"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Духовная жизнь » Иконы Пресвятой Богородицы


Иконы Пресвятой Богородицы

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Икона Божией Матери Никейская

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib3486.jpg

Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: "Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель". Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.

Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: "Бысть чрево Твое Святая Трапеза".

+2

2

«БОЖИЯ МАТЕРЬ ВОЗЛЮБИЛА ЭТО МЕСТО»

http://www.rusfront.ru/uploads/posts/2016-06/1467307229_ib162.jpg

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место", а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

0

3

Тихвинская икона Божией Матери

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib171.jpg

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.

В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.

Усердием великого князя Василия Ивановича (1505 - 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами.

Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

+2

4

КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib869.jpg

Касперовская икона Пресвятой Богородицы во время войны 1853 - 1855 годов защитила город Одессу от вторжения неприятельских войск.

При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября.

Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году. До этого образ хранился у помещицы Иулиании Иоанновны Касперовой, которая получила его по наследству как родовую святыню в 1809 году.

0

5

БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

http://www.rusfront.ru/uploads/posts/2016-07/1468356672_ikona-bogomateri-baly-kinskaya.jpg

Яв­ле­ние Ба­лы­кин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в се­ле Ба­лы­кине Ста­ро­дуб­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии 30 июня 1711 го­да. Ис­то­рия чу­до­твор­ной ико­ны бы­ла из­ло­же­на в уте­рян­ном ныне ру­ко­пис­ном «Ска­за­нии», хра­нив­шем­ся в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине. Пре­да­ние гла­сит: ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­ди­лась в до­ме Ти­мо­фея Дуль­ско­го, офи­це­ра Ста­ро­дуб­ско­го пол­ка. Во вре­мя вой­ны со шве­да­ми, ко­гда вра­же­ские вой­ска шли ми­мо г. Ста­ро­ду­ба, на иконе ста­ли за­мет­ны сле­зы из глаз Бо­жи­ей Ма­те­ри. Уви­дев это, Дуль­ский дал обет по­ста­вить свя­тую ико­ну в храм, ко­то­рый где-ни­будь то­гда стро­ил­ся. В ско­ром вре­ме­ни он узнал, что в се­ле Ба­лы­кине имен­но в это вре­мя воз­во­ди­лась цер­ковь, и, убе­див­шись в бед­но­сти Ба­лы­кин­ско­го при­хо­да, обе­щал пе­ре­дать свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри имен­но ту­да, но мед­лил с ис­пол­не­ни­ем сво­е­го обе­та. То­гда во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и при­ка­за­ла немед­лен­но пе­ре­дать ико­ну в Ба­лы­кин­скую цер­ковь. Од­на­ко и по­сле это­го Дуль­ский все еще мед­лил. Вто­рой раз яви­лась ему во сне Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и под угро­зой на­ка­за­ния вновь при­ка­за­ла от­дать ико­ну в Ба­лы­кин­ский храм, по­сле че­го Ти­мо­фей Дуль­ский по­спе­шил ис­пол­нить свое обе­ща­ние и пе­ре­дал ико­ну в но­во­по­стро­ен­ную де­ре­вян­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине.

Об­раз про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, ко­то­рые сте­ка­лись для по­кло­не­ния ей не толь­ко из Чер­ни­гов­ской, но и из со­сед­них гу­бер­ний.
Неза­дол­го до Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции об­раз был силь­но по­вре­жден в ре­зуль­та­те са­мо­воз­го­ра­ния, но огонь не кос­нул­ся ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ба­лы­кин­ская ико­на на­пи­са­на на хол­сте, при­кле­ен­ном на дос­ку, ма­ло­рос­сий­ским пись­мом, за­кры­та стек­лом и ме­тал­ли­че­ским окла­дом с по­кры­ти­ем, ими­ти­ру­ю­щим зо­ло­че­ние. На го­ло­ве Бо­жи­ей Ма­те­ри вме­сто по­кро­ва укра­ше­ние, на­по­ми­на­ю­щее диа­де­му. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на с мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми, взи­ра­ю­щей на Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Ко­то­рый ле­жит на Ее ко­ле­нях. Ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой с над­пи­сью: «1811 г., июня 24, ко­штом гра­фи­ни Ан­ны Ива­нов­ны Без­бо­род­ко пе­ре­де­ла­на и вызла­ще­на».

