Как бизнесмен из россии создает компании на монгольском рынке. Нефтяная промышленность Монголии. История развития, проблемы и перспективы Предприятия монголии

Как бизнесмен из россии создает компании на монгольском рынке. Нефтяная промышленность Монголии. История развития, проблемы и перспективы Предприятия монголии

Екатеринбургское издание «Деловой Квартал» опубликовало интервью с бизнесменом, выходцем c Урала. Как сообщает журнал, у Константина Романовского уже не осталось бизнеса в России. В последние годы он работает, и довольно успешно, в Монголии. сайт представляет своим читателям это интересное интервью о том, как предпринимателю с российским менталитетом разворачивать активную деятельность в соседней степной стране. При этом решать насущные для монголов проблемы. Ведь один из видов его деятельности связан с строительством ТЭЦ. Напомним, что в этой стране стоит острая нехватка энергоресурсов. Намерения о строительстве ГЭС на реке Селенга бурно обсуждается в прессе, против возведения каскада ведется агитпропаганда.

Константин Романовский, бизнесмен первой волны, построивший в Екатеринбурге ресторан «Харбин», запускает в Монголии проект стоимостью $67 млн. Китайские и немецкие конкуренты остались с носом, говорится в статье. Материал начинается с досье на Константина Романовского.

Родился 6 сентября 1960 г. в г. Кизел Пермской области. Образование : 1977-1982 гг. — учеба в Свердловском институте народного хозяйства (специальность — «инженер-технолог общественного питания»). Карьера : 1982-1984 гг. — служба в Афганистане; 1984-1985 гг. — экспедитор; 1985-1987 гг. — директор столовой; 1987-1989 гг. — заместитель директора треста столовых №3; 1989-1991 гг. — директор кооператива «Харбин»; 1991-1995 гг. — генеральный директор СП «Харбин»; 1995-2000 гг. — генеральный директор компании «Геохекон»; 2000-2005 гг. — директор компании «Эф Джи Эй»; с 2005 г. — акционер предприятий в Монголии: «Гоби-Урал», «Могойн гол», «Худэн». Семья : Женат, три дочери и сын. Увлечения: Хоккей

Начало монгольской истории

У Константина Романовского не осталось предприятий в России, если не считать фирмы, которая принимает и растаможивает монгольский уголь. Но особой необходимости в ней нет — потребители все больше переходят на прямые поставки. Бизнес г-на Романовского теперь в Монголии. В прошлом году он собирался перевезти туда семью, чтобы не жить на два дома, но по разным причинам этого пока не случилось.

— Мой бизнес в Монголии начался в 2002 г., когда монгольские друзья, с которыми я учился в институте, обратились за помощью — им нужны были большие металлические емкости — два резервуара по 3 тыс. тонн, чтобы оборудовать нефтебазу на границе с Китаем, — вспоминает Константин Романовский. — Я взялся изготовить, поставить и смонтировать эти металлоконструкции. За эту работу вице-премьер Монголии наградил меня орденом «За развитие экономики». Потом мы начали добывать уголь.

Искатель приключений

Еще пять лет назад Улан-Батор окружали юрты. Зимой их отапливали углем, и в городе стоял густой смог — это была большая проблема. Но за последние два-три года Улан-Батор преобразился. Теперь это настоящая столица азиатского государства, где проживает 1,5 млн чел. — половина жителей страны. Другая половина — в 15 региональных аймаках. Раньше иностранцы чувствовали себя в Монголии очень комфортно — цены здесь были в два-три раза ниже, чем в России. Мне это очень нравилось. Теперь все изменилось, в том числе, за счет девальвации рубля. По выходным монголы ездят в соседнюю Бурятию за продуктами — за 300-400 км, потому что в России еда стала дешевле. Оборот бурятской розницы в эти дни увеличивается до рекордных сумм, а на границе появляются очереди.

Чтобы переселить людей из юрт государство развернуло масштабное строительство жилья на заемные $7,5 млрд — теперь каждая семья может приобрести квартиру в ипотеку под 6-7% годовых сроком на 30 лет. Руководители страны рассчитывали, что строительная отрасль станет локомотивом экономики, и кое-что им действительно удалось. В частности, цемент, который прежде везли из Китая, теперь производят на собственных заводах. В то же время арматуру, как и прежде, используют российскую или китайскую — металлургические производства развить не удалось, хотя угля и железной руды в стране достаточно. Не хватает энергетических мощностей, и это сфера, где иностранные инвесторы могут неплохо заработать.

Со строительной программой, впрочем, вышло не совсем так, как хотели. Вскоре выяснилось, что денег на покупку жилья у населения не хватает, и монголы, наверное, пожалели, что так опрометчиво бросились строить дома вместо того, чтобы инвестировать в другие отрасли промышленности. Например, в добычу угля, которая развивается, несмотря на мировое падение цен. И поскольку угольные разрезы находятся в другой части страны, жителям Улан-Батора приходится уезжать на заработки за сотни километров от дома.

При советской власти отношения между Советским Союзом и Монголией были доверительными. Монголы до сих пор видят в России единомышленника, готового прийти на помощь. Но после распада СССР связи ослабли. Судя по действиям российской стороны, наверху решили продавать активы и уходить из Монголии. По большому счету, Россия участвовала в двух крупных предприятиях — комбинате «Эрдэнэт», перерабатывающем медную руду, и «Росцветмете», где занимались добычей плавикового шпата и серебряных руд. Говорят, все годы после перестройки эти компании не приносили стране дивидендов — монголы показывали такие издержки, что прибыль получалась минимальной. В то же время медное месторождение Оую Толгой, которое по размерам раз в десять больше Эрдэнэта, недавно взяла под контроль французская компания Areva.

Монголы иногда спрашивают меня: «Константин, ты действительно рассчитываешь здесь заработать?» А я уже зарабатываю и собираюсь запускать новый проект.

Не сошлись характерами

«Гоби-Урал» стало первым предприятием, которое я создал в Монголии в 2005 г., чтобы решить организационные и транспортные проблемы акционеров угольного разреза на месторождении Таван Толгой. В отсутствие инфраструктуры их единственными покупателями были китайцы, навязавшие добывающей компании кабальный договор и забиравшие уголь по $8 за тонну, в то время как мировая цена была на уровне $120. Тогда мы построили на ближайшей железнодорожной станции Чойр угольный склад, железнодорожный тупик, куда можно загнать 24 вагона, оснастили весовое хозяйство техникой и погрузчиками. Уголь на станцию доставляли 30 машин-углевозов. Как только все это появилось, мы получили возможность отправлять уголь в Россию, в Японию и в Южную Корею.

В апреле 2007 г. компания «Гоби-Урал» отгрузила первую партию угля российскому предприятию «Алтай кокс». С этого момента число заявок на поставки стало увеличиваться и в короткий срок превысило наши возможности — их ограничивала только пропускная способность монгольской железной дороги и нехватка вагонов. Мы планировали запустить две обогатительные фабрики мощностью по 300 тыс. тонн концентрата в год и общим оборотом $60 млн. Предполагалось, что 30% денег вложим сами, 30% дадут банки, а остальную сумму — потребители угля.

Планы рухнули из-за разногласий между учредителями - доли русских и монгольских компаньонов в капитале фирмы были одинаковыми, и это мешало договариваться. Наши монгольские друзья предпочитали ждать, когда ситуация разрешится сама собой. Если речь шла о стратегических вопросах, мы теряли время и деньги, а инвестором выступала российская сторона. Когда споры не позволили нам достроить обогатительную фабрику, я решил уйти, чтобы начать все с нуля.


Фото: DK.RU

На бирже я приобрел акции угольного разреза, расположенного в другом аймаке и постепенно собрал контрольный пакет, чтобы моим решениям никто не препятствовал. Так появилась вторая монгольская фирма «Могойн гол». Я снова исследовал качество топлива, купил китайское оборудование и грузовики, построил обогатительную фабрику и начал продавать угольный концентрат в Россию. На все это ушло три года, зато теперь уже никто не мог спутать мои планы.

«Могойн гол» поставлял уголь на «Алтай-кокс», ЦОФ «Северная» (Кемерово), «Губахинский кокс», Магнитогорский меткомбинат. Сначала возили машинами — 900 км через Кызыл (Тува) до Абакана (Хакассия), дальше — по железной дороге, а потом аймак построил асфальтированную дорогу в направлении Эрдэнэта, и мы стали отправлять грузы оттуда. От небольших покупателей со временем отказались в пользу самого крупного — Магнитки. В отличие от металлургических комбинатов, создавших собственную сырьевую базу, Магнитка часть ресурсов продолжает закупать. И всегда исправно рассчитывается.

