Труд как основа развития общества и важный фактор производства. Теоретические основы производства и факторов производства

Труд как основа развития общества и важный фактор производства. Теоретические основы производства и факторов производства

Класс: 6

Цель урока: формирование у учащихся представления о труде как об основе любого производства, о необходимости различных форм и видов труда в экономике.

Задачи урока: формировать представления о разнообразных видах профессий, видах и типах труда, о кооперации труда как об эффективном способе производственной деятельности, воспитывать понимание нужности всех профессий в экономике.

Основные понятия и категории: школьная экономика, труд, виды и формы труда, кооперация труда.

Ходе урока

I. Повторение и закрепление пройденного материала.

II. Изучение нового материала.

  1. Труд - основа любого производства. Без труда и участия человека по преобразованию ресурсов не может существовать ни одна страна, ни одна экономика.
  2. Учебник. Стр.72. Определение труда как целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых людям.
  3. Кто и какую работу выполняет в экономике, зависит от того, какие блага нужны людям.
  4. Набор профессий в экономике определяется набором товаров и услуг, которые нужны людям. Ответьте: люди, каких профессий изображены на рисунках? Какие блага они создают?

  5. Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с тем, как работает экономика страны, как разделяется труд между людьми.
  6. Пусть дети назовут наиболее известные профессии. Выясните, какую роль они играют в экономике. Профессии пусть дети называют в связке с тем благом или услугой, которые существуют в экономике благодаря этой профессии.

  7. Назовите такие профессии, которые были популярны лет 30-40 назад. Какие профессии, оказываются, не нужны в современной экономике? (Машинист паровоза, контролер билетов в метро, слесарь-ремонтник оборудования, которое уже не используется, полотер.) Изменение труда и отказ от использования профессий связано с устареванием оборудования, заменой одних благ и услуг на другие.
  8. Распределите номера профессий по колонкам таблицы (некоторые номера могут повторяться в различных колонках).

  9. Какие новые профессии появились в последние годы? (Менеджер, программист, банкир, шоумен.)
  10. Трудовая деятельность отличается от других видов деятельности людей тем, что она имеет определенный смысл и связана с затратами физических или умственных сил. Существует разделение труда на физический (труд строителя, пахаря, уборщицы, грузчика) и умственный (труд ученого, писателя, конструктора, дизайнера).
  11. Что означает выражение "мартышкин труд"? Правильно, это бестолковая, бесцельная и бесполезная деятельность. Если же в результате трудовой деятельности создается что-либо нужное, то такой труд называют созидательным. Результатами такого вида труда могут воспользоваться многие люди. Труд учителя, врача, строителя созидателен, а труд, например, космонавта можно ли считать созидательным? Ведь мы на Земле сразу не замечаем результатов его труда в космосе, но его труд, т. е. проведенные им исследования и эксперименты, да и вся его жизнь на орбите нужны ученым, медикам, экологам и другим специалистам, которые благодаря полученным сведениям разрабатывают новые лекарства, способы обработки материалов, делают экологические прогнозы и т. д.
  12. Делении труда на материальный и нематериальный, самостоятельный и наемный.
  13. В истории развития человеческого общества основным типом труда был труд, преобразующий природу (сельскохозяйственный, строительный, промышленный), т. е. связанный со средствами производства: машинами, станками и орудиями труда. Такой труд можно также считать материальным, так как материальны результаты такого труда.
  14. Но есть и другой тип труда - нематериальный, или "духовное производство". Его результаты представляют собой символы, формулы, художественные образы, мифы, сказки и т. д. Они нематериальны и невещественны, ведь их не попробуешь на вкус и не взвесишь, но они тоже нужны людям для их культурного и духовного развития. Таким трудом занимаются художники и писатели, ученые и учителя, артисты и шоумены и даже священники.
  15. Труд можно разделять еще и по таким признакам: труд самостоятельный, или независимый. В таких формах, как предпринимательство, посредничество, фермерство, создание музыкальных или художественных произведений, когда работающий человек мало зависим от других людей, и труд наемный, когда человек нанимается на работу и заключает договор с организацией или другим человеком о заработной плате, т. е. о цене своего труда.
  16. С развитием общества появляется новый тип труда - организаторский, с которым связано управление, предпринимательство и посредничество. Результатом такого труда являются разнообразные решения, приводящие к согласованной работе других людей: выбор места для строительства завода или фабрики, выпуск того или иного автомобиля, применение наилучших способов организации деятельности людей, обучение правильному выполнению своих обязанностей на рабочем месте и многое другое.

