Кредитная система рф и ее организация. Кредитная система Кредитная система рф кратко

Кредитная система - это совокупность банковских и иных кредитных учреждений и отношений между ними. Кредитная система РФ приведена на рис. 13.1.

В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ является двухуровневой и включает Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции: привлечение

Рис. 13.1. Структура кредитной системы РФ во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.

Коммерческие банки в отличие от специализированных выполняют все виды кредитных операций. Специализированные банки выполняют один-два вида кредитных операций. Инвестиционные банки выдают долгосрочные кредиты, инновационные банки - кредиты в нововведения, депозитные банки - кредиты за счет вкладов, учетные банки производят учет векселей, сбербанки привлекают мелкие вклады и кредитуют население, ипотечные банки выдают кредиты под залог недвижимости.

Специализированные финансово-кредитные учреждения (СКФУ) многообразны. Лизинговые фирмы занимаются долгосрочной арендой движимого и недвижимого имущества. Факторинговые фирмы покупают право на взыскание дебиторской задолженности. Ломбарды выдают ссуды под залог движимого имущества.

Кредитные союзы образуются частными лицами, выдают ссуды своим членам под обеспечение. Общества взаимного кредита близки к коммерческим банкам. Кредитные товарищества создаются для обслуживания своих членов. Что же касается страховых компаний, инвестиционных и финансовых компаний, пенсионных фондов, то о них речь шла выше. Почтовые отделения занимаются переводами, выплатой пенсий. Почтово-сберегательные учреждения выполняют функции банков в отдаленных местностях, где отсутствуют отделения банков.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для зашиты и представления интересов своих членов. Союзами и ассоциациями запрещается осуществлять банковские операции. Законом разрешено создание групп кредитных организаций и холдингов. Группы создаются для решения совместных задач путем заключения договора между двумя или несколькими кредитными организациями. Холдинги основаны на контроле деятельности кредитных организаций с помощью контрольного пакета акций.

Банковская система РФ находится в стадии реструктуризации, основными направлениями которой являются:

  • сокращение числа вновь возникающих банков;
  • ликвидация мелких неконкурентоспособных кредитных организаций;
  • специализация и реорганизация банков;
  • концентрация банковского капитала;
  • создание транснациональных банковских и финансово-промышленных образований.

Финансовые кризисы 1998 г., а потом и 2008 г. нанесли серьезный удар по банковской системе РФ. Она оказалась частично парализованной, не всегда способной проводить платежи своих клиентов, своевременно рассчитываться с кредиторами. Основными причинами кризиса банковской системы являются:

  • отсутствие ориентации банков на реальный сектор экономики;
  • ставка на спекулятивный бизнес - на получение колоссальных процентов от вложения активов в государственные ценные бумаги, что предопределило высокий уровень рисков;
  • слабость систем управления в банках, которая сказалась в неумении оценивать свое состояние и адекватно реагировать на происходящие изменения;
  • хеджирование рисков нерезидентов, вложивших средства в ГКО-ОФЗ, крупными банками путем проведения с ними срочных сделок на поставку иностранной валюты.

В целях преодоления финансово-банковского кризиса 1998 г. Российской Федерацией было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) - некоммерческая организация в форме государственной корпорации для реструктуризации кредитных организаций с нестабильным финансовым состоянием с целью восстановления и эффективного развития банковской системы в Российской Федерации.

Агентство было ликвидировано Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”».

Целью деятельности Агентства являлась реструктуризация кредитных организаций, находящихся под его управлением, в соответствии с требованиями и порядком, которые установлены законодательством. За все время своего существования Агентством был реструктуризирован 21 банк.

Вместо АРКО в январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» было создано Агентство по страхованию вкладов (АСВ)

В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений

" Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». URL: http:// www.asv.org.ru/agency/

по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков - участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками, функции которого возложены на Агентство.

27 октября 2008 г. был принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», согласно которому Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков.

Агентство является некоммерческой организацией, действующей в организационно-правовой форме государственной корпорации. Высшим органом управления Агентства является Совет директоров. В его состав входят семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Объем фонда Агентства по страхованию вкладов - 109,1 млрд руб. (данные на 1 июня 2010 г.).

По состоянию на 21 апреля 2012 г. в рамках процедур оздоровления банков АСВ участвовало в капитале следующих российских банков: «Потенциал» КБ, АКБ «Российский капитал», Банк «Союз», Банк «Открытие».

1. Кредитная система РФ и ее структура. Банковская система РФ. Основные направления

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, принятых в стране, банков и других финансово-кредитных учреждений, осуществляющих и организующих данные отношения.

