домъ, не стали устраивать обыскъ, но терпѣливо ждали, когда пастырь выйдетъ, чтобы исполнить приказъ объ арестѣ.
Отецъ Сергій долго и усердно молился и наконецъ, причастившись Святыхъ Христовыхъ Тайнъ, вышелъ къ нимъ.

Протоіерей Сергій былъ заключенъ въ тюрьму въ городѣ Коломнѣ. Въ поискахъ доказательствъ вины священника слѣдователь сталъ вызывать на допросы жителей села. Одна изъ женщинъ показала, что однажды въ присутствіи колхозниковъ отецъ Сергій сказалъ, что много пишутъ и говорятъ о колхозахъ, что они улучшаютъ матеріальное благосостояніе колхозниковъ, но въ дѣйствительности дѣло обстоитъ не такъ, жизнь колхозниковъ съ каждымъ годомъ становится всё хуже; по‑видимому, со временемъ колхозы изживутъ себя. Этимъ и ограничились всѣ доказательства обвиненія, которыя удалось собрать противъ священника.

15 ноября тройка НКВД приговорила отца Сергія къ разстрѣлу. Протоіерей Сергій Кедровъ былъ разстрѣлянъ на слѣдующій день, 16 ноября 1937 года, на полигонѣ Бутово подъ Москвой вмѣстѣ съ другомъ его юности, братомъ его жены, отцомъ Александромъ Звѣревымъ. Отецъ Александръ незадолго до того былъ арестованъ въ Возмищѣ. Передъ осуществленіемъ приговора, отецъ Александръ и отецъ Сергій нашли другъ друга, имѣли возможность ободриться и прочитать другъ другу разрѣшительныя молитвы.

Въ августѣ 2000 года протоіерей Сергій Кедровъ причисленъ къ лику святыхъ
http://sf.uploads.ru/t/geDVS.jpg

Святый священномучениче Сергіе, моли Бога о насъ!

+3

62

Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит
http://s9.uploads.ru/t/Akjva.jpg

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.
На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту.
По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.
Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски».
Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его.
16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.
11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; и вскоре после этого он был определен настоятелем древней обители – новгородского Юрьева монастыря. В 1812 году на Россию обрушились бедствия Наполеоновского нашествия. Вместе со всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова.
Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.
Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный...»
Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.
Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ, и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия». Но он хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые опыты.
5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.
15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.
Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии. Как-то, во время одной из таких поездок, архиепископ Филарет спросил ямщика, как называется село, через которое лежала дорога. «Село Нехорошее», – ответил ямщик. «Все же тут, чай, найдутся и хорошие люди?» – «Вестимо, что найдутся. А не то Бог не потерпел бы и села». – «Вот, – промолвил он в заключение своей беседы со мной, пишет его биограф, – я хотел поучить ямщика, а вышло наоборот – ямщик меня наставил».
26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года.
В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.
В мае 1823 года был напечатан его «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Книга расходилась нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось выпустить второе издание. «Катехизис» был переведен на греческий, английский и другие языки.
В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.
В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления, во всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали на себе его тяжелую руку.
И только бестрепетный московский владыка умел поставить строптивого обер-прокурора на место. Однажды, вскоре после назначения на обер-прокурорскую должность, Протасов, явившись в присутствие Синода, уселся в архиерейское кресло. Митрополит Филарет обратился к нему с вопросом: «Давно ли, Ваше сиятельство, получили хиротонию?» Протасов ничего не понял. «Давно ли посвящены в священный сан?» – повторил святитель и объяснил, что за столом, за который он уселся, восседают члены Синода. «Где же мое место?» – спросил Протасов. И митрополит Филарет указал ему его место: стоящий в сторонке обер-прокурорский стол.
В 1832 году митрополит Филарет, по поручению Синода, составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».
Пребывая после этого безотлучно в Московской епархии, митрополит Филарет продолжал, однако, участвовать в деятельности Синода, откуда ему высылались бумаги на отзыв. Более того, обер-прокурор Н. А. Протасов, виновник удаления святителя из Петербурга, сам нередко приезжал к нему в Москву за советом и постоянно вел с ним деловую переписку.
Авторитет митрополита Филарета рос и помимо его участия в решении синодальных дел. За наставлениями к нему приезжали архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить «всероссийского архипастыря».
Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от Православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.
Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.
Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину Православия и христианской любовью.
Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех»«.
Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.
Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861 года – освобождением помещичьих крестьян от крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда понадобилось составить обращение царя к народу – «Манифест». Написанный святителем «Манифест» был обнародован 19 февраля, послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием больших перемен.
При всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу, святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда же ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы Московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Императору доложили об отказе митрополита и передали его слова, Николай I не без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского.
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.
Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение Литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов; за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток новозданных церквей.
Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши..,» – «Смелости не достает», – со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова.
В управлении епархией митрополит Филарет не придавал особенно важного значения формальным резолюциям. В судебных решениях, которые ему приходилось принимать как епархиальному архиерею, святитель всегда был справедлив, и по рассмотрении, в одних случаях снисходителен и милостив, а в других – строг и неумолим, руководствуясь при этом не пристрастием, а заботой о благе Церкви и о пользе человеческих душ.
Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению и под его надзором профессора академии принялись за исключительно важный труд – перевод творений святых отцов на русский язык.
Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».
Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых падениях философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть немощна!» – «Не наоборот ли бывает, – возразил митрополит, – плоть бодра, а дух немощен».
День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения или молитвенным участием в нем. После литургии пил чай – и начинались служебные занятия: доклады секретаря и служащих в консистории, прием посетителей; между вторым и третьим часом легкий обед; потом час или два отдыха, который заключался в чтении книг, газет и журналов; и опять дела – доклады, служебная переписка.
Домашняя обстановка его и в Троицком подворье в Лаврских покоях была проста и скромна. Людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души и укорял тех, кто обращался к нему словами хвалы, даже и искренно сказанными. «Сделайте милость, – писал он, – не говорите мне о моем смирении, которого я не достиг, и не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин».
17 сентября 1867 года митрополит Филарет по окончании ранней Литургии в лаврской крестовой церкви сказал своему духовнику архимандриту Антонию: «Я ныне видел сон, и мне сказано: береги 19 число». – «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения?» – усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой уверенностью проговорил: «Не сон я видел – мне явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого времени каждое 19 число причащаться Святых Тайн». 19 октября, причастившись в домовой церкви, он опять отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в Москву на Троицкое подворье.В эти дни он никому не отказывал в приеме, но желающим его навестить еще раз говорил, чтобы они приходили до 19 ноября.
Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Троице-Сергиевой Лавре, вместе с мощами святителя Иннокентия Московского.
Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.

