Концепция устойчивого развития россии. Устойчивое развитие предприятия в условиях модернизации экономики Путь к устойчивому развитию отечественных предприятий

Концепция устойчивого развития россии. Устойчивое развитие предприятия в условиях модернизации экономики Путь к устойчивому развитию отечественных предприятий

Вопросы устойчивого развития затрагивают практически все сферы деятельности компании - от взаимоотношений с клиентами до обзора поставщиков, от оценки воздействия на окружающую среду до обеспечения среды рабочей, от разработки этической бизнес-культуры до подтверждения прозрачности корпоративной структуры управления. В этой связи возникает вопрос: если этот спектр столь широк, нужно ли создавать отдельную позицию менеджера по устойчивому развитию?

Ответ следует из самой идеи управления устойчивым развитием: она в том, чтобы централизованно координировать все операции организации, касающиеся ее развития. И именно менеджер в области устойчивого развития, своего рода генерал без солдат, направляет компанию на этом пути.

Сейчас в большинстве российских компаний таких менеджеров нет: вопросами в этой сфере ведают по совместительству управленцы из разных департаментов. В большинстве случаев они компетентны лишь в своей области (например, HR, PR и т. п.), а полным пониманием других областей не обладают. В результате становление процессов устойчивого развития идет сложнее и болезненнее, это приводит к конфликтам во взаимоотношениях внутри компании, снижает ее результативность. В мировой же практике функции менеджера в области устойчивого развития определены достаточно четко и охватывают четыре ключевых направления.

Инициативы в областях, не охваченных текущей оргструктурой. К таким сферам можно отнести, например, продвижение целевых программ по корпоративной этике, предотвращению коррупции, уменьшению загрязнения окружающей среды, адаптации к изменениям климата, волонтерству, разработке инвестиционной стратегии для местных сообществ, созданию рабочих мест, отвечающих экологическим требованиям, и т. д.

Координация информационных потоков. Менеджеру, внедряющему изменения в организации, должны быть предоставлены широкие полномочия по координации информационных потоков внутри компании. Это нужно для того, чтобы управленец мог оценить прогресс, результативность и достижение поставленных целей в заданном направлении. Информация используется и для подготовки периодических отчетов для руководства, и для диалога со стейкхолдерами.

Диалог со стейкхолдерами и коммуникации. Менеджер в области устойчивого развития играет ключевую роль при обсуждении плана управления изменениями. Ему необходимо обеспечить осведомленность сотрудников об изменениях, происходящих как внутри компании, так и вовне. Важные аспекты на пути к успеху - формализация процесса взаимодействия со стейкхолдерами и обеспечение обратной связи от компании. К обязанностям менеджера в области устойчивого развития относятся идентификация ключевых стейкхолдеров, определение сотрудников, ответственных за установление и поддержание контактов с ними, и составление программы их вовлечения.

Внедрение программы устойчивого развития внутри организации - серьезный вызов для руководства крупнейших компаний мира. Успех здесь зависит не столько от создания новой, необычной пока еще позиции в структуре компании, сколько от назначения правильного человека на эту позицию. Хороший менеджер по устойчивому развитию, работая на уровне стратегического управления компанией, становится влиятельным руководителем, который улучшает механизмы работы с рисками в быстро меняющейся экономической ситуации, вовремя идентифицирует и оценивает новые возможности.

Контрольная

Экология и защита окружающей среды

Глава I Основные принципы устойчивого развития в России Глава II Основные этапы обеспечения устойчивого развития России Глава III Проблемы на пути к устойчивому развитию Заключение Список используемой литературы: Введение Переход к устойчивому развитию весьма сложный долговременный и многофакторный процесс достижения равновесного взаимодействия между обществом и окружающей природной средой гармонизации их отношений на основе соблюдения законов развития биосферы. Этот процесс затрагивает весь комплекс внутренних...

PAGE 2 NUMPAGES 20

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет охраны труда и окружающей среды

Кафедра социальной экологии и природопользования

Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию России

Контрольная работа по дисциплине «Устойчивое развитие и эколого-правовой режим охраны природных ресурсов и объектов»

Выполнил:

Студент группы ЭиП-ДМ-1

Факультета ФОТиОС

Будекина Дарья Сергеевна

Проверил:

Доцент кафедры социальной экологии

и природопользования

Кандидат социологических наук, доцент

Кириллов Николай Петрович

РГСУ

2011

Введение

Переход к устойчивому развитию - весьма сложный, долговременный и многофакторный процесс достижения равновесного взаимодействия между обществом и окружающей природной средой, гармонизации их отношений на основе соблюдения законов развития биосферы. Этот процесс затрагивает весь комплекс внутренних проблем долгосрочного развития страны, включая структурную и инвестиционную политику, вопросы изменения структуры потребления, охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экономической и экологической безопасности, социальной, научно-технической и региональной политики, а также внешнеполитические аспекты, где экологический фактор играет все более заметную роль в международных отношениях. Достижения и трудности на пути к устойчивому развитию России .

