Налог на прибыль является одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, при условии, что она не применяет специальные налоговые режимы.
Правовые основы налога изложены в главе 25 НК РФ в статьях с 246 по 333.
Есть и региональные законы, регулирующие уплату налога на прибыль в части применения налоговых льгот.
Многочисленны и разъяснения Минфина и ФНС, которые хоть и не носят нормативного характера, но имеют большое значение и активно применяются для работы бухгалтерами и юристами.
Плательщиками налога на прибыль являются:
Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.
Освобождаются от уплаты налога на прибыль:
Объект налогообложения – это прибыль, которую получила организация в процессе деятельности, что следует из названия.
Согласно статье 247 НК РФ, прибыль – это:
Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Она оценивается и определяется согласно правилам главы 25 Налогового кодекса.
Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией. Есть лишь одно исключение из этого правила - из суммы доходов исключаются налоги, которые организация предъявляет покупателям (например, сумма НДС в счете покупателю).
Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета, расчетные документы, договоры и т.д.
Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются на:
Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды доходов:
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Расход - это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.
Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды расходов:
Этот перечень достаточно длинный (несколько десятков позиций), но он является исчерпывающим. Установлен он статьей 270 НК РФ.
Некоторые расходы могут быть приняты к уменьшению налоговой базы не полностью, а частично - в пределах специально установленных норм (статьи 254, 255, 262, 264-267, 269, 279 НК РФ). Они так и называются - "нормируемые расходы".
Обращаем внимание!
С 1 января 2017 года суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.
Налоговым периодом при оплате налога на прибыль является календарный год.
Отчетные периоды:
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
С 1 января 2016 года произошли изменения в лимите на среднеквартальную сумму доходов от реализации, который определяется за предыдущие четыре квартала. Этот лимит повышен с 10 до 15 млн. рублей.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
По общему правилу, прибыль - это полученные доходы минус учтенные согласно НК РФ расходы. Если доходы меньше расходов, налоговая база равна нулю.
Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).
Суммарно определяется налоговая база по хозяйственным операциям, прибыль от которых облагается общей ставкой в размере 20%.
Отдельно определяются налоговые базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам. По ним налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов.
Финансовый результат по операциям, которые учитываются в особом порядке, определяется отдельно. Учет доходов и расходов по ним также ведется отдельно.
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент), при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на ЕНВД, ведут обособленный учет доходов и расходов. Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (статьи 271, 273 НК РФ).
Сумма налога на прибыль в процентном соотношении зачисляется в федеральный бюджет и бюджет региона.
Однако в 2017 году в распределении процентов произошли перемены. В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% - в бюджеты субъектов РФ.
Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки:
Вид дохода |
Налоговая ставка |
Бюджет |
Статья НК РФ |
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (за исключением доходов, перечисленных в пп. 2 п. 2, п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ) |
федеральный |
1 п. 2 ст. 284 НК РФ |
|
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок |
федеральный |
2 п. 2 ст. 284 НК РФ |
|
Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций: Общая ставка Ставка при соблюдении определенных условий |
федеральный |
пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ |
|
Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями от российских организаций |
федеральный |
пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ |
|
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, указанным в пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ |
федеральный |
пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ |
|
Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также иные доходы, указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ |
федеральный |
||
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и иные доходы, указанные в пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ |
- |
пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ |
|
Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями и учитываемым на счетах депо: иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) депозитарных программ, при выплате которых нарушена процедура представления налоговому агенту информации в соответствии с п. п. 7, 8, 10, 12, 13 ст. 310.1 НК РФ |
п. 4.2 ст. 284 НК РФ |
||
Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" |
- |
п. 5 ст. 284 НК РФ |
|
Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН |
- |
п. 1.3 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ |
|
Прибыль участников проекта "Сколково", прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль |
- |
статья 246.1 НК РФ |
|
Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность (кроме налоговых баз по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств) |
- |
п. п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ |
|
Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным выбытием (в том числе с погашением) долей в уставном капитале российских организаций, а также некоторых категорий акций российских организаций |
- |
п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ |
|
Прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, а также в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности |
федеральный |
п. 1.2 ст. 284 НК РФ |
|
Налоговая база участников регионального инвестиционного проекта при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в рамках проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы |
федеральный |
п. 1.5 ст. 284, п. 1 ст. 284.3 НК РФ |
|
Налоговая база резидентов территории опережающего социально-экономического развития |
федеральный |
п. 1.8 ст. 284 НК РФ |
По итогам каждого отчетного и налогового периода организация обязана предоставить в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль.
