Модернизация отрасли ЖКХ требует внедрения инновационных технологических и управленческих решений, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности. Об этом на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. Мероприятие прошло 1 октября на подмосковном Климовском трубном заводе.
Глава Правительства указал на огромный инновационный потенциал отрасли, основные фонды которой изношены на 60%. Так, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла - не менее 15%. Объем инвестиций в отрасль оценивается в 9 трлн рублей.
Государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через институты развития – фонд «Сколково», «Роснано», Внешэкономбанк, Российскую венчурную компанию и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – составила не менее 53 млрд рублей.
Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает. Надо, тем не менее, чтобы они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов», – дал поручение Дмитрий Медведев.
Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4%, по сравнению с 2009 годом показатель сократился в 4 раза, сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев.
Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу», – отметил он.
Потенциал повышения эффективности отрасли составляет не менее 40%, указал руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис.
Если брать только по группе «население», то в деньгах это можно оценить как ежегодную экономию порядка 360 млрд рублей», – отметил эксперт.
У предприятий ЖКХ нет мотивации для внедрения новых технологий, посетовал Андрей Чибис. Система стимулирования должна заработать с 2014 года.
Модернизация сферы ЖКХ, повышение прозрачности отрасли, контроль за госрасходами и госинвестициями – приоритеты работы Открытого правительства. В Экспертном совете при Правительстве РФ создана рабочая группа по развитию ЖКХ, которая занимается разработкой и экспертным сопровождением процесса законотворчества и правоприменения. В частности, речь идет о законодательстве, о долгосрочном тарифном регулировании и концессионных соглашениях, которые призваны привлечь частные инвестиции для модернизации отрасли. Совместно с Минрегионом подготовлен законопроект, регулирующий отношения между потребителями, поставщиками услуг ЖКХ и управляющими компаниями.
Важный аспект модернизации отрасли – сокращение потерь и потребления ресурсов. «Наши эксперты подготовили соответствующий законопроект, устраняющий препятствия по заключению сервисных договоров об обслуживании жилья», – указал Андрей Чибис. За счет фиксации платежей у компаний появится возможность финансировать внедрение энергосберегающих технологий. Андрей Чибис предложил под эгидой Экспертного совета выбрать пилотные регионы для реализации проектов по внедрению инноваций в сферу ЖКХ.
Рабочая группа по развитию ЖКХ также проводит методологическое сопровождение новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и участвует в развитии государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ).
ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объемы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учет коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объемов коммунальных платежей, а также обеспечит учет жилого фонда», – рассказал на заседании президиума Совета по модернизации глава Минрегиона Игорь Слюняев.
Внедрению инновационных решений в отрасли должно способствовать и изменение системы государственного заказа, с вступлением в силу Федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Одним из факторов модернизации отрасли является также повышение ее прозрачности. В Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству и регионам поручено обеспечить условия для создания сети общественных организаций по контролю за предприятиями сферы ЖКХ. Эта работа ведется рабочей группой Экспертного совета, НП «ЖКХ Развитие», Фондом содействия реформированию ЖКХ, Счетной палатой и Общественной палатой.
Кроме того, на площадке Открытого правительства подготовлена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ утвержден 19 сентября распоряжением Председателя Правительства Дмитрия Медведева. Предполагается, что на региональном уровне будут создаваться межотраслевые советы потребителей . В частности, приоритет отдается контролю над инвестпрограммами монополий, работающих в сфере услуг по передаче электро- и тепловой энергии, а также водоснабжения и водоотведения. Потребители смогут участвовать в планировании строительства тех или иных объектов, а также участвовать в процедуре технологического и ценового аудита, где приоритет должен отдаваться наилучшим технологическим решениям.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Борисова Наталья Ивановна 1 , Злобина Кристина Андреевна 2
1 Волгоградский государственный технический университет, к.э.н. , доцент, доцент кафедры УиРГХиС, Институт архитектуры и строительства
2 Волгоградский государственный технический университет, студент 4 курса по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, Институт архитектуры и строительства
REGIONAL ASPECTS OF THE FUNCTIONING AND MODERNIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN MODERN CONDITIONS
Borisova Natalya Ivanovna 1 , Zlobina Kristina Andreyevna 2
1 Volgograd State Technical University, candidate of economic Sciences, associate Professor, Associate Professor at the Department of "management and development of municipal economy and construction", Institute of Architecture and Construction
2 Volgograd State Technical University, 4th year student in field of study 38.03.01 Economics, Institute of Architecture and Construction
Библиографическая ссылка на статью:
Борисова Н.И., Злобина К.А. Региональные аспекты функционирования и модернизации жкх в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]..02.2019).