На исходе XX столетия возросшая мощь экономики, негативные тенденции ее глобализации стали огромной разрушительной силой. Способность природы самовос c танавливаться и поддерживать развитие человечества оказалась не безграничной. Необычайно обострилась борьба за ресурсы, произошло небывалое расслоение мира по доходам, существенно увеличились масштабы нищеты населения. В результате мир столкнулся с проблемой беспрецедентной трудности - с необходимостью формирования, по существу, новой модели развития цивилизации, которая могла бы противостоять надвигающемуся глобальному социально-политическому, экономическому и экологическому кризису.

В 1992 году Россия в числе 179 государств на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) подписала ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития.

Руководствуясь ими, первый Президент России утвердил "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (Указ № 236 от 4.02.94) и "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (Указ № 440 от 1 апреля 1996 г.). По поручению Президента и последовавшему за ним постановлению Правительства РФ (№ 559 от 8 мая 1996 г.) Минэкономики России совместно с Госкомэкологии и другими заинтересованными федеральными органами разработало проект государственной стратегии устойчивого развития. Проект был рассмотрен Правительством в конце 1997 г. и направлен на доработку .

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ориентировала на сбалансированное решение задач сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений россиян. В проекте же комплексность проблемы была отражена совершенно недостаточно. Кроме того, была сомнительна реализуемость этого проекта. В 1998 г. группа академиков РАН под руководством председателя Научного совета по проблемам биосферы РАН академика А.Л. Яншина, бывшего тогда депутатом Государственной Думы РФ, провела экспертизу проекта и потребовала его переработки с участием авторитетных ученых различных специальностей, с использованием уникального научного потенциала Российской Академии наук.

В 1998 г. доработанная редакция проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации была представлена для обсуждения в Комиссию по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития Государственной Думы РФ второго созыва. Документ снова получил резко отрицательную оценку и был рекомендован к кардинальной переработке.

Комиссия Государственной Думы третьего созыва по проблемам устойчивого развития провела 2 октября 2000 г. Парламентские слушания на тему "О формировании проекта стратегии устойчивого развития России", на которых был заслушан доклад Минэкономразвития РФ и была принята рекомендация создать при Комиссии рабочую группу для доработки проекта стратегии.

5 октября 2001 г. на очередных парламентских слушаниях, организованных Комиссией, были приняты рекомендации Президенту РФ, Государственной Думе, Правительству РФ и др. органам по реализации стратегии устойчивого развития. Рабочей группе при Комиссии было рекомендовано продолжить переработку проекта стратегии устойчивого развития Российской Федерации и опубликовать его в издательстве Государственной Думы РФ [ 2].

Глава I Основные принципы устойчивого развития в России

Последовательный переход России к устойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в Декларации и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), а также в материалах девятнадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк,1997). Вместе с тем, принимая свою национальную стратегию устойчивого развития, Российская Федерация трансформирует общие принципы в соответствии с конкретными условиями, с учетом своих особенностей. Основные принципы устойчивого развития формулируются следующим образом.

  1. Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде.
  2. Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде.
  3. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития.
  4. Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении.
  5. Защита окружающей среды - необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф.
  6. Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены.
  7. Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи.
  8. Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопасности страны.
  9. Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения.
  10. Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию.
  11. Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов. Тесное сотрудничество со странами СНГ и устойчивые добрососедские отношения с ними должны быть всегда одним из важнейших приоритетов внешней политики России.
  12. Суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государств за нарушение глобальных экосистем. Повышение ответственности за экологические правонарушения, учет экологических последствий принимаемых решений.
  13. Свободный доступ к экологической информации.
  14. Сохранение крупнейших экологически устойчивых зон Земли должно стать предметом ответственности всех государств мира. В связи с этим, Россия должна настаивать на введении глобальной экологической ренты.
  15. Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды.
  16. Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий .

Ориентация на системный социоприродный подход ноосферной ориентации, отказ от целей и приоритетов потребительского индустриального общества "экономического детерминизма" потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития цивилизации должны обеспечиваться без антропогенного давления на биосферу, без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, без экономического роста в его примитивном, "физическом" понимании .

Глава II Основные этапы обеспечения устойчивого развития России

Родоначальником учения об устойчивом развитии в российской науке считается В.И.Вернадский, разработавший теорию о ноосфере – сфере разума, где человек своим трудом, сознательным управлением обществом и природой гармонизирует их взаимодействие, не допуская со стороны общества разрушительного влияния на природу. По существу, как считают многие российские авторы, ноосфера является конечной целью стратегии устойчивого развития в нынешней постановке .

Устойчивое развитие - категория, в полном объеме относимая только к человечеству и природе в целом. Это эволюционный процесс, задача как всей цивилизации, так и каждого конкретного государства, требующая формулирования целей на каждом этапе. Устойчивое развитие одной, отдельно взятой страны, является частью устойчивого развития всего человечества.

Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.

Основными предпосылками устойчивого развития России являются: большая территория с сохранившимися невозобновляемыми природными ресурсами и естественными экосистемами, человеческий потенциал и экономические ресурсы. Для достижения устойчивого развития необходимо в максимальной степени сохранять территории с естественными экосистемами, рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы и человеческий потенциал, а также - в силу особой демографической ситуации - направлять экономические ресурсы на развитие человеческого потенциала.

