Основные типы экономических и рыночных систем. Типы экономики. Сущность экономической системы

Основные типы экономических и рыночных систем. Типы экономики. Сущность экономической системы

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика сво-бодной конкуренции (чистый капитализм ) и современная ры-ночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика это экономическая система, основаная на принципах свободного предпринимательства, многооб-разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи-ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо-зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче-ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад , рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль-но ограниченной. Основные черты рыночной экономики пред-ставлены в таблице 2.1.

Таблица 2. Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:
1) основа экономики — частная собственность на средства про-
изводства;
2) многообразие форм собственности и хозяйствования;
3) свободная конкуренция;
4) рыночный механизм ценообразования;
5) саморегулирование рыночной экономики;
6) договорные отношения между хозяйствующими субъект-
тами;
7) минимум вмешательства государства в экономику
Основные достоинства: Основные недостатки:
1) стимулирует высокую эффек- тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. 1) усиливает социальное нера- венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в совре-менную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции ;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капи-тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и вне-шним условиям.

Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие националь-ной экономики.

Традиционная экономика это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.


Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об-работкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Административно-командная экономика (централизо-ванно-плановая экономика) — это экономическая система,в которой основные экономические решения принимаются
государством, берущим на себя функции организатора хо-зяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государ-ства. Для административно-командной экономики характер-но централизованное директивное планирование, предприя-
тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной эконо-мики:

1)основа — государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на эконо-мические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ре-сурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного пред-принимательства.

Положительные стороны административно-командной эко-номики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить дости-жение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обес-печить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно воз-растающая заработная плата, бесплатное образование и меди-цинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен-ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и рас-пределение продукции, в результате чего исключаются свобод-ные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе пре-имущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степе-ни устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отри-цательные последствия.

Смешанная экономика — тип современной социально-эко-номической системы, складывающийся в развитых странах За-пада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу . Смешанная экономика но-сит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб-ственностью (20-25%).

На базе разнообразных форм собственности функциониру-ют различные типы хозяйства и предпринимательства (круп-ное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика — это рыночная система со свой-ственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно-стями выдвигаются в центр социально-экономического разви-тия страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная эко-номика в США характеризуется тем, что государственное ре-гулирование здесь представлено в значительно меньшей сте-пени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик.

Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей сте-пени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ-ственно-частного предпринимательства через систему прави-тельственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт админист-ративно-командной экономики в форме государственного со-циализма . На современном этапе Россия начинает использо-вать основные элементы смешанной экономики.

2.2. Модели экономических систем:

Американская,шведская, японская. Российская модель переходной экономики.

Для каждой экономической системы характерны свои на-циональные модели организации хозяйства. Рассмотрим не-которые наиболее известные национальные модели экономи-ческих систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль-туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало-обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз-ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно-сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе-ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной на-правленностью, ориентированной на сокращение имущест-венного неравенства за счет перераспределения национально-го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос-нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю-чая занятость, образование, социальное страхование) и мно-гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Главной для шведской модели является социальная направ-ленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели — сочетание относительно вы-соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от рос-та производительности труда. За счет этого достигают сниже-ния себестоимости продукции и резкого повышения ее конку-рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере-сам конкретного человека, готовности населения идти на опре-деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен-ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планиро-ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко-мендательный характер. Планы представляют собой государ-ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель-ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После дли-тельного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача россий-ской модели переходной экономики — это формирование эффек-тивной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились не-благоприятными для России. Среди них:

1) высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики ;

3) длительное существование нерыночной экономики, что ослаб-ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

4) искаженная структура национальной экономики, где веду-щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хо-зяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель-ского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную за-щиту прав собственности и создающее условия для эффек-тивного роста;

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-

2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

Любое общество независимо от того , насколько оно бога-то или бедно, решает три основных вопроса экономики: ка-кие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являют-ся решающими (рис. 2.1).

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка-ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвес-ти их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хо-тело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в дан-ный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много де-шевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в бу-дущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор может быть достаточно трудным . Существу-ют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия боль-шей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производ-ства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Су-ществуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строитель-ства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие — государство. Решение о выпуске авто-мобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой — частные фирмы.

Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими про-дуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены об-щества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет — интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судь-бы? Решения данных проблем определяют цели общества, сти-мулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социаль-но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предло-жение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом , голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять жела-ния потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится полу-чить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях кон-куренции производитель должен произвести и продать как мож-но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребите-лей с учетом их доходов.

Краткие выводы

1. В последние полтора-два века в мире действовали сле-дующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд-ная и традиционная экономики. В последние полтора-два деся-тилетия появилась смешанная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные моде-ли организации хозяйственного развития, т.к. страны различа-ются уровнем экономического развития, социальными и на-циональными условиями.

3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательст-ва, неравномерный переход к рыночным отношениям в раз-личных отраслях и регионах страны, высокая криминализа-ция экономики.

4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решают-ся в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Экономическая система ; типы экономических систем: тради-ционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южноко-рейская, американская, шведская; российская переходная эко-номика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

2. Раскройте сущность моделей экономических систем.

3. Каковы особенности российской модели переходной эко-номики (в отличие от административно-командной к рыноч-ной)?

4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Ка-кие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключает-ся их содержание?

6. Каким образом решаются три основных вопроса эконо-мики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра-тивно-командной?

7. В чем состоят особенности развития экономических сис-тем на современном этапе?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, само-регулирование, неравенство, план, планирование, администри-рование, централизация, концентрация, государство, модели.

Термином «экономическая система» обозначается общая сумма элементов, связанных между собой. Предполагается некая целостность отношений между людьми в , основой которых является производство, координация и употребление благ экономики. Все они различаются по способам распределения хозяйственного труда людей и виду собственности на ресурсы. В современном мире существует целый список экономических концепций. Каждая их них имеет как положительные, так и отрицательные стороны, а также свои уникальные особенности. Вот характеристика самой распространенной из них.

Вконтакте

Описание

Самой первой из всех, существующих на данном этапе развития человечества, можно назвать традиционную схему. На сегодняшнее время ней всё еще пользуются практически все страны третьего мира. Отличительной чертой данной структуры является то, что именно и в каком количестве производит традиционная экономическая система. Более развитые государства, а также те, которые находятся на пути активного развития, имеют традиционную экономику более сложного образца.

Экономическая концепция зародилась и продолжает свое существование на различных этапах жизни государства, являет собой сложные взаимоотношения между производителями продукции и потребителями.

Существует несколько основных видов систем . Первой такой формой считается общепринятая, которая основывается на обычаях каждого отдельно взятого племени.

К примеру, если несколько поколений подряд занималось выращиванием пшеницы, то все следующие будут делать то же самое. Никому из жителей не приходит в голову, что такое положение дел может быть невыгодно и можно заниматься чем-то другим.

Отличительные черты

Перечислим особенности традиционной экономической системы. Базовыми составляющими является массовая распространенность ручного труда, отсутствие или медленное развитие технического прогресса, а также наличие различных видов хозяйственности.

Государства с имеют широко распространенное мелкотоварное производство, основой которого является частная собственность. Обычаи и традиции страны с такой экономикой притормаживают технологический процесс. А при высокой рождаемости это во всех случаях приводит к бедноте. Обычаи меняются, но, к сожалению, очень медленно.

