Ежегодно обязательный аудит проводят. В каких случаях аудиторская проверка обязательна. По результатам обязательного аудита обычно аудиторской компанией выдается

Ежегодно обязательный аудит проводят. В каких случаях аудиторская проверка обязательна. По результатам обязательного аудита обычно аудиторской компанией выдается

Правила того, как проводится обязательный аудит в России, содержатся в ряде законодательных актов федерального уровня.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Выясним, что это за проверка, когда и в отношении кого осуществляется. Определим, наступает ли ответственность в случае непроведения аудита.

Акционеры желают иметь уверенность в том, что нет обмана со стороны администрации. Им необходимы достоверные сведения, которые отражали бы достоверное финансовое положение компании.

А такую информацию могут представить только посторонние лица – аудиторы. Они проводят аудит, после чего высказывают свое мнение о ситуации на предприятии.

Важные аспекты

Перед тем, как определить, как и кем проводится обязательный аудит, стоит рассмотреть само понятие и нормы, к которым придется обращаться за ответами.

Определения

Аудиторской деятельностью называют предпринимательскую деятельность аудитора или аудиторской организации. Они проводят независимую вневедомственную проверку отчетов бухгалтерии, расчетных документов, налоговых деклараций и иных обязательств.

Такие фирмы оказывают услуги по:

  • постановке, восстановлению и ведению бухучета;
  • анализу хоздеятельности;
  • составлению деклараций;
  • оценке активов и пассивов организации;
  • консультированию и т. д.

Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным, инициативным. Обязательный аудит – проверка ведения бухучета и отчетов компании, что проводится в обязательном порядке.

Предметом аудита является проверка, что проводится на основе договора. Цель – установить достоверность представленных предприятием сведений. Аудиторы – лица, что проверяют положение деятельности компании за конкретные периоды.

Инвентаризация проводится до составления годовых отчетов бухгалтерии. Не имеет значения месторасположение предприятия.

Проверяют производственные запасы, и имущество, что не принадлежит компании, но числится в бухучете, а также имущество, что у учитывалось вовсе (согласно ).

Результат инвентаризации отражается в годовой отчетности. Обязательно готовят учредительную, регистрационную и разрешительную документацию, патент, .

Если фирма является головной и имеет несколько обособленных подразделений, нужно собрать регистрационную документацию.

Его проводят и в том случае, когда главный бухгалтер увольняется с целью избежания ошибок при сдаче дел и незакрытого вопроса по бухучету.

Если в компании отсутствует главбух, а нужно отчитываться, аудит проводят дважды в месяц. Так бухгалтер не будет нести ответственность за ошибки, которые имеют место из-за того, что не закрыты все вопросы.

Нужно ли заключение договоров?

Компания, что попадает под обязательный аудит, должна выбрать аудитора, заключить с ним контракт и подать в налоговую службу аудиторское заключение вместе с годовыми отчетами. Если такого заключения не будет, предприятие уплачивает штраф.

При составлении договора руководитель организации должен быть уверенным, что проверка будет проводиться в соответствии с законодательством, в котором учтено российские и международные стандарты .

Обязательный аудит проводится предприятием каждый год. В качестве проверяющих выступают независимые аудиторские фирмы, имеющие соответствующую лицензию. Результатом проверки, является заключение проверяющего о правильности отражения фактов хозяйственной и финансовой деятельности. Не все компании должны проходить обязательный аудит. Так, ежегодно должны проверяться:

  1. акционерные общества;
  2. кредитные учреждения;
  3. страховые фирмы;
  4. инвестиционные фонды;
  5. компании, чьи ценные бумаги участвуют в торгах на бирже и другие.

Проходить обязательную проверку должны и другие предприятия, если их деятельность превышает установленные финансовые показатели. Критерии обязательного аудита в 2018 году:

  • выручка более 400 млн. рублей, без учета НДС;
  • активы предприятия на конец года превышают 60 млн. рублей.

Критерии, обязывающие компании проводить проверку установлены п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Если по результатам деятельности компании выполняется, хотя бы одно из этих требований, она должно проводить аудит. Информация берется за предыдущий год, т.е. если после окончания года деятельность предприятия отвечала одному из требований, в следующем году ей нужно пройти обязательный аудит.

