Планирование экономического развития муниципальных образований. Планирование социально-экономического развития муниципального образования Социально экономическое планирование муниципальных образование

Планирование экономического развития муниципальных образований. Планирование социально-экономического развития муниципального образования Социально экономическое планирование муниципальных образование

Стратегия развития территориального образования является важнейшим элементом управления . Все действия и должностных лиц должны быть подчинены стратегии развития. Стратегия формируется коллективно органами общей и специальной компетенции на определенный период. Она может быть принята на 10 лет, а может быть и на более длительный период. На практике стратегия развития утверждается на один год, так как планы социально-экономического развития и бюджеты составляются на этот же период. Хотя стратегия - это понятие, связанное с перспективным развитием территории .

В стратегии обозначаются основные разработчики. Это, как правило, отдел или управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики, плановые отделы администрации муниципального образования , научные учреждения.

Стратегия определяет также исполнителей. В качестве исполнителей, например в городах, выступают органы местного самоуправления специальной компетенции: финансовый орган; отделы (управления) строительства и перспективного развития; здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, городского хозяйства, защиты населения и т. д. в зависимости от инфраструктуры города.

Стратегия предусматривает основную цель. Цель должна соответствовать нормам Конституции РФ , Федерального закона № 131-ФЗ, законов субъекта РФ и устава муниципального образования. Эта цель является единой в масштабе всей страны и называется она «обеспечение надлежащего уровня и условий жизни людей». Вся деятельность должна быть подчинена именно достижению указанной цели. Кроме того, в качестве цели нужно обозначать развитие институтов непосредственной демократии, местный референдум , правотворческую инициативу и др.

Далее важно определить задачи по достижению цели. Основными задачами могут быть: развитие реального сектора экономики ; сокращение безработицы ; укрепление финансовой основы; привлечение инвестиций; жилищное строительство; ремонт жилого фонда; строительство и ремонт школ, дошкольных учреждений; больниц, поликлиник, дорог, инженерной инфраструктуры, физкультурно-оздоровительных комплексов; обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения; повышение уровня социальных услуг для жителей муниципального образования; развитие торговли; повышение размера заработной платы во всех сферах общественной жизни; обеспечение бюджетных учреждений современным оборудованием; улучшение качества обучения в школах, колледжах, вузах; укрепление материальной основы учреждений культуры и повышение их роли в осуществлении воспитательной функции среди молодежи и т. д.

Стратегия развития должна стать основой для разработки плана социально-экономического развития, местного бюджета и организационного плана на очередной год или на три года.

В целях вовлечения жителей в управление в стратегию развития целесообразно включать такие формы его осуществления, как местный референдум, публичные слушания, собрания, конференции по планам, программам, бюджету и т. д.

Исходя из вышеизложенного, под стратегией развития муниципального образования можно понимать совокупность мероприятий материального, духовного, социально-культурного, организационного характера, имеющих долгосрочную перспективу, осуществляемых органами и должностными лицами с участием населения, направленных на улучшение жизни людей и развитие инфраструктуры территории.

Здесь есть и субъекты, и объект управления, и цели, и способы их достижения. Другими словами, можно сказать так: есть базис и есть надстройка. А управление как раз и состоит из группы базисных и надстроечных отношений, о чем упоминалось в первой главе настоящей работы.

Стратегия отличается от планов социально-экономического развития тем, что в ней формируется представление о развитии муниципального образования на более длительный период. Она выступает в роли системы, включающей планирование как элемент этой системы. Иногда на практике стратегия развития сливается с планом или программой, которые являются ее продолжением и конкретизируют основные составляющие стратегии.

Все же более правильный подход в осуществлении управления наблюдается в тех муниципальных образованиях, где долгосрочная стратегия развития реализуется в ежегодных планах и бюджетах. В этой связи долгосрочную стратегию нужно формировать и утверждать отдельно от обычных планов.

Планирование, его виды и значение в управлении муниципальным образованием

Понятие планирования, его признаки и виды

К универсальным общим можно отнести следующие признаки:

  1. все виды планирования являются элементами единой системы управления ;
  2. планирование осуществляется осознанно группами профессионалов;
  3. это ответственная деятельность должностных лиц и органов местного самоуправления , имеющая постоянный, непрерывный характер;
  4. деятельность осуществляется в границах муниципального образования на основе закона , устава муниципального образования;
  5. деятельность нацелена на решение задач местного значения и осуществление отдельных государственных функций;
  6. деятельность предполагает подведение итогов;
  7. все виды планирования обусловлены учетом мнения населения;
  8. планы утверждаются представительным органом местного самоуправления .

К особенным, для каждого вида плана, можно отнести следующие признаки:

  1. каждый вид планирования имеет свое собственное определение понятия;
  2. проекты всех трех видов планов формируются на основе разных нормативных актов , принятых государственными органами и органами местного самоуправления;
  3. проекты планов формируются разными группами специалистов, обладающих необходимой компетентностью;
  4. планы социально-экономического развития представляют собой материальную часть деятельности органов местного управления;
  5. финансовые планы - это планы финансового обеспечения материальной части;
  6. организационные планы - это планы, обеспечивающие организацию управленческой деятельности по своевременному выполнению планов социально-экономического развития и правильному освоению финансовых ресурсов, выделенных на эти цели.

Принципы планирования

В составлении плана социально-экономического развития желательно участие тех специалистов, которые проводили предплановые исследования, так как они в большей степени владеют полученными результатами и к тому же имеют более глубокие научно-теоретические познания в области планирования . Они могут оказывать помощь муниципальным служащим в подготовке проекта плана социально-экономического развития, учитывая фактическое положение дел.

Структура плана социально-экономического развития района (города) может быть следующей. Вначале излагается характеристика муниципального образования:

  • площадь занимаемой территории (га);
  • численность жителей, в том числе трудоспособных и нетрудоспособных;
  • число работающих жителей;
  • число безработных;
  • количество строений жилого фонда различных форм собственности ;
  • общая площадь жилого фонда (муниципальный, кооперативный, частный);
  • общая площадь нежилых помещений;
  • число медицинских учреждений (поликлиники для детей и взрослых, стоматологии, больницы);
  • учреждения социального обслуживания (детский приют, социальный жилой дом);
  • учреждения образования (школы, дошкольные учреждения, вузы, средние специальные учебные учреждения);
  • кинотеатры;
  • спортивные комплексы;
  • предприятия торговли;
  • предприятия общественного питания;
  • промышленные предприятия (государственные, муниципальные, частные) и т. д.

Этот перечень не что иное, как социально-экономический паспорт муниципального образования, который характеризует его состояние и позволяет вести наблюдение за динамикой инфраструктуры, численностью населения, его приростом за счет рождаемости и миграции, занятостью различных возрастных категорий жителей, соотношением занятых граждан в муниципальном, государственном и частном секторах производства и сферой оказания услуг.

Данные можно изображать в виде таблиц следующего содержания:

  • Общеобразовательные школы
  • Предприятия бытового обслуживания
  • Предприятия торговли

Аналогичные таблицы можно составлять по учреждениям здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социально-воспитательной и досуговой работы с жителями, промышленным предприятиям всех форм собственности.

В отдельном разделе следует выделить социальные категории жителей муниципального образования. К ним относятся:

  • пенсионеры, в том числе работающие;
  • инвалиды;
  • участники ВОВ;
  • ветераны ВОВ;
  • одинокие пенсионеры;
  • многодетные семьи ;
  • дети;
  • дети, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних ;
  • неблагополучные родители и т. д.

Такой подход позволяет выявить тенденции в развитии территории, сосредоточить внимание на проблемных вопросах, провести необходимые мероприятия обеспечивающие устранение имеющихся недостатков. По проблемным направлениям можно разрабатывать комплексные программы, в которых важно предусматривать конкретные действия, финансирование, ответственных исполнителей, форму контроля со стороны муниципальных органов власти.

Например, целесообразнее формировать задание в плане по строительству школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов по такой схеме: название объекта, адрес его нахождения, дата ввода в действие, стоимость в рублях, ответственность за строительство. Такой подход обеспечивает рациональное использование средств и повышает ответственность конкретных лиц за решение задачи. В том случае, если в плане, например, предусмотрено строительство школ без указания их количества, без адреса, без пообъектной разбивки, а также без привязки к каждому объекту денежной суммы, можно полагать, что это размытая форма плана, при которой может произойти хищение денежных средств либо использование их не по назначению.

