Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жкх Тарифообразование как системная ошибка

Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жкх Тарифообразование как системная ошибка

Слово «энергоэффективность», которое входит в название вашего совета, долго имело чисто «производственное» значение и применялось в отношении оборудования, транспортных средств и т. д. А в последнее время все чаще употребляется в связи с реформой ЖКХ. Некоторое время тому назад ваш совет был одним из инициаторов проведения российско-германского круглого стола на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ». Чем объясняется вторжение проблем энергоэффективности в сложный комплекс проблем отечественного жилищно-коммунального хозяйства?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется начать издалека. Как известно, быстрый рост и непомерно большие размеры коммунальных платежей превратились в нашей стране в одну из самых острых социальных проблем. В среднем каждая российская семья тратит на оплату услуг жилищно-коммунальной сферы, по оценке председателя Совета Федерации Сергея Миронова, 22 % совокупного дохода. Правда, эта сумма сильно разнится в различных регионах. В Москве, например, она не превышает 10 % – это достигается за счет огромных субсидий, покрываемых из местного бюджета. Удерживать коммунальные платежи в более или менее разумных пределах путем частичного финансирования жилищно-коммунальной сферы пытаются и другие регионы.

Однако такому порядку скоро придет конец. На горизонте маячит повсеместное доведение оплаты коммунальных услуг населением до 100 % (что означает полный отказ от всякого рода доплат за счет бюджета), о чем власти говорят уже не первый год. Сначала это собирались сделать в 2006 году, потом срок перенесли на 2010-й. И некоторым субъектам Федерации, например Татарстану, удалось выйти на этот рубеж. Но удача улыбнулась не всем, и ряду регионов разрешили перейти на стопроцентную оплату услуг ЖКХ только в 2012 году.

Сколько же должна платить за коммунальные услуги средняя российская семья? По мнению того же Сергея Миронова, не более 10 % от совокупного дохода. Самое поразительное, что согласно данным Минэкономразвития РФ фактически доля расходов на коммунальные услуги в расчете на семью в 2009 году не превышала 8 % и даже в 2012 году составит 9,5 %. Конечно, эти цифры – не более чем пресловутая «средняя температура по больнице». И у нас немало регионов, где расходы на услуги ЖКХ достигают 15-20 и даже 25 % семейного бюджета.

Население реагирует на это просто: миллионы граждан недоплачивают за коммунальные услуги, а многие вообще месяцами и даже годами не платят ни копейки, тем более что в законодательстве механизмы погашения задолженности прописаны невнятно. Как сообщил министр регионального развития России Виктор Басаргин, на конец прошлого года население задолжало предприятиям ЖКХ 64,9 млрд рублей, а кредиторская задолженность организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, превышает 79 млрд рублей.

Путь решения проблемы один: разработать и приступить к реализации программы повышения энергоэффективности ЖКХ. Экономический эффект может быть поистине колоссальным, ведь жилищно-коммунальное хозяйство потребляет до 45 % тепловой и 20 % электрической энергии, производимой в стране. Вот почему нужно активнее внедрять такие технологии энергообеспечения зданий и такие конструкции жилых домов, чтобы расходы на их отопление, снабжение водой и электроэнергией сокращались, а вместе с ними уменьшались и платежи за коммунальные услуги.

– По-моему, в этом направлении уже кое-что делается. В непосредственной близости от дома, в котором я живу, несколько пяти- и двенадцатиэтажных зданий «обшили» плитами из теплоизоляционного материала, а потом облицевали нарядным пластиком. Я читал в газетах, что расходы на отопление таких домов резко сократились. Хотя их жильцы говорят, что на оплате услуг ЖКХ это никак не отразилось…

– Должно было отразиться. И если плата за отопление квартиры не уменьшилась, этим надо заняться не обслуживающей дом коммунальной компании, а криминалистам.

Полагаю, что читателям газеты «Торгово-промышленные Ведомости» будет интересно узнать, что большинство новых зданий в Москве и других городах сейчас сооружаются с применением теплосберегающих материалов и потому считаются энергоэффективными. Уже в этом году новые жилые дома должны быть в среднем на 15 % энергоэффекивнее тех, что возводились в 2010 году, в 2015-м – на 30 % и в 2020-м – на 40 %.

– Теперь поговорим о состоявшемся в Совете Федерации российско-германском круглом столе на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ», одним из организаторов которого вы были. Почему он был российско-германским? Ведь у нас и своих специалистов, работающих над решением проблем энергоэффективности, немало. И кто с российской стороны принимал в нем участие?

– Мы пригласили немецких специалистов, поскольку Германия – один из технологических лидеров в мире в сфере энергоэффективности: у немцев есть чему поучиться. В заседании круглого стола приняли участие члены Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные руководители учреждений ЖКХ из более чем тридцати субъектов Федерации, ученые, эксперты, представители российских и германских деловых кругов.

Открыл заседание круглого стола председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он, в частности, особо отметил высокую эффективность капвложений в жилищно-коммунальное хозяйство. Инвестиции в эту отрасль приносят даже больший экономический эффект, чем вложения в минерально-сырьевой комплекс, поскольку окупаются всего за три-пять лет. Сергей Миронов сообщил, что в России разработаны и приняты специальные программы повышения энергоэффективности, государство выделило на эти цели 17 млрд рублей. Важно, чтобы они были потрачены рационально, потому что, по словам председателя Совета Федерации, «…наше ЖКХ – это огромная «черная дыра», в которую проваливается огромное количество энергоресурсов и финансовых средств».

– Участие немецких специалистов в решении наших проблем энергоэффективности ограничивалось только присутствием на заседании круглого стола или они уже работают на российском рынке?

– Да, работают, и довольно плодотворно. Об этом рассказал глава представительства германской банковской группы KfW («Кредитный институт по восстановлению») в России Даниил Алгульян. КfW за последнее время прокредитовала ряд масштабных проектов в России на общую сумму более 3 млрд евро. Специалисты банковской группы провели в нашей стране более трехсот консультаций – в основном в сфере решения проблем энергоэффективности.

– Какую оценку дали участники круглого стола состоянию российского коммунального хозяйства с позиций энергоэффективности?

– В основном резко критическую. Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев сообщил, что износ теплосетей в российских городах превышает 60 % и на их ремонт требуется не менее 500-600 млрд долларов. Наивно полагать, что это можно сделать за счет населения – путем повышения тарифов набрать такую колоссальную сумму невозможно. Значит, государству и дальше придется участвовать в реконструкции и обновлении ЖКХ.

Депутат справедливо указал на то, что закон об энергоэффективности в России несовершенен и, в частности, необоснованно репрессивен. Он, например, предусматривает штрафы с владельцев квартир в случае, если они не установят датчики температур. Но такие датчики дороги, и 60 % граждан не в состоянии их приобрести. Значит, и здесь нужно предусмотреть определенные субсидии малоимущим гражданам на покупку и установку датчиков – без этого не обойтись.

– Из всего, что вы только что рассказали, прямо вытекает, что вопросы энергоэффективности – стержень реформы ЖКХ, и с этим трудно не согласиться. Но что конкретно нужно сделать, чтобы идеи и принципы энергоэффективности «овладели массами» и стали предметом внимания всех организаций, причастных к этой реформе? И что нужно сделать, чтобы энергоэффективности была открыта зеленая улица во всех звеньях государственного управления?