https://vk.com/prav.novoros.strelkov

+1

63

Святой пастырь Руси праведный Іоаннъ Кронштадскій, освящая знамена «Союза Русскаго Народа», напомнилъ: «какъ тѣло безъ души мертво, такъ и Россія безъ всепросвѣщающей Православной Вѣры и жизнетворной Самодержавной Власти мертво». Въ своей телеграммѣ, присланной къ Съѣзду монархистовъ-черносотенцевъ, св.Іоаннъ писалъ: «Восторженно слѣжу за рѣчами и дѣяніями Съѣзда и благодарю отъ всего сердца Господа, смилостившегося надъ Россіей и собравшаго около колыбели русскаго христіанства вѣрныхъ чадъ Своихъ для единодушной защиты Вѣры, Царя и Отечества»...
http://s6.uploads.ru/t/eHcfX.jpg

Въ своей телеграммѣ, присланной къ Съѣзду монархистовъ-черносотенцевъ, св.Іоаннъ Кронштадтскій писалъ: «Восторженно слѣжу за рѣчами и дѣяніями Съѣзда и благодарю отъ всего сердца Господа, смилостившегося надъ Россіей и собравшаго около колыбели русскаго христіанства вѣрныхъ чадъ Своихъ для единодушной защиты Вѣры, Царя и Отечества».

Іоаннъ Кронштадтскій – молитвенникъ земли Русской

Св. правъ. Іоаннъ Кронштадтскій († 20 декъ. 1908) уже при жизни почитался православнымъ народомъ какъ Всероссійскій Пастырь, какъ "святой батюшка".

Будучи еще студентомъ Петербургской духовной академіи, Иванъ Сергіевъ видѣлъ, что люди въ столицѣ, просвѣщенные ранѣе свѣтомъ Христовымъ, забыли Бога и сдѣлались дикарями. И тогда въ 1855 г. онъ выбралъ священническій путь среди городскихъ неоязычниковъ изъ христіанъ и понесъ людямъ слово любви и свои святыя молитвы.

Свой долгъ пастыря отецъ Іоаннъ видѣлъ въ духовно-нравственномъ врачеваніи погибающихъ людей. Онъ сурово обличалъ невѣріе, богоборчество, сектанство, предвидя грядущія скорбныя испытанія для Россіи и русскаго народа. «Держись же, Россія, твердо вѣры твоей, и Церкви, и Царя Православнаго, если хочешь быть непоколеблемой людьми невѣрія, безначалія и не хочешь лишиться царства и Царя Православнаго.

А если отпадешь отъ своей вѣры, какъ уже отпали отъ нея многіе интеллигенты, то не будешь уже Россіей или Русью святой, а сбродомъ всякихъ иновѣрцевъ, стремящихся истребить другъ друга. И если не будетъ покаянія у русскаго народа, – конецъ міра близокъ. Богъ отниметъ у него благочестиваго Царя и пошлетъ бичъ въ лицѣ нечестивыхъ, жестокихъ, самозваныхъ правителей, которые зальютъ всю землю кровью и слезами», – пророчествовалъ о. Іоаннъ.

Въ годы такъ называемой "первой революціи" отецъ Іоаннъ сталъ для нея могучей духовной преградой. Онъ четко видѣлъ въ станѣ революціонеровъ и наиболѣе активное ядро изъ представителей самаго антихристіанскаго народа, не разъ называя его своимъ именемъ. Но и о русскихъ либералахъ высказывался откровенно:

«Христіане, которые не вѣруютъ въ Бога, которые съ евреями дѣйствуютъ заодно, которымъ всё равно, какая вѣра: съ евреями они евреи, съ поляками они поляки, - тѣ не христіане, они только званые, и погибнутъ, если не раскаются» (2.10.1908). ("Моя жизнь во Христѣ").

Всероссійскій батюшка активно поддержалъ простыхъ русскихъ людей, стихійно выступившихъ въ смутные годы "первой революціи" на защиту православной государственности. Онъ благословилъ созданіе Союза Русскаго Народа и вступилъ въ него рядовымъ членомъ (членскій билетъ № 200787). При вступленіи въ СРН онъ собственноручно подписалъ такое заявленіе:

"Желая вступить въ число членовъ Союза, стремящагося къ содѣйствію всѣми законными средствами правильному развитію началъ Русской государственности и русскаго народнаго хозяйства на основахъ Православія, Неограниченнаго Самодержавія и Русской Народности, - прошу зачислить меня какъ единомышленника".

26 ноября 1906 г. въ Юрьевъ день памяти св. Георгія Побѣдоносца, небеснаго покровителя Союза, о. Іоаннъ лично присутствовалъ на обрядѣ торжественнаго освященія хоругви и знамени СРН въ Михайловскомъ Манежѣ. Отецъ Іоаннъ съ благоговѣніемъ поцѣловалъ знамя и вручилъ его преклонившему колѣна главѣ Союза Дубровину. Въ адресъ участниковъ III Всероссійскаго Съѣзда Русскихъ Людей въ Кіевѣ въ октябрѣ 1906 г. онъ прислалъ привѣтственную телеграмму: "Восторженно слѣжу за рѣчами и дѣяніями съѣзда и благодарю отъ всего сердца Господа, смилостившегося надъ Россіей и собравшаго около колыбели русскаго христіанства вѣрныхъ чадъ Своихъ для единодушной защиты Вѣры, Царя и Отечества".