III. Закрепление материала.

IV. Домашнее задание.

1. Глава 14. §1. Вопросы к параграфу.

2. а) Проведите исследование.

б) Подумайте, как составлены названия этих профессий.

3. Предположим, вы нанимаете людей на работу. Какие качества работника вы считаете важными для:

  1. Пожарного
  2. Учителя
  3. Менеджера
  4. Клоуна
  5. Модельера
  6. Программиста

4. Существуют ли качества, необходимые для всех работников? Если да, то, какие, если нет, то почему?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

социологический измерение труд производство

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Поэтому эта тема достаточно актуальна в наше время. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда. Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

В данной семестровой работе мы изучим социологическое измерение труда. Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда -- явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления -- это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными).

В этой работе рассматривается социальная сущность труда. Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Также в семестровой работе исследуются основные элементы общественного производства: материальные и духовные производства. Труд - это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или духовных. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Социологическое измерение труда

Возникает вопрос, почему мы начинаем обзор частных социологических теорий с социологических проблем труда, трудового коллектива, ведь можно начать, к примеру, с социологии личности.

Труд -- это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек -- существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека -- это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда -- явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления -- это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Социология труда -- это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда -- это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда:

Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

По-другому можно сказать, что задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности. В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны -- способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда. Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

К настоящему времени социология труда -- самая развитая часть отечественной социологической науки. Это сказалось и на формировании определенных экономических специальностей. Например, в 1987 г. в вузах специальность «экономика труда» была преобразована в «экономику и социологию труда», что свидетельствовало о признании того факта, что без социального знания, без социологии уже немыслим эффективный процесс управления в трудовом коллективе.

Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица -- в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит прежде всего характер труда.

Понятно, что при любом исследовании социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе в первую очередь учитывается характер труда, как совокупного, так и индивидуального. Содержание труда определяет конкретную трудовую деятельность, функциональные обязанности, степень физического и интеллектуального напряжения, санитарно-гигиенические условия и многие другие характеристики. Труд рабочих на сборочном конвейере, железной дороге, в авиации, совхозе, строительстве имеет различное содержание. Содержание труда в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, личностными характеристиками конкретного работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

При проведении социологических исследований содержания труда можно использовать такие градации, как ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то выделяются: простой ручной и сложный ручной труд, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника, простой механизированный и сложный механизированный труд, простой автоматизированный и сложный автоматизированный труд.

Содержание труда в значительной мере предопределяет личностное отношение человека к выполняемой работе. Если среди рабочих, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность выполняемой работой до 100 процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах -- только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезную социальную проблему.

Специфика нашей страны -- большое число ремонтников. В промышленности для обслуживания оборудования, которое эксплуатируется десятилетиями и устаревает не только морально, но и физически, приходится держать миллионы ремонтников. Изготовлением запасных частей и ремонтом тракторов занято больше людей, и применяется в четыре раза больше производственных мощностей, чем для выпуска новых тракторов.

Мы выделили только самые основные характеристики содержания труда, которые учитываются в социологическом исследовании социальных проблем труда, трудовой деятельности. Конечно, приходится учитывать и несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации работников. Основная тенденция -- это отставание уровня профессиональной квалификации, качества трудовых ресурсов от конкретного содержания труда. В реальных условиях уровень квалификации работников является завышенным. При нехватке кадров любой руководитель, желая удержать работников, завышает их реальную квалификацию, чтобы иметь основание платить более высокую зарплату. Эта проблема касается не только работников физического, но и умственного труда. Однако бывают и другие ситуации, когда в экстремальных условиях Севера уровень квалификации существенно выше, чем содержание выполняемой работы. Люди, владеющие несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, как правило, качественней выполняют порученную работу. В современных условиях два основных фактора наиболее полно характеризуют содержание труда. Во-первых -- соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда. Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях. Во-вторых, соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше профессиональная квалификация, тем больше потребность участвовать в выработке управленческих решений. Искусство управления состоит в том, чтобы помочь исполнителям выбрать нужное решение. Особенно важно делегирование части управленческих функций.

Социальная сущность труда

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда".

