"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Преподобный Паисий Святогорец. Беседы, наставления.


Преподобный Паисий Святогорец. Беседы, наставления.

Сообщений 1 страница 30 из 106

1

Бог терпит нас

Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не смог оправдаться.

В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы, борьбы.

Какое же у Бога благородство! Иного человека взять: сколько народу перерезал на войне, а до сих пор жив! В иной жизни Бог скажет ему: "Я дал тебе жить больше, чем добрым". Смягчающих вину обстоятельств у такого человека не будет.

— Геронда, а почему иногда такие люди, будучи тяжело больны, не умирают?

— Видимо, у них есть тяжкие грехи, потому и не умирают. Бог ждет, может быть, они покаются.

— А как же люди, которых они мучают?

— Те, кто не виновны и мучаются, откладывают на сберкнижку. Те, кто виноват, погашают долги.

— Геронда, что значит: "Лукавии человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми" ?

— Гляди: есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но какое это процветание? Это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну. Боже сохрани!..

Старец Паисий Святогорец                           
Слова. Tом II. Духовное пробужение

0

2

Из книг Паисия Святогорца узнаёшь много нового. Узнаёшь про целый мир духовный, о котором прежде не знал. Это целая духовная культура, целая духовная цивилизация.

0

3

Спасибо Вер!! Батюшка Паисий очень хорошо писал!!!

Дмитрий Никонов написал(а):

Из книг Паисия Святогорца узнаёшь много нового. Узнаёшь про целый мир духовный, о котором прежде не знал. Это целая духовная культура, целая духовная цивилизация.


согласна!! настолько всеобъемлющие его труды!!!

0

4

«Если бы нынешние христиане со своей логикой жили во времена мучений, то у нас в Церкви не было бы ни одного мученика…

Первые христиане совершенно не руководствовались логикой, но верой (!), но непреклонно исповедовали Христа и горели (флегонтас) желанием мученичества.

Их пытались соблазнить высокими санами и званиями, им говорили:

"Ты только произнеси вслух, что ты не христианин, а в душе веруй в Бога; брось на жаровню немного ладана, а сам - сделай вид, что ты приносишь жертву богам (фисиаси), и после никогда уже не приноси никакой жертвы!

Ты только сейчас сделай вид, что ешь идоложертвенное мясо, а всю жизнь ешь чистое, неосквернённое мясо!

Ты не проповедуй Христа в этом месте, просто иди в другое и там проповедуй, что хочешь!»

Так что же?! (омос) Никто никак и ничем не отрекался от Христа…

Наоборот, они с радостью бежали (трехондас) мученичеством показать свою любовь ко Христу. Они были разжигаемы Божественным рачением.

+1

5

- Почему, Геронда, печать называется и «начертанием »?

- Потому что она не будет поверхностной. «Начертать» - это что значит? Провести глубокие прямые линии, не так ли? Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом людей принудят к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку.

- Геронда, а какая связь между новым удостоверением и печатью?

- Новое удостоверение - это не печать (в Греции). Это введение печати.

0

6

Если спрашивают, то вы лучше рекомендуйте им советоваться со своими духовниками и проявлять терпение, чтобы увидеть, как поведет себя Церковь, потому что многие задают вопросы, но немногие понимают ответы. В брошюре «Знамения времен» я пишу обо всем предельно ясно. Каждый же пусть поступает согласно своей совести. Конечно, есть и такие, которые говорят: «А, это мнение одного монаха. Это не позиция Церкви». Однако мнение, которое я выразил, не было моим собственным. Я всего лишь изложил слова Христа, слова Евангелия, поскольку собственное мнение мы должны покорять воле Божией, которая выражена в Евангелии. А другие говорят противоположное моим словам [и, прикрываясь моим мнением], утверждают, что это сказал отец Паисий.

0

7

Натали написал(а):

«А, это мнение одного монаха. Это не позиция Церкви».

Теперь уже: это позиция всей Элладской Православной Церкви.

0

8

ага)) только вот на форуме за истину писали, что это не позиция Церкви...((( очень жалко, что так...

0

9

Вера у нас с греками одна? Одна.
Закон философии гласит: из двух противоположных утверждений одно: истинно, а другое: ложно. Значит: что-нибудь одно: или то, что принятие идентификаторов: грех: это Православная вера или то, что в принятии идентификаторов нет греха: "православная" вера. Изобретатель веры в то, что в принятии идентификаторов нет греха, хорошо известен. Это митрополит Никопольский и Первезский Мелетий. И была эта вера состряпана на скорую руку в 1997 году. А вера в то, что принятие идентификаторов: грех, имеет двухтысячелетнюю историю.

+1

10

Согласна Дим!!

0

11

Натали написал(а):

только вот на форуме за истину писали, что это не позиция Церкви...((( очень жалко, что так...

Тогда что позиция Церкви, если не слова Святых? Так можно позицию святых отцов трактовать как "личное мнение" и что тогда останется? Кому нужно доверять - монаху, проведшему жизнь на Афоне, молитвеннику, провидцу, человеку, которому при жизни являлась Прясвятая Богородица или "Синодальной Богословской комиссии"? Где он - голос Церкви, неужели не очевидно.
Таким образом можно и все Вселенские Соборы назвать частным мнением, что и делают еретики, когда оправдывают себя.

0

12

Паисий Святогорец, когда читаешь его, кажется что имеешь живое общение с ним. Так его слова на душу ложатся.  Воистину этот батюшка имеет дар от Господа. И мне кажется, что его мнение выражает Истину.

0

13

Попы-"гностики" с самарского лжеправославного молодёжного форума не решились идти против Паисия Святогорца. Они написали, что подлые иэнэнэнэнэнэнэнэнэнисты окружили его и выдали свои слова за его. Старый жидо-масонский метод: бить по окружению. Подобным же методом жидо-масоны клеветали на Царя. Лично против Царя они не решались клеветать, но клеветали на Распутина, на царицу и на всех царских министров. И точно также те попы-"гностики" действовали против Митрополита Иоанна Снычева. Так прямо в лоб сказать, что он был антисемит они не решались, но говорили, что среди его сторонников много антисемитов. Т.е.: умные из сторонников этих попов поймут, что они считают и самого Митрополита Иоанна антисемитом. И поймут то, что вслух говорить это нельзя, а намекать: можно.

0

14

Диавол никогда не может сделать добра (старец Паисий Святогорец)

— Геронда, а может ли колдун исцелить больного?

— Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может "исцелить" — посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол — это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: "Выйди из этого человека и войди в того". То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: "Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил". Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким образом, горбатый человек выпрямится. Однако, если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить.

Как-то мне рассказали, что одна женщина "исцеляет" больных, используя различные священные [символы и предметы]. Услышав о том, что она делает, я был поражен выдумкой, "искусством" диавола. Во время своих сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения. К примеру, она поет "Богоро́дице Де́во" и, дойдя до слов "Благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́;", плюет рядом с крестом, то есть таким образом хулит Христа, и поэтому тангалашка ей помогает. Таким образом она "исцеляет" — например, от душевной подавленности [депрессии] — некоторых людей, заболевших из-за бесовского воздействия. Врачи не могут вылечить этих людей, а она их "исцеляет", потому что изгоняет из них беса, который давит на их души. А потом посылает этого беса к другому человеку. А многие из больных считают эту колдунью святой! Они советуются с ней, а она потихоньку вредит их душам, губит их.