В настоящее время муниципальные бюджеты пока еще малозначительны, поэтому в финансировании строительства объектов могут принимать участие предприятия и организации различных форм собственности, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации . В этой связи при строительстве жилых домов, школ, детских садов, больниц, дорог, водоводов, водопроводов и других объектов можно определять доли финансовых вложений в каждый объект от муниципального образования, от области (края), республики , от Российской Федерации, от предприятий.

Ответственный руководитель назначается от администрации муниципального образования. Он должен организовать конкурс среди организаций, которые могут принять участие в строительстве, заключить договор строительного подряда с победителем конкурса и осуществлять контроль за ходом строительства с помощью контрольного органа и аппарата, имеющегося в его подчинении. Как правило, такие функции осуществляет либо глава администрации, либо его заместитель по вопросам строительства. В ходе строительства важно распределить финансовые ресурсы равномерно, например поквартально, чтобы строительство объектов проходило по плану. Для этого в договоре подряда, в проектно-сметной документации, графике строительства должны быть указаны сроки введения нулевого цикла и их финансирования, остальных частей здания и их финансирования.

Подрядчика следует ориентировать на поэтапное, равномерное выполнение работ. Это позволяет обеспечить своевременное возведение объекта и соответствующее качество. Если же переносить сроки строительства на последний год или квартал года, то, как правило, так называемый «аврал» может привести к отрицательному результату.

Здесь нужно придерживаться такого условия: выполнил работу качественно - получишь полное финансирование. При проведении конкурса нужно обозначать данное условие, чтобы подрядчики знали, на что им рассчитывать. Такой подход дисциплинирует подрядчика и ставит в выгодное положение заказчика, а также исключает неосновательное обогащение подрядчика. На практике при заключении договоров подряда на строительство следует изучить экономическое состояние подрядчика, наличие у него мощностей для выполнения работ, трудовых ресурсов. Нецелесообразно при этом осуществлять предварительную оплату невыполненных работ. Оплату нужно производить только по факту выполнения объемов работ, предусмотренных договором и планом-графиком, после сдачи-приемки объекта или части объекта и подписания акта сдачи-приемки строительных работ. Вызван такой подход тем, что многие так называемые строительные фирмы, не имеющие достаточно мощностей и денежных средств, заключают большое количество договоров с заказчиками, получают предоплату, но выполнить объем работ не в состоянии.

Некоторые из них выходят из положения за счет отступного, а другие просто исчезают вместе с полученными от заказчиков или инвесторов средствами. Такие случаи имели место в Москве, Московской области и других субъектах Российской Федерации. В большей части это касается жилищного строительства.

В том случае, если строительная фирма не имеет мощностей и средств для ведения строительства, ее нельзя при проведении конкурса воспринимать как надлежащего участника.

В законодательстве РФ целесообразно внести дополнение относительно юридических лиц , занимающихся вопросами капитального строительства, которое запрещало бы вести такую деятельность без наличия достаточных специальных мощностей и денежных средств на возведение объектов. Можно было бы провести проверки таких организаций и выявить их состоятельность. А тех, которые не имеют мощностей и денежных средств для выполнения строительно-монтажных работ, целесообразно лишить лицензий. Кроме того, не следует выдавать лицензии на строительно-монтажные работы тем вновь образуемым юридическим лицам, которые не соответствуют определенным критериям по наличию мощностей, трудовых ресурсов (специалистов), необходимого капитала .

Муниципальным органам, их должностным лицам важно изучить наличие таких критериев, а затем принимать решение о заключении договоров подряда на строительство. Вообще, было бы полезно обсуждать такие договоры на заседаниях представительного и исполнительно-распорядительного органов. Это поставит заслон коррупции, взяточничеству, откатам за заключаемые сделки с несостоятельными подрядчиками. К данной работе нужно подключать контрольно-счетные органы, независимых экспертов для проведения экспертизы проектов договоров подряда на строительство.

Проекты договоров можно и нужно обсуждать в постоянных комиссиях представительного органа по строительству, по плану, бюджету, налогам и при необходимости вносить на сессию представительного органа. Такой подход позволит на начальной стадии выполнения плана социально-экономического развития обеспечить рациональное расходование бюджетных средств, а также своевременное возведение нужных территории объектов.

Не следует также в строительстве допускать участие посредников, так как это ведет к удорожанию объектов за счет получения прибыли посредниками.

Бюджетное планирование как элемент управления муниципальным образованием

Управление бюджетом - это один из способов управления муниципальным образованием

Наглядным примером является г. Ростов-на-Дону, где все расходы бюджета связываются с выполнением конкретных работ, оказанием услуг и т. д.

В литературе высказывается мнение о введении перспективного многолетнего планирования; годового и перспективного (интегрированного); годового.

Система бюджетного планирования - совокупность организации, методов и процедур проекта формирования бюджета.

Возможны три варианта бюджетного планирования:

  • годовое планирование;
  • годовое планирование и перспективное финансовое планирование (два этапа составления бюджета с едиными агрегированными показателями для очередного финансового года);
  • перспективное (многолетнее) планирование, в котором годовое планирование полностью интегрировано (один формат, единые процедуры).

Бюджетное планирование можно разделить на два относительно самостоятельных блока:

  • разработку перспективного (среднесрочного) финансового плана на среднесрочный период;
  • разработку бюджета на очередной финансовый год.

Результатом годового бюджетного планирования является составление проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год, основой которого является перспективный финансовый план на среднесрочный (трехлетний) период, составление проекта которого, в свою очередь, является результатом среднесрочного финансового планирования.

При этом в соответствии со ст. 174 Бюджетного кодекса РФ среднесрочное финансовое планирование основано на результатах среднесрочного и долгосрочного социально-экономического планирования, а также основных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования.

Процесс разработки годового бюджета обеспечивается за счет выполнения отдельных элементов перспективного финансового плана, относящихся к очередному бюджетному году. При этом годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана.

Перспективный финансовый план нормативно не утверждается и разрабатывается в целях формирования представления представительных органов местного самоуправления и предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития.

План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед муниципальным образованием в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Отдельные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной сфере.

Перспективное бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;
  • определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном финансовом плане, и через него в бюджетах, с учетом ограничений по доходам;
  • формирование обоснованных программ по реализации приоритетов развития территории;
  • осуществление мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;
  • повышение обоснованности стратегических решений;
  • повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

Процесс годового бюджетного планирования конкретного муниципального образования заключается в детализации по направлениям, механизмам и срокам выполнения расходных обязательств , уточнении графика и особенностей учета поступления доходов, управлении текущей ликвидностью, краткосрочными заимствованиями, оценке и решении проблем, возникающих в результате образования временных кассовых разрывов, установлении четких требований к финансовым аспектам деятельности главных распорядителей бюджетных средств.

Разработка годового бюджета обеспечивается за счет выполнения и детализации отдельных элементов перспективного финансового плана. Принятие бюджета только на очередной финансовый год не дает возможности выработать и осуществить необходимые шаги в направлении желаемых прогнозируемых изменений и при необходимости провести корректировку. Можно отметить следующие недостатки годового планирования:

  • неувязанность текущего, среднесрочного и стратегического планирования;
  • отсутствие преемственности в бюджетной политике;
  • годовой бюджет не согласуется с долгосрочными целями муниципального образования с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу;
  • отсутствует программный подход в планировании;
  • проблема планирования в реализации инвестиционных программ;
  • препятствие в заключении долгосрочных контрактов.

Годовой бюджет должен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективного финансового плана. Вместе с тем ввиду возможностей появления объективных факторов, обуславливающих возникновение отличий годовых объемов финансовых ресурсов бюджета муниципального образования, а также принимая во внимание необходимость получения точного плана поступления доходов в течение года, некоторые отличия имеют право на существование. Однако эти исключения справедливы только в отношении доходной части бюджета.

Процедуры бюджетного планирования неразрывно связаны практически со всеми сферами деятельности финансовых органов. Так, для процесса бюджетного планирования информация основных структурных подразделений финансовых органов является необходимыми исходными данными (например, реестры расходных обязательств, оценка возможных объемов заимствований). И наоборот, результаты бюджетного планирования являются исходными данными для последующей работы по другим направлениям деятельности финансовых органов (например, для обеспечения сбалансированности финансового плана или проекта бюджета могут быть определены конкретные потребности в заимствованиях) .