Въ октябрѣ 1907 г. рѣшеніемъ Главнаго Совѣта Союза о. Іоаннъ былъ избранъ пожизненнымъ почетнымъ членомъ. "Алкая и жаждая духовной близости къ тебѣ и единенія съ тобою, Добрый Пастырь, Главный Совѣтъ Союза Русскаго Народа избралъ тебя единогласно въ свои почетные члены", - говорилось въ рѣшеніи Главнаго Совѣта. Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій и матеріально поддерживалъ Союзъ, онъ передалъ въ видѣ взноса большую по тѣмъ временамъ сумму въ 10 тысячъ рублей.

Отецъ Іоаннъ призывалъ народъ вести борьбу противъ революціонеровъ по-христіански и осуждалъ безсмысленное насиліе, какими выглядѣли еврейскіе погромы. Однако погромы часто провоцировались намѣренно тѣми, кто хотѣлъ использовать ихъ въ своихъ политическихъ и революціонныхъ цѣляхъ – и въ этомъ о. Іоаннъ тоже честно разобрался. Строго осудивъ поначалу, подъ воздѣйствіемъ еврейской печати, русско-молдавскихъ участниковъ Кишиневскаго погрома въ 1903 г., позже онъ опубликовалъ заявленіе: «Взываю къ христiанамъ кишиневскимъ:

простите исключительно только къ вамъ обращенную мною укоризну въ совершившихся безобразіяхъ. Теперь я убѣжденъ изъ писемъ очевидцевъ, что нельзя обвинять однихъ христiанъ, вызванныхъ на безпорядки евреями, и что въ погромѣ виноваты преимущественно сами евреи... Я достовѣрно убѣдился, что евреи сами были причиною того буйства, увѣчій, которыя ознаменовали 6-е и 7-е числа апрѣля. Увѣрился я, что христiане въ концѣ-концовъ остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увѣчья сугубо награжденными отъ своихъ и чужихъ собратій» (журналъ ”Наблюдатель”, 1903г., №6, стр.48, 49).

Богословскія сужденія о. Іоанна въ вопросѣ іудаизма были также точно вывѣрены и далеки отъ царившей въ обществѣ и даже среди духовенства "филосемитской повинности": «Весь Израиль спасется (Рим. 11:26), весь Израиль, то есть истинные израильтяне, какъ Наѳанаилъ, о которомъ Господь сказалъ: Се воистинну израильтянинъ, въ немже льсти нѣсть (Іоан. 1, 47). Вотъ какіе израильтяне спасутся. Евреи въ большинствѣ за свое лукавство и безчисленныя злодѣянія, въ коихъ не покаялись, погибнутъ" ("Послѣдній дневникъ").

Вся жизнь о. Іоанна – образецъ православнаго христіанина, священника Божія, который не покорился "бѣднымъ и немощнымъ началамъ" матеріальнымъ, какъ и духу міра сего въ образованныхъ слояхъ, а жилъ въ Богѣ и для Бога какъ народный молитвенникъ и праведникъ, какъ монахъ въ міру, въ тяжкій періодъ обостренія духовной брани столь дивно спасавшій душу свою и тысячъ людей вокругъ себя.

Страдальцы православные говорили себѣ: труденъ путь нашего спасенія... Но всё же этотъ путь, и при нынѣшнихъ условіяхъ нашей жизни, проходимъ. Жизнь дорогого батюшки Кронштадтскаго подтверждаетъ это: онъ не въ затворѣ спасался; не удаленъ былъ отъ міра, а жилъ, работалъ въ самомъ центрѣ его, въ обычныхъ нашихъ "мірскихъ" условіяхъ, подвергаясь непрерывнымъ нападкамъ враговъ Православія... На это бѣжала посмотрѣть толпа народная, со всей Россіи бѣжала - алчущая правды, плачущая о грѣхахъ. Она, видя немощи свои, хотѣла хоть чуточку духовно обогрѣться около того, вся жизнь котораго была "во Христѣ", который для русскаго народа болѣе полусотни самыхъ тяжкихъ предреволюціонныхъ лѣтъ, когда враги Христовы пошли въ наступленіе на Русь Святую, былъ своего рода духовнымъ "костромъ", къ которому стремились перезябшіе въ грѣховной суетѣ люди.

По молитвамъ о. Іоанна совершались чудесныя исцѣленія тысячъ людей. И къ нему шли за благодатнымъ врачеваніемъ не только православные, но и иновѣрцы, и магометане, и даже порою отчаявшіеся іудеи.

Его святость видѣлъ и Государь Александръ III. Именно отца Іоанна Царь пригласилъ въ Ливадію въ октябрѣ 1894 г., предчувствуя свою кончину. Отецъ Іоаннъ писалъ позже, что онъ «оставался въ Высочайшемъ присутствіи до самой блаженной кончины Государя... Государь Императоръ выразилъ желаніе, чтобы я возложилъ мои руки на главу его, и когда я держалъ, Его Величество сказалъ мнѣ: "Васъ любитъ народъ". - "Да, - сказалъ я, - Ваше Величество, Вашъ народъ любитъ меня". Тогда онъ изволилъ сказать: "Да, потому что онъ знаетъ, кто вы и что вы" (точныя его слова)».

Отецъ Іоаннъ скончался 20 декабря 1908 г. и былъ погребенъ въ основанномъ имъ Ивановскомъ монастырѣ, близъ рѣки Карповки въ Санктъ-Петербургѣ.

Императоръ Николай II скорбѣлъ, что "угасъ великій свѣтильникъ Церкви Христовой и молитвенникъ земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведникъ", и черезъ 3 недѣли послѣ кончины о. Іоанна издалъ Высочайшій Рескриптъ, въ которомъ выразилъ пожеланіе ежегодно ознаменовывать день кончины отца Іоанна молитвеннымъ поминовеніемъ, положивъ этимъ основу для его причисленія къ лику святыхъ.

