Зачем нужны актуарные расчеты в страховании и как они влияют на стоимость услуг. Зачем нужны актуарные расчеты в страховании и как они влияют на стоимость услуг Актуарные расчеты в осаго

Зачем нужны актуарные расчеты в страховании и как они влияют на стоимость услуг. Зачем нужны актуарные расчеты в страховании и как они влияют на стоимость услуг Актуарные расчеты в осаго

Модуль 1.

Insurance – страхование.

Страхование-

Страховщик

Страхователь-

Застрахованное лицо-

Выгодопреобретатель

Общество взаимо страхования

Страховые агенты-

Страховой брокер

Страховой случай-

Страховой риск-

Страховая сумма

Страховой взнос

Страховая выплата

Страховой тариф

Страховой ущерб

суброгация .

Абандон

Страховое покрытие.

Страховое покрытие

декувер.

Страхование с франшизой.

Франшиза

Различают условную (невычетаемую) и безусловную (вычетаемую) франшизу

S – страховая стоимость.

Z – учерб.

Способы деления рисков.

1. Договорная

Медицинское страхование

Существует два вида страхования:

· обязательное (ОМС)

· добровольное (ДМС)

Закон о медицинском страховании – 1991год.

Медицинское страхование – форма социальной защиты интересов населения в сфере охраны здоровья.

Страхователь в данной системе – это работодатель (в случае ОМС средства на это страхование заложены в государственном бюджете), а также физическое лицо (в случае ДМС).

Таким образом, оба вида страхования может быть как индивидуальные, так и коллективные. В системе ОМС в настоящее время работающие граждан обращаются в существующие страховые компании, работающую в системе ОМС, самостоятельно.

Фонд оплаты труда: ЕСН←страхование

1) заработная плата

2) единый социальный налог(ЕСН) ЗП←налог на доход 13%

Перечень услуг и лекарственных средств определяется законодательством, которое ежегодно пересматривается как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При оформлении ДМС предприятием для всех сотрудников или только части существуют налоговые льготы(до 10%).

Страхование грузов

(КАРГО) Риски возникают по следующей цепочке:погрузка-доставка-разгрузка-порузк перевозка-переваолка и т.д.

Тарифы рассчитываются исходя из вида груза, его стоимости, состояния, условий перевозки, дальности длительности, регулярности, вида транспорта (автоперевозки, ж.д., водный транспорт).

При перевозе договор может заключаться разово или на несколько перевозок одного и того же вида груза с одинаковыми условиями (это генеральный договор), в котором оговаривается период времени, например год. На каждую перевозку заблаговременно составляется отдельный документ на основании заявления страхователя.

Субъекты этого вида страхования: отправитель, получатель, перевозчик, экспедитор.

Страховые риски: от пожара, взрыва, падения, затопления, шторма, столкновения, случайных повреждений, изменение температуры, стихийные бедствия.

Коносамент – это специальный транспортная накладная, в которой указан либо не указан получатель (именная или ордерная, на предъявителя).

Индоссамент – передаточная подпись, которая свидетельствует о передаче полиса тому лицу, которому перешли права на груз.

Различают именные, бланковые (ставится подпись передающего лица, на предъявителя)

Международной торговой палатой разработан перечень терминов и классификация условий перевозок с точки зрения обязанностей продавца. (инкотермс).

Фрахт- плата за перевозку груза

Частная авария – страховое событие, в результате которого убытки относятся на счёт того лица, которое их понесло.

Общая авария – страховое событие, убытки по которому распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта.

доставка погрузка таможня фрахт страховка
E EXW - - - - -
F FAS + - - - -
FOB + + + - -
C CAF + + + + -
CIF + + + + +

ОСАГО

Обязательное страхование граждан ответственности владельцев автотранспортных средств. Относится к страхованию трёх лиц, потерпевших в ДТП, в результате которого причиняет ущерб их жизни, здоровью или имуществу. Страховая сумма уплачивается при каждом страховом случае независимо от их числа. Не подлежат страхованию ответственность по использованию транспортных средств, скорость которых не превышает 20 км/ч., а также транспорт, находящийся в ведении вооруженных сил. Страховщик может возместить ущерб в виде ремонта транспортного средства. Выплата осуществляется ассоциацией страховщиков в случае, когда она не может осуществляться страховыми компаниями, например, прекращение деятельности компании из-за отсутствия лицензии или разорении.

Страховым случаем признаётся причинение в результате ДТП в период действия договора владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью, имуществу, потерпевшего. Не относятся к страховым случаям:

· причинение вреда в следствие обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего

· военные действия

· расходы связанные с упущенной выгодой или компенсацией морального вреда

· загрязнение окружающей среды

Организации страхуют ответственность своих работников в обязанности которых входит управление транспортными средствами.

При нескольких потерпевших выплата каждому может составить до 160 тыс.руб. Если потерпевший один, максимальная сумма равна 240 тыс.руб.

Страховщик имеет право предъявит лицу, причинившему вред регрессные требования в следующих случаях: умысел, состояние опьянения, отсутствие прав управлять транспортным средством, в случае, если виновник покинул место ДТП. В целом система взаимоотношений между страховщиком, страхователем и выгодаприобретателем регулируется стандартными правилами для всех компаний, однако в некоторых вопросах возможны нюансы, оговоренные в полисе (процедура предоставления страхователю транспортного средства для осмотра поле ДТП.)