Бизнес шел в гору, пока цена за тонну угля на мировых рынках не снизилась до исторического минимума в $80.

Спасибо, что живой

Мировой угольный рынок непредсказуем — в этом вся беда. Прогнозы банков и независимых аналитиков далеки от реальности, поэтому рассчитывать можно только на собственное чутье. Проблемы «Могойн гола» усугубились тем, что российские предприятия покупали наш уголь за рубли, а в Монголии мы рассчитывались тугриками, оказавшимися более устойчивой валютой. Когда курс рубля к доллару упал с 32 до 70, работать стало невыгодно — пришлось увольнять рабочих, служащих и водителей автомобилей. Больше года мы не отгружали уголь, если не считать 50 тыс. тонн, проданных на внутреннем рынке. Но это мизер.

Зато в начале 2017 г. цена на уголь подскочила до $300 за тонну, и в отрасли начался ажиотаж. Работать на грани рентабельности участники рынка научились даже при $80 — с тех пор их издержки не увеличились, и все рассчитывали на высокую прибыль. Но чуда не произошло — очень скоро цена снизилась до $160. Хорошо, если она продержится на этом уровне еще пару лет.

В тучные времена никто не рассчитывал, что продажи встанут. Каждая тонна угля приносила $100 прибыли. Когда китайцы давали за мой пакет акций $30 млн., я отказывался, опасаясь продешевить. А сейчас кусаю локти — на падающем рынке я бы мог выкупить свою долю бизнеса за какие-нибудь $5-6 млн.

Но жаловаться грех — мне еще повезло, а многие крупнейшие трейдеры обанкротились. Несколько лет назад я встречался с китайским предпринимателем, собственником международной корпорации, заработавшей на монгольском угле миллиарды долларов. Вырученные деньги он на паях с японцами вложил в канадское месторождение и основательно прогорел. Теперь скрывается от гонконгской мафии, которой остался должен.

Есть, впрочем, и хорошие новости. Компания из Австралии, осваивающая соседнее месторождение, начинает прокладывать железнодорожную ветку, которая пойдет через наш разрез. Как только строительство завершится, мы сможем отправлять грузы не автотранспортом, а вагонами — в Китай, или через Кызыл — в Россию. «Могойн голу» выгоднее работать с российскими предприятиями — они больше платят, хотя китайцы готовы покупать много. Уже сейчас Китай вывозит из Монголии около 200 тыс. тонн в год, и аппетиты только растут. В 2017 г. мы заключили годовой контракт с Магниткой — комбинат готов покупать до 50 тыс. тонн угля в месяц (выручка - около $6 млн). Одновременно налаживаем связи с китайцами — один контракт уже подписан, и еще две компании проявили интерес к нашему углю. Если рубль снова будет падать, это позволит мне отгружать только в Китай. Там экономика понятна.

Работает на электричестве

Три года назад между двумя странами случился конфликт. Российская ГРЭС, которая еще со времен СССР обеспечивает электричеством половину монгольских аймаков, отказалась от поставок из-за большого долга. Монголию не устраивало, что Россия продавала ей электроэнергию почти вдвое дороже, чем Китаю. Другая причина недовольства заключалась в том, что российские ГЭС в Ангаро-Енисейском бассейне генерируют электричество за счет воды, вытекающий с монгольской территории, а Монголия свои водные ресурсы не использует. Чтобы исправить это упущение, руководители страны решили построить ГЭС на реке Селенга — с помощью китайских подрядчиков и денег Всемирного банка, который согласился финансировать этот проект. Парадокс был в том, что места для этих ГЭС указали еще наши инженеры во времена СССР.

Российские экологи забеспокоились, ибо Селенга — главный источник, подпитывающий Байкал. Даже одна ГЭС может катастрофически понизить уровень озера, если будет использовать воду из реки, чтобы крутить турбины. А тут речь шла о каскаде из трех станций. Причем обмеление Байкала было не единственной угрозой — считалось, что плотины помешают миграции редких видов рыб. У Монголии при затоплении пастбищ тоже появились бы экологические проблемы, и в последние годы страны вели переговоры об альтернативных источниках энергии.

Сразу появились желающие создать в Монголии энергетические мощности и зарабатывать на продаже (дешевой) электроэнергии. Одни предлагали использовать энергию солнца и ветра, другие — запускать атомные станции. А мы были уверены, что стране с гигантскими запасами угля проще развивать тепловые станции. Оставалось сделать шаг от теории к практике, например, построить ТЭЦ в одном из энергодефицитных районов.

Под новый проект мы создали третье монгольское предприятие «Худэн». Учредителями стали три компаньона — я, мой друг Сергей Писарев и индийский бизнесмен Ниирав Шив. Последнее время г-н Шив выпускал строительные леса и опалубку в Индии, Англии, США, Австралии и на Украине (несколько лет назад он приобрел в Донбассе трубный завод и сейчас переживает за его судьбу). За $10 млн мы купили в Улаангоме (это на западе Монголии) площадку с лицензией на добычу угля — сначала на небольшой объем, чтобы проверить качество топлива и предполагаемый размер запасов. Сам разрез при советской власти уже исследовали, и эти данные у нас были, но банки, куда мы собирались обращаться за кредитами, требуют, чтобы документы соответствовали международным стандартам.


Константин Романовский и его компаньон Сергей Писарев. Фото: DK.RU

Изыскания обошлись нам еще в $400 тыс.

— Проект со строительством ТЭЦ в Улаангоме заинтересовал меня по трем причинам. Во-первых, я родом с Байкала, и в свое время возглавлял первый фонд защиты этого уникального природного объекта, поэтому известия об экологической угрозе озеру из-за возможного строительства ГЭС на Селенге меня не обрадовали. Во-вторых, запуск ТЭЦ выгоден обеим сторонам — Монголия получит дешевое электричество, а поставками и монтажом оборудования займутся отечественные компании. По сути, ВЭБ выделяет связанный кредит, подразумевающий участие только российского бизнеса. В третьих, я дружу с Константином Романовским еще с тех времен, когда он был одним из первых предпринимателей в Екатеринбурге, открывшим ресторан китайской кухни «Харбин», и хочу помочь ему в новом деле. Буду рад, если руководство Монголии увидит в нашем проекте ГЧП возможность ликвидировать энергодефицит и предотвратить экологический ущерб Байкалу.

Деньги для российского производителя

Задач было две — заручиться гарантиями монгольского правительства, что государство согласно выкупать всю электроэнергию, которую будет производить ТЭЦ в Улаангоме, и найти инвестора, который профинансирует ее строительство. О сбыте мы вели переговоры с чиновниками Министерства энергетики Монголии и Центра по развитию энергетики. Нашими конкурентами были фирмы NCPE (Китай) и Siemens (Германия), предлагавшие свои варианты. Китайцев мы особо не опасались — их ТЭЦ уже работают на юге Монголии, и там часто случаются неполадки, приводящие к отключениям энергии. Другое дело — Siemens с ее передовыми технологиями и финансовыми возможностями. Помня, что в России представители Siemens раздавали чиновникам взятки, мы допускали такой же сценарий и в Монголии.

К тому времени стало очевидным, что Россия не может игнорировать экологические риски, связанные со строительством ГЭС на Селенге. Руководство страны распорядилось искать приемлемые решения, и мы полагали, что фирме «Худэн» дадут зеленый свет. Производственной частью проекта занималась «СБ Электротехническая компания» из Санкт-Петербурга, предложившая оборудовать ТЭЦ под ключ за $67 млн. С этими расчетами мы обратились во Внешэкономбанк, который в то время уже финансировал реконструкцию ТЭЦ в Улан-Баторе — старую турбину заменяли более мощной. Конечно, мы пришли не с улицы, а заручились согласием торгпредства РФ в Монголии включить нашу стройку в российскую программу кредитования наиболее важных объектов. Сейчас речь идет о ТЭЦ мощностью 60 МВт (две очереди по 30 МВт). ВЭБ, посчитавший проект реалистичным, согласился выделить 85% суммы в рублях — на девять лет под 8,3% годовых. Остальное вложат акционеры.