Форма декларации по налогу на прибыль и правила ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.
Декларация предоставляется в налоговую инспекцию:
Если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта РФ, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ можно уплачивать через одно обособленное подразделение, которое организация определяет самостоятельно.
В каком виде предоставляется декларация – в бумажном или электронном?
В электронном виде обязаны предоставлять декларацию:
Остальные налогоплательщики могут представлять декларацию в бумажном виде.
С 2017 года вступило в силу положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой варианта не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. Изменение предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ.
Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом она может считать лишь сумму, превышающую размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). До 2017 года в НК РФ не было уточнения, что сомнительный долг нужно уменьшать на величину встречного обязательства, но при проверках налоговые органы иногда настаивали на этом. На необходимость такого уменьшения указывали ФНС и Минфин. Однако позднее Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что сомнительный долг не нужно корректировать на сумму встречной кредиторской задолженности. После этого ФНС направила обзор судебной практики, куда был включен данный вывод суда, а Минфин разъяснил, что налоговые органы должны руководствоваться позицией ВАС РФ при решении неоднозначных вопросов. Теперь в НК РФ появились изменения, фиксирующие точку зрения, противоположную подходу Президиума ВАС РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это нововведение не затрагивает базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов. Изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.
Сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как это было раньше (п. 2 ст. 283 НК РФ). Новшество касается убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.
В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по прежним 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства по-другому распределяются между бюджетами.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%. Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.
Например, есть два иностранных лица, которые признаются взаимозависимыми в соответствии с пп. 1, 2, 3 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Перед одним из них у российской организации возникло долговое обязательство. Второе лицо прямо или косвенно участвует в капитале этой организации и является взаимозависимым с ней на основании пп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. В таком случае задолженность по общему правилу считается контролируемой (пп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ). На квалификацию задолженности в подобной ситуации не влияет, участвовал ли иностранный кредитор в уставном капитале должника. Из анализа п. 2 ст. 269 НК РФ в редакции, действовавшей до 2017 года, следует: если иностранная компания - заимодавец не владеет прямо или косвенно более чем 20% капитала заемщика, задолженность контролируемой не признается. Теперь это не так. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ.
Коэффициент капитализации зависит от суммы долга, величины собственного капитала заемщика и доли участия иностранной компании, контролирующей задолженность, в его капитале. Если по сравнению с предыдущим отчетным периодом коэффициент изменился, может возникнуть вопрос о корректировке базы по налогу на прибыль. В НК РФ теперь установлено, что в такой ситуации расходы в виде процентов по контролируемой задолженности пересчитывать не нужно (п. 4 ст. 269 НК РФ). Аналогичного подхода и ранее придерживались финансовое ведомство и ВАС РФ.
С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.
С 2017 года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В связи с этим изменилась и классификация основных средств по амортизационным группам. Минфин разъяснял, что новшества затрагивают основные средства, которые введены в эксплуатацию не ранее 2017 года. Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640.
Обращаем внимание !
При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.
Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:
При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.
При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.
С 2019 года в отечественном налоговом законодательстве вступили в силу поправки, связанные с исчислением налога с прибыли. Был расширен перечень тех расходов, которые разрешается учесть при уменьшении базы налогообложения, а также увеличился список доходов, по которым налог не начисляется. В данной статье пойдет речь обо всех изменениях на 2019 год по налогу на прибыль.
Налог на прибыль предусмотрен для тех юридических лиц и предпринимателей, которые применяют общую систему расчетов по налогам. То есть фирмы, работающие по специальному налоговому режиму (к примеру, УСН, ЕНВД), не производят платежи по данному сбору.
Правила уплаты налога регламентированы российским Налоговым кодексом (двадцать пятой главой). Процент налога может отличаться в зависимости от месторасположения компании, категории получаемого дохода и специфики функционирования самой организации.