Прославленіе его состоялось въ Русской Православной Церкви за границей въ 1964 г. (Святителемъ Филаретомъ-Исповѣдникомъ) , въ Московской Патріархіи – въ 1990 году.

http://www.rusidea.org/?a=25010204
http://3rm.info/publications/1243-ioann … sskoj.html

http://sh.uploads.ru/t/2ZdJx.jpg

0

64

14/27 ноября Православная Церковь празднуетъ память благовѣрнаго царя Юстиніана и царицы Ѳеодоры

Святой Юстиніанъ, императоръ Византіи, былъ славянинъ: онъ родился въ селеніи Вердяне, близъ города Средца (1), въ нынѣшней Болгаріи. Его дядя Юстинъ, который также былъ уроженецъ Вердяны, пѣшкомъ въ одномъ тулупѣ пришелъ въ Константинополь. Здѣсь онъ, благодаря своимъ природнымъ дарованіямъ, быстро возвысился, а потомъ сдѣлался даже императоромъ. Въ Константинополь онъ перевелъ вслѣдъ за собой изъ Вердяны свою жену Лупкиню съ ея сестрой Бегляницею, матерью Управды. Этотъ Управда, по смерти Юстина, и занялъ византійскій императорскій престолъ съ именемъ Юстиніана.

Императоръ Юстиніанъ извѣстенъ въ исторіи своими успѣшными войнами съ врагами Византійской имперіи, а также изданіемъ полнаго собранія римскихъ законовъ. Но, сверхъ того, онъ прославился своими заслугами въ пользу христіанской Церкви и православія. Такъ, онъ предпринялъ немало заботъ къ распространенію христіанства и къ искорененію язычества. Закрывъ языческія школы въ Аѳинахъ, онъ повелѣлъ, чтобы преподаваніе наукъ вели иноки. Язычество болѣе всего подвергалось его преслѣдованіямъ въ самой столицѣ его царства – Византіи, а также и въ Малой Азіи. Съ цѣлью обращенія ко Христу язычниковъ Юстиніанъ послалъ въ Малую Азію Іоанна, епископа Ефесскаго, и тотъ крестилъ тамъ до 70 тысячъ язычниковъ, а императоръ построилъ для обращенныхъ до 90 церквей.

Наряду съ распространеніемъ христіанства Юстиніанъ радѣлъ о сохраненіи чистоты православной вѣры. Въ его царствованіе продолжали безпокоить Православную Церковь несторіане, которые учили, что Христосъ не былъ Богочеловѣкомъ и что Божество только обитало въ Немъ, какъ въ простомъ человѣкѣ (2). Еще болѣе несторіанъ волновали Церковь монофизиты, учившіе, что въ Іисусѣ Христѣ Божеское естество поглотило человѣческое. Противъ этихъ-то произвольныхъ измышленій человѣческаго разума Юстиніанъ составилъ пѣснь: «Единородный Сынѣ и Словѣ Божій», которую повелѣлъ пѣть за Богослуженіемъ (3). По его же стараніямъ въ 553 году былъ созванъ пятый Вселенскій Соборъ для осужденія несторіанскихъ мыслей въ сочиненіяхъ Ѳеодора Мопсуетскаго, Ѳеодорита Киррскаго и Ивы Едесскаго (4) и для прекращенія раздоровъ въ Церкви (5).

Ревнитель православія и благочестія, Юстиніанъ много заботился о богослуженіи Православной Церкви и о благолѣпіи храмовъ, какъ мѣстъ Богослуженія. Въ своемъ сводѣ законовъ онъ помѣстилъ, между прочимъ, законъ объ обязательномъ повсемѣстномъ празднованіи праздниковъ Рождества Христова, Крещенія Господня и Воскресенія, Благовѣщенія Пресвятой Богородицы и другихъ. Кромѣ того, Юстиніанъ построилъ много прекрасныхъ храмовъ во славу Пресвятой Богородицы, апостоловъ и другихъ святыхъ. Самымъ знаменитымъ созданіемъ Юстиніана считается храмъ святой Софіи, Премудрости Божіей, въ Константинополѣ.

Построенный еще равноапостольнымъ царемъ Константиномъ храмъ при Юстиніане былъ сожженъ во время одного бунта. Благочестивый царь собралъ лучшихъ строителей, не щадилъ золота и денегъ и соорудилъ храмъ на удивленіе вѣкамъ по своему величію и красотѣ.

Въ своей частной жизни Юстиніанъ проявлялъ высокое благочестіе. Всегда набожный, онъ проводилъ Великій постъ въ суровомъ воздержаніи и молитвахъ, не вкушалъ хлѣба, а довольствовался растеніями и водой, да и то черезъ день и два.

Такъ, живя въ чистотѣ и благочестіи, онъ царствовалъ 39 лѣтъ и мирно скончался о Господѣ (6). За заслуги Церкви и за благочестіе онъ причисленъ по смерти къ лику святыхъ. Вмѣстѣ съ нимъ причислена къ лику святыхъ и его супруга, царица Ѳеодора, которая была сначала грѣшницей, но потомъ раскаялась и провела остатокъ жизни въ чистотѣ и благочестіи.

* * *

(1) Средецъ – теперь Софія, столица Болгаріи.

(2) Основатель ереси былъ Несторій, Константинопольскій патріархъ IV вѣка съ 428–431 г.

(3) Въ настоящее время пѣснь эта поется за литургіей предъ малымъ входомъ.

(4) Ѳеодоръ Мопсуетскій – епископъ Мопсуетсіи – города въ области Киликіи въ Малой Азіи; Ѳеодоритъ епископъ города Кирры, въ средней Греціи; оба жили въ IV в.; послѣдній написалъ нѣсколько сочиненій въ опроверженіе Кирилла, епископа Александрійскаго, который былъ противникомъ Несторія. Впослѣдствіи отъ своихъ несторіанскихъ мыслей Ѳеодоритъ отказался и умеръ въ мирѣ съ Церковью. Ива, пресвитеръ города Едессы, былъ современникомъ Ѳеодора Мопсуетского и Ѳеодорита Киррскаго.