По предварительным расчетам, ТЭЦ в Улаангоме окупится за 5,5 лет. При операционных затратах $3,5 млн в год и цене электроэнергии 0,07 за квт/час, электростанция будет ежегодно приносить около $17,5 млн прибыли. Всех энергетических проблем Монголии наша ТЭЦ не решит, но обеспечит электричеством промышленно отсталый район страны. И это — один из вариантов ГЧП, позволяющих правительству страны отказаться от каскада ГЭС на реке Селенге, за что ратует мой друг Сергей Писарев.

Девальвация рубля оказалась нам на руку. По некоторым данным, проекты конкурентов были намного дороже. Их окупаемость превышала 10 лет, и это никак не устраивало монгольскую сторону, заинтересованную, чтобы ТЭЦ как можно раньше прошла стадию инвестиционного проекта и начала платить налоги. Поэтому гарантии от монгольского правительства получило предприятие «Худэн».

Этим летом мы начинаем строить.

Основой исторически считалось сельское хозяйство и животноводство. Земли этого государства, расположенного в юго-восточной части Азии, богаты обширными месторождениями природных ископаемых. Монголы добывают медь, каменный уголь, олово и золото. На горную промышленность Монголии приходится значительный государственно-экономический сектор, однако добыча сырья - это не единственная отрасль, в которой задействовано население страны.

История экономики

Свое начало история промышленности Монголии берет с 1924 года - года провозглашения Монгольской Народной Республики. До этого периода здесь не было ни промышленности, ни такого понятия, как рабочий класс. Все, чем занималось население - это переработка продуктов животноводства, включая выделку кожи, овчин, катание войлока, кузнечное и столярное ремесло. Такие виды производства имели кустарные черты и были направлены на обслуживание внутрихозяйственных потребностей местного населения. Ручное производство было представлено предприятиями по первичной обработке шерсти и кожи, столярными, слесарными, кузнечными и прочими мастерскими.

Единственной промышленностью Монголии того периода были угольные шахты в урочище Налайха. В некоторых регионах страны иностранцы нелегально занимались добычей золота и драгметаллов.

В первой половине прошлого века азиатское государство полностью зависело от импорта промышленных товаров из-за рубежа. Именно поэтому одной из первостепенных задач правительства республики было создание собственных промышленных предприятий. На пути у молодого и экономически незрелого государства стояли две проблемы: отсутствие квалифицированных кадров и материальных средств. Помощь в решении этих вопросов оказал Советский Союз.

Период индустриального развития

На первых этапах началось формирование легкой и пищевой промышленности Монголии. Молодой республикой того времени был заложен фундамент современного энергетического блока экономики. Еще в 20-х годах началось повсеместное строительство перерабатывающих предприятий. В 1933 г. в Улан-Баторе начал работу кирпичный, лесопильный и механический заводы, была открыта первая электростанция.

Кратко о промышленности Монголии рассказать достаточно сложно. Прогрессивное развитие легкого и пищевого сектора экономики нуждалось в такой топливно-энергетической индустрии, которая смогла бы удовлетворять темпам производственного роста. Определенный скачок в развитии совершила угольная промышленность Монголии. Большинство угольных копей в Налайхе были расширены и механизированы, а в районе Ундэр-Хане, Югоцзыря, Сайн-Шанде началась разработка новых месторождений. Угольная промышленность Монголии в большей степени удовлетворяла внутренний спрос на твердое топливо. В частности, местный уголь использовался на едином энергокомбинате Улан-Батора в 1939 г. и небольших электростанциях.

В тот же период возникла еще одна специализация промышленности Монголии - предприятия металлообрабатывающего производства, в том числе чугунолитейный завод. Один за одним возводились полиграфические, бумажные фабрики, предприятия, специализирующиеся на изготовлении строительных материалов, обработке золота и др.

Монголия сегодня

После распада СССР помощь от советских республик, которая составляла почти треть внешнего ВВП, перестала поступать, что привело к затяжному спаду в экономике Монголии. Отрасли промышленности нуждались в проведении кардинальных экономических реформ.

Правительство страны приняло новый курс в развитии страны, направленный на построение рыночной экономики. В ходе реформ был принят ряд радикальных решений в большинстве сфер народного хозяйство. Государство перестало контролировать процесс ценообразования. Путем либерализации внутренней и внешнеэкономической деятельности были предприняты попытки перестроить банковскую систему, энергетический сектор, разработаны и приняты к исполнению программы по приватизации земель и реализации мер для привлечения иностранных инвестиций. Монголия участвовать в международных тендерах.

Однако процесс реформирования был приостановлен в результате оказания сопротивления коммунистического движения и политической нестабильности, возникнувшей по причине частой смены правительств.

Пик в кризисе экономики наступил в 1996 году после ряда природных катаклизм и падения мировых цен на медь и кашемир. Но несмотря на это уже следующий 1997 год признан годом экономического роста страны. В том же году Монголия стала полноправным участником ВТО. И хотя решение России о запрете на экспорт нефти и нефтепродуктов в 1999 году самым неблагоприятным образом сказалось на состоянии экономики Монголии, страна продолжила уверенными шагами идти вперед.

С 1999 года решением ВТО этому молодому и перспективному государству ежегодно оказывают финансовую помощь страны-партнеры: Китай, Россия, Южная Корея, Япония. И хотя экономические показатели и степень развитости промышленности в Монголии сложно назвать передовым, многие эксперты считают экономику этой страны наиболее прогрессирующей во всем мире. По их мнению, потенциал у государства огромен, учитывая запасы минерального сырья, разработка которого пока находится на начальной стадии.

Основа промышленности: природные и трудовые ресурсы

Несмотря на множество месторождений ценного минерального сырья, их разработка не ведется в полной мере из-за многочисленных ограничений. В Монголии ведется добыча бурого угля на четырех месторождениях, а в южной части страны, в районе горного массива Табан-Толгой обнаружены залежи каменного угля. По предварительным данным, геологические запасы составляют миллиарды тонн. Ведется активная разработка небольших вольфрамовых недр и участков, богатых плавиковым шпатом. Обнаружение медно-молибденовых руд на горе Эрдэнэтийн-овоо послужило основанием для создания горно-обогатительного комбината, вокруг которого расположился индустриальный городок Эрдэнэт.

Нефтяная промышленность Монголии активно развивается с середины прошлого века. Одним из основных предприятий данной отрасли является нефтеперерабатывающий завод в Сайн-Шанда - город, расположенный неподалеку от границы с КНР.

Рядом с озером Хубсугул были обнаружены массовые залежи фосфоритов. Однако сегодня разработку месторождения приостановили, даже не дав ей развиться в полной мере из-за экологической опасности. Известно о скоплении в недрах земли цеолитов - поиски этого материала Монголия осуществляла совместно с СССР. Однако сегодня добыча этих минералов алюмосиликатной группы, используемых в сельском хозяйстве для биостимуляционных процессов и адсорбции, практически не ведется из-за нехватки финансирования.

Развитие любых Монголии зависит от трудовых ресурсов. Численность населения по состоянию на 2018 год составляет 3,119 млн человек, из них приблизительно треть - граждане трудоспособного возраста. Часть населения (около 40 %) занята в сельском хозяйстве, в промышленности Монголии - около 20 %. Остальное население работает в сфере услуг, занимается частным предпринимательством и ведением домашнего хозяйства. Уровень безработицы находится на уровне 9 %.

Производство продуктов питания

Кратко о промышленности Монголии, которая обеспечивает потребности населения в продуктах питания, можно сказать так: на этот сектор экономики приходится порядка 40 % от всего производства. В данной отрасли активно развиваются производства молочной и мясной продукции. В мелких населенных пунктах (аймаках) сооружены многочисленные маслозаводы и сепараторные пункты. Стоит отметить, что буквально несколько десятилетий назад Монголия и рассчитывать не могла на производство товарного сливочного масла. Сегодня же оно является одной из крупных экспортных позиций.

Основным ингредиентом для пищевой промышленности в Монголии является молоко. В Улан-Баторе действует молочный завод который за сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. Все производственные процессы на данном предприятии давно автоматизированы и механизированы. Столичный молокозавод выпускает пастеризованную молочную и кисломолочную продукцию, сливочное масло, творог, сладкие глазированные сырки, мороженое. Это предприятие является ведущим заводом пищевой промышленности в Монголии.