Жилищно-коммунальное хозяйство – совокупность отраслей экономики, которое обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры населений, различных зданий, создающих удобное, безопасное проживание населению. Одним из важных системных факторов устойчивого социально-экономического развития Волгоградского региона является ЖКХ. Ее экономическая эффективность довольно значительна, но однако косвенное воздействие на эффективность общественного воспроизводства капитала является еще более значимой, так как она определяет качество и уровень жизни населения, как в нашем регионе, так и в других регионов Российской Федерации.
Жилищно-коммунальное хозяйство является сложной многоуровневой концепцией муниципального хозяйствования, деятельность которой ориентирована на предоставлении общественности услуг в области санитарного и технического обслуживания, а также проведения профилактических, ремонтных работ и обеспечению необходимыми ресурсами. Жилищно-коммунальные хозяйства, по своей сущности являются коммерческими организациями. Их цель- это получение прибыли, но в тоже время, тарифы за ремонт и содержание жилья отнюдь не могут превосходить выше установленных нормативов. Ведь жилье является важной частью инфраструктуры, то есть те комплексы сферы обслуживания, которые призваны обеспечить удовлетворение социально- бытовых нужд населения.
Жилище выполняет немаловажную социальную роль:
Защищает население от внешних неблагоприятных атмосферных условий;
Формирует условия для развития семьи, повышает культурный уровень населения;
Предоставляет возможность пользования коммунальными услугами, современными бытовыми приборами, которые упрощают домашний труд.
Жилищное хозяйство оказывает воздействие также на всю экономику страны. Например, возведение новых зданий вызывает необходимость освоения новых территорий, создания новых дорог, прокладки подземных сетей, развития транспорта и коммунальных предприятий которые обеспечивают население теплом, водой и другими услугами, а также социальных учреждений и организаций всей сферы обслуживания.
Поэтому модернизация жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим направлением социально-экономических преобразований. Модернизация отрасли ЖКХ требует не только введение инновационных технологических и управленческих решений, но и повышение инвестиционной привлекательности и эффективности. Главными направлениями развития отрасли является создание необходимых условий для жизнедеятельности человека, включая улучшение комфортности граждан, обеспечение воспроизводства, качественного содержания и ремонта жилого фонда.
Значимость масштабной модернизации жилищно-коммунального хозяйства для успешной реализации стратегических задач государства в социально- экономической сфере до настоящего времени в значительной степени остается недооцененной. Модернизация ЖКХ обычно представляется необходимым, но масштабным затратным проектом, требующим для своей реализации огромного объема финансовых ресурсов.
В настоящий период имеется недостаток финансирования ЖКХ. Следовательно, уровень жизни начинает снижаться, плата за коммунальные услуги начинает возрастать и поэтому уменьшается спрос на многие платные виды услуг. К примеру, по среднедушевому потреблению жилищно-коммунальных услуг Россия отстает от Соединенных Штатов Америки более чем в 5-6 раз. Средний уровень обеспеченности граждан общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей проживает в коммунальных квартирах, общежитиях.
Лишь в Москве и некоторых других городах благодаря новому строительству обеспеченность жильем возросла. Согласно статистике на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах. Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в капитальном ремонте. В переоборудовании коммунальных квартир- 170 млн. кв. м и в реконструкции- 250 млн. кв. м. Аварийный жилой фонд, который подлежит сносу имеет износ свыше 70%, что составляет 34 млн. кв. м. (1, 3% всего жилищного фонда). В среднем за год в РФ выбывают не менее 4 млн. кв. м. жилья, а в срочном ремонте нуждается более 11% государственного и ведомственного жилищного фонда.
В результате Большинство регионов России все также остаются на низком уровне благоустройство жилищного фонда, по объему, по своим качественным характеристикам, он не соответствует существующим нормативам.
