Банковский аудит (Д. А. Шевчук). Проведение аудиторской проверки кредитной организации Деятельность кредитной организации подлежит аудиторской проверке

В книге раскрываются наиболее важные вопросы курса «Основы банковского аудита». Отдельные разделы лекций изложены в концептуальном плане, что позволит быстро и качественно подготовиться как к зачету, так и к экзамену. Данное пособие систематизирует комплекс знаний и навыков по предмету «Банковский аудит» как для студентов, аспирантов и преподавателей, так и для профессионалов, а также всех интересующимся данной тематикой.

6. Организация внешнего банковского аудита. Технология аудиторской проверки кредитной организации.

Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности, который может осуществляться физическим лицом (аудитором) при наличии аттестации и лицензии, а также юридическим лицом (аудиторской фирмой) при наличии лицензии.

Для проведения аттестации и выдачи лицензии на право осуществления банковского аудита, ЦБ РФ создана центральная аттестационная аудиторская комиссия (цалак) Банка России. Её состав утверждается председателем ЦБ РФ. Функции рабочего аппарата цалак возлагается на Управление лицензированием и аттестацией банковского аудита департамента лицензирования банков и аудиторской деятельности Банка России.

Все физические лица, желающие заниматься банковским аудитом самостоятельно или в составе аудиторской фирмы должны пройти аттестацию (сдать квалификационный экзамен).

К аттестации допускаются лица, одновременно удовлетворяющие 2-м критериям:

1) Имеющие высшее или среднее специальное экономическое или юридическое образование;

2) Имеющие стаж работы на постоянной основе более 3-х лет (из которых последние несколько лет – аудитором, руководителем аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, бухгалтером, экономистом, ревизором и по другим специальностям по банковскому делу в банковской сфере).

За проведение аттестаций взимается плата в размере 20 мрот на дату предоставления в ЦБ РФ всех необходимых документов. Аттестат выдаётся сроком до 3-х лет в зависимости от результата экзамена. Если в течение 2-х лет с момента получения аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве банковского аудитора или в службе внутреннего контроля кредитной организации, то цалак принимает решение об аннулировании аттестата. По истечении срока действия аттестата аудитор в праве подать в цалак заявление о его продлении.

ЦАЛАК вправе назначить повторную сдачу квалификационных экзаменов в следующих случаях:

1) Наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны территориальных учреждений ЦБ РФ, налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;

2) Наличие существенных изменений в законодательстве.

ЦАЛАК может продлить аттестат до 3-х лет, за что взимается плата в размере 50% первоначальной платы за проведения аттестации.

Физические лица, прошедшие аттестацию могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, либо самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве индивидуального частного предпринимателя (пбюл).

Аудиторская фирма может проводить аудит кредитных организаций только после получения лицензии Банка России.

Рассмотрение вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) Фирма должна иметь организационно-правовую форму в виде ЗАО с уставным капиталом не менее 100 мрот на дату регистрации;

2) В штате фирмы должно быть не менее 2-х аттестованных цалаком аудиторов или совместителей из числа преподавателей.

За рассмотрение заявления о лицензировании взимается плата в размере 3 мрот, за выдачу лицензии – 10 мрот. Фирма, получившая лицензию на осуществление аудиторской деятельности, вносится в государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензии, который ведётся Департаментом лицензирования банков и аудиторской деятельности ЦБ РФ.

Контроль кредитных организаций помимо внутреннего аудита, осуществляемого в рамках системы внутреннего контроля, осуществляется также путем проведения внешнего аудита. Внешний аудит , проводимый независимым аудитором, является промежуточным звеном контроля за деятельностью кредитных организаций между внутренним контролем кредитной организации и внешним надзором за ее деятельностью со стороны Банка России. Это обусловлено, с одной стороны, договорным характером отношений между кредитной организацией и внешним аудитором. С другой – внешний аудит для кредитных организаций является обязательным в силу закона, а результаты внешнего аудита подлежат представлению в Банк России, который использует внешний аудит кредитных организаций и его результаты как один из инструментов банковского надзора.

Кредитные организации являются видом коммерческих организаций, деятельность которых в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности подлежит обязательному ежегодному внешнему аудиту независимой аудиторской организацией.

Отчетность кредитной организации согласно ч. 1 ст. 42 Закона о банках подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией. В данной статье также указано, что проводить аудит кредитных организаций вправе только аудиторские организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ на осуществление таких проверок, которые ко времени получения такой лицензии осуществляли аудиторскую деятельность не менее двух лет.