Формирование тарифов

В ОСАГО используется большой список коэффициентов, применяемых в базовой тарифной ставке: коэффициент территории, бонус-малус, возраста и стажа, количества лиц, допущенных к управлению, мощности двигателя транспортного средства, периода использования.

Бонус-Малус (КБМ)

M … 2,4 2,3 1,5 1,4 0,95 … 0,05

Наряду с ОСАГО страховые компании предлагают ДОСАГО с относительно не высоким страховым взносом и более привлекательными страхователю суммами.

При выезде за рубеж на транспортном средстве необходимо приобретать полис в рамках системы зелёная карта. В зависимости от государства страховая сумма может быть как неограниченной, так и ограниченной. Такие полисы продаются также в РФ, однако не все компании включены в эту систему.

Страхование и актуарные расчеты.

Модуль 1.

Insurance – страхование.

Страхование- отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий, страховых случаев, засчет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов(премий).

Страховщик (страх. орг.) – юридическое лицо той или иной ОПФ (организационно-правовая форма), созданная для осуществления страховой деятельности и получившая лицензию на право ее проведения.

Страхователь- юридическое или дееспособное физическое лицо, вступающее в страховые отношения со страховщиком в целях защиты имущественных или иных интересов своих или третьих лиц.

Застрахованное лицо- физическое лицо, имущественные или иные интересы которого застрахованы им лично или другим лицом, выступающем в качестве страхователя.

Выгодопреобретатель - юридическое или физическое лицо, назначенное страхователем в заключении договора либо становящееся таким в силу закона и получающее право требовать у страховщика страховых выплат в свою пользу при наступлении страхового случая.

Общество взаимо страхования (ОВС)- одна из распространенных организационно-правовых форм взаимных страховых организаций.ОВС - некоммерческая организация, которая создается на базе профессионального, коммерческого или территориального единства участников и лучше адаптируется к нуждам местного населения или учету специфических потребностей различных социально-профессиональных групп, которые являются членами такой организации. Цель деятельности ОВС - осуществление страхования имущественных интересов его членов на основе метода взаимного страхования.

Страховые агенты- представляют интересы страховых компаний, предлагают страховые продукты.

Страховой брокер -представляет интересы страхователя.

Страховые актуарии(андеррайтинг) -люди, которые расчитывают страховые тарифы и отвечают за их правильность.

Страховой случай- совершившееся событие, прендусмотренное договором страхования или законом с наступлением которого наступает обязанность страховщика провести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Страховое событие алечет появление страховых случаев.

Страховой риск- предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование.

Событие, которое рассматривается в качестве страхового риска должно обладать признаками вероятности и случайности.

Страховая сумма – определенная договором или устанавливаемая законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой вылаты, если договором или законными актами не предусматривается иное.

При страховании имущества или или п/п(предпринимательского) риска страховая сумма не может превыщать их действительной стоимости на момент заключения договора(страховая стоимость). Страховой стоимостью считается его действительная рассчетная стоимость.

Для п/п риска такой стоимостью считается убытки, потери от п/п деятельности, которые страхователь понесет при наступлении страхового случая.

Страховой взнос – плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

Страховая выплата – денежная суммаЮ которую страховщик в соответствии с договором страхования должен выплатить страхователю или выгодапробретателю при наступлении страхового случая.

Пока страхователь не внес деньги – договор не имеет силу.

Страховой тариф – представляет ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

Страховой ущерб – денежная оценка утраченного или поврежденного имущества либо убытков от п/п деятельности, либо расходов, связанных с наступлением гражданской ответственности, а также компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни застрахованного лица в результате наступления страхового случая.

В ГК РФ предусмотрено, что при осуществвлении страховщиком страховой выплаты к нему переходит право подачи встречного иска к субъекту по причине нанесения ущерба – суброгация .

Абандон – отказ страхователя от права на имущество.

Страховое покрытие.

Страховое покрытие (покрытие страховой стоимости) – это уровень принятого в договоре страхования или взаконе объема страховой ответственности страховщика денежной оценки по отношению к их действительной стоимости.

Разница между страховой стоимостью истраховой суммой называется декувер.

Выделяются 3 вида страхового покрытия:

  1. Система пропорционального страхового покрытия. Возмещается величина пропорциональная страховой стоимости или ущербу.
  2. Система покрытия первого риска. Возмещается ущерб в размере страховой суммы, установленной закономили договором страхователя, которая меньше страховой стоимости.
  3. Система предельного страхового покрытия. Используется часто при страховании рисков п/п деятельности. Этот вид предусматривает возмещение ущерба, определяемого в виде разницы между установленной договором реально достижимой величины дохода и и фактической меньшей их величиной.

Страхование с франшизой.

Франшиза – предусмотренное условиями страхования освобождение страховщика от возмещения ущерба не превышающих определенны размер, % величины, котрая не возмещается, остается на удержании страхователя.

Франшиза приследует цели поддержания устойчивости страховой компании засчет уменьшения больших объемов выплат малых сумм. Этим достигается эффект либо снижения страховых тарифов, либо повышения (при тех же тарифах) уровня покрытия.

Различают условную (невычетаемую) и безусловную (вычетаемую) франшизу , которая устанавливается в виде % или как обсолютная величина.

S – страховая стоимость.

Z – учерб.

Если ущерб в пределах (1), то страховщик ничего не платит.