– Без участия государства столь сложные и многогранные проблемы, как повсеместное внедрение принципов энергоэффективности, не решить. Нужно развивать государственные инструменты финансовой поддержки энергоэффективных проектов. Они должны включать субсидирование кредитов на эти цели, софинансирование, разделение рисков компаний с государством и т. д. Кроме того, в сфере ЖКХ должен быть создан более благоприятный инвестиционный климат. Вложения в энергосберегающие технологии, в экономичные системы отопления домов и в здания современных конструкций, обеспечивающих сбережение тепла и электроэнергии, должны стать более выгодными для инвесторов.

– Какой вклад в решение всех этих проблем может и собирается внести Консультативный совет по инновациям, модернизации и энергоэффективности?

– Полагаю, что российско-германский круглый стол, организованный нашим советом, – это первый опыт освоения достижений многих зарубежных стран в сфере энергоэффективности. И в Европе, и в Северной Америке, и в Восточной Азии есть впечатляющие достижения во внедрении принципов энергоэффективности в ЖКХ. Использование этого опыта может быть исключительно полезным для России, и мы постараемся наладить творческое освоение этого опыта. Кроме того, видим свою задачу в содействии привлечению иностранных инвестиций в инновационные объекты нашей страны.

Считаю, что, опираясь на высокий авторитет Совета Федерации среди населения, мы будем способствовать активизации информационной и образовательной деятельности и поддержки населением мер, направленных на повышение энергоэффективности в самых разных сферах. Потому еще раз повторю то, что сказал в самом начале: если мы хотим, чтобы рано или поздно оплата услуг ЖКХ снижалась и становилась более доступной, нужно упорно и целеустремленно заниматься решением вопросов энергоэффективности этой отрасли. Другого пути нет.

Збигнев Бжезинский: «Время жизни России - время жизни ее ЖКХ»

Мы живем в эпоху стремительных перемен и усложнений. Меняется уровень жизни, потребности, система ценностей, основные виды ресурсов и действующие механизмы. Значение комфорта среды обитания для развивающейся части мира растет с каждым годом.

В ближайшее время внимание к жилищно-коммунальному хозяйству, качеству и доступности жилищно-коммунальных услуг будет возрастать как с точки зрения снятия ограничений социально-экономического развития муниципальных образований, так и с точки зрения реализации возможностей личности и развития человеческого капитала.

Важность ЖКХ как основной сферы городского хозяйства отчетливо сознают власти на всех уровнях - федеральном, субъектов федерации, муниципальном. Накопившиеся за десятилетия и не решаемые в течение длительного времени проблемы свидетельствуют о системном кризисе в отрасли, которая обходилась без инвестиций и накапливала физический износ до 70% в среднем по отрасли, до 90 и даже почти 100% по ряду отдельных объектов.

В основе эксплуатируемой техники в основном использованы решения середины прошлого века, о моральном износе говорить просто бессмысленно, а уровень энергоэффективности в 2-3 раза ниже среднемирового и в 6-8 раз ниже уровня развитых стран, находящихся в сходных климатических условиях.

Возможности перехода к использованию технологий и техники нового поколения отчетливо осознается, ряд отечественных потребителей имеет возможность и использует их в современной России в индивидуальном порядке, однако для перехода к массовому использованию необходимо реформирование отрасли, проблемы которой стянуты в «гордиев узел» отечественного производства.

Пренебрежение особенностями развития социо-технических систем грозит появлением неолуддизма, когда системы ЖКХ или их части не используются или выводится из эксплуатации, одна часть экономики «пожирает» другую, а система переходит на траекторию самоуничтожения.

В настоящее время разработан ряд стратегических документов, задающих ориентиры, цели задачи стратегий и программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Документы дают основания и возможность вести активную и целенаправленную работу по реформированию ЖКХ

Значительное количество нормативно-правовых, распорядительных и методических документов свидетельствует, с одной стороны, о серьезности намерений власти, с другой - является подтверждением ситуации системного кризиса, в результате которого накопился ряд проблем, допускающем только комплексное решение.

Значительное количество проблем связано с процессами развития системы. Для регионов, в том числе Москвы, значительное количество проблем транслируется с федерального уровня, многие рождены в условиях коррупции и несформировавшегося правового государства. Тесная взаимосвязь проблем, статус города федерального значения, общие цели требуют совместного рассмотрения этих проблем и совместной работы в рамках соглашения федеральных и городских органов власти.

В качестве основных направлений реформирования на федеральном уровне выделены:

Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства;

Завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства;

Развитие системы ресурсо- и энергосбережения.

В качестве основных направлений реформирования в Стратегии Москвы-2025 выделены:

  • Улучшение технического состояния жилищного фонда и необходимые объемы его капитального ремонта;
  • Динамика стоимости услуг ЖКХ с учетом роста доходов населения и других факторов;
  • Повышение условий проживания и коммунального обслуживания на территории города

Москва один из немногих регионов, использовавших для формирования стратегии развития, включая вопросы реформирования и развития ЖКХ, профессиональный потенциал институтов Российской Академии Наук. Москва должна стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения. В Москве планируется создание международного финансового центра. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению бесперебойного их предоставления в любое время суток. Поэтому Стратегия развития ЖКХ рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы до 2025 г.

Стратегические цели развития Москвы, концентрация основных фондов ЖКХ, специфика ресурсов, концентрирующих научно-технические кадры страны и финансовые ресурсы и связанные с решением задач федерального уровня, обрекают Москву на роль центра реформирования, роль локомотива инновационного развития технологий и техники для ЖКХ и центра диффузии новейших технологий федерального уровня.

Значительное количество проблем требует формирования системы стратегического управления на федеральном и городском уровне (вертикали стратегического управления), привлечения институтов гражданского общества к процессам общественного контроля.

Необходимо провести актуализацию Стратегии Москвы-2025 с учетом влияния кризиса и посткризисного периода, активизацией реформы и энергосбережения на федеральном уровне, корректировкой целей и показателей повышения качества жизни и эффективности развития социально-экономического комплекса России и ЖКХ в частности.

Значимость и комплексных характер проблем требуют совместных усилий федеральных и городских органов власти, привлечения бизнеса в рамках частно-государственного партнерства и институтов гражданского общества.

Необходимо провести в опережающем порядке ряд дополнительных исследований развития реформ в ЖКХ в рамках направлений:

Формирование СРО управляющих в сфере ЖКХ

Развитие института независимых директоров в корпоративном управлении предприятий ЖКХ

Конкурсы грантов на разработку стратегий и программ энергосбережения, инновационного развития и других вопросов реформирования ЖКХ

НИР по направлению «Энергоэффективное общество»

Формирование социального минимума потребления услуг в сфере ЖКХ

Разработку социальных нормативов потребления

Введение социальной экспертизы законопроектов в дополнение к антикоррупционной экспертизе

ЖКХ в сетевом государстве и развитие прямой демократии в сфере практик систем жизнеобеспечения.

В противном случае они просто не смогут выполнить требования закона № 261-ФЗ. Работа по этой проблематике ведется сегодня на всех уровнях государственной власти и управления экономикой, и, очевидно, она займет некоторое время. Однако требований закона «Об энергосбережении» никто не отменял и отведенных на их исполнение сроков тоже. Поэтому на местах предприятия коммунальной отрасли и муниципальные структуры самостоятельно ищут решения существующих проблем, используя имеющиеся в их распоряжении материальные и административные ресурсы.