Устойчивость России (в самом широком смысле) определяется - и еще долго будет определяться - запасом ее природных ресурсов. Природные богатства России являются основой для решения ее экономических и социальных проблем. На современном этапе, вероятно, единственный способ выйти на путь устойчивого развития - постепенный отказ от интенсивной продажи ресурсов, их разумная экономия, честное распределение природной ренты. Более того, природные ресурсы России служат всему человечеству: имея на своей площади 65% диких лесов планеты, мы очищаем воздух, потребляемый всем человечеством. Поэтому Россия вправе поставить перед миром вопрос о глобальной экологической ренте. Киотский протокол - первый шаг на пути справедливого решения этой проблемы.

Целью первого этапа устойчивого развития России (краткосрочная перспектива) является преодоление длительно развивающегося социально-экономического, экологического и структурного кризиса, охватившего период перехода страны к рыночной экономике и к демократическому гражданскому обществу.

Задачи этого этапа должны реализовываться в действиях Правительства по преодолению социально-экономического кризиса и обеспечению условий для перехода страны к стабильной, социально ориентированной рыночной экономике на базе использования преимущественно ее внутренних ресурсов: ренты за природные ресурсы, интеллектуального потенциала и высоко-технологических производств.

На этом этапе должны быть заложены основы новой российской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство и обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста, позволяющей решать задачи повышения уровня и качества жизни, модернизации производственного аппарата, сохранения целостности и безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства, связанной с необходимой корректировкой рыночного механизма и его регуляторов.

Укрепление российской экономики, осуществление структурных преобразований, повышение ее эффективности должно производиться на базе современных экологически безопасных технологий с использованием современного мирового опыта. Следует оказывать государственную поддержку развитию высокоэффективных производств, малого и среднего предпринимательства, отказаться от реализации проектов, наносящих ущерб окружающей среде, либо таких, последствия которых недостаточно ясны. В рамках этого процесса важно начать процесс общей стабилизации экологической ситуации в стране, ее улучшения в наиболее неблагополучных регионах.

Главной внутриполитической целью устойчивого развития должна стать консолидация расслоившегося российского общества.

На втором этапе (в среднесрочной перспективе) целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов (включая достижения научно-технического прогресса) и преимуществ международного разделения труда при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса и установления более справедливых мирохозяйственных связей.

Достижение указанной цели потребует решения следующих основных задач:

В экономической сфере – дальнейшее развитие эффективной социально и экологически ориентированной рыночной экономики (при постепенном возрастании роли планирования), обеспечивающей достойный уровень жизни людей, экономию природных ресурсов, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции; введение гражданской ренты за природные ресурсы. Важной задачей останется внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, модернизация производства как условие повышения экономической эффективности и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенно-природного характера.

В экологической сфере - сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их безопасной переработки и утилизации.

В социальной сфере – ликвидация нищеты и уменьшение масштабов бедности, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, усиление социальной функции государства, обеспечение равных возможностей в получении образования, медицинской помощи и восстановлении здоровья, обеспечение социальной защищенности граждан.

В сфере воспитания и образования – формирование у граждан экологически ориентированного мировоззрения, сознания ответственности за устойчивое развитие; формирование системы всеобщего непрерывного экологического образования, обеспечение доступа к информации о решении проблем устойчивого развития, усиление этих составляющих в программах обучения всех уровней. Формирование новой этики, основанной на отношении к биосфере, как фундаменту жизни; на необходимости соблюдения законов ее развития, вытекающих из них ограничений и запретов; на эффективном хозяйствовании, рациональном потреблении и здоровом образе жизни; на терпимости в межнациональных и межконфессиональных отношениях.

В сфере военной безопасности – поддержание военного потенциала, включая ракетно-ядерный, на уровне, необходимом для быстрого реагирования при осложнении международной обстановки, при обороне, при совместных действиях против международного терроризма, при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Целью третьего этапа устойчивого развития (долгосрочная перспектива, несколько десятилетий ХХI века) является гармонизация взаимоотношений общества и природы в глобальном масштабе и в стране за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы, переноса акцента в системе человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные, что соответствует дальнейшей ноосферной ориентации развития общества, осознания всеми необходимости рационального потребления .

Глава III Проблемы на пути к устойчивому развитию

На устойчивость развития существенно влияют следующие обстоятельства:

  • экономика, сорок лет сидящая на нефтяной игле и зависящая, следовательно, от колебаний цен на нефть, не является устойчивой;
  • в аграрном секторе пока не сложился устойчивый класс сельскохозяйственных производителей;
  • экологическая ситуация не улучшается, по разным причинам заметно увеличилось число техногенных аварий и катастроф;
  • природные ресурсы используются бесконтрольно;
  • возрастает социальное неравенство, снижается продолжительность жизни людей;
  • миллионы людей находятся в тяжелом психологическом состоянии под угрозой безработицы, без надежды на будущее.