Недалеко от Улан-Батора функционирует крупный мясокомбинат, оснащенный современной техникой, благодаря которой цеха завода демонстрируют высокие производственные результаты. В комплексе мясокомбината действуют цеха по переработке мясной продукции, отделы по изготовлению полуфабрикатов, колбас, консервов. Преимущественная часть товаров мясоперерабатывающей отрасли экспортируется в другие страны.

Помимо мясного и молочного производства, пищевая промышленность Монголии представлена маслодельной, кондитерской, хлебопекарной, ликероводочной, рыбной и другими отраслями. Несколько лет назад в республике начала стремительно развиваться новое направление пищевой промышленности — мукомольное производство. На сегодняшний день страна обеспечивает потребность своих граждан в муке за счет продукции национальных производителей. Помимо мельничного комбината в Улан-Баторе, который выпускает более 30 тыс. тонн муки ежегодно, действует ряд механизированных мукомольных фабрик в аймаках.

Промкомбинат в Улан-Баторе

Среди заводов легкой промышленности в Монголии необходимо в первую очередь отметить промышленный комбинат в столице - это одно из крупнейших предприятий, занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции. Промкомбинат в Улан-Баторе был построен в 1934 году. Впоследствии данное предприятие стали называть кузницей профессиональных кадров промышленности времен социализма. Промкомбинат состоит из комплекса заводов и фабрик, оснащенных современным оборудованием. Здесь функционируют шерстомойные, суконные, камвольные, валяльно-войлочные, обувные, шорные и текстильные цеха. Улан-Баторский промкомбинат включает в свою структуру также шевровый, хромовый, овчинно-шубный, кожевенный и другие заводы. Основная продукция, которую выпускает комбинат:

  • различные шерстяные ткани;
  • войлок;
  • драп;
  • сукно;
  • обувь для всех сезонов;
  • валенки;
  • одеяла из верблюжьей шерсти;
  • сумки;
  • верхнюю одежду.

Изделия комбината пользуются спросом не только внутри страны, их экспортируют в другие страны. Промкомбинат стремится к расширению производственной сферы. По мере развития данного холдинга его отдельные цеха уже давно приобрели статус самостоятельных предприятий.

Прогресс в отраслях тяжелой промышленности

На протяжении последних лет в стране наблюдается положительная динамика в развитии энергетической, каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей, горнорудной, строительной, деревообрабатывающей и прочих производственных сфер. Показатели среднегодового прироста превышают аналогичные цифры в других бывших социалистических республиках. Темпы роста промышленности Монголии удивляют многих экспертов в области экономики, поскольку эта страна, не так давно считавшаяся наиболее отсталой, уверенным шагом приближается к уровню передовых держав.

С целью развития основных отраслей народного хозяйства монголы стремятся вывести промышленное производство на новый уровень, соответствующий среднемировым показателям. Особое внимание правительство страны уделяет созданию и налаживанию собственного химико-фармацевтического, биологического производства, которое играет огромную роль для расширения основного сектора экономики - животноводческого и сельского хозяйства Монголии. В промышленности, как уже было отмечено, задействовано приблизительно 20 % трудоспособного населения, в то время как разведением скота, земледелием, выращиванием растительных культур занимается почти 40 % трудоспособных граждан.

Индустриализация монгольских городов и развитие угольной промышленности

Кратко о специализациях и отраслях промышленности Монголии, которые составляют основу топливно-энергетического блока экономики страны, можно сказать то, что они являются фундаментальными в развитии народного хозяйства. республики занимает основное место в данном сегменте. Сегодня в Монголии ведется добыча бурого и каменного угля на 13 крупных месторождениях. Наиболее востребованной для экспорта продукцией является коксующийся и высокосортный уголь, который добывают в Налайхинском районе под Улан-Батором.

Угольный бассейн отдельных районов Монголии, в частности в аймаках Уверхангая и Сухэ-Батора действующие шахты полностью обеспечивают потребность в твердом топливе не только своих населенных пунктов, но и некоторых соседних. Не так давно были сданы в эксплуатацию новые угольные шахты и оснащены новой техникой старые предприятия. Этот шаг закономерно привел к повышению среднегодовых показателей добычи более чем на 10-15 %.

Одновременно с угольными залежами в ходе разработок месторождений нередко обнаруживаются природные запасы руд, асбеста, известняка и прочего ценного сырья. Одним из стремительно развивающихся индустриальных центров сегодня считается Дархан-Уул. Здесь, в пределах Шарын-Гольского угольного бассейна строится промышленно-энергетический комплекс, который позволит обеспечить углем все сферы народного хозяйства и потребности населения. Именно поэтому город Дархан-Уул монголы называют «цветком дружбы». В строительстве данного комплекса значительную помощь республике оказывают страны бывшего СССР (Россия, Казахстан), Китай, Япония, Канада. Главными объектами комплекса должны стать несколько крупных угледобывающих предприятий, железнодорожный транспортный узел, высоковольтная линия электропередач и элеватор. На сегодняшний день здесь происходит процесс зарождения еще одного экономико-культурного центра Монголии.

Добыча нефти, производство электроэнергии

По мере роста топливной базы и промышленных отраслей в целом производство электрической энергии приходится выводить на новый уровень. Еще несколько десятков лет назад об электричестве даже не слышали в отдаленных регионах. Сегодня же потребность в электрификации объясняется не только бытовыми нуждами населения, а в первую очередь необходимостью механизации и автоматизации производства в стране и увеличения показателей готовой продукции. В аймачных центрах функционируют местные электроподстанции.

В отличие от других индустриальных отраслей, нефтеперерабатывающая является сравнительно молодой специализацией в промышленности Монголии. Отрасль пока находится на стадии становления., но при этом половину бензина для своих нужд страна производит сама, остальное - импортирует.

Единственный крупный центр нефтепереработки находится в Восточной Гоби. Здесь не так давно появился молодой город — Дзунбаян, в котором размещены также объекты инфраструктуры и культурно-бытового значения. Восточная Гоби удовлетворяет почти половину потребностей Монголии в топливной продукции.

В связи с расширением производственной и обрабатывающей промышленности, в Монголии с каждым годом увеличиваются показатели затрат электроэнергии, что побуждает правительство к рассмотрению вопроса о возведении новых ТЭС.

Добыча минеральных руд и металлов

Горнодобывающая промышленность обеспечивает Монголию:

  • золотом;
  • марганцем;
  • вольфрамом;
  • магнитным железняком;
  • свинцовыми рудами;
  • горным хрусталем;
  • бирюзой и прочими цветными, драгоценными металлами;
  • солью.

Рядом с местами крупных месторождений выстраивают горнорудные и перерабатывающие предприятия. Монголия экспортирует в другие страны вольфрам, и отдельные виды цветных металлов. Черная металлургия в Монголии представлена механическим обрабатывающим заводом с чугунолитейным цехом в Улан-Баторе. На внутреннюю и экспортную продажу здесь выпускается сельскохозяйственное оборудование, ручные инструменты, мелкая техника.

В республике добывается мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. Добыча сырья данного типа позволяет развивать промышленную отрасль стройматериалов. За последние несколько лет были сданы в эксплуатацию несколько десятков предприятий, включая домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе. Они занимаются производством извести, цемента, кирпича, шифера и других строительных товаров. Отдельного внимания заслуживает завод крупнопанельного домостроения в столице Монголии, стекольный комбинат в Налайхе, железобетонный и кирпичные заводы в Улан-Баторе. В цехах применяются комплексные механизированные технологии. Все предприятия оснащены современной техникой.

Производство строительных материалов и их продажа населению по доступной цене - это важный аспект для народа, который в недавнем прошлом считался кочевым. Переходу монголов на оседлость способствует масштабное строительство благоустроенных домов, объектов инфраструктуры, развития сети общественного транспорта в городах и аймаках.

Аграрное хозяйство

Министерство сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии делает все для того, чтобы поддерживать аграрный сектор экономики и создавать для его развития максимально благоприятные условия. Сельское хозяйство на протяжении всей истории существования этого государства лежало в основе его экономики. В условиях перехода к рыночной модели значение аграрного сектора не уменьшилось. В нем задействована почти половина трудового резерва Монголии, хотя еще 50-60 лет назад этот показатель достигал 80 %. Сельское хозяйство обеспечивает более 40 % всего ВВП. Монголы занимают третье место в мире по поголовью скота на душу населения уступая первенство Австралии и Новой Зеландии.

