Российская ссудная казна. Ссудная казна Здание российской ссудной казны

Российская ссудная казна. Ссудная казна Здание российской ссудной казны

Настасьинский пер., 3
1913-1914, арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

Обидно, когда ты, москвич, не можешь сходу назвать точное местоположение дома в районе Тверской. Вдвойне обидно, если тебя спрашивает девушка. Да ещё жительница Петербурга, которая свой город ззнает весьма неплохо! Хорошо, что есть гугл и прочие современные примочки.
Так, отвечая на вопрос из Питера, я узнал про здание Ссудной казны в Настасьинском переулке. "Ну и что, что до этого не знал, - успокаивал я себя, - всё равно я не большой любитель петровской архитектуры!"
Впоследствии мне как будто специально стали попадаться картинки с изображением Ссудной казны, и стало понятно, что это никакая не петровская эпоха. Видимо, неоруский стиль.
А ведь чуть больше года назад, гуляя по Нижнему Новгороду и обнаружив местный , я восторженно бегал вокруг него и повторял, что в Москве ничего подобного нет. Да и про архитектора В.А. Покровского я тогда ничего не знал. Не знал, что он чуть ли не самый плодовитый романтик неорусского стиля. Не знал, что он строитель сказочных храмов и теремов общественных зданий. Наконец, не знал, что палаты Ссудной казны в Настасьинском тоже проектировал он. Правда, совместно с Б. Нилусом.

Я не случайно причислил казну к памятникам петровского времени. Всё-таки именно на основе переработки московско-ярославского наследия XVII в. возникла та ветвь неорусского стиля, в которой банковские здания проектировал Покровский. Образ и элементы декора казны в Настасьинском переулке стилизуют храмы нарышкинского барокко и отчасти - хорошо известную церковь в Дубровицах.

Неорусский стиль часто считают национально-романтическим ответвлением модерна. Действительно, существуют неорусские здания, несущие в себе все стилеобразующие черты модерна и являющиеся своеобразной сказочной импровизацией на тему древнерусского искусства. Однако многие постройки начала XX в., возведенные с использованием русских традиций, тяготели к более привычному русскому стилю и лишь внешне использовали некоторые приемы и декоративные элементы модерна. Зачастую наследие древнерусского зодчества, русский стиль и модерн сочетались в неорусском стиле в самых различных пропорциях и комбинациях.


В данном случае боярские палаты должны были маскировать деловое предназначение здание. Большие теремные окна служили для освещения пространства операционного зала. Как отмечают искусствоведы, "это находилось в противоречии с принципами модерна, где выявление реальной струкутры играло бо льшую роль в достижении выразительности архитектурного образа".


Кому-кому, а В.А. Покровскому в выразительности не откажешь. И конечно, здание Ссудной казны - один из ярких примеров национально-романтического направления московского зодчества наравне с малютинским домом Перцова, васнецовской Третьяковкой, кузнецовским подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. И я рад, что знакомая из Петербурга открыла для меня этот памятник.

Запоминающееся здание в Настасьинском переулке было выстроено в 1913-1916 годах для Ссудной казны по проекту выдающегося архитектора В.А. Покровского, одного из основоположников неорусского стиля. Его архитектурное решение близко к решению здания Государственного банка в Нижнем Новгороде, выстроенного Покровским незадолго до этого (также совместно с Б. Нилусом, много строившим для банков).

Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.

Стилистику здания определило широко отмечавшееся в 1913 г. 300-летие дома Романовых. Архитектор создал узнаваемый образ, стилизуя (и иногда почти напрямую цитируя) образы архитектуры нарышкинского стиля с характерными белокаменными деталями - к ним отсылают наличники второго этажа с висячими гирьками, «лежачие» окна и белокаменные гребни, завершающие аттик, украшенный двуглавыми орлами, чередующимися с московским гербом. Алмазный руст на фасаде, вероятно, цитирует знаменитую церковь Знамения в Дубровицах, однако общая симметрия фасада создает образ репрезентативного общественного здания. Эффектный силуэт здания формируют также венчающая его небольшая башенка со шпилем и шатровая сень над входом, особенно интересные в ракурсах, открывающихся со стороны Тверской ул. Под окнами на центральной части фасада расположена стилизованная надпись «Российская ссудная казна» и даты постройки - 1913-1916.

Интерьеры здания, в настоящее время недоступные для посещения, расписаны по эскизам Ивана Билибина. Нарисованный им двуглавый орел с коронами, многократно повторенный как в росписях интерьеров, так и в белокаменном оформлении фасада, стал одним из символов Государственного банка и печатался на денежных купюрах.

В 1920 г. на базе Московской ссудной казны декретом СНК было создано Государственное хранилище ценностей (Гохран), в целях создания единого аппарата для учета и хранения ценностей вещного характера, изъятых из ликвидированных торговых предприятий (производивших торговлю ими), из банков (где ценности находились в виде вкладов на хранении или в сейфах), из частных городских и казенных ломбардов.

Украшавшие здание двуглавые орлы были сбиты (их восстановили только в постсоветский период).

О жизни здания в это время сохранилось красочное свидетельство Г.А. Соломона, привлеченного к реализации национальных ценностей: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей...»