Ико­но­гра­фия Ба­лы­кин­ской ико­ны вос­хо­дит к за­пад­ным об­раз­цам, ико­нам «Рож­де­ство Хри­сто­во» и «По­кло­не­ние волх­вов» (Бо­го­ро­ди­ца неред­ко изо­бра­жа­лась ко­ле­но­пре­кло­нен­ной, с при­жа­ты­ми к гру­ди ру­ка­ми, пе­ред ле­жа­щим в яс­лях Бо­гом­ла­ден­цем).

Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной Ба­лы­кин­ской ико­ны на­хо­дит­ся в ор­лов­ском Вве­ден­ском жен­ском мо­на­сты­ре. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на в вен­це, во­круг ним­ба – 12 звезд. Как гла­сит пре­да­ние, чу­до­твор­ный об­раз по­пал в оби­тель в 1712 го­ду, как бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­ля Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча), ар­хи­епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го, и не раз яв­лял за­ступ­ни­че­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ра­ща­ю­щим­ся к ней за по­мо­щью. Эта ико­на так­же про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми мла­ден­цев и бес­но­ва­той жен­щи­ны в 1858 го­ду. Чу­де­са, про­ис­хо­див­шие от спис­ка ико­ны Бо­го­ма­те­ри, за­пи­сы­ва­лись в мо­на­сты­ре. Чу­до­твор­ная Ба­лы­кин­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­дя­ща­я­ся в г. Ор­ле, бо­лее из­вест­на, чем пер­во­об­раз из се­ла Ба­лы­ки­на.

0

6

Колочская икона Божией Матери

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib2407.jpg

Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в княжение Василия I Димитриевича в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии. Обрел святой образ крестьянин этого селения по имени Лука и перенес его в свой дом. Один из его домочадцев страдал расслаблением тела. Больной с верою приложился к иконе челом и получил совершенное исцеление.

Об этом стало известно в окрестностях, и многие страждущие начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь. Впоследствии Лука перенес образ в Можайск, а оттуда в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством народа. При несении образа по Москве многие больные исцелялись от недугов. Затем икону возвратили в Можайск.

На месте явления иконы была построена церковь во имя Богородицы, в которой поставили святой образ.

На пожертвования крестьянина Луки и других православных впоследствии князь Андрей Димитриевич устроил на том месте монастырь, именуемый Колочским или Можайским.

+3

7

Икона Божией Матери Ржевской или Оковецкой

http://mrqxs4y.obzgc5tponwgc5tjmuxhe5i.cmle.ru/jpg/ib2445.jpg

26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве - небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.

Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся исцелений. Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539-1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.

В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.

0

8

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ТРОЕРУЧИЦА"

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib3097.jpg

В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717 - 740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+ 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.

+2

9

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ГАЛИЧСКАЯ-ЧУХЛОМСКАЯ "УМИЛЕНИЕ"

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib3487.jpg
Икона Божией Матери Галичская-Чухломская "Умиление" явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского.

На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: "Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери". Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону.

Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь.

Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.

+1

10

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib2467.jpg

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября).

Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

+1

11

ДОНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib2341.jpg

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363-1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа. По установившейся традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.

+2

12

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib112.jpg

Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.

+1

13

ЧЕРНИГОВСКАЯ-ГЕФСИМАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib2561.jpg

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

+2

14

Икона Божьей Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib263.jpg

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона Богоматери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

+3

15

НОВОНИКИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib2440.jpg
Новоникитская икона - одна из древнейших икон Божией Матери. Она явилась святому великомученику Никите (+ 372).

Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа готфского, еще до принятия им Крещения, видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. "Это же самое изображение я видел во сне!" - воскликнул святой Никита.

Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.