Почти до середины прошлого века, пока промышленность проходила процесс становления и превращения в самостоятельную сферу, аграрное хозяйство оставалось единственной производственной отраслью. Еще в те времена готовую продукцию поставляли на экспорт, что позволяло получать почти 60 % общенационального дохода. Со временем эта доля сокращалась и сегодня составляет порядка 35-40 %, причем больше половины экспортной продукции является сырьевой.

От уровня и темпов развития сельского хозяйства зависят важнейшие экономические показатели в этой стране. В частности, затраты на сельскохозяйственное сырье являются основной частью расходов на производство товаров легкой и пищевой промышленности. Министерство сельского хозяйства Монголии постоянно работает над созданием новой концепции и методик, которые позволили бы сделать минимальными издержки и повысить производительность готовой продукции.

Пастбищное животноводство - это преобладающий вид хозяйственной деятельности, которой занимаются монголы. По некоторым данным, на одного человека здесь приходится 12 голов скота. В некоторых аймаках скот является условной денежной единицей в сделках материального характера. В отличие от животноводства, земледелие в современной Монголии играет второстепенную роль.

Завершение

Развитие промышленности привело к формированию рабочего класса по модели пролетариата СССР. В процессе обучения специализированных рабочих кадров важную роль сыграло участие Советского Союза. Часть монголов приобретала опыт и знания, работая на своих предприятиях под началом присланных советских мастеров. Обучение они проходили в специальных кружках, технических секциях, учебных комбинатах. Другие же получали образование непосредственно в СССР. Таким образом, Монголия - это пример общенационального стремления к экономическому процветанию своей страны путем развития промышленности, рационализации производственных процессов и экономии ресурсов.

За годы народной власти в Монголии создана промышленность, становящаяся важной отраслью народного хозяйства. Из аграрной страны Монголия превратилась в аграрно-индустриальную. До революции 1921 г. в Монголии не было промышленности и не было рабочего класса. Переработка продуктов животноводства - обработка кожи, выделка овчин, катание войлока, а также кузнечное и столярное ремесло и другие виды производства - носили кустарный характер и обслуживали внутрихозяйственные потребности монгольского населения. Собственно монгольскими промышленными предприятиями являлось небольшое количество угольных шахт в урочище Налайха. В отдельных районах страны (бассейн pp. Иро, Хары и др.) иностранные капиталисты хищнически занимались добычей золота и драгоценных камней, им принадлежали также мелкие кустарные предприятия по первичной обработке шерсти и кожи, столярные, слесарные, кузнечные и другие мастерские. Страна целиком зависела от ввоза промышленной продукции из других стран.

Одной из основных задач Народного правительства было создание национальной промышленности, однако отсутствие достаточных средств и квалифицированных рабочих создавало большие трудности на этом пути. Существенную помощь в создании монгольской национальной промышленности с первых же лет монгольской революции стал оказывать Советский Союз.

Создание национальной промышленности было намечено в решениях III съезда МНРП и I Великого народного хурала МНР (1924 г.). Промышленность Монголии создавалась с самого начала как фундамент социалистического сектора народного хозяйства. В создании промышленности можно выделить два этапа, обусловленнных конкретно-историческими особенностями страны.

На первом этапе (1921 -1940 гг.) развивалась в основном легкая и пищевая промышленность, а также были заложены основы энергетической промышленности. В 1920-х годах развернулась стройка современных предприятий, занимающихся переработкой различных видов животноводческого сырья. К 1933 г. в Улан-Баторе вступили в строй механический и кирпичный заводы и электростанция, лесопильный завод на р. Иро и другие предприятия. В 1931 г. началось строительство самого крупного в Монголии предприятия легкой и пищевой промышленности - Улан- Баторского промышленного комбината и в 1934 г. было закончено его строительство. Это предприятие впоследствии стало кузницей кадров социалистической промышленности. В те же годы вступила в строй Хат- хыльская шерстомойная фабрика.

Успешное развитие легкой и пищевой промышленности требовало создания основ топливно-энергетической промышленности. Значительно были расширены и механизированы угольные копи в Налайхе. Были созданы новые угольные шахты - в районе Югоцзыря, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде и в других местах. В Улан-Баторе в 1939 г. был создан единый энергокомбинат, в аймаках вступали в эксплуатацию небольшие электростанции.

На первом этапе в республике также стали развиваться отдельные зачатки металлообрабатывающего производства (в 1928 г. создан механический завод с чугунолитейным цехом), промышленность строительных материалов, полиграфическая, золотообрабатывающая отрасли промышленности.

Так, в государственном секторе народного хозяйства за 1921-1940 гг. были созданы основы монгольской промышленности.

На втором социалистическом этапе монгольской революции ("с 1940 г.) успешно развивается промышленность Монголии. Партия и правительство уделяют развитию промышленности огромное внимание. Размер капиталовложений в промышленность в 1960 г. возрос в 16 раз по сравнению с 1941 г. С 1940 по 1960 г. (за 20 лет) валовая продукция промышленности увеличилась в 7.5 раза. Производство отдельных видов промышленной продукции на душу населения в 1960 г. возросло в следующих размерах по сравнению с 1940 г.: электроэнергии - в 7.2 раза, угля - в 2.8 раза, крипича - в 27 раз, шерстяных тканей - в 4 раза, обуви кожаной - в 3.3 раза.

Развитие промышленности ведет к изменению ее доли в экономике страны. Если в 1940 г. удельный вес продукции промышленности составлял 17% всей валовой продукции народного хозяйства, то в 1960 г. он достиг 34.4%.

Пищевая промышленность в настоящее время дает свыше 40% всей промышленной продукции. Развиваются различные отрасли пищевой промышленности, такие как маслодельная, молочная, мясоперерабатывающая и т. д. В аймаках сооружены сотни маслозаводов и сепараторных пунктов. Раньше Монголия не производила товарного сливочного масла, а сейчас она его экспортирует.

Улан-Баторский промкомбинат - наиболее крупное предприятие, перерабатывающее сельскохозяйственные продукты. В него входит целый комплекс заводов и фабрик, оснащенных новейшей техникой. Здесь имеются шерстомойная, суконная, камвольная, валяльно-войлочная, обувная, шорная и текстильная фабрики, овчинно-шубный, кожевенный, хромовый, шевровый заводы и другие производства. Промкомбинат выпускает и войлок, различные шерстяные ткани, драп, сукно, обувь всевозможных моделей, валенки, прекрасные одеяла из верблюжьей шерсти, пальто, сумки и т. д. Его изделия становятся важной статьей экспорта. Комбинат непрерывно расширяется. По мере роста комбината отдельные цеха его выделялись в самостоятельные новые предприятия.

Улан-Баторский молочный завод в сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. На нем механизированы и автоматизированы все технологические процессы. Он выпускает пастеризованное молоко, кефир, сливки, сливочное масло, творог, сырки, мороженое и другие молочные продукты. Около Улан-Батора работает крупный мясокомбинат, оборудованный современной высокопроизводительной техникой. На базе полуфабрикатов комбината работают, кроме колбасного завода, предприятия по изготовлению консервов, мыла, костяных изделий и пр. Значительная часть продукции мясоперерабатывающей промышленности идет на экспорт.

Теперь пищевая промышленность МНР представлена мясным, маслодельным, хлебо-кондитерским, спирто-водочным, рыбным и другими производствами. В Улан-Баторе работает также кондитерская фабрика, в Сухэ-Баторе - молокозавод, во многих районах республики - производство хлебо-кондитерское, колбасное и др.

В последние годы в республике появилась одна новая отрасль пищевой промышленности - мукомольная. Вступили в строй действующие мельничный комбинат им. XXII съезда КПСС в Улан-Баторе (25 тыс. т муки в год) и ряд других механизированных мукомольных предприятий в аймаках. Монголия сейчас полностью обеспечивает потребность населения в муке за счет собственного производства. Все процессы производства в мукомольной промышленности механизированы.

В последние годы в стране успешно развивается также энергетическая, каменноугольная, нефтяная, металлообрабатывающая, горнорудная, строительная, деревообрабатывающая, бумажная, полиграфическая и фармацевтическая и др. отрасли промышленности.