С 1941 года здание занимает Госбанк , ныне Центробанк .

Если свернуть с Тверской в Настасьинский переулок, что напротив Английского клуба, то совсем скоро можно увидеть нарядное здание со множеством декоративных деталей на фасаде. Не включить его в мою коллекцию просто невозможно. Тем более, что удалось снять его целиком, хотя переулок довольно узкий. Дом этот выглядит совершенно сказочно, ничего похожего в самом центре Москвы нет. Формально в оформлении здания используются мотивы русского зодчества, так называемый неорусский стиль, но присутствуют и элементы других стилей. Левое и правое крылья здания напоминают терема с лазурными стенами. Углы здания облицованы рельефной кладкой, под названием бриллиантовый руст.

1. Надпись на фронтоне здания "Российская ссудная казна" говорит о его назначении, указаны и годы строительства. Здание было построено по проекту архитекторов В.А. Покровского и Б.М. Нилуса в 1913-1916 годах, до этого спроектировавших здание Госбанка в Нижнем Новгороде. Здание стало своеобразным памятником 300-летию Дома Романовых, а проект был лично одобрен императором.

2. Здание симметричное, ось симметрии проходит через высокую шатровую башню, венчающую крышу здания, и фигурный золоченый шпиль над входным крыльцом. Изначально на шпиле красовался двуглавый орел, но всех двуглавых орлов на фасаде сбили после революции и восстановили только после 1991 года, кроме орла на шпиле.

3. Ссудной казной в дореволюционное время называли кредитное учреждение. Казна давала ссуды суммой до тысячи рублей на время 12 месяцев с 6% в год. В залог можно было отдать золото, серебро или ценные вещи.

4. Теперь рассмотрим подробно живописные детали здания.

5. Верх здания украшен резным орнаментом, рельефами гербов России и Георгия Победоносца.

7. По краю фигурной кровли крыши - двуглавые орлы с коронами.

9. На фасаде под годом постройки и надписью расположены оригинальные восьмиугольные окна.

11. Капители колонн шатрового крыльца.

12. Окна первого этажа.

13. Окна второго этажа.

14. Чердачные окна.

17. После революции ссудная касса была закрыта, и здание занял Наркомат внутренних дел. По окончании гражданской войны в доме разместился Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина), куда из национализированных поместий и особняков свозились на хранение не только ювелирные изделия и драгоценные металлы, но и прочие ценности того времени. С 1941 года в доме находится Госбанк, в XXI веке - Центробанк. Но уже рассматриваются проекты создания здесь своеобразного музея истории денег.

Росписью интерьеров занимался художник И.Я. Билибин, один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн. Далее

Строение возвели в период с 1913 по 1916 годы. Проект, одобренный лично императором Николаем II, выполнили архитекторы и Владимир Александрович Покровский.

Роскошный по исполнению дом-терем построили в духе лучших традиций изящного древнерусского зодчества. Работы приурочили к празднованию трехсотлетнего юбилея царского Дома Романовых.

Внешние контуры здания Ссудной казны зрительно напоминают роскошно исполненную старинную шкатулку. Изящная лепнина и витиеватый декор, которые использовали русские зодчие при оформлении первых царских палат на Руси, притягивают взгляд прохожих.

Стоит отметить, что творение более напоминает стиль не величественного ампира или классицизма, а «нарышкинского» барокко.

Ссудная казна в Москве продолжила устоявшиеся традиции, которые были присущи первым подобным заведениям, созданным после середины восемнадцатого столетия в городе Санкт-Петербурге.

Главное назначение этих учреждений состояло в выдаче денежных средств в кредит, под залог материальных ценностей: золота, серебра или оригинальных украшений. Именно ссудные кассы заложили основу банковского дела на Руси.

Собственного бюджета у государственной ссудной казны не было, а ее функционирование обеспечивалось за счет установленной процентной ставки, составлявшей в ту пору 5% годовых.

Изначально, учреждение начали открывать, дабы потеснить обнаглевших ростовщиков и таким образом помочь нуждающимся.

История Ссудной казны в Настасьинском переулке, 3 в городе Москве непродолжительна. Пришедшие к управлению страной в 1917 году большевики сразу национализировали заведение. Чтобы ничто не напоминало о былом назначении здания, с его шпиля была демонтирована эмблема императорского двора, которая, впрочем, к настоящему времени уже восстановлена.

Стоит отметить, что внутреннее убранство помещений практически не пострадало в годы Советской власти: из интерьеров, дизайнером которых являлся художник Иван Яковлевич Билибин, убрали лишь портретные изображения бывших правителей Российской Империи.

В первые годы правления новых хозяев страны, в здании Ссудной казны разместился Гохран (государственное хранилище). Именно в эти помещения свозили конфискованное имущество из культовых заведений города и особняков богатых горожан. Кроме этого, здесь хранились шедевры московского Кремля.

Со временем здание перешло в ведение Госбанка, а затем и Центробанка.

Интересно, что до 2002 года сюда привозили все вновь отпечатанные российские банкноты и помещали в местное хранилище. Затем, при надобности, их пересчитывали в помещениях верхнего этажа и далее уже отправляли по всей стране.