(5) Соборъ этотъ былъ созванъ по слѣдующему поводу. Монофизиты, послѣ осужденія ихъ на IV вселенскомъ соборѣ, возбуждали волненія въ Церкви, обвиняя представителей православія въ несторіанстве. Основаніемъ для такого обвиненія послужило то обстоятельство, что на IV вселенскомъ соборѣ не были осуждены несторіанскіе мысли Ѳеодора Мопсуетского, Ѳеодорита Киррскаго и Ивы Едесскаго, изъ отрицанія которыхъ (мыслей) выходили сами монофизиты. Чтобы отнять у монофизитовъ поводъ къ обвиненію православныхъ въ сочувствіи несторіанамъ и былъ созванъ соборъ для рѣшенія вопроса о правовѣріи указанныхъ отцовъ. На соборѣ было произнесено проклятіе на ученіе и лицо Ѳеодора Мопсуетского безусловно; но относительно Ѳеодорита и Ивы осужденіе ограничилось только нѣкоторыми ихъ сочиненіями; сами же они, какъ отказавшіеся потомъ отъ своихъ еретическихъ мыслей, не были подвергнуты анаѳемѣ.

(6) Это было 14 ноября 565 г.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija..

На иконахъ:

1. Святые императоръ Юстинiанъ и императрица Ѳеодора.
2. Святые императоры Юстинiанъ и Константинъ приносятъ въ даръ Пречистой Богородицѣ соборъ Святой Софіи и градъ Константинополь (мозаика в соборѣ Святой Софіи въ Константинополѣ).

http://sg.uploads.ru/t/2oQKk.jpg
http://se.uploads.ru/t/xPi8l.jpg

+2

65

Святые дня - Великомученица Екатерина (телеканал "СПАС")

+1

66

Житіе святой великомученицы Екатерины

http://s2.uploads.ru/t/IfeNk.jpg

Святая Екатерина родилась въ Александріи во второй половинѣ третьяго столѣтія. Она происходила изъ царскаго рода, была замѣчательно красива и славилась своей премудростью. Будучи только восемнадцати лѣтъ отъ роду, Екатерина въ совершенствѣ изучила творенія всѣхъ языческихъ писателей, древнихъ стихотворцевъ и философовъ, кромѣ того она научилась ораторскому и діалектическому искусству и знала также многіе языки и нарѣчія, такъ что всѣ дивились ея учености и познаніямъ. Многіе знатные и богатые юноши искали ея руки, но никто не могъ добиться ея расположенія. Когда близкіе родственники стали усиленно уговаривать её согласиться на замужество, Екатерина отвѣтила имъ:

— Если вы хотите, чтобы я вышла замужъ, то найдите мнѣ такого юношу, который обладалъ бы тѣми четырьмя дарованіями, которыми я, какъ вы знаете, превосхожу всѣхъ прочихъ дѣвицъ; и тогда я соглашусь избрать его въ супруги; а выйти замужъ за человѣка, который въ чёмъ-либо былъ бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итакъ, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который былъ бы подобенъ мнѣ по знатности рода, по богатству, по красотѣ и по мудрости; всякій же юноша, не имѣющій хотя одного изъ сихъ дарованій, недостоинъ меня.

Тогда мать ея, тайная христіанка, рѣшилась отвести её къ одному святому подвижнику, надѣясь, что онъ сумѣетъ переубѣдить её, ибо касательно красоты и учености не надѣялись найти для нея подобнаго избранника. Старецъ же сказалъ ей:

— Знаю я одного чуднаго Юношу, Который несравненно превосходитъ тебя во всѣхъ твоихъ дарованіяхъ. Красота Его свѣтлѣе солнечнаго свѣта; премудрость Его управляетъ всѣми чувственными и духовными созданіями; богатство Его сокровищъ распространено по всему міру и никогда не уменьшается, но, по мѣрѣ раздаянія, всё болѣе и болѣе увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всёмъ мірѣ нѣтъ подобнаго Ему.

Въ ходѣ дальнѣйшей бесѣды святой старецъ повѣдалъ Екатеринѣ о тайнѣ Боговоплощенія и на прощаніе подарилъ ей икону Пречистой Богородицы, наказавъ ей усердно молиться Царицѣ Небесной, если она желаетъ увидѣть Ея Сына — Того прекраснаго Юношу, о Которомъ онъ говорилъ ей.

Богомудрая отроковица, взявъ святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись въ комнатѣ своей, начала молиться такъ, какъ научилъ её старецъ. Во время продолжительной молитвы она уснула отъ утомленія и узрѣла въ видѣніи Царицу Небесную вмѣстѣ со святымъ Младенцемъ, окруженнымъ лучезарнымъ сіяніемъ. Но Екатерина не могла видѣть лика Его, ибо Онъ отвратилъ его отъ нея и обратилъ его къ Матери Своей. Стараясь увидѣть Его, Екатерина зашла съ другой стороны, но Христосъ и оттуда отвратилъ отъ нея лицо Свое. Сіе повторилось три раза.

Въ отвѣтъ на уговоры Богоматери хотя бы взглянуть на Екатерину, Богомладенецъ отвѣчалъ Ей, что сія отроковица весьма помрачена и безобразна: безумна, бѣдна и худородна, и что Онъ не можетъ и смотрѣть на нее, пока она не обратится и не оставитъ своего нечестія.

Смущенная и разстроенная Екатерина поспѣшила на утро въ келью святаго старца и разсказала ему о своемъ видѣніи. Тогда преподобный старецъ подробно раскрылъ ей всю исторію христіанскаго вѣроученія, начиная отъ сотворенія міра и созданія праотца Адама и до Втораго Пришествія на землю Владыки Христа, а также повѣдалъ ей о неизреченной райской славѣ праведниковъ и о многоболѣзненныхъ безконечныхъ мученіяхъ грѣшниковъ. Слова его попали на добрую и благодатную почву: Екатерина молила его незамедлительно совершить надъ ней святое крещеніе, и старецъ съ великой радостью исполнилъ ея просьбу.

