"Православная дружба и общение".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Выписки из "Добротолюбия"


Выписки из "Добротолюбия"

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

"Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет сего.
Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы, как свидетельствует сама Истина: «мните ли, — говорит (Господь), — яко Галилеане сии, ихже кровь смеси Пилат с жертвами их, грешнейши бяху паче всех человек, иже на земли? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете. Или они осмнадесяте, на нихже паде столп Силоамский, и поби их, мните ли, яко грешнейши бяху паче всех человек, живущих во Иерусалиме? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, такожде погибнете» (Лук. 13:2-5). Видишь ли, что мы осуждаемся за то, что не имеем покаяния?"


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

***

"Мы должны помнить, что если возненавидим кого-либо из единоверных, как злого, то и Бог возненавидит нас, как злых, и если кого-либо отвергаем от покаяния, как грешника, то и мы будем отвержены (Богом), как грешники, и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших.
Объявляя сей закон, Законодатель наш Христос сказал нам: «не судите, и не судят вам, не осуждайте, да не осуждени будете, отпущайте и отпустится вам» (Лук. 6:37).
Зная сей закон, Святой Апостол Павел явно говорил: «имже судом судиши друга, себе осуждаеши» (Рим. 2:1).
И Пророк, не зная сего, так взывал к Богу: «яко Ты воздаси комуждо по делом его» (Псал. 61:13) и другой Пророк от Лица Божья говорит: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Втор. 32:35)."


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

Источник: https://vk.com/dobrotolubie_quotes

+5

2

"Рассмотри прошедших сию жизнь от начала мiра, и найдешь, что в благоугодивших (Богу) таинство благочестия совершилось чрез покаяние. Никто не был осужден, если не презрел его, и никто не был оправдан, если не заботился о нем. Самсон, Саул и Илий с сыновьями своими, уже приобретя отчасти святыню и вознерадев о покаянии, сперва утратили ее, а потом, когда время отсрочки прошло, умерли лютой смертью. Если дьявол не перестает бороться с нами, то и покаяние не должно быть никогда упраздняемо. Святые понуждают себя приносить его и о ближних, не могши быть совершенными без действенной любви."


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+5

3

"В отношении деятельной жизни, мы без покаяния не можем сделать ничего достойного, но (Господь) много милует нас за намерение наше.

Понуждающий себя и держащийся покаяния до самой кончины, если в чем и погрешит, спасется за понуждение себя, ибо сие Господь обещал в Евангелии.

Кто говорит, что он не имеет нужды в покаянии, тот считает себя праведным и называется в Писании порождением злым, ибо чрез мнение о своей праведности, являясь как бы совершившим покаяние, сам того не зная, вместо распятия, совокупляется со страстями: ибо самомнение и кичливость суть страсти. Имеющий самомнение не может спастись, ибо в Писании сказано: «презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает» (Аввак. 2:5).

Если смиренномудрие нисколько не вредит совершенному, то пусть он не оставляет и причину его – покаяние.
Верный Авраам и праведный Иов, смиренномудрствуя, назвали себя землею и пеплом, а эти слова – знак смиренномудрия. Три отрока, по истине великодушные и великие мученики, исповедывались посреди горящего пламени, и говоря о себе: мы согрешили и беззаконновали, каялись в давнем зле, будучи уже совершенны, и сущность почти всей их песни состоит в покаянии. Итак, если и весьма благоугодившие (Богу) и оказавшиеся совершенными по делам своим, пользовались помощью покаяния до самой смерти, то кто может надеяться на себя и презирать покаяние под предлогом правды?"


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+4

4

"Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие – а потому прежде всего должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели. Потому вступи в борьбу с твоею волею для преодоления сих страстей.

Борьба эта междоусобная и она не внешняя (ибо не с ближними нашими должны мы будем вести борьбу), но внутренняя, и никто из людей не будет вспомоществовать нам. Мы будем иметь только одного Помощника, таинственно в нас сокровенного со времени крещения – Христа, Который непобедим и от Которого ничто не сокрыто. Он будет способствовать нам в сей борьбе, если мы по силе своей будем исполнять Его заповеди. Противники же наши, как выше сказано: сластолюбие, соединенное с телом и тщеславие, которое мною и тобою обладает. Они прельстили Еву и обольстили Адама: сластолюбие указало древо, «яко добро в снедь», «и угодно очима видети», а тщеславие присоединило к тому: «будете, яко бози, ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3:5. 6)."