Важно! Нельзя утверждать, что в слаборазвитых странах традиционная экономическая система преобладает, так как в некоторых регионах России можно встретить ее элементы.

Традиционная экономика

Признаки

Основные признаки традиционной экономической системы в странах третьего мира:

  • недоступность образования для некоторых слоев общества;
  • отсутствие или слабое проявления прогресса в области науки;
  • игнорирование прогрессивных технологий;
  • преобладание ручного труда населения в экономике страны;
  • давление со стороны религии на политические взгляды людей;
  • базирование власти на основе традиционных родоплеменных отношений и устоев;
  • ограничение прав низших слоев общества и прочее.

Главной задачей является выбор наиболее выгодного способа решения определенной проблемы. При этом важно достичь полного удовлетворения потребностей. Говоря о том, в каких странах присутствует данная экономическая форма, можно четко обозначить такие регионы, как Африка, особенно Южная, и государства Азии.

Все «за» и «против»

Перечислим плюсы и минусы традиционной системы. По большей части такая подобная форма имеет отношение к первобытному обществу и воспринимается современниками как неразвитая и слабая. Но по сравнению с рыночной, можно утверждать, что общепринятая разновидность более стабильна и имеет высшее качество производимой продукции.

Это объясняется грошовой заинтересованностью рабочих в реализации продукции собственного производства. Исходя из этого, можно утверждать, что это в большей степени предсказуемая форма, чем все остальные. Народ имеет уверенность в завтрашнем дне, поэтому здесь имеет место высокая степень доверия правящей верхушке общества.

Несмотря на перечисленные достоинства традиционной экономики, минусов у нее намного больше. Основным из них считается полное отсутствие технического прогресса, которое обеспечивает экономические отношения. Объем производства продукции находится на низкой стадии развития, что объясняется преобладанием ручного труда над машинным. Также характерна зависимость от климата и от других внешних факторов. К минусам также можно отнести незащищенность населения в социальном плане, которая нередко провоцирует различные конфликтные ситуации в обществе.

Проблема неравенства в социуме

В общепринятой системе присутствует авторитарный принцип распределения производственных ресурсов между населением. Большую часть общественных благ выделяют правящей элите страны. В этом и кроется причина того, что уровень жизни большинства находится на невысоком уровне. Чаще всего люди в стране с такой формой экономики подвержены идеологическому воздействию, поэтому у них не наблюдается повышенного интереса к всякого рода излишествам и предпринимательской деятельности. Факторы, которые смогли оказать влияние на какие-либо изменения в хозяйстве при общепринятой системе, практически отсутствуют.

Важно ! Именно в традиционной экономике власть навязывает населению консервативную идеологию, так что роль государства в ней можно назвать ведущей.

Какие-либо внешние субъекты не имеют большого интереса в том, чтобы в государстве с привычной общепринятой системой произошли изменения в хозяйственной модели. Это объясняется тем, что никто не хочет появления новых конкурентов на мировом и все в высшей степени заинтересованы в сохранении прежней структуры.

Виды

Какие еще черты традиционной экономической системы следует выделить дополнительно: она состоит из набора общих структур, которые разделяются на четыре основных вида.

Перечислим основные виды:

  • традиционная экономика;
  • рыночная;
  • командная;

Важно! Традиционная экономическая система считается прародительницей всех остальных.

В командной экономике все вопросы о производстве решаются централизованно. Частная собственность в странах с командной формой управления отсутствует частично или полностью. Одним из плюсов такой экономики является низкая вероятность кризиса перепроизводства. Но вместе с этим возникает большая вероятность дефицита продуктов производства.

Типы экономических систем

Рыночная экономическая система, в отличие от командной, характеризуется преобладанием частной собственности над централизованным производством. В такой экономике государство не играет главной роли, а только занимается ее регулированием с помощью законов. Смешанная экономика в современном мире является наиболее распространенной. Причина этому – присутствие элементов всех вышеперечисленных экономических структур, что дает ей видимое преимущество.

Традиционная экономика

Типы экономических систем Традиционная

Вывод

Подводя итоги, можно сказать, что традиционная экономическая система не является наиболее совершенной формой экономики , которая существует в современном мире. Но вместе с этим ее черты присутствуют во всех известных формах экономики. Сейчас на смену традиционной пришли уже более развитые.

Командная экономика - это такой способ организации жизни страны, при котором в государственной собственности находится земля, капитал и почти все ресурсы. Подобная система является хорошо знакомой жителям бывшего Советского Союза. Это и неудивительно, ведь многие из входивших в него государств не могут сменить её уже на протяжении нескольких десятилетий.

История образования

Командная экономика - это система, которая появилась в результате ряда социалистических революций, что состоялись под марксистским идеологическим знамением. Окончательная её модель в современном понимании была разработана коммунистическими вождями: сначала В. И. Лениным, а затем И. В. Сталиным. На пятидесятые - восьмидесятые годы прошлого века припал период наибольшего рассвета социалистического лагеря. Тогда во входящих в его состав странах проживало более тридцати процентов жителей планеты. В связи с этим неудивительно, что, по мнению многих учёных, командная экономика - это самый большой экономический эксперимент на Земле в истории человечества. При этом многие из исследователей забывают, что начался он с жёсткого подавления малейших гражданских свобод, а его реализация повлекла за собой огромные жертвы.

Марксистская теория

Исходя из теории Карла Маркса, единственный путь существенного повышения благополучия и благосостояния человечества заключается в ликвидации такого понятия, как частная собственность, устранение любых проявлений конкуренции и осуществление всей деятельности государства исключительно на основании общеобязательного плана. При этом он должен разрабатываться правительством на основании научных данных. На таких позициях и строится Корни этой теории можно найти ещё в эпохе Средневековья, в работах авторов так званых социальных утопий. Тогда такого рода идеи провалились, однако в начале двадцатого века, после образования социалистического лагеря, правительство Советского Союза приступило к их практической реализации.

Признаки

Основным признаком командной экономики является дефицит некоторых (или даже многих) товаров. Если они и присутствуют в продаже, то, независимо от места реализации, как правило, не отличаются друг от друга по качеству. Правительство в данном случае исходит из того соображения, что покупатель всё равно купит то, что есть. Таким образом, неудивительно, что необходимость изготовления более дорогой продукции и сооружения на каждой улице однотипных магазинов отсутствует.

Следующим признаком командной экономики является абсолютное отсутствие переизбытка изготовленных товаров при любых условиях. Объяснение этому очень простое и заключается в том, что правительство государства с такой системой ни при каких условиях не допустит нерационального использования собственных ресурсов.

Нельзя не отметить и то, что страна с такой экономической системой оказывает постоянную поддержку государственным предприятиям. Она выражается чётким планированием безубыточных рынков сбыта, лояльной налоговой политикой, а также постоянными дотациями. Ещё одним существенным признаком командной экономики является весьма целесообразное использование трудовых ресурсов на упомянутых выше предприятиях. Объяснить этот факт можно тем, что, в связи с отсутствием избыточного производства, нивелируется необходимость переработки персонала и назначения сверхурочных часов.