Вместе с тем в новом Законе о лицензировании отдельных видов деятельности аудиторская деятельность не упоминается как деятельность, подлежащая лицензированию. Заметим, что до принятия указанного Закона лицензирование аудиторской деятельности предусматривалось утратившим ныне силу Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с аналогичным названием. В соответствии с п. 5.2 ст. 18 этого Закона лицензирование аудиторской деятельности прекратилось с 1 января 2010 г.

Новый Закон об аудиторской деятельности в п. 2 ст. 23 установил, что проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги вправе только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вступившие в саморегулируемые организации аудиторов. Лицензирование аудиторских организаций и лицензионный контроль ранее осуществлялись в целях проверки качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, для подтверждения соблюдения аудиторами требований об обучении по программам повышения квалификации.

В настоящее время согласно ст. 7 Закона об аудиторской деятельности вместо лицензионных требований требования к аудиторским организациям определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Контроль соответствия качества работы аудиторских организаций и аудиторов указанным требованиям осуществляется в форме внутреннего и внешнего контроля.

Внешний контроль аудиторской деятельности проводится саморегулируемыми организациями, членами которых являются аудиторские организации, в отношении своих членов, а внешний контроль аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе и кредитных организаций, в соответствии со ст. 10 указанного Закона об аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также Минфин России в соответствии с Положением о Минфине России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.

Противоречие ст. 42 Закона о банках нормам иных вышеназванных законов отсутствует, поскольку требование о необходимости лицензирования аудиторских организаций в данной статье упоминается лишь постольку, поскольку данное требование установлено законодательством РФ. Тем не менее по-прежнему остается в силе требование ст. 42 Закона о банках, касающееся необходимости двухлетнего опыта аудиторской деятельности, предъявляемое к аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитных организаций.

Аудиторская проверка кредитной организации, как отмечалось выше, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

Указанные требования о необходимости включения в аудиторское заключение сведений о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России, только подтверждают необходимость проведения аудиторских проверок кредитных организаций аудиторскими организациями, имеющими специальную подготовку в области аудита кредитных организаций. Соответственно, аудит кредитных организаций проводится аудиторскими организациями, в составе которых работают аудиторы, получившие квалификационный аттестат банковского аудитора в соответствии с Программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит)) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2008 г. (протокол № 71) и утверждена Минфином России 27 января 2009 г.).

В указанных ранее документах Базельского комитета по банковскому надзору, касающихся внутреннего контроля в кредитных организациях, содержатся рекомендации, которые относятся также к взаимоотношениям кредитных организаций с внешним аудитом, и взаимоотношениям внешнего аудита кредитных организаций с внутренним аудитом (со службой внутреннего контроля).

В частности, согласно упомянутым рекомендациям внешним аудиторам не следует вступать в конфликт интересов с кредитной организацией. Цель аудита финансовых отчетов кредитной организации внешним аудитом состоит в том, чтобы позволить независимому аудитору вынести заключение о соответствии основных положений подготовленных этой кредитной организацией финансовых отчетов установленному механизму с учетом действующих в стране правил и нормативов.

Аудиторы на выборочной основе проверяют документальные подтверждения операций и учетных записей, являющихся основанием для финансовой (бухгалтерской) и публикуемой отчетности. Аудитор оценивает используемые кредитной организацией принципы и правила бухгалтерского учета и существенные допущения, сделанные руководством, а также общее представление финансовой отчетности.

Несмотря на то что внешние аудиторы по определению не являются частью кредитной организации и поэтому не входят в ее систему внутреннего контроля, их деятельность оказывает важное влияние на качество внутреннего контроля. К тому же внешние аудиторы обеспечивают обратную связь, помогающую следить за эффективностью системы внутреннего контроля.

Внешний аудитор обычно передает органам управления кредитных организаций информацию об управленческих недостатках, о замечаниях, относящихся к составу остатков на счетах или кредитного портфеля, состоянию ликвидности или доходам, финансовым нормативам, достаточности системы внутреннего контроля, анализу банковских рисков или соблюдению правовых или надзорных требований.

Служба внутреннего контроля также должна подлежать независимой проверке внешнего аудитора, соответственно внешнему аудитору следует получать консультацию и иметь доступ к соответствующим заключениям службы внутреннего контроля. Аналогичным образом внешний аудитор обычно информирует службу внутреннего контроля о любом существенном обстоятельстве, которое может повлиять на внутренний контроль.