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+2

5

54. Слушай, как Писание порицает человекоугодие. Во первых, Пророк Давид говорит: «Бог рассыпа кости человекоугодников: постыдешася яко Бог уничижи их» (Псал. 52:6) и Апостол говорит: «не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы» (Еф. 6:6) и еще: «или ищу человеком угождати? Аще бых человеком угождал, Христов раб не быхь убо был» (Гал. 1:10). И много такого найдешь ты в Божественном Писании, если прочтешь его."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

"53. О как вкрадчива и как незаметна страсть человекоугодия, она обладает и мудрыми! Ибо действия прочих страстей легко бывают видны исполняющим оные и потому приводят одержимых ими к плачу и смиренномудрию, а человекоугодие прикрывается словами и видами благочестия, так что людям, которых оно обольщает, трудно рассмотреть его видоизменения."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

"52. Есть три вида благочестия: первый, чтобы не согрешить, второй – согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения. Ибо неисправленное здесь приличными средствами примирения (с Богом) по необходимости навлекает на нас тамошний суд, разве только Бог, увидев нас плачущих и смирившихся, как Сам Он ведает, всесильною Своею благодатью изгладит грехи наши."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+3

6

"57. Укоряющего нас будем принимать, как Богом посланного обличителя сокровенных в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя, хотя мы и не знаем многого, кроющегося в нас злого, ибо только совершенному мужу свойственно помнить все свои недостатки.

Если и явные недостатки (наши) не так удобно бывают нами замечаемы, то тем более помышления, а мы, не зная большей части кроющегося в нас зла, смущаемся постигающими нас скорбями.

Познаем же как разумные, что Господь для пользы нашей попускает на нас скорби и делает нам чрез то много добра: во-первых чрез это обнаруживаются тайно владеющие нами (злые) мысли, по обнаружении же их, Господь подает нам и смиренномудрие истинное и непритворное, потом дарует нам и избавление от суетного возношения и совершенное открытие всякого таящегося в нас зла.

Достоверно знайте, что если мы не переносим постигающих нас скорбей с верою и благодарением, то не можем познать скрытого в нас зла, если же явно не познаем его, то ни настоящих злых помыслов не можем отвергнуть, ни очищения от прежних зол взыскать, ни относительно будущего не можем получить твердой уверенности."


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+4

7

"Постигающие нас скорби и обличения, по-видимому, не бывают подобны нашим винам, но в духовном отношении сохраняют всю правду.

Это мы можем познать и из Св. Писания, разве те, которые погибли под разрушившеюся башнею Силоамскою, обрушивали на других башню? Или пленники, отведенные на покаяние в Вавилон на семьдесят лет, брали в плен других на покаяние? Не таковы наказательные случаи, но как воины, если они будут обличены в каком-либо преступлении, подвергаются наказанию биения, но не то самое зло терпят, какое сделали, так и все мы бываем наказываемы постигающими нас скорбями своевременно и прилично к покаянию, но не подобообразно, ни в то же время, и ни теми же вещами. Это, то есть, отсрочка времени и несходство постигающих нас скорбей с нашими винами и приводит многих в неверие правде Божьей."


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+3

8

"И так, если мы узнали два вида общения друг с другом, то есть, принятие, бывающее по нужде, и проистекающее от любви, то сообразно с ними не будем любопытствовать о случающихся искушениях, как, или когда, или чрез кого они нас постигают, ибо соответственность каждого из них с воинами, время неизбежного их последования, и содействие к этому всей твари, знает один Бог. А мы должны только веровать правде Божьей и знать, что все невольно постигающее нас, случается с нами, или ради любви, или за злобу: и потому мы должны терпеть оное, а не отвергать, чтобы не приложить еще греха к грехам нашим."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+3

9

"71. Кто исполняет закон во внешней жизни и поведении, тот свободен только от одних последствий злонравия, закалая в жертву Богу неразумное действие страстей, и такой для спасения довольствуется сим образом (действий) по причине духовного младенчества."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

"70. Хорошее (дело) пост, бдение, странническая жизнь, однако это только труды наружной благой жизни, но чин христиан есть более внутренний, нежели сии (телесные добродетели), и никто не должен (только) на них надеяться.

Ибо случается с некоторыми, что они бывают причастны благодати, и злоба (вражья), укрывающаяся еще внутри их, строит ковы: добровольно уступает им и не действует, но заставляет человека думать, что ум его очистился, и вводит потом человека в самомнение, что он совершенный христианин, и потом, когда человек не думает (внимать себе, предполагая), что он свободен и делается беспечным, тогда злоба нападает на него разбойническим образом, втайне делая засаду, и искушает его, и низводит в преисподнее земли.