На территории Волгоградской области насчитывается 482 организации ЖКХ, в том числе по таким видам деятельности как:
Ситуацию жилищного фонда в Волгоградской области можно описать, как неудовлетворительное. Ведь по сей день в нашем регионе большое количество аварийного и ветхого жилья, практически полностью изношенны и требуют модернизации или замены 17% канализационных, 29% водопроводных, 37% тепловых сетей. Также имеет место и дисбаланс между городским и сельским хозяйствам в уровне благоустройства жилищного фонда, обеспеченностью водопровода, канализации и центрального отопления. Этот дисбаланс проявляется из-за того, что несут большие затраты (например, проведение трубопровода, водопровода, газа для многой сельской местности невозможна, так как их расположение находится на дальнем расстоянии и все затраты на проведение, обслуживание и реконструкции не окупятся от нескольких домов.)
Из данных табл. 1, мы можем увидеть большую разницу между городским и сельским хозяйством, так водопровод в 2015 году у жилищного фонда городской местности составлял - 87,4%, а сельской местности- 51,4%. Разница составляет в 36%.
Таблица 1. Благоустройство жилищного фонда (на конец года; в процентах)
Удельный вес площади, оборудованной: |
||||||||
водопроводом |
Водоотведением (канализацией) |
централизованным отоплением |
Горячим водоснабжением |
Напольными электроплитами |
||||
Жилищный фонд городской местности |
||||||||
2007 | ||||||||
2008 | ||||||||
2009 | ||||||||
2010 | ||||||||
2011 | ||||||||
2012 | ||||||||
2013 | ||||||||
2014 | ||||||||
2015 | ||||||||
Жилищный фонд сельской местности |
||||||||
2007 | ||||||||
2008 | ||||||||
2009 | ||||||||
2010 | ||||||||
2011 | ||||||||
2012 | ||||||||
2013 | ||||||||
2014 | ||||||||
2015 | ||||||||
Безусловно, в Волгоградской области ведутся постоянные работы по повышению работоспособности и надежности ЖКХ. Поэтому решается такая проблема как социальная защита населения при оплате коммунальных услуг. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль, для того чтобы ежегодное увеличение объема размера платы для населения за тепло-, водоснабжение и водоотведение не было выше установленного порога -не более 15% . Также остается главной проблемой и ограничением темпов строительство является слабая развитость коммунальной инфраструктуры, то есть нехватка мощностей по электричеству, воде, канализации и так далее.
Поэтому на изменение тарифов все заявки от поставщиков услуг должны проходить проверку не только с привлечением экспертов, а также обсуждаться с участием представителями общественности на координационном совете, а затем уже выноситься на утверждение депутатов Волгоградской городской Думы.
Также важный источник средств развития и модернизации коммунального комплекса являются внебюджетные инвестиции. Ведь состояние коммунального хозяйства в регионе характеризуется большим процентом изношенности, поэтому если не принять меры по модернизации отрасли и внедрения новых энергоэффективных технологий, то в таком случае кардинально исправить ситуацию будет не возможно. Поэтому инвестиционная надбавка к тарифу является небольшой составляющей необходимых финансовых вложений в модернизацию ЖКХ, которые помогут сделать шаги по выводу данного сектора из кризиса.
И для того, чтобы в стране был запущен механизм внебюджетных инвестиций в ЖКХ, специалисты рекомендуют предпринять такие шаги, как:
Обеспечение благоприятных условий жизни населения в области ЖКХ способствует строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов коммунальной инфраструктуры. Но все же главным препятствием на пути преобразований остается вопрос капитального ремонта. Также необходима помощь в благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. И причиной данной является проблемы очень высокий рост автомобилизации, то есть каждый двор стал превращаться в автостоянку. Незавершенность строительных площадок при сдаче домов и отсутствие зеленых насаждений. Поэтому в нашем регионе необходимо строить многоэтажные автопарковки и стараться озеленять двора, привлекая на помощь волонтеров. Прежде всего, население не готово нести огромные материальные расходы на реконструкцию старых и ветхих домов, так как это ведет к большим денежным затратам. Именно поэтому необходима помощь в финансировании.
На модернизацию систем коммунальной инфраструктуры будет выделяться финансовая поддержка за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации подписано 26 декабря 2015 года.