Характер общественного труда определяется тем способом, которым рабочая сила соединяется со средствами производства, формой собственности на средства производства. В первобытном обществе примитивность орудий труда, исключавшая возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку, обуславливало необходимость коллективного труда, общинной собственности на средства производства и на продукты труда, поэтому труд носил общественный характер, эксплуатация труда отсутствовала.

Развитие общественного разделения труда и расширение обмена привели к тому, что общественная собственность на средства производства уступило место частной собственности, коллективный труд - индивидуальному, частному, родовой строй классовому обществу. Возникло и развивалось товарное производство, достигшее всеобщего характера при капитализме, когда и рабочая сила стала товаром. Труд товаропроизводителя воплощенный в товаре приобрел двойственный характер, выступая с одной стороны, как труд в определенной форме, как конкретный труд, создающий потребительную стоимость, с другой стороны как затрата человеческой силы вообще, независимо от её конкретной формы, как абстрактный труд, создающий стоимость товара. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, двойственный характер труда воплощенный в товаре, отражает противоречия между частным и общественным трудом товаропроизводителей. Частная собственность на средства производства разъединяет людей, делает труд отдельного товаропроизводителя его частным делом. Каждый товаропроизводитель ведет своё хозяйство обособленно от других. Труд отдельных работников не согласован и не увязан в масштабе всего общества, но общественное разделение труда означает наличие всесторонней связи между производителями, которые работают друг на друга, поэтому труд отдельного товаропроизводителя, по существу является общественным трудом.

Исходя из социальной сущности труда, как процесса, формирующего человека и общество, социология выделяет три основных аспекта его сущности.

Во-первых, она изучает социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда.

Во-вторых, - исследует комплекс отношений отдельного человека и коллектива к труду, его характеру, содержанию, и условиям труда, материальную заинтересованность, содержание труда, взаимоотношения в коллективе, смысл труда в целом и так далее.

В-третьих, рассматривает трудовой коллектив как социальную организацию, то есть особую систему отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между его работниками. Здесь, в рамках социологии труда, изучаются многообразные проблемы, касающиеся структуры трудового коллектива, взаимоотношений между его членами, в том числе руководителями и подчиненными, социально-психологического климата, имеющихся в нем конфликтов и путей их разрешения.

Важно отметить и те социальные процессы, которые протекают в коллективах при реализации социально-трудовых отношений. Важнейшими среди них являются: 1) сам труд как базовый социальный процесс; 2) интегративные процессы (образование, функционирование и развитие трудовых коллективов, стимулирование трудовой активности); 3) ценностно - ориентационные процессы, связанные с сформированием интересов, ценностей, социальных норм у различных групп работников; 4) процессы социальной мобильности (трудовые перемещения социальных групп и отдельных работников).

Основными категориями в социологии труда являются: условия, организация, виды, содержание и характер труда, отношение к нему, удовлетворенность трудом, социально-психологический климат коллектива и тому подобное. Изучая эти и другие категории, необходимо учитывать, что естественная потребность для общества заключается не в самом действии "лишь бы трудиться", а в потребительской ценности процесса труда как созидателя общественного богатства и прогресса, способа удовлетворения общественных и личных потребностей, формирования и совершенствования каждой конкретной личности.

Важную роль в деятельности человека играют стимулы и мотивы трудовой активности. Под стимулами мы подразумеваем осмысленные побуждения, вызванные действием объективных факторов. Стимулы труда тем сильнее, чем в большей степени результаты человеческой деятельности будут удовлетворять совокупности имеющихся потребностей.

Изучая социальную сущность труда, индустриальная социология (20-30-е годы XX века) важным объектом анализа трудовой деятельности считала социально-трудовые отношения. Так, известный американский социолог Фредерик Херцберг выделил три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственного поведения работников.

Первый подход, получивший название научного менеджмента, базировался на разработанной в начале XX века теории американского инженера Фреда Тейлора. Согласно его теории, эффективность труда человека увеличивается при внедрения на производстве научной организации труда. Хронометрирование рабочих операции с целью экономии движений и упрощение трудовых функций, сдельная прогрессивно-премиальная система оплаты труда, система бонусов (крупных премий, получаемых один или два раза в год за достижение успехов), сборочные конвейеры вызвали значительное повышение заинтересованности в эффективном труде и повышение его производительности. Элементы научной организации труда, разработанные Ф. Тейлором, успешно применяются и в современном производстве.

Начало второго подхода к регулированию производственных отношений положил, американский ученый Элтон Мэйо, сделав вывод, что решающее влияние на увеличение выработки оказывают не материально-вещественные, а человеческие, морально-психологические отношения.