Ибо, если разбойники, или воины, будучи люди двадцати лет, умеют неприятелям строить ковы, делают засады, подстерегают (врагов) и нападают на них с тылу, и окружают их со всех сторон и избивают, тем более (все сие умеет делать) злоба, которая живет столько тысяч лет, и дело которой состоит в том, как бы погублять души. Умеет она делать тайную засаду в сердце и в некоторые времена не действовать, чтобы ввести душу в самомнение о своем совершенстве.

Основание христианства есть сие, чтобы человек, сколько бы (дел) правды ни совершал, не успокаивался на них, и не почитал бы себя за нечто великое, но был бы нищ духом. И если сделается причастником благодати, чтобы он не подумал, что достигнул чего-либо, и чтобы не возомнил о себе, что он великий человек, и чтобы не начинал учить и, проводя добрую жизнь в великом пощении, странничестве и молитве и быв причастником благодати, не высоко думал о душе своей.

Но по истине такое начало благодати было ему тогда в особенности ради того, чтобы он нес труд, алчбу и жажду, чтобы он не был насыщен в (своем стремлении) и не почитал себя праведным и богатым в благодати, но чтобы рыдал и плакал, как плачет мать, которая имела единородного сына, который, когда она воспитала его, неожиданно умер."


"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+4

10

"77. Кто доблественно победил страсти телесные и довольно подвизался против лукавых духов, и изгнал их умышления из страны души своей, тот должен молиться, чтобы ему дано было чистое сердце, и дух правый обновлялся во утробе его (Псал. 50:12), то есть чтобы он совершенно избавился от злых помыслов и по дару благодати исполнился Божественных мыслей, и таким образом сделался мысленным мiром Божьим, светлым и великим, состоящим из нравственных, естественных и богословских созерцаний."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

"78. Сердце чистое (Псал. 50:12) есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божьи, от которых оно обыкновенно делается светлым."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ

+2

11

"Есть стертие (сокрушение) сердца правильное и полезное – к умилению его, и есть другое, беспорядочное и вредное – только к поражению.

Бдение, молитва и терпение находящих (неприятностей, бед, скорбей) суть стертие (сокрушение) не одни раны наносящее, но полезное для сердца, только если не пресечем срастворения их любоиманием. Пребывающий в них, и в прочем вспомоществуем будет, а нерадящий об них и рассекающий их (отделяющий одно от другого), во время исхода нестерпимо страдать будет."

"Сам ли кто себя томит без толку, или духовным отцом разим бывает, сердце только раны принимает: бьют его – и больно, а пользы нет. Подобно тому, когда больному дают не то лекарство".

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 3. ДВЕСТИ ГЛАВ О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ

+3

12

"Есть обличение по злобе и мщению и есть другое, по страху Божью и истине.

Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой пред ним свои грехи.

Бог начальствует над всякою добродетелью, как над дневным светом солнце.

Скрывающий в выражении похвал оклеветание и опорочение, непонятен для простецов, подобен ему и тот, кто в смиренном виде тщеславен. Они долго ухитряются скрывать истину во лжи, но наконец увлекшись (своим настоящим нравом) обличаются делами.

Бывает, что иной, делая видимо что-либо доброе для ближнего, получает вред в душе, и бывает, что иной от того самого, что не делает для него (такой внешней послуги), получает пользу в душе".

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 3. ДВЕСТИ ГЛАВ О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ

+2

13

"50. Неведение дает повод и свободу противоречить тому, что полезно, и сделавшись более смелым, умножает возражения (или предложения) зла.

51. Не имея ни в чем недостатка, принимай (посылаемые) скорби и, как долженствующий дать отчет, отложи любоимание.

52. Согрешив тайно, не покушайся (и пред Богом) укрыть то – (не думай, что и скрыто то), ибо «вся нага и объявлет пред очима Господа, к Немуже нам слово» (Евр. 4:13)."

"53. Мысленно показывай себя Владыке: «человек бо на лице зрит, Бог же на сердце» (1 Цар. 16:7).

54. Ничего не думай и не делай без цели по Богу, ибо бесцельно путешествующий напрасно тратит труд.

55. Грешающему не по нужде трудно бывает каяться, ибо невозможно от правды Божьей утаиться."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 3. ДВЕСТИ ГЛАВ О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ

+4

14

"137. Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия, ибо, говорит (Писание), «возносяйся смирится» (Матф. 23:12).