Необходимо внимание. Надо держаться подальше от колдунов, от колдовства, подобно тому как человек держится подальше от огня или змей. Не надо смешивать разные вещи. Диавол никогда не может сделать ничего доброго. Он может "исцелить" только те болезни, которые вызывает сам.

Я знаю такой случай. Один юноша связался с колдуном и стал заниматься колдовством сам. Потом он повредился, заболел, и в конце концов его положили в больницу. Он лежал в больнице несколько месяцев, и его отец потратил очень много денег, потому что в то время не было страховок и тому подобного. Врачи старались найти причину его болезни, но ничего не находили. Юноша дошел до ужасного состояния. И что же тогда сделал диавол? Он явился к этому юноше в виде Честного Предтечи — покровителя их местности. "Честной предтеча" сказал больному: "Я исцелю тебя, если твой отец построит церковь". Юноша рассказал о видении своему отцу, и несчастный отец сказал: "Ведь это мой ребенок. Я отдам все, что у меня есть, лишь бы он стал здоров". И отец больного дал обет построить церковь в честь Честного Предтечи. Диавол вышел из больного, и юноша стал здоров. Диавол сотворил... "чудо"! После исцеления отец юноши сказал: "Я дал обет отстроить церковь, а теперь пришло время этот обет исполнить". Лишних денег у этих людей не было, и, чтобы построить храм, они продали все свои земельные участки. Отец юноши разорился, и все его дети остались под открытым небом. "Да чтоб ему пусто было, этому Православию!" — сказали они в гневе и стали иеговистами. Видишь, что творит диавол? По всей вероятности, в той местности раньше не было иеговистов, и он придумал способ посеять иеговистские сорняки и там!

http://www.3rm.info/13248-diavol-nikogd … tarec.html

0

15

Будем готовиться к жизни иной.

— Геронда, один юноша исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они...

Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. "Я несправедливо обижен, — говорит человек, — другие радуются, а я нет." Люди недовольны тем, что имеют, подмешивается эгоизм, и они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: "Почему я такой, а он такой?" Но ведь у тебя есть одно, а у него другое. Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: "Увидела лягушка буйвола и сказала: "Я тоже хочу стать буйволом!" Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!" Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец.

Как только человек использует данную ему благоприятную возможность уверовать в Бога и в будущую вечную жизнь, то есть, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки. Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любо-честный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин. Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила. Он даже удостоился приятия пророческого дара, а чуткостью превзошел и самого Арсения Великого, который происходил из великосветского римского семейства, имел наследственные добродетели и обладал большой внешней ученостью.

— То есть, Геронда, в чем конкретно заключается смысл этой жизни?

— В чем? В том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая. Суть в том, чтобы человек уловил этот глубочайший смысл жизни, иже есть спасение души. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Мы забываем о том, что всем нам предстоит уйти. Корней здесь мы не пустим. Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог призовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда. Когда Христос благословил пять хлебов и насытил столько тысяч людей, народ тут же сказал: "Царь бы из Него вышел что надо!" Съели пять хлебов и две рыбы и воодушевились. Однако Христос сказал им не заботиться о сей пище, потому что здесь мы не останемся. В этой жизни каждый из нас подвергается испытаниям: соответствует ли он тому, чего требует Бог.

— Геронда, что человек должен всегда иметь в своем уме для того, чтобы творить волю Божию?

— Он должен иметь свой ум в Боге, думать о том, ради чего он вступил в эту жизнь. Мы пришли сюда не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам. Мы пришли, чтобы подготовиться к жизни иной. Итак, наш ум должен непрестанно находиться там, в будущей жизни, и в том, что способно помочь нам ее достичь. С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной. Духовная жизнь есть безудержная отвага, духовный пир. Знаете, что такое пир? Познайте глубочайший смысл монашества, стяжите духовное благородство, святоотеческую чуткость. А глубочайший смысл жизни (не монашеский, а вообще) обязаны уяснить все люди. Если бы они это сделали, то совсем бы исчезли мелочные придирки, грызня и прочие проявления самости. Раз есть божественное воздаяние, то будем думать о том, как заработать маленько "денежек" для будущей жизни, а не о том, как в жизни этой держаться с достоинством и принимать человеческую славу от других.

Когда человек движется в плоскости действительной жизни, он всему радуется. Тому, что живет. Тому, что предстоит умереть. Не потому радуется, что он устал от жизни, нет, он радуется тому, что умрет и пойдет ко Христу.

— Геронда, он радуется оттого, что не противится тому, что попускает Бог?

Он радуется, видя, что эта жизнь преходяща, а жизнь иная — вечна. Он не устал от жизни, но, думая: "Что нас ожидает, разве мы не уйдем?" он готовится идти туда, понимая, что в этом его предназначение, смысл жизни.

Вот, к примеру, взять женщин, работающих в системе социальной помощи. У них есть доброта: бегают, бедняжки, убиваются ради других. По образованию они психологи, но бывают случаи, когда тот способ, которым они хотят помочь другим, не действует. Идет она, к примеру, утешать человека, которому отрезали ногу, а он ей говорит. "Ты вот пришла на двух ногах и говоришь мне: "Добрый день," — а у меня-то нога только одна." Что она сможет ему ответить? Как она поможет ему психологией? Если этот человек не уловит глубочайший смысл жизни, то ему ничто не сможет помочь. Он должен понять, что за это попущенное Богом увечье он, если не будет роптать, получит в иной жизни накопленную небесную мзду. Поняв это, он должен радоваться. Да хоть бы и на четырех ногах ходили остальные, он должен говорить: "Благодарю Тебя, Боже мой, за то, что я хожу на одной." Но, воспринимая жизнь недуховно, эти бедняжки идут утешать людей и не знают, что им сказать. Идет такая "социальная утешительница," к примеру, облегчить страдание тридцатипятилетней больной раком женщины, у которой трое детей. Что она ей скажет? Если эта мать не уловит глубочайший смысл жизни, то она будет отчаиваться, думая о том, что станет с ее детьми. И сама психолог, пришедшая ее утешать, впадет в то же самое отчаяние, если она не поймет чего-то высшего, чего-то духовно более глубокого. Ведь, не расположив сначала более глубоко саму себя, она не сможет правильно помочь и ближнему так, чтобы к нему пришло божественное утешение. Так эти бедняжки психологи не только устают телесно, но и расстраиваются, видя, что они не могут оказать людям серьезной помощи. То есть устают вдвойне.