Собственность в командной экономике

Для стран, в которых действует командная экономическая система, характерно нахождение в руках правительственных органов всех производственных организаций. При этом встречаются предприятия с муниципальной или общенациональной собственностью. Имеют своё место в системе и кооперативы. Вместе с этим последняя форма собственности не касается производственных компаний, дающих прибыль. Она распространяется лишь на такие субъекты хозяйственной деятельности, что могут обеспечить индивидуальные блага для граждан. Сюда можно отнести жилищные фонды, дошкольные заведения, гаражи и так далее.

Недостатки

Практически все проблемы командной экономики исходят из того, что высшая власть страны осуществляет управление производством. При этом все субъекты государственного хозяйства, по сути, находятся в равных условиях и правах. Это приводит к тому, что даже малейшие задатки конкурентной среды сводятся к нулю. Исходя из того, что это не принесёт большего материального результата, нивелируется и стремление предпринимателей к улучшению качества своей продукции. В связи с тем, что все произведённые в стране товары более-менее равномерно распределяются между всеми регионами, заработная плата рабочего класса находится в максимально возможном уравненном состоянии. Таким образом, о стремлении персонала предприятий к повышению качества собственного труда не может быть и речи. Вся проблема в данном случае сводится к тому, что как бы не трудился человек, он не получит заработную плату, выходящую за рамки оклада в той или иной категории.

Положительные стороны

Несмотря на все отрицательные стороны системы, о которых речь шла ранее, существуют и некоторые преимущества командной экономики. Главным её «плюсом» можно назвать отсутствие необходимости финансовых и трудовых затрат на продвижение продукции на рынке. Исходя из того, что правительство на коммерческом рынке представляет собой монополиста, конкуренции здесь нет. Другими словами, товары в любом случае будут реализованы, поскольку существует государственная квота.

Ещё одним большим достоинством планово-командной экономической системы считается отсутствие внутри общества классовых расслоений. В связи со сравнительно одинаковыми заработными платами, в любом государстве, где она господствует, отсутствуют как слишком богатые граждане, так и бедняки. Правильным будет отметить и то, что многие проблемы, характерные для рыночной экономики, могут быть легко решены планово-командным методом.

Жизнь населения

С основными человеческими нуждами командная экономическая система не связана никак. Кругооборот продукции в обществе устроен достаточно просто. Решение о производстве товаров и их отраслевому распределению принимается только правительством. По всем регионам страны продукция распределяется исходя из той идеи, что население каждого из них равномерно потребляет не только товары первой необходимости (в том числе продукты питания и лекарства), но также одежду и бытовую технику в полном соответствии произведённым объёмам. Как показывает практика, подобного рода подход нельзя назвать корректным, ведь те товары, которые являются совсем не востребованными в одной области, могут быть жизненно необходимыми в соседнем регионе. Даже такие черты командной экономики не помешали ей весьма успешно процветать даже во многих сильных государствах. Что касается благосостояния граждан, то заработная плата каждого работающего человека является пропорциональной объёму его труда. Вместе с этим средний оклад в таких странах находится на довольно низком уровне.

Примеры стран с командной экономикой

Самое первое и известное в истории государство в командной экономике - это Советский Союз, который перешёл на неё еще в 1917 году. Пик развития такой системы припал на пятидесятые годы прошлого века. В то время на планете царил страшнейший производственный кризис. В связи с этим СССР, Куба, Китай и другие социалистические страны стали яркими примерами подобного способа организации экономической жизни государства. В настоящее время сложно судить и однозначно ответить, насколько эффективным он был в тот момент. С одной стороны, промышленность попала в катастрофически сложное состояние, урегулировать которое путём одного лишь соотношения предложения и спроса было невозможно, а с другой - сложно было найти более рациональный путь преодоления сложившейся ситуации, чем государственное вмешательство.

Как бы там ни было, наилучший индикатор качества экономических систем того времени - это темпы роста ВВП в первые десятилетия после войны. Если их проанализировать, что можно увидеть, что капиталистические западноевропейские государства на много шагов опережали в этом показателе страны социалистического лагеря. Со временем разрыв в уровне их развития лишь увеличивался.

Сложности выхода

Планово-командное развитие Советского Союза, что длилось более восьмидесяти лет, привело к тому, что реальный уровень состояния государства на начало девяностых годов прошлого века был, мягко говоря, плачевным. Это выражалось в очень низком качестве и неконкурентоспособности выпускаемой продукции, уменьшении благосостояния и продолжительности жизни населения, устаревании производственного сектора, а также сильном загрязнении окружающей среды. Главной причиной всего этого стали особенности командной экономики, о которых более подробно речь шла ранее.

Как бы там ни было, процесс перехода на рыночную экономическую систему является не таким простым и быстрым, как это может показаться на первый взгляд. Ни одно государство не может на протяжении нескольких лет стать успешным. В связи с этим в теории существует понятие так званой переходной экономики. Она отличается неопределённостью, нестабильностью и изменениями во всей хозяйственной структуре государства. Нечто подобное можно наблюдать сейчас в некоторых странах бывшего социалистического лагеря.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что командная экономика - это способ организации государственной жизни, который зачастую называют социализмом. В его рамках монополистическую роль в регулировании хозяйственной жизни страны играет правительство. Именно власть принимает решение об объёмах изготовления того или иного вида продукции, а также его стоимости на рынке. При всём этом такие данные устанавливаются не на базе реального соотношения спроса и предложения, а исключительно исходя из многолетних статистических данных, на основании которых и устанавливаются планы. Хоть подобная модель развития государства и имеет некоторые преимущества, как показывает практика, в условиях рыночной экономики и конкуренции любая страна развивается гораздо эффективнее.

Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Тип экономической системы характеризует:

    формы собственности;

    способы распределения ограниченных ресурсов:

    способы регулирования экономики.

Основные типы экономических систем

Линии сравнения: Традиционная Централизованная (командная, плановая) Рыночная

Главные вопросы экономики

Что производить? В основном продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно. Ассортимент товаров и услуг устанавливается государством (группами профессионалов в той или иной сфере, работающих по госзаказу). Определяют сами потребители, проявляя спрос на товары и услуги. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено.
Как производить? Производят так и тем, как и производили предки. Определяется государственным планом. Определяют сами производители.

Для кого следует производить?

Распределение осуществляется согласно установленным обычаям. «Плановики» определяют, как будут распределяться товары и услуги. Производители ориентируются на потребительский спрос и стремятся произвести/продать как можно больше для получения максимально возможной прибыли.
Определение Способ организации экономической жизни, базирующийся на широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (различных формах хозяйствования). Способ организации экономической жизни, при котором такие факторы производства как земля и капитал принадлежат государству, которое осуществляет управление основными экономическими благами. Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.

В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором такие факторы производства как земля и капитал в основном находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Степень этих «в основном»и «при значительном участии» может отличаться, поэтому можно также классифицировать более подробно и смешанные экономические системы, например, выделяют скандинавскую, японскую и иные модели.

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

2. В приведённом списке указаны чер­ты сходства централизованной экономической системы с традиционной, а также черты отличия централизованной системы от традиционной. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сход­ства, а потом - порядковые номера черт от­личия.

Развернуть

3. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

В правильном ответе могут содержаться следующие пункты:

контроль над производством и распределением со стороны государства;

преобладание (господство) госсобственности на средства производства;

централизованное ценообразование;

административные методы управления экономикой.

4. В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.