Устойчивому развитию России мешает отсутствие согласия и объединенной политической воли в нашем обществе. Исторически выработанной готовности населения работать на общие цели противостоит другая национальная традиция – недоверие к власти, что создает крайнюю оппозицию. Преодолеть это состояние можно с помощью политических и законодательных мер, но при этом необходимо учитывать особенности российской духовности и менталитета, историю и национальные традиции, понимание нравственных императивов и ценностей нашего общества. Возможно, следует пойти на создание коалиционного правительства, чтобы перенести центр внутриполитических разногласий из общества в парламент, и, таким образом, консолидировать все социальные слои и сделать общество более устойчивым .

Важная особенность России - возможность использовать такой географический фактор, как наличие огромной территории. Площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, в США - 3,35, в Японии - 0,29, Китае - 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно, решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек. Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать рождаемость путем укрепления семьи .

Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях.

Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты.

Другой важный фактор - колоссальные запасы природных ресурсов. В России - четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень, и т.п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира. Однако включение рентных механизмов требует политической воли.

Основа устойчивого развития - долгосрочные экономически эффективные проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать больше) решений предыдущих правительств. Например, в свое время не были предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое строительство в 60-70-е годы, не подумали о том, что через 30-40 лет все жилые дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении земли, и т.д., и т.п. При этом категорически следует отказаться от разного рода проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта.

Значительное негативное влияние на переход к устойчивому развитию оказывает экстенсивный характер экономики, сопровождающийся неэффективным использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, концентрацией производств в ряде регионов без учета их хозяйственной емкости, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием (без необходимой рекультивации) нарушенных сельхозугодий и т.д. Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природо-эксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы, и, особенно, военных комплексов способствует "долгожительству" устаревших неэкологичных технологических процессов, ненадежности технических систем, ведущей к авариям и антропогенным катастрофам и т.д.

Охрана окружающей среды должна стать одной из главных стратегических целей развития. Темпы и масштабы деградации окружающей среды в России в большинстве случаев находятся на среднем уровне между развитыми и развивающимися странами. Так, по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам загрязнений в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым странам. Несмотря на спад производства более чем на 50%, загрязнение атмосферы снизилось лишь на 12%, удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на единицу ВВП за 1992-1995 гг. возросли в 1,3 раза.

К особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести и наиболее высокую в мире локальную радиационную загрязненность, и высокий уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями.

Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек среднее за год содержание тех или иных вредных примесей в атмосферном воздухе превышает допустимые нормы. Около 40 млн. жителей страны проживает в районах, где уровень концентрации вредных примесей в разовых или суточных пробах воздуха регулярно в 10 раз и более превышает ПДК.

Необходимо оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России, которые составляют не менее 16% территории страны и где живет более половины населения.

Переход к устойчивому развитию может рассматриваться как общенациональная идея, призванная сплотить все слои общества во имя возрождения России.

Многие специфические факторы указывают на то, что Россия должна осторожно входить в процесс глобализации, неизбежно сопутствующий всем странам на пути к устойчивому развитию. Во-первых, по многочисленным чисто техническим причинам; например, неразвитая финансовая система не способна смягчать такие последствия глобализации, как кризис 1998 года. Во-вторых, есть серьезная опасность потерять свою культуру, обменяв ее на некую универсальную, "глобализованную". Мы должны сохранять и особую ментальность, и многообразие национальных культур, и особое, чисто российское явление - интеллигенцию, и многое другое. Разумеется, Россия не должна закрывать свою экономику, но, возможно стоит подумать о такой альтернативе открытого интегрирования в мировую экономику, как усиление регионального сотрудничества .

Заключение

Устойчивое развитие в целом и в России в частности несовместимо с иррациональными потребностями человека и обеспечивающей их современной экономической системой. Необходимо создание новой экономики, основанной, прежде всего, на оценке общей ценности природных ресурсов и максимально полном экономическом учете вреда наносимого биосфере хозяйственной деятельностью человечества

Оптимальное вхождение в устойчивое развитие невозможно без его теоретического обоснования, поэтому считаем предпочтительной для России биосферную концепцию устойчивого развития, основанную на научной теории

Основываясь на п.30 Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию, обязующего «улучшить управление на всех уровнях в целях эффективного осуществления Повестки дня на XXI век», считаем необходимым создать в России специализированный орган по решению проблемы перехода России к устойчивому развитию .

Принципиальной стратегической линией развития России должен быть учет того, что для будущих поколений приоритетным будет не сверхпотребление материальных благ и обладание богатством как показателем достоинства и рейтинга общественного значения человека, а интеллектуальное и духовное совершенство человека при удовлетворении своих потребностей на оптимально-разумном уровне. Соответственно, развитие материального производства в реальном секторе экономики будет постепенно перенацеливаться с производства материальных благ для сверхнасыщения физиологических потребностей людей на создание материальной базы и условий их информационно-аналитического, интеллектуально-познавательного и духовно-эстетического развития.

В этих условиях главной целью и решающим средством достижения этой цели станет имеющийся интеллектуальный и духовный потенциал людей живущих в России. В этом отношении наша страна обладает еще недостаточно использованным потенциалом. Эймори Блок Аовинс, американский ученый занимающийся разработкой методов эффективного использования ресурсов, так оценивает потенциал России: «В формирующейся мировой информационной экономике, которая в значительной степени основана на людских ресурсах, преимущество России заключается в бесценном богатстве – ее людях. Их природная одаренность, обогащенная историей и одной из наиболее продуманных и эффективных систем всеобщего образования, представляет собой уникальный вклад. Этот вклад может послужить основой новой российской экономики – стабильной, всеобъемлющей и глубокой».