Значительная часть функций, связанных с бюджетным планированием, может быть непосредственно возложена на отраслевые структурные подразделения, непосредственно занимающиеся, например, управлением доходами и расходами. При этом обязательно выделяются структурные подразделения в составе финансового органа, который непосредственно занимается разработкой проекта бюджета и перспективного финансового плана в процессе бюджетного планирования.

Стадии бюджетного планирования

Именно поэтому представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные органы местного самоуправления должны формировать планы организационных мероприятий как управленческие решения. Любая деятельность по осуществлению функций и реализации компетенции требует целенаправленности, рациональности и продуктивности.

В организационном плане важно определить цель, задачи для ее достижения, формы и методы их решения, сроки исполнения, ответственных за выполнение, виды контроля , информационное обеспечение, гласность, связь с населением и способы ее осуществления. Вот те основные, на наш взгляд, составляющие, которые характерны для таких планов.

Система и порядок формирования планов организационных мероприятий. В систему планов можно включить общий план организационных мероприятий, принимаемый представительным органом; план организационных мероприятий самого представительного органа; план организационных мероприятий исполнительно-распорядительного органа; план организационных мероприятий комитетов, комиссий представительного органа; план функциональных и отраслевых отделов исполнительно-распорядительного органа (департаментов, управлений , служб, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и благоустройства).

В муниципальных образованиях план организационных мероприятий формируется на основе плана социально-экономического развития и бюджета . Глава муниципального образования издает постановление о подготовке такого плана. В постановлении излагается предписание всем должностным лицам о разработке и внесении предложений к общему плану организационных мероприятий по своим направлениям деятельности, а также сроки представления таких предложений.

В подготовке предложений к общему плану организационных мероприятий принимают участие постоянные комиссии представительного органа, аппарат представительного органа, администрация (заместители главы администрации), ее аппарат, отраслевые и функциональные отделы (департаменты, управления); комиссии создаваемые при администрации (административная, наблюдательная, по жилищным вопросам, по делам несовершеннолетних); контрольный орган; избирательная комиссия района, города, городского округа.

Общий план классифицируется, подстраивается под разделы плана социально-экономического и культурного развития с безусловной привязкой к финансовому плану муниципального образования.

В общих планах целесообразно предусматривать следующие разделы:

I. Осуществление форм непосредственной демократии.

Сюда относятся такие формы, как проведение:

Что касается выборов, то такие мероприятия планируются в год проведения выборов в представительные органы и глав муниципальных образований.

Таким по структуре является первый раздел плана. На наш взгляд, он может быть расширен за счет мероприятий, направленных на развитие таких форм, как: собрания, сходы граждан ; конференции, которые предусмотрены федеральным, региональным законодательством, а также уставами муниципальных образований.

II. Сессии представительного органа.

В данном разделе планируется проведение пленарных заседаний представительного органа. Здесь формулируются вопросы повестки дня сессии, дата проведения и ответственные за подготовку.

Как правило, тематика сессионных заседаний имеет стратегический характер и нацелена на выполнение плана социально-экономического развития, бюджета, отдельных целевых программ, т. е. на развитие муниципального образования.

Сюда также включаются отчеты руководителей муниципальных служб по разным направлениям деятельности.

Практикуются отчеты глав администраций по итогам полугодия, года. Например, в данных разделах плана предусматриваются отчеты глав администраций «О выполнении работ и освоении бюджетных средств по объектам жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства».

На сессиях систематически, один раз в год, заслушиваются сообщения контрольного органа о состоянии выполнения бюджета и правильности освоения финансовых ресурсов.

На сессиях может быть также заслушан отчет любой постоянной комиссии, комитета о проделанной ими работе в плане социально-экономического развития и бюджета.

III. Организация деятельности постоянных комиссий, комитетов.

В этом разделе планируется работа постоянных комиссий и комитетов. Она сводится к следующему:

а) подготовка вопросов к рассмотрению на сессиях представительного органа;
б) подготовка и проведение собственных заседаний;
в) совместная работа с другими комиссиями;
г) совместная работа с контрольным органом;
д) заслушивание отчетов о проделанной работе заместителей главы администрации, руководителей отделов, управлений функциональных и отраслевых служб муниципального сектора;
е) заслушивание отчета руководителя отдела культуры района «О работе по организации досуга и патриотическому воспитанию молодежи в райцентре и сельских населенных пунктах». Каждая комиссия формулирует свои вопросы по направлениям деятельности.

IV. Организация деятельности исполнительно-распорядительного органа (администрации).

В данном разделе формулируются по блокам вопросы социально-экономического развития; подготовки проектов бюджета и его исполнения; выполнение планов и программ; отчетов служб по направлению деятельности и др.

В муниципальных районах планы должны предусматривать вопросы о подготовке сельхозпредприятий к посевной, а также к уборке урожая. Планы администрации более обширны чем планы других органов местного самоуправления . Они разбиты по направлениям деятельности, которая входит в компетенцию органов местного самоуправления, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции представительного органа, а также контрольного.

V. Организация работы контрольного органа.

Контрольный орган организует свою работу также на основании общего плана мероприятий с определенной спецификой.

В данный раздел включаются вопросы, связанные с исполнением местного бюджета, правильным и своевременным освоением бюджетных средств. Он планирует проверки бюджетных организаций и муниципальных предприятий в части правильности расходования средств, точности бухгалтерской отчетности и др.

По результатам проверок составляются акты ревизии и направляются представительному и исполнительному органу для рассмотрения.

На своих заседаниях контрольный орган заслушивает руководителей проверяемых учреждений, организаций, выносит предписания по устранению нарушений финансовой дисциплины.

В 2008 году контрольными органами проведено около 3000 контрольных мероприятий. Объем проверенных средств составил более 200,0 млрд рублей, выявлено финансовых нарушений на сумму 8,8 млрд рублей. В бюджеты разных уровней возмещено 1223,0 млн рублей. Как видно, контрольные органы принимают участие в управлении путем контроля за расходованием средств, предпринимают меры по совершенствованию управления финансовыми ресурсами. Однако в целом механизм возврата разбазариваемых бюджетных средств работает плохо. Только восьмая часть их возвращается в бюджеты.

Конечно же, в данном направлении более эффективно должны работать правоохранительные органы .

Общий план организаторской работы обсуждается и принимается представительным органом на пленарном заседании. Он утверждается и оформляется решением представительного органа.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение понятия организационного плана мероприятий. Организационный план мероприятий муниципального образования - это управленческое решение, основанное на законах и подзаконных актах, планах социально-экономического развития и бюджете, содержащее взаимосвязанный комплекс организационных мероприятий органов местного самоуправления, аппарата управления, направленное на обеспечение территориального развития муниципального образования.

Иными словами, организационное планирование - это способ осуществления профессиональной деятельности субъектом местного самоуправления, обеспечивающий выполнение плана социально-экономического развития, бюджета и программ муниципального образования.

На основе общего организационного плана каждый орган местного самоуправления, а также их отделы составляют более детальные планы. Планы отделов (департаментов) являются основой для составления организационных планов каждого муниципального служащего и других специалистов.

Такой подход, на наш взгляд, позволяет обеспечить прозрачность деятельности каждого управленца и выявить при отчетах сотрудников сильные и слабые стороны работы, а также ход выполнения планов социально-экономического развития, бюджета и целевых программ. В конечном итоге суммирование результатов муниципальных служащих, других специалистов позволяет сформулировать результат деятельности отдела, управления, департамента. Совокупность результатов названных подразделений в целом дает представление о работе администрации.

Администрация (исполнительно-распорядительный орган) постоянно изучает ситуацию, еженедельно на оперативных заседаниях обсуждает различные вопросы и принимает соответствующие решения.

В администрации формируются еженедельные планы мероприятий, проводимых в городе, районе, поселке. Как правило, их формируют организационные отделы.

В организационном отделе осуществляет эту деятельность один из специалистов. Его обязанность состоит в сборе информации по всем структурным подразделениям администрации о проводимых мероприятиях на предстоящей неделе.

Планирование на практике построено по вертикали, по принципу соподчиненности органов и должностных лиц. Организационные планы публикуются в газетах районов, городов, городских округов. Этот опыт имеется в г. Новгороде Великом.