Органы управления кредитной организации обязаны предоставлять внешнему аудитору информацию, необходимую аудитору при проведении аудиторской проверки и подготовки отчета, которая может оказать существенное влияние на финансовую отчетность и соответственно на аудиторское заключение.

Основная цель проведения внешнего аудита кредитной организации состоит в предоставлении аудитором мнения о том, дает ли опубликованная финансовая отчетность кредитной организации достоверное представление о финансовом положении кредитной организации и результатах его деятельности за период, отраженный в данной финансовой отчетности. Обычно аудиторский отчет готовится для акционеров, однако используется многими другими сторонами, такими, как вкладчики, другие кредиторы и контролеры. Отчет аудиторов позволяет определить достоверность финансовой отчетности.

Для подготовки заключения в отношении финансовой отчетности аудитор должен получить достаточное подтверждение тому, что информация, содержащаяся в бухгалтерских записях и прочих источниках, является надежной и достаточной для использования в качестве основы для подготовки финансовой отчетности, и тому, что соответствующая информация должным образом отражена в финансовой отчетности. Для этой цели аудитор:

  • – проводит проверку и оценку бухгалтерских систем и системы внутреннего контроля, на которые он намерен положиться;
  • – тестирует данные системы контроля с целью оказания содействия при определении характера, объема и продолжительности прочих аудиторских процедур;
  • – осуществляет такие проверки, проводит беседы и процедуры подтверждения бухгалтерских операций и остатков по счетам так, как он считает необходимым в данных обстоятельствах.

Однако подробная проверка всех операций кредитных операций является практически неосуществимой. Таким образом, аудит основан на проведении проверок и оценке систем внутреннего контроля, разработанных для подтверждения правильности бухгалтерских записей и сохранности активов, на использовании выборочных проверок и процедур аналитического исследования и на подтверждении и оценке активов и пассивов. При проверке финансовой отчетности ему может оказаться полезной большая часть работы службы внутреннего контроля.

Аудитор планирует и проводит аудит таким образом, чтобы иметь веские основания для выявления искажений в финансовой отчетности кредитной организации, которые по отдельности или в целом являются существенными в отношении финансовой информации, содержащейся в данной финансовой отчетности. Оценка того, что является существенным, находится в профессиональной компетенции аудитора, однако существенность может также зависеть от иных факторов, например, юридических или нормативных требований как к финансовой отчетности в целом, так и к ее отдельным статьям. Таким образом, аудитор может исходить из различного уровня существенности в отношении различных элементов финансовой отчетности.

Выборочный характер аудиторской проверки и другие присущие ей ограничения вместе с ограничениями, существующими в любой системе внутреннего контроля, делают неизбежным риск того, что некоторые значительные неточности могут остаться незамеченными. Поэтому аудитор должен считать представленные факты соответствующими истине, а документы и учетные записи – подлинными, если только у него не появилось доказательств в пользу обратного.

При обнаружении аудитором существенной ошибки в финансовой отчетности, включая применение неадекватной учетной политики, оценку активов, с которой он не согласен, или непредставление важной информации, он должен потребовать от руководства кредитной организации исправления указанной ошибки и внесения соответствующей корректировки финансовой отчетности. При отказе руководства кредитной организации внести исправление в финансовую отчетность отчет аудитора о результатах проверки финансовой отчетности будет содержать соответствующие оговорки или отрицательное заключение. Такой отчет сильно подорвет доверие к кредитной организации и даже повлияет на стабильность ее работы, поэтому органы управления кредитной организации, как правило, делают все необходимое, чтобы избежать такой ситуации. Аудитор не должен составлять заключение без оговорок, если ему не была предоставлена вся запрошенная им информация или не были даны соответствующие разъяснения.

Как правило, аудитор по результатам аудита направляет письмо органам управления кредитной организации. В письме обычно содержатся замечания и перечисляются несущественные ошибки или упущения, обнаруженные аудитором в процессе проверки, которые не упомянуты в отчете в качестве оговорки, поскольку обнаруженные в финансовых документах ошибки являлись несущественными. Письмо может касаться конкретных вопросов, таких, как содержание счетов бухгалтерского учета или кредитного портфеля, ликвидность, прибыль, коэффициенты, адекватность систем контроля или выполнение требований законодательства и органов надзора.

Органы надзора также должны учитывать наблюдения и рекомендации внешних аудиторов в отношении эффективности внутреннего контроля и следить за тем, чтобы органы управления кредитной организации принимали к сведению и выполняли замечания и рекомендации внешних аудиторов.

Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о банках аудиторское заключение внешнего аудитора направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации.

В целях организации взаимодействия Банка России с внешними аудиторами кредитной организации Банк России издал письмо от 10 ноября 2000 г. № 171-Т "Об усилении взаимодействия территориальных учреждений Банка России и аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)", в которое включил рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского кмитета по банковскому надзору "Отношения между органами надзора за банками и внешними аудиторами", одобренные для публикации Международным комитетом по аудиторской деятельности и Комитетом Базельских контролеров в 1989 г.

Данным письмом Банк России в целях повышения качества взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями предложил территориальным учреждениям Банка России в качестве методической основы руководствоваться указанными рекомендациями Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору.

Направление кредитными организациями в Банк России аудиторских заключений осуществляется в следующих целях:

  • – поддержание стабильности кредитной организации и защита интересов вкладчиков. Банк России как заинтересованный орган надзора осуществляет контроль за жизнеспособностью кредитной организации в данный момент и в будущем, и финансовая отчетность помогает ему оценить развитие ситуации. Внешний аудит позволяет оценить достоверность формирования финансовой отчетности;
  • – создание и наличие надежной системы внутреннего контроля для обеспечения безопасного и благоразумного управления деятельностью кредитной организации, тогда как система внутреннего контроля оценивается внешним аудитором;
  • – существование надежной системы учета как предпосылки получения надежной информации для оценки и управления рисками.

Иногда аудитор получает важную информацию, которая, насколько ему известно, не была сообщена Банку России, но которую следует предоставить Банку России. К примеру, такая ситуация может возникнуть, если:

  • – аудитору стало известно о фактах, которые могут угрожать существованию кредитной организации;
  • – аудитор обнаруживает факты, свидетельствующие о мошенничестве со стороны органов управления кредитной организации;
  • – точка зрения аудитора по каким-то важным вопросам, связанным с финансовой отчетностью, кардинально отличается от точки зрения органов управления, вследствие чего аудитор намерен составить аудиторское заключение, содержащее оговорки;
  • – аудитор счел необходимым, чтобы кредитная организация сообщила о каких-либо фактах в Банк России, а органы управления кредитной организации, получив такую рекомендацию, не сделали этого.

Введение 2

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций 3

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки 3

1.2. Проверка активных кредитных операций 6

1.3. Проверка пассивных кредитных операций 15

2. Аудиторский контроль в ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.1. Характеристика ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.2. Аудиторский контроль ЗАО «Банк «Вологжанин» 26

3. Модернизация системы банковского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин»» 33

Заключение 40

Список литературы 41

Введение

В современных условиях приобретает актуальность проблема формирования целостной, согласованной и четкой системы финансового контроля. Элементы такой системы необходимы для обеспечения режима обоснованности, законности, целесообразности и эффективности действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов. Социально-экономические и политические преобразования в России кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, но и сформировали институт права собственности на основе качественно новых принципов, полностью перестроили финансовую систему государства.

Целью исследования является модернизация системы аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин». Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

Анализ теоретических основ аудиторского контроля как категории финансовых правоотношений;

Определение и разработка предложений по разрешению проблем аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин».

Объектом исследования является ЗАО «Банк «Вологжанин», созданный в 1992 г. С момента создания шла речь о появлении в Вологде универсальной кредитной организации, которая способна предлагать самый широкий спектр услуг на рынке. Предметом исследования является механизм отношений по финансовому контролю в ЗАО «Банк «Вологжанин».

С учетом поставленной цели и задач методологическую основу исследования составил комплекс методов: всеобщие методы познания (диалектический метод); общенаучные средства (сравнительно-исторический метод, системный метод, метод формально-логического исследования); частно-научные средства (метод сравнительного изучения). В работе использовались данные статистики и внутренней отчетности ЗАО «Банк «Вологжанин», монографии зарубежных и отечественных авторов, статьи в периодических изданиях.

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки

Аудиторский контроль возник в Российской Федерации с конца 1980-х гг. Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации; а также проверка налоговых деклараций, платежно-расчетной документации, других финансовых требований и обязательств экономических субъектов. Аудиторские компании оказывают также другие услуги: составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок; постановку и ведение бухгалтерского учета; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства.

Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке во случаях, установленных Постановлением Правительства. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.

При изучении системы финансового контроля нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового планирования на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль – это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля .

Кредитование клиентов на возвратной, срочной и платной основе является одной из основных операций банковского биз-неса. Доходы от операций кредитования клиентов (активные кре-дитные операции) приносят банкам существенную часть их при-были. В то же время необходимыми для формирования ресурс-ной базы банка являются операции по привлечению кредитов (пассивные кредитные операции). Это наиболее распространен-ный и отработанный годами способ привлечения денежных средств.

Цель аудита кредитных операций состоит в проверке соблю-дения банком действующих правил совершения кредитных опе-раций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.

При осуществлении проверки соблюдения банком действую-щих правил совершения кредитных операций необходимо руко-водствоваться такими нормативными актами, как: Закон РФ от 29.01.92 № 2872-1 “О залоге”. Закон РФ от 21.07.97 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущест-во и сделок с ним”. Закон РФ от 08.01.98 № 102-ФЗ “Об ипоте-ке (залоге недвижимости)”. Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П “О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)” с изменениями и дополнениями. Положение ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П “О порядке начисления процентов по операциям, свя-занным с привлечением и размещением денежных средств бан-ками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерско-го учета” с изменениями и дополнениями. Инструкция ЦБ РФ от 30.06.97 № 62-а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” с учетом изменений и дополнений. Письмо ЦБ РФ от 14.10.98 № 285-Т “Методичес-кие рекомендации к Положению ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П”, Письмо ЦБ РФ от 24.03.99 № 104-Т “О применении положений ЦБ РФ № 39-П, № 54-П”, а также методические рекомендации от 14.10.98 г. № 285-Т и др.

В ходе проверки правильности отражения кредитных операций в бухгалтерском учете следует руководствоваться Правилами, Приложением к Положению № 54-П, Приложением 1 “Бухгалтерский учет операций по начислению и уплате (получению) процентов по привлеченным (размещенным) денежным средствам по “кассовому” методу” к Положению № 39”.

Для проверки вопросов, связанных с налогообложением кредитных операций, следует использовать постановление Правительства РФ от 16.05.94 № 490 “Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”. Указание ЦБ РФ от 29.06.2000 к № 810-У “Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 62-а”, Инструкцию МНС РФ от 15.06.2000 г. № 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” и др.

При проведении проверки кредитных операций банков реко-мендуется использовать Письмо ЦБ РФ от 16.12.98 № 363-Т “О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации”.

В соответствии с поставленной целью в ходе аудита проводятся следующие основные проверки:

активных кредитных операций;

пассивных кредитных операций;

кредитных операций при закрытии договоров в неденежной форме;

операций валютного кредитования.

Проверка документов осуществляется, как правило, выборочно, т. е. проверяются документы на выборку по отдельным клиентам, в том числе банкам.

1.2. Проверка активных кредитных операций

Основным нормативным документом, регулирующим порядок совершения и учет этих операций, является Положение № 54-П. В названном Положении ЦБ РФ утвержден порядок предоставления (размещения) кредитными организациями де-нежных средств и их возврата (погашения). Согласно п. 2.2 Положения предоставление банком денежных средств своим кли-ентам осуществляется следующими способами:

1) разовым зачислением денежных средств на банковские сче-та клиентов либо выдачей наличных денег заемщику - физичес-кому лицу;

2) открытием кредитной линии клиенту-заемщику;

3) предоставлением кредита в виде овердрафта и “под лимит задолженности”.

В ходе аудита активных кредитных операций банков выпол-няются следующие проверки:

организации кредитной работы в банке и соблюдения поряд-ка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита;

правильности оформления документов по обеспечению ис-полнения обязательств по кредитным договорам, порядка хране-ния документов;

правильности отражения в учете операций по выдаче и пога-шению кредитов;

правильности отражения в учете операций по начислению и получению процентов за пользование кредитом;

своевременности списания с баланса просроченных процен-тов и суммы основного долга при исполнении кредитного дого-вора с нарушением обязательств;

своевременности и полноты создания, корректировки и ис-пользования резервов на возможные потери по ссудам;

осуществления банком контроля за исполнением кредитных договоров, организации работы банка с просроченной задолжен-ностью;

операций кредитования путем открытия кредитных линий;

операций кредитования в форме овердрафта.

Проверка организации кредитной работы в банке и соблюдения порядка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита начинается с изучения, анализа и оценки того, как способ-ствует организация кредитной работы снижению кредитных рис-ков банка. Оценка уровня постановки кредитной работы основы-вается на изучении функций отделов (управлений), занимаю-щихся вопросами кредитования, ознакомлении с содержанием кредитной политики банка.