В правильном ответе могут содержаться следующие примеры:

«Что производить?» - решается с учётом покупательского спроса;

«Как производить?» - решается с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирают наиболее эффективный способ производства;

«Для кого производить?» - решается в соответствии с платёжеспособностью покупателей.

5. Познакомьтесь с высказыванием ученого-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

    Тип экономической системы, о которой говорит Леонтьев, - рыночная экономика.

    Экономические проблемы, которая эта система способна решать самостоятельно:

      Создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объёмом и структурой потребностей).

      Обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя.

      Ограничение возможностей возникновения монополий.

      Создание стимулов к труду.

    Экономические проблемы, которые эта система не может решать самостоятельно:

      Обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества).

      Обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом.

      Регулирование внешних (побочных) эффектов.

Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо- или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

Давид Рикардо (1772−1823) - английский экономист, специалист политической экономии.

Работал на Лондонской фондовой бирже, занимался бизнесом. Член Палаты общин английского парламента от одного из избирательных кругов Ирландии (1819). Основатель первого в Англии клуба политической экономии (1821).

Работал с идеями А. Смита, выступая как в качестве последователя, так и в качестве оппонента.

Выступал против вмешательства государства в экономику, ратовал за свободную торговлю, последователь экономического либерализма. Государство, по его мнению, не должно препятствовать свободному предпринимательству и ценообразованию, его экономическая функция - налогообложение, но невысокое и посильное для граждан.

Последователь трудовой теории стоимости. Отмечал, что цена товара зависит от количества и качества труда, а также его редкости. Труд берётся за основу стоимости товара, но не исключаются и иные факторы, в т. ч. случайные. Стоимость товара также не связана напрямую с заработной платой производивших его, т. к. в неё помимо издержек закладывается прибыль.

Разделял естественную и рыночную стоимость труда: средства для содержания себя и семьи и плату с учётом реального соотношения спроса и предложения. Сторонник количественной теории денег.

Придерживался принципа специализации в производстве.

Лучший налог - меньший налог.

Вода и воздух чрезвычайно полезны, они прямо необходимы для существования, однако при обычных условиях за них нельзя ничего получить в обмен. Напротив, золото, хотя полезность его в сравнении с воздухом или водой очень мала, обменивается на большое количество других благ.

Таким образом, полезность не является мерой меновой стоимости, хотя она абсолютно существенна для этой последней. Если предмет ни на что не годен, другими словами, если он ничем не служит нашим нуждам, он будет лишён меновой стоимости, как бы редок он ни был и каково бы ни было количество труда, необходимое для его получения.

Понятие, критерии и типы экономических систем.

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе. Важнейшим элементом в экономической системе являются социально-экономические отношения. Эти отношения базируются прежде всего на формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, а также на способе координации экономической деятельности людей, фирм, государства на макроуровне. Немаловажную роль играют также организационные формы предприятий и система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники экономических процессов.

В любой экономической системе первичную роль играет производство, распределение, обмен и потребление. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, то есть существует их поток, который переходит в поток товаров и услуг, произведенных из этих ресурсов. Но системы различаются подходом и способами решения основных экономических проблем общества.

В мире реально существует неограниченное разнообразие экономических систем. Их можно объединить в следующие типы:

традиционная экономическая система;

рыночная экономическая система (чистый капитализм, современный капитализм);

командно-административная (плановая) экономическая система;

смешанная экономическая система (социально-ориентированная экономика);

переходная экономика.

Общая характеристика различных форм хозяйства (форм производства ).

Натуральное хозяйство (патриархальное хозяйство или традиционная экономика).

Традиционную экономику можно считать самым древним типом экономической системы. Она основана на натуральном производстве - производстве, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления.

Такие отношения в чистом виде проявлялись в замкнутой первобытной общине, изготовляющей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Система натурального хозяйства в экономике способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потребляющей весь продукт, который производила . Какой-либо значительный товарообмен отсутствовал.

В реальной жизни натуральным производством можно назвать хозяйство одной семьи на садовом участке, в том случае, если продукты труда предназначены не для продажи, а для собственного потребления.

При традиционной экономической системе земля и капитал находятся в общем владении племени или общины, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Экономические роли людям диктуют их наследственность и кастовая принадлежность и в силу этого существует социально-экономический застой. Технический прогресс проникает в такую систему с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции сохраняются очень долго. Со временем традиционная экономическая система перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь в форме разных обычаев и традиций.

В современном мире традиционная система до сих пор существует в экономически слаборазвитых странах. Она чаще всего базируется на отсталой технологии, широком распространение ручного труда и ярко выраженной многоукладности экономики.

В ряде стран сохранились натурально-общинные формы хозяйствования. Здесь огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на ресурсы и личном труде их владельца. Такое производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике играет иностранный капитал.

Решение основных экономических проблем имеет в каждой такой стране специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть доходов, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и социальную поддержку беднейших слоев населения.

Товарное хозяйство (рыночная экономика ).

Рост общественного разделения труда, ремесла, товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности разрушал замкнутость натурального хозяйства. И на смену ему пришла рыночная экономика.

Основу этой системы составляют:

1) частная собственность на ресурсы;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

4) Наличие множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого продукта и товара.

К середине XVIIв. были сделаны великие географические открытия, которые послужили толчком к быстрому расширению мировой торговли и формированию мирового рынка. Все это привело к повышению спроса на промышленные изделия и резкому увеличению производства. Мелкие и обособленные ремесленные хозяйства не в состоянии были решить эту задачу, а разорение все большего количества ремесленников пополняло рынок труда наемной рабочей силой.

Наступила новая эпоха - эпоха капиталистического производства. Большую роль в ее формировании сыграли торговый (купеческий) и ростовщический капиталы. Купцы и ростовщики устремляли свой капитал в промышленность и превращались либо в капиталистов-промышленников, либо в капиталистов-банкиров.

Становление капиталистических производственных отношений ускорялись так называемым первоначальным накоплением капитала. Сущность этого процесса заключалась в насильственном массовом отделении непосредственных производителей (прежде всего крестьян в условиях феодализма) от ранее принадлежавших им средств труда и превращение их в продавцов своей рабочей силы. С другой стороны в руках формирующейся буржуазии сосредотачивалось все больше денежных богатств и капитала.

Важнейшим экономическим результатом в развитии капитализма стало обеспечение более высокой производительности труда. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, а также новый принцип отношений между работодателями и работниками. Покупатели и продавцы рабочей силы выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Это предполагало свободу передвижения в пределах рынка труда. Наемный работник, получая вознаграждение за свой труд, обладал свободой выбора средств и способов удовлетворения своих потребностей. Работодатель же имел право свободного выбора рабочей силы. Обратной стороной такой свободы стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, правильность принимаемых решений и соблюдение условий трудового соглашения.

При капитализме существует рыночный механизм решения основных экономических проблем общества. Каждый товар и каждая услуга имеет свою цену, т.е. все продается и покупается за определенную стоимость. Даже все виды рабочей силы имеют свою стоимость. Тысячи товаров и услуг производятся миллионами людей, десятками тысяч компаний и заводов без какого-либо централизованного управления или плана. Однако хаоса нет, а есть определенный экономический порядок. Происходит это благодаря так называемому механизму общественной координации. Суть его состоит в том, что люди, действуя в своих собственных интересах, создают возможности выбора для других. Общественная координация выступает как процесс непрерывного приспособления людей к изменениям в чистой выгоде, возникающей в результате их взаимодействия. Изменение рыночных цен в ту или иную сторону служит для производителей сигналом об изменении потребительских предпочтений. Производитель самостоятельно решает проблему распределения редких производственных ресурсов, ориентируясь на рыночную конъюнктуру и уровень цен и сам определяет что производить и сколько.