Согласно документу, процентная ставка по кредитам или займам, привлекаемым на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, будет субсидироваться до 12% годовых. Кроме того, проекты модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в «малых городах», население которых не превышает 250 тысяч человек, предполагают софинансирование за счет средств Фонда до 60% от стоимости, из бюджетов всех уровней до 20% и за счет средств инвестора – не менее 20%.
По словам заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, такие меры позволят привлекать в сферу жилищно-коммунального хозяйства большее количество инвестиций. «Модернизация ЖКХ без средств бизнеса сегодня невозможна – это очевидно всем. Принятое Постановление Правительства, наряду с уже действующим концессионным законодательством, способно еще глобальнее изменить отношение к сфере ЖКХ, как одной из наиболее динамично развивающихся и привлекательных отраслей российской экономики», - отметил замглавы Минстроя России.
В практике управления важным инструментом является мониторинг. Его организация немыслима без значительного объема сведений, накапливаемых длительное время в нужных аналитических разрезах.
Ю.Ф. Федоров,
эксперт журнала
В этой статье вы прочитаете:
С внедрением на предприятии программного обеспечения увеличивается скорость (оперативность) обработки и анализа множественных потоков данных, поскольку появляется возможность в режиме реального времени получать и обрабатывать информацию о функционировании предприятия, включая материалы аварийно-диспетчерских служб, а также отслеживать происходящие изменения в работе оборудования. Программные комплексы позволяют анализировать массивы получаемой информации, составлять более точные планы на предстоящий год, квартал или иной временной период, экономить денежные средства путем минимизации издержек.
Сферы применения программного обеспечения достаточно разнообразны.
Новейшие модернизированные информационно-графические системы (ИГС) позволяют более эффективно и результативно:
Можно выделить цветом все участки трубопроводов системы водоканала, изготовленные из определенного материала, с каким-либо одним (либо несколькими) видом (видами) прокладки, с заданным сроком службы и иными параметрами.
Либо, например, можно выделить цветом (т. е. раскрасить) сеть водоканала или теплосеть по определенным зонам давлений, скорости потока, степени износа и скорости этого процесса, по диаметрам или материалам труб или по иным нужным пользователю данной системы параметрам.
Такая графическая визуализация существенно облегчает пользователю анализ причин и закономерностей возникновения аварийных ситуаций, рисков их возникновения, поиск мест повышенной потенциально аварийной уязвимости и т. п.
Отметим, что у системы ИГС имеется возможность с помощью графического ввода информации об объектах либо оборудовании водоканалов или теплосетей автоматически запускать формирование базовых основ для информационно-математической модели указанных сетей, обеспечивающей в дальнейшем возможность постановки и нахождения оптимальных решений прикладных инженерных задач, связанных с особенностями их функционирования;
Такие операции могут быть осуществлены по разным причинам: мониторинг процесса эксплуатации сети, выявление потенциально аварийных мест в системах водоканалов и теплосетей, сбор статистической информации и т. п.
К числу критериев, например, можно отнести определенную периодизацию поступления заявок, тип аварии или иного повреждения объектов водоканалов или теплосетей, неисполненные должным образом или просроченные заявки и т. п.
В результате локализованная область, как правило, выделяется особым ярким цветом, и система ИГС в оперативном порядке формирует и предоставляет своему пользователю полный отчет, содержащий искомый перечень переключаемых агрегатов (например, задвижек), исчерпывающую информацию о зоне локализации, а также рапорт о пострадавших от аварии и временно отключенных от сети абонентах.
В частности, процедуры введения и последующей корректировки графической информации могут быть осуществлены как с помощью экранной оцифровки по векторной или растровой подложке, так и с бумажных материалов посредством дигитайзера, представляющего собой особое высокотехнологичное инновационное устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.
Векторно-растровые объекты представляют собой векторные границы фрагментов изображений указанных планшетов и особые растровые файлы, отображаемые в этих границах. Таким образом, растровые подложки могут быть отображены в единых координатах пространственных данных территории и в виде непрерывного (не ограниченного рамками планшетов) изображения (причем в память компьютера загружаются только нужные в данный момент пользователю растровые файлы).
Дигитайзер (digitizer ) - это кодирующее устройство, обеспечивающее ввод двумерного (в т. ч. и полутонового) или трехмерного (3D дигитайзеры) изображения в компьютер в виде растровой таблицы.