В соответствии с содержанием 284 статьи российского Налогового кодекса (в последней редакции), до конца 2024 года ставка по налогу на прибыль будет распределяться следующим образом:
Суммарная величина данного налога – 20 %.
За субъектами России остается право на сокращение тарифа в 17 %. Льготные ставки, которые были установлены до момента вступления в действие закона под номером 302 (от 03.08.18), могут быть использованы налогоплательщиками до установленного крайнего дня (не позже 01.01.23). При этом за регионами сохраняется право на корректировку тарифа в большую сторону (в течение 2019 – 2022 г.). Также субъекты России могут применять сниженные процентные ставки для тех бизнесменов, которые функционируют в специальных экономических зонах (при раздельном учете доходов/расходов от работы в разных регионах).
Таблица процентных ставок по налогу с прибыли на 2019 год:
Категория дохода | Величина налога, поступающего в федеральный бюджет (в процентах) | Величина налога, поступающего в региональный бюджет (в процентах) |
---|---|---|
Все доходы, за исключением тех, которые представлены в данной таблице ниже | 3 | 17 |
Доходы по гос./муниципальным облигациям (эмитированным до 20.01.97) | ||
Доходы по облигациям гос. валютного облигационного займа 1999 года | ||
Доходы по муниципальным ценным бумагам (эмитированным как минимум на три года до 01.01.07) | 9 | |
Доходы по облигациям с ипотечным покрытием (эмитированные до 01.01.07) | 9 | |
Доходы собственников ипотечных сертификатов участия (эмитированные до 01.01.07) | 9 | |
Доходы по гос. ценным бумагам стран союзников/субъектов государства/муниципалитета | 15 | |
Доходы по гос. ценным бумагам, которые были получены в обмен на гос. краткосрочные бескупонные облигации и размещенные за границами РФ | 15 | |
Доходы по облигациям с ипотечным покрытием (эмитированные с 01.01.07) | 15 | |
Доходы собственников ипотечных сертификатов участия (эмитированные с 01.01.07) | 15 | |
Доходы отечественных компаний от участия в др. компаниях (если вклад не меньше 50 процентов, непрерывное время владения вкладом от 365 дней) | ||
Доходы отечественных компаний по депозитарным распискам (если величина дивидендов составляет не меньше 50 процентов от суммарных выплат, непрерывное время владения расписками от 365 дней) | ||
Дивиденды, выплаченные в прочих случаях, и дивиденды по ценным бумагам (подтвержденные депозитарными расписками) | 13 | |
Дивиденды зарубежных компаний по ценным бумагам российских фирм | 15 | |
Доходы по ценным бумагам отечественных компаний (кроме дивидендов), которые стоят на учете зарубежных держателей | 30 | |
Доходы в форме дивидендов по ценным бумагам отечественных компаний, которые стоят на учете зарубежных держателей | 15 | |
Доходы от сдачи в аренду воздушного/морского/прочего транспорта | 10 | |
Доходы от интернациональных транспортировок | 10 | |
Доходы зарубежных компаний, которые были получены в результате распределения активов/прибыли (кроме дивидендов) | 20 | |
Доходы по прочим обязательствам отечественных фирм | 20 | |
Доходы от предметов интеллектуальных активов | 20 | |
Доходы от продажи доли компании (когда ½ имущества фирмы представляет собой объекты недвижимости и финансовые инструменты | 20 | |
Доходы от сбыта объектов недвижимости, расположенных в России | 20 | |
Доходы от аренды активов компании, используемых в России | 20 | |
Доходы от лизинга | 20 | |
Доходы, полученные в форме штрафов/пеней за нарушение контрактов | 20 | |
Доходы сельскохозяйственных производителей | ||
Прибыль фирм, работающих в «Сколково» (после потери права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налогов) | ||
Прибыль образовательных/медицинских/социальных учреждений | ||
Прибыль компаний, занимающихся добычей углеводорода в новом морском месторождении | 20 | |
Прибыль фирм, которые являются участниками инвестиционных проектов в регионах | 10 | |
Прибыль фирм, которые являются участниками инвестиционных проектов в регионах (не включенные в реестр) | 0÷10 | |
Прибыль зарубежных фирм (под контролем) | 20 | |