Все это позволяет населению узнать, чем будут заниматься органы местного самоуправления в следующем году, какие задачи им предстоит решать.

Таким образом, организационное планирование муниципальной власти отражает стратегию управления муниципальным образованием и тактику его осуществления.

Данный подход к организации работы позволяет владеть ситуацией в масштабе муниципального образования, дисциплинирует участников процесса управления. Глава администрации, его заместители, сотрудники аппарата администрации всегда могут проверить выполняемость намеченных в плане мероприятий личным участием в них. Здесь нужно руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй».

*предыдущий этап - 2015 г.

Для достижения поставленных целей разработаны инвестиционные программы, сформирована долгосрочная стратегию градостроительного развития, разработан прогноз социально-экономического развития до 2021 и на перспективу до 2035 года, разработаны долгосрочные программы комплексного социально-экономического развития района, ежегодно формируется сводный доклад о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляется реализация 19 действующих муниципальных программ.

Основные направления развития агропромышленного комплекса.

Наименование показателя

Объем произведенной сельхозпродукции

Производство зерна

Уровень заработной платы в сельском хозяйстве на 1 работающего, в месяц

Целью долгосрочного развития АПК является развитие и реализация стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции, как материальной основы обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе (АПК), повышения качества жизни сельского населения и достижения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Основные приоритетные направления
долгосрочного социально-экономического развития
муниципального образования Куркинский район

Основные направления

деятельности

Ключевые проекты (мероприятия) для достижения заданных

целевых параметров

Объемы и источники финансирования

1. Приоритет по формированию устойчивой продовольственной базы агропромышленного комплекса

1.1. расширение производственных площадей

1.2.обеспечение населения качественными продовольственными товарами; устойчивое развитие территории района, обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения; повышение материального уровня жизни, улучшение условий труда и занятости населения;

улучшение жилищных и социальных условий жизни населения в сельских поселениях;

1.3.увеличение производства продукции растениеводства на основе повышения урожайности основных видов сельскохозяйственных культур;

1.4. повышение уровней потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и: продовольствия, их доступности и экологической безопасности для населения (молочная продукция);

1.1 2,0 млн. рублей, за счет средств инвестора

СХП "Прогресс" по выращиванию индейки;

1.2. 4,78 млр. руб., за счет средств инвестора

ООО "АПК АГРОЭКО" по строительству агропромышленного предприятия по выращиванию свиней ООО "Тульская мясная компания"

1.3. 400,0 тыс. рублей; за счет средств инвестора СХП "Хлебороб"; 300,0 тыс. рублей за счет средств инвестора ООО "Куркинская МТС"

1.4. 700,0 тыс. рублей ООО "Ясная Зоренька"

2. Развитие образования в муниципальном образовании Куркинский район

2.1.Повышение доступности дошкольного образования (увеличение доли детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе), до 100%;

2.2.Повышение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в общем образовании региона;

2.3.Увеличение доли лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене, до 96,9 %;

2.4. Повышение удельного веса численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся, до 100%;

2.5.Повышение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций общего образования до средней заработной платы в экономике региона;

2,6.Увеличение доли обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования, до 50%;

повышение квалификации не менее 33% педагогических работников муниципального образования Куркинский район ежегодно;

2.7.Увеличение количества учителей русского языка, прошедших повышение квалификации по проблемам введения ФГОС нового поколения и поддержки российской культуры и русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации с 5 до 16 человек;

2.7.Увеличение доли детей в возрасте 5-18 лет, охваченных образовательными программами дополнительного образования, с 54% до 75%;

2.8.увеличение доли муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, материально-техническая база которых обновлена, с 39% до 55%;

2.9.Повышение квалификации педагогических работников по тематике духовно-нравственного воспитания в количестве 15 человек;

охват 1200 человек массовыми мероприятиями в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

3.0.Обеспечение своевременного исполнения мероприятий Программа и информирование общественности о ходе ее реализации;

3.1.Создание условий для реализации обучающимися права на получение психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также на участие в мероприятиях по поддержке талантливой молодежи;

3.2.Обеспечение функционирования муниципальных организаций образования в соответствии с нормативными требованиями;

3.3.Обеспечение условий для проведения итоговой аттестации обучающихся общего образования;

3.4.Увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая 3.5.Обеспечить инклюзивное обучение детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций до 15,4%

Общий объем финансирования: 1315444,24 тыс. рублей,

средства федерального бюджета - 5315,54 тыс. рублей,

средства бюджета Тульской области - 1015566,7 тыс. рублей,

средства бюджета муниципального образования - 294562,0 тыс. рублей,

3.Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования Куркинский район

3.1.Оптимизация состава муниципального имущества муниципального образования Куркинский район в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, обеспечение его сохранности и надлежащего использования в соответствии с целевым назначением.

3.2.Обеспечение полноты постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимого муниципального имущества до 100% текущего состава объектов, подлежащих постановке на государственный кадастровый учет.

3.3.Обеспечение полноты государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты муниципального имущества.

3.4.Эффективное оказание муниципальных услуг в сфере управления муниципальным имуществом, исключающее наличие обоснованных жалоб и претензий со стороны лиц, имеющих право обратиться за предоставлением муниципальных услуг.

3.5.Повышение эффективности управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

3.6.Увеличение доходов консолидированного бюджета муниципального образования Куркинский район за счет платежей за использование земель.

3.7.Обеспечение потребности многодетных граждан в земельных участках для индивидуального жилищного строительства.

Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о точных границах земельных участков и местоположении зданий и сооружений.

3.2.Общий объем финансирования -18156,1 тыс. рублей, в том числе:

средства бюджета муниципального образования Куркинский район-18156,1 тыс. рублей

Источники финансирования на 2022-2035 годы будут определены в ходе реализации Концепции

4.Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Куркинский район

4.1.Обеспечение увеличения доли объема отгруженной продукции, работ, услуг собственного производства субъектами малого и среднего предпринимательства в общем объеме отгруженной продукции, работ, услуг собственного производства всеми предприятиями и организациями района;

4.2. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших финансовую поддержку

4.2 Общий объем финансирования -

963,1 тыс. руб.,

из них: средства бюджета муниципального образования Куркинский район 160,0 тыс. рублей

Источники финансирования на 2022-2035 годы будут определены в ходе реализации Концепции

5.Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в муниципальном образовании Куркинский район

5.1.Обеспечение организованным отдыхом и оздоровлением не менее 95% детей в возрасте от 7 до 17 лет от общего количества детей данной возрастной категории;

обеспечение организованным отдыхом и оздоровлением не менее 82% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общего количества детей данной категории;

5.2.Полное удовлетворение потребности в оздоровлении на базе муниципальных общеобразовательных организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества детей данной категории;

5.3.Увеличение доли детей - участников муниципальных профильных программ отдыха и оздоровления, от общего количества получивших оздоровление в летний период детей, на 0,3 %;

5.4.Увеличение доли муниципальных общеобразовательных организаций муниципального образования Куркинский район, в которых условия для организации медицинской помощи учащимся и воспитанникам соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, с 58% до 75%;

доля муниципальных общеобразовательных организаций муниципального образования Куркинский район, в которых условия для организации питания учащихся и воспитанников соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, с 60% до 70%;

5.5.Укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций.

5.2.Общий объем финансирования - 5954,0 тыс.рублей,

средства бюджета Тульской области - 5003,37 тыс. рублей; средства бюджета муниципального образования- 950,6 тыс. рублей

Источники финансирования на 2022-2035 годы будут определены в ходе реализации Концепции

6.Энергоэффективность муниципального образования Куркинский район

6.1.В бюджетной сфере - минимальные затраты на ТЭР.

6.2. Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно - энергетического баланса позволяет снизить удельные показатели расхода энергоносителей, кризис неплатежей, уменьшить бюджетные затраты на приобретение ТЭР.

6.2.Общий объем финансирования программы - 9907,5 тыс.руб. :

За счет средств местного бюджета муниципального образования Куркинский район - 800,0 тыс.руб.

Средства инвесторов 9107,5 тыс.руб

Источники финансирования на 2022-2035 годы будут определены в ходе реализации Концепции

7.Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Куркинский район

7.1.Снижение общей аварийности на автомобильных дорогах местного значения до 1 чел. в год.