Необходимо отметить, что в ИГС заложены функциональные возможности ввода и корректировки графического изображения (представления) не только систем водоканалов и теплосетей, но сети и (или) плана целого города с помощью специальной растровой подложки, как правило, полученной в результате сканирования или иным способом. Для этого данная система оснащена специальным режимом так называемой привязки растрового изображения к узлам координатной сетки нужного фрагмента по имеющимся на растре «крестам».
Указанное растровое изображение представляет собой, как правило, сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе компьютера, бумаге и других отображающих устройствах и домах (растр). При этом к числу его важнейших и наиболее значимых характеристик относятся количество пикселей, используемых цветов цветовой гаммы (либо качество цвета в виде, например, его глубины), характеристики цветового пространства и разрешение, представляющее собой определенную справочную величину, характеризующую рекомендуемый (например, на экране монитора компьютера) размер изображения. При этом процесс создания растровой графики не только в системе ИГС, но и в ином подобном ей современном инновационном оборудовании происходит с помощью фотоаппаратов, сканеров, а также непосредственно в растровом редакторе, либо путем экспорта из векторного редактора или в виде снимков экрана. После осуществления процесса привязки растровое изображение «подкладывается» под поле векторных слоев вводимой графической информации. Это позволяет осуществлять последующее введение и идентифицирование различных объектов и определять местоположение таким образом прорисовываемых и обозначаемых на схеме города объектов по растровой подложке.
По завершении процесса оцифровки изображение, выполнившее свою полезную функцию, может быть впоследствии удалено пользователем системы ИГС за ненадобностью.
К числу преимуществ ИГС по сравнению с традиционными технологиями можно отнести ее способность поддерживать не только достаточно простые монохромные, но и более усовершенствованные цветные растры в наиболее распространенных в настоящее время графических форматах. Кроме этого, система ИГС позволяет ее пользователю осуществлять процедуру графического ввода информации об объектах либо оборудовании (включая подробное описание с детализированным графическим изображением структуры, основных характеристик и некоторых иных аспектов) с помощью специального стандартизированного алгоритма с применением различных встроенных справочников и классификаторов . Такой порядок введения значительно повышает степень корректности информации и системно-комплексной взаимосвязанности и взаимозависимости.
Также к числу новейших IT-инструментов системы ИГС, применяемой в отношении объектов и оборудования водоканалов и теплосетей, можно отнести входящую в ее состав специальную утилиту , позволяющую добавлять, изменять и иным способом осуществлять настройку практически всех обширнейших характеристик графического изображения (представления) указанных сетей и так называемых топооснов. Данная утилита позволяет пользователю системы ИГС применять специально созданные шаблоны в отношении практически каждого типа объектов и наиболее значимого оборудования водоканалов и теплосетей. Эти шаблоны определяют конкретный вид и способ осуществления различных надписей и текстовых обозначений применительно к указанным объектам и оборудованию.
Для динамических элементов схем узлов водоканалов и теплосетей (таких, например, как всевозможные задвижки, коммутаторы, насосы и т. п.) определяется способ их графического представления, отражающий функциональное состояние этих устройств (открыто/закрыто, включено/выключено и т. д.).
Модернизированные основные (базовые) версии компьютерных программ в сфере автоматизации теплосетей и водоканалов, работающих на платформе 1С. Данная технология в целом представляет собой, как правило, так называемую однопользовательскую программу (т. е. разработанную специально для решения конкретных задач индивидуализированного пользователя, который только один может работать в определенный промежуток времени с информационной базой, а не многопользовательскую сетевую, предназначенную для одновременного удовлетворения запросов и команд, в т. ч. в отношении соответствующей информационной базы программы, нескольких или многих пользователей).
К числу преимуществ этой технологии по сравнению с традиционными можно отнести:
Вместе с тем необходимо отметить, что у данной технологии имеются и определенные уязвимости (ограничения) в сравнении с полными версиями соответствующих программ в виде отсутствия возможности:
База данных - совместно используемый набор логически связанных данных. Это единое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями.