+4

16

Икона Богородицы «Услышательница» (Зографская)
http://s2.uploads.ru/t/RsdHX.jpg

Находится она на Аѳонѣ, въ Зографскомъ монастырѣ. Такое наименованіе св. иконы объясняется изъ слѣдующаго чудеснаго знаменія.

Преподобный Косма Аѳонскій, подвизавшійся въ Зографскомъ монастырѣ, будучи еще въ молодыхъ лѣтахъ, пришелъ однажды въ Ватопедскій монастырь на праздникъ Благовѣщенія. Здѣсь въ церкви за службой и на трапезѣ онъ видѣлъ прекрасную и величественную Женщину. Преподобный Косма сильно смутился духомъ и недоумѣвалъ, какимъ образомъ очутилась Она здѣсь на Аѳонѣ, куда не ступала еще нога ни одной женщины, и почему иноки монастыря допускаютъ здѣсь Ея присутствіе. Размышляя надъ этимъ, онъ возвратился въ Зографъ къ своему старцу. Старецъ замѣтилъ смущенный видъ своего ученика и спросилъ его:

— Отчего ты такъ грустенъ и задумчивъ?

Косма разсказалъ ему о видѣнномъ въ Ватопедскомъ монастырѣ и чистосердечно повѣдалъ всѣ свои сомнѣнія и размышленія по поводу видѣнія имъ среди тамошнихъ иноковъ Жены.

— Какого вида была Жена и каково одѣяніе на Ней? — снова спросилъ старецъ.

Косма подробно описалъ внѣшній видъ. Тогда старецъ съ укоризненнымъ вздохомъ замѣтилъ своему ученику:

— И ты не узналъ, что за Жена явилась тебѣ въ обители? Знай же, что это была не простая, смертная женщина, а Сама Царица нашей Святой горы и всея твари!

Черезъ нѣкоторое время послѣ этого преподобный Косма, оставшись одинъ въ храмѣ, обратился съ горячей молитвой къ Божіей Матери и воскликнулъ:

— Пресвятая Богородице! Помолись Сыну Твоему и Богу, да наставитъ меня на путь спасенія!

Едва только онъ произнесъ это, какъ услышалъ голосъ Божіей Матери:

— Сыне и Боже Мой! Научи раба Твоего, какъ ему спастись!

И тотчасъ же послѣдовалъ отвѣтъ на это Богоматернее моленіе:

— Пусть удалится изъ монастыря въ безмолвіе.

И Косма послѣдовалъ этому небесному откровенію. Получивъ благословеніе отъ своего настоятеля, онъ удалился въ сосѣднюю пустыню, высѣкъ себѣ въ скалѣ пещеру и провелъ здѣсь всю свою жизнь въ непрестанныхъ иноческихъ подвигахъ. За это онъ удостоился получить отъ Господа даръ чудотвореній.

Икона, передъ которой молился святой Косма и отъ которой онъ слышалъ голосъ, названа «Услышательницей». Она и доселѣ находится въ соборномъ храмѣ Зографского монастыря и помѣщается въ алтарѣ, на восточной стѣнѣ, въ нишѣ, простирающейся въ дьяконикъ.

Тропарь Пресвятой Богородицѣ предъ Ея иконой «Услышательница»
(гласъ 3)

Твоего предстательства увѣреніе и милосердія Твоего явленіе икона Твоя «Услышательница» намъ, Владычице, показася; предъ неюже души наша въ молитвѣ изливаемъ и вѣрою Тебѣ вопіемъ: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утѣшеніе благое въ сердца наша низпосли, моленія наша скоро услыши и спасеніе вѣчное душамъ нашимъ, Пречистая, испроси.

Кондакъ Пресвятой Богородицѣ предъ Ея иконой «Услышательница»
(гласъ 3)

Днесь, Владычице, преподобный Косма къ иконѣ Твоей съ мольбою припаде и Тобою скоро услышанъ бысть, непрестанно Тебѣ хвалу воздая. И намъ, подъ священный покровъ Твой прибѣгающимъ, да даруетъ Господь оставленіе грѣховъ и велію милость.
http://s4.uploads.ru/t/bElNM.jpg

https://vk.com/oldrussianorthography

+3

17

Песчанская икона Божией Матери и судьба России
http://s4.uploads.ru/t/CgOiw.jpg

Святитель Иоасаф Белгородский в 1914 г. явился в видениях одновременно одному благочестивому старцу, живущему в с. Песках, и полковнику О., бывшему тогда на фронте. За два года до первой мировой войны во сне полковнику явился Святитель Иоасаф Белгородский, возвёл его на высокую гору и показал всю Россию, залитую кровью. «Покайтесь...