Прибыль фирм-участников привилегированных экономических зон | До 13,5 | |
Прибыль компаний, которые являются резидентами территории растущего соц.-экономического развития и порта г. Владивосток | До 5 (в первые пять лет работы);
До 10 (во вторую пятилетку работы) |
|
Прибыль компаний Магаданской обл. | До 13,5 | |
Прибыль от сбыта акций отечественных компаний (купленных после 01.01.11 и находящихся в собственности свыше 5-ти лет) | ||
Прибыль от сбыта акций/облигаций отечественных компаний, инвестиционных паев, относящихся к ценным бумагам инновационной области экономики | ||
Прибыль от продажи по инвестиционным проектам в Калининградской обл. | 1,5 – в ходе последующих 6-ти налоговых периодов. |
0 – в ходе первых 6-ти налоговых периодов с даты заработка первой прибыли;
8,5 – в ходе последующих 6-ти налоговых периодов. |
Прибыль компаний Дальневосточного федерального округа, работающих в сфере туристско-рекреационной деятельности | ||
Прибыль компаний, работающих в сфере туристско-рекреационной деятельности в специальных экономических зонах в форме кластеров (при раздельном учете доходов/расходов от работы в разных регионах) | До 13,5 | |
Прибыль от функционирования в технико-внедренческих специальных экономических зонах (при отдельном учете доходов/расходов от работы в разных регионах) | 3 | До 13,5 |
Прибыль компаний-резидентов прочих специальных экономических зон | 2 | До 13,5 |
С начала текущего года увеличился реестр тех расходов на зарплату, которые допускается учитывать при исчислении значения налога с прибыли. Теперь наниматели имеют право включить в перечень расходов затраты на оплату сервиса, связанного с организацией:
Это расходы за услуги, которые будут оказаны по контракту, оформленному нанимателем с туристическим оператором/агентством:
Перечисленные расходы не допускается учитывать с целью налогообложения в том случае, когда наниматель заключает договор непосредственно с санаторием/гостиницей либо самостоятельно организует отдых своих сотрудников (оплачивает проезд, санаторно-курортное обслуживание, экскурсии и пр.). Представленный расширенный список касается только тех соглашений с туристическими агентствами/операторами, которые были оформлены позже первого января 2019 года.
Важно учесть то, что предельные затраты на оплату отдыха одного сотрудника регламентируются законодательно и составляют 50 000 рублей в год. Кроме этого, величина данных расходов и затрат на медицинское страхование/обслуживание сотрудников, которые можно учитывать в качестве расходов, не могут превысить 6 % от фонда оплаты труда.
С начала 2019 года доходы, полученные собственниками компании при выбытии из нее либо при ликвидации фирмы, при осуществлении расчета налога с прибыли считаются дивидендами. Доходы, признанные дивидендами, определяются по следующей формуле:
Доходы = Рыночная цена имеющегося имущества/прав на дату получения – Реально оплаченная стоимость ценных бумаг (акции, доли, паи).
К данному классу заработка применяются специальные налоговые тарифы. Таким образом, те доходы, которые были получены российскими организациями в форме дивидендов при выходе из компании (ее ликвидации) могут быть обложены нулевой ставкой. При этом важно, чтобы получатель владел как минимум 50 процентной долей/вкладом в уставном фонде фирмы (минимум один год до дня выхода из организации).
Если в результате расчета суммы доходов получается результат со знаком минус, то это убыток. Его следует включать в перечень внереализационных расходов на день ликвидации компании (выбытия из нее).
Изменения 2019 года в отношении доходов, которые не облагаются налогом с прибыли:
С начала 2019 года прекращает свое действие льгота на уплату транспортного налога для собственников грузовых транспортных средств. Теперь не допускается уменьшение налога на величину платы по системе «Платон» (это возмещение вреда, который причиняется автодорогам тяжелыми транспортными средствами, которые весят более двенадцати тонн). С 2019 года все платежи по системе «Платон» следует относить к категории расходов, которые уменьшают величину прибыли, подлежащей налогообложению.