Электронно-математическое моделирование работы системы теплоснабжения . В качестве нормативно- методологической основы работы данной технологии выступает постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Необходимо отметить, что указанные Требования включают также требования к Электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, в т. ч. по графическому представлению объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе муниципальных образований, паспортизации указанных объектов, осуществлению гидравлических расчетов проектирования и работы тепловых сетей, моделированию их функций и по некоторым иным аспектам (характеристикам) функционирования и возможных сценариев перспективного развития объектов системы теплоснабжения.
Указанная технология представляет собой разработанную одним из отечественных производителей программного обеспечения (ПО) для водоканалов и теплосетей так называемую электронную модель системы теплоснабжения, состоящую из геоинформационной системы (ГИС) и модуля гидравлических расчетов тепловой сети.
Необходимо отметить, что при создании и в процессе работы указанной электронной модели используется различный IT-инструментарий, позволяющий не только с помощью графики комплексно (системно) описать (паспортизировать) все технологические объекты, составляющие систему теплоснабжения, но и на основе специальных алгоритмов и программ осуществить необходимые математико-аналитические расчеты особенностей проектирования и работы трубопроводных сетей (в т. ч. расчеты тепловых потерь, балансов тепловой энергии и др.) в целях создания адекватной расчетно-аналитической модели таких сетей, многоаспектного и поливариантного моделирования возможных ситуаций, в т. ч. аварийных, форс-мажорных.
При этом особую значимость приобретает процесс информационного наполнения, т. е. формирования баз данных. Вводимая информация должна максимально полно, конкретно и в исчерпывающем объеме раскрывать электронный план местности, где расположены сети, и характеризовать каждый значимый составляющий элемент (объект).
В свою очередь, ГИС представляет собой многофункциональную систему в виде особого IT-программного продукта, предназначенного для сбора, обработки, анализа, моделирования, графического отображения пространственно-географических данных и иной информации об объектах и значимых элементах системы теплоснабжения, необходимой для решения поставленных расчетно-аналитических задач. При этом ГИС может включать как пространственные базы данных (БД), включая БД, находящиеся под управлением универсальных СУБД, так и различные графические редакторы (например, редакторы растровой и векторной графики), а также некоторые иные средства и инструментарии пространственно-графического анализа данных.
Система управления базами данных (СУБД) - это совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять контролируемый доступ к ней.
Классифицировать СУБД можно по различным признакам:
По модели данных:
Иерархические;
Сетевые;
Реляционные;
Объектно-ориентированные;
Объектно-реляционные;
По степени распределенности:
Локальные - все части СУБД размещаются на одном компьютере;
Распределенные - части СУБД могут размещаться на двух компьютерах и более;
По способу доступа к БД:
Файл-серверные;
Клиент-серверные;
Встраиваемые.
Применение данной технологии с использованием ГИС и указанного модуля гидравлических расчетов имеет по сравнению с традиционными технологиями следующие преимущества:
Особый программно-расчетный комплекс , разработанный одним из отечественных производителей. Применение указанного комплекса позволяет эффективно осуществлять гидравлический и тепловой расчет, а также анализ инженерных коммуникаций с помощью графического редактора, расчетного модуля. В рамках данной технологии делается акцент на комплексное и комфортное, с использованием новейших достижений компьютерной графики, решение задач ресурсоснабжающей организации.
Благодаря компьютерной графике достигается более удобная и наглядная визуализация, например, объектов теплосети на схеме, введение, вычленение и редактирование их изображения, автоматизация необходимых расчетов и др.
При этом отличительной особенностью графического редактора данной технологии является простота его применения и многофункциональность.
К числу преимуществ данной технологии по сравнению с традиционными можно отнести:
Усовершенствование работы модуля паспортизации , позволяющее вводить, обрабатывать и хранить всю необходимую для работы информацию - включая не только паспорта каждого объекта теплосети, но и сопутствующую нужную информацию в виде соответствующих таблиц.
Следует отметить, что современное программное обеспечение для теплоснабжающих организаций и предприятий водоснабжения и водоотведения далеко не исчерпывается перечисленными технологиями. Индустрия создания программных продуктов характеризуется их быстрым развитием и совершенствованием.
К числу тенденций модернизации программного обеспечения для водоканалов и теплосетей можно отнести:
Производители ПО постоянно работают над оптимизацией соотношения цены и качества выпускаемого продукта.