Пока этого нет, но так будет», - предупредил Святитель. Чем больше рассказывал полковник о вещем сне, тем больше смеялись над ним и принимали за сумасшедшего. В конце концов, упрятали в дом умалишённых. Разразилась война. Полковник, военный врач, оказался на фронте. Видя моря крови, он стал неистово молиться, прося пощады у Бога.

Во время молитвы в его комнате появился Святитель Иоасаф. «Поздно, - сказал Святитель, - теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, также и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках, подле г. Изюма, обретённый мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию.

Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских... В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей». Такое же видение было и одному благочестивому старому жителю Песок. Полковник добрался до столицы, рискуя опять оказаться в сумасшедшем доме, нашёл Братство Святителя Иосафа Белгородского и рассказал им всё. Деятельные члены братства протоиерей А. И. Маляревский и князь Н. Д. Жевахов поверили его взволнованному рассказу.

Добившись личного распоряжения государыни Александры Феодоровны, князь Жевахов отвёз иконы в ставку. Многолюдные крестные ходы сопровождали путь поезда из Харькова. И совсем по-иному были встречены иконы в Могилеве: крестного хода не было, Государю о прибытии проезда из Харькова не докладывали, а князю было заявлено, что в ставке некогда заниматься пустяками. Однако, короткая встреча князя Жевахова с Государем произошла, после чего иконы были оставлены в ставке на несколько месяцев до конца 1915 г., но крестного хода с ними по линиям фронта не состоялось. Князь Жевахов впоследствии писал, что во время пребывания икон в ставке поражений на фронте не было, а наоборот, одерживались одни победы. В декабре иконы увезли - крестный ход так и не состоялся.

С первой волной русского рассеяния чудотворный образ был переправлен за границу и вскоре скрылся из виду. «Но как ясно, что все беды явились следствием ослушания воли Божией, так ясно и то, что Господь простит этот грех лишь после того, когда повеление святого Иоасафа будет выполнено. Так думают те, кто на протяжении восьми лет своей беженской жизни,- писал Жевахов, - безуспешно разыскивали Песчанский образ Богоматери по всей Европе и не находил его, так думают и те, кто верил афонским старцам, связавшим спасение России с обретением этого образа и возвестившим, что момент его обретения явится первым реальным моментом на пути к спасению Отечества. Момент этот наступил: афонские старцы вымолили у Бога милость и сей образ дивными путями Промысла Божия явился к одному из них и препровожден в Европу именно к тем людям, коим предуказанно идти впереди священной рати и чьи святые имена, доныне сокрытые, будут из поколения в поколение славиться благородным потомством. Первый шаг к спасению России сделан Самим Богом, даровавшим зарубежной России Песчанский образ Божией Матери.

Второй шаг должен быть сделан каждым, кто верует в Бога...» Этот призыв прозвучал в 1928 году. В 1991 году вновь были явлены мощи. Двадцать лет хранились они под тонким слоем шлаковой засыпки в одном из чердачных перекрытий Казанского собора, где располагался музей религии и атеизма. Несмотря на ранее проводимые реставрационные работы, святыня обнаружена не была. Второе обретение нетленных мощей привело к возобновлению почитания святого, созданию прихода его имени при часовне на территории той же больницы и возрождению братства святителя Иоасафа.

Новое обретение иконы и крестный ход «по воздуху»

Летом 1999 года прошёл Великий крестный ход по границам России на самолёте - пятидневный перелёт на самолёте на расстояние более двадцати пяти тысяч километров вокруг России.