0

16

Старца Паисия очень любят либералы, буквально пиарят его. Сам Паисий нечего не писал, он был малословен. Однако он умер, а новые тома все выходят и выходят, мол яко-бы монахини вспомнили, то чего не было отражено в тех томах, и тут уже внедряются, идеи о ложной любви, и ложном смирении. Паисий был богоугодным старцем и многое говорил правильно. Однако многие его наставления перевирались, это как в случае с испорченным телефоном. Многое монахини говорили от себя, и делились своей практикой, и своим толкованием его слов. А метрику письма можно чью угодно подделать, главное точки соприкосновения и слога найти, поэтому не особо обольщайтесь когда слышите слог характерный Паисию.

Его читать можно, и если вы любите его труды читайте, но с рассуждением и анализом подходите к тому, что он говорит, то-есть не погружайтесь полностью с головой в его практику, не каждому наставлению доверяйте.

Отредактировано Enoch (18.12.2013 10:11)

0

17

Enoch
Вы правы! Надо ко всему подходить с рассуждением. И когда некий человек говорит мне "Не очень доверяй старцу Паисию", молитвы которого мне помогают, я же знаю))), надо принять здесь нужно применить правило

Enoch написал(а):

не каждому наставлению доверяйте.

Спорить в Вами, кто такой отец Паисий у меня нет никакого желания. Добавлю только, что всякие обновленцы как раз очень его не любят, ну прямо очень))) Наверное, обличают их его слова.

Если Вы считаете не как мы на форуме, у каждого свой взгляд, не вижу смысла разводить дискуссию. Ведь поговорить можно когда человек не на 100% уверен в своем мнении, а иначе это безполезно. Да и зачем злить и без того злых тангалашек в пост)))
В этой теме администраторами будут выкладываться наставления старца Паисия.
А форумчане почитают пока без права ответа в нее, чтобы в Великий пост не было искушений.
Откроем после Пасхи.
Кто хочет поместить в тему наставления старца - пишите администрации в ЛС.
Надеемся на понимание.

+1

18

Напишу про Паисия Святогорца тут-уж простите раз тему про него закрыли для комментариев-но смолчать не могу.

Пишу свое мнение-на него сейчас такую напраслину возводят по той причине, что он Истину говорил и обличал дела тьмы в том числе в "щекотливых" вопросах кодификации и новых документов, которые львиная часть батюшек предпочитают вообще не слышать и не отвечать.

Так вот, в самом начале, когда ему только начали задавать эти вопросы(паспорта, номера-брать не брать, что это такое). Он, как и все в общем люди по-человечески не понимал-какое отношение все это имеет к вере, церкви...НО! в отличие от тех, которые продолжают мудрствовать и полагаться на собственные разум и самость, вопросил у Бога об этом (как и подобает ЛЮБОМУ богобоязненному человеку)! вот в чем начинается различие. И однажды, находясь на молитве у себя в келии, он услышал женский голос который читал молитву и стук. Т.к. на Афоне женщин нет, то старец Паисий подумал-что это искушение и продолжал молитву не отвечая тому кто был за дверью. Так продолжалось 3 раза. На третий раз после и молитвы дверь с шумом распахнулась сама. И в келию вошла женщина, представившись св. муч.Ефимией. Они прославили Бога и святая сказала что ее послал Господь, чтобы разрешить вопрос, который старец Ему задал. Она напомнила, что это про документы и номера-так вот их брать нельзя, они от врага. Далее они стали разговаривать о ее мученичестве, впоследствии старец говорил, что он очень удивлялся-как она, такая хрупкая женщина претерпела такие муки? Но ее ответ поразил его еще больше-она сказала "если бы я знала, что ждет меня на Небе за то что я переношу за Христа-я бы просила мучить меня больше!" Вот так! Нечего нам бояться - нет мук за Христа без Христа! Далее он говорил, что буквально прыгал несколько дней после посещения его св. Ефимией от радости! Еще бы, я и сама после прочтения этого радовалась и рассказывала об этом всем кому могла. Конечно, после этого разговора он стал всем объяснять что документы новые брать нельзя.

+2

19

БЕЗСТЫДСТВО ИЗГОНЯЕТ БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ

Духовные наставления старца Паисия Святогорца. Требуется многое внимание. Развязное и невнимательное поведение – это препятствие для Божественной Благодати. Отсутствие уважения к людям – самое большое препятствие для того, чтобы к человеку приблизилась божественная Благодать. Чем большее уважение к родителям, учителям, вообще к старшим имеют дети, тем большую Божественную Благодать они приемлют. Чем они развязнее, непослушнее, тем больше их оставляет Благодать Божия.

Мирская свобода изгнала не только благоговение, но даже элементарную мирскую вежливость. Некоторые ребята не стесняются крикнуть своему отцу: «Эй, батя! У тебя сигареты есть? А то мои кончились». Разве раньше можно было такое услышать? Даже если подросток покуривал, он делал это тайком. А сейчас – как ни в чем не бывало! Как же после этого дети не будут вконец лишены Божественной Благодати? Нынешние девицы в присутствии отца и матери самыми площадными выражениями поносят своих братьев за то, что те ходят в церковь, а отец только помалкивает. У меня волосы дыбом встали, когда я об этом услышал. Потом, оставшись один, я даже начал разговаривать сам с собой.

Мирская среда и мирские родители разрушают детей. Среда оказывает на детей сильное воздействие. Детей, у которых есть скромность и любочестие, немного. Большинство озлобленных, ожесточенных детей становятся такими, потому что ведут себя с безстыдством.

Многие родители приводят ко мне своих детей и говорят: «Отче, в моем ребенке бес». А я вижу, что в этих детях нет беса. Да Боже упаси! Детей, имеющих в себе беса, не так много. Все остальные подвергаются бесовскому воздействию извне. То есть в самих детях беса нет, он помыкает ими извне. Но и действуя извне, он свое дело все равно делает. А с чего все это начинается? С безстыдства. Разговаривая со старшими с безстыдством, дети отгоняют от себя Благодать Божию. А когда уходит Благодать Божия, приходят тангалашки и дети ожесточаются, безчинствуют.

И наоборот: дети, которые имеют благоговение, почтительность, слушаются родителей, учителей, старших, непрестанно приемлют Благодать Божию. На таких детях пребывает Божие благословение. Их покрывает Благодать Божия. Большое благоговение перед Богом вместе со многой почтительностью к старшим привлекает в души детей многую божественную Благодать и наполняет их Благодатью до такой степени, что божественное сияние Благодати выдает их другим. Благодать Божия не идет к маленьким бунтовщикам и безобразникам, она идет к любочестным, благоразумным, благоговейным детям. Детей, имеющих почтительность, благоговение, видно. Их глаза сияют. И чем больше уважения они имеют к родителям и вообще к старшим, тем большую Благодать Божию они приемлют. Чем они развязнее, непослушнее, тем более Благодать Божия их оставляет.

Ребенок, который имеет к другим претензии, ребенок, которому ничем не угодишь, – то ему не так, это не эдак, – превратится в бунтаря, превратится в диавола. Ведь и Денница хотел поставить свой престол выше Престола Божия. Посмотрите – ведь все дети, чьи прихоти исполняются родителями, становятся маленькими бунтарями. И если дети не покаются, чтобы освободиться от этой недоброй волны, обуревающей их, если они и дальше будут вести себя с безстыдством, тогда – Боже упаси! – Благодать Божия оставляет их вдвойне. И они доходят даже до того, что и о Боге говорят непочтительно, после чего ими уже командуют злые духи.