Именно такую цель преследовала встреча руководителей и специалистов управляющих компаний Восточного административного округа (ВАО) г. Москвы с представителями ресурсоснабжающих, энергосервисных и энергоаудиторских компаний, а также нескольких ведущих банков. Мероприятие, в котором приняли участие около 100 человек, состоялось в рамках прошедшей 18 августа 2010 года в Городском Научно-техническом центре энергосбережения ОАО «Сантехпром» выставки-семинара «Промышленность. Инвестиции. 2010» и было организовано префектурой ВАО г. Москвы и Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы. «Мы собрали под одной крышей тех, кто непосредственно заинтересован в скорейшей реализации энергосберегающих мероприятий, тех, кто имеет опыт подобной работы, и тех, кто может ответить на актуальные вопросы в части разработки механизмов финансирования энергоэффективных проектов и энергосервисных контрактов, — сказала директор фонда Анжела Раевская , открывая встречу. — С момента принятия закона «Об энергосбережении» прошел почти год, а многие вопросы так и продолжают оставаться без ответов. Однако времени у нас совсем немного. До конца 2012 года на все здания будут выданы энергетические паспорта и определены квоты на потребление коммунальных ресурсов. Но их фактический расход может оказаться значительно выше этих квот, если сейчас не проводить никаких мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности жилого фонда. А за сверхнормативное потребление собственникам придется платить совсем по другим тарифам. Спасибо они за это эксплуатирующим организациям не скажут, и судьба последних будет решена сразу ».

Проблема выбора стратегии

Однако прежде чем приступать к реализации энергоэффективных мероприятий, нужно определиться с их составом и очередностью. Проще говоря, специалистам управляющих компаний необходимо понимать, где энергопотери наиболее высоки, что нужно делать в первую очередь и какие действия дадут наибольший и скорейший экономический эффект. Исчерпывающий ответ на эти вопросы может дать только комплексный энергоаудит, проведение которого, в числе прочего, и предусматривает закон «Об энергосбережении».

И здесь возникает первое препятствие. По состоянию на середину августа 2010 года в государственном реестре было зарегистрировано всего 6 в области энергоаудита, объединяющих немногим более двухсот аудиторских компаний. И это на всю страну, тогда как только Москве, по некоторым оценкам, требуется несколько тысяч энергоаудиторов.

Тем не менее, понять, какие энергосберегающие мероприятия более окупаемы, все же можно. Для этого следует обратиться к данным статистики. Так, по словам Ольги Фоломеевой, заместителя генерального директора ГУП «Московский городской Единый информационно-аналитический центр» (МОСГОРЕИАЦ), на долю теплоснабжения приходится почти половина (42%) суммарного энергопотребления московского ЖКХ. На втором месте находится горячее водоснабжение и на третьем — электроснабжение. Всего же коммунальный сектор потребляет треть всех городских энергоресурсов.

Итак, наиболее актуальны на сегодняшний день мероприятия по модернизации отопительных систем. Подтверждают это и данные других участников встречи. «Как показывает наш опыт, основной потенциал энергосбережения заключен сегодня в системах отопления », — отмечает Семен Гершович , генеральный директор ООО «Аврора Энерго Менеджмент», совместного российско-германского предприятия, специализирующегося на консалтинге и инжиниринге в области энергоэффективности и энергосбережения.

Вниманию участников встречи были представлены и конкретные цифры. «Комплексная модернизация систем теплоснабжения многоквартирных жилых зданий позволяет получить экономию тепла до 35-45% , — объясняет Антон Белов , заместитель начальника теплового отдела компании «Данфосс». — Установка в системе отопления автоматизированного узла управления (АУУ) или индивидуального теплового пункта (ИТП) совместно с балансировкой отопительной системы по стоякам снижает теплопотребление в среднем на 20-25%. А использование радиаторных терморегуляторов в комплексе с индивидуальными счетчиками-распределителями, устанавливаемыми непосредственно на отопительных приборах, усиливает этот эффект еще на 15-20%. Причем некоторым экономным жильцам удается снизить свои затраты на отопление на 50-60% ». Интересно, что представленные данные были получены на реальных заселенных объектах, в числе которых знаменитый «Интеллектуальный дом» в Жулебине и одна из новостроек последних лет в Басманном районе столицы .

Особо специалист отметил важность проведения именно комплексных мероприятий по повышению энергоэффективности отопительных систем, так как только таким образом можно привлечь к энергосбережению самих собственников жилья и мотивировать их к экономии тепла. Примечательно, что в том же ключе высказывались и многие другие участники встречи. «Детальный, в том числе поквартирный учет всех потребляемых энергоресурсов — непременное условие успеха любых энергоэффективных мероприятий, — говорит Анжела Раевская (Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы). — Ведь основной объем потребления (порядка 70%) приходится на жильцов, а они сегодня никак не участвуют в энергосбережении, не заинтересованы в нем». «Приборы учета должны быть установлены там, где находится конечный потребитель, — добавляет Ольга Фоломеева (МОСГОРЕИАЦ). — Только в этом случае мы будем иметь детальную картину потребления и сможем добиться наибольшего эффекта в его оптимизации ».

Нужно заметить, что сегодня схема начисления коммунальных платежей на основании детального поквартирного учета всех потребляемых ресурсов, в том числе и тепла, уже отрабатывается в Москве. Например, подобная система была реализована по инициативе Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы (ГУ ДКР) и Мосгосэкспертизы в доме № 59 по улице Обручева. Подготовку проекта и выполнение работ взяла на себя компания «Данфосс» совместно с институтом «Мосжилниипроект». Интересен этот опыт тем, что данные с индивидуальных счетчиков-распределителей в данном случае собираются уже централизованно, на компьютер ЕИРЦ. И, как показали итоги отопительного сезона 2009-2010 гг., это дает более 12% экономии тепла.

Финансы решают все

После того, как состав энергоэффективных мероприятий определен, необходимо найти источник их финансирования. Закон № 261-ФЗ предусматривает, что осуществлять реализацию подобных проектов будут специализированные энергосервисные компании (ЭСКО), привлекающие сторонних инвесторов. А возврат вложенных средств предполагается осуществлять за счет полученной экономии. «Конечный потребитель не должен платить ничего сверх тех коммунальных платежей, размер которых фиксируется на момент начала модернизации, — объясняет главный экономист Дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Дмитрий Лёушкин . — В этом состоит идеология энергосервисного контракта ».

Однако на практике все оказывается не так просто. Дело в том, что банкам (а именно они в большинстве случаев выступают в качестве сторонних инвесторов) необходимы гарантии возвратности средств. Но поскольку у вновь образованных энергосервисных компаний нет ни материальных активов, ни кредитной истории, таких гарантий они предоставить не могут.

Еще одна проблема связана со сроками реализации энергоэффективных проектов. «На реализацию энергосберегающего проекта нужно не менее 2-3 лет и примерно за такой же срок он окупается, — говорит Семен Гершович («Аврора Энерго Менеджмент»). — Это значит, что ЭСКО должна работать на конкретном объекте в течение по крайней мере 5-7 лет. Однако, в соответствии с существующим антимонопольным законодательством, конкурсы в этой сфере нужно проводить ежегодно. Таким образом, взявшаяся за реализацию проекта ЭСКО рискует оказаться в «подвешенном» состоянии ».

В решении этих проблем велика роль муниципальных структур. Например, администрация ВАО г. Москвы предлагает управляющим компаниям самостоятельно взяться за создание ЭСКО. «В этом случае мы готовы давать собственное поручительство энергосервисным предприятиям, которые будут получать кредиты в банках под энергосберегающие проекты, — говорит Анжела Раевская . — Таким образом, мы можем гарантировать, что все нововведения окупятся и банки получат свои деньги обратно ». По единодушному мнению собравшихся, важность такого решения трудно переоценить. Ведь до сегодняшнего дня многие потенциальные инвесторы просто боялись вкладывать деньги в энергосберегающие мероприятия. Но с таким гарантом, как Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, вопрос можно считать практически закрытым.