Как видно, нет специальных требований, регламентирующих обязательный аудит для ООО. Если активы или выручка компании превышает установленные нормы, ООО должны ежегодно проверятся. Обязательность ежегодного аудита для ООО может устанавливаться уставом или решением участников общества. Но в том, и в другом случае речь идет уже об инициативном аудите.

Существуют и требования по тому, как должна быть проведена аудиторская проверка. Аудит должен отвечать следующим критериям:

  • Проверка проводится по всей деятельности организации. Оцениваются все активы, обязательства, материальные запасы компании. Анализируются бухгалтерская и налоговая отчетности. Осуществляется проверка достоверности расчетов с учредителями, контролирующими органами, бюджетными фондами.
  • Заключение проверяющей компании должно быть определенным. По окончанию проверки аудитор должен вынести четкий вердикт, достоверные или нет сведения представленны в финансовой отчетности.
  • Аудит проводится с соблюдением всех стандартов. Ранее правила проведения аудита регулировались российским законодательством. Однако с 2017 года все изменилось и деятельность аудиторских фирм должна отвечать уже международным стандартам.

​Аудит представляет собой очень трудоемкий процесс, поэтому непосредственно перед проверкой составляется ее подробный план. В начале изучаются сведения о предприятии, на котором она будет проходить. На основании этой информации определяется стратегия и тактика, разрабатывается программа аудита, составляется график и план. Все согласовывается с клиентом.

Затем осуществляется сама проверка. Изучаются все финансовые, бухгалтерские и уставные документы. Полученные данные анализируются, дается оценка на их соответствие российскому законодательству. Установленные недочеты фиксируются, аудитор предлагает мероприятия по их устранению.

Итоговые выводы представляются учредителям организации в виде аудиторского заключения. Существует два типа заключения: безоговорочно положительное, такое решение выносится, если нарушений в ходе проверки не обнаружено, и модифицированное. Последнее в свою очередь делится на три подтипа:

  1. положительно с оговорками;
  2. отрицательное;
  3. отказ от выражения мнения, выдается при неполном представлении документов на проверку.

В основном, на практике, выдаются положительные заключения или мнения с оговоркой. На два других варианта приходится менее 1% заключений.

После получения документа, предприятие должно представить его в Росстат. Заключение передается вместе с годовым бухгалтерским балансом и другой отчетностью. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента его представления юридическому лицу, но до окончания года, следующего за отчетным.

Переход на международные требования внес коррективы в процедуру проведения аудита. В первую очередь это затронуло изложение мнения аудитора по результатам проверки. Изменилась форма заключения, теперь она стала более информативной. Помимо оценки финансовых показателей фирмы, оно включает анализ основных моментов, которые заинтересовали аудитора и перечисление возможных рисков для дальнейшей деятельности.

С 2018 года фактически была упразднена аудиторская тайна . Теперь ФНС может получить любые документы по проведенной проверке у аудиторской компании. Более того, согласно новым поправкам, налоговикам разрешается разглашать полученную информацию.

Проверка не осуществлялась, что будет

Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

В случае обязательного аудита нарушением считается:

  • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 - 5 000 рублей;
  • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
  • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 - 10 000 рублей.

Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Определение обязательного аудита содержит в себе ежегодную, независимую оценку аудитором бухгалтерской, налоговой и другой финансовой отчетности предприятия, компании, фирмы или частного предпринимателя, с целью отражения независимого мнения о правильности отражения всех показателей в представленной к проверке документации.

Работа регламентируется нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.

Попросту говоря, обязательный аудит – это пресечение действий на рынке недобросовестных предприятий и индивидуальных предпринимателей, то есть, ориентирован на защиту общества и его интересов в целом.

Аудиту подвергаются как большие компании, так и малые предприятия, действующие на рынке РФ.

Обязательный аудит проводится в организациях ежегодно по нескольким причинам:

  • Предприятие имеет в своем обороте денежные средства очень большого круга лиц.
  • Доступ к финансам компании имеет очень большое количество сотрудников и не всегда можно отследить то или иное движение средств внутри компании.
  • Не каждый специалист компании может дать правильную оценку развития, проанализировать ее развитие, трактовать законодательство и т.д. В основном это связано с низкой квалификацией того или иного работника, либо отсутствием должного опыта при работе с финансовой документацией.
  • Компании в основном приносят большую выручку своим владельцам, от которой нужно правильно уплачивать государству налоги. С этой точки зрения, аудитор проверяет предприятие и как потенциального налогоплательщика.