– Геронда, какая связь между вольным обращением и простотой?

– Простота – это одно, а вольное обращение – это другое. В простоте есть и благоговение, и что-то детское. В вольном обращении есть наглость. Часто безстыдство может крыться и в прямоте. Если человек невнимателен, то в его прямоте и простоте часто кроется безстыдство. «У меня прямой характер», или «я человек простой», – говорит он с безстыдством, сам того не понимая. Однако простота – это одно, а безстыдство – совсем другое.

Старец Паисий Святогорец. Слова. Т.2
http://rusfront.ru/5227-bezstydstvo-izg … godat.html

0

20

Диавол глуп (старец Паисий Святогорец)

- Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце?

- Еще чего! Не хватало еще, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце. Тангалашка знает только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. Наших добрых помыслов он не знает. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев дает маху! И если Бог не попустит диаволу что-то понять, то тангалашка постоянно во всем будет ошибаться. Ведь диавол - это такая темнотища! "Видимость - ноль"! Предположим, у меня есть какой-то добрый помысл. Диавол о нем не знает. Если у меня есть помысл злой, то Диавол знает его, потому что он сам мне его всевает. Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то диавол не знает об этом. Однако, если сам диавол подскажет человеку: "Иди и спаси такого-то", то есть подбросит ему такой помысл, то он сам подстегнет его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека на сердце.

Все это очень тонко. Помните случай с Аввой Макарием? [1] Однажды он встретил диавола, который возвращался из ближайшей пустыни. Он ходил туда искушать живших там монахов. Диавол сказал Авве Макарию: "Вся братия очень жестока со мной, кроме одного моего друга, который слушается меня и, когда видит меня, крутится, как веретено". - "Кто этот брат?" - спросил Авва Макарий. "Его имя Феопемпт", - ответил диавол. Преподобный пошел в пустыню и нашел этого брата. Очень тактично он привел его к откровению помыслов и духовно помог ему. Снова повстречавшись с диаволом, Авва Макарий спросил его о братьях, живущих в пустыне. "Все они очень жестоки со мной, - ответил ему диавол. - И что хуже всего, тот, кто прежде был моим другом, не знаю отчего, изменился и сейчас он самый жестокий из всех". Диавол не знал, что Авва Макарий ходил к брату и исправил его, потому что Преподобный действовал смиренно, от любви. Диавол не имел прав относительно доброго помысла Аввы. Но если бы Преподобный возгордился, то он бы отогнал от себя Благодать Божию и диавол получил бы эти права. Тогда он знал бы о намерении Преподобного, потому что в этом случае тангалашка сам подстегивал бы его гордость.

- А если человек где-то высказал свой добрый помысл, то может ли диавол его подслушать и потом искушать этого человека?

- Как же он подслушает, если в сказанном нет ничего от диавола? Однако, если человек высказал свой помысл с тем, чтобы погордиться, то диавол вмешается. То есть, если у человека есть предрасположенность к гордости и он гордо заявляет: "Я пойду и спасу того-то!", то диавол подключится к делу. В этом случае диавол будет знать о его намерении, тогда как если человек побуждаем любовью и действует смиренно, то диавол об этом не знает. Необходимо внимание. Это дело очень тонкое. Недаром Святые Отцы называют духовную жизнь "наукой из наук".

- Геронда, однако, бывает, что колдун предсказывает, к примеру, трем девушкам, что одна выйдет замуж, другая тоже, но будет несчастна, а третья останется незамужней, и это сбывается. Почему?

- У диавола есть опыт. Например, инженер, видя дом в аварийном состоянии, может сказать, сколько еще времени он простоит. Так и диавол видит, как человек живет, и из опыта заключает, чем он кончит.

У диавола нет остроты ума, он очень глуп. Он весь сплошная путаница, конца-края не сыщешь. И ведет себя то как умный, то как дурак. Его плутни - топорной работы. Так устроил Бог, чтобы мы могли его раскусить. Надо быть сильно помраченным гордостью, чтобы не раскусить диавола. Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение - это то, что делает диавола калекой.
__________________________________________________________________________

1) См. Древний Патерик, М., 1899, С. 343-344.

Источник

0

21

Когда вера колеблется (старец Паисий Святогорец)

- Геронда, почему многие верующие потеряли веру?

- Если человек относится невнимательно к вопросам веры и обряда, то постепенно он начинает забываться и может стать совершенно бесчувственным, дойти до того, что перестанет вообще во что-либо верить.

- Некоторые говорят, что их вера колеблется, когда они видят, как страдают хорошие люди.

- Даже если бы Бог сжёг всех хороших людей, всё равно человек не должен принимать помысел "слева", но должен думать, что Бог всё, что ни делает, делает по любви. Бог знает, что делает. Если Он попустил совершиться злу, значит, что из него произойдёт что-то хорошее.

- Геронда, сегодня даже и верующие дети колеблются, потому что в школах есть учителя, которые учат неверию.

- Почему они должны колебаться? Святой Екатерине было девятнадцать лет, и она своим знанием по Бозе и премудростью заградила уста двумстам философам. Даже протестанты считают её покровительницей науки.

В вопросах веры и любви к Родине нет места компромиссам, человек должен быть непреклонен, твёрд

- Геронда, раньше я молилась с верой, и Бог исполнял всё, что я просила Теперь у меня нет такой веры. В чём тут причина?

- В твоей мирской логике. Мирская логика расшатывает веру. "Аще имате веру и не усомнитеся... вся, елика аще воспросите в молитве верующе, пришлете" (Мф.21,21-22), - сказал Господь. В этом основа В духовной жизни мы находимся в области чуда.

Один плюс два не всегда будет три, может быть и пять тысяч, и один миллион! Необходимо благое произволение и любочестие. Ведь, если у человека нет благого произволения, он ничего не понимает. Вот и распятие Христово пророки описали в таких тонкостях - вплоть до того, что станет с Его одеждами (См. Пс 21,19), куда пойдут деньги, полученные за предательство, что на них купят землю горшечника для погребения странников (См. Мф. 27,7-9; Иер. 18,2; 39,9), но евреи всё равно не поняли. "Беззаконный же Иуда не восхоте разумети".

http://3rm.info/20260-kogda-vera-kolebl … gorec.html

0

22

Отношение к боли

- Геронда, какую боль Вы называете невыносимой?

- Боль, при которой текут слёзы. Это не слёзы покаяния и не слёзы радования. К какой категории относятся эти слёзы, как вы думаете?

- Может быть, Геронда, к категории мученичества?

- Конечно, - к категории мученичества.

- Геронда, когда я испытываю сильную боль, то мне трудно сказать слова "слава Тебе, Боже".

- Почему тебе трудно их сказать? Думай о том, что претерпел Христос. Побои, уничижение, бичевание, распятие! [1] И Он вытерпел всё это "безгре́шен Сы́й" [2], для того чтобы нас спасти. И ты, когда тебе больно, говори: "Ради Твоей любви, Христе мой, я буду терпеть".