Кредитные системы развитых стран включают следующие звенья:

Центральный или главный банк страны

Банковский сектор (различные виды банков)

Парабанковский сектор (инвестиционные, финансовые, страховые компании , не гос. пенсионные и благотворительные фонды, ссудосберегательные орг-ции, кредитные союзы)

Кредитная система России имеет 2 уровня:

1. Центральный банк РФ

2. Коммерческие банки и др фин-кред институты.

Проблемы кред системы России:

Большинство банков – мелкие и средние банки Монопольное положение крупных банков Неразвитость специализированных банков Неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг Отсутствие законодательной основы, регламентирующей деятельность спец не банковских инс-тов.

Банковская система РФ(2 уровня):

1.Центральный банк

2.Комерческие банки.

Приоритетом гос соц-эк политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов эконом развития. Повышение роли банковского сектора в развитии экономики является одной из главных задач.

Усиление защиты интересов вкладчиков и др кредиторов банка

Повышение эффективности концентрации ресурсов юрид и физ лиц и их размещения

Повышение конкурентоспособности российских банков

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспорентности в деятельности кредитных орг-ций

Укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков

Предотвращение использования кредитных орг-ций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности, т. е. легализация доходов.

В тоже время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков . Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту , что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны банковской системы РФ нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

2. Центральный банк России (ЦБР), его цели, функции и операции.

Центральный банк – институт верхнего уровня банковской системы.

Коммерческие банки и Небанковские кредитные – финансовые институты – нижний уровень банковской системы.

Центральный банк - это центр кредитной системы государства. Это орган, который регулирует и контролирует деятельность всех институтов нижнего уровня банковской системы.

Денежно-кредитное регулирование экономики;

Эмиссия кредитных денег;

Контроль над деятельностью кредитных учреждений;

Определения и Операции

Обязательные резервы - часть ресурсов банка, внесенных по требованию

властей на беспроцентный счет в центральном банке. Это прямо ограничивает

возможности кредитования и депозитной эмиссии.

Операции на открытом рынке - операции центрального банка по купле-продаже

коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных

бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами
с совершением позднее обратной сделки. В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, ЦБ создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные

бумаги. Эти операции служат, прежде всего для регулирования спроса и

предложения.

Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая

стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних

заимствований относительно самофинансирования , квоты выпуска облигаций и т. д.

Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и,

следовательно, на спрос и предложение денежной единицы . Непременно учитывается

Для реализации возложенных на ЦБ РФ задач он выполняет следующие функции:

В сфере денежного обращения с правительством России разрабатывает и проводит единую государственную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты . Банку принадлежит исключительное право осуществлять эмиссии наличных денег и организовывать их обращение.

В сфере укрепления и развития банковской системы ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков. Его надзорные и регулятивные функции выражаются в государственной регистрации банков и лицензировании банковских услуг .

В сфере поддержки устойчивости банковской системы ЦБ РФ выполняет роль банка банков. Это означает, что коммерческие банки, как правило, хранят свои свободные деньги и деньги своих клиентов на корреспондентских счетах в учреждениях Банка России, который, будучи банком банков, выступает кредитором последней инстанции.

В сфере расчетов ЦБ РФ устанавливает правила осуществления безналичных денежных платежей и условия использования наличных денег. Он организует системы быстродействующих электронно-денежных расчетов и определяет порядок их эксплуатации.

В сфере валютных отношений, когда эти отношения непосредственно связаны с устойчивостью рубля и обслуживанием экспортно-импортных операций, ЦБ РФ выполняет валютное регулирование , т. е. определяет официальный валютный курс ; организует покупку и продажу иностранной валюты на биржах и внебиржевом рынке; определяет порядок расчетов с иностранными государствами; управляет золотовалютными резервами страны; покупает и продает золото и другие драгоценные металлы .

3. Денежно-кредитная политика ЦБР.

Главной задачей денежно-кредитной политики центрального банка является сохранение стабильной покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичной системы денежных

платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка служит одной из

важных составных частей общеэкономического регулирования государства, направленного на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных спадов производства и

Имеется три главных инструмента денежно-кредитной политики:

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом означает решение открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок конкурсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, арбитражный суд вправе продлить его на 6 и более месяцев. Согласно Закона «О нест. (банкр.) кр. ор.» (п.3 ст.48) после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее 6 месяцев(срок м. б. продлен) после открытия конкурсного производства должен составить промежуточный ликвидационный баланс (содержит сведения о составе имущества и кредиторской задолженности банка).