Интересные решения предлагают и некоторые ресурсоснабжающие организации. Так, по словам ведущего специалиста Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» Дмитрия Владимирова , «Мосэнергосбыт» уже сегодня готов финансировать реализацию энергоэффективных проектов в системах электроснабжения жилых зданий. «Мы предварительно согласовываем с управляющей компанией перечень необходимых работ (например, замена осветительных приборов, лифтового оборудования, приборов учета электроэнергии и т.д.), затем производим их своими силами, а средства возвращаем за счет полученной в результате экономии электроэнергии, — объясняет специалист. — Возможен и другой вариант. В течение какого-то времени эксплуатирующая организация может не перечислять нам деньги за электричество, аккумулируя их, чтобы потом потратить на реализацию тех или иных предварительно согласованных энергоэффективных мероприятий. Возврат средств также осуществляется за счет полученной экономии электроэнергии ».

Таким образом, несмотря на все существующие сегодня трудности в реализации энергоэффективных проектов, их осуществление все-таки возможно. В том случае, если всем заинтересованным сторонам удается найти общий язык. И определяющую роль в этом многостороннем диалоге играют муниципальные структуры, способные оказать коммунальным предприятиям значимую организационную, а подчас и материальную поддержку.

1 Жулебинский бульвар, 36-2

2 Денисовский переулок, д. 22

Л. Р. Ибрашева

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

Ключевые слова: энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосберегающие технологии.

Рассмотрены проблемы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве России, а также правовые и программные механизмы решения данной проблемы. Дан обзор энергосберегающих технологий, применяемых в жилищно-коммунальном хозяйстве. Представлен опыт внедрения энергосберегающих технологий в г.Казань.

Key words: energy saving, energy effectiveness, housing and communal services, energy saving technology.

The author analyses problems of energy saving in Russian housing and communal services as well as legal and organizational aspects of their solutions. Energy saving technologies and some practice of their usage in the city of Kazan are describe.

Созданная в настоящий момент законодательная база в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности достаточно жёстко регламентирует обязательные действия всех участников процесса энергоснабжения,

направленные на повышение энергетической эффективности на стадиях производства, передачи и потребления энергетических ресурсов.

Общеизвестно, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является крупнейшим потребителем энергии в стране, одной из самых затратных отраслей российской экономики, в которой энергоресурсы используются крайне нерационально.

Жилищно-коммунальное хозяйство

является ключевой отраслью для обеспечения комфорта, необходимых условий проживания и удовлетворения потребностей населения городов. Услуги сферы ЖКХ для населения имеют особое значение и являются жизненно необходимыми. Поэтому цель ЖКХ заключается в предоставлении качественных услуг населению, поскольку от качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своих домах. Следовательно, ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность. Однако состояние основных фондов жилищнокоммунального хозяйства характеризуется значительным уровнем износа и низкой энергоэффективностью. Очевидно, что такое кризисное состояние ЖКХ, как отрасли сферы услуг обусловлено совокупностью причин: слабой

технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание, низким уровнем предоставления услуг населению, чрезмерной бюджетной нагрузкой, искусственным

монополизмом, отсутствием конкуренции и др. Все это определяется неэффективной социально ориентированной экономикой, слабым механизмом

установления тарифов, сбора оплаты за коммунальные услуги и контроля над

использованием ресурсов на развитие ЖКХ.

Следовательно, такое положение дел в отрасли показывает, что возможности предприятий ЖКХ для значительных преобразований и модернизации пока ограничены. А это значит, что сфера ЖКХ практически невосприимчива к энергосбережению. Как отмечает Коваль С.П., в настоящее время в России более 80% стоимости услуг ЖКХ - это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Остальное - управление недвижимостью, вывоз и захоронение отходов,

энергоемкость предоставления коммунальных услуг в 4 и более раз превосходит аналогичные средние показатели стран со сходным климатом .

Применительно к сфере ЖКХ можно

выделить два основных направления энергосбережения:

1) Совершенствование коммунальной

инфраструктуры, энергетических установок поставщиков и потребителей, что предполагает, в первую очередь, совершенствование их

конструкций, путем внедрения инновационных и качественных энергосберегающих технологий.

2) Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой или светоотражающей окраски) .

Естественно, что проблемы ЖКХ, в частности, высоких энергопотерь в данной сфере, не является для России только что возникшей. Основы формирования качественно нового подхода к энергоресурсосбережению в нашей стране были

заложены в Федеральном законе Российской

Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон) и соответствующих программах.

В соответствии с законом энергосбережение предполагает уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении

соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) посредством реализации организационных,

правовых, технических, технологических,

экономических и иных мер .

Управленческим инструментом для реализации на практике принципов энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются соответствующие целевые федеральные, региональные и муниципальные программы. На заседании Правительства Российской Федерации 21 октября 2010 г. была представлена к рассмотрению Государственная программа энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года (далее -программа). Представленная Программа нацелена на выполнение указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», установившего цель -снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. За счёт мер Программы предполагается обеспечить снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году не менее чем на 13,5%, порядка 26,5% снижения энергоемкости ВВП к 2020 году планируется обеспечить за счет изменения структуры ВВП и естественных факторов технического прогресса, что в совокупности обеспечит выполнение поручения Президента Российской Федерации .

Программа включает в себя ряд подпрограмм, затрагивающих различные секторы экономики, в том числе и ЖКХ:

эффективности в электроэнергетике;

Подпрограмма повышения энергетической

эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;

Подпрограмма повышения энергетической

эффективности в жилищном секторе.

Региональным и муниципальным органам власти также рекомендовано разработать и

утвердить программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с утвержденными Правительством РФ требованиями. При этом значения целевых

показателей программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

должны отражать:

1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;

2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;

6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;

7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;

8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В целом в рамках Государственной программы энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года планируется решение следующих задач, касательно сферы ЖКХ:

Создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития систем централизованного теплоснабжения городских округов и городских поселений на основе использования преимуществ когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок;

Введение управления системами

централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;

Совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, стимулирующей экономию энергетических ресурсов, в том числе переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей к установке приборов учета;

Совершенствование налоговой политики, стимулирующей экономию энергетических ресурсов;

Повышение качества теплоснабжения, введение

показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения, как со стороны

потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций с установлением размера санкций за их нарушение;

Обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима), но и в системах теплопотребления непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления);

Реализация типовых проектов

«Энергоэффективный город», «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом»;

Проведение обязательных энергетических обследований теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;

Реализация типового проекта «Эффективная

генерация», направленного на модернизацию и реконструкцию котельных, ликвидацию

неэффективно работающих котельных и передачу тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижение на этой основе затрат топлива на выработку тепла;

Реализация типового проекта «Надежные сети», включающего мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использованию предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечению применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;

Совершенствование государственного

нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.

Достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры планируется с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией

федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 -2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде планируется достичь также с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального

хозяйства на 2010 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Важным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований объектов жилищного фонда. Однако данная сторона вопроса является наиболее проблематичной на сегодняшний день. Собственники жилья не обязаны проводить энергетическое обследование (энергоаудит). Стоимость проведения подобных работ, а также реализация данных по результатам обследования мероприятий полностью перекладывается на плечи собственников. Учитывая недобросовестность и непрозрачность деятельности Управляющих компаний для собственников жилья, а также инертность в вопросах управления самих граждан, можно констатировать, что достижение целевых показателей снижения энергопотерь будет условным. Частично эта проблема разрешается в рамках реализации программ модернизации коммунальной инфраструктуры, текущего и капитального ремонта жилищного фонда с применением энергосберегающих технологий.