7.2.Снижение количества обращений в органы местного самоуправления муниципального образования Куркинский район о неудовлетворительном состоянии местных автомобильных дорог на 50%.

7.3.Установление и достижения показателя для оценки эффективности деятельности муниципального образования Куркинский район по уменьшению доли автомобильных дорог местного значения не отвечающих нормативным требованиям на 5%.

7.3.Всего средств на 2014-2021 гг. -57538,925 тыс. руб., в том числе

средства бюджета муниципального образования - 38770,119 тыс. руб.

средства бюджета Тульской области- 18768,806 тыс. руб.

Источники финансирования на 2022-2035 годы будут определены в ходе реализации Концепции

8.Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения муниципального образования Куркинский район

8.1.Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;

8.2.Сокращение износа объектов коммунальной инфраструктуры;

8.3.Повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

8.4.Обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами;

8.5.Улучшение экологической ситуации в районе;

8.5.Внедрение ресурсосберегающих технологий;

8.5.Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования

8.1.Общий объем финансирования 111030,54 тыс.руб., в том числе

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ

ИЗУМРУДНОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09.11.2015г. № 94

с. Изумрудное

В соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Изумрудновского сельского совета, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Изумрудновское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым , в целях составления проекта бюджета Изумрудноскогосельского поселения на 2016 год, администрация Изумрудновского сельского поселения

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить план социально-экономического развития Изумрудновского сельского поселения на 2016 год (прилагается).

      Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального обнародования путем размещения на сайте Изумрудновского сельского поселения сайт и на информационном стенде в здании администрации Изумрудновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (296116, с. Изумрудное, ул. Свободная, д. 33)

3.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель Изумрудновского сельского совета-

глава администрации Изумрудновского сельского

поселения: В.Н. Вовк

Приложение

к постановлению администрации

Изумрудновского сельского поселения

от 09.11.2015 № 94

План социально-экономического развития Изумрудновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым на 2016 год

План социально-экономического развития Изумрудновского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач и вопросов местного значения в области социально-экономического развития.

План социально-экономического развития Изумрудновского сельского поселения составляется на период с 01.01.2016 до 31.12.2016 года, определяет основные направления развития на среднесрочный период и становится одним из основных документов сельского поселения. Важным моментом является то, что бюджетное планирование будет производиться в соответствии с основными задачами, определенными перспективным планом.

Основной целью плана является решение социально-экономических проблем территории сельского поселения и повышение на этой основе уровня жизни населения, развития экономического потенциала.

В качестве основных приоритетов социально-экономического развития поселения на среднесрочную перспективу определены следующие направления:

создание благоприятного и предпринимательского климата, формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;

создание условий для развития сферы услуг: здравоохранения, образования, физической культуры, спорта и туризма;

формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения.

        Географическое положение Изумрудновского сельского поселения

Изумрудновское сельское поселение входит в состав Джанкойского района Республики Крым. Поселение расположено в центральной части Джанкойского района Крыма в степной зоне северо-восточной части полуострова. Примыкает с севера и запада к городу Джанкою.

Изумрудновское сельское поселение граничит с Рощинским, Масловским, Ермаковским, Мирновским и Победненским сельскими поселениеями, Площадь территории поселения составляет 5364,42 га. Село Изумрудное является административным центром сельского поселения. С территорией сел граничит железная дорога, автомагистрали Харьков-Севастополь, Херсон-Керчь, Джанкой-Воинка, ветка Серокрымского канала.

В состав поселения входит 6 сёл. Общая численность населения 6136 человек:

— с.Дмитриека - 621 человек;

— с.Изумрудное - 2030 человек;

— с.Калиновка - 773 человек;

— с.Мичуриновка - 182 человек;

— с.Новостепное - 1634 человек;

— с.Овощное- 896 человек;

2. Оценка демографической ситуации, трудовых ресурсов, уровня жизни населения

Демографическая ситуация, складывающаяся в последние годы на территории сельского поселения, свидетельствует о наличии общих тенденций, присущих большинству территорий Республики Крым и характеризуется формированием низкого уровня рождаемости, высокого уровня смертности, неблагоприятным соотношением рождаемость/смертность.

таблица 1

Административно-территориальное устройство на 01.01.2015

Наименование населенного пункта, входящего в состав МО (первым указать административный центр МО)

Численность постоянно проживающего населения/с учетом временно проживающих

Изумрудное

2030/14

Новостепное

1634/9

Калиновка

773/12

Овощное

896/4

Дмитриека

621/13

Мичуриновка

182/2

ИТОГО:

6136/54

Таблица 2

Оценка демографической ситуации

Наименование показателей

Годы

01.01.13

01.01.14

01.01.15 01.01.16
Численность населения всего

6130

6142

6136
Родилось 42
Умерло 87
Естественный прирост/убыль -45

Таким образом, естественная убыль населения поселения за период 201 3-2015гг. составляет 45 чел./год (или 0,7 %).

Таблица 3

Структура населения сельского поселения

Наименование показателей

Годы

01.01.13

01.01.14

01.01.15

01.01.16

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Всё население

в том числе:

6130

6142

6136

6215

моложе трудоспособного возраста

1350

22,0

1365

22,2

1380

22,4

1417

22,8

в трудоспособном возрасте

3159

51,5

3171

51,6

3165

51,6

3192

51,3

старше трудоспособного возраста

1621

26,4

1606

26,1

1591

25,9

1606

25,8

Демографическая нагрузка в Изумрудновском сельском поселении, в последние годы, является высокой (в среднем 94,1 %) из-за высокой доли населения моложе и старше трудоспособного возраста, но имеет стабильную тенденцию к снижению. Стоит отметить, что доля пожилого населения уменьшается и на 01.01.2015 составляет 25,9%.

К тому же, не высокий удельный вес в возрастной структуре когорты населения в трудоспособном возрасте, таит в себе угрозу продолжения тенденции старения населения. Преобладание средней когорты населения в современной возрастной структуре населения не отражает внутренней возрастной структуры трудоспособного населения, значительная часть которого находится в возрасте, близком к пенсионному.

Изменения возрастной и трудоспособной структуры населения - это неформальные отрицательные вариации демографических показателей. Они связаны с конкретными экономическими, социальными и психологическими последствиями. Во-первых, это означает увеличение налогообложения, т.к. приходится содержать большее количество социальных иждивенцев из-за «постарения» населения. Во-вторых, объем социальных выплат, льгот, услуг и прочего уменьшается, т.к. число налогоплательщиков падает. В-третьих, при сокращении трудовых ресурсов трудно сохранять экономический рост или хотя бы стабильность в регионе.

Таблица 4

Структура занятости населения по видам деятельности % от общей занятости населения
Г осуправление 3,6
Розничная торговля 8,8
З дравоохранение 3,7
Услуги почты 0,5
Образование 9,7
Производство и распределение воды 0,4
Сельское хозяйство 28,2
К ультура 1,3
Транспорт 2,4

Безработными являются в основном женщины, граждане, не имеющие профессионального образования и люди предпенсионного возраста. Для населения недостает не только привлекательных рабочих мест, но и развитой индустрии отдыха и развлечений. Способные и талантливые молодые люди стараются покинуть район и переместиться в более развитые районы и регионы страны.

В сельском поселении проживает большое число малообеспеченных граждан и людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в социальной поддержке.

Таблица 5

Социально-незащищенные слои населения

Категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке Кол-во человек
Количество малообеспеченных семей / в них детей

64/128

Количество неполных семей/ в них детей

72/145

Количество семей с детьми-инвалидами / в них детей

11/11

Количество неблагополучных семей / в них детей
Количество опекунских семей / детей в них

13/15

Участники войны
Инвалиды войны, малолетние узники концлагерей, участники БД
Число пенсионеров

1606

3. Оценка экономического потенциала

Сельское хозяйство

На территории сельского поселения ведет сельскохозяйственную деятельность СПК «Изумрудный», ООО «Продукт-Агро», три индивидуальных предпринимателя, два индивидуальных предпринимателя-фермера.

В сельском поселении как и в целом по району и республики сокращается количество личных подворий. Основными причинами чему послужили: близость сёл к городу, примыкание сёл Изумрудное, Дмитриевка, Мичуриновка к городу, низкий уровень доходов селян, низкие закупочные цены на сельхозпродукцию, высокие цены на корма.