Въ ту же ночь она снова увидѣла Царицу Небесную съ Божественнымъ Младенцемъ на рукахъ. На этотъ разъ Младенецъ взиралъ на Екатерину съ великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:

— Угодна ли Тебѣ, Сынъ Мой, сія дѣвица?

Господь отвѣтилъ Пречистой Матери Своей:

— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и безчестна, какъ прежде; нынѣ она богата и премудра, а не бѣдна, какою была сначала; нынѣ Я возлюбилъ её, и такъ она угодна Мнѣ, что Я хочу обручить её Себѣ въ нетлѣнную невѣсту.

Тогда Владыка Христосъ далъ прекраснѣйшій перстень Екатеринѣ и сказалъ:

— Вотъ Я нынѣ избираю тебя Моею невѣстою, нетлѣнною и вѣчною. Итакъ, сохрани съ великимъ тщаніемъ этотъ союзъ ненарушимо и отнюдь не избирай себѣ никакого земного жениха.

Пробудившись, Екатерина дѣйствительно увидѣла на своей правой рукѣ чудесный перстень — знакъ обрученія Жениху Небесному. Она почувствовала въ сердцѣ своемъ такое веселіе и радость, что съ того часа всей душой предалась Божественной любви, оставивъ всѣ свои земныя привязанности и попеченія.

Вскорѣ послѣ этого въ Антіохію прибылъ нечестивый царь Максиміанъ, желая устроить грандіозный праздникъ въ честь своихъ языческихъ кумировъ. По его приказанію люди изъ всѣхъ окрестностей Египта должны были прибыть сюда для праздничнаго жертвоприношенія. Собралось безчисленное множество людей, которые вели воловъ или овецъ, а кто былъ бѣденъ, приносили птицъ или еще что-либо подобное. Когда наступилъ день мерзкаго торжества, царь заклалъ въ жертву сто тридцать тельцовъ, — князья и вельможи меньше, и каждый отдавалъ въ жертву то, что могъ по своему достатку. Весь городъ наполнился криками закалаемыхъ животныхъ и смрадомъ отъ приносимыхъ жертвъ; повсюду была страшная тѣснота и смятеніе, и воздухъ былъ пропитанъ смраднымъ дымомъ.

Глядя на такое нечестіе, святая Екатерина очень сильно скорбѣла о заблужденіи и погибели столькихъ душъ человѣческихъ. Тогда она рѣшилась войти въ кумирницу, гдѣ принародно обличила царя, говоря о суетности и нечестіи идольскаго жертвоприношенія.

Царь былъ весьма удивленъ и разгнѣванъ, онъ повелѣлъ заключить Екатерину подъ стражу и собралъ къ себѣ 50 самыхъ премудрыхъ языческихъ философовъ, которые должны были сумѣть побѣдить святую въ рѣчахъ или же подвергнуться позорной смертной казни. Услышавъ приказъ царя, одинъ самый славнѣйшій и мудрѣйшій витія отвѣтилъ:

— Не опасайся, царь: быть можетъ, противница наша и необыкновенно умна, но, какъ женщина, она не можетъ обладать мудростью въ полномъ совершенствѣ и быть вполнѣ искусною въ краснорѣчіи; повели ей только явиться къ намъ, и ты увидишь, что она, какъ только увидитъ такое множество философовъ и ораторовъ, такъ тотчасъ устыдится.

Но святой Екатеринѣ явился самъ архангелъ Михаилъ и обѣщалъ ей:

— Не бойся, дѣва Господня! Господь твой къ премудрости твоей придастъ еще премудрость, и ты побѣдишь въ прѣніи тѣхъ пятьдесятъ витій. И не только они, но и многіе другіе увѣруютъ чрезъ тебя и примутъ мученическій вѣнецъ.

Множество народа собралось, чтобы слушать споръ Екатерины съ языческими мудрецами. Первымъ выступилъ самый старѣйшій философъ, который пытался смутить её своей гордой и самонадѣянной рѣчью. Но Екатерина всегда побѣждала его своими премудрыми и кроткими отвѣтами, припоминая предсказанія о Христѣ, которыя можно было встрѣтить и у древнѣйшихъ языческихъ авторовъ.

— Послушай, — говорила она философу, — что говоритъ о Немъ мудрѣйшая Сивилла ваша, свидѣтельствуя о Его Божественномъ воплощеніи и спасительномъ распятіи: «Въ позднѣйшія времена придетъ Нѣкій на сію землю, приметъ на себя плоть кромѣ грѣха. Безпредѣльнымъ всемогуществомъ Божества Онъ разрушитъ тлѣніе неисцельныхъ страстей и Ему позавидуютъ невѣрующіе люди, и Онъ будетъ повѣшенъ на высокомъ мѣстѣ, какъ бы достойный смерти». Вспомни, что и вашъ мудрецъ Аполлоній не своею волею исповѣдуетъ Христа Богомъ, принужденный къ тому Его Божественной силой: «Одинъ, — говоритъ онъ, — побуждаетъ меня Небесный исповѣдать Его. Онъ есть свѣтъ трисвѣтлый, пострадавшій же Богъ есть, но не Само Божество страдало: ибо въ Немъ и то и другое: и смертенъ по плоти, и вмѣстѣ чуждъ тлѣнія. И Сей Мужъ, всё терпящій отъ смертныхъ: крестъ, уничиженіе, погребеніе — есть Богъ». Итакъ, повѣрь хотя своимъ учителямъ и богамъ, — Платону, Орфею и Аполлонію, которые вполнѣ явно и ясно, хотя и вопреки своей волѣ, признали Христа Богомъ.