- Геронда, что необходимо, чтобы преодолеть боль?

- Необходимо мужество, усилие.

- А как человеку преодолеть боль невыносимую?

- Если он человек мирской - то мирской песней, если он человек духовный - то духовным песнопением... Однажды у моего отца поднялся сильный жар и началась страшная головная боль. Знаете, что он сделал? Он наелся солёной селёдки, выпил стаканчик вина и затянул песню: "Проснись, мой несчастный, бесправный народ". Потом он спел ещё несколько партизанских песен, и его голова прошла! Так - для того чтобы боль рассеялась - и мы будем петь духовные песнопения! Помню, как я однажды простыл, и у меня началась такая страшная головная боль, что голова раскалывалась. Ну что же, я начал петь одно очень красивое песнопение, и головная боль ушла. Действительно, псалмопение вместе с Иисусовой молитвой очень помогает в подобных случаях. Оно делает душу нежной, услаждает её, потому что постоянные скорби и боли угнетают душу, и она охладевает. И вчера ночью я тоже не мог уснуть от боли. Я даже подумал о том, что если умру до рассвета, то потом для меня наступит один длинный день. Ведь в жизни иной не бывает ни закатов, ни рассветов... Но потом я принял... болеутоляющую "таблетку" - спел тропарь "Боле́зньми святы́х и́миже о Тебе́ пострада́ша умоле́н бу́ди Го́споди и вся́ на́ша боле́зни исцели́..." [3]. Действие этой таблетки оказалось продолжительным, её хватило на всю ночь! У врачей есть такие таблетки?

- Геронда, говорят, что ночью боли усиливаются.

- Да, ночью человеку становится хуже. Но, кроме того, днём общаясь с людьми, разговаривая, больные забывают о своей боли. Ночью они остаются наедине с собой, их ум уходит в боль, и им кажется, что она усиливается. От болей во время болезни никуда не денешься, но задача в том, чтобы повернуть ручку [духовной] настройки на другую частоту, чтобы об этих болях забывать. Ведь если ты относишься к боли неправильно, то тебе в два раза больнее. Если ты думаешь о боли, то боль усугубляется. А вот если ты включаешь в работу добрый помысл, к примеру, вспоминаешь о тех, кому ещё больнее, чем тебе, или если поёшь что-то церковное, то боль забывается.

- Геронда, боль обычно предупреждает о том, что в организме что-то неладно. В связи с этим, какое внимание надо уделять боли?

- Надо испытать, насколько хватает твоих сил, и быть внимательным в соответствии с этим. Особенно если речь идет о человеке пожилом. Здесь необходимо внимание, потому что если продолжать гнать старый автомобиль с той же скоростью, с которой он ездил, когда был новым, то он разлетится на кусочки: колёса полетят в одну сторону, карбюратор в другую... Когда у меня болела поясница, я не мог молиться по чёткам стоя. Увидев, что состояние немножко улучшилось, я попробовал встать: стоя помолился по чёткам и сделал земные поклоны. Поясница заболела снова. Я немного присел. Потом сказал себе: "А ну-ка, попробуй ещё раз". Повторилось то самое. Поясница опять заболела. Потом я уже воздерживался от стояния на ногах и поклонов, но мой помысл был спокойным.

- Геронда, если я знаю, что моя боль не оказывает на организм никаких других побочных последствий, то она меня не беспокоит. Однако она беспокоит, если я знаю, что через боль проявляется серьёзная болезнь.

- Смотри, к примеру, больная поясница может не иметь для организма серьёзных последствий, однако эта боль сковывает, "парализует" человека, и он не может двинуться. А вот боли другого рода тело терпеть может.

- Геронда, боль ожесточает человека?

- Если человек не относится к боли духовно, то она может его ожесточить. Однако, относясь к ней духовно, он имеет мир и утешается божественным утешением. Потом болезнь становится праздником, торжеством. Человек радуется, потому что он будет причтён к исповедникам и мученикам. Святые мученики забывали боль, потому что их любовь ко Христу была сильнее, чем их боль и её нейтрализовала.

- А разве человек, который испытывает боль и не относится к ней духовно, не очищается?

- Человек мирской очищается, но монах - нет.
1) См. Мф. 27, 26-44; Мк. 15, 15-32; Лк. 23, 23-43 и Ин. 19, 1-23.
2) См. Ис. 53, 9.
3) Тропарь Сорока мученикам Севастийским; память совершается 9 марта

http://3rm.info/13042-otnoshenie-k-boli … gorec.html

+1

23

Подготовка к молитве

Смиренная исповедь Христу

- Батюшка, как нужно готовиться к молитве?

- Так же, как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек… Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом.

Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

- Батюшка, я читала в «Лествице», что для молитвы нужно быть облечённым в одежду, в какую облекается человек, когда собирается предстать перед царем1. Что это за одежда?

- Уничижать себя перед Богом и смиренно просить прощения за свои прегрешения. «Виновата, говори, Боже мой, я — неблагодарная, я огорчила Тебя. Прости меня». Но говори это с внутренним сокрушением, не внешне. Это та одежда, в которую нужно облекаться, когда беседуешь с Богом. Если этого нет, то ты как будто говоришь Богу: «Как дела? Ну, что новенького?». Если у человека, перед которым мы прегрешили, мы должны просить прощения, то тем более нужно просить прощения у Бога за наши ежедневные прегрешения.

- Это значит, батюшка, что нужно думать о согрешениях, которые я ежедневно совершаю?

- Прежде проси прощения у Бога за прегрешения, которые сотворила в течение дня, и уже потом думай о своей греховности в общем. Так ты смиряешься и уже потом начинаешь высказывать свои просьбы. Я начинаю молитву словами: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Повторяю это несколько раз шепотом и потом начинаю творить молитву. Как-то я просил Бога, чтобы Он научил меня молиться. И тогда мне было видение юноши семнадцати лет, который молился. Он привёл меня в совершенное сокрушение! Он так плакал и молился, что я был изумлён и потрясен. Начинал с исповеди: «Я неблагодарный, неисправимый…». Потом говорил: «Что я сам, находясь в таком состоянии, могу с собой сделать, Боже мой, если Ты не поможешь мне?» И потом начинал говорить прошения.

- Батюшка, часто во время молитвы я думаю о своих прегрешениях и поэтому не могу сосредоточиться.

- Мы же уже говорили, что испытывать себя и исповедовать свои прегрешения нужно до начала молитвы, а не во время неё. А то получается уже не самокритика, а собеседование с тангалашкой. Перед молитвой нужно подумать о том, что в нас не так, на это направить свой ум, настроить прицельную рамку, а потом… огонь!

«Первее примирись»

- Батюшка, если по невниманию я погрешу и не пойму того, что надо бы попросить прощения у сестры, которую огорчила, смогу я в молитве общаться с Богом?