Если убыток превысил (1), то мы получаем все.

Способы деления рисков.

Выделяют два способа деления риска:

1. Сострахование - производится по отдельным крупным договорам путем создания страховщиками страхового пула по отдельному, конкретному договору.

2. Перестрахование – называется страхование одним страховщиком (перестрахователь, цедент) на определенных договорных условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщик, цессионарий).

Объем ответственности, принятой на себя страхователем называется эксцедентом.

Существует две формы перестрахования:

1. Договорная

2. Факультативная (в отличии от договорной, осуществляется без заранее установленных соглашением обязательств по передаче.)

4 типа договоров перестрахования:

1.Квотное пропорциональное – страховщик передает в перестрахование, согласно заранее установленному %, часть всех принятых на страхование рисков по определенным типам страхования. Такое страхование позволяет обеспечивать диверсификацию рисков.

2. Эксцедентное пропорциональное перестрахование – устанавливается конкретная сумма собственной ответственности страховщика по каждому передаваемому ему риску.

3. Непропорциональное страхование эксцедента убытка – страховщик передает ответственность в том случае, если объем выплат превышает установленный предел ответственности.

4. непропорциональное страхование эксцедента убыточности – перестраховщик вступает в дело, когда убыточность страховой суммы превышает некоторые пределы, заранне установленные.

Убыточность страховой суммы - средняя величина выплат в рублях с единицы измерения страховой суммы по виду страхования и в масштабах территорий за определенный период.

Для перестраховщика (цессионария) цедент играет роль франшизы.

Актуарные расчеты

Центральное место в договоре страхования занимает стоимость страховой услуги.

Актуарные расчеты – это процесс, в ходе которого определяется себестоимость и стоимость страховой услуги.

Страховые актуарии – граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

С помощью актуарных расчетов рассчитывается тарифная ставка – цена страхового риска и других расходов страховщика. Совокупность тарифных ставок носит название тарифа.

Тарифные ставки бывают двух видов: брутто-ставка, нетто-ставка.

Брутто-ставка – ставка, по которой заключается договор страхования. Нетто-ставка – цена страхового риска, эта ставка идет на создание фонда выплат страхователю.

Брутто-ставка = нетто-ставка + нагрузка. Нагрузка включает в себя:

А. Расходы по организации и проведению страхового дела, включающие:

  • – организационные расходы – при учреждении страховой компании;
  • – аквизиционные расходы – по привлечению страхователей через страховых агентов;
  • – инкассационные расходы – по обслуживанию наличного денежного оборота;
  • – ликвидационные расходы – по ликвидации ущерба;
  • – управленческие расходы.

Б. Отчисления в запасные фонды.

В. Прибыль страховой компании.

где Т п – тарифная нетто-ставка; Р(А) – вероятность наступления страхового случая, Р(А) = Кв / Кд; К – коэффициент, К= Св / Сс; Кд – количество выплат за тот или иной период; Кд – количество заключенных договоров; Св – средняя выплата по одному договору; Сс – средняя страховая сумма на один договор.

Т п является показателем убыточности на 100 руб. страховой суммы.

где T h – тарифная брутто-ставка; Н – нагрузка, выраженная в % к брутто-ставке.

Ставка-брутто идет на возмещение ущерба, покрытие расходов страховой компании, образование страховых фондов и получение прибыли. Прибыль распределяется по обычной схеме: вначале платятся налоги (налог на прибыль, налог на имущество и др.), чистая прибыль используется на создание резервного фонда, фонда развития общества, выплату дивидендов, поощрение работников общества и другие цели.

Классификация страхования. Системы страхования

Существует много видов страхования, поэтому необходима их классификация . Она может осуществляться по различным критериям.

По целям страховой деятельности различают две сферы – коммерческое и некоммерческое страхование. Некоммерческое страхование включает в себя социальное страхование, обязательное медицинское страхование и др. Коммерческое страхование включает в себя первичное или прямое страхование, сострахование, перестрахование.

По уровням защиты трудящихся различают страхование от отраслевого риска, от риска предприятия и индивидуального риска (за счет собственных средств граждан).

По отраслям страхования различают страхование личное (страхование жизни и страхование от несчастных случаев), имущественное (страхование различных материальных ценностей, имущественных прав и капитала; страхование от возможных потерь дохода и непредвиденных расходов) и страхование гражданской ответственности (страхование ответственности за причинение вреда и страхование ответственности по договору). К страхованию ответственности за причинение вреда относятся важнейшие виды страхования; гражданской ответственности владельцев автотранспорта, предприятий – источников повышенной опасности, ответственности работодателя перед нанимаемыми рабочими и служащими, профессиональной ответственности врачей, фармацевтов, бухгалтеров, строителей и т.д., ответственности за загрязнение окружающей среды. Страхование ответственности по договору охватывает ответственность за любые договорные отношения сторон: по договорам поставок, перевозки, контрактации и т.д.

По объему страховой ответственности различают обязательное и добровольное страхование. К обязательному страхованию относится страхование пассажиров, сотрудников милиции, внешней разведки, военнослужащих, сотрудников налоговых инспекций и налоговой полиции, космонавтов и др.

По классу страхования различают страхование огневое, транспортное, инженерное и др.

По форме организации страхового дела страхование делится на групповое и индивидуальное.