Таблица 6

Показатели состояния личных хозяйств

Показатели Ед.изм.

2012 г.

2013 г.

2014

Количество личных подворий штук

2325

2328

2332

Поголовье КРС голов
Поголовье свиней голов

1087

1085

1086

Поголовье овец и коз голов
Поголовье кроликов голов
Поголовье птиц голов

6234

6169

6170

Основными проблемами развития сельского хозяйства являются:

— недостаточное количество оборотных средств, отсутствие эффективных схем кредитования агропромышленного комплекса, высокие процентные ставки, отсутствие воды в Северо-Крымском канале;

— продолжающееся ухудшение материально-технической базы предприятий;

— ухудшающееся плодородие почв из-за отсутствия средств на приобретение должного количества удобрений и органики;

— нехватка квалифицированных кадров.

Транспорт, связь

Транспортная инфраструктура сельского поселения представлена автомобильной сетью. Протяженность дорог сельского поселения с твердым покрытием составляет 9 км, с грунтовым покрытием 28 км.

Состояние транспортной инфраструктуры ухудшается с каждым годом, дорожная сеть подвергается прогрессирующему разрушению, финансовые средства, выделяемые на ремонт дорог значительно меньше реальной потребности.

Необходимо решение вопроса по выполнению комплекса работ по составлению технических паспортов и разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Изумрудновского сельского поселения. Капитальный ремонт, ремонт и содержание дорожного покрытия. В бюджете 2016 года планируются расходы на эти цели.

На территории поселения находится АТС, обслуживающая стационарные телефоны сел Изумрудновского сельского поселения.

Оценка состояния социальной сферы

Образование

Сфера образования в сельском поселении представлена учебными заведениями:

— Дошкольное учебное заведение МДОУ Новостепновский детский сад «Радуга», воспитанников- 130;

— Дошкольное учебное заведение МДОУ Изумрудновский детский сад

«Аленушка», воспитанников- 86;

— МОУ «Изумрудновская школа» Джанкойского района Республики Крым, учащихся -159;

— МОУ «Новостепновская школа» Джанкойского района Республики Крым, учащихся -285;

— МОУ «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым, учащихся – 131;

— МОУ дополнительного образования детей «Изумрудновская детская музыкальная школа» Администрации Джанкойского района Республики Крым, учащихся – 108;

— Калиновский техникум МСХ и СО, учащихся – 252.

Заведения находятся на балансе управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района и Министерства образования Республики Крым. Планируется строительство детского сада в с.Изумрудное на 240 мест по федеральной программе 2017-2020 года.

Здравоохранение

На территории сельского поселения функционируют 5 фельдшерско-акушерских пунктов. Техническое состояние помещений удовлетворительное.

Обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 100%.

Основной проблемой отрасли «Здравоохранение» является:

    недостаточный уровень материально-технического обеспечения.

Заведения находятся на балансе центральной районной больницы г. Джанкоя. а

Культура и искусство

Организация содержательного досуга, создание условий для полноценного отдыха, занятости детей, подростков, молодежи – главная задача всех учреждений культуры.

В сельском поселении функционирует 1 СДК, 3 сельских клуба и 4 библиотеки. Состояние помещений удовлетворительное. Требуется капитальный ремонт здания СДК с. Изумрудное: включен в федеральную программу 2017-2020 года. Организации находятся на балансе отдела культуры, межнациональных отношений и религий администрации Джанкойского района.

4. Оценка бюджета муниципального образования

Состояние финансовой системы муниципального образования Изумрудновского сельского поселения характеризуется множественными проблемами. Основной из которых являются межбюджетные взаимоотношения.

Таблица 7

Объем доходов местного бюджета (руб.)

Наименование доходов

2015 год

2016(план)

Доходы всего:

6912966,00

8947073,00

Налог на доходы физических лиц

1145400,00

1294000,00

Земельный налог

36700,00

855000,00

Единый сельскохозяйственный налог

5900,00

24000,00

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности сельских поселений (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений)

609300,00

215000,00

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления сельских поселений и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных, бюджетных и автономных учреждений)

3200,00

4800,00

Доходы от перечисления части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных муниципальными поселениями

200,00

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты муниципальных поселений

200,00

Плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности сельских поселений

10641,00

Прочие неналоговые доходы бюджетов поселения

1000,00

Дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности (из бюджета Республики Крым)

4946856,00

2589184,00

Дотации бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности (из бюджета района)

0,00

3797929,00

Субвенции бюджетам сельских поселений на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты

153570,00

167160,00

Основным бюджетообразующим налогом является налог на доходы физических лиц. Значительная часть налогов в 2016 году приходится на средства, полученные в рамках межбюджетных отношений. Формирование доходов бюджета 2016 году позволяет исполнять в большей мере только защищенные статьи расходов и межбюджетных трансфертов Джанкойскому району на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения.

Таблица 8

Расходы бюджета сельского поселения (руб.)

Наименование расходов

2015год

2016год

Расходы на оплату труда председателя сельского совета-главы администрации сельского поселения

494930,00

710877,00

Расходы на оплату труда заместителя председателя сельского совета

411377,00

593377,00

Расходы на оплату труда муниципальным служащим администрации

1678503,00

3531130,00

Прочие расходы на содержание администрации

564950,00

41000,00

Резервные средства

100000,00

10000,00

Расходы на обеспечение военно-учетного стола

153570,00

167160,00

Расходы на другие общегосударственные расходы (в том числе содержание отдела АХО администрации)

1985196,00

1362895,00

Обеспечение пожарной безопасности

100000,00

20000,00

Дорожное хозяйство

320000,00

100000,00

Землеустроительные работы

30000,00

Благоустройство

1034440,00

58440,00

Трансферты из бюджета сельского поселения в районный бюджет на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключёнными соглашениями на финансовое обеспечение исполнения переданных полномочий по решению вопросов местного значения(культура)

3621448,00

Всего расходов

6912966,00

8947073,00

Изумрудновское сельское поселение имеет собственный бюджет с 2015 года. Бюджет поселения на 2015 год утвержден в сумме 6912966,00 рублей с децифитом 0,00 рублей.

5. Перспектива развития

(Варианты развития)

5.1. Сельское хозяйство

Цель:

— рентабельное производство высококачественной, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции как сельхозпредприятиями, так и личными подсобными хозяйствами.

Для развития сельского хозяйства в Изумрудновском сельском поселении, в среднесрочной перспективе должны быть решены следующие

задачи:

— обеспечение доступности приобретения техники по лизингу, в кредит;

— увеличение производства животноводческой продукции за счет повышения продуктивности скота;

— повышение качества производимой продукции;

— увеличение урожайности культур за счет улучшения агротехники, внесения органических и минеральных удобрений;

— внедрение новых технологий и мер организационного характера, связанных с содержанием и кормлением скота;

— организация господдержки владельцам личных подсобных хозяйств;

— создание условий для закупки продукции у владельцев личных подсобных хозяйств.

Решение задач будет осуществляться при участии государственной поддержки, через реализацию районных, республиканских целевых программ, участия в национальных проектах.

Участие жителей в реализации районных, республиканских целевых программах, национальном проекте позволит не только развивать существующее производство, но и решать социальные вопросы.

Создание нормальных комфортных условий для проживания в Изумрудновском поселении – это одна из важнейших задач, стоящих перед администрацией сельского поселения. Это и доступное образование, медицинская и социальная помощь, оказание целого спектра услуг.

Стартовый потенциал развития Изумрудновского сельского поселения

При всей совокупности проблем Изумрудновское сельское поселение имеет ряд ресурсов для социально-экономического развития. Стратегическое обоснованное использование этих ресурсов позволит сельскому поселению укрепиться экономически, добиться повышения уровня жизни населения, повысить инвестиционную привлекательность. Анализ стартовых условий и оценка исходного социально-экономического состояния муниципального образования позволяют выделить следующие его преимущества:

— Территория – имеются резервы для трансформации системы расселения населения при организации новых видов производств, либо интеграции и расширении существующих.

— Природно-ресурсный потенциал:

— наличие земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения, развития дачно-садоводческих кооперативов, комплексной жилищной застройки;

— Население и его жизненный уровень:

— относительно низкая социальная конфликтность населения.