Еще в 1997 году С. А. Матвеев приехал к старцу протоиерею Николаю Гурьянову на острове Залит получить благословение на организацию православного издательства. Переговорив обо всем, Сергей Александрович со своим другом уже выходил за калитку, когда Валентина, келейница отца Николая, вдогонку прокричала: «Батюшка благословил читать акафист Песчанской иконе Божией Матери, найти её подлинник и с ней облететь Россию Крестным ходом на самолёте». Матвеев, ничего не понимая, взял у неё акафисты и уехал в Москву. Что за икона Песчанская? Где её искать?

Какой Крестный ход, да ещё на самолёте по границам России? Наверное, отец Николай что-то сказал не так: он, наверное, не понимает, сколько это стоит. Такие мысли вертелись в голове у недоуменного Сергея. Но послушание нужно было исполнять. В Москве, в кругу своих сотрудников он рассказал о необычном благословении и начал действовать. Вскоре у него пошли поездки по стране. И вот, летом 1998 года в Прохоровке, на Курской дуге, в дни памяти битвы 1943 года представителям филиалов фонда славянской культуры и письменности, собравшимся со всей страны, были розданы материалы о Песчанской иконе Божией Матери, и рассказано о благословении залитского старца - искать икону, которая со времён революции считалась утерянной.

Уже через две недели раздался звонок от Галины Толстых из Харькова с радостной вестью - икона найдена. Она находится в Преображенском храме села Пески близ города Изюма. Там же - копия, подаренная самим Государем Николаем Александровичем. С этой вестью С. А. Матвеев вновь приехал на остров Залит. Отец Николай сказал, что если икону не будут давать на Крестный ход, не настаивать, а продолжать заниматься организационными вопросами, о деньгах не думать. Образ по непонятным причинам не дали. В третий раз С. А. Матвеев приехал к отцу Николаю, рассказал о трудностях с деньгами и то, что икону на самолёт не решаются дать. Тогда отец Николай благословил взять список иконы Песчанской Божией Матери, который был привезен ему в дар из Канады. Находился он в доме у женщины, тяжко болеющей, живущей у самой пристани острова и, несмотря на свою болезнь, с любовью и терпением принимающей всех приезжающих.

Икона была привезена в Москву. Отчаявшись, Сергей Александрович решил было ехать на остров, чтобы просить о снятии казавшегося невыполнимым благословения. Но однажды в день преподобного Сергия он познакомился с иноком Курской Коренной пустыни Антонием, который предложил встретиться с ещё одним человеком. Это был русский предприниматель из казаков Сергей Дронов.

Не дослушав до конца накатанную за долгое время поисков речь, хозяин скромного кабинета сказал: «Можно попробовать, только возьму благословение».

Какие же события предшествовали встрече двух рабов Божиих Сергиев? 19 мая 1999 года на Крестном ходе в Москве в честь дня рождения Государя С. А. Матвеев стал свидетелем трёхкратного мироточения святого образа Царя-Мученика и приложился к нему. Тут же он внёс икону в список святынь, которые должны были лететь на самолёте, получив на это согласие хранителя иконы Олега Ивановича Бельченко. 20 мая С. В. Дронов, случайно зайдя в храм Трёх Святителей, где в этот день находилась чудотворная икона Царя-мученика, с благоговением приложился к образу. А 21 мая произошла эта встреча С. Матвеева и С. Дронова, решившая судьбу Крестного хода.

Важнейшим в этих событиях стало благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, полученное 3 июня 1999 года в день праздника Сретения иконы Владимирской Божией Матери сразу после патриаршей службы у чудотворной иконы Владимирской прямо в алтаре храма святителя Николая в Толмачах.

Крестный ход был совершён за шесть дней с 14 по 19 июня 1999 года. Спустя 84 года. В числе семнадцати икон и прочих святынь, благословленных к перелёту, сошлись иконы Божией Матери Песчанская, Владимирская и икона Царя-Мученика, а всего на борту самолёта-часовни было несколько сотен различных икон Царицы Небесной, Царя-Мученика и различных святых.

С 2 по 5 октября 2008 года вокруг Харькова был проведен многотысячный крестный ход с чудотворной Песчанской иконой Богоматери и иконой Царя-Мученика.

ПЕСЧАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА РОССИИ

Среди множества благодатных икон Богородицы особое место занимают те, в которых Она явила милость русскому воинству. Не все из этих святынь достаточно известны. Мы любим и почитаем «Владимирскую», «Донскую», «Знамение». Но кто знает, например, о Песчанской иконе Божией Матери, которая, наподобие «Порт-Артурской» и «Августовской», в годы войны стала свидетельством попечения Богородицы о нашей Родине? Именно о ней, о Песчанской, святитель Иоасаф Белгородский сказал: «В этой иконе преизобилует особая благодать Божия; в ней Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для веси сей и страны в целом».

История иконы непосредственно связана с жизнью и трудами великого подвижника. Однажды (это было в 1754 году) объезжая свою епархию, он прибыл в город Изюм, Харьковской губернии. В церкви Вознесения в Замостье святитель Иоасаф с удивлением обнаружил икону Божией Матери, служившую перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. Святитель, пав на колени, просил прощения у Богородицы за небрежение к Ее иконе. Затем велел поместить образ в киот.

В 1792 г. Вознесенская церковь, ввиду затопления водами разлившейся реки, была перенесена на новое место, в Пески. В связи с этим икона Божией Матери получила название «Песчанская».

Святитель Иоасаф пробыл в Изюме три дня. Все это время он утром и вечером приходил в храм и молился перед святой иконой Богородицы. Весть об этом скоро распространилась по городу. Впоследствии стало известно, что перед поездкой Святитель увидал вещий сон. Во сне он совершал обход церквей и в одной из них, в куче сора увидал образ Божией Матери. От образа исходило сияние. Раздался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой предназначен для всей страны быть источником благодати, а они повергли его в сор!» Увидев Вознесенскую церковь, Святитель узнал ту, которую посетил во сне, а затем, найдя икону - убедился, что это и есть тот образ, о котором ему вещало сонное видение.

В 1819 г. в Изюме была начата постройка нового каменного храма, поскольку старая церковь Вознесения в Песках обветшала. У одного богатого помещика в это время умерла жена. При жизни она особо почитала Песчанскую икону и пожертвовала на нее позолоченную ризу. Перед смертью женщина умоляла мужа, известного своей скупостью, завершить постройку храма. Он так и поступил. А настоятелю поведал, как во сне ему явилась жена с Песчанской иконой, от которой исходили лучи. Благодаря щедрой жертве, церковь вскоре была построена.

Крестьянин Иван Колесников из Харьковской губернии дал обещание побывать в Святой земле и поклониться Гробу Господню. Он пришел в Пески и со слезами молился перед святой иконой. Вскоре к нему подошла неизвестная дама, спросила, о чем он молится, и подала 500 рублей со словами: «Исполни свой обет». Впоследствии этот крестьянин постригся в Иерусалиме в монахи. В 1831 г. он получил от Иерусалимского Патриарха в дар частицу Древа Животворящего Креста и мощей священномученика Иоанна. Он пожертвовал реликвии в Песчанскую церковь, где они находятся до сих пор.

В 1830 г. в Изюме случилась эпидемия холеры. Жители водрузили икону на городской площади и отслужили перед ней молебен. Потом с нею обошли все улицы и дома. Болезнь отступила. Спустя четверть века в этих местах снова появилась холера. И снова Богородица явила Свою милость от Песчанской иконы, исцелив тяжко больную женщину.

Город Изюм обрел всероссийскую славу. К святыне тянулись вереницы паломников. Десятилетиями не иссякал цельбоносный поток благодати.

