Реформа ЖКХ: общая характеристика, актуальные направления, информационное сопровождение реформы. Реформа жкх в россии Модернизация системы управления ЖКХ

Реформа ЖКХ: общая характеристика, актуальные направления, информационное сопровождение реформы. Реформа жкх в россии Модернизация системы управления ЖКХ

  • Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ
  • Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов
  • Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
  • Порядок принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

Современный этап реформы ЖКХ "запущен" Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" , который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок ее создания и деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для достижения этих целей государством создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая на безвозмездной основе осуществляет слудующие функции:

  1. рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  2. принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов установленным требованиям;
  3. принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;
  4. осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;
  5. осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  6. осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Средства поддержки выделяются тем регионам, а затем муниципалитетам, которые на деле создают у себя рынок жилищно-коммунальных услуг. Поощряют конкуренцию среди управляющих компаний, поддерживают товарищества собственников жилья, в общем, выполняют основные условия Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, по которому реформируется жилищно-коммунальное хозяйство России.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ Фонд должен был действовать до 1 января 2012 года и подлежать ликвидации, однако, учитывая накопленный положительный опыт его работы было внесено ряд изменений, предусматривающих в итоге продление срока действия Фонда до 1 января 2026 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 270-ФЗ , изменяются условия и порядок предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда. В частности, уточняется определение аварийного жилищного фонда:

"аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации",

а к условиям предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства относятся:

  • реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
  • осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
  • проведение мероприятий, связанных с установкой коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
  • проведение мероприятий, касающихся обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных жилищным законодательством,

а также ряд некоторых других мероприятий, направленных на повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Новости по теме

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Что выгоднее жильцам?

Если же в вашем доме будет учреждено товарищество собственников жилья, то оно самостоятельно будет разрабатывать смету расходов на год, которая должна утверждаться общим собранием членов товарищества. Вы вправе будете не только знать, как расходуются ваши деньги, но и потребовать в любой момент проверки хозяйственной деятельности вашего товарищества. А правление обязано ежегодно перед вами отчитываться в своей деятельности на общем собрании...


Сектор жилищно-коммунального хозяйства подлежит различным реформам уже на протяжении десятилетий, но несмотря на все предпринимаемые усилия по модернизации, данная отрасль так и остается малоэффективной. Непродуктивное расходование бюджетных средств, необходимость в работающих инструментах управления жилищным фондом, государственная и муниципальная монополия, высокая доля износа жилого фонда стали предпосылками к запуску программы «Реформа ЖКХ».

Запуск проекта «Реформа ЖКХ»

Проект стартовал в России с 2010 года, когда Правительство РФ и Всемирный банк заключили соглашение о реализации соответствующей программы.


Внедрением мероприятий реформы занимается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданный 21 июля 2007 г.


Данная государственная корпорация призвана стимулировать формирование эффективных методов управления жильем и переход на ресурсосберегающие технологии.


В начале проекта участвовало 14 городов:

    десять «основных»: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула, Чебоксары;

    четыре «резервных»: Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.

Проект осуществлялся в два этапа:

    Институциональный : проведение реформ жилищно-коммунального комплекса за счет собственного бюджета при техническом содействии экспертов, финансируемых за счет средств проекта.

    Инвестиционный : направление инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ из средств проекта, ориентируясь на инвестиционные планы городов.

Уже в процессе исполнения программы во всех 14 городах было достигнуто ощутимое улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.


Так, например, в городе Набережные Челны были реконструированы разводящие сети водоснабжения и напорные коллекторы двух канализационно-насосных станций. Это позволило снизить уровень аварийности коллекторов и обеспечить бесперебойное водоотведение стоков города .

Проект по реконструкции тепловых сетей был реализован в городе Нефтеюганск. Благодаря этому существенно повысилась бесперебойность снабжения тепловой энергией посредством сокращения потерь тепла, снижения уровня утечек и общей аварийности сетей .


Примеры успешных реконструкций можно найти в любом из перечисленных городов. Проведенный комплекс мероприятий в значительной степени повлиял на программу реформирования и сферу ЖКХ в городах-участниках программы:

    практически полная ликвидация задолженности по социальным выплатам ЖКХ;

    разработаны муниципальные планы инвестиций в коммунальную инфраструктуру;

    увеличено число многоквартирных домов, которые обслуживают профессиональные управляющие компании;

Получив положительные результаты и опыт, накопленный в ходе реформирования, государство развивает данную реформу в других регионах и городах России.