По окончаніи диспута всѣ философы не только признали себя побѣжденными, но и увѣровали въ Истиннаго Бога, Котораго исповѣдовала святая Екатерина. Разгнѣванный царь приказалъ немедленно развести большой огонь и сжечь ихъ всѣхъ посреди города. Видя это, Екатерина ободряла ихъ, укрѣпляя на мученическій подвигъ. Вечеромъ пришли нѣкоторые благочестивые и христолюбивые люди, чтобы похоронить останки святыхъ мучениковъ, но нашли тѣла ихъ совершенно цѣлыми, такъ что огонь не коснулся даже волосъ ихъ. Чрезъ сіе чудо многіе изъ язычниковъ обратились къ познанію истины, а мощи святыхъ мучениковъ были съ должною честью погребены.

Святую же Екатерину, не прельстившуюся на беззаконныя рѣчи царя, подвергли жестокому бичеванію по плечамъ и по чреву, но она съ такимъ мужествомъ переносила истязаніе, что приводила въ изумленіе всѣхъ предстоящихъ. Послѣ сего жестокій царь приказалъ заключить Екатерину въ темницу и не давать ей ни пищи, ни питья до тѣхъ поръ, пока онъ не измыслитъ новыхъ мукъ, чтобы погубить её.

Въ то время Максиміану пришлось на короткое время отлучиться изъ города, и жена его, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидѣть её. Встрѣтившись и побесѣдовавъ съ Екатериной, Августа познала Истиннаго Бога и стала христіанкой.

Съ помощью Божьей святая Екатерина быстро оправилась отъ ранъ, каждый день въ ея окно влетала голубка и приносила ей пищу. Между тѣмъ царь изобрѣлъ новый видъ мученія для непокорной дѣвицы. Онъ приказалъ устроить на одной оси четыре деревянныхъ колеса съ острыми желѣзными шипами, чтобы при вращеніи они раздробили ей всё тѣло. Но лишь только приступили къ сему мученію, какъ внезапно сошелъ съ неба Ангелъ, освободилъ отъ узъ святую и сокрушилъ на части всѣ колеса. Видя такое преславное чудо, многіе язычники увѣровали во Христа.

Тогда сама царица Августа стала укорять царя за его безчеловѣчность, за что немедленно претерпѣла истязанія и мученическую кончину. Вмѣстѣ съ нею были казнены старшій военачальникъ царя Порфирій и двѣсти его воиновъ, также обратившееся къ вѣрѣ ради подвига и проповѣди святой Екатерины.

Освободившись отъ семейныхъ узъ, нечестивый царь, всё еще прельщавшійся необыкновенной красотой Екатерины, проявилъ такое безстыдное безуміе, что не постѣснялся предложить ей занять мѣсто казненной Августы, обѣщая столь великіе блага и почести, какихъ не имѣла еще ни одна царица на землѣ. Но видя ея непоколебимую твердость и чистоту исповѣданія, рѣшился, наконецъ, вынести надъ нею смертный приговоръ.

Воины, взявши Екатерину, повели её на мѣсто усѣченія. Много людей, мужчинъ и женщинъ, сопровождали Екатерину; всѣ плакали и сожалѣли о томъ, что погибаетъ столь прекрасная и премудрая дѣвица. Приведенная на мѣсто казни, святая обратилась къ усердной молитвѣ:

— Господи Іисусе Христе, Боже мой! Благодарю Тебя за то, что Ты поставилъ на камнѣ терпѣнія ноги мои, и направилъ стопы мои. Простри нынѣ пречистыя длани Твои, нѣкогда уязвленныя на крестѣ, и пріими душу мою, приносимую Тебѣ въ жертву ради любви къ Тебѣ. Вспомни, Господи, что я — плоть и кровь, и не попусти, чтобы лютые истязатели на Страшномъ Судѣ содѣлали явными согрѣшенія мои, въ невѣденіи содѣланныя; но омой ихъ кровью, которую я изливаю за Тебя и содѣлай, чтобы тѣло сіе, израненное въ мукахъ ради Тебя и усѣкаемое мечемъ, было бы невидимо для враговъ и гонителей моихъ. Призри съ высоты Твоей, Господи, и на предстоящихъ людей сихъ, и наставь ихъ свѣтомъ Твоего познанія; и прошенія тѣхъ, которые призовутъ чрезъ меня имя Твое святое, исполни на пользу, дабы всѣми воспѣвалось величіе Твое во вѣки.

Когда воинъ поднялъ мечъ и отсѣкъ честную главу Екатерины, то изъ раны вмѣсто крови истекло молоко. Честныя ея мощи, какъ то видѣли удостоившіеся того вѣрующіе, тотчасъ же были взяты святыми Ангелами и перенесены на гору Синайскую, гдѣ впослѣдствіи возникъ знаменитый на весь міръ монастырь во имя святой великомученицы.

Почитаніе святой великомученицы Екатерины

Первыя упоминанія о празднованіи памяти св. вмц. Екатерины относятся къ VIII вѣку. Почитаніе святой великомученицы Екатерины тѣсно связано съ исторіей Синайскаго монастыря, то есть съ самой ранней исторіей христіанства, а въ Россіи оно восходитъ ко временамъ Кіевской Руси. Такъ, уже въ одной изъ древнѣйшихъ ноябрьскихъ Миней (XI в.) содержится ей служба. Житіе и мученичество святой вошли въ составъ Великихъ четьихъ Миней святителя Макарія и прологовъ (сборниковъ житій святыхъ). Частицы мощей святой Екатерины содержались въ 2 реликваріяхъ изъ Благовѣщенскаго собора Московскаго Кремля — наперсномъ крестѣ-мощевике 70-хъ гг. XV в. и въ рѣзной иконѣ-складнѣ «Похвала Богоматери» съ избранными святыми на оборотѣ (3-й четв. XV в.).

http://sa.uploads.ru/t/XwaSY.jpg

https://vk.com/oldrussianorthography?w=wall-73008600_988/all

0

67

4/17 декабря - празднованіе памяти святыхъ великомученницы Варвары и мученицы Іуліаніи.

http://s4.uploads.ru/t/p6GcY.jpg

Всѣхъ съ праздникомъ, дорогие о Христѣ братья и сестры! Святая великомученице Варваро, моли Бога о насъ!