Отдельные налогоплательщики к расходам, уменьшающим доходы компании, относят проценты по задолженностям перед иностранными гражданами. При этом важно, чтобы данный тип задолженность являлся контролируемым и был больше чем в три раза (а для финансово-кредитных организаций и юр. лиц, осуществляющих лизинговую деятельность, в 12,5 раз) от разницы между величиной активов и суммой обязательств данного налогоплательщика на последний день отчетного периода.
С 2019 года расширен список условий, от которых зависит, будет ли являться долговое обязательство контролируемым или нет. Перечислим их:
Все выше представленные требования должны выполнятся одновременно.
По данном налогу отчетным периодом является календарный год. При этом предусмотрены следующие сроки уплаты налога:
Налогоплательщики, производящие исчисление авансовых платежей ежемесячно по факту получения прибыли, за отчетный период должны принимать один месяц, два месяца и так далее до того момента, пока не закончится календарный год.
Сроки уплаты налога с прибыли в 2019 году в разных ситуациях:
Отчетный период | Последний день уплаты |
---|---|
1. Если налог исчисляется каждый месяц, исходя из фактически полученной прибыли | |
2018 год | 28.03.19 |
январь | 28.02.19 |
февраль | 28.03.19 |
март | 29.04.19 |
апрель | 28.05.19 |
май | 28.06.19 |
июнь | 29.07.19 |
июль | 28.08.19 |
август | 30.09.19 |
сентябрь | 28.10.19 |
октябрь | 28.11.19 |
ноябрь | 30.12.19 |
2019 год | 30.03.20 |
2. Если производится ежемесячное перечисление авансов, исходя из фактически полученной прибыли в предшествующем квартале | |
2018 год | 28.03.19 |
январь | 28.01.19 |
февраль | 28.02.19 |
март | 28.03.19 |
Первые три месяца 2019 года | 29.04.19 |
апрель | 29.04.19 |
май | 28.05.19 |
июнь | 28.06.19 |
Первое полугодие в 2019 году | 29.07.19 |
июль | 29.07.19 |
август | 28.08.19 |
сентябрь | 30.09.19 |
Три квартала 2019 года | 28.10.19 |
октябрь | 28.10.19 |
ноябрь | 28.11.19 |
декабрь | 30.12.19 |
2019 год | 30.03.20 |
3. Если налог уплачивается путем осуществления авансовых платежей за каждый квартал | |
2018 год | 28.03.19 |
Первый квартал 2019 года | 29.04.19 |
Первое полугодие 2019 года | 29.07.19 |
Три квартала 2019 года | 28.10.19 |
2019 год | 30.03.20 |
ООО «Альфа» работает в Ивановской области в сфере торговли. В этом регионе не установлены льготы по налогу на прибыль для компаний, работающих в данной области коммерческой деятельности. По итогам функционирования фирмы за первые три месяца 2019 года был получен доход в объеме трех миллионов рублей, при этом величина расходов (на которые можно уменьшать выручку компании для исчисления налога с прибыли по НК РФ) равна двум миллионам рублей.
Теперь мы расскажем, как предпринимателю рассчитать сбор с прибыли для описанной ситуации. База, от которой следует исчислить налог с прибыли, определяется следующим образом:
3 000 000 рублей – 2 000 000 рублей = 1 000 000 рублей.
Таким образом, величина налога, подлежащая переводу в федеральную казну, вычисляется так:
1 000 000 * 3 процента = 30 000 рублей.
А величина налога, подлежащая перечислению в региональную казну, вычисляется так:
1 000 000 * 17 процента = 170 000 рублей.
Итоговая сумма налога с прибыли за первый квартал 2019 года составит 200 000 рублей, которые нужно перевести в бюджет до 29.04.2019.
Вконтакте
Налог на прибыль является обязательным для всех юрлиц, которые находятся на общей системе налогообложения. Рассчитывается он путем суммирования прибыли от всех видов деятельности компании и умножения на действующую ставку.