Основные направления и перспективы реформы ЖКХ

Проект «Реформа ЖКХ в России» направлен на реализацию следующих направлений:

    переход коммунального сектора на рыночные отношения;

    увеличение доли участия частного бизнеса;

    стимулирование конкуренции;

    улучшение качества коммунальных услуг;

    ликвидация образовавшихся монополий в отрасли;

    обновление жилищно-коммунального комплекса;

    развитие института эффективного собственника;

    капитальный ремонт жилого фонда;

    ввод и эксплуатация энергоэффективных технологий;

    сохранение системы соцзащиты и поддержка льготных слоев населения.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» многоквартирный дом – совместная собственность владельцев помещений в нем.


Из этого следует, что во владении собственников квартир находится весь дом. Они ответственны за его состояние и обязаны в положенное время обеспечивать проведение капремонта. Для реализации данных прав законодательство наделило собственников широким перечнем полномочий. Но в процессе приватизации значительная часть жилого фонда передавалась в ветхом виде. Следовательно, собственники не обладают необходимыми ресурсами для проведения ремонта и соответствующими навыками модернизации жилой инфраструктуры в таком состоянии.


Одним из пунктов данной реформы, как мы уже упоминали выше, является внедрение рыночных механизмов в систему ЖКХ. Что впоследствии должно привести к переходу на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг. В результате реформы расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги могут увеличиться в среднем на 20-25 %. При этом для социально-незащищенных категорий продолжит работать система компенсационных выплат.

Стандарт раскрытия информации

Сейчас любой гражданин может посмотреть информацию о деятельности своей управляющей компании и сведения по конкретному дому.


Это регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 , которое обязаны исполнять управляющие организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.


В Стандарте указаны виды информации об управлении домом, которые в обязательном порядке должны быть размещены в свободном доступе для жильцов. Необходимо обеспечить доступность и сохранность данных в течение 5 лет. К ним относятся:

    основная информация об организации (название, адрес, организационно-правовая форма и др.);

    список домов в управлении и общие сведения о каждом из них (адрес, количество этажей, уровень благоустройства, год и др.);

    данные о выполняемых работах и предоставляемых услугах;

    информация о коммунальных услугах;

    сведения об эксплуатации общего имущества дома;

    информация о капремонте общего имущества, если управляющая компания – исполнитель работ;

    данные об общих собраниях собственников дома;

    годовые отчеты;

    информация об устных выговорах, письменных предписаниях, штрафах или дисквалификации (если таковые имеются).

Также в документе перечислены необходимые источники:

    официальный портал Реформа ЖКХ;

    стенд в офисе компании.

Иными словами, управляющие компании должны иметь сайт и быть зарегистрированы на официальном сайте проекта «Реформа ЖКХ». Невыполнение данных требований влечет за собой штрафные санкции.

Портал Административной реформы в Российской Федерации о совершенствовании государственного управления: ar.gov.ru

Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

  • снижение избыточного государственного регулирования;
  • повышение качества государственных услуг;
  • повышение эффективности органов власти;
  • повышение информационной открытости.

Оптимизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций

Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего, контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).

На федеральном уровне насчитывается 809 государственных услуг и функций, связанных с непосредственным взаимодействием органов власти и граждан. По каждой из государственных функций и услуг федеральными органами исполнительной власти в Федеральном реестре государственных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация.

Всего в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 22531 услуге (функции) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне в Сводный реестр внесены сведения более чем по 177717 муниципальным услугам (функциям).

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .

«Реформа-ЖКХ» – простая и уникальная возможность быть в курсе не только текущих процессов жилищно-коммунального хозяйства в общем, но и узнать любую интересующую информацию по конкретной недвижимости. Основная цель реформы – реконструкция жилищно-коммунального хозяйства, модернизация, улучшение функционирования используемых зданий.

Говоря более простыми словами, зайдя на сайт «Реформа ЖКХ» в разделе «Мой дом» вы можете найти достоверные сведения о своем жилье: узнать когда будет проводиться капитальный ремонт, посмотреть текущие работы, проверить тарифы коммунальных услуг и даже пожаловаться на текущие проблемы.

«Мой дом» – один из ключевых разделов сайта, который позволяет найти практически любой многоэтажный дом, а также узнать любую техническую информацию о здании: паспорт, отчеты, домовая книга, аварийное состояние и т.д. Достаточно ввести в поисковую строку интересующий адрес и вуаля – вся информация как на ладони: от года постройки, до подробного описания инженерных систем и конструктивных элементов.

Если раньше, чтобы узнать проводились ли в здании определенные ремонтные работы нужно было оббивать пороги различных инстанций, то сегодня все гораздо проще. Открыл портал www.reformagkh.ru, зашел в категорию «Мой дом» и всё – вопрос решен. Также в задачи ресурса входит предоставление соответствующей финансовой помощи для модернизации коммунальной инфраструктуры.