В частности на сегодняшний день разработано множество различных технологических решений, позволяющих осуществлять

энергосбережение.

Коваль С. П. приводит следующий перечень мероприятий повышения энергоэффективности в ЖКХ.

Экономия топлива при производстве тепловой и электрической энергии предполагает:

Применение рекуперативных и регенеративных горелок (позволяют подогревать подаваемый в камеру горения воздух за счет утилизации тепла отводимых газов);

Автоматизация режимов горения (поддержание оптимального соотношения топливо-воздух);

Применение беспламенного объемного сжигания. Технология ИТАК;

Сжигание твердого топлива в кипящем слое;

Рекуперация тепла отводимых газов системы дымоудаления, подогрев исходной воды или приточного воздуха;

Минимизация величины продувки котла;

Надстройка действующих водогрейных или

паровых котлов газотурбинными установками;

Магнитострикционная очистка внутренних поверхностей котлов от накипи;

Устранение присосов воздуха в газоходах и обмуровках через трещины и неплотности;

Сбор и возврат конденсата в котел;

Применение экономайзеров для предварительного подогрева питательной воды в деаэраторах;

Повторное использование выпара в котлоагрегатах;

Применение пароструйных инжекторов;

Использование энергии выделяющейся при снижении давления магистрального газа для выработки электрической и тепловой энергии;

Когенерация, совместная выработка тепловой и электрической энергии;

Реконструкция котельный в мини-ТЭЦ с надстройкой ГТУ;

Тригенерация, совместная выработка

электрической, тепловой энергии, холода;

Компенсация реактивной мощности на уровне объекта.

Повышение энергоэффективности тепловых сетей предполагает реализацию следующих мероприятий:

Оптимизация сечения трубопроводов при перекладке;

Прокладка трубопроводов «труба в трубе» с пенополиуретаной изоляцией;

Замена изоляции минераловатой на

пенополиуретановую с металлическими

отражателями;

Замена металлических труб на асбоцементные;

Электрохимическая защита металлических трубопроводов;

Применение систем дистанционной диагностики состояния трубопроводов;

Применение обоснованных режимов снижения температуры теплоносителя;

Исключение подсоса грунтовых и сточных вод в подземные теплотрассы;

Установка теплосчетчиков на ЦТП;

Замена малоэффективных кожухотрубных теплообменников на ЦТП на пластинчатые. Устранение течей;

Установка частотно регулируемых приводов для поддержания оптимального давления в сетях (экономия электроэнергии 20-25% и снижение аварийности);

Закрытие малоэффективных и ненагруженных котельных;

Проведение мероприятий по оптимизации тепловых режимов здания ЦТП и вторичному использованию тепла обратной сетевой воды и вытяжной вентиляции;

Проведение мероприятий по внедрению системы энергоэффективного освещения (замена ламп накаливания на люминесцентные и светодиодные, промывка окон, окраска стен в светлые тона);

Установка регулируемых вентилей на подаче тепла на нагруженные участки теплотрасс;

Использование мобильных измерительных комплексов для диагностики состояния и подачи тепла, а так же для регулирования отпуска тепла;

Установка теплосчетчиков на входах теплоподачи зданий;

Внедрение кустовых автоматизированных комплексов диспетчеризации ЦТП;

Комплексная гидравлическая балансировка теплосетей;

Официальное принятие показателей энергоэффективности в эксплуатирующих тепловые сети организации и ЦТП;

Премирование работников осуществляющих эксплуатацию теплосетей и ЦТП с учетом показателей энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности

электрических сетей и системы освещения предполагает реализацию следующих мероприятий:

Исключение недогруза трансформаторов (менее 30%)

Исключение перегруза трансформаторов;

Исключение перегруза длинных участков распределительных сетей;

Установка компенсаторов реактивной мощности у потребителей;

Внедрение распределенной энергетической сетки для компенсации реактивной мощности;

Исключение утечек тока на подземных магистралях;

Своевременная замена изоляторов на ЛЭП;

Повышение качества электрической энергии (применение экранирования, энергосберегающей системы FORCE);

Увеличение загрузки асинхронных двигателей (нагрузка должна быть более 50%);

Применение автоматических переключателей с соединения «треугольник» на соединение «звезда» при малонагруженных режимах;

Замена асинхронных двигателей синхронными;

Применение частотно регулируемых приводов в системах вентиляции энергообъектов сетей;

Автоматическое поддержание заданного уровня освещенности с помощью частотных регуляторов питания люминесцентных светильников;

Замена ртутных люминесцентных светильников на натриевые и металлогалогенные;

Применение светодиодных светильников в для уличного и дежурного освещения;

Применение эффективных электротехнических компонентов светильников;

Использование осветительной арматуры с отражателями;

Применение аппаратуры для зонального

отключения по уровням освещенности;

Применение автоматических выключателей для дежурного освещения;

Регулярная очистка прозрачных элементов

светильников и датчиков автоматического

отключения;

Регулярная очистка стекол в окнах в

производственных помещениях и применение светлых тонов при окраске стен;

Использование световодов для подсветки темных помещений;

Разработка энергобаланса сетей и постоянная оценка режимов электропотребления для снижения нерациональных энергозатрат;

Премирование работников осуществляющих эксплуатацию электросетей и сетевых предприятий с учетом показателей энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности систем водоснабжения предполагает:

Сокращение использование воды на собственные нужды в водозаборных станциях;

Внедрение систем водооборота на водозаборах;

Оптимизация режимов промывки фильтров;

Применение технологии водо- воздушной промывки;

Установка на раструбные соединения ремонтных комплектов (придают раструбу высокую степень герметичности);

Использование частотно регулируемых приводов на насосах тепловых пунктов, насосных станциях;

Замена металлических труб на полиэтиленовые (сокращение потерь на поддержание избыточного давления в закодированных трубах);

Применение систем электрохимической защиты стальных трубороводов;

Внедрение современной запорно-регулирующей и предохранительной арматуры;

Применение сильфонных компенсаторов гидравлических ударов;

Санация ветхих участков водопроводных сетей;

Оптимизация работы системы водоснабжения, диспетчеризация и автоматизация управления сетями;

Установка на ответвлениях сети датчиков и регуляторов сетевого давления;

Изменение схемы централизованного ГВС из циркуляционного в циркуляционно-повысительную;

Установка счетчиков расхода воды на входах объектов водопотребления;

Установка технологических водомеров на проблемных ответвлениях;

Премирование работников осуществляющих

эксплуатацию системы водоснабжения у управляющих организаций с учетом показателей энергоэффективности.

Среди нетрадиционных способов энергосбережения в ЖКХ Коваль С.П. выделяет:

Использование тепла пластовых вод и геотермальных источников для отопления и ГВС;

Использование солнечных коллекторов для

дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий;

Создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла;

Использование пароструйных инжекторов в

качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара;

Использование пароструйных инжекторов в замен циркуляционных насосов;

Использование тепловых насосов для отопления и

ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из: канализационных стоков и сбросов промышленных вод; тепла подвальных помещений зданий; тепла солнечных коллекторов; теплого выхлопа вытяжной вентиляции; обратной сетевой воды системы отопления; воды моря и открытых водоемов;

Применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения;

Использование шахтного метана;

Производство пелет, торфобрикетов и их использование для газогенерации и отопления;

Использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов;

Использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики;

Использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.