Ресурсы применяются в соответствии с решениями, сделанными индивидуальными потребителями на рынке и для получения прибыли. И в стремлении увеличить ее предприниматель старается минимизировать затраты на производство, а поэтому очень экономно использует естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы. Достижение этого возможно при максимальном использовании творческого и организаторского потенциала самого предпринимателя, реализации его предпринимательского таланта, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

Командная экономика (командно-административная система) и плановое хозяйство (плановая экономика).

Различия в доходах, свойственные рыночной экономике издавна побуждали людей трактовать капитализм как "несправедливую" экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в XIX в. общественного движения, называемого "марксизмом" в честь своего главного идеолога - немецкого экономиста Карла Маркса. Он и его последователи считали, что рыночная система изжила себя и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. И поэтому ее предполагалось заменить новой экономической системой - командно-административной (социализм).

Классическим примером такой системы стала централизованная плановая экономика в бывшем СССР. Эту систему предлагали как образец для подражания, по ней оценивали экономику - социалистическая она или нет. В основе ее построения лежали главные признаки социализма:

господство общественной (а на деле - государственной) собственности на средства производства;

всеобщий контроль государства;

выполнение плана в качестве побудительного мотива;

уравнительный принцип распределения;

государственное ценообразование.

При такой организации экономической жизни государство является полновластным собственником всех видов ресурсов: земли, производственного капитала, рабочей силы и, даже, предпринимательской способности. А распределением этих ресурсов занимались центральные органы управления в соответствии с планами, которые разрабатывались руководством государства на научной основе. Государство являлось монополистом во всех отраслях. Таким образом социализм был полной противоположностью чистого капитализма, где любым монополиям нет места.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Основные экономические проблемы общества решались на общегосударственном уровне: государственный план определял что и сколько будет произведено, как будет произведено и как будет распределяться.

Во-вторых, государство, полностью контролируя производство и распределение продукции, устанавливает цены, в результате чего исключается свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Поставщики были жестко прикреплены к потребителям. При этом предприятия-поставщики как в экономическом, так и в административном отношении находились в односторонне выгодном положении по сравнению с предприятиями-покупателями, которым они навязывали свои товары.

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Планирование носило дерективный характер, имело вид силового давления и не опиралось на экономические интересы. А это означало, что для доведения планов до предприятия требовалась определенная организационная система управления общественным производством. Она нашла свое выражение в Госплане. В его функции входило доведение до каждого предприятия детального планового задания и контроль за его выполнением. При этом никого не интересовало пользуется продукция спросом или нет. Результатом такой политики стало затоваривание и расточительство общественного труда.

Что касается системы управления трудовыми ресурсами, то в стране была поставлена задача сделать организованный набор рабочей силы основной формой обеспечения потребности в ней. Штаты большинства предприятий были искусственно раздуты. И хотя выраженной безработицы в стране не было, справедливо отметить наличие ее в скрытом, подавленном виде. С целью стимулирования высокопроизводительного труда и повышения квалификации были введены прогрессивные формы оплаты труда и тарифные сетки.

Напомним, что в период расцвета социалистического лагеря (50-е - 80-е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, самый крупный экономический эксперимент в истории человечества.

Результатом действия централизованно-плановой системы управления стало противоречие между структурой производства и структурой потребления, которое постоянно углублялось. С одной стороны, зачастую расширяли выпуск не столь необходимых и даже ненужных изделий как в тяжелой, так и в легкой промышленности, с другой стороны рос список дефицитных товаров.

Важнейшей причиной создавшегося положения стало то, что центр был не в состоянии охватить всю систему взаимоотношений, а существовавшие методы планирования и управления ориентировали предприятие прежде всего на увеличение объема производства. При этом предприятия, стремясь к выполнению плана, зачастую неэкономно расходовали ресурсы. Справедливо заметить, что сама по себе идея планирования в экономике вполне разумна в пределах предприятия пока за все действия отвечает конкретный человек, рискующий, в случае ошибки, своим имуществом. Планирование же в масштабах страны бывает необходимо, например, в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с общегосударственной задачей. Но в мирное время детальное централизованное планирование действий всех экономических субъектов неразумно, так как громоздкая и неповоротливая система Госплана не в состоянии реагировать на изменения в структуре потребительского спроса.

Серьезным негативным последствием воздействия данной системы стало падение эффективности функционирования экономики в целом. Капитальные вложения носили централизованный характер и направлялись главным образом в новое строительство, а действующие предприятия работали на старой производственной базе. Из-за этого большая часть выпускаемой в стране продукции была низкого качества и устаревшей конструкции. Она не пользовалось спросом ни на внешнем, ни на внутреннем рынках.

В итоге, конец нашего столетия стал эпохой полного развала экономики стран социалистического лагеря. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТП сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в этих странах. Планирование в масштабах страны не оправдало себя и большинство бывших социалистических стран занялись возрождением частной собственности и системы рынков.

Смешанная экономика.

Говоря о плановой или рыночной экономике не следует забывать, что в чистом виде их можно встретить лишь на бумаге. В реальной жизни экономика большинства стран находится где-то между крайностями чистого капитализма и социализма плюс элементы традиционной экономики.

Например, частная собственность и опора на рыночные механизмы не обязательно сопутствуют друг другу, как, впрочем, и государственная собственность и централизованное планирование. Доказательством тому может служить фашизм гитлеровской Германии, который получил название авторитарного капитализма. Экономика здесь находилась под жестким государственным планированием и управлением, но собственность оставалась частной. В противоположность этой картине экономику Югославии 80-х годов можно охарактеризовать как рыночный социализм. Ей были свойственны государственная собственность на ресурсы и одновременно опора на свободный рынок как механизм организации и координации экономической деятельности.

И на сегодняшний день в большинстве стран мира действует смешанная экономическая система. При такой системе земля и капитал могут находиться не только в частной, но и в государственной собственности. Во многих странах существует значительный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых частично или полностью принадлежит государству, но которые:

не получают от государства планов;

работают по рыночным законам;

вынуждены на равных правах конкурировать с частными фирмами.

Распределение факторов производства осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Таким образом государство и рыночная система делят между собой ответственность за решение основных экономических проблем общества.

Вмешательство государства в экономическую жизнь необходимо из-за ряда причин. Вот основные из них:

Потребности общества, удовлетворение которых не приносит денежного дохода (такие, как содержание армии, борьба с эпидемиями и т.д.), государство может удовлетворить лучше, чем рынок.

Государство может смягчить негативные последствия действия рыночных механизмов - слишком большие различия в доходах граждан, загрязнения окружающей среды и пр..

К основным функциям государства в смешанной экономике можно отнести:

Выработка правовой базы и некоторых специфических услуг, например деятельность правоохранительных органов или государственных стандартов качества продукции.

Поддержание конкуренции. Разработка антимонопольного законодательства и жесткий контроль за ценами и качеством в естественных монополиях.