Мэйо делает упор, во-первых, на то, что человек - существо социальное, его поведение формируется и определяется групповым поведением; во-вторых, что жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация снижают трудовую и социальную активность, мешает раскрытию творческого человеческого потенциала; в-третьих, руководители должны в большей степени ориентироваться на людей, а не на продукцию. В этом залог социальной стабильности и удовлетворения индивида своей работой. Этот подход получил название менеджмента человеческих отношений и лег в основу развития индустриальной социологии на Западе.

Основные элементы общественного производства: материальные и духовное производства

Труд -- вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Заключение

Таким образом, труд - это важнейшее условие жизнедеятельности как отдельного индивида, так и общества в целом, любой организации, предприятия.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране многое изменил в общественной организации труда. Как свидетельствует опыт, главное в таких изменениях - это перемены в приоритетности интересов и стимулов к труду. Рыночные отношения предполагают иерархию приоритетности таких интересов: личные интересы самые главные. Если они реализованы, то соответственно будут реализованы и коллективные интересы.

Признание личных интересов важнейшими в современных условиях - это признание важности и значимости проблем мотивации трудовой деятельности, стимулирования труда, а также необходимости повышения статуса работника в системе социально-трудовых отношений.

Следовательно, труд - явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Список использованной литературы

1.Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

2.Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.

3.Малая советская энциклопедия. Третье издание. Том 9. -М.: 1960

4.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

5.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

6.О.В. Ромашов, Социология труда. - М.: «Гардарики», 1999

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная сущность труда, его характер и содержание. Системность совершенствования личности труженика. Предметы и средства труда, средства производства и технологии. Значение труда в развитии человека. Проблемы формирования рабочей силы на рынке труда.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Исследование феномена общественного мнения как института, имеющего социальную силу. Изучение аспектов взаимодействия общественного мнения и политики. Роль общественного мнения при формировании гражданского общества и системы социальных взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Биография, профессиональная деятельность и научные работы французского социолога Эмиля Дюркгейма. Взгляды ученого на разделение общественного труда, разработка им нового социологического подхода, понятия социальной солидарности и сущности "социологизма".

    презентация , добавлен 16.05.2012

    Принцип формирования частного и общественного призрения. Общая характеристика деятельности и основных направлений приказов общественного призрения. Анализ ведомственных учреждений императрицы Марии Федоровны. Сущность человеколюбивого общества.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Основные категории социологии труда. Индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Потенциальная опасность производственных факторов на рабочем месте. Прогрессивные методы организации труда. Этапы процесса автоматизации производства.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2009

    Понятие социологии общественного мнения, характеристика ее субъекта и объекта. Место общественного мнения в структуре общественного сознания. Функции общественного мнения, особенности его структуры. Социологическое исследование общественного мнения.

    презентация , добавлен 06.04.2014

    Анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности. Анализ понятий собственности и эксплуатации, труда и капитала. Развитие истории и обществоведческой мысли в XX веке. Понятие азиатского способа производства. Переход от капитализма к социализму.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Характеристика ООО "Союзпромпластик", социальные условия труда. Оплата и дисциплина труда, состояние объекта социальной инфраструктуры. Коэффициент образовательного уровня персонала. Предложения по совершенствованию социального развития организации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Обзор социологических теорий по социологическим проблемам труда, трудового коллектива. Труд как основная категория социологии труда, ее задачи: оптимизация социальной структуры общества, анализ рынка труда, реализация трудового потенциала работника.

    доклад , добавлен 10.05.2009

    Типология общества, его структурная сложность и характер внутреннего взаимодействия элементов. Возникновение постиндустриального общества, его принципы и этапы. Концепции общественного развития. Понятие и значение прогресса в современном обществе.

Труд - один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы . Труд - фундаментальная антропологическая категория.

Так, в классическом индуизме правильное выполнение чьей-то кастовой обязанности, или дхармы, было главной религиозной обязанностью индивида. В других культурах труд менее прямым образом связан с религией, но везде понятие труда рассматривается как внутренне присущая часть человеческой жизни. Характеристика труда в современном обществе комбинируется с особым развитием в сфере ценностей. Так, М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что происходит с религиозным понятием «призвание» в начале модернистской эпохи. В католичестве понятием «призвание» обозначаются занятия, к которым индивид, как предполагается, призван Богом. В сравнении с ними другие виды работы были «профа- ническими», т. е. обладающими меньшей моральной ценностью. В протестантской трактовке любое законное занятие есть призвание. Эта фундаментальная серьезность в восприятии труда по-прежнему актуальна. Связь идеологического развития с пониманием труда в современном обществе парадоксальна: в то время как индустриальная революция все более затрудняет ясное определение значения труда, приводит к фрагментации работы, существует глубоко укоренившееся представление, что труд - основа идентификации и морального достоинства индивида.