Поэтому нам необходимо в полной мере использовать имеющийся у нас большой интеллектуальный потенциал в интересах перехода России на путь устойчивого гармоничного развития. Тем более, что развитие России по пути устойчивого развития может оказаться той самой общенациональной идеей, которая сможет объединить все силы общества для возрождения России .

Список используемой литературы:

  1. В.Ф. Парфенов «Устойчивое развитие». Издание « ЭКО-БЮЛЛЕТЕНЬ» ИНЭКА № 7-8 (42-43) .
  2. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. - 161 с.
  3. Касимов Н., Мазуров Ю. В согласии с природой. Журнал Государственное управление ресурсами, № 3, 2005, с. 8-11.
  4. Кривенко В.Г., Виноградов В.Г. Проблемы сохранения водно-болотных угодий России. – Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России», № 9-10, 2003, с.119 – 125.
  5. Корочкин, Е. Ф. Экология и устойчивое развитие / Е. Ф. Корочкин // География и экология в школе XXI века. - 2006. - N 10.
  6. Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М: Изд. Госдумы, 2001, 143 с.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27774. Социализирующие функции семьи 26.46 KB
На всех этапах социализации образовательный уровень семьи интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека на том какие пласты культуры он усваивает на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. Вчетвертых семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами а когда речь идет о нормах определяющих исполнение им семейных ролей влияние семьи становится кардинальным. Ценности и атмосфера семьи определяют и то насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее...
27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...
27776. Классификация методов обучения 15.12 KB
По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю.
27777. Воспитание 20.32 KB
Методы воспитания способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и...
27778. Механизмы социализации 18.95 KB
Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А.
27779. Социальное воспитание 16.66 KB
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...
27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно Педагогическая поэма и Флаги на башнях переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
Юридичний зміст господарських відносин - це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.
27782. Педагогика сотрудничества 19.18 KB
в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный...

Статья также доступна (this article also available):

Лытнева Наталья Алексеевна

Механизм управления устойчивым развитием промышленных предприятий// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339 . — . Номер статьи: 6403. Дата публикации: 2016-04-03 . Режим доступа: https://сайт/article/6403/

Введение

Современное направление развития российской экономики и усиление международной конкуренции определяют необходимость совершенствования системы устойчивого развития промышленных предприятий. Изменения в экономических системах требуют применения инновационных инструментов в механизме управления, позволяющих предприятию ориентироваться на стратегические потребности общества, преумножая свой экономический потенциал и обеспечивая стабильную устойчивость развития.

В настоящее время достижение устойчивого развития промышленных предприятий является одной актуальной задачей российской экономики, поскольку значительный процент промышленной отрасли составляют убыточные предприятия, ряд из которых находятся на грани банкротства.

Множество нерешенных вопросов в области развития промышленного производства, экономические ошибки в системе управления создали трудное положение для российских промышленных предприятий, которое необходимо преодолеть в целях выхода на стабильный путь, международный уровень развития, обеспечивающих их конкурентоспособность в мировом экономическом пространстве.

В условиях рыночной экономики необходимо учитывать все факторы, влияющие на снижение устойчивого промышленного производства, усилить поиск новых направлений отраслевого производства, поэтому функция управления устойчивостью развития экономики промышленных предприятия приобретает все большую роль и становится одной из важнейших в достижении стабильной работы.

Цель, задачи и функции управления устойчивым развитием промышленного предприятия

Механизм управления устойчивым развитием промышленного предприятия определяется целью и задачами хозяйственной деятельности, стратегия которого предусматривает стабильное развитие предприятия в перспективном будущем.

Основными требованиями устойчивого развития промышленного предприятия являются:

  • определение цели, миссии и стратегии предприятия в промышленном секторе экономики России;
  • соблюдение интересов государства, граждан и трудового коллектива при достижении цели и выполнении миссии предприятия;
  • преумножение имущественного потенциала предприятия;
  • рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • развитие процесса производства и выпуск конкурентоспособной продукции;
  • создание социальных условий для трудового коллектива;
  • развитие инновационных технологий производственного процесса;
  • обеспечение прибыльности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия;
  • соблюдение экологических норм и правил, способствующих охране окружающей среды;
  • оценка и мониторинг устойчивости развития промышленного предприятия, экономической эффективности и результативности деятельности.

Результаты исследования показывают, что цель управления устойчивым развитием промышленного предприятия – получение положительных финансовых результатов от производственной деятельности, доведение проанализированных и оцененных их показателей до приемлемого результата, обеспечивающего эффективное развитие предприятия и удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом стратегия управления устойчивым развитием предполагает определение функций и механизмов повышения его уровня, а тактика — набор конкретных методик реализации данных механизмов.

Анри Файоль считал, что существует пять исходных функций управления: «Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Ф.Н.Филина выделяет следующие функции управления: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок.