Порядок расчета и уплаты налога на прибыль организации, ставка налога для предприятий всех форм собственности указаны в гл. 25 НК РФ. Региональными актами регулируется процесс применения налоговых льгот. Юристы и бухгалтеры в своей работе применяют также разъяснения Минфина и ФНС в отношении отдельных пунктов нормативных актов.
Плательщиками налога являются:
Освобождены от налогообложения предприятия, которые уплачивают ЕНВД, УСН, ЕСХН. Если объем их годовой реализации превышает законодательные ограничения, то предприятия должны уплатить налог на прибыль организаций, размер ставки которого превышает законодательные ограничения. Также под исключения в 2017 году попадают организации, которые занимаются подготовкой и проведением в РФ FIFA 2018 г.
Базой для расчета является прибыль организации. В ст. 247 НК РФ сказано, что прибыль:
Доходом признается экономическая выгода от деятельности организации, выраженная в натуральной или денежной форме. Это сумма всех поступлений организации без учета расходов и налогов, которые предъявляются покупателям (например, НДС). Они определяются по данным первичных документов. Поступления делятся от реализации и внереализационные доходы.
Когда рассчитывается налог на прибыль организации, ставка налога, не учитываются поступления:
Расходами являются обоснованные и подтвержденные документально затраты, которые понес налогоплательщик, при условии, что они были направлены на получение дохода. Когда рассчитывается налог на прибыль организации, ставка налога, в расходы не включается сумма штрафов, санкций, пеней, дивидендов, платежи за сверхнормативные выбросы веществ, расходы на добровольное страхование, материальную помощь, надбавки к пенсиям и т. д. Полный перечень сумм, которые исключаются из расходов, представлен в ст. 270 НК РФ. Нормируемые расходы можно списать не полностью, а частично. С 2017 года суммы, потраченные на оценку уровня квалификации сотрудников, также можно отнести к расходам. Однако есть одно важное условие: свое согласие на оценку уровня квалификации сотрудник должен подтвердить письменно.
На прибыль организаций устанавливается в фиксированном размере. Отчеты по начислению суммы сбора нужно предоставлять за 6, 9 и 12 месяцев. Авансовые платежи следует перечислять в бюджет ежемесячно. С 2016 года среднеквартальная сумма доходов от реализации увеличена до 15 миллионов рублей.
Как рассчитывается налог на прибыль организации? Ставка налога умножается на разницу между поступлениями и расходами. Если сумма поступлений меньше суммы затрат, то база равна нулю. Прибыль определяется нарастающим методом с начала календарного года. Поскольку в законодательстве прописаны отдельные виды ставок по налогу на прибыль организаций, то и поступления нужно считать отдельно по каждому виду деятельности.
В НК прописаны особенности определения доходов и расходов для разных категорий плательщиков: банки страховые компании (ст.293), негосударственные ПФ (ст. 295), микрофинансовые организации (ст. 297), профессиональные участники РЦБ (ст. 299), операции с ЦБ (ст. 280), срочные финансовые сделки (ст. 305), клиринговые организации (ст. 299). Организации игорного бизнеса ведут обособленный учет поступлений и затрат. Учитываются только экономически оправданные расходы, которые подтверждены документально.
Сумма оплаченного сбора перечисляется в федеральный и местный бюджеты. С 2017 года произошли изменения в распределении процентов. Базовая ставка налога на прибыль организаций не изменилась и составляет 20 %. Ранее 2 % уплаченной суммы отправлялись в федеральный бюджет, а 18 % оставались в местном. С 2017 по 2020 год введена новая схема. В федеральный бюджет будет перечисляться сумма налога, исчисляемая по ставке 3 %, а в бюджет субъектов РФ - 17 %. Региональные власти могут уменьшить ставку сбора для отдельных категорий плательщиков. В 2017-2020 годах она не может быть меньше 12,5 %.
По отдельным видам дохода ставка налога на прибыль организации составляет:
По завершению каждого налогового периода организация должна предоставлять в Форма отчета и правила его составления утверждены Приказом ФНС N ММВ-7-3/600. Декларация подается в инспекцию по месту нахождения предприятия или его подразделения. Отчет сдается в бумажном виде. Электронную декларацию могут подавать крупнейшие налогоплательщики, а также организации, в которых средняя численность сотрудников за предшествующий год составила более 100 человек.