Перераспределение доходов. Программы социального обеспечения и социальный трансферт.

Перераспределение ресурсов. Государство из бюджета оплачивает ресурсы, идущие на производства «общественных благ», таких как постройка автомагистралей, содержание национальной обороны и т.д.

В каждой стране такой способ хозяйствования как смешанная экономика приобрел свою форму - в зависимости от степени вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Переходная экономика.

Переход от одной экономической системы к другой вызывает особое состояние экономики. Причиной обычно служит кризис и трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отнош ений, присущих нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной экономики.

Такая ситуация может возникнуть как в одной стране, так и одновременно в ряде стран. Переход из одной устоявшейся экономической системы к другой не может произойти мгновенно - требуется время для того чтобы создать новый комплекс экономических отношений. Это занимает, как правило, достаточно длительный период времени. Длительность перехода зависит от особенностей страны или региона.

Переход от традиционной экономики к чистому капитализму в некоторых странах длился столетиями. Элементы капиталистических отношений возникали в городах Италии и Голландии уже в XIV-XVвв., однако разложение феодального производства и начало капиталистического датируется лишь XVIв., а окончательный переход произошел в Голландии и в Англии в XVIIв.. Эти страны прошли классический путь развития капитализма - первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство и, наконец, капиталистическая фабрика. Во Франции процесс первоначального накопления капитала растянулся на три столетия. Это объясняется устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. В Германии и США переход окончательно осуществился к концу XIXв.. В России же развитие капиталистических отношений растянулось более чем на два столетия. Процесс этот протекал в условиях значительных пережитков феодализма и крепостничества. А в помещичьих хозяйствах, где перемены происходили наиболее медленно, не был завершен и к началу XXв.

Однако сегодня, говоря о переходной экономике, чаще всего имеют в виду развал бывшего соцлагеря. Конец XX в. охарактеризовался массовым переходом ряда стран от административно-командной экономики к рыночной. Исходной точкой таких преобразований послужил кризис государственной собственности и плановой системы регулирования экономикой. Эти элементы стали постепенно замещаться различными формами частной собственности и формированием механизмов функционирования экономикой присущих рынку.

Хотя этот процесс идет гораздо интенсивнее, чем переход от традиционной системы к капитализму (что объясняется наличием развитого индустриального производства), в разных странах он происходит по-разному. Чем более та или иная страна была «рыночной» на момент утверждения административно-командной системы, тем легче и быстрее она теперь переходит к рынку. Примером таких стран могут послужить Чехия и Венгрия.

Следует отметить, что для экономики переходного типа характерно резкое обострение социально-экономических противоречий, которое затухает по мере формирования зрелой экономической системы.

Формы рыночной экономики, основанные на частной и коллективной собственности на средства производства. Чистый капитализм, его основные институты и принципы.

Выше мы рассмотрели историю возникновения рыночной экономики (капитализма) и выделили общие характерные черты такой системы хозяйствования. Но следует признать, что капитализм XVII-XIXвв. существенно отличается от экономики тех стран, которые мы сегодня считаем капиталистическими. Поэтому принято различать два вида капитализма: капитализм XVII-XIXвв. и современный. Основные различия можно рассмотреть в таблице.

Основные характеристики

Капитализм XVII-XIXвв.

Современный капитализм

Преобладающая форма собственности.

Единоличная частная собственность .

Коллективная, акционерная и государственная собственность .

Способ координации хозяйственной деятельности.

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка. Слабое вмешательство государства .

Активное государственное регулирование национальной экономикой с целью предотвращения кризисов, безработицы и т.д.

Социальные гарантии.

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости .

Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения .

Капитализм XVII-XIX вв. наиболее близко подходит к понятию чистый капитализм (его характерные черты мы рассмотрим ниже). А что касается современного капитализма, то по всем признакам (наличие как частной так и государственной собственности, государственное регулирование) его уже можно отнести к смешанной экономической системе.

Рыночная экономика по сравнению со всеми остальными системами оказалась самой гибкой - она способна перестраиваться и приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Конкуренция заставляет производителей постоянно изыскивать что-то новое, предлагать покупателю более совершенные товары и услуги, снижать издержки производства. А все это требует использования новейших технологий и более прогрессивного оборудования. Но новые научные разработки часто непосильны мелким фирмам они требуют больших затрат, которые чаще всего не может себе позволить отдельный собственник капитала. И таким образом развитие НТП в ХХв. повлекло за собой возникновение новых форм предпринимательской деятельности - корпораций (акционерные общества). Участниками такого общества может стать неограниченное число участников (вкладчиков) и таким образом можно собрать огромный капитал путем продажи акций. Корпорации могут быть частные, если акционерами становятся частные инвесторы; общественными, организуемые и управляемые с помощью правительства; и смешанные - с участием правительства и частных инвесторов.

Появление корпораций не устранило свободное предпринимательство и мелкий бизнес и сегодня в странах с рыночной экономикой наряду с крупными корпорациями, на долю которых приходиться до 90% выпускаемой продукции, существуют партнерства (коллективные предприятия) и индивидуальные частные фирмы.

Во второй половине XX в., когда так широко развернулась научно-техническая революция и начала более интенсивно развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между субъектами.

Государственное регулирование необходимо еще и потому, что происходит все большая и большая интернационализация производства. Этот процесс предполагает участие страны в международном разделении труда и позволяет ей более рационально расходовать свои ресурсы. Государство же призвано защищать национальную экономику путем введения государственного регулирования внешней торговли.

В последнее время широкое распространение получает планирование как в рамках отдельных фирм в виде системы маркетинга, так и на отраслевом и общегосударственном уровне в виде прогнозов развития общественных потребностей. Такие прогнозы позволяют оказывать существенное воздействие на объем и структуру производимых товаров и услуг, ориентируя их на потребителя.

Таким образом, современный рынок представляет собой емкое многоплановое понятие. Его характерными признаками являются: наличие обособленных , самостоятельных производителей, несущих материальный риск за свою предпринимательскую деятельность; свободное ценообразование; конкуренция; развитая инфраструктура; государственное вмешательство по созданию благоприятных условий для развития экономической системы и социальной защиты населения и предпринимательства с помощью проведения соответствующей экономической, правовой и кредитной политики, а также системы налогообложения.

Чистый капитализм.

Чистый капитализм или капитализм свободной конкуренции - это идеальный образ, абстрактная модель. Наиболее близко к нему подходит капитализм XVII-XIXвв., но и он не в точности соответствует определению «чистый». И хотя такой вид хозяйствования в строгом смысле слова никогда не существовал в реальной жизни, его описание поможет разобраться как функционирует экономика капиталистических стран.

В чистом виде капитализм предполагает наличие следующих признаков:

Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;

Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;

Наличие у каждого из участников полного объема рыночной информации;

Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в привилегированное монопольное положение, а это уже не свободный рынок;

Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Выходит, что реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и формируются с помощью механизма рыночного согласования интересов продавцов и покупателей.

Несомненное достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для самого себя. Таким образом, как говорил А.Смит "...Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это".

Также следует признать, что рынок позволяет решить такие проблемы экономики как структура и эффективность производства и качество продукции гораздо лучше других хозяйственных систем. Все это достигается с помощью конкуренции, которая содержит стимулы для технического прогресса. Это связано с тем, что необходимость повышения эффективности использования редких ресурсов требует перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства менее эффективна, в отрасли, где она более эффективна.