Арбитражный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган гос. регистрации юридических лиц. Данное определение является основанием для внесения в гос. реестр юр. лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

7. Экономические нормативы деятельности банков и контроль за их соблюдением.

Централизованно установленные экономические нормативы включают следующие показатели:

Ø норматив достаточности капитала;

Ø нормативы ликвидности баланса кредитной организации;

Ø нормативы ограничения крупных рисков области привлечения и размещения ресурсов.

Посредством экономических нормативов регулируется, во-первых, абсолютный и относительный уровень собственного капитала кредитной организации, во-вторых, ликвидность баланса, в-третьих, диверсификация активных и пассивных операций кредитной организации, в-четвёртых, создание каждой кредитной организацией централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в целом.

Другой ответ:

Центральный банк может установить следующие основные экономические нормативы банковской деятельности:

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение

3) получение кредитов от других юридических лиц.

(раскрыть как сможншь)

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая

крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Следующие две

формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов-

заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

11. Характеристика ресурсов КБ: источники, состав и структура ресурсов.

Ресурсы коммерческого банка (банковские ресурсы) - это его уставный капитал и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных операций и используемые для активных операций банка. Далее следует обратить внимание, что понятие “банковские ресурсы” шире, чем понятие” кредитные ресурсы” , поскольку первые предоставляются не только для целей кредитования, но и для финансирования и осуществления других активных операций банков .

Кредитные ресурсы коммерческого банка - это часть собственного капитала и привлеченных средств, в денежной форме направляемая на активные кредитные операции . Причем в момент использования кредитных ресурсов они перестают быть ресурсом для банка т. к. они уже не запас (возврат кредита - рисковая операция) , а становятся вложенными кредитными ресурсами.

12. Собственный капитал, его функции и структура. Достаточность капитала банка и его оценка.

Капитал банка является необходимым условием его создания и функционирования. В состав капитала включают: денежные фонды .

Собственные средства банка занимают незначительную долю их ресурсов, которая сейчас понижается. Незначительная доля собственных средств в ресурсе банка объясняется следующими причинами:

1. Банки – это посредники и работают с чужими ресурсами.

2. Банковские активы это, в основном, денежные требования, которые являются высоколиквидными и мобильными.

Однако роль собственного капитала исключительно велика благодаря исполняемым им функциям

1. Защитная – означает, что собственный капитал: - служит источником защиты вкладчиков, когда банк прекращает деятельность по любым причинам;

Является основным гарантом ликвидности банка, когда отток средств превышает приток;

Выступает источником возмещения непредвиденных затрат, потерь и убытков.

2. Оперативная – состоит в том, что капитал банка представляет источник финансирования затрат и создание материально-технической базы, а также формирование финансового резерва. Кроме того, собственные средства необходимы банку для его регистрации, а также финансирование деятельности в первый период работы.

3. Регулирующая – посредством регулирования размеров собственных средств и порядка формирования капитала, ЦБ обеспечивает устойчивость конкретного банка и банковской системы в целом.

Поскольку ликвидность банков тесно связана с деятельностью предприятий и сохранностью сбережения населения, то капитал банка позволяет государству осуществлять оценку его деятельности.

Достаточный размер собственных средств позволяет банку привлекать средства из традиционных источников и по обычным % ставкам.

Капитал банка не однороден по своему составу и имеет в отдельные периоды различную структуру.

На объем и структуру капитала влияют следующие факторы :

Качество активов

Направления использования прибыли

Воспроизводство основных фондов и пополнение оборотных средств .

Размер собственных средств определяется банком самостоятельно с учетом нормативов, установленных банком России.

Достаточность капитала – относительный показатель , который характеризует деятельность банка с учетом его финансовой устойчивости при возникновении возможных рисков по активным операциям.

Достаточность капитала определяется в соответствии с инструкцией № 000 от 01.01.2001 г. в виде норматива Н1. Он регулирует риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств, необходимых для возмещения кредитного и рыночных рисков . Норматив достаточности собственных средств определяется как собственных средств к активам банка, взвешенных по степени риска. В расчет данного норматива включается:

· величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера (КРВ)

· величина кредитного риска по срочным сделкам (КРС)

· величина рыночного риска (РР)

Н1 =(К / S Крi (А1 – Рк1) + КРВ+КРС+РР) *100

13. Порядок формирования и увеличения уставного капитала коммерческого банка.

Уставный капитал (УК) – минимальный(min) размер собственных средств, которые гарантируют интересы кредиторов банка.

Особенности УК как источника собственных средств:

1. Он является ресурсом, который постоянно находится в распоряжении банка и может быть им использован для различных целей.