Сумма резерва под сомнительную задолженность должна быть менее 10 % выручки за предыдущий или отчетный период. Сомнительный долг - это задолженность, превышающая размер встречного обязательства. Если у организации числится дебиторская и кредиторская задолженность перед одним контрагентом, то на сомнительные долги можно списать лишь сумму, превышающую кредиторскую задолженность.
Размер переносимого убытка ограничен. С 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г. нельзя уменьшать убытки прошлых периодов более чем на 50 %. Это изменение не затрагивает базу, к которой применяются налоговые льготы. Изменения касаются убытков, которые были понесены после 01.01.2007 года.
С 2017 года снято ограничение на перенос сумм убытков, понесенных после 01.01.2007 года. Перенос теперь можно осуществлять на все последующие годы. Изменения, касающиеся корректировки сумм налогов, перечисляемых в государственный и местный бюджеты, следует отражать в декларации и платежках. В этих документах необходимо четко отражать, какие суммы уплачиваются по ставке 3 %, а какие - по ставке 17 %.
Причин признания задолженности консолидируемой стало больше. Например, имеется две взаимозависимые иностранные организации (одна из организаций является учредителем второй). Перед одной из них у российского предприятия возникло долговое обязательство. В таком случае задолженность признается консолидируемой. И не имеет значение, какой долей капитала владеет иностранная компания-заимодавец. Теперь консолидируемая задолженность определяется по размеру всех обязательств налогоплательщика.
Если за отчетный период коэффициент капитализации изменился, то может возникнуть вопрос о корректировке базы налога. С 2017 года расходы по контролируемой задолженности не нужно пересчитывать. Как уже говорилось ранее, в сумму расходов можно включать затраты, понесенные на оценку уровня квалификации сотрудников. Чтобы стимулировать проведение таких проверок, будут разрабатываться положения об учете стоимости оценки. Учесть расходы предприятие сможет, если оценка проводилась на основании договора о предоставлении услуг, и с испытуемым заключен трудовой договор.
Изменен порядок начисления пени по налогу, а сумма штрафных санкций увеличена. Изменения касаются просрочек, которые возникнут после 01.10.2017 года. Если просрочить срок уплаты налога более чем на 30 дней, то сумму пени придется рассчитывать по такому алгоритму:
Фирмы, находящиеся на общем режиме обложения налогами, должны уплачивать налог на получаемую прибыль по ставкам, определенным действующим налоговым законодательством. От чего зависит использование конкретной ставки налога на прибыль в 2017 году? Ответ на данный вопрос вы можете узнать из данной статьи.
В текущем году основная ставка осталась практически без изменений. Ее размер, как и ранее, составляет 20%. Однако было изменено распределение налогового платежа по бюджетам различных уровней.
Ранее 18% зачислялось в региональный бюджет, а 2% — в федеральный. С текущего года по 2020 год основная ставка налога на прибыль будет распределяться несколько иначе: 3% — в федеральный бюджет, а 17% — в бюджет регионального уровня.
Регионы обладают правом установить более низкую ставку. Однако ее размер должен составлять не менее 12,5%.
Ставки налога на прибыль организаций 2017 могу быть различны. Спец. ставки используются по отношению к определенным видам получаемых доходов, а также по отношению к некоторым категориям плательщиков налогов (изготовители сельхоз. товаров, не использующие ЕСХН, мед. и образовательные учреждения).
Спец. ставки могут быть как больше, так и меньше основной:
Такой термин, как «эффективная ставка налога на прибыль» появился не так давно – два года назад. Он представляет собой не стандартную налоговую ставку. Ее используют по отношению к контролируемой зарубежной фирме, но не для определения размера налогового платежа, а для установления, должна ли облагаться налогами прибыль этой фирмы.
Формула для определения эффективной ставки следующая:
Эффективная ставка = размер налога с полученной прибыли / размер полученной прибыли * 100%.
Какие применяют ставки налога на прибыль в 2019 году (ставки таблица), как распределять налог между бюджетами. Подробно об этом - в материале.