По ориентации страховых интересов различают страхование, ориентированное на запросы семьи, и страхование предпринимательских рисков. Страхование предпринимательских рисков включает в себя страхование на случай неполучения прибыли, снижения рентабельности, образования убытков; на случай неплатежа по счетам поставщика продукции; упущенной выгоды по неудавшимся сделкам; от простоев оборудования и др.

О динамике развития и соотношении отдельных видов страхования на российском рынке свидетельствуют данные табл. 18.1.

Таблица 18.1

Динамика объемов страховых премий и страховых выплат субъектов страхового дела РФ за 2005–2009 гг., млрд руб.

За рассмотренные в табл. 18.1 5 лет страховые премии возросли в 2 раза, страховые выплаты – в 2,7 раза. Изменилась также структура страховых премий и страховых выплат. Если в 2005–2007 гг. преобладали страховые премии добровольного страхования, то в 2008–2009 гг. наблюдается преобладание премий страхования обязательного. В структуре страховых выплат картина иная – преобладают выплаты в отрасли обязательного страхования.

Изменения в структуре страховых премий и страховых выплат добровольного и обязательного страхования показывают данные табл. 18.2.

В общем объеме страховых премий увеличился удельный вес обязательного страхования (с 41 до 57%) за счет соответствующего сокращения доли добровольного страхования. В изменении структуры страховых выплат наблюдается такая же тенденция – рост доли обязательного страхования (с 60 до 69%).

Таблица 18.2

Динамика структуры страховых премий и страховых выплат добровольного и обязательного страхования за 2005–2009 гг., % к итогу

Показатели

страховые

страховые

страховые

страховые

страховые

Добровольное страхование:

а) страхование жизни

б) личное страхование

в) имущественное страхование

г) страхование ответственности

д) страхование рисков

Обязательное страхование: а) страхование ответственности владельцев автотранспортных средств

б) обязательное медицинское страхование

в) прочие виды страхования

В объеме страховых премий по добровольному страхованию существенно снизилась доля личного (на 6%) и имущественного страхования (на 10%). В объеме страховых выплат по добровольному страхованию также снизился удельный вес личного страхования, но возросла доля имущественного страхования, появилось страхование предпринимательских и финансовых рисков.

В объеме страховых премий по обязательному страхованию значительно возрос удельный вес обязательного медицинского страхования (с 29 до 48%), снизилась доля ОСАГО (с 11 до 9%). В объеме страховых платежей по обязательному страхованию наблюдается такая же тенденция.

Следует обратить внимание на соотношение страховых премий и страховых выплат. Если по обязательному страхованию имеет место превышение выплат над премиями, то при добровольном страховании, наоборот, доля страховых премий значительно выше удельного веса страховых выплат.

Одним из важных показателей, характеризующих уровень развития страхования в стране, является соотношение между размерами страховой премии и ВВП. В развитых странах его величина обычно колеблется от 8 до 12%. В Российской Федерации в 2009 г. такое соотношение было менее 3%. Это говорит о низком уровне развития страхования.

Свидетельством недостаточного уровня развития страхования в России является резкое сокращение числа страховых компаний. С 1 июля 1996 г. по декабрь 1997 г. их чисто сократилось почти на 500, или на 18% . На 1 января 1998 г. в Государственном реестре значилось 2334 страховые компании, на 1 января 1999 г. – 1864. В 1998 г. были отозваны лицензии у 496 страховых компаний, приостановлено действие лицензий у 116 страховых компаний. На 30 июня 2010 г. число страховщиков составило 666, в том числе 660 страховых компаний и 6 обществ взаимного кредитования.

Системы страхования

Различают пять систем страхования.

  • 1. Страхование по действительной стоимости имущества.
  • 2. Страхование по системе пропорциональной ответственности. Это неполное, частичное страхование объекта. В этом случае сумма страхового возмещения уменьшается пропорционально доле страховой суммы в действительной стоимости объекта.

где Q – страховое возмещение; Т – фактическая сумма ущерба; S – страховая сумма по договору; W – рыночная оценка объекта страхования.

Допустим, автомашина стоимостью 6000 долл. была застрахована на сумму 3000 долл., а фактический ущерб составил 2000 долл. Страховое возмещение составит 50% от суммы ущерба, т.е. 1000 долл.

  • 3. Страхование по системе первого риска. В этом случае страховое возмещение выплачивается в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. Ущерб сверх страховой суммы вообще не выплачивается. Если ущерб в предыдущем примере составил 5000 долл., то страхователь получил только 3000 долл.
  • 4. Система дробной части. В договоре страхования устанавливаются две страховые суммы: показанная стоимость и действительная стоимость. По показанной стоимости страхователь получает возмещение, выраженное в % или натуральной дробью. Ответственность страховщика ограничена размерами дробной части. Если показанная стоимость равна действительной, то страхование дробной части превращается в страхование по системе первого риска. Если показанная стоимость меньше действительной, то страхование дробной части превращается в страхование по системе пропорциональной ответственности.
  • 5. Страхование по восстановительной стоимости. В этом случае страховое возмещение равно цене нового имущества соответствующего вида. Конечно, и страховые взносы при этом будут повыше, чем при других системах страхования.

В договорах страхования часто используется франшиза , которая представляет собой личное участие страхователя в покрытии ущерба. Франшиза устанавливается в рублях или в процентах к страховой сумме или к ущербу. Франшиза выгодна и страхователю и страховщику. Страхователь получает скидки со страхового тарифа, а страховщик часть ущерба перекладывает на страхователя. Франшиза бывает двух видов – условная и безусловная.

Условная (невычитаемая) франшиза означает, что страховщик освобождается от ответственности за ущерб, если он не превышает процента франшизы. Если ущерб больше франшизы, то страховщик обязан возместить ущерб полностью. При наличии условной франшизы в договоре страхования делается запись "свободно от.... процентов".

Безусловная (вычитаемая) франшиза означает, что страховое возмещение всегда равно ущербу за минусом безусловной франшизы. При наличии безусловной франшизы в договоре страхования делается запись "свободно от первых... процентов".

Ежегодно с 2006 г. Независимый актуарный информационно-аналитический центр по заказу РСА проводит актуарное исследование по теме: "Мониторинг действующих страховых тарифов по ОСАГО на их соответствие складывающейся убыточности по данному виду страхования".

Расчет тарифов, основывается на первичных и агрегированных данных страховых компаний действительных членов РСА. В качестве основной методологической базы расчетов используется обобщенная линейная модель.

По результатам исследования формируются и направляются в министерства и ведомства предложения по корректировке действующих тарифов по ОСАГО.

Содержание научного отчета, с результатами выполненного исследования выглядит следующим образом:
1. Основные результаты и выводы
2. Сбор и обобщение страховой статистики по ОСАГО
2.1. Информационная база исследования
2.2. Система проверок агрегированных данных
2.3. Анализ основных показателей агрегированных данных
2.3.1. Сравнительный анализ данных «Формы отчетности для расчета страховых тарифов» и данных, полученных из других форм статистической отчетности РСА
2.3.2. Сравнительный анализ данных «Формы отчетности для расчета страховых тарифов» за разные отчетные периоды
3. Описание модели, используемой для расчета тарифов
4. Расчет тарифов по ОСАГО на основании консолидированных Данных
4.1. Структура данных, представленных для анализа, и порядок проведения расчетов
4.2. Порядок проведения расчетов
4.3. Анализ развития убытков, базирующийся на данных треугольников развития убытков
4.3.1. Оценка среднего времени урегулирования убытков
4.4. Расчет частоты наступления страхового случая и среднего убытка для всех типов ТС с использованием «основной» многофакторной модели
4.5. Расчет коэффициентов страховых тарифов
4.5.1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
4.5.2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля и такси (КМ)
4.5.3. Проверка точности аппроксимации обобщенной линейной моделью реальных данных
4.5.4. Расчет страховых тарифов по пулу страховых компаний
4.5.5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), и наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)
4.5.6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС)
4.6. Расчет нетто-премии с учетом влияния резервов убытков, инфляции среднего размера убытка, изменения частоты страхового случая, а также рисковой надбавки
4.6.1. Учет инфляции среднего размера убытка
4.6.2. Учет изменения частоты страхового случая
4.6.3. Учет рисковой надбавки
4.7. Расчет брутто-премии с учетом влияния системы бонус - малус
4.7.1. Учет влияния на страховую брутто-премию системы Бонус - малус
4.7.2. Корректировка базовой брутто-премии с учетом особенности структуры имеющихся статистических данных
4.7.3. Сравнение расчетной величины брутто-премии со значениями указанными в Постановлении Правительства №739
4.8. Сравнение предложенных тарифов по ОСАГО с действующими значениями
5. Исследование соответствия территориальных коэффициентов ОСАГО реальным данным в разрезе городов

Актуарные расчеты страховых тарифов (тарифных ставок) производятся на основе методологии актуарной оценки рисков и вероятностей наступления страховых случаев. Вопросы актуарных расчетов занимают центральное место в деятельности любого страховщика. Их значение определяется тем, что страховщик, как правило, проводит ряд различных по содержанию и характеру видов страхования, требующих адекватного математического измерения принятых по договорам обязательств. При исчислении страховых взносов и страховых выплат их размеры (в целом для республики, по отдельным регионам, районам, поселкам, турорганизациям и т.п.) должны изменяться в иерархических структурах с различными условиями рисковых ситуаций во времени и пространстве /21/.

В практике актуарных расчетов широко используется страховая статистика. Она представляет собой систематизированное изучение и обобщение наиболее массовых и типичных страховых операций, стоимостных показателей, характеризующих страховое дело. При этом чем больше число объектов наблюдения, тем точнее оценка вероятности наступления того или иного случая, так как лишь в большой совокупности выборок действует и дает приемлемые результаты закон больших чисел.

Процесс разработки и обоснования страховых тарифов называется тарифной политикой, под которой понимается целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению и упорядочению страховых тарифов в интересах успешного, безубыточного развития страхования. Базируется она на следующих основных принципах:

  • * эквивалентность страховых отношений страхователя и страховщика;
  • * доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей;
  • * стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени;
  • * расширение объемов страховой ответственности (страхового покрытия);
  • * самоокупаемость и рентабельность страховых операций.

Эквивалентность страховых отношений сторон (страховщика и страхователя) означает, что нетто-ставки должны максимально соответствовать вероятной величине ущерба. Тем самым обеспечивается возвратность средств страхового резерва за тарифный период той совокупности страхователей, в масштабах которой «строился» страховой тариф. Таким образом, принцип эквивалентности должен соответствовать перераспределительной сущности страхования как замкнутой раскладке ущерба.

С экономической и правовой точек зрения эквивалентность страховых отношений можно рассматривать как единицу измерения взаимных обязательств сторон.

Доступность страхового тарифа для широкого круга страхователей предполагает их приемлемость: чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом в развитии страхования. Страховые взносы должны составлять сумму, которая не является для страхователя обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Например, при экологическом страховании можно «заломить» такой взнос (или платеж), что он превысит штраф за ущерб в результате выброса (сброса) ядовитых веществ, загрязнения природной среды и т.п. Причем важно подчеркнуть, что чем больший круг страхователей и объектов охватывает страхование, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого и доступнее страховой тариф (для тургруппы из 10 и 30 человек разные тарифы).

Стабильность размеров страхового тарифа. К более или менее постоянным тарифам привыкают и страхователи, и страховые работники. При этом у первых крепнет уверенность в солидности страхового дела и платежеспособности страховой компании. Размеры страхового тарифа существенно зависят от условий и места страхования. Например, они совершенно различны для туристов, выезжающих в жаркие страны (Африку, Таиланд, Египет, Турцию); на горнолыжные курорты (Альпы, Теберду, Домбай); по историческим местам (Бородино, Золотое кольцо, Лувр, Дрезден и др.).

Расширение объемов страховой ответственности. Соблюдение данного принципа является приоритетным направлением в деятельности страховщика.

Это можно пояснить на примере страхования жизни. Здесь расширение страховой ответственности включает дополнительное страхование смерти (гибели) туриста, включая репатриацию тела, и др.

Самоокупаемость и рентабельность страховых операций. Эти финансовые принципы в полной мере относятся к страховщику, который производит страховые выплаты и другие расходы за счет поступивших страховых платежей. Причем СТ должен рассчитываться таким образом, чтобы поступление страховых платежей не только покрывало расходы страховщика (возмещение ущерба, налог на прибыль, содержание работников и т.п.), но и обеспечивало превышение доходов над расходами (прибыль) для расширения деятельности страховой компании, приобретения имущества, оргтехники, поощрения за трудовые достижения и т.д.

Это превышение закладывается в так называемую нагрузку, поскольку в нетто-ставке, обеспечивающей замкнутую раскладку ущерба, нет места для прибыли. Если фактическая убыточность страховой выплаты (страховых возмещений и обеспечений) окажется ниже действующей нетто-ставки (никто не умер, ничего не сгорело и т.п.), то образовавшаяся экономия может быть разделена по трем «частичным» направлениям:

  • * в резерв страховщика;
  • * в фонды предупредительных мероприятий, оплаты труда и др.;
  • * на пополнение прибыли.

Особенности актуарных расчетов при страховании туристов

Особенности актуарных расчетов при страховании туристов выражаются прежде всего в специфике исчисления страхового тарифа. При добровольном страховании туристов он определяется страховщиком на основе совокупности объектов страхования - личного, имущественного и страхования ответственности, требующих адекватного математического измерения обязательств по договорам.

Существенное значение при проведении актуарных расчетов страхования туристов (первая особенность) имеет и то обстоятельство, что под этим понимаются массовые рисковые виды страхования. Они характеризуются, с одной стороны, однородностью страховых событий с незначительными разбросами по величине ущерба (вреда) при наступлении страховых случаев (несчастные случаи, болезни; потери, пропажи, разрушения, затопления личного имущества, нанесение ущерба (вреда) третьему лицу и др.), а с другой - аномальными (катастрофическими) ситуациями - смерть (гибель) отдельного туриста или массовая.

В первом случае расчет страхового тарифа ведется без рисковой надбавки, во втором - с ее использованием. При этом возможны два варианта расчета рисковой надбавки:

  • * по одному виду страхования или страховому случаю - личное страхование, смерть (гибель) туриста;
  • * по нескольким видам и страховым рискам - личное, имущественное страхование, гибель туриста, уничтожение, затопление, повреждение, кража имущества и т.п.

Оба варианта требуют, как правило, передачи большей части риска в перестрахование зарубежному партнеру или сервисной, уже упомянутой компании содействия - assistance.

Вторая особенность актуарных тарифов при страховании туристов: в практике их расчета широко используется страховая статистика. Она представляет собой систематизированное изучение наиболее массовых и типичных случаев, стоимостных показателей страховых выплат и т.д.

Однако в данном виде страхования имеется лишь некоторое количество (примерно 3-5%) объектов, которые относятся к страховому случаю. При этом, как правило, страховые выплаты существенно отличаются от страховых сумм (страховых покрытий), указанных в договоре страхования. А потому нетто-ставка корректируется на поправочный коэффициент (К»). Определяется он отношением средней страховой выплаты к средней страховой сумме на один договор n = Св /Сс). Это и позволяет разграничить ключевые при расчете страхового тарифа понятия «вероятность страхового случая» и «вероятность ущерба».

Формула для расчета нетто-ставки (от 100 д. е. страховой суммы) имеет вид:

Т нс = Р*К n *100 ,

где Р(А) - вероятность наступления страхового случая (А);

К n - поправочный, или корректирующий, коэффициент.

Методика расчета тарифных ставок по личному рисковому страхованию туристов

Под туристскими, или массовыми, рисковыми видами страхования в настоящей методике понимаются виды страхования, охватывающие значительное число субъектов страхования и страховых рисков, характеризующихся однородностью страховых событий (страхование на случаи болезни и от несчастных случаев) с незначительной разницей размеров страховых сумм.