Нововведение преследует сразу несколько целей:

  • повышение качества ЖКХ-услуг;
  • повышение уровня конкуренции;
  • контроль качества проведения капитального ремонта в многоквартирных жилых объектах;
  • повышения уровня доверия населения к услугам в сфере ЖКХ;
  • ликвидации монополизации, внедрение современных технологий;
  • привлечение частных инвестиций и многое другое.

Как пользоваться

Найти интересующую многоэтажку могут только зарегистрированные пользователи. Вся информация находится в открытом доступе сразу же после регистрации. Зарегистрироваться вы можете за пару минут. Все что от вас потребуется – это указать адрес своей электронной почты.

Полную инструкцию для регистрации смотрите в видео ниже.


После регистрации в строке «Найти мой дом» введите адрес интересующей постройки и нажмите «Поиск». В появившейся выдаче результатов, выберите верный адрес.

  1. зайдите в раздел «Мой дом»;
  2. выберите нужный регион;
  3. затем район и адрес здания;
  4. далее перед вами появятся данные по дому.

Раздел мой дом состоит из следующих категорий:

  • паспорт;
  • управление;
  • история управления;
  • домовая книга.

Здесь же находится информация о капитальном ремонте, а также номер телефона горячей линии, позвонив в которую вы можете узнать более подробную информацию. Чтобы подать обращение по вопросу реализации региональной программы капремонта перейдите по данной ссылке https://www.reformagkh.ru/user/handling/.

Итак, давайте более подробно разберем каждую категорию раздела более подробно.

Паспорт

В разделе «Паспорт» указаны общие сведения о строении, а именно:

  • год постройки и введения в эксплуатацию;
  • серия и тип постройки;
  • способ формирования фонда капитального ремонта;
  • количество этажей, подъездов, лифтов, жилых/нежилых помещений;
  • наличие на территории элементов благоустройства и прочее.

Также в паспорте прописываются:

  • конструктивные особенности (тип фундамента, перекрытий, материал, который был использован для несущих стен, тип кровли и т.д.);
  • инженерные системы (тепло-, водо-, газоснабжения);
  • лифты и приборы учета.

Управление

Тем, кто хочет узнать информацию об управляющей компании необходимо перейти в категорию «Управление».

Здесь вы сможете найти:

  • общие данные об организации (дата начала и основание для управления, копии договоров и документов);
  • перечень выполненных и выполняемых услуг с годовой плановой стоимостью;
  • виды и тарифы за оказываемые коммунальные услуги;
  • перечень общего имущества домового владения;
  • сведения о капитальном ремонте, а также результаты общих собраний (если таковые проводятся).

Отчеты

Как было сказано выше, одним из ключевых назначений интернет-портала является предоставление достоверной информации о деятельности управляющих компаний. Ознакомиться с отчетной документацией вы можете в разделе «Отчеты по управлению».

  • общие данные (совершенные платежи и т.д.);
  • выполненные работы с годовой стоимостью;
  • данные относительно качества выполненных работ;
  • коммунальная отчетность;
  • данные по объемам коммунальных услуг;
  • претензионно-исковая работа.

Архив анкет

Реформа ЖКХ – интернет-ресурс, где есть вся информация о том, что происходит с вашим жилищем, в том числе здесь хранятся архивные данные. Если вы хотите узнать историю обустройства конкретным зданием перейдите в соответствующий раздел «История управления».

Помимо этого, вы можете ознакомиться с версией анкеты на наиболее значимых этапах управления, к примеру, при смене управляющей организации или закрытии отчетного периода.

Домовая книга

На сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Мой дом» жильцы могут делиться своим мнением по поводу качества управления, переселения или капитального ремонта. Кроме того, благодаря продуманности портала собственники имеют право создать собственные различные объявления.

Это очень удобно и практично, поскольку все жители многоэтажек зарегистрированные на веб-сайте, смогут ознакомиться с его информацией.

Важно! Добавлять сообщения могут только те пользователи, которые сумели пройти регистрацию на сайте.

Заключение

Таким образом, раздел «Мой дом» на портале - это прекрасный, а самое главное эффективный способ контроля, оптимизации и взаимодействия между управляющей компании и жильцами.

Ресурс позволяет изучить поведение, степень удовлетворенности клиентов, дает возможность людям обнародовать важные проблемы многоквартирных домов, тем самым существенно увеличить уровень качества оказываемых коммунальных услуг.

Денежная реформа 1993 года. С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции -- во всех республиках бывшего Союза.

Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты Банка России образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961--1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

Однако рост цен в 1992--1995 гг. и экспансионистская политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд рублей, на конец 1993 г. -- 13 304,3 млрд рублей, в 1994 г. -- 36 504,3 млрд рублей, на 1 января 1998 г. -- 137 трлн рублей.

Реформа 1998 года

Замедление спада в экономике в 1996--1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.

Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года.

Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12--13 млрд. рублей.

Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.

На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.