Среднегодовой прирост промышленной продукции составил в 1948- 1952 гг. 1.4%, а в 1958-1960 гг. 17.9%.

Темпы роста промышленности Монголии, как менее развитой в экономическом отношении страны, значительно превышают темпы роста других социалистических стран, что шаг за шагом приближает промышленное развитие МНР к уровню передовых.

В создании и развитии промышленности монголы справедливо видят основу развития всех других отраслей народного хозяйства. Например, успешное развитие химико-фармацевтической и биопромышленности имеет огромное значение для интенсификации животноводческого хозяйства.

Развитие промышленности Монголии определяется топливно-энергетическим балансом, где основное место занимает угольная промышленность. Сейчас в МНР открыто уже 13 крупных месторождений бурого и каменного угля, в том числе и коксующегося. Наиболее значительная добыча высокосортного угля производится в Налайхинском районе, недалеко от Улан-Батора. Имеются угольные шахты в Тумэн-Цогто, Баин-Булаке, Ундэр-Хане, Сайн-Шанде, Дзун-Булаке и Табан-Тологое. В некоторых районах страны, в частности в Убур-Хангайском и Сухэ-Баторском аймаках, были открыты угольные шахты, которые начали обеспечивать потребность не только своих аймаков, но и некоторых соседних. Благодаря сдаче в эксплуатацию новых шахт и оснащению новой техникой старых добыча угля по республике возросла на 15.9% по сравнению с 1961 г. В районе Дархана, в бассейне р. Щарын-Гола, монгольские геологи нашли запасы высококачественного каменного угля. Здесь же обнаружены залежи железной руды, асбеста, извести и других ценных ископаемых. Для использования этих природных ресурсов в районе Дархана Селенгинского аймака строится промышленно-энергетический комплекс. В результате освоения Шарын-Гольского угольного бассейна Монголия полностью может обеспечить углем потребности народного хозяйства республики. «Цветком дружбы» называется в Монголии новый г. Дархан. В строительстве этих комплексных предприятий большую помощь Монголии оказывают страны - участники Совета экономической взаимопомощи социалистических стран. С помощью Советского Союза строятся главные объекты комплекса - угольный разрез, железнодорожная ветка, высоковольтная линия электропередач и элеватор. Здесь зарождается новый социалистический город - крупный промышленный и культурный центр страны.

С ростом топливной базы и в целом промышленности увеличивается производство электроэнергии. В большинстве аймачных центров и в госхозах работают местные электростанции. Электрификация страны способствует механизации и автоматизации производства.

Потребление электроэнергии увеличится в 1965 г. в 3.5 раза по сравнению с 1960 г., а средний годовой прирост мощности электростанций - на 28%. В 1961 -1965 гг. будет проведено пятое расширение Улан-Баторской ТЭЦ, построена Толгойтинская электростанция близ Улан-Батора. Намечается строительство электростанций в Селенгинском, Баян-Улэгэй- еком и других аймаках, а также в Дзунхаре и Хархорине. Мощность электростанций в стране увеличится в 1.7 раза, а сельских дизельных электростанций - в 2 раза.

Появилась нефтяная промышленность, совершенно новая отрасль индустрии, о существовании которой не могли знать в дореволюционной Монголии. В Восточной Гоби в последнее время создан крупный нефтяной промысел. Здесь вырос молодой белокаменный город нефтянников - Дзунбаян, с культурно-бытовыми объектами и даже с плавательным бассейном. В настоящее время Монголия производит около половины потребляемого в стране бензина. Нефтяная промышленность удовлетворяет значительную часть потребностей страны.

Горнодобывающая промышленность МНР дает золото, марганец, вольфрам, магнитный железняк, свинец, горный хрусталь, бирюзу и другие цветные и драгоценные металлы, различные соли и т. д. На месте богатых залежей полезных ископаемых строятся горнорудные предприятия. Монголия экспортирует вольфрам, плавиковый шпат, редкие и цветные металлы и т. д.

Металлообрабатывающая промышленность МНР представлена механическим заводом с чугунолитейным цехом. Завод выпускает культиваторы, окучники, транспортные и конные грабли, чугунное литье.

В республике добываются мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. На базе этих сырьевых ресурсов развивается промышленность строительных материалов. За последние годы сдано в эксплуатацию несколько заводов по производ- " ству извести, цемента, шифера, кирпича и других строительных материалов, в том числе домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе, комбинат крупнопанельного домостроения в Улан-Баторе, стекольный завод в Налайхе, Толгойтинский кирпичный завод, кирпичный, железобетонный заводы в Улан-Баторе. Успешно работает первый в стране стекольный завод, который выпускает посуду техническую и бытового назначения, а также художественное стекло, вазы и другие изделия. В цехах широко применяется комплексная механизация. Завод оборудован современной техникой. В 1960 г. промышленность стройматериалов МНР выпустила столько продукции, сколько ее было получено за все предыдущие пятилетки Следует отметить, что промышленность строительных материалов играет важную роль в переходе монголов на оседлость. С каждым годом все больше строится благоустроенных домов, школ, больниц, культурно-бытовых учреждений в монгольских городах и х^допах.

Техническая оснащенность всех промышленных предприятий непрерывно улучшается, в чем большую помощь Монголии оказывают Советский Союз и другие страны социализма.

Развитие промышленности в Монгольской Народной Республике влекло за собой возникновение и развитие рабочего класса. Как указывалось выше, к началу революции в феодальной Монголии основными классами являлись светские и духовные феодалы и крепостные араты.

Монгольский рабочий класс зародился лишь в условиях народно- демократического этапа революции. Он складывался под руководством Монгольской народно-революционной партии на предприятиях, где господствовала социалистическая собственность на средства производства. Поэтому его возникновение сопровождалось рядом особенностей, отличных от возникновения рабочего класса в условиях буржуазного общества. Монгольский рабочий класс не знал капиталистической эксплуатации, он формировался как носитель социалистических производственных отношений. Развиваясь в содружестве с трудовыми аратами, он стал ведущей силой в борьбе монгольского народа за постепенный переход к социализму.

На формирование монгольского рабочего класса благотворное влияние оказывал и советский рабочий класс. Монгольские национальные кадры рабочих готовились различными путями. С одной стороны, они приобретали опыт и знания на своем производстве, работая непосредственно под руководством советских мастеров, обучались в специальных кружках и технических учебных заведениях МНР, с другой - многие рабочие, инженеры и техники получали и получают образование в Советском Союзе. За последние годы важную роль в подготовке национальных кадров рабочих стали играть открытые при крупных предприятиях и организациях учебные комбинаты. Так, в 1951 г. такой комбинат был организован при

Улан-Баторской железной дороге; задачей его является подготовка кадров железнодорожников разных специальностей. В 1954 г. открыт учебный комбинат при нефтяных промыслах Зунбаина в Восточно-Гобийском аймаке. Распространенной формой обучения рабочих, а также повышения их квалификации без отрыва от производства являются кружки техминимума и повышения квалификации, организуемые на предприятиях. Монгольские рабочие также изучают опыт рабочих других социалистических стран.

В стремлении повысить экономическую мощь родины рабочие соревнуются за лучшее выполнение производственных планов, борются за рационализацию производственных процессов, за экономию материалов и средств.

Торговля

Успехи в области промышленного и сельскохозяйственного производства способствовали росту товарооборота, который осуществляется по преимуществу государственными и кооперативными организациями.

До 1921 г. внутренняя и внешняя торговля в Монголии находилась почти полностью в руках иностранных капиталистов; еще в 1927 г. удельный вес иностранных фирм в общем обороте достигал 67%; к началу 1930 г. иностранные фирмы были уже вытеснены с монгольского рынка. С этого времени как внутренняя, так и внешняя торговля стала находиться в основном в руках монгольских организаций, хотя вместе с тем допускалась и частная торговля. В 1951 г. удельный вес частной торговли не превышал 6% объема организованной торговли. Кооперативная торговля в республике осуществляется потребительской и промысловой кооперацией. Количество пайщиков кооперации достигает 250 тыс.

С каждым годом увеличивается объем внешней торговли республики. МНР вывозит скот, мясо, шерсть, кожу, пушнину, масло, некоторые виды полезных ископаемых. Из-за границы МНР получает промышленное оборудование, сельскохозяйственные машины, средства транспорта и связи, чай, сахар, табак, ткани и др. Главное место во внешней торговле МНР занимает Советский Союз. За последний период развиваются экономические связи со всеми социалистическими и многими капиталистическими государствами.