Актуальным вопрос энергосбережения в ЖКХ остается и для г.Казань. В городе ведется активная работа по модернизации коммунальной инфраструктуры и имеется опыт по внедрению энергосберегающих и энергетически эффективных технологий. В частности модернизация

коммунальной инфраструктуры ведется в рамках реализации программ капитального ремонта и в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года.

В 2010 году на территории технополиса «Химград» был реализован пилотный проект полностью энергоэффективного дома - «Грин Хаус». В рамках подготовки к Универсиаде, которая пройдет в г.Казань в 2013 году, строительство спортивных объектов ведется с применением энергосберегающих технологий, в частности применяются системы рекуперации тепла. Системы рекуперации тепла позволяют использовать тепло, образующееся в холодильных машинах ледового катка, для обогрева воды в бассейне. В приоритетах

Применение безрадиаторной системы отопления -

теплые полы, а также теплые стены - за счет принципиально новой системы утепления наружных ограждающих конструкций. Широкое применение в городе находят энергосберегающие осветительные устройства. Кроме того, Казань является

«пилотной» площадкой для реализации проекта в рамках федеральной программы -«Энергоэффективный квартал». Целью проекта является модернизация микрорайонов, кварталов и распространение новых технологий

энергоресурсосбережения на всей территории страны. В проекте участвуют 3 района -Московский, Ново-Савиновский и Приволжский районах. Здесь на примере социальных объектов и различных жилых домов опробованы самые современные технологии энергоресурсосбережения. В первую очередь в социальных учреждениях и жилых домах внедрены такие энергосберегающие технологии, как установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, общедомовых и квартирных приборов учета горячего и холодного водоснабжения; установка приборов

автоматизированного учета энергопотребления;

внедрение энергосберегающих светильников и технологий, автоматизация включения света в подъездах; утепление чердаков, подвалов, окон и дверей подъездов, перевод отдельных домов на индивидуальный обогрев, и т. д. Так же одной из широко применяемых технологий, является система «тепловой узел», призванных экономить тепло, за счет того, что они самостоятельно оценивают погодную ситуацию - если температура окружающего воздуха опускается низко, то и оборудование к квартирам жителей подает больше теплоносителя, если температура воздуха достаточно высокая - то и тепловой узел распределяет теплоноситель так, что бы не было дополнительного перегрева и в квартирах была установлена комфортная температура.

В целом огромный опыт практического использования и внедрения технологий энергосбережения и энергоэффективности имеют такие страны как Япония, США и Европейский Союз. Этот опыт целесообразно использовать при реализации энергоэффективных проектов в ЖКХ в нашей стране с учетом региональных особенностей.

Особое значение имеет обращение к опыту работы с населением с целью формирования соответствующего энергосберегающего поведения. Энергосбережение на уровне отдельно взятого человека представляется серьезной проблемой, отличительной особенностью которой является то, что органы власти зачастую не способны показать, например, собственникам многоквартирного дома выгоду от внедрения энергосберегающих технологий, поскольку выгода весьма удалена или не всегда напрямую связана с реальными экономическими выгодами на уровне отдельно взятого потребителя. Другими словами, человек, в своих стремлениях улучшить качество своей жизни, не всегда руководствуется лишь соображениями экономии финансовых ресурсов, наоборот, когда речь идет, например, о здоровье предпочитает тратить дополнительные денежные средства для покупки питьевой воды или качественного фильтра по очистке водопроводной воды и т.д.

Анализируя проблему в комплексе, складывается впечатление, что в информационном

пространстве акцент делается на применение энергосберегающих технологий и технологий повышения энергетической эффективности. Скрытыми от внимания общественности остаются организационные и финансовые механизмы реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищнокоммунальном хозяйстве. В связи с этим целесообразно в процессе изучения зарубежного опыта внедрения энергосберегающих проектов в сфере ЖКХ сделать акцент на изучение именно этих аспектов. Кроме того, энергосбережение в ЖКХ России предполагает решение задач с учетом пространственной, отраслевой, демографической, транспортной, социально-экономической и иной специфики регионов России, а также наличия или отсутствия в регионе энергоресурсов.

Литература

1. Коваль, С.П. Энергосбережение в ЖКХ: 96 способов/ С.П. Коваль// (http://portal-energo.ru/articles/details/id/40)

2. Ибрашева, Л.Р. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности как инструмент Стратегии устойчивого развития города (на материалах г.Казань)/ Л.Р.Ибрашева, А.М.Идиатуллина // Вестник КГТУ. -2011. -№2. -С.198-212.

3. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23.11. 2009. № 261-ФЗ // Российская газета - Центральный выпуск. - 2009. - №5050 (226).

4. Государственная программа энергосбережения

повышения энергетической эффективности в

Российской Федерации на период до 2020 года/ (http://www.rg.ru/2011/01/25/energosberejeme-site-dok.html).

5. На всех объектах Универсиады-2013 будут

применяться энергосберегающие технологии / (

http://www.kzn/ispolkom/news/shom/8516.htm)

6. Ильсур Метшин: «Летом в Казани появится первый энергоэффективный квартал» / (http://

7. www.kzn.ru/page9423.htm)

8. Гатиятуллина, Д.А. Энергетический маркетинг как эффективный путь к энергосбережению: теоретический аспект/ Д.А.Гатиятуллина// Вестник Казан. технол. унта. -2012. - Т.15, №4. -С.149-159.

© Л. Р. Ибрашева - канд. соц. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” собственники помещений обязаны за свои средства проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Пример экспериментального, безопасного дома в Хабаровске доказывает возможность повышения энергетической эффективности многоэтажных жилых домов.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) собственники помещений обязаны за свои средства проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Пример экспериментального, безопасного дома в Хабаровске (пока единственного в России) доказывает возможность повышения энергетической эффективности многоэтажных жилых домов.

Экономия энергоресурсов невозможна без учета их потребления, в связи с этим важным и неотъемлемым мероприятием по повышению энергоэффективности многоквартирного дома (МКД) является установка общедомовых и индивидуальных приборов учета воды, газа, электроэнергии, тепла. При этом сами по себе приборы учета ничего не экономят – они лишь позволяют увидеть реальную (фактическую) картину энергопотребления и принять соответствующие меры по его снижению.

  • собственники помещений в МКД экономят на платежах за коммунальные ресурсы, экономия по разным видам ресурсов составляет от 10 до 30%;
  • ресурсоснабжающие организации уменьшают издержки на выработку и передачу энергии путем снижения потерь на собственные нужды и потерь в сетях при передаче энергии; при этом улучшаются режимы, а также повышается качество поставляемых ресурсов;
  • управляющие организации при правильном взаимодействии с собственниками помещений в МКД получают значительную прибыль, размер которой зависит от различных факторов.

Наиболее целесообразно с точки зрения получения максимального эффекта, т.е. максимальной экономии потребляемых энергоресурсов, одновременно устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета энергоресурсов. В этом случае каждый из собственников помещений в МКД видит реальную картину собственного энергопотребления и сам принимает решение по поводу экономии энергоресурсов. Это дает наибольший психологический эффект, так же как таблички типа “Уходя – погаси свет” или “Уходя – выключи воду”. Во времена СССР такие таблички, вывешенные в подъездах, позволяли снизить до 5% потребляемых МКД энергоресурсов.