С нашей точки зрения стратегия управление устойчивым развитием промышленного предприятия может быть реализована посредством укрупненных функций, направленных на принятие управленческих решений: планирование, организация, мотивация, координация, контроль, оценка, принятие решений (рис. 1).

Рисунок 1 – Функции управления устойчивым развитием и тактика ее реализации

Процесс управления устойчивым развитием промышленного предприятия охватывает все основные виды устойчивости, в том числе: экономическую, социальную, финансовую, экологическую, инвестиционную, инновационную (рис. 2).

Рисунок 2 – Виды устойчивости промышленного предприятия

Взаимосвязь всех видов устойчивости промышленного предприятия формирует общую устойчивость.

Научные подходы к обеспечению устойчивого развития промышленного предприятия

В настоящее время определены различные подходы к обеспечению устойчивого развития, в том числе: процессный подход, системный подход, комплексный, маркетинговый, динамический, поведенческий, количественный, административный, ситуационный, интегральный, нормативный.

Объектами управления при процессном подходе являются бизнес-процессы или этапы развития предприятия. Каждому этапу характерен набор элементов, то есть комплекс определенных задач, решение которых позволяет организовать производственную деятельность, обеспечить ее стабильность и эффективность, способствующих устойчивому развитию предприятия (рис. 3).

Рис. 3 – Формирование системы управления устойчивым развитием в зависимости от стадий функционирования предприятия

На этапе создания промышленного предприятия в рамках бизнес-плана необходимо описать организацию производственного проекта, создание организационной структуры, рассчитать затраты, в том числе на приобретение материальных ресурсов, набор и обучение персонала, оплату труда. Для выбора места дислокации предприятия необходимо провести анализ рынка сбыта, географическое расположение, источники финансирования.

Для большинства организаций, находящихся в стадии интенсивного роста, наиболее существенным вопросом является организация технологического производства, разработка опытных образцов продукции, выпуск конкурентоспособной продукции, привлечении нового персонала, разработка корпоративной культуры.

Корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретного промышленного предприятия и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью предприятия. Составные части корпоративной культуры – ее элементы, которые могут быть ориентированы как на решение проблем адаптации, так и внутренней интеграции.

Одним из основных таких элементов является миссия предприятия, которая не только определяет цель организации производственной деятельности и место в социальной среде, но и определяет представление о цели создания и функционирования промышленного предприятия.

Вторым элементом можно выделить критерий, определяющий стратегию устойчивого развития предприятия, характеристика его планов и прогнозов, а также их последовательное достижение. Для этого используется информация о представлении клиентов, которые являются потенциальными и выбирают предприятие, или другая часть, выбор которых осуществляется со стороны промышленного предприятия. В этом же аспекте рассматривается работа с партнёрами, поскольку при разработке стратегической производственной политики руководитель предприятия должен определить перечень основных партнеров по бизнесу, их стратегическое сотрудничество. При разработке корпоративной политики одним из критериев должен выступать — внимательное деловое отношение к партнерам с учетом выполнения взаимных требований.

В процессе функционирования предприятия при формировании внутренней среды, создании внутренней интеграции необходимо дать оценку видам и профилю деятельности промышленного предприятия, ее влияние, поставленных целей, состав партнеров, а также других критериев на обеспечение устойчивости развития предприятия.

На стадии спада деятельности организации или наступлении кризисной ситуации руководству промышленного предприятия необходимо осуществлять оценку возможных вариантов дальнейшего развития деятельности в целях принятия управленческих решений по возможному сохранению устойчивости.

Системный подход в управлении устойчивым развитием промышленного предприятия

Системный подход в управлении устойчивым развитием промышленного предприятия определяется тем, что всякое предприятие представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями и задачами. В целях управления устойчивым развитием предприятия необходимо исходить из того, что для достижения общих целей предприятия необходимо рассматривать ее как единую систему в которой все подсистемы взаимодействуют в целях достижения эффективности производственной деятельности.

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер и другие. Его можно охарактеризовать, как быстро развивающуюся совокупность теоретических представлений и созданных на их основе методических рекомендаций для решения организационных проблем. Системный подход не только быстро адаптируется к новым вызовам теории и практики менеджмента, но и служит эвристикой и методологией, оценивающей теоретический и практический потенциал новых подходов в системе управления.

Характерными особенностями системного подхода в управлении устойчивым развитием промышленного предприятия являются:

  1. Представление системный подхода в форме комплекса методологических знаний, связанных с исследованием критериев устойчивого развития, факторов ее форсирующих, резервов возможного роста.
  2. Многоуровневая иерархичная система, требующая изучения, как общей устойчивости предприятия, так и его отдельных факториальных составляющих.
  3. Изолированность исследуемой проблемы устойчивого развития.

Исходя из сказанного, под системным подходом в исследовании устойчивого развития промышленного предприятия следует понимать комплексный подход к исследованию проблемы ее обеспечения в производственной системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние факторы, влияющие на исследуемые результаты его функционирования.