В 1952 г. МНР участвовала в Международном экономическом совещании в Москве, неоднократно принимала участие в международных ярмарках в Лейпциге и Пловдиве.

Транспорт и связь

До революции в Монголии транспорт и связь были развиты очень слабо. Бычья упряжка, вьючные верблюды и лошади были единственным видом транспорта. Служебная связь с аймаками и сомонами осуществлялась через уртоны - почтовые станции. Последние располагались на расстоянии 30-40 км друг от друга. До революции араты бесплатно предоставляли для уртонов лошадей, бесплатно перевозили феодалов, лам и чиновников, также бесплатно содержали их. Это было одной из тяжелых повинностей. Все аратские хозяйства, платящие государственный скотоводческий налог, привлекались к уртонной повинности. В 1949 г. правительством МНР эта повинность была совсем отменена. Перевозка государственных служащих осуществляется за счет государства.

В настоящее время созданы все современные виды транспорта и связи. Гужевой и вьючный транспорт, являвшийся до недавнего времени основным средством связи, сейчас носит подсобный характер. Регулярное автомобильное и воздушное Сообщение связывает все важнейшие районы страны. Имеется широкая сеть асфальтированных и грунтовых дорог, сооружены и сооружаются автомобильные и железнодорожные мосты. Во всех аймаках созданы автотранспортные базы, ремонтные мастерские, пункты снабжения и т. п. Автопарк страны насчитывает примерно 10 тыс. машин. На каждые 100 человек в МНР приходится больше машин, чем в некоторых капиталистических странах, а грузовых автомобилей на душу населения в 3.7 раза больше, чем в Иране, и в 15.5 раза больше, чем в Пакистане.

Развивается воздушный транспорт Монголии. В этом очень большую помощь оказал и оказывает Советский Союз. Сейчас создан гражданский авиафлот МНР, который обслуживает почтово-пассажирские перевозки между всеми аймаками и Улан-Батором. Монгольские летчики обслуживают международные трассы, соединяющие Улан-Батор с Москвой и столицами других стран. Улан-Баторский аэропорт принимает современные воздушные лайнеры, типа ИЛ-18 и др.

В 1956 г. вступила в эксплуатацию Трансмонгольская железнодорожная магистраль, которая связывает МНР с Советским Союзом и Китаем. По линии Трансмонгольской железной дороги возникли и строятся новые промышленные предприятия, города, поселки. Эти изменения особенно заметны в пустыне Гоби. Общая длина железных дорог в МНР составляет около 2000 км. Железные дороги МНР работают на тепловозной тяге. В конце 1960 г. на железные дороги приходилось 42% всех внутренних и внешних перевозок МНР.

Судоходство в стране развито слабо, из большого количества рек и озер оно имеется лишь на оз. Хубсугул (Косогол), на р. Селенге и частично ее притоке Орхоне. На водный транспорт приходится в среднем 7ю часть общего грузооборота. Он осуществляет главным образом внешнеторговые грузовые перевозки.

В Монголии есть все современные средства связи. Сдан в эксплуатацию ряд телефонных станций, устаревшие системы заменяются более современными. Вводится в действие автоматическая телефонная станция на 10 тыс. абонентов. Аймачные центры связаны со столицей и между собой телеграфом и телефоном. Телефонизированы и радиофицированы госхозы и СХО. Намечена сплошная радиофикация страны. В 1960 г. в Улан-Баторе сдана в эксплуатацию мощная центральная радиовещательная станция МНР, построенная при братской помощи Советского Союза. Она одновременно передает программы монгольского радиовещания на длинной волне и на коротких волнах. Создано Монцамэ - Монгольское телеграфное агентство.

Таким образом, транспорт и связь стали самостоятельной и новой для Монголии отраслью народного хозяйства, они занимают по техническому оснащению и энерговооруженности труда одно из первых мест. Быстрый рост всех отраслей промышленности вызовет дальнейшее развитие всех видов транспорта и связи. Общий объем грузооборота по всем видам транспорта увеличится за пятилетие на 90%, в том числе по железной дороге - на 11.5%, автотранспорту - в 2.9 раза, воздушному транспорту - в 1.6 раза.

Однако новые средства передвижения пока не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения, приспособленного к природным условиям страны.

Лошадь, бык, верблюд продолжают играть большую роль как верховые и вьючные животные, а также в отдельных районах, преимущественно в центральной и восточной частях страны, используются для запряжки в двухколесные телеги. Все монголы - мужчины, женщины и дети - великолепные наездники.

Прежде перевозка грузов в основном производилась только на быках и верблюдах. Быки впрягались в двухколесные деревянные телеги весьма примитивного устройства, в которых совершенно отсутствовали железные части; на верблюдах груз перевозился вьюками, запряжка их в телеги практиковалась лишь в некоторых районах восточной части страны.

Население обычно передвигалось по стране верхом, для чего служили в первую очередь лошади, использовались также быки и верблюды. Приучение лошадей к запряжке началось только после революции, причем здесь еще долгое время наблюдались остатки издавна сложившихся традиций особого почтительного отношения к лошади. Так, например, в телегу с запряженной лошадью хозяин предпочитал не садиться, а шел пешком рядом или ехал верхом на другой лошади. Новые средства передвижения, как указано выше, не уничтожают местного, выработанного долголетней историей монгольского народа гужевого и верхового передвижения. Особенности материальной культуры как результат многовекового опыта монгола-кочевника здесь выступают еще очень сильно. Они выражаются в устройстве вьючных и верховых седел, телег, в способах заседлывания и вьючения животных и др.

Вьючное седло (янгирцаг) для коня и быка состоит из двух досок, соединенных между собой двумя массивными деревянными дужками. Доски и дужки про- сверлены и сшиты тонкими ремешками. Подпруга перекидывается через седло, и для неэ на досках вырезаны неглубокие выемки. К концам задних досок прикрепляется потфея (подхвостник). На спину животного сначала накладывается войлочный подседельник (токум), а поверх него укрепляется седло. Для верблюдов употребляется другая форма седла. Сначала для предохранения спины верблюда от стирания и ранения его горбы окутываются войлоком, к бокам прикладываются подушки (хом), набитые шерстью, и затем все это прижимается палками. Для укрепления вьюка на седле верблюда, его, дергая за поводок, заставляют лечь на землю.

В центральных и восточных районах верблюдов впрягают в двухколесные телеги, для этой цели употребляется специальное войлочное седло-хомут, которое надевается на передний горб верблюда.

При длительных переходах по песчаным и покрытым галькой местам подошвы верблюдов трескаются; в таких случаях верблюдов кладут на бок, связывают им ноги и подушкообразные подошвы ног подшивают кожей с помощью длинной кривой иглы.

Монголия — государство, которое расположено в Восточной Азии, граничит с Россией, Китаем и не имеет выхода к морю. Обширные территории страны, часть из которых мало пригодна для жизни, заселены неравномерно. При этом Монголия может похвастаться быстрыми темпами развития экономики и довольно высоким уровнем жизни населения. В большинстве международных организаций Монголия имеет статус наблюдателя.

Краткая история государства

Первые попытки становления Монгольского государства предпринимались разобщенными племенами, заселившими территорию современной Монголии еще 850 тысяч лет назад, в 4-м веке до нашей эры. Хунны тогда объединились для борьбы с китайскими племенами и правили в монгольской степи до 93 года до нашей эры. Позже Хуннскую империю сменили несколько киргизских, тюркских и монгольских ханств. Ни одному из них не удалось надолго закрепиться на монгольских землях: кочевой образ жизни, воинственность и недостаточно авторитетная власть — все это стало причиной разобщенности.

Более стабильный союз племен вошел в историю под названием Хамаг Монгол и стал основой будущей Монгольской империи во главе с Чингисханом. Но уже с конца XIII века культурные различия, смерть сильнейшего правителя, бесконечный передел власти и неоднородность заселения государства стали причиной начала распада Золотой Орды.

Следующие несколько веков монгольские степи занимали различные правители, империи и народности: империя Юань, династия Северная Юань, китайская империя Цин, управляемая маньчжурской династией, - до 1911 года. Когда в Китае прогремела Синьхайская революция, положившая конец империи, а в самой Монголии поднялась национальная революция, на территории современной Монголии государственности как таковой не существовало.