Главная цель – создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня жизни населения на основе воспроизводства и модернизации промышленного и аграрного потенциалов, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования.

Стратегические направления, обеспечивающие достижение главной цели:

1. Сохранение и развитие экономического потенциала

Основной целью данного направления будет являться задача создания благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории сельского поселения и как следствие увеличение объемов производства товаров, работ, услуг, количества рабочих мест, доходов населения, собственных доходов муниципального образования.

— содействие развитию предприятий малого бизнеса, развитие малых форм хозяйствования;

эффективное использование пустующих территорий, производственных мощностей, пригодных для размещения промышленных предприятий;

— повышение эффективности использования муниципальной собственности (продажа и аренда помещений, земельных участков;

— развитие сферы услуг.

2. Развитие социальной сферы

Основная цель данного направления – формирование на территории сельского поселения благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения.

Основные задачи, связанные с достижением данной цели:

— обеспечение повышения качества образования через обновление форм и методов обучения, внедрения новых педагогических технологий, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;

— улучшение здоровья населения путем обеспечения качественной амбулаторной и стационарной медицинской помощью, укрепление материально-технической базы учреждения здравоохранения;

— сохранение и развитие культурно-досуговых учреждений, повышение качества их деятельности;

— сохранение существующего культурно-исторического наследия;

— социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи;

— развитие территориального общественного самоуправления, повышение его активности

3.Улучшение среды проживания

Основные задачи, связанные с достижением данной цели:

— благоустройство населенных пунктов;

— ремонт дорог местного значения;

— улучшение экологической ситуации.

Ресурсное обеспечение

Внебюджетные источники финансирования будут привлекаться по соглашению сторон.

Объем финансирования за счет бюджетных средств будет ежегодно уточняться в соответствии с возможностями соответствующих бюджетов.

Существует прямая взаимосвязь между уровнем финансирования и результатами реализации Плана, которая определяется стабильностью и полнотой финансирования.

Механизм реализации

План социально-экономического развития Изумрудновского сельского поселения утверждается представительным органом местного самоуправления – Изумрудновским сельским советом по представлению главы администрации сельского поселения.

Представительный орган — Изумрудновский сельский совет ежегодно утверждает отчет о выполнении программных мероприятий.

Опубликовано 09.11.2015 в рубрике Программы комплексного социально-экономического развития , Реестр постановлений Администрации поселения

Навигация по записям

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 09 ноября 2015 г. № 95 Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики бюджета муниципального образования Изумрудновское сельское поселение Джанкойского района Республики Крым на 2016 год »

Планы социально-экономического развития следует разрабатывать согласно стратегии развития по схеме, обусловленной инфраструктурой муниципального образования на данный момент и с учетом его перспективы.

Структура плана должна иметь научно обоснованный характер и соответствовать фактическому положению дел. Для этого важно организовывать аналитическую работу по следующим направлениям:

– изучить численность жителей;

– изучить ежегодную динамику численности населения;

– выявить социальную структуру жителей;

– выявить возраст жителей;

– установить численность трудоспособных граждан с разбивкой по профессиональной принадлежности;

– определить степень занятости граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и количество безработных;

– изучить и зафиксировать степень маятниковой миграции граждан;

– проанализировать уровень доходов граждан, работающих в бюджетной сфере и реальном секторе экономики;

– сопоставить потребности жителей с имеющимися возможностями в сфере здравоохранения, образования, дошкольного образования, физического воспитания, культуры, бытового, транспортного обслуживания граждан, состояния дорожных покрытий, мощностей теплоцентралей и теплосетей, водоводов и водопроводов, газообеспечения и электроснабжения и т. д.

В связи с тем, что на территории многих муниципальных образований имеются предприятия различных форм собственности, необходимо знать их экономическое и техническое состояние, наличие рабочих мест и их замещение, существующие проблемы в кадровом обеспечении, способность участия в формировании средств на развитие объектов социально-культурной сферы, строительство и ремонт дорог, теплосетей, водопроводов и т. д.

Важнейшей составляющей всей предварительной работы является анализ состояния финансовых ресурсов.

Здесь важно дать анализ исполнения бюджета за прошедший год, отметить положительные моменты формирования бюджета, его исполнения и достигнутый результат. Целесообразно придавать особое значение роли объединенных финансовых средств и их освоению на цели социально-культурного развития. Например, сколько школ и детских садов построено в городе (районе) за счет объединенных средств местного бюджета, областного бюджета и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Важно также зафиксировать аналитические данные в динамике трех лет об источнике доходов и перспективе на ближайшие три года.

Целесообразно отразить тенденцию инвестиционной деятельности за три прошедших года в денежном исчислении.

Если на территории имеются природные ресурсы, следует обозначить их состояние и результат от использования.

Для проведения аналитической работы желательно формировать планово-финансовые органы, которые должны умело организовывать работу. Возглавить этот орган может заместитель главы администрации, имеющий экономическое или финансовое образование. Это должен быть хороший знаток своей территории, обладающий теоретическими знаниями и практическими навыками. Численный состав, как правило, определяется главой администрации и утверждается вместе со штатным расписанием представительным органом местного самоуправления. Плановый орган – это организующее звено. При нем можно и нужно создавать на уровне районов, городов научные советы из числа специалистов на общественных началах. Совет может состоять из секций по видам аналитической работы.

В городах, районах, внутригородских образованиях, поселках, где есть учебные, научные учреждения к этой работе можно привлекать ученых-специалистов, преподавателей. Это позволит подготовить добротный аналитический материал, который можно использовать в практической деятельности и в деле развития науки, в приближении ее к реальной действительности. Нужно заметить, что сегодня во многом гуманитарная наука отстает от потребностей времени, отчасти по вине органов власти на местах, отчасти по своей безынициативности. Чтобы вести полезные разработки в области управления, нужно как следует изучить объективную реальность, состояние фактической жизни и соединить ее с научными исследованиями и предложениями. Наука не должна быть самоцелью – наука для науки. Ее эффективность состоит в том, чтобы результаты исследований, выводы и предложения нашли применение в практической жизни. Сегодня важно прививать молодым специалистам, ученым, сотрудникам научных учреждений способность использовать первичные материалы практики. Нужно сопоставлять прошлое с сегодняшним днем и создавать свои конструкции, что крайне редко можно встретить в научной литературе. Да и практикам нечего применять в своей работе. В научном совете можно сформировать секции по:

1) промышленным предприятиям;

2) торговле и общественному питанию;

3) бытовому обслуживанию;

4) жилищно-коммунальному хозяйству;

5) дорожному строительству и благоустройству территории;

6) образованию (дошкольное, школьное);

7) медицинским учреждениям;

8) финансовым ресурсам;

9) природным ресурсам;

10) народонаселению и трудовым ресурсам, занятости и безработице;

11) физической культуре;

12) учреждениям культуры и досуга;

13) делам молодежи и т. д.

Число секций зависит от инфраструктуры города, района. Состав секций не должен быть большим и равнозначным. Некоторые секции могут быть объединены, если объем исследований незначительный. Кураторство над секциями могут осуществлять сотрудники планового, финансового органов администрации или руководители и заместители отраслевых и функциональных органов специальной компетенции. Например, представители от школ, департаментов образования, здравоохранения, физической культуры городов и районов и т. д. То есть в секции включаются специалисты, знающие свое направление деятельности.

По итогам исследования секции составляют отчет в форме аналитической записки, таблицы, а возможно, и диаграммы.

Таблица может быть следующей:

Итоги развития муниципального района

Если заполнить предложенную таблицу конкретными данными, полученными в ходе изучения положения дел, то можно будет четко представить сложившуюся ситуацию в районе, городе, поселке.

Виды показателей, конечно же, здесь обозначены не все. Их количество зависит от инфраструктуры муниципального образования.

На основе таблицы целесообразно составить аналитический доклад, содержащий сложившуюся ситуацию:

– положительный опыт;

– недостатки;

– выводы;

– конкретные предложения на следующий плановый период.

Такая форма предплановой работы на очередной период дает возможность четко формулировать цели и задачи в новом плане, отследить тенденции развития по направлениям. Здесь в комплексе следует оценивать производственную сферу и сферу обслуживания, прибыльные и убыточные направления, динамику занятости и безработицы, уровень заработной платы и другие показатели, оказывающие влияние на состояние жизни человека.