При установке приборов учета энергоресурсов управляющая организация собирает с собственников помещений в МКД плату за их потребление по показаниям индивидуальных приборов учета, а сама платит поставщику энергоресурсов согласно показаниям общедомовых приборов учета. При этом количество потребленных энергоресурсов, рассчитанное по показаниям индивидуальных приборов учета тепла, практически никогда не совпадает с количеством потребленных ресурсов согласно показаниям общедомовых приборов.

Чтобы свести баланс, необходимо учесть множество дополнительных факторов:

  • неучтенные общедомовые расходы;
  • погрешность приборов учета;
  • несинхронность снятия показаний с приборов и т. д.

Сведение баланса – довольно сложная и громоздкая задача, но она легко решается, если использовать автоматизированную систему сбора данных с индивидуальных приборов учета, «привязанную» к общедомовому прибору учета. Так, в Хабаровске используется система “ЛЭРС-УЧЕТ”, занесенная в Госреестр средств измерений Российской Федерации. Наибольший в денежном отношении эффект дает установка общедомового прибора учета тепла в МКД. В таблице 1 приведен ориентировочный расчет стоимости установки общедомового прибора учета тепла в 60-, 80-, 120- и 200-квартирных жилых домах Хабаровска.

Наличие общедомового теплосчетчика очень выгодно для управляющей организации, но только при его грамотной эксплуатации, что обеспечивается заключением договора на обслуживание со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт средств измерений.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ собственники жилья за счет своих средств должны установить общедомовой прибор учета тепла. Причем оплата за внедрение и эксплуатацию общедомового теплосчетчика может производиться как с привлечением, так и без привлечения средств энергосберегающей организации (ЭСО) или УО. Также возможна оплата с рассрочкой. Далее приведены различные варианты платы за общедомовой теплосчетчик:

  • без привлечения средств ЭСО;
  • за счет средств собственников жилья:

– единовременная оплата с эксплуатацией до конца года (два месяца);

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет;

  • за счет средств УО:

– единовременная оплата с эксплуатацией до конца года (два месяца):

– с рассрочкой на три года.

– с рассрочкой на пять лет;

  • с привлечением средств ЭСО:

– за счет средств собственников жилья;

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет;

  • за счет средств УО:

– с рассрочкой на три года;

– с рассрочкой на пять лет.

В таблице 2 приведены два варианта расчетов за общедомовой теплосчетчик:

  • установка за счет собственников жилья без привлечения средств УО, но с привлечением средств ЭСО;
  • установка за счет собственных средств УО без привлечения дополнительных средств с собственников жилья и с привлечением или без привлечения средств ЭСО.

В обоих вариантах собственники жилья платят УО за тепло по нормативам. Плата рассчитывается с ЭСО по показаниям общедомового прибора. Кроме того, в первом варианте жильцы дополнительно оплачивают услуги по внедрению и эксплуатации общедомового теплосчетчика. Эта услуга включается в квитанцию на оплату за коммунальные платежи отдельной строкой и поступает в адрес УО. Как видно из таблицы, размер дополнительной оплаты зависит от количества квартир в МКД и периода рассрочки платежа, но не более 230 руб./мес. Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что размер дополнительной оплаты находится в пределах 90–230 руб./мес.

Во втором варианте собственники жилья не затрачивают дополнительных средств на установку и обслуживание общедомового теплосчетчика. Они оплачивают услуги теплоснабжения по нормативу УО, при этом перерасчет по показаниям общедомового теплосчетчика (13-я квитанция) не производится. Об этом УО договаривается с собственниками жилья, и это положение в виде дополнительного соглашения вносится в договор управления МКД. После окончания срока оплаты установки и обслуживания общедомового теплосчетчика собственники жилья рассчитываются с УО не по нормативам, а по показаниям общедомового теплосчетчика, что позволит в дальнейшем при правильной эксплуатации системы теплоснабжения и общедомового теплосчетчика сэкономить 20% платежей за тепло и более.

Из табл. 2 видно, что наименее выгодным для собственников жилья и наиболее выгодным для УО является первый вариант. При рассрочке на пять лет жильцы дополнительно выплатят УО в течение пяти лет от 5,5 тыс. до 13,5 тыс. руб. с квартиры в зависимости от числа квартир в доме, а УО за пять лет получит чистую прибыль в размере от 900 тыс. до 270 тыс. руб.

Однако при втором варианте жильцы не затратят дополнительных средств в течение пяти лет и бесплатно получат общедомовой теплосчетчик. При этом чистая прибыль УО составит от 500 тыс. до 2,15 млн руб. – если она использует собственные средства на установку и обслуживание прибора, или от 100 тыс. до 1,6 млн руб. – если она привлечет средства ЭСО.

Наиболее “пострадавшей” стороной во всех вариантах является ЭСО, так как она несет убытки за пять лет в размере от 900 тыс. до 2,7 млн руб. на один МКД. Однако в этом случае снижаются ее собственные затраты на прокачку теплоносителя, уменьшаются диаметры трубопроводов теплоснабжения и теплопотери в сетях, стабилизируется гидравлический режим теплосетей, уменьшается подпитка и т. д.

Из изложенного следует, что наличие общедомового теплосчетчика очень выгодно для УО, однако только при его грамотной эксплуатации, что возможно при заключении договора на обслуживание со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт средств измерений, входящих в состав теплосчетчика. Неквалифицированное обслуживание чревато негативными последствиями, в результате чего УО может потерять всю свою прибыль.

После установки общедомового прибора учета тепла можно реализовать мероприятия по снижению энергопотребления, которые позволят дополнительно увеличить прибыль УО. Перечень этих мероприятий приведен ранее.

В первую очередь необходимо реализовать малозатратные мероприятия, которые при вложениях до 100 тыс. руб. дают максимальный эффект, а именно:

  • замену устаревшей запорно-регулирующей арматуры на современную шаровую;
  • промывку и регулировку систем теплоснабжения;
  • установку регуляторов расхода и температуры в системе горячего и холодного водоснабжения;
  • установку теплоотражающих экранов за отопительными приборами;
  • установку термостатических клапанов на радиаторах отопления;
  • теплоизоляцию трубопроводов систем теплоснабжения;
  • утепление подвалов с внутренней стороны;
  • замену ламп накаливания на энергоэффективные и пр.

Это позволяет снизить теплопотребление дома на 5–10% и при затратах от 10 тыс. до 100 тыс. руб. получить дополнительную прибыль в размере от 40тыс. до 250 тыс. руб. в год. Данные мероприятия окупаются в течение одного-двух месяцев.

В качестве примера можно привести ТСЖ “Гарант” в Хабаровске, которое в 2008 г. установило общедомовые приборы учета тепла на десяти десятитэтажных домах. При этом в семи из них экономия по теплу составила около 30%, а в трех – 20%. После проведения дополнительных работ на этих трех домах (замены сопел, регулировки систем теплоснабжения и т. д.) экономия составила +30%, а затраты – от 20 тыс. до 60 тыс. руб. на дом.

Следующим этапом идут среднезатратные мероприятия (100–500 тыс. руб.), которые позволяют снизить теплопотребление на 10–15% и окупаются в течение 3–5 лет:

  • установка общедомовых приборов учета энергоресурсов;
  • замена окон на пластиковые или деревянные с многокамерными стеклопакетами;
  • замена и уплотнение дверных косяков, уплотнение дверей;
  • устройство дополнительных входных тамбуров;
  • теплоизоляция чердачных перекрытий;
  • теплоизоляция плоских крыш;
  • теплоизоляция подвалов с внутренней стороны;
  • использование энергоэффективных газовых плит с керамическими ИК-излучателями.