Но шло время - и для России настала эпоха бедствий. Началась Первая мировая война. В эту пору русский народ уже начал свое гибельное нисхождение в пропасть безбожия и безвластия. Вера во всех слоях общества существенно оскудела. И понадобились жесточайшие испытания, чтобы в немногих сохранивших здравомыслие русских людях пробудилось горячее рвение к отеческим святыням и надежда на помощь свыше.

alt4 октября 1915 года, в разгар войны, икона была доставлена в Ставку с целью совершения с нею крестного хода по всем фронтам. Незадолго до этого святителю Иоасафу Белгородскому было два чудесных явления, в которых он предупреждал: «Только одна Матерь Божия может спасти Россию!». Святитель повелел провести крестный ход с чудотворным образом. Вот что пишет князь Н. Д. Жевахов, участник этого крестного хода, состоявшегося 2 октября 1915 года:

«То, что испытывал я, то испытывали, вместе со мною, эти десятки тысяч народа, и я понимал, почему эти люди плакали, почему оглашали воздух громкими стенаниями, почему эта огромная толпа, всегда живая и жизнерадостная, всегда гордая и самоуверенная, вдруг смолкла и притихла... Потому что в этой толпе не было ни одного человека, который не содрогнулся бы при встрече со святынею...потому что все почувствовали тот страх Божий, который обесценил в их глаза все земное и напомнил о страшном суде Господнем...Невидимые нити соединяли небо и землю...».

Под искусным пером очевидца тех грозных дней оживают картины минувшего - крестный ход с хоругвями и зажженными свечами, объятые горестными предчувствиями, плачущие люди, вечерний сумрак, среди которого как жар горит чудотворная икона... Из харьковского храма икону перенесли в специальный вагон, который доставил ее в Могилев. Образ Божией Матери пробыл в Ставке до середины декабря. «За это время, - вспоминает князь Жевахов, - на фронте не только не было поражений, а наоборот, были только победы, в чем может убедиться каждый, кто проверит этот факт по телеграммам с фронта с 4 октября по 15 декабря 1915 года».

Казалось бы, как не припасть к чудотворной святыне с молитвой о спасении Отечества?

Однако крестный ход по линии фронта так и не состоялся. Воля Святителя Иоасафа не была исполнена. Безумное ослепление напало на тех, кто решал судьбы Родины. Произошла история, схожая с той, что случилась в Порт-Артуре десятью годами раньше.

И финал был закономерен. Не Силы Небесные отвергают нас. Это мы отказываемся от их помощи.

Осознание необходимости возвращения к своим святыням, под сень Дома Божиего пришло к русским людям лишь семь десятилетий спустя. И крестный ход с Песчанской иконой все-таки состоялся.

День почитания Песчанской иконы Б.М. - 8 (21) июля и 22 октября (4 ноября).

https://vk.com/prav.novoros.strelkov

+3

18

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ"

http://days.pravoslavie.ru/jpg/ib2503.jpg

Икона Божией Матери, именуемая "Спорительница хлебов", написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия (23.XI. 1812 - 10.X.1891). Отец Амвросий, великий русский подвижник XIX века, пламенел детской верой к Божией Матери. Он особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой "Спорительница хлебов" отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.

На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ "Спорительница хлебов", указывая этим, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!"

День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября - день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой "Спорительница хлебов" был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.

+3

19

Икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение»
http://s5.uploads.ru/t/tbSfU.jpg

ИСТОРИЯ

Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя.

Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.

После кончины святителя в 1654 году икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита, Виссарион благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».

Прославление этого образа совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, когда в город Слободской этой губернии прибыл с Афона иеромонах Паисий, привезший с собой икону Богоматери «В скорбех и печалех Утешение». Образ этот украшен был богатой серебряной с позолотой ризой с бриллиантовым венцом на главе Богоматери. Он был помещен в женском Христорождественском монастыре, в храме Рождества Христова. Когда о. Паисий уже собирался возвратиться на Святую гору, от иконы Пресвятой Богородицы произошло чудесное исцеление 18-летнего немого юноши, после чего к образу началось настоящее паломничество. Многие страждущие богомольцы получили исцеление и утешение в своих печалях от святого образа в те дни.

Затем святая икона с большими почестями была перенесена в женский Преображенский монастырь г. Вятки, а в Слободском остался точный список с чудотворного образа, выполненный тем самым исцеленным 18-летним юношей. Духовный подъем вятчан был настолько велик, что «Вятские губернские ведомости» накануне Великорецкого крестного хода сравнивали его по религиозному настрою со встречей афонской святыни.