138. Когда отвергнем всякий и мысленный произвольный грех, тогда только начнем настоящую брань и с прилогами занимающих нас страстей.

139. Прилог есть невольное воспоминание прежних грехов. Кто еще борется (со страстями), тот старается не допустить (такого помышления) до страсти, а кто уже победил их, тот отревает самое первое его приражение."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 3. ДВЕСТИ ГЛАВ О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ

+3

15

"170. Допустив в себе начало греха (приняв помысел), не говори: «он не победит меня», – ибо насколько ты допустил его, настолько уже и побежден им.

171. Все рождаемое зачинается малым и будучи мало-по-малу питаемо, возрастает.

172. Ухищрение греха есть многоплетенная сеть. Кто, запутавшись в ней отчасти, вознерадит о том, тот скоро затягивается ею всесторонне."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 3. ДВЕСТИ ГЛАВ О ДУХОВНОМ ЗАКОНЕ

+2

16

"100. Есть вера от слуха (Рим. 10:17), по Апостолу, и «есть вера уповаемых извещение» (Евр. 11:1).

101. Хорошо словами пользовать вопрошающих, но лучше содействовать им молитвой и добродетелью: ибо посредством сих последних приносящий себя Богу помогает и ближним, сам сподобляясь помощи.

102. Если хочешь кратким словом воспользовать любознательного, укажи ему молитву, правую веру и терпение всех прискорбных случайностей, ибо всякое прочее добро приобретается посредством их."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 4. К ТЕМ, КОТОРЫЕ ДУМАЮТ ОПРАВДАТЬСЯ ДЕЛАМИ

+3

17

"183. Кто со страхом Божьим вразумляет и наставляет согрешающего, тот приобретает себе противоположную проступку добродетель. А злопамятный и недоброжелатель порицающий впадает, по закону духовному, в одинаковую с ним страсть.

184. Хорошо обучающий закону боится Законодателя и, боясь Его, уклоняется от всякого зла.

185. Не будь двуязычен, то есть, иначе на словах, а иначе в совести расположен. Ибо такового Писание ставит под клятву (Иис. Сир. 28:15)."

"186. Иной говорит истину и бывает за то ненавидим безумными, иной лицемерит, и бывает за то любим: однако ж ни одно из этих воздаяний не бывает продолжительно. В свое время Господь воздаст каждому должное.

187. Желающий избавиться от будущих горестей, должен охотно переносить настоящее. Ибо таким образом мысленно изменяя одно на другое, он чрез малые скорби, избежит великих мучений."

"Добротолюбие", Том I, Преподобный Марк Подвижник. 4. К ТЕМ, КОТОРЫЕ ДУМАЮТ ОПРАВДАТЬСЯ ДЕЛАМИ

+2

18

"11. Гнев и ненависть умножают сердечное раздражение, а милостыня и кротость погашают его.

12. Солнце да не заходит во гневе нашем, чтоб демоны, нападши ночью, не напугали души и не сделали ума более робким для борьбы на следующий день. Страшные сны обыкновенно бывают после гневной тревоги, и ничто другое столъко не вынуждает ума нашего выступать из строя (дезертировать), как тревожный гнев."

"Добротолюбие", Том I, АВВА ЕВАГРИЙ Понтийский. ЕВАГРИЯ МОНАХА НАСТАВЛЕНИЯ О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ 1. ГЛАВЫ О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ К АНАТОЛИЮ

"9. Как смерти и жизни случиться у кого в одно и то же мгновение есть несбыточное явление, так любви и деньгам быть у кого-либо вместе есть вещь невозможная. Любовь не только деньги иждивает, но и самую привременную жизнь нашу приносит в жертву.

10. Бегающий мiрских удовольствий есть башня, неприступная для демона печали. Ибо печаль есть лишение удовольствия, или настоящего, или ожидаемого. – Невозможно нам избыть от этого врага, пока имеем пристрастие к чему-либо земному. Там он ставит свою сеть для возбуждения печали, к чему видит нас наиболее пристрастными."

"Добротолюбие", Том I, АВВА ЕВАГРИЙ Понтийский. ЕВАГРИЯ МОНАХА НАСТАВЛЕНИЯ О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ 1. ГЛАВЫ О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ К АНАТОЛИЮ

+2

19

"31. Кто хочет испытывать злобных демонов и приобресть навык к распознанию их козней, пусть наблюдает за помыслами и замечает, на чем настаивают они и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств и в какое время какой из них особенно действует, какой за каким следует и какой с каким не сходится, и ищет у Христа Господа разрешения всему этому. Демоны очень злятся на тех, которые деятельно проходят добродетели со знанием дела (и приводят в ясность все), желая «во мраце состреляти правыя сердцем» (Псал. 10:3)."