2. Он является ресурсом для формирования высоколиквидных и высокодоходных активов.

Min размер УК для банков устанавливается законодательством (5 млн. евро (на сегодня)).

УК формируется за счет средств:

· «АО», путем реализации акций или передача материальных ценностей.

В соответствии с законодательством, ежегодные отчисления должны составлять не менее 5% чистой прибыли, пока фонд не достигнет указанной величины. В резервный фонд могут зачисляться средства фондов банка, созданных за счет прибыли прошлых лет.

Общий объем отчислений в резервный фонд не может превышать сумму чистой прибыли текущего года. Порядок использования средств резервного фонда определяется советом директоров в соответствии с зак-вом.

Средства резервного фонда могут быть использованы на следующие цели:

1. Размещение убытков по итогам отчетного года.

2. Увеличение УК, путем капитализации средств. Средства резервного фонда перечисляются в УК только при превышении его суммы по сравнению с min.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

Государственный банк Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.) В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний) , на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов) . Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченнйо форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.

Государственный банк Банковский сектор: акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юговосточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк) ; кооперативные банки (Всеуобанк, Украинбанк) ; коммунальные банки (Цекобанк и местные коммунальные банки) ; Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки Специализированные и кредитно-финансовые учреждения: общества сельскохозяйственного кредита; _ общества взаимного кредита: сберегательные кассы Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита) .При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Крнедитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.

Структура кредитной системы СССР

Государственный банк Стройбанк Банк для внешней торговли _ Система сберегательных банковГосстрах и Ингосстрах В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства) .

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различное сфкры хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращалисб предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекридитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и селоьскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита- плату за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов

Государственный банк (Госбанк СССР) Промышленно-строительный банк (Промстройбанк) Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР) Банк жилищно-коммунального хпзяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР) Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР) Банк внешнеэкономической деятельности СССР Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэколномбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные банки - второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка) , Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.

Центральный банк РФ Банковская система коммерческие банки сберегательный банк РФ Специализированные небанковские кредитные институты: страховые компании инвестиционные фонды прочие Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб, в товремя как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количесиво инвестиционных фондов (компаний) , одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г.

Центральный банк Банковская система: коммерческие банки сберегательные банки ипотечные банки Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты страховые компании инвестиционные фонды пенсионные фонды финансово-строительные компании прочие Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкроств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Кредитная система Российской Федерации

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовалдлительный исторический период, который определялся социально-экономическимиусловиями развития нашей страны.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г.наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которыеотражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре,функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущихкапиталистических стран того времени. В Российской империи существовалатрехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

Государственный банк Банковский сектор, представленный в основномкоммерческими и сберегательными банками Cпециализированные кредитные институты (страховые компании,кредитные товарищества и др.) В отличие от западных стран в России были развитыв основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третийярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развитиярынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не былоучреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок былпредставлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтомуаккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основномкоммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всехкредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был созданНародный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существуликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежныхотношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народногобанка с Наркомфином (министерство финансов) . Единственным источником доходов встране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовалонатурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежныхотношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловилавосстановление кредитной системы, но в довольно усеченнйо форме. Был созданГосбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выгляделаследующим образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.

Государственный банк Банковский сектор: акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк,Юговосточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк) ; кооперативные банки (Всеуобанк, Украинбанк) ; коммунальные банки (Цекобанк и местныекоммунальные банки) ; Центральныйсельхозбанк, республиканские сельхозбанки Специализированные и кредитно-финансовые учреждения: общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита: сберегательные кассы Структура кредитнойсистемы была представлена тремя ярусами и выражала новыесоциально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов.Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть еезвеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная исамая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимногокредита) . При этм кредитная система была представлена главным образом отраслевымии специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании иучреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялосьсозданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитнойсистемы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акциймежду различными государственными организациями-акционерами. Таким образом,аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банкамив рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения подвлиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все видысобственности, кроме государственной. Крнедитная система была превращена водноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономическиепотребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализауии иколлективизации. Кредитная система начала функционировать в рамкахкомандно-административной системы управления экономикой и была представленавсего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховымиорганизациями.

Структура кредитной системы СССР

Государственный банк Стройбанк Банк для внешней торговли Система сберегательных банков Госстрах и Ингосстрах В результате такой реорганизацииГосударственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взялна себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связии другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность напредоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений вразличных отраслях хазяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли,международными расчетами, а также операциями с инностранной валютой, золотом идрагоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путемпривленчения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выйгрышныхгосударственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лицвнутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию(страхрвание имущества иностранцев, советского имущества за рубежом,экспортно-импортные грузы, транспортные средства) .