- Чтобы общаться с Богом и обрести покой, нужно следить за собой и постоянно бодрствовать, чтобы понимать свои ошибки, каяться и просить прощения. Иначе даже если ты и почувствуешь на молитве какую-то радость, это не будет духовная радость. Не будет в тебе духовного воспарения, которое происходит от общения с Богом.

- Иногда, батюшка, когда я начинаю молиться, ощущаю внутри какое-то беспокойство.

- Если чувствуешь внутреннее беспокойство или сердечное окаменение, знай, что ты огорчила какую-нибудь сестру и потому ощущаешь за собой вину. Если ты попросишь у нее прощения, то беспокойство уйдет.

- Батюшка, а что, молитва не может прогнать это беспокойство? Нужно обязательно попросить прощения?

- Гляди, если ты огорчишь какую-нибудь сестру, то не можешь этот вопрос решить только молитвой. Нужно пойти, поклониться ей и попросить прощения. Если не сделаешь поклона сестре, то делай хоть триста поклонов в келье, не поможет. Так эти вопросы не решаются. «Прежде смирися с братом твоим» (Мф. 5, 24), — говорит Евангелие, а потом принеси дар свой. Только если ты не можешь найти сестру в это время, но раскаялась в совершенном и готова при первой встрече попросить у неё прощения – тогда твоя молитва принимается Богом.

- Батюшка, если случается конфликт с какой-нибудь сестрой, то, когда я прихожу к себе в келью, успокаиваюсь и могу молиться. Но потом, когда встречаю эту сестру, то общаюсь с ней сухо и даже стараюсь избегать.

- Этого я не понимаю. Если у тебя с какой-нибудь сестрой случается недоразумение, то как потом ты идёшь в келью и успокаиваешься? Если не сотворишь ей поклона, то как можешь успокоиться и молиться? Если бы ты имела в себе мир Божий, сердце бы твое смягчилось после молитвы в келье, и ты встречу бы с этой сестрой считала благословением Божиим, а не старалась бы её избегать.

- Может, батюшка, я оправдываю свое прегрешение и потому могу молиться?

- Что это за молитва? Только если человек обвинит в происшедшем себя и скажет сестре: «Благослови»2, только тогда приходит благодать Божия и он сможет общаться с Богом.

Молитва — это «суд до суда»

- Батюшка, святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва — это «суд до суда»3.

- Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда молитва есть «суд до суда». Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствуют, — спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил? Может, промелькнул помысел гордости или есть во мне какое-то пожелание, которое не даёт мне общаться с Богом?»

- А если, батюшка, он ничего не найдёт?

- Исключено, обязательно что-то было. Если пороется в архиве, то есть испытает поглубже сам себя, то найдёт дело и поймёт, в чём виноват.

- Испытает сам себя или исповедуется Богу?

- Что исповедовать, если он не знает, что сделал? Сначала нужно испытать себя. А если и тогда человек ничего не найдёт, пусть встанет на колени, сделает два-три поклона и скажет: «Боже мой, в чём-то я наверняка погрешил. Просвети меня, чтобы я понял, в чём именно». Только он так скажет, как тут же туман искушения развеется смирением — и он найдёт причину. Видя смирение человека, Бог посылает Свою благодать, и человек, просвещённый ею, точно вспоминает, в чём он прегрешил, и исправляется.

- Батюшка, что нам помогает находиться в постоянном общении с Богом?

- Очень помогает внутренний душевный мир. Когда душа в порядке, молитва сама движется. Поэтому не держи в себе ни на кого зла. Если имеешь на кого-либо неправый помысел, исповедай его игуменье. Прогони также и всякий другой неправый помысел, приводя вместо него добрые помыслы. Благими помыслами очищается путь и молитва идет легко.

Перевод Издательского Дома "Святая Гора". Все права защищены. При перепечатке на Вашем сайте ссылка на agionoros.ru обязательна.

1 См.: ἉγίουἸωάννουτοῦΣιναΐτου. Κλῖμαξ. ΛόγοςΚΗ´, παρ. γ´. Ἀθῆναι, 1970. Σ. 159.
2 «Благослови» в данном случае означает «прости».
3 См.: ἉγίουἸωάννουτοῦΣιναΐτου. Κλῖμαξ. ΛόγοςΚΗ´, παρ. α´. Σ. 159.

http://www.agionoros.ru/docs/646.html

Vigor, спасибо.

+1

24

Старец Паисий Святогорец, (Неизданные высказывания) Женщины и мужчины, Женщины, не тратьте сердце попусту

Уважаемый пустынник нашего времени старец Паисий много времени уделял окормлению женщин. Так, в одной из своих бесед с монахинями говорил о женщинах, передаем по расссказу архим. Иоанникия. Публикуем впервые:

Если человек отрешится в себе от всего суетного, тогда ум его по необходимости сосредоточивается на Боге. Вы, женщины, легче можете предать себя Богу, потому что имеете помощником свое сердце.

Мужчинам сделать это труднее, потому что им мешает логика. Заперлись на засов и скрылись, а женщин сердце привело на Голгофу и ко Гробу Господню. Однако вы подвергаетесь опасности растратить его по мелочам. Вы с легкостью отдаете свое сердце ничтожным и суетным вещам, и в конце концов для Христа у вас ничего не остается.

Вам недостаточно необходимой одежды, но вместе с необходимым желаете приобрести и красивое, изукрашенное, приятное. Какой-нибудь стакан понравился бы вам больше, если бы на нем был изображен цветочек. На столе ― вышитая скатерть, стол и стулья ― резные и т. п.

Так сердце распыляется. Не тратьте его попусту...

Женщины как в обычной жизни любят тонкую работу, так и в жизни духовной стремятся к утонченной деятельности, занимаются тонкостями и дают место диаволу совершать свою тонкую работу, причинять вред.

Итак не давайте своего сердца суете, но посвящайте его Богу. Не  залипайте в мелочах, но сделайте ваш подвиг более простым начиная с самого заметного, чтобы не предаваться отчаянию.

Если будут отсечены грубые страсти, то и более тонкие отсекаются и уничтожаются легче. Не думайте о своей прежней жизни и ошибках молодости, потому что перед вами открылись новые пути и новые книги.
Живите в атмосфере постоянного славословия и благода рения Бога, потому что самый большой грех ― это неблагодарность и хуже всех грешников ― человек неблагодарный.

У женщины много любви. Но диавол отравляет эту лю
бовь и превращает ее в ревность. Женщина очень любит саму 
себя. Наша личность сильно страдает от такой любви.

Если мы
избавим себя от любви к самим себе, то вся любовь останется для 
Христа и ближних. Мужчина, когда ревнует, доходит до того,
что не хочет видеть другого. Женщина же, когда ревнует, не ус
покаивается, пока соперница не будет уничтожена.