Немало внимания уделяется автоматизации работы ПО; совершенствованию качества, комфортности и удобства в эксплуатации данного ПО, качества и корректности осуществления моделирования и схематического изображения функционирования объектов или оборудования водоканалов и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций.
Проводимая в настоящее время модернизация ЖКХ в долгосрочной перспективе снизит расходы госбюджета на содержание коммунальной инфраструктуры, что приведёт к экономии миллиардов рублей. В связи с этим в непростые кризисные времена задача обновления жилкомхоза становится не просто модным трендом, а приоритетным направлением во внутренней политике Российской Федерации. Для проведения модернизации ЖКХ даже создан специальный федеральный Фонд поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ФЗ №185 от 21 июля 2007г.). Эти средства направляются в особо проблемные регионы.
Экономия государственных денег возникает на этапе формирования тарифов на коммунальные услуги, в понятие которых входит обеспечение населения энергоресурсами и водой. Государство дотирует именно коммуналку и оплачивает коммунальщикам часть тарифов. Доля бюджетных платежей зависит от конкретного региона, но в любом случае составляет внушительные цифры.
Своевременная модернизация ЖКХ устранит потери электрической и тепловой энергии, а, значит, госрасходы существенно сократятся. И возникнет та самая экономия государственных денег. По расчётам аналитиков Минстроя РФ, эта сумма может составить до 20 млрд. рублей в год.
Основными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются обновление инженерных коммуникаций и оптимизация конечного потребления энергетических ресурсов . Первая составляющая требует наибольших финансовых вливаний, но зато обеспечивает самое большое сокращение госрасходов.
Выполнение работ по замене инженерных сетей предполагает обновление тысяч километров трубопроводов холодного и горячего водоснабжения . Важный аспект состоит в обновлении энергетического оборудования местных генерирующих объектов. Очевидно, что это связано с высокими затратами, но государство идёт на них, хотя в последнее время выделять из казны необходимые суммы становится всё сложнее и сложнее.
Положение дел с недостаточным финансированием могут улучшить частные инвестиции в модернизацию ЖКХ нашей страны. К этой возможности получения дивидендов присматриваются физические лица, паевые фонды и кредитные учреждения, включая крупные банки, например, ВТБ24 и ряд других. Объём этого рынка оценивается примерно в 100-120 млрд. рублей, что сулит хорошую прибыль.
Различные экономические обсуждения выявляют интерес со стороны частного бизнеса к участию в реформировании отечественной коммунальной инфраструктуры. В частности, на Санкт-Петербургском форуме этого года прошли две крупные панельные дискуссии, на которых представители финансовых компаний высказывались в пользу участия негосударственных компаний в реформе жилкомхоза. Привлечение этих денег ослабит нагрузку на казну и опять же выльется в экономию государственных финансов .
Единственное, что останавливает инвесторов от вложения денежных средств, это отсутствие механизма контроля расходования средств. Поскольку в качестве подрядчиков работ обычно выступают частные фирмы, а то и вовсе индивидуальные предприниматели, существует риск нецелевого использования денег и даже элементарных хищений бюджетов. До тех пор, пока не будут предложены по-настоящему эффективные способы учёта ассигнований, об активных вложениях в модернизацию ЖКХ говорить не приходится.
Вторая составляющая не нуждается в привлечении значительных бюджетов и может частично перекладываться на плечи самих потребителей. Это работы по установке всевозможных счётчиков, замена ламп накаливания энергосберегающими осветительными приборами и так далее. Впрочем, это направление модернизации ЖКХ и так реализуется за счёт граждан, так что, нагрузка на государство здесь отсутствует как таковая. Хотя если рассматривать в качестве потребителей госучреждения, то казённые деньги выделять всё равно придётся, но это копеечные суммы в сравнении с миллиардными вливаниями в обновление инженерных сетей и ресурсного оборудования.
Согласно стратегии развития жилищно-коммунального комплекса России до 2020 года, принятой Правительством РФ, модернизация ЖКХ заключается не только в реконструкции существующей инфраструктуры, но и в формировании новых подходов к созданию новой. В связи с этим Минстрой РФ постепенно вносит изменения в нормативно-техническую документацию, на основании которой проектируются новостройки – как отдельные здания, так и районы под застройку. В силу этого вновь возводимые объекты будут дешёвыми в эксплуатации, что обернётся экономией денежных средств, выделяемых государством.