Наконец, механизм рынка в целом освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В условиях рыночного хозяйства устойчивый товарный дефицит невозможен хотя бы потому, что он противоречит экономическим интересам всех участников конкурентного процесса.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: конкуренция, как главный механизм контроля в рыночной экономике, благоприятствует возникновению тождества личных и общественных интересов. Система свободного рынка функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, а не централизованных решений.

Но именно из-за отсутствия какого-либо централизованного контроля чисто рыночная система имеет следующие недостатки:

а) рыночной системе, как механизму распределения общественного продукта, не свойственны какие-либо этические принципы и блага в рыночной экономике способен получать только тот, кто может заплатить равновесную рыночную цену;

б) контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевает;

в) рыночная система порождает огромное различие в уровнях дохода и богатства;

г) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Еще раз хочется напомнить, что в чистом виде свободная рыночная система не существует, и никогда не существовала. Более того, она и не могла существовать, хотя бы из-за того, что ни один предприниматель не может обладать абсолютно полной информацией о состоянии всей экономики. Свободный рынок - абстракция. Вместе с тем, любой реально существующий рынок несет в себе элементы свободного.

Современные модели социально-ориентированной рыночной экономики. Смешанные системы.

Как мы уже отмечали, экономическую систему большинства стран мира можно считать смешанной. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют различные методы и подходы к решению экономических проблем.

Давайте рассмотрим самые известные модели в рамках смешанной системы:

Американскую модель характеризует всемерное поощрение предпринимательской активности и личного обогащения наиболее активной части населения. Т.е. существует массовая ориентация на достижение личного успеха. Задача социального равенства здесь вообще не рассматривается. Нуждающимся группам населения выдаются пособия, для них также существует система частичных льгот, что создает им приемлемый уровень жизни. Для Америки характерна высокая производительность труда. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечение НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Для успешного проведения такой социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% национального производства (ВНП). В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан и экспортная способность шведских компаний. Шведская модель получила название «функциональная социализация». Функции производства ложатся на частные предприятия (государство владеет лишь 4% основных фондов), действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) возложены на государство. Главным достоинством такой экономики состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем занятости и благосостояния населения.

Германская модель. Эта модель формировалась на основе ликвидации крупных концернов гитлеровских времен и предоставлении всем формам хозяйственной деятельности возможности устойчивого развития. В результате средний и мелкий бизнес, а также фермерские хозяйства пользуясь покровительством правительства добились высокой эффективности своей хозяйственной деятельности. Государство достаточно активно влияет на цены, пошлины и технические нормы. Такая модель получила название «социальное рыночное хозяйство».

Японская модель характеризуется развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы носят рекомендательный характер и представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель может существовать только в условиях высокоразвитого национального самосознания. В Японии существует приоритет интересов нации над личными интересами - население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания нации. Для японской экономики характерно также сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые дают наибольший успех.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это объясняется прежде всего схожим психологическим складом населения, его трудолюбием и ответственному отношению к своим обязанностям. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.

Следует заметить, что в смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития - либеральным и социально-ориентированным.

Либеральная смешанная экономика базируется на:

1) безусловном преобладании частной собственности и хозяйственном законодательстве, обеспечивающем максимальную свободу субъектов рынка и ограждающем их от вмешательства государства.

2) сосредоточение государственного регулирования главным образом на макроэкономических процессах.

Здесь преобладает принцип - работающий человек обеспечивает себя сам, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется на нищих и обездоленных.

Для социально-ориентированной экономики характерны следующие признаки:

1) смешанная система хозяйствования с довольно значительным государственным сектором;

2) государство регламентирует правила игры на рыночном поле как для государственных, так и для частных структур;

3) государственное регулирование осуществляется не только на макроуровне, но и в сфере деятельности хозяйствующих субъектов;

4) государство гарантирует определенное обеспечение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья;

5) регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.

Таким образом, государство путем своего вмешательства непосредственно в деятельность производственных и коммерческих фирм получает возможность проявлять заботу о своих гражданах. Отсюда и название "социально ориентированной".

Появление такой модели смешанной экономики пришлось на 70-80 годы и на сегодняшний день наибольшего развития достигло в таких странах как Германия и Швеция.

Выбор экономической системы, критерий выбора - уровень трансакционных издержек.

Поиск эффективной системы экономики имеют свою длительную историю. Эта идея занимала умы многих знаменитых экономистов. И.Т.Посошков в своей «Книге о скудности и богатстве» еще в начале XVIIIв. пытался обосновать необходимость совершенствования экономической системы России того периода. Несколько позже А.Смит посвятил изучению этой проблемы свой главный труд «Исследования о природе и причинах богатства народов».

Идея поиска идеальной экономической системы актуальна и до сих пор. В настоящее время одной из наиболее интересных теорий можно назвать идею Роналда Коуза о влиянии уровня трансакционных издержек на выбор оптимальной экономической системы.

Трансакционные издержки это те затраты, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий. Эти те издержки, которые требуются для создания и функционирования структур экономической системы.

Уровень этих издержек у различных фирм неодинаков. В любой экономической системе с развитыми товарными взаимосвязями фирмы вынуждены расходовать средства на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов и их юридическое оформление, на контроль за их исполнением и т.д. Внешне эти расходы незаметны, но реально они существуют и могут быть настолько велики, что превысят доходы предприятия.

Если речь идет о рыночной экономике, такие затраты падают на плечи самостоятельных фирм. Они из собственного кармана финансируют изучение рынка, технологии, юридические услуги и пр. А если это командно-административная система? Долгое время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо затрат. Но на деле для содержания такой системы, для разработки всеобъемлющих планов и надзором за их выполнением из единого центра требовались огромные средства.

В настоящее время нельзя точно судить какая из этих двух полярных систем наиболее экономична для общества. Для того чтобы их сравнивать нужны точные данные о трансакционных издержках аналогичных фирм в той и другой системе. Как отмечал Р. Коуз, только дороговизна систем и функций координации способна устранить конкурентный ценовой механизм самоуправления, если он окажется дороже, чем государственное регулирование и наоборот.

Объективные условия и экономическая система современной России.

На протяжении достаточно долгого периода времени экономика СССР развивалась вполне успешно. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в конце 50-х - начале 60-х годов. Но, начиная с середины 60-х и до середины 80-х, в экономике СССР начался значительный спад. Это проявилось в производстве важнейших видов продукции (электроэнергия, нефть, сталь и т.д.).

В марте 1985г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. Он представил состояние советской экономики в негативном свете и объявил 70-е и 80-е года застойным периодом. Это заявление можно считать исходной точкой начала переходного периода в российской экономике. Был взят курс на ускорение социального и экономического развития страны. Предполагалось, что к 2000г., благодаря внедрению достижений НТП, в СССР будет создано самое совершенное общество «гуманного демократического социализма», а по всем показателям СССР выйдет на первые места в мире и будет решена ранее составленная продовольственная программа.