С экономико-социальной точки зрения труд - это любая общественно полезная деятельность человека, с физиологической - это нервно- мышечный процесс, происходящий за счет накопления в организме потенциальной энергии. Следовательно, труд рассматривается как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, ограничением понятия труда является то, что трудом называется лишь деятельность человека. Второе ограничение связано с понятием общественной полезности, оно весьма условно: трудом не является преступная деятельность. Это социологический аспект понятия труда.

В психофизиологическом аспекте процесс труда есть целесообразное, производительное расходование физической и нервной энергии человека. При таком подходе каждый вид труда характеризуется:

  • ? психофизиологическим содержанием (работа органов чувств, мышц, процессы мышления);
  • ? условиями, в которых осуществляется трудовая деятельность.

Академик С. Г. Струмилин, применивший еще в 1921 г. аналитическую оценку труда по различным факторам (творческое начало в труде, привлекательность труда, характер физиологических функций, ответственность), считал, что в трудовой деятельности человек осуществляет три основные функции: энергетическую, управленческую и исполнительскую.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная па создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и работа - понятия не равноценные, не тождественные. Труд - явление общественное, он присущ только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами, штуками. Наиболее часто в литературе последних лет под трудом понимается всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы.

К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Обязательными элементами труда служат рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Рабочая сила - основная, главная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда. Предметы труда - это продукты природы, которые в процессе труда подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительские стоимости. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или придают основному материалу новые свойства, - то вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания.

Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место. На эффективность труда оказывает воздействие совокупность свойств и параметров средств труда, должным образом приспособленных к человеку или коллективу как субъекту труда. В случае несоответствия психофизиологических характеристик человека и параметров средств труда нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника. Параметры орудий труда зависят от достижений научно-технического прогресса, финансовых возможностей предприятия по приобретению новинок, а также от его инвестиционной активности.

Самая общая схема структурных составляющих труда может быть отражена следующим образом (рис. 2.1).

Отчуждение труда - это отношения между субъектом труда и какой- либо социальной функцией труда, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта труда и перерождению отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства.

Рис. 2.1.

Многие концепции отчуждения труда в той или иной степени связаны с разработками этого понятия К. Марксом. Отчуждение, порожденное индустриализацией, также являлось одной из главных тем исследований Э. Дюркгейма, развившего концепцию аномии, отражавшую рост индивидуализма и дезинтеграции. М. Вебер подчеркнул проблему отчуждения в формализации социальной организации, ее бюрократизации. Теоретики франкфуртской социологической школы развили веберовскую теорию рационализации, они считали отчуждение труда атрибутом и спутником рационализации. В этот период на концепцию отчуждения оказал заметное влияние неофрейдизм. Подробнее об отчуждении труда писал Э. Фромм в работе «Иметь или быть». В современных концепциях рассматривается проблема преодоления отчуждения труда через творчество, тогда как ранее акцент делался на преодолении отчуждения от продуктов труда (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Соотношение инстинктивной деятельности, труда и творчества*

Окончание

*По книге: Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М. : Academia; Наука, 1998.640 с.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение участия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности, но и появляются новые потребности с желаниями их последующего удовлетворения. Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Труд играет исключительно важную роль в развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда.

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездействия, то деятельность выступает как активный процесс, а бездействие - как пассивный.

Таким образом, труд с экономической точки зрения - это процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства. Целями могут быть производство энергии, средств информации, идеологических продуктов, а также действия управленческих и организационных технологий. При этом неважно, нужен ли производимый продукт человеку для удовлетворения его собственных потребностей. Цели трудовой деятельности задаются человеку обществом, поэтому по своей природе она является общественной: потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Различают социально-экономические и производственные условия труда.

Социально-экономические условия труда включают все то, что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта). Производственные условия труда - это все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.

Субъектом труда может быть отдельный работник или коллектив. Поскольку средства труда и предметы труда создает человек, он является основным компонентом труда как системы.