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали такназываемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся иперераспределялся в виде кредитов в различное сфкры хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системыпоказало ее слабую эффективность, особенно в условиях обостренияфинансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит посуществу перестал играть роль активного инструмента воздействия на нанаучно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла рольвторого бюджета, так как кредиты не возвращалисб предприятиями. В результатемногие кредиты списывались или шел процесс перекридитования предприятий. Вособенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятийи селоьскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне,что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все этонарушало главную сущность кредита- плату за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикойбыла проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупныхотраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов

Государственный банк (Госбанк СССР) Промышленно-строительный банк (Промстройбанк) Агропромышленный банк (АгропромбанкСССР) Банк жилищно-коммунальногохпзяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР) Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательныйбанк СССР) Банк внешнеэкономическойдеятельности СССР Особенность этой реорганизации заключалась в том, чтоотраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного,так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанкабыли преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собойэмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитованиенепроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована вединый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведениюпрогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитнойсистемы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация нисилабольше негативный, нежеде позитиыный характер, поскольку монополия трех банков(Госбанка, Стройбанка, Внешэколномбанка) по существу была заменена монополиейвновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферувлияния банков по ведомственнму принципу. Предприятия, как пржде, закреплялисьза банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резковозросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата,ростом его заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имеявозможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банкреализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методыуправления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своимиучреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, иосуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов непозволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того,банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычныебанковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнятьпассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономическогоразвития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назватьупорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков,сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитовна восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановлениеизъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену ихсобственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий быливысвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такиепозитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиямибанковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. сталисоздаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежныхнакоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периодоа1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков.Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанки специализированные банки - первый ярус, комммерческие и кооперативные банки -второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода крынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшейреорганизации. В частности, в правительственной программе отмечаласьнеобходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящейиз Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованытакже созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы странырассматривали альтернативную прогармму перехода к рынку - "500 дней",предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка икоммерческх банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовыхучреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов,кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний.Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынкакапитала за счет перспективного создания специализированных кредитныхучреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитнаясистема" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чемвторое, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программеоставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынканеобходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла впрограмму союзного правительства " Основные направления развития народногохозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным СоветомСССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковскойсистемой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон оГосбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливалдвухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка),Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческиебанки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитнойполитики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны праваосуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кромеэмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельностькоммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов ихранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г.способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионахстраны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовыеинституты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям -Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховыекомпании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковскойдеятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитнаясистема. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации каксамостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы,которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.

Центральный банк РФ Банковская система коммерческие банки сберегательный банк РФ Специализированные небанковские кредитные институты: страховые компании инвестиционные фонды прочие Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается кмодели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, чтонаиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Онпредставлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типовспециализированных кредитных институтов нужно полноценное функционированиерынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Созданиепоследнего возможно в условиях относительно широкой приватизациигосударственной собственности. Именно это должно стимулировать развитиетретьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базебывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составнойфонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковскойсистемы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числабанков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб, в товремя как банков с уставнымфондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организоватьобслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того,характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехваткаквалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствиеконкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высого уровняпроцента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческихбанков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловленорасширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшимпродвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2тыс. страховых компаний, большое количесиво инвестиционных фондов (компаний),одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионныефонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряддругих кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличаетсяот 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г.

Центральный банк Банковская система: коммерческие банки сберегательные банки ипотечные банки Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты страховые компании инвестиционные фонды пенсионные фонды финансово-строительные компании прочие Новая структура кредитной системы стала в большей степениотражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспособливаться кпроцессу новых экономических реформ.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенныенедостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжаютобразовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании,инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могутсправляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения восновном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируясвои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании иинвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекаютвклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Рядинвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельностьне на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волнубанкроств в 1993-1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредитыведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются виностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтомумногие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются вдальнейшем совершенствовании.

Механизм функционирования кредитнойсистемы

Современная кредитная система - это совокупность различныхкредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов иосуществляющих аккумуляцию и мобизацию денежного капитала.

Через кредитную систему реализируются сущность и функции кредита. Кредит -есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условияхвозвратности за определенный процент.

Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобизацию денежногокапитала; перераспределение денежного капитала; экономию издержек; ускорениеконцентрации и централизации капитала; регулирование экономики.

На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский.ни отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой,величиной процента и сферой функционирования.

Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующимпредприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такогокредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Как правило,объектом коммерческого кредита выступает товарный капитал, который обслуживаеткругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства всферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудныйкапитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускоритьпроцесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент покоммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило,ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваютсявеличиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговыекомпании.

Банковский кредит предоставляется банками и другимикредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным,торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в вдеденежных ссуд.

Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению,срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения. Значительная заменакоммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяетего масштабы, повышает обеспеченность. Различна также динамика банковского икоммерческого кредитов. Так, объем коммерческого кредита зависит от роста испада производства и товарооборота. Спрос на банковский кредит в основномопределяется состоянием долгов в различных секторах экономики. Однако он такжеподвержен циклическим колебаниям экономики. Банковский кредит носитдвойственный характер: он может выступать как ссуда капитала дляфункционирующих предприятий, компаний лиюо в виде ссуды денег, т.е. какплатежное средство при уплате долгов.

По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы ростабанковского кредита.

В настоящее время существуют несколько форм банковского кредита.

Потребительский кредит , как правило, предоставляется ьторговымкомпаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами дляприобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощьютакого кредита реализуются товары длительного пользования (автомобили,холодильники, мебель, бытовая техника) . Срок кредита составляет 3 года,процент - от 10 до 25. Население в промышленно развитых странах тратит от 10 до20 % своих ежегодных доходов на поткрытие потребительского кредита. В случае неуплатыпо нему имущество изымается кредитором.

Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья,покупку земли. Предоставлют его банки (кроме инвестиционных) испециализированные кредитно- финансовые институты. Кредит выдается также в рассрочку.Наиболее высокий уровень ипотечного кредита - в США, Канаде, Англии. Процент покредиту колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры - от 15 до 30 иболее.

Государственный кредит следует разделять на собственногосударственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитныеинституты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуютразличные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежныесредства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталовдля финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом,кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население,юридические лица, т.е. различные предприятия и компании.

Международный кредит носит как частный, так и государственныйхарактер, отражая движение ссудного капитала в сфере международныхэкономических и валютно-финансовых отношений.

Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихсястран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдаютиндивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки. Особенность этогокредита - чрезвычайно высокие проценты (от 30 до 200 и выше) .

Современная кредитная система включает два основных понятия: совокупностькредитно-расчетных и платежных отношений, которые базируются на определенных,конкретных формах и методах кредитования; совокупность функционирующихкредитно-финансовых институтов (банков, страховых компаний и др.) . Первоепонятие как правило связано с движение ссудного капитала в виде различных формкредита. Второе означает, что кредитная система через свои многочисленныеинституты аккумулирует свободные денежные средства и направляет ихпредприятиям, населению, праивтельству.

Современная кредитная система капиталистических стран в послевоенные годыпретерпела серьезные структурные изменения; снизизилась роль банокв и возрословлияние других кредитно- финансовых институтов (страховых компаний, пенсионныхфондов, инвестиционных компаний и др.) . Это выразилось как в росте общегочисла новых кредитно-финансовых институтов, так и в увеличениии их удельноговеса в совокупных активах всех кредитно-финансовых институтов. Такиеэволюционные процессы коснулись и многих развивающихся стран.

Важными процессами в современной кредитной системе капиталистических странявились: концентрация и централизация банковского капитала; дальнейшее усилениеконкуренции между различными типами кредитно-финансовых институтов; продолжениесращивания крупных кредитно-финансовых институтов с мощными промышленными,торговыми, транспортными корпорациями и компаниями; интернационализациядеятельности кредитно-финансовых институтов и создание международных банковскихобъединений и групп.

Кредитная система функционирует через кредитный механизм. Он представляетсобой, во-первых, систему связей по аккумуляции и мобилизации денежногокапитала между кредитными институтами и различными секторами экономики,во-вторых, отношения, связанные с перераспределением денеженого капитала междусамими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала, в-третьих,отноешния между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитный механизм включает также все аспекты ссудной, инвестиционной,учредительской, посреднической, консультативной, аккумуляционной,перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.

В послевоенный период кредитная система содействовала обеспечению условийдля значительного роста производства, накопления капитала и развитиянаучно-технического прогресса. Благодаря кредиту в различных его формахпроисходят мобилизация денежного капитала и огромная концентрациякапиталовложений в ключевых, технически наиболее прогрессивных отрасляхэкономики. Только мощные банки и страховые компании могут осуществлять кредитныеоперации в масштабах, необходимых для финансирования современных крупныхпромышленных, транспортных и других объектов. Государственные средства,участвующие в финансировании капиталовложений, также часто поступают вхозяйство в кредитной форме.