В составлении плана социально-экономического развития желательно участие тех специалистов, которые проводили предплановые исследования, так как они в большей степени владеют полученными результатами и к тому же имеют более глубокие научно-теоретические познания в области планирования. Они могут оказывать помощь муниципальным служащим в подготовке проекта плана социально-экономического развития, учитывая фактическое положение дел.

Структура плана социально-экономического развития района (города) может быть следующей. Вначале излагается характеристика муниципального образования:

– площадь занимаемой территории (га);

– численность жителей, в том числе трудоспособных и нетрудоспособных;

– число работающих жителей;

– число безработных;

– количество строений жилого фонда различных форм собственности;

– общая площадь жилого фонда (муниципальный, кооперативный, частный);

– общая площадь нежилых помещений;

– число медицинских учреждений (поликлиники для детей и взрослых, стоматологии, больницы);

– учреждения социального обслуживания (детский приют, социальный жилой дом);

– учреждения образования (школы, дошкольные учреждения, вузы, средние специальные учебные учреждения);

– кинотеатры;

– спортивные комплексы;

– предприятия торговли;

– предприятия общественного питания;

– промышленные предприятия (государственные, муниципальные, частные) и т. д.

Этот перечень не что иное, как социально-экономический паспорт муниципального образования, который характеризует его состояние и позволяет вести наблюдение за динамикой инфраструктуры, численностью населения, его приростом за счет рождаемости и миграции, занятостью различных возрастных категорий жителей, соотношением занятых граждан в муниципальном, государственном и частном секторах производства и сферой оказания услуг.

Данные можно изображать в виде таблиц следующего содержания:

Общеобразовательные школы

Предприятия бытового обслуживания

Предприятия торговли

Аналогичные таблицы можно составлять по учреждениям здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социально-воспитательной и досуговой работы с жителями, промышленным предприятиям всех форм собственности.

В отдельном разделе следует выделить социальные категории жителей муниципального образования. К ним относятся:

– пенсионеры, в том числе работающие;

– инвалиды;

– участники ВОВ;

– ветераны ВОВ;

– одинокие пенсионеры;

многодетные семьи;

– дети, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних;

– неблагополучные родители и т. д.

Такой подход позволяет выявить тенденции в развитии территории, сосредоточить внимание на проблемных вопросах, провести необходимые мероприятия обеспечивающие устранение имеющихся недостатков. По проблемным направлениям можно разрабатывать комплексные программы, в которых важно предусматривать конкретные действия, финансирование, ответственных исполнителей, форму контроля со стороны муниципальных органов власти.

Например, целесообразнее формировать задание в плане по строительству школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов по такой схеме: название объекта, адрес его нахождения, дата ввода в действие, стоимость в рублях, ответственность за строительство. Такой подход обеспечивает рациональное использование средств и повышает ответственность конкретных лиц за решение задачи. В том случае, если в плане, например, предусмотрено строительство школ без указания их количества, без адреса, без пообъектной разбивки, а также без привязки к каждому объекту денежной суммы, можно полагать, что это размытая форма плана, при которой может произойти хищение денежных средств либо использование их не по назначению.

В настоящее время муниципальные бюджеты пока еще малозначительны, поэтому в финансировании строительства объектов могут принимать участие предприятия и организации различных форм собственности, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи при строительстве жилых домов, школ, детских садов, больниц, дорог, водоводов, водопроводов и других объектов можно определять доли финансовых вложений в каждый объект от муниципального образования, от области (края), республики, от Российской Федерации, от предприятий.

При этом можно использовать следующую таблицу.

Капитальные вложения по строительству городской больницы, детского дома, школы

Ответственный руководитель назначается от администрации муниципального образования. Он должен организовать конкурс среди организаций, которые могут принять участие в строительстве, заключить договор строительного подряда с победителем конкурса и осуществлять контроль за ходом строительства с помощью контрольного органа и аппарата, имеющегося в его подчинении. Как правило, такие функции осуществляет либо глава администрации, либо его заместитель по вопросам строительства. В ходе строительства важно распределить финансовые ресурсы равномерно, например поквартально, чтобы строительство объектов проходило по плану. Для этого в договоре подряда, в проектно-сметной документации, графике строительства должны быть указаны сроки введения нулевого цикла и их финансирования, остальных частей здания и их финансирования.

Подрядчика следует ориентировать на поэтапное, равномерное выполнение работ. Это позволяет обеспечить своевременное возведение объекта и соответствующее качество. Если же переносить сроки строительства на последний год или квартал года, то, как правило, так называемый «аврал» может привести к отрицательному результату.

Здесь нужно придерживаться такого условия: выполнил работу качественно – получишь полное финансирование. При проведении конкурса нужно обозначать данное условие, чтобы подрядчики знали, на что им рассчитывать. Такой подход дисциплинирует подрядчика и ставит в выгодное положение заказчика, а также исключает неосновательное обогащение подрядчика. На практике при заключении договоров подряда на строительство следует изучить экономическое состояние подрядчика, наличие у него мощностей для выполнения работ, трудовых ресурсов. Нецелесообразно при этом осуществлять предварительную оплату невыполненных работ. Оплату нужно производить только по факту выполнения объемов работ, предусмотренных договором и планом-графиком, после сдачи-приемки объекта или части объекта и подписания акта сдачи-приемки строительных работ. Вызван такой подход тем, что многие так называемые строительные фирмы, не имеющие достаточно мощностей и денежных средств, заключают большое количество договоров с заказчиками, получают предоплату, но выполнить объем работ не в состоянии.

Некоторые из них выходят из положения за счет отступного, а другие просто исчезают вместе с полученными от заказчиков или инвесторов средствами. Такие случаи имели место в Москве, Московской области и других субъектах Российской Федерации. В большей части это касается жилищного строительства.

В том случае, если строительная фирма не имеет мощностей и средств для ведения строительства, ее нельзя при проведении конкурса воспринимать как надлежащего участника.

В законодательстве РФ целесообразно внести дополнение относительно юридических лиц, занимающихся вопросами капитального строительства, которое запрещало бы вести такую деятельность без наличия достаточных специальных мощностей и денежных средств на возведение объектов. Можно было бы провести проверки таких организаций и выявить их состоятельность. А тех, которые не имеют мощностей и денежных средств для выполнения строительно-монтажных работ, целесообразно лишить лицензий. Кроме того, не следует выдавать лицензии на строительно-монтажные работы тем вновь образуемым юридическим лицам, которые не соответствуют определенным критериям по наличию мощностей, трудовых ресурсов (специалистов), необходимого капитала.

Муниципальным органам, их должностным лицам важно изучить наличие таких критериев, а затем принимать решение о заключении договоров подряда на строительство. Вообще, было бы полезно обсуждать такие договоры на заседаниях представительного и исполнительно-распорядительного органов. Это поставит заслон коррупции, взяточничеству, откатам за заключаемые сделки с несостоятельными подрядчиками. К данной работе нужно подключать контрольно-счетные органы, независимых экспертов для проведения экспертизы проектов договоров подряда на строительство.

Проекты договоров можно и нужно обсуждать в постоянных комиссиях представительного органа по строительству, по плану, бюджету, налогам и при необходимости вносить на сессию представительного органа. Такой подход позволит на начальной стадии выполнения плана социально-экономического развития обеспечить рациональное расходование бюджетных средств, а также своевременное возведение нужных территории объектов.

Не следует также в строительстве допускать участие посредников, так как это ведет к удорожанию объектов за счет получения прибыли посредниками.

Еще по теме § 2. Планирование социально-экономического развития муниципального образования:

  1. 21. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  2. § 1. Планирование экономического и социального развития муниципального образования. Содействие развитию отраслей народного хозяйства
  3. 7.2. Анализ, прогнозирование и планирование социально- экономического развития муниципального образования
  4. 7.1. Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования
  5. 7.5. Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования
  6. Глава 7 УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  7. 2.1. Муниципальное образование как социально-экономическая система
  8. 13.5. Планирование развития территории РФ, субъектов РФ, городских и сельских поселений, других муниципальных образований
  9. § 3. Бюджетное планирование как элемент управления муниципальным образованием 3.1. Управление бюджетом – это один из способов управления муниципальным образованием
  10. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития
  11. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) -