Следовательно, труд - явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды). Это и есть социальная характеристика труда. Но в основе труда лежат и психологические, и физиологические процессы, поэтому важную роль в решении задач повышения его эффективности играет изучение деятельности и функций человека. Отсюда вытекает еще одно определение понятия «труд».

Труд - это процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физической) энергии человека, в результате которого создаются необходимые для жизни и развития общества потребительские стоимости.

Эта характеристика труда тесно связана с его производительностью. Уменьшение затрат энергии на выполнение единицы объема работ идентично росту производительности и наоборот, причем расход энергии зависит от различных производственных и личностных факторов.

В представлении о труде также выделяют различные аспекты:

  • ? экономические (занятость населения, рынок труда, производительность труда, организация и нормирование труда, оплата и материальное стимулирование, планирование, анализ и учет труда);
  • ? технико-технологические (техническое и технологическое оснащение, электро- и энерговооруженность, техника безопасности);
  • ? социальные (содержательность, привлекательность, престижность и мотивация, социальное партнерство);
  • ? психофизиологические (тяжесть, напряженность, санитарно- гигиенические условия труда);
  • ? правовые (законодательное регулирование трудовых отношений, отношений на рынке труда).

Подобное деление весьма условно, так как проблемы труда сочетают в себе одновременно разные аспекты, предстают в единстве или находятся в тесной зависимости.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

· Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

· Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

· Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и т.д.

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

ТЕМА 1. Труд как основа развития общества и важный фактор производства

1 Предмет и задачи дисциплины

2 Понятие о труде и его социально-экономическая роль в обществе

4.Побудительные мотивы и стимулы к труду

1.Предмет и задачи дисциплины. В современных экономических условиях изучение проблем экономики труда основано на совершенно новых представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда.

Экономика труда помогает разобраться в весьма сложных вопросах:

– Как будут осуществляться спрос и предложение на рабочую силу в условиях конъюнктуры рынка?

– Как следует организовывать труд в обществе и на конкретном предприятии (организации), чтобы предприниматель получил наибольший эффект (прибыль), а общество в целом валовый национальный продукт?

– Как следует построить оплату труда, чтобы создать условия для повышения его производительности и эффективности труда, а также повышения уровня и качества жизни населения?

– Как нейтрализовать безработицу и сформировать надёжную систему социальных гарантий и социальной защиты населения в условиях инфляции и гиперинфляции?

Как управлять трудовыми ресурсами, чтобы повысить эффективность использования трудового потенциала в обществе?

Знания в области экономики труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации в области управления, менеджмента, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности.

Экономика труда – это отрасль экономической науки, которая изучает закономерности и способы рационального формирования, использования и развития человека, организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности работающих с целью максимального удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

Экономика труда тесно взаимосвязана с такими дисциплинами о труде как: физиология и социология труда, гигиена труда, статистика труда, демография, нормирование и организация труда, научная организация труда, управление персоналом, безопасность жизнедеятельности, психология труда, управление трудовыми ресурсами, политэкономия, экономика образования, эргономика, трудовое право и др.

Постоянное взаимодействие в системе труда отдельных индивидов или групп в определенных социальных и трудовых условиях порождают социально- трудовые отношения.

Социальные отношения – это система отношений между отдельными людьми, социальными группами, принимающими неодинаковое участие в экономической, политической и духовной жизни общества, имеют отличия в социальном статусе, способе жизни, источниках и уровнях доходов.

Трудовые отношения – это закономерная составляющая производственных отношений в системе труда. Они возникают между участниками трудового процесса на основе разделения и кооперации труда в связи с необходимостью обмена деятельностью и ее продуктами для достижения конечной производственной цели.

Предмет «Экономики труда». Экономика труда как наука формирует законы и принципыобщественного упорядочения труда с целью достижения его высокой эффективности. Поэтому предметом « Экономики труда» являются экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, условий повышения их эффективности и экономические отношения людей, которые возникают по поводу формирования и использования ресурсов труда как в целом в стране, так и на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Задачи «Экономики труда». Главной задачей науки является изучение механизма действия рыночных экономических законов на формирование и использование ресурсов труда на макро- и микроуровнях и определение путей обеспечения высокой производительности труда, роста национального дохода, повышения качества жизни населения.