Кредитная система играет важнейшую роль в поддержании высокой нормынарожнохозяйственного накопления, что характерно для большинства промышленноразвитых стран. Однако в США данный показатель несколько ниже, чем в другихпромышленно развитых странах. Это объясняется прежде всего тем, что на процессынакопления денежного капитала в США влияли такие факторы, как частые колебанияконъюнктуры, высокая доля военных затрат в национальном доходе и бюджете,падение покупательной способности денег, большой удельный вес инвестиций внепроизводственную сфету, устойчивость рынка ценных бумаг до конца 60-х годов.

Кредит занимает важное место в разрешении проблемы реализации товаров иуслуг на рынке. Большой рост потребительсткого и жидищно-ипотечногокредитования населения в значительной мере расширил рынок для потребительскихтоваров длительного пользования и сыграл заметную роль в быстром развитиисоответствующих отраслей промышленности и строительства.

Международные условия воспроизводства также в большой мере формируются всвязи с развитием кредитных отношений в различных формах и с деятельностьюбанков на мировой арене. Эти факторы способствовали росту международнойторговли, который, в свою очередь, подталкивал производство.

Кредитно-денежные кризисы, которые обчно сопровождают циклическиеэкономические кризисы и значительно их усиливают, были слабо выражены до конца70-х -начала 80-х годов. Их наиболее острые формы - натиск вкладчиков на банки,массовое востребование ссвуд, банкротство банков - до указанного временифактически отсутствовали. Это объяснялось многими глубокими изменениями вэкономике, в частности, увеличением эластичности кредитно-денежной системы вусловиях отсутствия золотого стандарта, изменениями в структуре кредитныхучреждений и рынка ссудных капиталов, государственно-монополистическимрегулированием.

Вместе с тем кредитная система в послевоенный период во многомспособствовала усилению социальной и имущественной пропасти между различнымислоями общества. Более конкретно указать на следующие факторы. Акционерноедело, представляющее собой своеобразную форму кредитного дела, было в течениепоследних двух десятилетий источником колосального роста личных состоянийнаиболее богатых людей общества. Вместе с тем аккумуляция кредитной системысбережений трудящихся приковывала их к существующей капиталистической системе ипоэтому яасто служила орудием дополнительной финансовой эксплуатации. Последняястановилась особо очевидной и эффективной в связи с ипнфляцией, котораянепрерывно обесценивала сбережения по их реальной покупательной способности,особенно в 70-е годы.

Хотя кредитная система не переживала в послевоенный период острых"традиционных" кризисов, как в 1929-1933 гг., кредитная экспансиябанков, рост кредитной надстройки, разбухание ипотечного и потребительскогокредитов требовали срочных мер государственного вмешательства дляпредотвращения кризиса в кредитной сфере, который был тесно связан с кризисоммеждународной валютной системы.

При наличии общих закономерностей развития кредитным системам отдельныхстран свойственны свои особенности. В XIX в. наиболее развитой и разветвленнойкредитной системой обладала Англия. Сейчас таким лидером во многих отноешнияхявяляются США. Другие страны нередко стремятся перенять организационные формы иметоды американских ь кредитно-финансовых учреждений, особенно инвестиционных истраховых компаний, корпорационных пенсионных фондов, организаций ипотребительсткого кредита. В то же время для ряда стран Западной ЕВропыхарактерны государственные учреждения более крупного масштаба и универсальногохарактера, чем в США.

Процессы концентрации в сфере банков, во многом определяющие развитиекредитной системы, имеют в послевоенный период ряд важных особенностей.Значительные изменения происходят также в операциях банков и, в частности, вформах их связей с промышленностью. Характерно сочетание функций, испециализации, т.е. выделения особых видов кредитно-финансовых учреждений сосвоими специфическими функциями.

Монополистическая сталия капитализма обусловила появление новыхкредитно-финансовых институтов, которые стали быстро развиваться после кризиса1929-1933 гг. Произошло более полное разграничение функций между различнымифинансовыми институтами внутри кредитной системы. Быстро выросли и заняливажнейшие позиции на рынке ссудных капиталов страховые компании (в основном компаниистрахования жизни), пенсионные фонды, инвестиционные компании,ссудо-сберегательные ассоциации и другие специализированные учреждения. Онистали основным источником долгосрочного капитала на денежном рынке, потесним вэтой сфере коссерческие банки.

Однако падение удельного веса коммерческих банков не означает снижение ихроли в экономике. Они продолжают выполнять важнейшие функции кредитной системы:расчетные операции, депозитно-чековую эмиссию, краткосрочное и среднесрочноефинансирование, а также определенную часть долгосрочного финансирования.