Проверяется правильность распределения обязанностей в этих управлениях, выявляются случаи совмещения обязаннос-тей кредитного инспектора и бухгалтера, оценивается состоя-ние внутрибанковского контроля за совершением кредитных операций.

Изучая кредитную политику проверяемого банка, следует оце-нить ее стратегическую направленность (цели, приоритеты, прин-ципы), проконтролировать соответствие содержащихся в ней ин-структивных материалов нормативным актам ЦБ РФ в области кредитования, оценить качество методических разработок по ана-лизу кредитоспособности заемщиков, анализу кредитного порт-феля банка, организации контроля за исполнением кредитных договоров.

Проверяется организация работы кредитного комитета, его персональный состав, соблюдение нормативных документов, peгламентирующих его деятельность, анализируются протоколы заседаний кредитного комитета, контролируется фактическое выполнение принятых им решений. Следует убедиться, соблюдаются ли в банке установленные лимиты и ограничения на совершение кредитных операций.

Проверка соблюдения порядка оформления документов на выдачу кредитов осуществляется путем изучения на выборку кредитных дел (досье) клиентов-заемщиков. В состав досье должны входить: кредитная заявка; годовой отчет; бухгалтерский баланс с приложениями на последнюю отчетную дату (с отметкой налоге вой инспекции); аудиторское заключение о достоверности годового отчета; бизнес-план с указанием планируемых доходов расходов; технико-экономическое обоснование кредита, отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение срока, на который оформляется кредит; кредитный договор, обеспечения ссуды (договор залога, гарантии, поручительства и др.), кредитная история заемщика.

Продления срока действия квалификационного аттестата аудитора на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита. Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов). Организация аудиторских проверок кредитных организаций. Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам) и порядок аннулирования лицензий.

2. Требования Банка России к содержанию аудиторских заключений

Объект аудиторской проверки. Основные требования при проведении аудиторской проверки. Содержание аудиторского заключения: вводная аналитическая и итоговая части. Виды аудиторского заключения. Условия и порядок подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Контроль Банка России за соблюдением аудиторскими фирмами (аудиторами) действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

3. Аудит постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях

Задачи и содержание аудита постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях. Законодательные и правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета. Нормативные акты Банка России, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Источники аудиторской информации. Способы сбора аудиторской информации. Критерии надежности аудиторской информации. Методика и процедура аудиторской проверки постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях. Проверка правильности открытия и ведения лицевых счетов клиентов и счетов по внутрибанковским операциям. Книга регистрации открытых счетов. Своевременность сообщения в налоговые и внебюджетные фонды об открытии счетов. Соблюдение правил передачи выписок лицевых счетов клиентам. Проверка правильности ведения бухгалтерского журнала, ведомостей остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Проверка материалов синтетического учета. Установление соответствия материалов аналитического и синтетического учета. Оценка постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях. Анализ и оценка учетной политики кредитных организаций.

4. Аудит документооборота и организации внутрибанковского контроля

Нормативные документы, устанавливающие порядок документооборота в кредитных организациях.

Источники аудиторской информации. Банковские документы как средство контроля законности операции и основание для совершения бухгалтерских операций.

Определение правомерности отражения банковских операций в документах кредитной организации. Проверка правильности оформления документов. Проверка формирования и хранения документов кредитной организации.

Проверка постановки внутрибанковского контроля в кредитных организациях. Оценка текущего и последующего контроля. Организация контроля в кредитных организациях за отдельными операциями. Оценка постановки внутрибанковского контроля с позиции обеспечения надежности кредитной организации.

5. Аудит уставного и других фондов банка

Нормативная база для осуществления аудита формирования уставного капитала и других фондов банка.

Проверка правильности формирования уставного капитала банка; соответствие источников формирования, способов формирования и размеров долей нормативным требованиям Банка России и Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Проверка порядка формирования и использования резервного фонда банка. Проверка порядка формирования и использования фондов экономического стимулирования.

Соблюдение правил учета формирования собственного капитала и фондов банка. Проверка правильности учета неоплаченной части размещенных акций, учета выкупа и перепродажи собственных акций.

6. Аудит кредитов, предоставленных кредитными организациями

Нормативная база аудита выданных кредитов. Аудит правильности ведения лицевых счетов и отражения операций в бухгалтерском учете. Проверка организации кредитной работы и эффективности кредитного менеджмента. Аудит порядка выдачи и погашения овердрафта. Проверка порядка оформления, выдачи и погашения краткосрочных кредитов. Аудит полноты и правильности отражения просроченной задолженности по сумме основного долга и процентов по нему. Проверка порядка начисления и использования резервов под возможные потери по кредитам. Аудит кредитов, выданных физическим лицам и предпринимателям. Проверка кредитов, предоставленных нерезидентам; типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита. Опыт проведения аудиторской проверки.