Заключения аудиторов можно использовать при анализе той или иной компании, например, прежде чем направлять инвестиции в ее развитие, либо при покупке акций или облигаций той или иной кампании, перед признанием ее банкротом, реорганизацией и перед другими важнейшими действиями.

Данное заключение может использовать и сама кампания для того, чтобы прогнозировать дальнейшее развитие и планировать прибыль, либо противостоять убыткам. Такое заключение, по своей сути, показывает реальное положение дел компании.

Обязательный аудит — это полноценная проверка документации по нескольким направлениям: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, налоговые декларации и иные документы, операции финансового характера компании.

Отличие инициативного аудита от обязательного

Выделяют еще один вид аудита — инициативный. Он проводится в том случае, если акционеры или руководство компании приняли решение о его проведении самостоятельно. В основном его проводят перед принятием важных решений, влияющих на дальнейшее развитие предприятия. Данный вид аудита можно проводить в любое время года несколько раз по желанию руководства, тогда как обязательный аудит проводят не чаще одного раза в год.

Когда проводят проверку

Обязательный аудит проводят в следующих случаях:

  • если предприятие акционерное, независимо от типа;
  • если акции компании торгуются на профессиональных рынках;
  • различные кредитные организации, профессиональные участники рынков ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и другие;
  • если выручка предприятия от продажи равна 400 млн. рублей и более за предшествующий отчетному году или сумма активов равна 60 млн. рублей и более по состоянию на конец предшествующего отчетному году.
  • если организация раскрывает результаты своей деятельности в средствах массовой информации;
  • если уставной капитал компании состоит более чем из 25% акций или облигаций, принадлежащих государству.
  • в других случаях, установленных федеральными законами РФ.

Проверяющий может оставить либо положительное мнение, либо составить модифицированное заключение. Для получения положительного мнения, как показывает практика, необходимо устранять все замечания аудитора в период проведения проверки (если данные замечания незначительны и аудитор идет вам навстречу).

Заключение подписывается двумя сторонами: аудитором и руководителем. Крайне важно наличие печати на подписях. Своей подписью руководитель подтверждает тот факт, что он согласен с результатами деятельности фирмы, описанными аудитором. К заключению аудитор прикладывает отчетность. Такое заключение составляется в двух экземплярах: один остается у проверяющего, другой – у руководителя проверяемого объекта.

Кто имеет право проводить

Проводить данную процедуру могут лишь те лица, которые имеют соответствующий аттестат. В нашей стране существует реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторы выбираются на основе конкурса, по всем законам и требованиям, которые устанавливаются Правительством РФ.

Чтобы быть востребованным на рынке проверяющим, необходимо иметь высокий рейтинг своей аудиторской деятельности. В связи с этим, разработаны правила и требования, предъявляемые к аудитору.

Среди основных требований выделяют следующие:

  • наличие высшего образования (юридического или экономического), полученного в учебном заведении, прошедшем аккредитацию. Такое образование может быть получено и за пределами РФ, но диплом должен котироваться в Российской Федерации;
  • опыт работы по специальности.

Критерии обязательного аудита

При проведении аудита компании, на них возлагается серьезная ответственность за правильность отражения результатов их работы в заключении. Для этого существуют определенные критерии, без которых проверка считается неэффективной и будет содержать в себе недостоверную и искаженную информацию.

  1. К этим критериям в первую очередь нужно отнести ревизию. Ревизия должна проводиться в комплексе, то есть анализируется имущество проверяемого объекта, кредиторская и , актив и пассив, их подразделы, запасы материальных ценностей, вся деятельность объекта, ее филиалы и представительства.
  2. Аудитор должен давать однозначное суждение по проверяемому объекту, то есть полученная информация либо соответствует действительности, либо нет.
  3. При проведении проверки, аудитор должен следовать всем правилам, регламентам и стандартам аудита, закрепленных законодательством РФ.

Ответственность за уклонение от проведения аудита

Предприятия, уклоняющиеся от обязательно аудита, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством по решению суда.

В основном суд назначает штрафные санкции: с предприятия – от 100 до 500-кратный размер минимального размера оплаты труда , с руководителя – от 50 до 100-кратный минимальный размер оплаты труда . Все взысканные судом суммы перечисляются в Федеральный бюджет РФ.