Новая Монголия в 1915 году была признана автономной частью Китайской республики, а через девять лет повторно (в первый раз в 1911-м) была провозглашена независимость государства. Однако до конца Второй мировой войны независимость Монголии признавалась разве что СССР.

Для Монгольской Народной Республики были характерны некоторые черты Советской власти: репрессии, коллективизация, уничтожение монастырей, а позже и перестройка. Агрессия Японии отражалась совместными действиями СССР и Монголии. Современная история Монголии началась с принятием новой Конституции в 1992 году и изменением политического курса.

Государственное устройство и политика

Монголия, население которой отличается разнообразием, является парламентской республикой. Глава государства — президент, исполнительная власть представлена правительством, законодательная — парламентом, который именуется Великим государственным хуралом. На местах власть остается в руках местных самоуправлений, которые избираются сроком на четыре года.

В 2008 году в Монголии произошел внутриполитический кризис, который спровоцировал массовые беспорядки в столице государства (Улан-Баторе) и стал причиной смены правительства и перевыборов президента. В настоящее время президентом государства является Цахиагийн Элбэгдорж, правящая партия — Монгольская Народная Партия (МНП).

География Монголии

По территории государство занимает девятнадцатое место в мире, являясь довольно большим. Площадь Монголии составляет 1 564 116 км², что соизмеримо, например, половине Якутии. Большую часть страны (по географическим особенностям) занимает равнина с несколькими возвышающимися хребтами и горными массивами. В южной части Монголии расположена пустыня Гоби.

Все источники пресной воды берут начало в горах и питаются несколькими крупными притоками. В Монголии насчитывается большое количество озер, многие из которых являются временными, т. е. образуются в период дождей и исчезают при засухе.

Площадь Монголии и расположение государства делают климат резко континентальным. Средняя температура в зимнее время года колеблется от -25 до -35 градусов, летом находится в пределах тех же значений со знаком плюс. Количество осадков уменьшается с северо-запада на юг.

Административное деление государства

Монголия, население которой неравномерно расселено по территории государства, делится на 21 аймак, имеющих в своем составе в общей сложности 329 сомонов, и столицу Улан-Батор. Крупнейшим городом ожидаемо является столица, насчитывающая полтора миллиона постоянных жителей. За административным центром по численности населения следуют аймак Хувсгел (114 тысяч человек), Дорноговь (109 тысяч человек) и Уверхангай (100 тысяч человек).

Характерной особенностью Монголии является наличие временных поселений, в связи с чем используется отличная от стандартной адресная система. Так, в Монголии нет привычных названий городов, улиц, номеров домов и квартир, а адреса заменены цифровыми кодами, которые позволяют установить местонахождение объекта на местности с точностью до одного метра. При этом чем длиннее код, тем точнее можно установить местонахождение объекта. Система подходит для использования в глобальном масштабе, активно применяется в цифровой картографии и навигационных системах.

Экономика Монголии

Экономика Монголии развивается необычайно динамично, а само государство является крупнейшим рынком сбыта во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По последним прогнозам экономика государства будет расти минимум на 15% в год в краткосрочной перспективе.

Основные отрасли промышленности Монголии представлены:

  • добычей полезных ископаемых (20% ВВП) и минеральных ресурсов ;
  • сельским хозяйством (16% ВВП);
  • транспортом (13%);
  • торговлей (также 13%).

Рассматривая занятость населения, можно отметить, что большая часть трудоспособных граждан трудоустроены в сельском хозяйстве (41%), чуть меньше в сфере услуг (29%) и торговле (14%).

На импорт Монголия (население при этом обеспечено всем необходимым) отправляет нефтепродукты, оборудование (как промышленное, так и индустриальное) и товары широкого потребления. Основными партнерами в международной торговле являются Россия, Китай, Япония и Южная Корея.

Финансовый сектор

Центральный банк имеет те же функции, что и подобные учреждения в других государствах. Валюта Монголии — монгольский тугрик, который был введен в обращение еще в 1925 году. На сегодняшний день обменный курс в среднем такой: 2405 тугриков = 1 доллару США. Несмотря на то что существует национальная валюта Монголии, в обращении находятся также американский доллар (используется практически во всех сферах, кроме оплаты государственных услуг) и российский рубль или евро, которые принимают в небольших магазинах (преимущественно в столице) и на рынках.

Кстати, цены в Монголии приятно удивляют туристов. Приобрести памятные сувениры, изделия из натуральной шерсти и кожи, ковры в столице можно по стоимости ниже, чем в России. На продукты питания цены умеренные. Так, обед обойдется в среднем в 6-7 долларов.

Население государства: общая характеристика

Население Монголии характеризуется моноэтничностью, преобладающим количеством городского населения (даже несмотря на большую занятость в сельском хозяйстве), положительным естественным приростом, большим количеством диалектов в языковой принадлежности населения и разнообразным религиозным составом.

Численность населения государства

Численность населения Монголии по данным на 2015 год составляет 3 миллиона 57 тысяч человек. На жителей столицы приходится одна треть общей численности граждан. Подробнее характер расселения граждан по территории государства будет рассмотрен ниже.

Естественный прирост населения составляет 28 человек на 1000 граждан в год. Данный факт позволил численности населения Монголии увеличиться в четыре раза в период с 1950 по 2007 год. Еще в 1918 году численность населения Монголии составляла всего 647 тысяч человек, а к 1969 уже вдвое больше. Сколько-нибудь верных данных о количестве жителей до 1918 года не сохранилось вследствие трудной истории становления государственности, когда территории Монголии входили в состав других стран, а коренное население притеснялось.

Плотность и расселение жителей

Средняя плотность населения Монголии составляет почти 2 человека на один квадратный километр. Этот показатель стал причиной размещения государства на последнем месте (195-я строка) в списке по плотности населения стран мира. Наиболее плотно (5-6 человек на квадратный километр) в Монголии заселены долина реки Орхон и горные районы Хангая — наиболее пригодные для жизни территории западнее столицы.

Обширные территории (40%) государства являются малопригодными для комфортной жизни вследствие природных особенностей. Плотность населения составляет рекордные один человек на 10-15 квадратных километров, часть территорий и вовсе остается незаселенной.

Этнический и национальный состав

Монголия (население составляют преимущественно представители монгольской группы) — моноэтническое государство. Доминирующая этническая группа разделяется на несколько родов тюркского происхождения, субэтносы и близкие этнографические группы.

Помимо коренного населения, в общей сложности составляющего чуть более 82%, в стране проживают тюрки, русские и китайцы. Русских в Монголии насчитывается всего полторы тысячи человек, тогда как еще в конце 80-х проживало целых 20 тысяч. Бежали в соседнее государство преимущественно старообрядцы, спасающиеся от религиозных преследований на родине. Китайцев на данный момент проживает в Монголии несколько сотен, в 60-х годах же число выходцев из Китая в Монголии доходило до 25 тысяч человек.

Язык и письменность в Монголии

Разнообразие близкородственных этнических групп предопределяет незначительные, но все же выраженные языковые отличия. Государственный (монгольский) включает в себя несколько диалектов:

  • ойратский;
  • непосредственно монгольский;
  • бурятский;
  • хамниганский.

Распространены и тюркские диалекты:

  • казахский;
  • тувинский;
  • цаатанско-сойотский.

Преподавание в столице государства ведется также на казахском.

В 1945 году монгольский язык был переведен на кириллицу с добавлением еще двух отличающихся букв. Старомонгольский на сегодняшний день не используется, хотя попытки восстановления языка неоднократно предпринимались. В религиозных практиках и по сей день широко используется тибетский, на котором в прошлых веках были написаны художественные произведения, религиозные и научные трактаты.

Религиозная принадлежность населения

Основной религией в Монголии является модифицированный буддизм (53%). При этом в столице большинство христианских, а не буддийских храмов (197 против 63). Большую часть населения составляют атеисты (38%). Религиозное разнообразие представлено также исламом, шаманизмом, христианством и некоторыми другими религиями.

Уровень жизни населения

Монголия, уровень жизни населения которой в большинстве источников остается за гранью повествования, является довольно развитым государством со стабильной экономикой. До сих пор в стране остались люди, ведущие кочевой образ жизни, но их существование облегчают многочисленные блага цивилизации. Столица же похожа на большинство современных городов. Так, сегодня Монголия уверенно открывает для себя “окно в большой мир”.