7. Аудит полученных и предоставленных межбанковских кредитов (МБК), привлеченных и размещенных депозитов

Нормативные документы, регламентирующие порядок проведения аудита. Основные направления аудита МБК и депозитов. Источники аудиторских доказательств. Методы и приемы аудита МБК и депозитов.

Проверка обоснованности выдачи и получения МБК. Аудит оформления и погашения овердрафтов. Проверка правильности отражения МБК полученных и выданных, а также размещенных и привлеченных депозитов по срокам. Проверка своевременности и полноты учета просроченной задолженности по основному долгу и процентам по полученным и выданным МБК.

8. Аудит операций банка с ценными бумагами

Нормативная база для осуществления аудита операций банка с ценными бумагами. Основные направления аудита операций по вложению банка в долговые обязательства и акции. Проверка правильности и своевременности открытия счетов. Проверка правильности и достоверности сделок РЕПО, операций по инвестированию и перепродаже. Аудит отражения в учете операций с долговыми обязательствами и акциями, положительных и отрицательных разниц. Проверка порядка образования и расходования резервов под обесценение ценных бумаг. Аудит полноты и своевременности переоценки долговых обязательств. Аудит полноты и своевременности учета уплаченного или полученного накопленного (процентного) дохода по процентным (купонным) долговым обязательствам. Проверка своевременности движения ценных бумаг по счетам ДЕПО. Проверка учета ценных бумаг, взятых в обеспечение кредита.

Аудит учтенных банком векселей. Аудит правильности учета векселей по срокам, суммам и субъектам. Аудит учтенных банком, не оплаченных в срок векселей. Аудит полноты и своевременности создания резерва под обесценение векселей и его использования.

Аудит выпущенных банками ценных бумаг. Основные направления проверок выпущенных банками ценных бумаг по видам и по срокам.

Порядок осуществления проверки правильности ведения бухгалтерского учета выпущенных банком ценных бумаг.

Аудит ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении банка. Аудит ценных бумаг, находящихся в депозитарии. Нормативная база для проведения указанного аудита. Основные методы и приемы, используемые при аудите. Типичные ошибки банков.

9. Аудит кассовых операций

Нормативные акты, определяющие порядок ведения кассовых операций. Методика проверки соблюдения кредитной организацией установленного порядка ведения кассовых операций. Проверка обоснованности выдачи наличных денег из кассы кредитной организации.

Методы проверки организации и учета выдачи наличных денег из кассы кредитной организации и операций по приему наличных денег в кассу кредитной организации. Оценка контроля кредитной организацией за оборотом денежной наличности. Проверка организации работы и отражения в учете операций касс, расположенных вне помещений банка. Проверка правильности оформления и отражения в учете пересылки денежных средств.

Оценка отчетности о кассовых оборотах кредитной организации. Проверка оборудования хранилищ кредитной организации, правильности хранения и учета ценностей, находящихся в ней.

Проверка состояния кассового планирования и соблюдения лимита остатка кассы кредитной организации.

10. Аудит проведения кредитной организацией расчетных операций клиента

Нормативные документы, регулирующие открытие кредитными организациями расчетных и текущих счетов в рублях и текущих счетов в иностранной валюте. Виды текущих счетов в рублях и в иностранной валюте.

Проверка обоснованности открытия и правильности ведения расчетных и текущих счетов в рублях резидентам РФ.

Проверка обоснованности открытия и правильности ведения текущих счетов в рублях нерезидентам РФ.

Проверка обоснованности открытия и правильности ведения текущих счетов в иностранных валютах резидентам и нерезидентам РФ.

Проверка правильности присвоения номеров лицевых расчетных и текущих счетов.

Нормативные документы, регулирующие порядок ведения кредитными организациями расчетов на территории РФ. Методы проверки соблюдения правил осуществления расчетов платежными поручениями, платежными требованиями - поручениями, чеками, посредством аккредитивов. Проверка правильности осуществления безакцептных платежей.

Оценка качества учета расчетных операций.

11. Аудит операций в иностранных валютах

Нормативные документы Банка России, регулирующие правила отражения в учете кредитной организации операций в иностранных валютах. Нормативные документы Банка России по вопросам валютного контроля операций в иностранных валютах.