Крупнозатратные мероприятия позволяют не только экономить тепло, но и создавать комфортные условия для жильцов.

Крупнозатратные мероприятия требуют вложения свыше 500 тыс. руб.:

  • установка автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с погодным регулированием;
  • использование тепловых насосов для нужд отопления и горячего водоснабжения (ГВС) с использование тепла Земли;
  • применение солнечных коллекторов для нужд ГВС в межотопительный период;
  • теплоизоляция наружных стен теплозащитными штукатурками или дополнительными утеплителями;
  • использование автоматизированной механической приточно-вытяжной системы вентиляции с рекуперацией тепла;
  • дополнительное отопление с использованием теплового насоса, работающего за счет утилизации тепла сточных вод и обратной сетевой воды.

Эти мероприятия позволяют не только экономить тепло, но и создавать комфортные условия для жильцов. Например, установка АИТП с погодным регулированием и с одновременной установкой радиаторных термостатов в квартире позволяет отказаться от “форточного” регулирования температуры в квартире и создать в ней комфортные условия для проживания. Если при этом имеются индивидуальные приборы учета тепла в квартире, то жилец данной квартиры может создавать себе комфортные условия в зависимости от своего кошелька: чем выше температура в квартире, тем больше он платит, и наоборот. Так, если в квартире никого нет, то можно установить температуру 10–12 0 С, а при появлении жильцов увеличить ее до 20–25 0 С. Отметим, что внедрение АИТП – довольно дорогостоящее мероприятие (от 1–3 млн руб.), и срок его окупаемости составляет 5–10 лет.

Следующим этапом идут крупнозатратные (“экзотические”) мероприятия, которые на сегодняшний день не нашли широкого применения в России:

  • использование гелиоколлекторов на нужды ГВС;
  • применение тепловых насосов на нужды ГВС и отопления.

Данный вид энергосберегающих технологий не прижился в нашей в стране из-за относительно низких тарифов на электроэнергию. Сегодня экономически выгодно нагревать воду за счет электроэнергии, а не альтернативных источников теплоты. Также в России нет системы стимулирования при использовании возобновляемых источников энергии в отличие от Европы и Америки. Поэтому в настоящее время эти технологии в сфере ЖКХ РФ не используются.

Большинство современных энергосберегающих технологий сегодня внедрено на экспериментальном энергоэффективном безопасном восьмиквартирном жилом доме в Северном районе Хабаровска. Первая очередь жилого четырехэтажного восьмиквартирного дома сдана в эксплуатацию в 2007 г., сдача второй очереди из четырех квартир запланирована на конец 2010 г. Экспериментальным дом называется потому, что в процессе эксплуатации здесь проходят “обкатку” современные энергосберегающие технологии за счет использования:

  • тепловых насосов, использующих тепло Земли для нужд кондиционирования;
  • гелиоустановок, используемых для нужд горячего водоснабжения;
  • рекуперации тепла в системах вентиляции и др.

В 2009 г. жильцы энергоэффективного дома заплатили за отопление на 60% меньше норматива.

В дальнейшем ТСЖ планирует использовать на данном объекте солнечные фотоэлектрические панели и ветроустановки для оценки эффективности их работы в регионе. В этом доме энергопотребление значительно меньше, чем у аналогичных по площади домов в Хабаровске, даже при условии поддержания в квартирах комфортной температуры 23–25 0 С. Так, в 2009 г. жильцы данного дома заплатили за отопление на 60% меньше, чем по нормативу (т. е. на 60% меньше, чем заплатили жильцы в аналогичной по площади квартире типового хабаровского дома, не оснащенного общедомовым прибором учета тепла).

Энергопотребление снизилось вследствие использования:

  • современных энергосберегающих ограждающих конструкций типа “сэндвич”;
  • энергоэффективных деревянных окон со стеклопакетом и встроенным между пакетами жалюзи, что позволило регулировать солнечную инсталляцию;
  • современных систем отопления на базе медных труб и со стальными радиаторами, оборудованными термостатическими клапанами;
  • автоматизированного домового индивидуального теплового пункта с погодным регулированием;
  • тепла вентиляционных выбросов (рекуперации тепла);
  • общедомового и поквартирного учета всех энергоресурсов (воды, тепла, электроэнергии).

Таков дом повышенной комфортности, аналогов которому на территории России нет. Комфортные условия проживания (температуру, воздухообмен, влажность) жильцы поддерживают и изменяют во времени не только в каждой отдельной квартире, но и в каждой комнате. Кроме того, в каждой квартире имеется встроенный пылесос и система двойной очистки воды. Техническая вода питьевого качества используется в ванной и туалетных комнатах, а питьевая вода тонкой очистки, прошедшая через специальные дополнительные фильтры, – для приготовления пищи. Также в доме предусмотрены системы резервного электро- и водоснабжения, благодаря которым он может бесперебойно функционировать в автономном режиме в течение двух суток при возникновении аварийной ситуации и отключении централизованных систем тепло-, водо- и электроснабжения. Жильцы при этом ничего не заметят, и комфортность их проживания не пострадает.

Немаловажно и то, что на каждую квартиру приходятся два теплых места для автомобилей в подземной части дома. Отметим, что даже зимой температура на подземной автостоянке не опускается ниже +12 0 С.

Кроме того, в доме предусмотрены две системы безопасности: внешняя и внутренняя. Внешняя состоит в том, что дом надежно защищен от разбойного нападения и краж. Его территория ограждена забором и оборудована камерами наблюдения, выведенными на пульт консьержа, который, в свою очередь, снабжен тревожной кнопкой для вызова вневедомственной охраны.

Внутренняя безопасность означает, что каждая квартира оснащена системой внутренней сигнализации, сигналы с которой выведены на пульт консьержа, и специальными “трапами” для удаления воды при аварийных ситуациях, что позволяет защитить жильцов нижних этажей от затопления со стороны проживающих выше. При возникновении аварийных ситуаций сигнал об этом поступает на пульт консьержа, и он может дистанционно отключить данную квартиру от водоснабжения. Все узлы управления инженерными коммуникациями квартир вынесены в специальное техническое помещение на лестничной клетке, поэтому обслуживающему персоналу нет необходимости заходить в квартиры.

В каждой квартире дома имеется технический компьютер, на дисплей которого выводится следующая информация:

  • сведения о состоянии микроклимата (влажность, температура, СО 2 ) в каждом квартирном помещении;
  • данные об энергопотреблении (горячей и холодной воды, тепла, канализации) как в текущем, так и в архивном режиме (в часах, сутках, месяцах);
  • данные об оплате энергоресурсов как в текущем, так и в архивном режиме, благодаря чему жилец может выбрать тот или иной уровень комфорта;
  • показания с видеокамер, установленных на лестничной клетке, во дворе дома, позволяют контролировать посетителей и автоматически открывать им ворота для въезда во двор и входные двери;
  • сигнализация (с помощью специального блока можно поставить квартиру на сигнализацию и снять с нее).

Также в каждой квартире интеллектуального дома имеются блоки вентиляции и теплового насоса, с помощью которых можно автоматически включать и выключать систему вентиляции и кондиционирования. Уличное освещение осуществляется с использованием светодиодных ламп.

Функционирование этого безопасного, комфортного, интеллектуального дома свидетельствует о том, что внедрение энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ выгодно не только жильцам, но и управляющим организациям.