Следующей задачей, решаемой данной наукой, является экономическая – смысл её состоит в том, чтобы обеспечить рост производительности труда, повышение сменной и сезонной выработки работников, увеличение объёмов производства продукции, улучшение её качества, создать условия рационального использования техники, материальных и трудовых ресурсов.

Психофизиологическая задача «Экономики труда» состоит в сохранении здоровья и трудоспособности человека, оздоровлении и облегчении условий труда. Эта задача решается на основе достижений таких наук как психология, физиология труда, производственная санитария, гигиена, эргономика, производственная эстетика и др.

Социальная задача науки направлена на то, чтобы создавать необходимые условия, способствующие постоянному росту культурно-технического уровня работников, всестороннего и гармонического их развития.

К наиболее актуальным проблемам «Экономики труда» относятся:

Совершенствование социально-трудовых отношений на основе социального партнёрства;

Прогнозирование рынка труда и особенности его формирования в Украине;

Исследование влияния приватизационных процессов на занятость и уровень жизни населения;

Исследование эффективности инвестиций в человеческий капитал на личном, микро- и макроэкономическом уровнях;

Разработка эффективных систем оценки трудового вклада и оплаты труда;

Поиски оптимальных путей воспроизводства кадрового потенциала страны;

Совершенствование мотивационного и стимулирующего механизма оплаты труда;

Социальная защита населения.

2. Понятие о труде и его социально-экономическая роль в обществе . Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощённо, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

А) С экономической точки зрения труд – это любая общественно-полезная деятельность человека.

Б) С физиологической точки зрения трудовая деятельность – это нервно-мышечный процесс за счёт накопления в организме потенциальной энергии.

«Труд – это прежде всего процесс, который осуществляется между человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» (К.Маркс, Капитал, т.20., с 286).

Из приведённых определений вытекает, что труд – это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность морских прибоев, ветров), и техники (конвейер, выполняющий механическую работу, станок), и животных (лошадь, слон, обезьяна, которые тоже работают).

Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо, сказать, что они «трудятся», можно только в поэтической метафоре.

Только про человека одинаково правомерно говорить, что трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение : трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но и деятельность человека тоже является очень широким понятием: сюда может входить и творчество Рафаэля, Микельанджело, Ньютона, Эдиссона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.. Поэтому трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека – это второе ограничение . Значение этого ограничения весьма условно: один и тот же гравёр, используя одни и те же приёмы, может изготовлять и полноценные бумажные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, поскольку это полезная обществу работа, во втором – это преступная деятельность, вредная для общества.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности. Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом. В советское время эти явления осуждались и даже карались по закону. В современных условиях в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.

В ) Эти примеры подчёркивают, что определение труда содержит социологический момент : признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, предприниматель (товаропроизводитель) решает три главных вопроса :

1)какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (Труд как сознательная деятельность);

2)как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность);

3)для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность).

Любой процесс труда состоит из следующих элементов : 1) предметы труда, 2)средства труда, 3)технология производства, 4)организация труда, 5)самого труда, как процесса осознанного влияния на предмет труда с целью изготовления продуктов труда или предоставления услуг.

В общем виде процесс труда можно представить в виде выполнения человеком четырёх основных трудовых функций :

1)логической – определение цели и подготовка процесса труда (ознакомление с условиями, технологией, осмысление и планирование работы, подготовка средств производства к использованию);

2)исполнения – приведение средств производства в действие путём приложения физической силы или управляния средствами производства и природными процессами, превращёнными в промышленные;

3)регистрации и контроля – наблюдение за технологическим процессом, изменениями внешней среды, за ходом выполнения производственной программы;

4)регулирования – корректировка отклонений от заданной программы и изменений внешней среды.

Таким образом, труд – это целесообразная, осознанная, организованная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей людей.

Ф.Энгельс – труд создал человека. Иначе говоря, человек обязан труду в распределении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в последовательном превращении мозга животного в мозг человека, после чего действия человека стали осознанными.

На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.

Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передаёт последующему в полном объёме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передаёт их последующему поколению. Всё это происходит по восходящей линии.

Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.

Таким образом, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Характер труда выражает форму его общественной организации, то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации (капитализм, социализм, коммунизм). Современная экономическая реформа выводит на рыночные отношения всех участников производства в обществе, коренным образом изменяет производственные отношения. На характер труда влияют , прежде всего, смена форм собственности, отношение работников к средствам производства, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране, переход к свободному предпринимательству, основанному на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда.