Нужен ли осмотр автомобиля страховании осаго. Оформление страхового полиса осаго. Есть ли законные способы

Нужен ли осмотр автомобиля страховании осаго. Оформление страхового полиса осаго. Есть ли законные способы

Очень часто, потерпевший хочет посмотреть акт осмотра страховой компании и не может этого сделать. Страховые компании в большинстве случаев отказывают в предоставлении акта осмотра, а также результатов независимой оценки, мотивируя это тем, что такого требования нет в законе «об ОСАГО» или просто ссылаясь на то, что это их собственность.

Между тем, акт осмотра и результат проведенной оценки может быть необходим потерпевшему для организации собственной независимой экспертизы или понимания схемы дальнейшего взаимодействия со страховой компанией.

Кроме того, очень часто при направлении на ремонт по полису ОСАГО потерпевший даже приблизительно не представляет, какую сумму согласовала СК и о каких именно работах идет речь и для понимания будет не лишним взглянуть в акт осмотра и калькуляцию.

1. Законные основания для получения акта

Когда представители СК говорят о том, что в законе «Об ОСАГО» нет требования предоставить акт, они правы, но всей правды они вам тоже не говорят.

На основании пункта 4.23 правил ОСАГО страховщик не позднее 3 дней со дня получения заявления о выдаче акта о страховом случае обязан его выдать. При этом в пункте 3.11 Правил описан порядок предоставления автомобиля на осмотр и проведения независимой экспертизы. То есть, если проводилась экспертиза, то она является частью акта о страховом случае, акт осмотра входит в ее состав.

Таким образом, хоть это и не прописано в законе, но это прописано в правилах взаимодействия, установленными регуляторами, и соответственно, правда, на стороне потерпевшего.

2. Как получить акт и калькуляцию

Нужно понять одну простую вещь, со страховой компанией нужно взаимодействовать языком официальных запросов. Если вы будете что-либо просить или требовать на словах, вам могут дать самый безумный ответ и потом сказать, что никакого разговора и не было.

Для получения акта вы должны направить письменный запрос в свободной форме в представительство СК. В запросе лучше всего сразу сослаться на пункты 4.23 и 3.11 правил ОСАГО. Чтобы иметь возможность подтвердить что запрос направлялся, рекомендуем отправить его почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Либо можете принести запрос лично и потребовать у секретаря зарегистрировать его и выдать вам регистрационный номер.

В случае уклонения представителей СК от получения уведомления по почте или отказа регистрировать обращение вы можете жаловаться на действия представителей СК на сайте регуляторов (РСА, ЦБ).

Если вы полны решимости судиться с СК, то можете подать иск в суд, с указанием в качестве суммы иска лимита выплат по полису ОСАГО.

11 / 03 / 2017 5 055

Обязан ли автовладелец представлять авто на осмотр при оформлении полиса ОСАГО?

ОСАГО

Покупка полиса и выбор компании

Здравствуйте! При очередном заключении договора ОСАГО в «Росгосстрахе» мне отказали в страховании автомобиля. Сказали, оформление страховки возможно только после представления автомобиля на визуальный осмотр страховому эксперту (нужно ехать в другой город). Раньше таких сложностей не возникало. Подскажите, что можно сделать? Правомерен ли отказ в страховании без осмотра?

    Отвечает Загородский Александр эксперт

    В соответствии с пунктом 7 главы 1 Правил ОСАГО , страховая компания вправе провести предстраховой осмотр транспорта. При этом место осмотра должно быть согласовано с клиентом. При несогласии автовладельца с предложенным местом осмотр машины не проводится. Таким образом, страховая компания не имеет права отказывать в оформлении полиса ОСАГО, если клиент не согласен с местом осмотра. Однако необходимо доказать факт такого отказа.
    Для этого нужно посетить офис страховой компании вместе со свидетелями, которые в дальнейшем смогут подтвердить факт отказа в оформлении полиса по вышеизложенной причине. После получения доказательств нужно подать жалобу в Центробанк через специальную форму на сайте этого учреждения. Обязательно укажите фамилии, имена и контактные координаты свидетелей.
    Специалисты надзорной инстанции примут меры в отношении страховой компании. В соответствии со статьёй 15.34.1 КоАП РФ, в такой ситуации страховщику грозит денежный штраф от 100 до 300 тысяч рублей. Также штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей накладывается на сотрудника страховой компании, отказавшего клиенту в оформлении полиса ОСАГО без законных оснований.
    При этом не стоит рассчитывать на моментальную реакцию со стороны Центробанка. Разбирательство относительно законности отказа в заключении договора ОСАГО может продлиться несколько месяцев, поэтому в данной ситуации разумно либо оформить электронную страховку через официальный сайт «Росгосстраха», либо обратиться в офис другой компании.

Можно ли сделать страховку без предъявления машины? Существует множество ситуаций, когда требуется быстро застраховать транспортное средство без осмотра автомобиля. Например, вы очень спешите и не хотите тратить время на составление акта осмотра страховщиком.

Еще один вариант: страховка закончилась, пока машина была на СТО и нужно как-то доехать до офиса страховой компании.

Иногда полис оформляют вместе с другими договорами, например, при оформлении кредита, договора о залоге и на детальное обследование автомобиля просто нет времени. Бывает, что страховка покупается и на очень короткий срок только чтобы доехать до места регистрации или техосмотра (о том, на какой срок может быть оформлен полис, читайте ).

Обычно обследование автомобиля заменяет действующая (ДК), которая обязательна для всех автомобилей старше трех лет. Без неё страховые компании не берутся продавать полисы ОСАГО и всегда включают её в .

Предусмотрено наличие карты при и Правилами страхования ОСАГО (п.15). Не нужна ДК, если транспорт не подлежит техосмотру согласно законодательству либо периодичность его проведения составляет полгода.

Нужно ли предоставлять автомобиль при оформлении страховки?

По Правилам ОСАГО обязательным для всех страховщиков и их клиентов при оформлении договора ОСАГО компании вправе попросить предоставить автомобиль для осмотра (п.19 Правил). Подчеркиваем: это право страховщика, а не его обязанность, ведь страхуется не сам автомобиль, а только ответственность его владельца.

При проведении осмотра:

  • составляется акт, в котором перечисляются выявленные дефекты;
  • делаются фотографии.

Если между сторонами не была достигнута договоренность о месте проведения осмотра машины, то отказывать в заключение договора ОСАГО страховщик не имеет права.

Совсем иная ситуация, например, с программами КАСКО (страхования корпуса автомобиля). Требование проводить осмотр при заключении договора КАСКО прописано и в самом полисе, и в Правилах добровольного страхования. Страховщик может продать без осмотра только экспресс-КАСКО с небольшой суммой страхового лимита.

Место осмотра автомобиля при покупке ОСАГО устанавливается по соглашению сторон. Это может быть место возле офиса страховщика или дома либо офиса клиента. Машина проверяется в светлое время суток или в хорошо освещенном помещении. Страховщик может и отложить осмотр, если автомобиль, к примеру, грязный и его нельзя нормально обследовать и сфотографировать.

В том случае, когда ОСАГО покупается через интернет, осмотр, естественно, не проводится.

Порядок урегулирования спорных ситуаций

Если страховщик настаивает на осмотре машины и отказывает вам в продаже полиса ОСАГО, то вы вправе:

  1. Оформить полис в онлайн-режиме без осмотра (как это сделать при помощи сайта Госуслуг читайте ).
  2. Выбрать другую компанию, которая будет более лояльна к клиентам.
  3. Составить жалобу регулятору (Банк России) либо обратиться в суд.

Клиент может требовать заключения договора ОСАГО, если нет законных причин для отказа (например, указания в заявлении ложных сведений, страхового мошенничества, умышленных ДТП в прошлом и пр.).

Если вы правдиво и подали в компанию , то можете смело ссылаться на п. 14 Правила страхования и настаивать на том, что имеете право на покупку полиса.

В том случае, когда клиент согласился на осмотр, но не согласен с содержанием акта эксперта, он может не подписывать его и попросить провести обследование повторно (ст. 18 ФЗ-170) с участием другого специалиста. Подписанный акт означает, что вы полностью согласны с его содержанием.

Заключение договора ОСАГО через интернет

Может ли владелец машины заключить договор страхования без авто онлайн? Самый простой способ избежать осмотра: купить ОСАГО в интернете. Стоимость электронной страховки такая же, как и бумажной, но вам не придется ехать в офис, предоставлять машину для обследования, заполнять заявление ручкой и подписывать договор.

Достаточно заполнить онлайн-заявление и подписать его простой электронной подписью (о правилах заполнения бумажного и электронного заявления на приобретение полиса мы рассказывали в ). Для этого нужно будет авторизироваться на сайте выбранного страховщика, то есть ввести временный пароль, который вам вышлют на телефон и дать согласие на обработку своих персональных данных.

В заявлении нужно будет указать:

  • марку, модель автомобиля;
  • количество водителей;
  • стаж, возраст всех водителей;
  • срок страховки и период использования машины;
  • пробег, мощность транспорта;
  • номера всех документов (свидетельства о регистрации, ПТС, водительского удостоверения);
  • персональные данные;
  • номер диагностической карты и дату её выписки;
  • старый номер полиса ОСАГО (если был).

Заполненное заявление сохраняется в личном кабинете. Страховщик получает его и высылает на телефон код электронной подписи. Но делается это только после того как страховщик отправит запрос в РСА для проверки ваших данных. Если клиент не пройдет проверку, то полис ему не продадут.

После выяснения класса страхования будет рассчитан окончательный тариф на страховку. После этого нужно будет только оплатить полис в личном кабинете, используя обычную банковскую карту. После оплаты е-ОСАГО станет доступно для скачивания и вы сможете его распечатать и возить с собой. При желании вы можете легко оформить бумажную версию страховки, заехав в офис страховщика. Делается это по первому требованию клиента и абсолютно бесплатно.

Выбор компании

Если интернет-покупки не для вас, то в случае отказа страховщика продать полис без осмотра можно просто обратиться в любую другую компанию. Конкуренция на рынке ОСАГО довольно жесткая и услуги предоставляют около сотни страховщиков.

Поскольку условия продажи у всех стандартные, то компании пытаются заманить клиентов различными скидками или льготами. В том числе и возможностью купить полис без осмотра или быстро пройти диагностику и получить в партнерском центре ТО. Посмотреть список страховщиков и их адреса можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) . Кстати, не лишним будет также изучить с какими СТО они сотрудничают и как далеко они находятся.

Обжалование отказа

Если же вы недовольны обслуживанием и отказом в страховании, то всегда можете подготовить жалобу регулятору в связи с нарушением ваших прав как потребителя.

В жалобе нужно указать:

  1. Когда и куда вы обращались с целью купить полис.
  2. Какие права были нарушены (со ссылкой на Правила страхования или закон «Об ОСАГО»).
  3. Ваши требования (обязать компанию продать полис).

К жалобе можно приложить письменный отказ страховщика продать вам полис, запись разговора с менеджером и другие доказательства вины компании. Сканы нужно будет либо загрузить в интернет-приемной Банка России либо отправить оригинал жалобы заказным письмом. Можно также обратиться в суд, если вы твердо намерены застраховаться именно в той компании, что вам отказала.

Если суд примет решение в вашу пользу, то страховщик обязан будет заключить с вами договор. Однако учтите, что на рассмотрение иска может уйти несколько месяцев и все это время придется ездить без страховки или не пользоваться машиной. Кстати, суд вполне может принять решение в пользу ответчика — страховой компании, если ей удастся доказать, что клиент сам отказался от покупки полиса.

Очень интересное разъяснение для пострадавших в аварии автолюбителей дал Верховный суд, когда пересматривал одно стандартное дело. Точнее - денежный спор автовладельца со страховщиками.

Таких конфликтных выяснений отношений у нас последнее время - очень много. Большинство из них не доходят до суда. А из дошедших далеко не каждое в итоге добирается до высшей судебной инстанции страны, которая разъясняет, в первую очередь самим судьям, как надо правильно разрешать такие споры.

Итак, стандартная ситуация - ДТП с участием нескольких машин. Одно из авто, за рулем которого была женщина, серьезно пострадало. Виновным в столкновении ГИБДД признала одного из водителей, который своим поведением на дороге и "собрал" несколько автомобилей.

Страховая компания заплатила даме за ремонт машины. Но - минимально. Остальное ей пришлось выкладывать из кармана. Женщина обратилась в суд с иском к страховщикам и виновнику аварии с требованием компенсировать потраченное. Районный суд, получив иск, написал женщине, что дело ее оставляет без рассмотрения, так как дамой "не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора". А еще женщине написали, что если она такой порядок выполнит, то может снова обращаться в суд. Эти ключевые слова - про несоблюдение досудебного порядка рассмотрения дела - частый аргумент судов, когда они выносят решение не рассматривать какой-либо спор.

Про необходимость соблюдения досудебного порядка сказано в 222 статье Гражданского процессуального кодекса.

Если перевести формулировку этой статьи на наш конкретный случай, то дама отказалась предоставлять машину на осмотр независимым экспертам, которых такими назвали страховщики. В суде женщина пояснила, что как только отремонтировала машину, тут же ее и продала. Ну, раз так, решил суд, то иск останется без рассмотрения.

После такого решения районного суда женщина пошла по судебной лестнице дальше и выше. Кассационная инстанция решение районного суда отменила и вновь отправила дело в районный суд.

Но следом за ней решение о возвращении дела на новое рассмотрение отменила надзорная инстанция и сказала: в районном суде все решили правильно и этот вердикт надо оставить.

У пострадавшей автоледи выбора не осталось. Машину вернуть в прежний вид невозможно, да и она давно стала собственностью других людей. А без осмотра "независимых экспертов" в суде с ней и разговаривать не хотели.

Последней надеждой оказался Верховный суд.

И тут женщина поняла, что правильно боролась, потому как Судебная коллегия по гражданским делам ВС претензии истицы посчитала справедливыми и главное - законными.

Ну а что же тогда делать с несоблюдением порядка урегулирования спора и с 222 статьей Гражданского процессуального кодекса?

А на это Верховный суд заявил следующее. Согласно 222 статье ГПК суд вправе оставить заявление без рассмотрения, но в строго определенных случаях. Если истцом не соблюден порядок, "установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотрен договором сторон досудебный порядок разрешения спора."

Верховный суд делает вывод: представление автомобиля на осмотр страховщику не является досудебным порядком урегулирования спора, как об этом пишет 222 статья ГПК.

По закону осмотр поврежденного автомобиля осуществляется вне зависимости от возникновения спора между владельцем и страховщиком. Это просто обязательная процедура. И получая свои копейки от страховщиков, женщина это уже делала. Кстати, и по тому же закону о страховании транспорта осмотр нужен исключительно для выяснения "обстоятельств причинения вреда и определения размера ущерба, который надо возмещать".

Кроме того, сказал Верховный суд, женщина предъявила "денежные" претензии не только к страховщикам, но и к отдельному гражданину - виновнику аварии.

А районный суд этого просто не заметил и оставил весь иск без рассмотрения. Что было совершенно неправильно и незаконно.

Страхование

В последнее время Верховный суд все чаще встает на сторону автовладельца, что может только радовать.

Так, например, в данном случае хозяйка машины вообще не обязана была предоставлять автомобиль на осмотр. Согласно последним решениям Верховного суда, деньги, потраченные на ремонт автомобиля, подтвержденные счетами из компании, которая восстанавливала машину, страховая компания должна была компенсировать.

В случаях, когда речь идет о выплатах по добровольному страхованию КАСКО, у страховщика, согласно решению того же Верховного суда, еще больше обязанностей. Он должен компенсировать ремонт без учета износа. Для ОСАГО учет износа прописан в законе. Кроме того, страховщик по добровольным видам страхования должен оплачивать еще и утрату товарной стоимости. Понятно, что после капитального ремонта автомобиля, он сильно теряет в цене.

Подобные вердикты главного суда страны, вынесенные в пользу граждан, но против страховщиков, заставляют последних все громче требовать повышения цены полиса.

На сегодняшний день страховщики уже обратились с жалостливыми письмами куда только можно. Они написали в правительство, министерство финансов и в Государственную думу. В этих письмах страховщики расписывают особенности финансовых потоков в страховом бизнесе. По их словам, в страховом бизнесе не может применяться стандартная схема "товар-деньги-товар".

Здесь вложения, то есть плата за страховку окупаются годами. Так за аварию, которая была сегодня, им, может быть, придется платить через несколько лет. Поэтому тариф на ОСАГО надо увеличить. Что касается ОСАГО не всегда тех сумм, которые выплачивает страховая компания, хватает на полноценный ремонт.

В этом случае никто не отнимал у автовладельца права предъявить претензии не только страховщику, но и владельцу машины, по вине которого был нанесен ущерб. И, как показывает практика, суды в большинстве своем выносят решения именно в пользу пострадавшего автовладельца.

Напомним, что самая "популярная" причина аварий на наших дорогах - несоответствие скорости дорожным условиям. Зачастую действительно водители не учитывают образование наледи под колесами или неожиданно возникшие лужи.

Но чаще всего под эту категорию списываются все аварии,

по которым сложно установить их причину. Из-за ошибок в выборе скорости в прошлом году произошло почти 58 тысяч аварий. На втором месте - аварии по причине недостатков улично-дорожной сети. В прошлом году - почти 43 тысячи ДТП.

Кстати

Есть два закона, которые касаются проблемы пострадавшей женщины. Это Закон "Об организации страхового дела в РФ" от 1992 года и принятый десять лет спустя Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В обоих законах просто нет требований о досудебном порядке урегулирования споров. В законе о страховке машин сказано, что страховщик вправе отказаться платить целиком или частично, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков произведены до осмотра независимой экспертизы и не позволяет "достоверно установить наличие страхового случая или размер убытков по ОСАГО".