Этапы проведения

Нужно сказать и о том, что обязательный аудит, как правило, состоит из нескольких этапов.

  1. Для начала аудитор или аудиторская организация принимает всю необходимую документацию, оценивают объем работы и после этого приступают к заключению договора на проведение обязательного аудита в организации. В договоре нужно четко прописать все пункты, так как в случае недопонимания, это будет основным документом для разрешения возникших споров между сторонами. В нем должны быть отражен конкретный предмет проверки, цена проверки, срок исполнения и предоставления готового заключения.
  2. После заключения договора, ответственный за эту проверку аудитор начинает планировать всю свою работу. Это позволит ему размеренно провести аудит.
  3. Только после этого он приступает непосредственно к аудиту документации представленной предприятие или индивидуальным предпринимателем.
  4. После того, как вся документация пройдет проверку, начинается этап составления отчета для руководителя проверяемого объекта. Как показывает практика, грамотный и высококвалифицированный аудитор идет навстречу руководству проверяемого объекта в плане того, чтобы устранить мелкие замечания в ходе проверки и дать какие-либо советы, как избежать подобных ошибок в будущем. Это и будет являться основным моментом обязательного аудита.

Цена за подобные услуги не является фиксированной величиной и будет зависеть от квалификации аудитора, от объема выполненной работы, от сферы деятельности проверяемого объекта.

Для качественного и правильного аудита желательно привлекать аудиторов, зарекомендовавших себя только с положительной стороны, хотя и стоимость услуг такого аудитора будет значительно выше.

Непременным условием является факт передачи аудиторского заключения в статистику одновременно с годовым отчетом организации. До 31 декабря года, следующего за отчетным, следует направлять заключение в соответствующие инстанции.

Требования к проверяющей организации

Важным является и тот факт, чтобы аудитор или аудиторская организация, проводившая проверку, соответствовала необходимым требованиям, а именно:

  • имела лицензию на совершение аудиторских проверок;
  • не имелось родственных связей с руководством проверяемой компании;
  • не имелось работников среди аудиторов, прямо или косвенно относящихся к проверяемой компании;
  • запрещено пользоваться услугами компании, которая в течение предшествующих трех лет занималась ведением бухгалтерии на проверяемом объекте.

Нарушения и штрафы

Современные аудиторы рекомендуют проводить проверку компании в несколько этапов не одновременно, а разбивать их на весь финансовый год. Это связано с резко увеличенными штрафами и повышением ответственности за недостоверную информацию. Такой аудит поможет снизить различные финансовые и налоговые риски, избежать штрафов и санкций, снизить вероятность представления искаженной отчетности и другие.

К грубейшим нарушениям законодательства относят:

  • занижение налоговых сумм более чем на 10% из-за недостоверных показателей в документах;
  • неверное отражение хотя бы одного показателя в отчетности более чем на 10%;
  • неверное ведение счетов бухгалтерского учета, отличных от регистров;
  • отсутствие у предприятия первичных документов, иной отчетности в течение утвержденного для таких документов сроков хранения.

Срок давности для привлечения к ответственности составляет два года со дня совершения правонарушения, согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Планируется появление штрафа за несвоевременное предоставление заключения аудитора в статистику. Штраф за такое правонарушение планируется в следующих размерах:

  • для индивидуальных предпринимателей – от 25 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для руководителей – от 50 до 100 тыс. рублей;
  • для предприятий – от 100 до 200 тыс. рублей.

Как правило, обязательный вид аудита планируют в организации до проведения общего годового собрания акционеров.

В заключении хотелось бы обобщить информацию по обязательному аудиту, а именно, сказать о том, что проведение такого аудита требует от руководства максимально четкого выполнения всех рекомендаций и правил, отраженных в законодательстве РФ, начиная от правильного выбора аудитора, заканчивая верным сроком сдачи готового аудиторского заключения в статистику.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Положения статьи 5 закона №307-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Аудиторское заключение
    3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору) (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона);
  • Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
    5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору
    1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.
  • Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
    б.1) должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона; Заключительные положения
    4.1. С 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Важно!

С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

    от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

    при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

Кто может инициировать наложение такого штрафа?

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

    налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);

    органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);

    Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

Штрафы со стороны РОССТАТА

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Важно!

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).