Системный подход устойчивого развития промышленного предприятия включает следующие этапы исследования:

  1. Выявление главных приоритетов устойчивого развития промышленного предприятия, как системы или его отдельных видов деятельности, структурных подразделений и др., как его отдельных элементов.
  2. Определение основных критериев оценки устойчивого развития промышленного предприятия, а также основных ограничений и условий ее обеспечения.
  3. Выявление основных факторов, влияющих на изменение устойчивого развития промышленного предприятия
  4. Разработка модели устойчивого развития предприятия.
  5. Оптимизация работы по достижению устойчивого развития промышленного предприятия.
  6. Определение оптимальной схемы управления устойчивым развитием предприятия.

Существует несколько разновидностей системного подхода:

  1. Комплексный подход, который предусматривает анализ внутренних и внешних факторов.
  2. Исследование социальных вопросов при проектировании производственной деятельности промышленного предприятия.
  3. Использование интеграционного подхода для исследования функциональных связей информационного обеспечения системы управления устойчивым развитием предприятия.
  4. Ситуационный подход, который предполагает исследование комплекса конкретных ситуаций, влияющих на эффективность управления.
  5. Маркетинговый подход предполагает проведение анализа устойчивого развития предприятия на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя. Реализация поставленной цели требует прежде всего совершенствования деловой стратегии предприятия, цель которой обеспечить предприятию устойчивое конкурентное преимущество.
  6. Инновационный подход основан на внедрении нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта.
  7. Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа возможностей организации для внедрения того или иного новшества.
  8. Поведенческий подход заключается в реализации творческих способностей каждого сотрудника промышленного предприятия, для обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия.

Заключение

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что сам по себе системный подход не решает проблемы устойчивого развития промышленного предприятия. Однако системная постановка проблемы влечет за собой целый ряд последствий, которые позволяет четко определить объект управления и провести границы, подлежащие изучению; способствует выявлению структурные характеристики устойчивости и определить их взаимосвязь; определяет приоритетные направления в управлении устойчивым развитием промышленного предприятия.

Библиографический список

  1. Бухгалтерский финансовый учет. Учеб пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / под ред. Лытневой Н.А. / Москва, 2009. Сер. Высшее образование
  2. Лытнева Н.А. Управление системными изменениями //Вестник ОрелГИЭТ. -2008.-№ 4. -С. 72-83.
  3. Лытнева Н.А. Методология концепции учета, анализа и аудита собственного капитала: автореферат дис. док. экон. наук/Н.А. Лытнева. -М.:РГТЭУ, 2006. -44 с.
  4. Лытнева Н.А. Управление капиталом: современные концепции методологии учетного обеспечения / Лытнева Н. А., Кыштымова Е. А., Акимова Н. В. — М-во сельского хоз-ва РФ, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. аграрный ун-т», Орел, 2009.
  5. Лытнева Н.А. Современные методы и модели управления эффективностью промышленных предприятий//Вестник ОрелГИЭТ. -2014. -№ 1 (27). -С. 43-48.
  6. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Аудиторская проверка учета инвестиций в капитальном строительстве//Аудиторские ведомости. -2009. -№ 7. -С. 21-28.
  7. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Прибретение основных средств по договору лизинга// Аудиторские ведомости. 2009. № 9. С. 70-75.
  8. Лытнева Н.А., Семенов С.Г. Методика определения вероятности банкротства организаций в российской и зарубежной практике// Вестник ОрелГИЭТ, 2010. — № 2 (12). — С. 52-57.
  9. Лытнева Н.А., Сысоева О.Н. Развитие инновационных методов в управлении результативностью хозяйственных систем// Вестник Орловского государственного аграрного университета. — 2012.- Т. 38. № 5. — С. 118-122.
  10. Пьянова Н.В., Лытнева Н.А. Концептуальные направления развития инновационных способов оценки денежных потоков в механизме управления предприятиями малого и среднего бизнеса//Вестник ОрелГИЭТ. -2013. -№ 1(23). -С. 61-69.
  11. Стратегические аспекты концепции экономического анализа в управлении собственным капиталом коммерческих организаций/ Лытнева Н. А., Губина О. В., Губин В. Е.; под общ. ред. Лытневой Н. А.. -Орёл: ОрёлГИЭТ, 2010. -136 с.
  12. Сысоева О.Н. Современные инновационные методики в процессе управления прибылью предприятий потребительской кооперации / Сысоева О.Н., Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А.//Вестник ОрелГАУ. -2013. -№1(40). -С.146-152.
  13. Сысоева О.Н., Лытнева Н.А. Исследование стратегического управления прибылью в инновационной среде// Вестник ОрелГИЭТ, 2012.- № 4. — С. 57.
  14. Файоль А. Общее и промышленное управление – М., 1924.
  15. Филина Ф.Н. Формирование оптимальной стратегии риск-менеджмента / Финансы: планирование, управление, контроль. – 2011–№1.

Кучерова Е.Н.

Филиал Московского государственного индустриального университета, г. Вязьма СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы устойчивого развития предприятия с позиции системного подхода. Дана характеристика свойств предприятия как системы, выделены виды устойчивости деятельности предприятий, определены показатели устойчивости предприятий, проведена систематизация понятийного аппарата устойчивого развития предприятия.