Проверка правомерности и правильности открытия кредитной организацией лицевых счетов в иностранной валюте на отдельных балансовых счетах. Контроль соблюдения правил нумерации лицевых счетов по операциям в иностранной валюте.

Методы осуществления контроля за соблюдением норм валютного регулирования и валютного контроля при совершении операций в иностранной валюте со ссылкой на конкретный законодательный и нормативный акты. Проверка отражения в учете кредитной организации операций по импорту и экспорту. Анализ контроля кредитной организацией платежей в иностранной валюте между резидентами.

Методика проверки соблюдения кредитной организацией лимита открытой валютной позиции.

12. Аудит операций с драгоценными металлами

Законодательные и нормативные акты, регулирующие правила проведения и учета кредитной организацией операций с драгоценными металлами. Методика реализации контроля операций с драгоценными металлами на примере отдельной операции кредитной организации. Формы контроля.

13. Аудит образования и использования резервов по активным операциям кредитных организаций

Нормативные документы, регулирующие порядок образования и использования резервов по активным операциям кредитных организаций.

Задачи и направления аудита создания резервов по активным операциям банка.

Источники аудиторской информации. Способы сбора аудиторской информации. Критерии надежности информации. Методика и процедура проверки резервов под возможные потери по межбанковским кредитам предоставленным. Проверка правильности и достоверности создания резервов по депозитам, размещенным в кредитных учреждениях. Аудит порядка образования резервов по просроченным межбанковским кредитам.

Кредитные организации – важнейший элемент рыночной экономики. Ведь именно они концентрируют основные потоки кредитных и финансовых операций. Ежегодно отчетность кредитных организаций проверяется аудиторской фирмой, которая имеет лицензию на осуществление такого контроля. Об особенностях данной процедуры пойдет речь в статье, представленной ниже.

Аудиторская проверка – независимая оценка отчетности предприятия. Основная цель аудиторской проверки – анализ и контроль подлинности публикуемых кредитной организацией форм годового отчета. Осуществлять такую процедуру могут , у которых в соответствии с федеральными законами получена лицензия. Оформляют такой документ аудиторские компании, которые работают в данной сфере не менее двух лет.

По результатам проверки специалисты составляют заключение, которое содержит: информацию о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, данные об исполнении установленных Центральным Банком России обязательных требований и нормативов, оценку состояния внутреннего контроля. Помимо перечисленных пунктов документ может включать дополнительные данные, которые определены уставом кредитной организации, федеральным законодательством.

В соответствии с действующими стандартами аудиторской проверки она состоит из нескольких стадий:

  • анализ возможности принятия заказа на проведение аудита
  • создание плана и программы проверки
  • ее выполнение
  • работы, связанные с составлением заключения по результатам аудита
  • разработка рекомендаций

Прежде чем начать процедуру проверки и кредитная организация обмениваются информацией путем переписки, личных встреч, телефонных звонков, чтобы достичь взаимопонимания посредством определения обязательств каждой из сторон и согласования всех условий.

Аудиторская проверка проводится на основе заключенного между сторонами договора. Данный документ содержит: наименование сторон, предмет договора, срок его действия, дату проведения аудита, стоимость работ, порядок расчетов, особые условия и юридические адреса.

В ходе проведения аудиторской проверки специалисты имеют право:

  • в соответствии с действующим законодательством самостоятельно определять методы и формы аудита
  • проверять всю управленческую документацию кредитной организации
  • проводить анализ документов финансового характера: ценные бумаги, денежные средства, материальные ценности, прочую документацию о финансовой деятельности
  • по письменному запросу аудиторы имеют право получать информацию от третьих лиц, которая необходима для проведения проверки
  • если кредитная организация не предоставляет документацию, отказывается содействовать по пунктам, перечисленным в договоре, - аудиторская компания может отказаться от проведения проверки

Если кредитная организация уклоняется от проведения аудиторской проверки либо создает препятствия для ее осуществления, то по решению суда на предприятие налагается штраф.

Контроль за работой кредитных организаций имеет ряд особенностей. должны фирмы, обладающие соответствующими знаниями и опытом, способные комплексно, независимо и непредвзято выполнить свою работу и дать подробное, а главное, соответствующее действительности заключение о финансовой деятельности кредитной организации.

Помимо этого аудиторы обязаны предоставить ряд полезных рекомендаций, которые помогут коммерческой структуре развивать свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаем ознакомиться с нашими услугами:

Стоимость аудиторских услуг