Юридические лица уплачивают налог с прибыли, распределяя его между двумя бюджетами - федеральным и региональным. С 1 января 2017 года до 31 декабря 2020 года включительно распределять налог нужно, учитывая новое соотношение ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ). Как это сделать, читайте далее.
Ставки налог на прибыль 2019 закреплены в статье 284 НК РФ. Применять их надо до 2020 года включительно.
Общая ставка налога на прибыль в 2019 году - 20% . Из них зачисляют:
При этом законом субъекта РФ ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, может быть снижена.
Для отдельных налогоплательщиков минимально допустимая ставка составляет 12,5 % (ранее 13,5%), если иное не предусмотрено ст. 284 НК РФ (абз. 4 п. 1).
Для участников ОЭЗ максимально допустимая ставка - 12,5 % (ранее - 13,5 %) по прибыли от деятельности:
при условии ведения раздельного учета:
Продолжают действовать исключения из пункта 1 статьи 284 НК РФ, которые не распространяются на отдельные категории субъектов налога (контролирующих лиц по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, а также субъектов, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ).
Что касается специальных ставок налога на прибыль, то здесь следует обратить внимание на следующие изменения (см. таблицу).
Специальные ставки налога на прибыль в 2019 году
Вид дохода | Изменение | Основание |
---|---|---|
Доходы в виде процентов по ценным бумагам |
Применяется ставка 15 %: К облигациям организаций РФ (за исключением признаваемых налоговыми резидентами РФ - организаций иностранных государств), которые на даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и выпущенным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. |
п. 4 ст. 284 НК РФ |
С 2017 г. по облигациям юридических лиц РФ, по которым предусмотрено получение дохода в виде процентов, облагаемых по ставке 15 % (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ), при обращении которых в цену сделки включается доля накопленного купонного дохода, при исчислении общей налоговой базы не учитывается начисленный купонный доход, по которому применяется указанная ставка налога |
п. 30 ст. 280 НК РФ (введен Законом от 03.07.2016 № 242-ФЗ) |
|
Прибыль участников проекта "Сколково", прекративших использовать право на освобождение от налога на прибыль | Положения о налогообложении прибыли в связи с потерей статуса участника проекта (абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ) по ставке 20 % с начислением пеней не применяются к прибыли, полученной в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2021 г. | абз. 2-3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ (в ред. Закона от 28.12.2016 № 475-ФЗ) |
Обратите внимание, что положения пункта 1.2 статьи 284 НК РФ по прибыли от деятельности в технико-внедренческой ОЭЗ, применяли с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года, то есть только в течение 2017 года.
Налоговики не оштрафуют компанию, если она неверно распределила налог на прибыль между бюджетами. Это впервые подтвердил Минфин в письме от 20.07.17 № 03-02-07/1/46270 (ответ на частный запрос).
Как мы уже сообщили, компании платят налог на прибыль по новым ставкам: 3 % в федеральный бюджет и 17 % в региональный (п. 2 ст. 286 НК РФ).
Из-за изменений в кодексе у организаций возникла путаница в ставках. В итоге в карточке расчетов с бюджетом переплата по региональному бюджету, а по федеральному - недоимка, или наоборот. У компании возник вопрос, будет ли штраф, если перепутать бюджеты.
Из письма Минфина № 03-02-07/1/46270 следует, что беспокоиться компаниям фактически не о чем. Инспекторы штрафуют на 20 % от неуплаченной суммы, только если организация занизила налоговую базу, неверно рассчитала налог на прибыль или заплатила с опозданием из-за других незаконных действий (ст. 122 НК РФ). Если компания заплатила налог вовремя, то есть просто перепутала ставки федерального и регионального бюджетов, нарушения по статье 122 НК РФ нет.
Если компания перепутала бюджеты, обязательно надо исправить это. Хоть компания и платит налог на прибыль в два вида бюджета, сам по себе налог - федеральный. А значит, региональную и федеральную части можно зачитывать между собой (ст. 13, 78 НК РФ, письмо Минфина России от 26.04.11 № 03-02-07/1-141). Для этого надо подать в налоговую инспекцию заявление по официальной форме (утв. приказом ФНС России от 14.02.17 № ММВ-7-8/182@).