    За человеческим разногласием скрывается согласие 
Бога. Например, в супружеской паре разные характеры со
здают гармонию. Поэтому мир так устроен, что женщины при помощи богатства
 своего сердца должны приводить мужчин к Богу.

http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=1094

Отредактировано Тугодум (08.06.2013 09:27)

+3

25

http://www.isihazm.ru/files/file_1864.jpg
Паисий Святогорец

+3

26

Тот, кто решился на смерть, ничего не боится. Старец Паисий Святогорец

Сегодня для того, чтобы дать отпор трудностям, человек должен иметь в себе Христа. От Христа он будет получать божественное утешение для того, чтобы иметь самоотвержение. Если же этого не будет, то что произойдет в трудный момент? Я читал где-то, что Абдул-Паша [1] забрал со Святой Горы пятьсот юношей. Из них одни были послушниками, а другие укрывались на Святой Горе от турок. Видимо, тогда, в годы греческого восстания, юноши приезжали на Святую Гору, чтобы спастись, потому что турки забирали молодых ребят и делали из них янычар [2]. Если юноши не отрекались от Христа, то Абдул-Паша вешал их в башне в Урануполисе. Стольких молодых людей захватил он на Святой Горе, и всего лишь пятеро из них пошли на мученичество! Остальные отреклись от Христа и стали янычарами. Необходима отвага: это не шуточки. Если человек чувствует себя несправедливо обиженным, если в нем есть самолюбие, то он не имеет в себе божественной силы. Как такой человек поведет себя, оказавшись в подобной столь нелегкой ситуации? На меня произвел большое впечатление рассказ одного епископа из Патриархии. Сначала я говорил ему. "Ну что же это за дела? С одной стороны надвигается экуменизм, с другой - сионизм, сатанизм. Скоро вместо двуглавого орла будем воздавать почести двурогому диаволу!" - "Сегодня, - ответил он мне, - нелегко найти такого епископа, каким был Паисий II, епископ Кесарийский" [3].

Что же делал Паисий II? Когда он ходил с прошениями к султану, то перепоясывался веревкой, то есть он заранее решился на то, что турки его повесят. Он словно говорил султану: "Не ищи веревку и не теряй времени. Если хочешь меня повесить, то веревка готова". Его посылали к султану по нелегким вопросам, и часто в трудных ситуациях он спасал Патриархию. Когда он состарился, а надо было опять ехать к султану, то через седло лошади перебрасывали две большие корзины, связанные между собой. Одну чем-нибудь нагружали, а в другую сажали его, и так он путешествовал в Константинополь. Однажды турки издали фирман [4] о призыве греков в турецкую армию. Христианам было трудно служить вместе с турками, потому что они не могли удовлетворять необходимые им религиозные потребности. К тому же и Россия незадолго перед этим потребовала у турок, чтобы они не препятствовали грекам в отправлении христианских обязанностей. Тогда Патриарх пригласил митрополита Паисия и отправил его к султану. Митрополит, перепоясанный веревкой, опять предстал перед султаном. Султан сказал ему "Греки должны идти в армию, чтобы служить родине". - "Да, - ответил ему Владыка Паисий, - я тоже согласен с тем, чтобы греки служили в армии, ибо эти земли издавна принадлежали грекам. Однако у нас разная вера, поэтому отдельная армия греков должна находиться в отдельном военном лагере, иметь своих офицеров и тому подобное. Это необходимо для того, чтобы свои религиозные обязанности греки тоже могли отправлять. Они не могут молиться вместе с вами: у вас рамазан [5], а у нас Богоявление". - "Дать христианам оружие! - подумал султан. - Это опасно!" "Нет-нет, - ответил он митрополиту, - лучше не надо им идти в армию".

В другой раз армяне подали султану прошение о том, чтобы им отдали Балукли [6], и добились благосклонного ответа После этого обсуждать этот вопрос с султаном пошел митрополит Паисий. "Балукли, - сказал ему султан, - должны забрать армяне, потому что это место является достоянием их дедов". - "Да, - ответил ему Паисий, - они должны забрать ее, ибо, зная, что какое-то место является достоянием наших дедов, мы должны забрать его себе. Дайте мне документ о передаче Балукли, и я тоже его подпишу, потому что я пришел сюда как представитель Патриархии". Он подписал документ, а потом достал золотой константиновский дукат [7] и сказал: "Итак, пусть армяне заберут Балукли, но тогда мы должны забрать себе Святую Софию, потому что она наша. Она принадлежала нашим дедам, и вы должны нам ее вернуть". Сказав это, он показал султану золотой со святым Константином. На прием к султану митрополит в качестве свидетеля взял одного из русских офицеров, прибывших тогда на корабле в Константинополь. Таким образом, султан оказался в трудной ситуации и отменил свое решение по Балукли. "Нет-нет, - сказал ему султан, - Балукли остается у вас". Потому что ему надо было либо отменить свое решение, либо отдать грекам Святую Софию. Видите, как? Митрополит Паисий вертел турками, как хотел! Это потому, что он решился на смерть. А если не решиться на смерть, то ничего не добьешься. Все начинается с этого.

____________________________________________

1) Мехмет Эмин Абдулах Паша управлял Фессалониками в 1821-1823 гг.

2) Янычары - карательные войска в Турецкой империи, в которые обычно отбирались юноши из завоеванных турками христианских народов. Пройдя особую подготовку и воспитание, янычары отличались исключительным фанатизмом и жестокостью. - Прим. пер.

3) Паисий II - митрополит Кесарийский. Родился в селении Фарасы в Каппадокии. Учился в духовной школе при Флавиановском монастыре Честного Предтечи, а затем в Константинополе, где был рукоположен во диакона и священника. В 1832 г. был рукоположен в митрополита Кесарийского. Был бесстрашным борцом за сохранение эллинизма в своей епархии.

4) Фирман - указ султана. - Прим. пер.

5) Рамазан - девятый месяц по мусульманскому календарю, в течение которого мусульмане соблюдают строгий пост (полное воздержание от пиши, пития, курения и т.д.) ежедневно с утра до вечера. От заката до восхода солнца запреты рамазана отменяются.

6) Балукли - местность в Константинополе, где расположен монастырь "Живоносный Источник".

7) Золотая монета с изображением святых Константина и Елены, которую носили как украшение или талисман.

+2

27

МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА РАСТЕРЯТЬ НАСЛЕДИЕ, КОТОРОЕ НАМ ОСТАВИЛ ХРИСТОС
Ради наших слабостей мы не имеем право перешивать Христианство на собственный аршин. Даже если хранить установленный чин могут немногие, ради этих немногих он должен быть сохранен. Если больной человек оказался среди чужих, то пусть он ест скоромное так, чтобы другие его не видели и не соблазнялись. Пусть купит себе какой-нибудь сметаны и скушает ее у себя в комнате. «Это лицемерие», - ответил мне один из этих профессоров. «Тогда почему, чтобы быть более искренним, ты не идешь на площадь и не грешишь на ней?» - спросил я его в ответ. В каком же свете выставляет им все это диавол! Мы создаем свое собственное «православие» и в духе этого «православия» истолковываем святых отцов и Евангелие.<…>
Разве можно быть равнодушным сегодня, когда мы можем просветить народ безболезненно, безопасно для жизни? А знаешь, что перенесли наши предки ради того мира, в котором мы живем сейчас? Знаешь , сколько людей пожертвовали собой? Если бы они не принесли себя в жертву, то сейчас у нас не было бы ничего. И вот я сравниваю: как тогда, подвергая опасности свою жизнь, они хранили веру, - и как сейчас, не подвергаясь никакому давлению, люди уравнивают все!<…> Такие вот они человецы нынешние. Дай им денег, автомобили и на веру, честь и свободу им будет наплевать. Своим Православием мы, греки, обязаны Христу и святым мученикам и отцам нашей Церкви. А своей свободой мы обязаны героям нашего Отечества, пролившим за нас свою кровь. Это святое наследие мы обязаны чтить.
Сейчас мы видим, как Бог собирает людей персональными повестками, подобно тому как рассылают такие повестки военнообязанным перед началом войны. Бог делает это для того, чтобы что-то сохранилось, для того, чтобы спаслось Его создание. Бог не оставит нас, однако и мы должны делать то, что можно сделать по-человечески. А о том, что по-человечески сделать нельзя, мы должны молиться, чтобы подал свою помощь Бог.