О. Паисий, отправляясь на Афон, оставил в Преображенском монастыре список чудотворной иконы, а 26 июня 1871 года во имя иконы «В скорбех и печалех Утешение» в Вятке был заложен храм, который строился более 11 лет. 31 августа 1882 года, в день Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы, архиепископ Апполос освятил храм, в котором каждую субботу перед образом читался акафист. Раз в два года, в память о пребывании святой иконы в Вятском крае и происходивших от нее чудесных исцелениях, совершались торжественные крестные ходы по всей епархии.

19 ноября 1866 года в Слободском Христорождественском монастыре на список чудотворного образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» была торжественно возложена присланная с Афона позолоченная риза, а в воспоминание первого исцеления от иконы (немого юноши, который и выполнил список), в монастыре совершалась особо торжественная служба. В этот день и было установлено празднование в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

27 марта 1890 года святыня была доставлена в Россию и помещена в Санкт-Петербурге в Благовещенском соборе при подвории Андреевского скита. В самой обители была оставлена его точная копия. Граждане города день и ночь спешили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божия тогда же изволила прославить икону Богоматери многочисленными чудотворениями.

Сейчас образ находится в санкт-петербургском Свято-Никольском соборе, а чтимый список со святой иконы – в слободском Свято-Екатерининском соборе. В 1999 году престол одного из храмов бывшего мужского Крестовоздвиженского монастыря в г. Слободском был освящен в честь чудотворного образа.

В Алексиево-Акатовом женском монастыре г. Воронежа также хранится список с афонской святыни, на котором написано: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году икона замироточила.

Икона «В скорбех и печалех Утешение» устроена в виде створчатого складня. Кроме Пречистой Богоматери, на ней изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный, святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец. Образ украшен несколькими ризами, одна из которых – золотая.

МОЛИТВЫ

Тропарь Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея в скорбех и печалех Утешение
глас 5
Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево.
Кондак Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея в скорбех и печалех Утешение
глас 6
Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну окаянный, всегда побеждаемь, и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира, упование и предстательство верных, не презри моление мое, полезно сотвори.

Молитва Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея в скорбех и печалех Утешение
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице, Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя Преблагая и скорая Заступнице, покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная, радуйся, Обрадованная, радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою! Аминь.
http://azbyka.ru/days/ikona-v-skorbeh-i … -uteshenie

+1

20

Икона Богородицы «Млекопитательница»

ИСТОРИЯ

http://s8.uploads.ru/t/jVtwB.jpg

Икона Божией Матери «Млекопитательница» является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю, связанную с именем святого Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры при кончине своей в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит соименный ему царственный паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло через шесть столетий – в ХIII веке. Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее в церкви при Карейской келлии по правую сторону иконостаса – это обстоятельство невольно обращает на себя внимание, т.к. по правую сторону от Царских врат обыкновенно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Впоследствии церковь была названа Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Наиболее известные чудотворные списки иконы есть также в России (Москве и Одессе), Греции и на Святой Земле. История появления этих списков в нашей стране связана с именем преподобного Гавриила Афонского.

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре.

Есть еще одна икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Она была обретена в 1650 году на высоком дереве в урочище Крестогорске, что в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Помещается образ над царскими вратами и посредством особого механизма спускается вниз для того, чтобы богомольцы могли к нему приложиться. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов.

Празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» установлено в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января.

МОЛИТВЫ

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Млекопитательница, глас 3

Без семене от Божественнаго Духа,/ волею же Отчею зачала еси Сына Божия,/ от Отца без матере прежде век суща,/ нас же ради из Тебе без отца бывша,/ плотию родила еси/ и Младенца млеком питала еси,/ темже не престай молити/ избавитися от бед душам нашим.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Млекопитательница, глас 5

Душ наших чувствия очистивше,/ узрим на иконе таинство преславное,/ Творца Вселенныя и Господа вышних сил,/ во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема,/ и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе/ и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем:/ радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Молитва Пресвятей Богородице в честь иконы Ея "Млекопитательница"

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

https://azbyka.ru/days/ikona-mlekopitatelnica

+1


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Духовная жизнь » Иконы Пресвятой Богородицы