Основные понятия и термины, используемые в методике

Тарифная ставка (ТС) (страховой тариф, или брутто-ставка) - это ставка страхового взноса (платежа, премии) от совокупной страховой суммы. С помощью тарифных ставок исчисляются страховые взносы, уплачиваемые страхователями.

Страховой взнос (СВ) - произведение страхового тарифа (СТ), выраженного в денежных единицах, на число сотен страховой суммы c ) либо процентной тарифной ставки на совокупную страховую сумму (S cc ) , деленную на 100:

CB = CT число сотен С с,

либо СВ = СТ*

Исходными данными для расчета нетто- и брутто-ставки являются:

1) вероятность ущерба, лежащая в основе нетто-ставки, которая зависит, в свою очередь, от вероятности наступления страхового случая:

где Р г - вероятность ущерба;

Р cc - вероятность наступления страхового случая.

Зная вероятное число страховых случаев за тарифный период, можно определить и степень вероятности наступления этих случаев. Она представляет собой отношение числа страховых случаев к количеству застрахованных объектов (заключенных договоров)

где К cc - число страховых случаев;

К д - число заключенных договоров,

т.е. выражает коэффициент (процент) наступления страховых случаев.

В денежном выражении числитель указанного отношения будет равен совокупной сумме страховых выплат (SC в ) , а знаменатель - максимально возможной страховой выплате, равной совокупной страховой сумме (SC с ) всех застрахованных объектов N. Отношение SC в /SC с - есть показатель убыточности страховой суммы (Y сс ). Значение (Y сс ) - всегда меньше единицы (в пределе равно единице, т.е. (Y сс )?1)

2) убыточность страховой суммы (как отношение денежных показателей), которая является величиной синтетической и зависит от действия различных факторов: а) числа застрахованных объектов N; б) числа страховых случаев в N договорах М; в) совокупной страховой суммы застрахованных объектов (SC с ); г) суммы страховой выплаты на один объект (CB i ).

Убыточность страховой суммы может быть рассчитана как по видам страхования в целом, так и по отдельным страховым рискам. При этом отношение числа произведенных выплат в ) (количества страховых случаев) к количеству заключенных договоров д ) определяет вероятность наступления страховых случаев сс ), а отношение средней выплаты на один договор (CB i ) к средней страховой сумме на один договор ci ) является «поправочным» коэффициентом, или показателем убыточности п ), позволяющим разграничить понятия «вероятность страхового случая» и «вероятность ущерба». На основании изложенного можем полагать, что сказанное характеризует не что иное, как нетто-ставку Т нс со 100 д.е. страховой суммы. Математически это может быть выражено формулой:

Т нс =*100 = Р сс * К п *100

В выражении (40) Кв * Свi - общая сумма страховых выплат, а Кд * Ссi, - общая страховая сумма застрахованных объектов. При производстве расчетов нетто- и брутто-ставки предполагается, что не будет массовых страховых случаев, которые повлекут за собой сразу несколько страховых случаев (например, гибель самолета или теплохода с туристами и т.п.).

Расчет тарифов проводится при заранее известном (или планируемом) количестве договоров N.

При наличии перечисленных условий расчет параметров тарифных ставок по личному страхованию туристов производится по следующим формулам:

где Р сс - вероятность наступления страхового случая;

М - количество страховых случаев в N договорах;

N - общее количество договоров, заключенных за определенный период;

С сс - средняя страховая сумма;

С i - страховая сумма при заключении i-го договора (i = 1, 2,…, N);

С в - средняя страховая выплата;

С вk - страховая выплата при kстраховом случае (k= 1, 2……., М).

При страховании туристов по новым видам рисков (например, при космических полетах туристов, полетах на дельтапланах, поездках на Северный полюс и т.п.) и отсутствии в силу этого статистических данных по величинам Р cc ; С ; С в эти величины могут оцениваться экспертным методом либо в качестве них могут использоваться значения показателей аналогов (показания зарубежных страховых компаний). В любом случае отношение С в сс рекомендуется применять не ниже 0,3 при страховании туристов от несчастных случаев и болезней.

Размер совокупной брутто-ставки рассчитывается согласно равенству

Т БС = Т НС + Н [д. е.],

где Т БС - брутто-ставка;

Т НС - нетто-ставка;

В равенстве (44) величины Т БС, Т НС, Н указываются в абсолютных размерах, т.е. в денежных единицах (руб., долл. и др.) со 100 д. е. страховой суммы.

Если нагрузка устанавливается в процентах к брутто-ставке, то в этом случае брутто-ставка определяется из выражения

Т БС = Т НС + Н +

где Н - статья нагрузки в абсолютных единицах со 100 д. е. страховой суммы;

Н" - доля статей нагрузки, закладываемых в тариф, в процентах к брутто-ставке.

В этом случае выражение принимает вид

Т БС = = Т НС + Н, или

откуда Т БС (100-) = 100*(Т НС +Н).

Окончательно Т БС = ,

где значения Т НС и Н выражены в абсолютных единицах, а Н" - в процентах.

Если все элементы (составляющие) нагрузки выражены в процентах относительно брутто-ставки, то значение Н будет равно нулю. Тогда последняя формула примет вид

Таким образом, для расчета тарифной ставки необходимо вычислить прежде всего нетто-ставку как показатель убыточности со 100 д. е. страховой суммы. Как следует из формулы (40), основная часть нетто-ставки (Т НС ) соответствует средним выплатам страховщика, зависящим от вероятности страхового случая (Р СС ), средней страховой суммы (С CI ) и средней выплаты (С B ) со 100 д. е. страховой суммы. Для учета вероятных отклонений количества страховых случаев относительно их среднего значения в состав нетто-ставки вводится так называемая рисковая -надбавка (дельта-надбавка), которая, в свою очередь, зависит еще от трех параметров: 1) количества договоров, отнесенных к периоду времени, на который проводится страхование (n); 2) среднего разброса (отклонения) страховых выплат (R B ); 3) гарантии безопасности г (гамма) - требуемой вероятности, с которой собранных взносов должно хватить на страховые выплаты по всем страховым случаям.

Возможны два варианта расчета рисковой надбавки:

  • * по одному виду страхования (страховому риску);
  • * по нескольким видам страховых рисков. Рисковая надбавка по страхованию туристов от несчастных случаев может быть рассчитана по формуле

Т НС * б(г),

где б(г) - коэффициент, который зависит от гарантии безопасности г. Его значение может быть взято из таблицы:

Среднеквадратическое отклонение (дисперсия) страховых выплат при наступлении страховых случаев. При наличии статистики страховых выплат, среднеквадратическое отклонение оценивается по выражению

где С Bk - страховая выплата при k-м случае (k= 1, 2…….M);

М - количество страховых случаев в и договорах;

С B - средняя выплата по одному договору страхования при наступлении страхового случая.

Если нет данных о величине R B , допускается вычисление рисковой надбавки по формуле

При расчете рисковой надбавки по нескольким видам страхования (второй вариант) пользуемся выражением

где м - коэффициент вариации страховой выплаты, который соответствует отношению среднеквадратического отклонения к ожидаемым страховым выплатам. При этом если i -й риск характеризуется вероятностью его наступления Рi, средней страховой выплатой Свi , и среднеквадратическим отклонение, то

При неизвестной величине соответствующее слагаемое в числителе формулы (54) допускается заменить величиной

Если не известна ни одна из величин (ни по одному виду страхования), то м вычисляется по формуле

Формулы (50), (52) и (53) для вычисления рисковой надбавки тем точнее, чем больше величины n, Р СС и n * P I . При значениях n, Р СС и n * P I меньше или равных десяти формулы (50), (52) и (53) носят приближенный характер.

Если о величинах Р CC , С CC и С B нет достоверной информации, например в случае, когда они оцениваются не по формулам (41), (42) и (43) с использованием страховой статистики, то рекомендуется брать б(г) = 3. С учетом изложенного совокупная нетто-ставка будет равна

Для решения четвертой задачи мы проработали достаточно большое количество литературных источников и сделали вывод, что создание нового страхового продукта включает в себя ряд характерных этапов.

  • 1 этап - предварительное исследование для разработки продукта:
    • - поиск идеи нового продукта;
    • - экономический анализ идеи;
    • - оценка возможностей страховщика;
    • - сбор информации о потенциальном рынке и целевом сегменте будущего продукта, анализ конкуренции на нем;
    • - проведение маркетинговых исследований и актуарных расчетов относительности перспективности выбранного сегмента.
  • 2 этап - разработка технической стороны нового продукта и его рекламной оболочки;
  • 3 этап - разработка маркетинговой стратегии для нового продукта при его продвижении на рынок.

Начальной стадией работы над любым страховым продуктом является появление основной идеи, опирающейся на исследования страхового рынка и вытекающей из него. Решение о разработке продукта может быть «реактивным», т.е. следующим за развитием рынка и реагирующим на его эволюцию, или «преактивным», предвосхищающим развитие потребительских ожиданий и потребностей. Появление нового продукта может в принципе создать новый класс потребностей, основывающихся на ранее скрытых (латентных) нуждах.

За этим следует этап количественного исследования потенциального рынка: маркетинговые исследования в части количественной оценки привлекательности страхового продукта, количественная оценка потенциальной аудитории, определение конкурентности рынков и прогноз потенциальных действий конкурентов и т.д.

Далее проводится оценка имеющихся возможностей, времени и сил, необходимых для технической реализации нового страхового продукта и его последующей коммерциализации. На этом этапе страховщик должен решить располагает (или не располагает) он необходимым финансовым потенциалом, подготовленными агентскими кадрами в достаточном количестве, специалистами в области маркетинга и актуарных расчетов, т.е. всем тем, что необходимо для детальной разработки и коммерциализации нового страхового продукта. В заключение второй стадии разработки страховой продукции намечаются ее основные технические характеристики.

На втором (основном) этапе страховщик приступает к подробной разработке страховой продукции. Определяются: гарантии, страховые суммы, франшизы, тарифы, особые условия договоров (в частности, условия досрочного расторжения контракта), страховые премии, условия их перечисления и т.д. Проводится юридический анализ условий страхования. На данном этапе чрезвычайно важно определить степень привлекательности страхового продукта для потенциальной клиентуры. Для этого может быть использовано тестирование страхового продукта на определенном сегменте.

Важнейшей составляющей работ в плане разработки нового продукта является третий этап - планирование маркетинговых усилий по ее коммерциализации. Этот этап будет осуществлять непосредственно сама страховая компания.