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императорѣ Максиміане (305–311). Отецъ ея, язычникъ Діоскоръ, былъ богатымъ и знатнымъ человѣкомъ въ г. Иліополе Финикійскомъ. Рано овдовѣвъ, онъ сосредоточилъ всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Діоскоръ рѣшилъ воспитать её, скрывая отъ постороннихъ глазъ.

Для этого онъ построилъ башню, гдѣ, кромѣ Варвары, пребывали только ея языческіе учителя. Съ башни открывался видъ горняго и дольняго міра Божіяго. Днемъ можно было смотрѣть на лѣсистые горы, на быстротекущія рѣки, на равнины, покрытыя пестрымъ ковромъ цвѣтовъ; ночью согласный и величавый хоръ свѣтилъ являлъ зрѣлище невыразимой красоты. Вскорѣ дѣвушка стала задавать себѣ вопросъ о Причинѣ и Создателѣ столь гармоничнаго и прекраснаго міра.

Постепенно она укрѣпилась въ мысли, что бездушные идолы – твореніе рукъ человѣческихъ, которымъ поклоняются ея отецъ и учителя, не могли столь мудро и великолѣпно устроить окружающій міръ. Желаніе познать истиннаго Бога такъ захватило душу Варвары, что она рѣшила посвятить этому жизнь и провести её въ дѣвствѣ.

А слава о ея красотѣ распространилась въ городѣ, и многіе домогались ея руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась отъ брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость можетъ окончиться трагически и разлучить ихъ навсегда. Діоскоръ рѣшилъ, что характеръ дочери измѣнился отъ замкнутой жизни.

Онъ позволилъ ей выходить изъ башни и далъ полную свободу въ выборѣ друзей и знакомыхъ. Дѣвушка встрѣтила въ городѣ юныхъ исповѣдницъ вѣры Христовой, и онѣ раскрыли ей ученіе о Творцѣ міра, о Троицѣ, о Божественномъ Логосѣ. Черезъ нѣкоторое время Промысломъ Божіимъ въ Иліополь пріѣхалъ изъ Александріи подъ видомъ купца священникъ. Онъ совершилъ надъ Варварой таинство Крещенія.

Въ то время при домѣ Діоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочіе готовились сдѣлать въ ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствіемъ отца, упросила ихъ сдѣлать третье окно, во образъ Троичнаго Свѣта. Надъ входомъ въ купальню Варвара начертала крестъ, который прочно запечатлѣлся на камнѣ. На каменныхъ ступеняхъ бани остался слѣдъ ея ноги, изъ котораго забилъ источникъ, явившій впослѣдствіи великую цѣлебную силу, которую Симеонъ Метафрастъ, описывая страданія святой мученицы, сравниваетъ съ животворной силой струй Іордана и источника Силоамскаго.

Когда Діоскоръ вернулся и выразилъ недовольство нарушеніемъ плана постройки, дочь разсказала ему о познанномъ ею Тріединомъ Богѣ, о спасительной силѣ Сына Божія и о тщетности поклоненія идоламъ. Діоскоръ пришелъ въ ярость, обнажилъ мечъ и хотѣлъ поразить её. Дѣвушка побѣжала отъ отца, и онъ бросился за ней въ погоню. Путь имъ преградила гора, которая разступилась и скрыла святую въ разселинѣ. Съ другой стороны разселины былъ выходъ наверхъ. Святой Варварѣ удалось скрыться въ пещерѣ на противоположномъ склонѣ горы.

Послѣ долгихъ и безуспѣшныхъ поисковъ дочери Діоскоръ увидѣлъ на горѣ двухъ пастуховъ. Одинъ изъ нихъ указалъ ему пещеру, гдѣ скрывалась святая. Діоскоръ жестоко избилъ дочь, а затѣмъ заключилъ её подъ стражу и долго морилъ голодомъ. Наконецъ онъ предалъ её правителю города Мартіану.

Святую Варвару жестоко пытали: её бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Ночью въ темницѣ святой дѣвѣ, горячо молившейся своему Небесному Жениху, явился Самъ Спаситель и уврачевалъ ея раны. Тогда святую подвергли новымъ, еще болѣе жестокимъ пыткамъ.

Среди толпы, стоявшей близъ мѣста истязаній мученицы, находилась жительница Иліополя, христіанка Іуліанія. Сердце ея преисполнилось сочувствіемъ къ добровольному мученичеству красивой и знатной дѣвушки. Іуліанія также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Её схватили. Святыхъ мученицъ очень долго пытали: терзали крючьями тѣло, отрѣзали сосцы, обнаженными водили по городу съ издѣвательствами и побоями.

По молитвамъ святой Варвары Господь послалъ Ангела, который свѣтозарной одеждой прикрылъ наготу святыхъ мученицъ. Твердыя исповѣдницы вѣры Христовой святыя Варвара и Іуліанія были обезглавлены. Святую Варвару казнилъ самъ Діоскоръ. Возмездіе Божіе не замедлило постичь обоихъ мучителей, Мартіана и Діоскора: они были сожжены молніей.

Въ VI в. мощи святой великомученицы были перенесены въ Константинополь. Въ ХІІ в. дочь византійскаго императора Алексѣя Комнина (1081–1118), княжна Варвара, вступая въ бракъ съ русскимъ княземъ Михаиломъ Изяславичемъ, перевезла ихъ въ Кіевъ. Въ Кіевскомъ Владимірскомъ соборѣ они покоятся и теперь.

http://sg.uploads.ru/t/qDRaF.jpg

Тропарь великомученицы Варвары, гласъ 8:
Варвару святую почтимъ:/ вражія бо сѣти сокруши/ и, яко птица, избавися отъ нихъ// помощію и оружіемъ Креста, всечестная.

Кондакъ великомученицы Варвары, гласъ 4:
Въ Троицѣ благочестно пѣваемому/ послѣдовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посредѣ же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещенія не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.

+1