Бескризисное функционирование национальной экономики возможно при переходе всех ее отраслей к устойчивому развитию. В свою очередь, устойчивое развитие отрасли может быть достигнуто только с помощью эффективного функционирования первичных звеньев экономической системы - предприятий, которые играют главную роль в жизнедеятельности современного общества. Предприятия служат основным структурообразующим элементом экономики, соединяющим для производства продуктов трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Сегодня возникла необходимость обеспечить устойчивое поступательное развитие предприятий для достижения поставленной задачи ускоренного развития нашей страны. Наряду с созданием благоприятных внешних условий функционирования организаций и предприятий - совершенствование законодательства, формирование конкурентного рынка инвестиций, снижение банковских процентов, оптимизация таможенной политики -большое значение имеет совершенствование управления предприятием.

Отсутствие адекватного механизма хозяйствования, методов и инструментов воздействия на экономические субъекты в значительной степени тормозит экономическое развитие страны. Руководители предприятий нуждаются в серьезной методической помощи при принятии управленческих решений, и прежде всего при выборе стратегических направлений деятельности предприятия с учетом всех особенностей хозяйственной и финансовой деятельности.

Очевидно, что у любого предприятия возникает необходимость адаптации к быстроиз-меняющейся среде, выживания в новых условиях. Решение данной проблемы невозможно без формирования механизма устойчивого развития предприятия, обеспечивающего бескри-

зисное, стабильное его функционирование независимо от различного рода воздействий.

Проведенный анализ отечественной и зарубежной экономической литературы показывает, что подход к изучению проблемы устойчивого развития предприятия в настоящее время носит двойственный характер. С одной стороны, данная проблема на сегодняшний день является актуальной и находится в центре внимания ученых-экономистов. С другой стороны, в осуществляемых научных исследованиях остается недостаточно разработанной методическая и теоретическая база вопросов устойчивого развития предприятия.

Так, в зарубежной литературе проблема устойчивого развития предприятия часто идет параллельно с понятием устойчивого экономического роста. Проблема обеспечения устойчивого экономического роста нашла отражение в публикациях зарубежных авторов: Дж. Ст. Милля, Й. Шумпетера, Р.Ф. Харро-да, Е. Домара, Р. Солоу, П. Ромера, Р. Лукаса, М. Портера, Ф. Котлера, Д. Хэя, Д. Морриса, Д. Медоуза и др.

Отечественных научных исследований и публикаций по проблеме устойчивого развития предприятия в современной России явно недостаточно. Признавая важность устойчивого развития предприятия, понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» рассматриваются часто как синонимы. Вопросы устойчивости предприятия рассматривают в своих трудах такие российские исследователи, как М.И. Баканов, В.В. Ковалев, А.А. Колобов, Р.С. Сайфулин, Г.В. Савицкая, А.В. Грачев, А.Д. Шеремет и др. Внимание российских исследователей сосредоточено в основном на обеспечении финансовой устойчивости предприятия, в то время как хозяйственная деятельность предприятия остается на втором плане.

ханизма устойчивого развития предприятия и проблемы его формирования не нашли должного отражения в научной литературе. Для характеристики деятельности предприятия уче-ными-экономистами в основном используются такие понятия, как «экономический механизм», «механизм управления», «хозяйственный механизм». Среди работ данного направления можно выделить труды В.Н. Кашина, В.Я. Ионова, С.А. Жданова, Л.В. Тюленева, В.И. Самочкина и др. Считаем, что используемые понятия не отражают всю комплексность рассматриваемой проблемы.

Исследование экономических процессов, происходящих на уровне предприятия, основного звена национальной экономики, имеет ключевое значение. Именно на этом уровне

управления необходимо глубоко разобраться, какие возможности имеются у каждого хозяйствующего субъекта по поддержанию устойчивого и эффективного развития экономики. И самое главное - от решения этих проблем предприятиями зависит устойчивое развитие экономики страны в целом.

Современное предприятие осуществляет свою деятельность в специфическом пространственно-временном контексте, в определенных юридических рамках, т.е. представляет собой экономическую единицу. Системный подход к анализу деятельности экономических единиц подразумевает понимание того, что каждая такая единица представляет собой сложную систему элементов, объединенных множеством связей как друг с дру-

Таблица 1. Характеристика основных свойств системы

Свойство системы Характеристика

Ограниченность Система отделена от окружающей среды границами

Целостность Ее свойства целого принципиально не сводится

Структурность Поведение системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры

Взаимозависимость со средой Система формирует и проявляет свойства в процессе взаимодействия со средой

Иерархичность Соподчиненность элементов в системе

Множественность описаний По причине сложности познание системы требует множественности ее описания

Состояние Характеризует мгновенный «срез системы», остановку в ее развитии. Его определяют через входные воздействия и выходные результаты. Все «входы» можно разделить на управляющие у и возмущающие х. Так как выходы зависят от а, у и х, т.е. g=f (а,х,у), то в зависимости от задачи состояние может быть определено как {а,у},{а,у^} или {а,у,х^}

Поведение Способность системы переходить из одного состояния в другое. Это понятие используется, когда неизвестны закономерности перехода из одного состояния в другое. С учетом вышевведенных обозначений поведение можно представить как функцию s(t)=}