"30. Во время искушений, не прежде приступай к молитве, как сказавши несколько гневных слов против искусителя. Ибо когда душа окачествована скверными помыслами, тогда молитве ее нельзя быть чистою. Но если ты скажешь что-либое гневом против них, то этим приведешь в смятение противников своих и истребишь их внушения. Гнев подобное же действие обычно оказывает и на добрые помышления."

"28. Не всегда возможно исполнять обычные правила, но надо обращать внимание на обстоятельства и возможное в них стараться исполнять по силам. Не не ведают этого закона благовременности и самые демоны. Почему всегда вражески относясь к нам, они возможное препятствуют нам делать, а к невозможному принуждают. Так больных отклоняют они от того, чтоб благодарить Бога за прилучившияся скорбности и великодушно терпеть услуживающих им, а слабосильных располагают к строжайшему воздержанию и обремененных (летами, трудом) совершать псалмопение стоя."

"Добротолюбие", Том I, АВВА ЕВАГРИЙ Понтийский. ЕВАГРИЯ МОНАХА НАСТАВЛЕНИЯ О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ 1. ГЛАВЫ О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ К АНАТОЛИЮ

+3

20

"35. Когда ум начнет творить молитвы нерассеянно, тогда вся брань деннонощная сводится на брань с раздражительною частью души.

36. Признак бесстрастия, когда ум начнет видеть собственный свой свет, станет покойным относительно сонных мечтаний и легко (и правильно) понимать вещи."

37. Когда ум во время молитвы не воображает ничего мiрского, значит, он окреп.

38. Ум, с помощью Божьей совершивший поприще деятельной жизни и достигший ведения (созерцания), мало уже чувствует и совсем не чувствует движений неразумной части души: ведение (созерцание) восхищает его горе и отделяет от чувственного."

"Добротолюбие", Том I, АВВА ЕВАГРИЙ Понтийский. ЕВАГРИЯ МОНАХА НАСТАВЛЕНИЯ О ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ 1. ГЛАВЫ О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ К АНАТОЛИЮ

+1

21

"7. Если имеешь друзей, избегай частых с ними свиданий. Видаться с ними чрез долгие промежутки будет полезнее и для тебя, и для них. Если же почувствуешь, что тебе от них бывает какой-либо вред, совсем не приближайся к ним.

Друзей надлежит тебе иметь таких, которые были бы полезны тебе и пособствовали твоему житию. Избегай встреч с людьми лукавыми и немирными и ни с кем из таких не живи вместе, и от недобрых предложений их отрицайся: ибо они не Богу служат и не ради Его живут.

Да будут друзьями твоими мужи миролюбивые, братие духовные, отцы святые. Ибо таковых назвал так Господь, говоря: «Мать Моя, и братья Мои, и сестры суть те, которие творят волю Отца Моего, Иже на небесех» (Матф. 12. 50, Мр. 3:35). Не водись с хлопотливыми и суетливыми и не ходи к ним на трапезу, чтобы они не увлекли тебя в свои прелести и не отвели от науки и искусства безмолвнической жизни: ибо есть у них такая страсть (увлекать). Не преклоняй уха твоего к речам их и не принимай замыслов сердца их. Ибо они поистине вредны. К верным земли пусть лежит душа твоя и соревнованием плачу их да болит сердце твое, по примеру Давида, который говорит: «очи мои на верныя земли, посаждати я со мною» (Псал. 100:6).

Если кто из шествующих путем любви Божией, пришедши к тебе, позовет тебя вкусить хлеба-соли, и ты захочешь пойти, пойди, но скорее возвращайся в келью свою. Если можно, никогда не ночуй вне кельи своей, чтоб всегда с тобою пребывала благодать безмолвия и ты беспрепятственно совершал установленное тобою келейное служение."

"Добротолюбие", Том I, АВВА ЕВАГРИЙ Понтийский. 3. ЕВАГРИЯ МОНАХА ИЗОБРАЖЕНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ, В КОЕМ ПРЕПОДАЕТСЯ, КАК ДОЛЖНО ПОДВИЗАТЬСЯ И БЕЗМОЛВСТВОВАТЬ

+2


Вы здесь » "Православная дружба и общение". » Православная библиотека » Выписки из "Добротолюбия"