Стоит отметить, что на тот период времени СССР был признан второй страной в мире после США по экономической мощи, рубль являлся твердой валютой, в стране не было безработных, а уровень инфляции был значительно ниже, чем на Западе. Но в то же время существовали серьезные диспропорции как в развитии народного хозяйства в целом, так и отдельных его отраслей. Некоторые важнейшие направления развития, такие как компьютерные технологии и биотехнологии были вообще упущены. Созданная огромная материально-техническая база была малоэффективна и работала не на повышение благосостояние народа, а на воспроизводство самой себя.

Перестройка началась с изменения системы мотивации и отношений собственности. Начался поиск экономических рычагов стимулирования труда и поисков новых условий хозяйствования. Были провозглашены такие «рыночные» принципы как хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование предприятий. На них создавались органы производственного самоуправления. Одновременно поощрялось создание кооперативов и индивидуальная трудовая деятельность. Были приняты законы о собственности, о земле, об аренде. В это время в правительстве наметился распад на два противоборствующих лагеря: «консерваторы», которые ратовали за изменение советской хозяйственной системы и «демократы», настаивающие на формировании рыночной экономики западного образца.

В 1990г. Верховный Совет РСФСР принял «Декларацию о суверенитете» союзных республик. Это еще больше усугубило политический и экономический кризис. Началась борьба между Центром и администрацией на местах. Ослабление государственного управления привело к спаду производства и перебоям в снабжении населения самыми необходимыми продуктами. В стране развивался неконтролируемый процесс хозяйствования на основе договорных отношений и бартера через товарно-сырьевые биржи. Сделки купли-продажи осуществлялись на них через брокерские конторы. Самые разбогатевшие на посредничестве конторы стали впоследствии создателями коммерческих банков и инвестиционных фондов.

В конце 1991г. СССР прекратил свое существование как многонациональное государство и единый народнохозяйственный комплекс, а в 1992г. правительство объявило о решительном шаге на пути к рыночной экономике. Замысел реформ - это «инфляционная шоковая терапия», т.е. стимулирование экономической активности путем либерализации цен, льготных кредитов, ослабление контроля за уровнем доходов. В дальнейшем предполагалось преодолеть финансово-денежную несбалансированность с помощью повышения налогов и кредитных ставок и контролем за доходами.

Одновременно развертывалась приватизация государственной собственности и ее децентрализация. Стоимость государственного имущества на тот период времени составляла 1,5 триллиона рублей, т.е. по 10тыс. рублей на каждого жителя России. Первоначально планировалось, что россиянам будут выдавать именные приватизационные чеки (ваучеры). Такой метод позволил бы государственному имуществу перейти в коллективную собственность предприятий, что являлось бы стимулом улучшения работы трудовых коллективов - ведь каждый работник (владелец ваучера) являлся бы собственником части имущества своего предприятия. Но, в результате были выданы обезличенные (неименные) ваучеры, которые в большинстве своем были тут же скуплены состоятельными людьми, банками и мафиозными структурами.

Таким образом, приватизация государственной собственности послужила на пользу интересам частного капитала определенной группы населения. А выпущенные на открытый рынок ваучеры стали своеобразными деньгами и привели к скачку цен и гиперинфляции. Нерегулируемый рост цен привел к тому, что многие предприятия промышленности и сельскохозяйственные организации не смогли закупать по свободным ценам необходимое сырье и материалы, что еще больше усугубило положение - простаивали как малые предприятия, так и огромные производственные комбинаты, безработица охватила большинство отраслей. Реальные доходы граждан неуклонно падали из-за инфляционных процессов, что привело к снижению совокупного спроса на многие группы товаров. Российские предприятия столкнулись с проблемами сбыта. Положение усугублялось огромным потоком импорта, хлынувшего на прилавки. Многие предприятия оказались неконкурентоспособны в создавшихся условиях и вынуждены были закрыться, что привело к новому витку безработицы.

Почему же реформы в России не привели к положительным результатам, которых добились такие страны бывшего социалистического лагеря как, например, Польша и Венгрия? Причин много. Назовем некоторые из них:

Отсутствие общей программы организационных изменений.

Криминализация экономической жизни и рост коррупции. (Предпринимательский сектор вырос в основном из полукриминальных кругов бывшего СССР). Стремительный рост теневой экономики.

Огромная территория страны, что осложняет управление из центра, а также отсутствие четкого и сбалансированного разделения функций между центром и регионами.

Крайне неблагоприятные климатические условия на большей части территории России, сводящие на нет интересы к инвестированию в российские предприятия как у зарубежных, так и у отечественных инвесторов.

Неразумная политика приватизации, послужившая интересам лишь определенной группы населения и давшая толчок инфляции.

Неконкурентоспособность большинства российских предприятий на мировом рынке из-за высокого уровня издержек на единицу продукции. Причинами здесь являются территориальные и климатические особенности России.

Разнообразный состав населения по национальному признаку (свыше 300 национальностей) и неравномерное его распределение по территории России. Этот фактор в периоды нестабильности экономики приводит к усилению межнациональных конфликтов.

Подавляющая часть населения ни профессионально, ни политически, ни по своему общему культурному уровню не была готова к рыночным отношениям. Хозяйственная инициатива большинства населения ослаблена десятилетиями правления централизованной экономики.

Разрушены важнейшие традиционные источники пополнения госбюджета, при этом нет альтернативной замены их. Налоговая система не выполняет своих функций.

Внешний государственный долг, на содержание которого требуются огромные денежные средства, является, по сути «долговой ямой».

В настоящее время уже стало ясно, что модель радикальных экономических преобразований строилась без учета особенностей России. Результатом послужило неуклонно ухудшающееся материальное положение большинства граждан России при быстром обогащении сравнительно небольшой части общества, в основном криминальной и коррумпированной. И на сегодняшний день страна еще не имеет четкой государственной стратегии выхода из экономического кризиса и обеспечения устойчивого развития экономики.

Задания. Вопросы.

Что такое экономическая система?

По каким признакам различаются экономические системы?

Что характерно для натурального хозяйства?

В какой системе чаще встречаются элементы натурального хозяйства?

Что послужило причинами перехода от традиционной экономики к рыночной?

Что составляет основу рыночной экономики?

Какие виды капитализма принято различать?

В чем заключаются преимущества рыночной системы?

Какие недостатки рынка существуют?

Какова роль государства в плановой экономике?

Почему необходимо вмешательство государства в экономическую жизнь общества?

Какие существуют модели смешанной экономики и чем они различаются?

Какие проблемы возникают в периоды переходной экономики?

В чем заключается суть трансакционных издержек?

Каковы особенности переходной экономики в России?

Что, на Ваш взгляд, ожидает Россию в ближайшем будущем?

Задания. Тесты.

1. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционной экономической системы:

а) частная собственность;

б) натуральное производство;

в) коллективная собственность;

г) государственная собственность;

д) распределение ресурсов в соответствии с традициями.

2. Наличие каких признаков предполагает капитализм:

а) наличие торговых марок;

б) неограниченное число конкурентов;

в) наличие монополий;

г) влияние продавцов на рыночную цену;

д) суверенитет покупателя.

3. Что характерно для командно-административной экономки:

а) частная хозяйственная инициатива;

б) государственные цены;

в) государственная собственность на средства производства;

г) влияние покупателей на цену.

4. Какие черты характеризуют смешанную экономику:

а) частная собственность;

б) государственное вмешательство в деятельность экономики;

в) государственная собственность;

г) государственные расценки;

д) государственное планирование.