Паисий Святогорец .Слова. Т.1. С.404-405; 406-407

+2

28

Всё зло сегодня происходит от неверия (старец Паисий Святогорец)

- Геронда, я обратила внимание, что у некоторых людей, которые не верят в Бога, есть сильное желание увидеть мир, страсть к путешествиям, развлечениям.

- Когда человек не верит в иную жизнь, то он стремится увидеть мир, насладиться в этой жизни тем, другим, а в конечном итоге что получается? В нём постоянно присутствует пустота. Но если он уверует в Бога, познает Бога, то и сам будет познан Богом1, и у него явится чувство полноты.

- Если бы люди думали о том, что эта жизнь преходяща неужели они бы не изменились?

- Смотря кто. Если скажем, к примеру, пришёл конец света - то человек неверующий станет ещё более дерзким, чем обычно, предастся злу и греху. А человек верующий, наоборот, сдержит себя. "Зачем я буду тратить время на пустое, - скажет он. Лучше позабочусь о душе, постараюсь жить духовно, творить милостыню".

Всё зло сегодня происходит от неверия. Раньше люди верили, и у самых равнодушных в душе жила вера, хотя люди были простые и даже не понимали ничего из того, что слышали в церкви. Некоторые не знали даже, что Евангелий всего четыре, думали, что их двенадцать. Но какую веру имели люди, какое благоговение! А какое мужество было у медсестёр! Сколько из них ушли на войну добровольцами! У них была вера и жертвенность, как они помогали людям! А сегодня? Кто-то мне рассказал, как один больной читал "Верую", а медсестра, услышав, стала его бить - думала, что хочет её сглазить! Люди не знают даже Символа веры! До чего мы дошли! Спрашиваешь молодых: "Во что ты веришь?" "Не знаю, я пока не решил", - отвечает. "Какую веру исповедуют твои мать и отец?" - "Не знаю, я их не спрашивал". Он даже не потрудился узнать, во что верят его родители! Если у человека такое безразличие, чем ему можно помочь?

- Геронда, а ведь в странах, где существовал тоталитарный режим, Положение ещё хуже.

- Да, но сколько мучеников явится из числа тех, кто сохранил свою веру при тоталитарном режиме! Один русский, живя на чужбине, наконец побывал в России, и он мне рассказывал: "Ко мне подошла одна бабушка, которая знала меня давно, и спросила: "В этом пальто ты ездишь на Афон?" "В этом", - ответил я. У неё на глазах появились слёзы, она взяла пальто и стала, бедная, его целовать, чтобы получить благословение". Видишь, вера, чем больше её угнетают, тем она сильней. Она как пружина чем сильнее её сжимают, тем сильнее она выстреливает, когда разжимается. Приходит время, когда тому, кто давит, делается тяжело давить на пружину, он её отпускает, и пружина выстреливает.

+1

29

"Буква закона убивает"

Как-то раз я спросил одного человека: "Кто ты? Воин Христов или воин лукавого? Знаешь ли ты, что у лукавого тоже есть воины?" Христианин не должен быть фанатиком, ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто без рассуждения кидается словами, пусть даже и правильными, тот делает зло. Был я знаком с одним писателем. Человек он был очень благочестивый, однако с людьми мирскими говорил языком грубым, доходившим до глубины души и сотрясавшим их. Однажды он говорит мне: "На одном собрании я сказал одной госпоже то-то и то-то". Однако он сказал ей это так, что искалечил ее. Он оскорбил ее перед всеми. "Слушай, - сказал я ему, - ты бросаешь людям золотые венцы с алмазами, однако, швыряя их таким образом, ты проламываешь головы, и не только слабенькие, но и крепкие". Давайте не будем "по-христиански" [в кавычках] побивать людей камнями. Кто перед другими обличает согрешившего или с пристрастием говорит о каком-то человеке, тот движим духом не Божиим, но иным. Церковь действует посредством любви, а не так, как законники. Церковь смотрит на все с долготерпением и стремится помочь каждому, чтобы он ни натворил, каким бы грешником ни был.

Я вижу, что некоторым свойственна странная логика. Их благоговение - это хорошо, их расположение к добру - это тоже хорошо, но необходимо еще духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие, чтобы голова не стала такой твердой и упрямой, что хоть кол на ней теши. Вся основа в том, чтобы иметь духовное состояние, для того чтобы в человеке было духовное рассуждение. Иначе он стоит на "букве закона", а "буква закона убивает". Тот, у кого есть смирение, никогда не строит из себя учителя, он выслушивает [другого], а когда спросят его мнение, говорит смиренно. Он никогда не скажет "я", но "помысл говорит мне" и "отцы сказали". То есть он говорит, как ученик. Тот, кто считает, что он способен исправлять других, имеет много эгоизма.

- Геронда, когда кто-то, начиная что-то делать, имеет доброе расположение, но [затем] уклоняется в крайности, то значит ли это, что у него не хватает рассуждения?

- В этом его действии есть эгоизм. И такой человек, не зная себя самого, не понимает этого, потому и бросается в крайности. Часто некоторые начинают с благоговения, и до чего только не доходят потом! Как, например, иконобожники и иконоборцы. И одно крайность, и другое крайность. Одни дошли до того, что скребли икону Христа и, для того чтобы "улучшить" Божественное Причащение, сыпали эту пыль в Святую Чашу! Другие жгли иконы, топтали их... Поэтому Церковь и была вынуждена поместить иконы высоко, а когда раздор утих, она опустила их вниз, чтобы мы поклонялись им и воздавали честь тем, кто на них изображен.

+2

30

Всё это верно. Но интересно то,что такие,казалось бы простые вещи,мы,люди,понимаем,когда пройдем определённый СВОЙ путь... Интересна одна вещь. Нас же никто не заставлял в храм ходить,но почему-то,начав ходить,близких своих силой туда толкаем,обвиняем в безбожии. Иногда даже(до смешного!)вслух или мысленно в пример ставя себя. А мы ж ещё только горшки необожённые,и вся закалка ещё впереди только.

+2


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Преподобный Паисий Святогорец. Беседы, наставления.