Кредитно-финансовые учреждения осуществляют свои функции в экономике по тремосновным направлениям: предоставление ссудного денежного капитала и денежныхсбережений населения: владение фиктивным капиталом. Широкая сетьспециализированных кредитно-финансовых учреждений позволила собрать свободныеденежные капиталы и сбережения и предоставить их в распоряжениеторгово-промышленных корпораций и государства. Таким образом, развитиекредитной системы явилояь одной из важнейших предпосылок обеспеченияотносительнео высокой нормы накопления капитала, сто способствовало роступроизводства и реализации научно-технической революции.

Государственное регулирование

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один изважнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистическихстран.

Основными направлениями государственного регулирования являются: политикацентрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) илигосударственных кредитных институтах; законодательные мероприятияисполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различныхинститутов кредитной системы.

В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяетсяглавным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется вследующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов;операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучетекоммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в своюочередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний.Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливаеттак называемую учетную ставку. Как правило учетная политика центрального банканаправлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммыкредита для каждого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объемвыдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственнырегулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основномсамостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируютсяна учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно .При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя спецификаучетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, рольюгосударства и центрального банка в экономике.

Следующей формой регулирования центрального банка является определениенормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формырегулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить частьсвоих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Нормарезерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюктуры нарынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансиикоммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов.Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5до 20.

Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом навсе виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовыеинституты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинстводругих кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют закоммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует вцелом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех илииных ценных бумаг (курс акций и облигаций) .

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являютсяоперации на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажикрдитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации,центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и другихкредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышениюпроцентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитныеинституты согласно законодательству обязаны покупать определенную частьгосударственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета игосударственный долг.

Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органовконтроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В рядеслучаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами,лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений.Однако методы прямого воздлействия в основном распространяются на коммерческиеи сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовыеинституты.

Один их методов регулирования - налоговая политика . Она заключается визменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различнымикредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом наприбыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономическихусловиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам икредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличениеналогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышениюпроцентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведетк расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок.Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективноегосударственное регулирование деятельности кредитной системы.

В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компанийкредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычнораспространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовыеучреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительныефонды) .

Другим регулирующим методом кредитной системы является участиегосударства в деятельности кредитно-финансовых учреждений . Это выражается втрех основных направления: приобретение части кредитных институтов государствомпутем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным;долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовыхучреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективноевоздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулированияпутем создания государственной собственности довольно широко распространен встранах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции,Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняетсядовольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря нарасширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путемнационализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов былсущественно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что вбольшинстве ромышленно рвзвитых стран государственная собственность в кредитнойсистеме распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государствубыстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажиправительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последнихфинансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Крометого, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учрежденийосуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамикуего рынка, процентные ставки.

Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательныемеры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а такжезаконодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций,регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная изаконодательная власти, которые создают главные законы, определяющиедеятельность кредитно-финансовых институтов.

В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являютсяцентральный банк и министрество финансов. В ряде стран создаются дополнительныерегулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странахсо сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, воФранции, кроме центрального банка и министрества финансов, в регулированиикредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контролянад банком, Комиссия биржевых операций.

Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимаютзаконодательные органы (парламенты) . В их структуре действуют специальныекомитеты, комиссии, подкомиссии, которые корректируют как правительственнуюполитику, так и деятельность кредитной системы. ни могут быть дополнены другимиорганами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работаетКомиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельностькредитно-финансовых институтов.

Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании(особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов нарынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховыетарифы (ставки страховых премий) . При этом главным органом регулирования какправило выступает министерство финансов (исключением из этого правила являютсяСША, где страховые тарифы регулируются исполнительными органами штатов) .Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифовзаключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно вобласти имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтомууровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируетсядовольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органоввласти, если они участвуют в этом, как в США.

Таким образом, система государственного регулирования кредитной системы впромышленно развитых странах представляет собой сложной, эффективный и довольнопротиворечивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапыприспособления и структурных изменений. Современному механизму регулированиякредитной системы в значительной степени способствовали такие события, каккризис 1929-1933 гг., послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис60-70-х годов, инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков70-80-х годах.

Список литературы

1. П. САМУЭЛЬСОН. ЭКОНОМИКА. МОСКВА НПО "АЛГОН" ВНИИСИ "МАШИНОСТРОЕНИЕ" 1993. I ТОМ.

2. П. САМУЭЛЬСОН. ЭКОНОМИКА. МОСКВА НПО "АЛГОН" ВНИИСИ"МАШИНОСТРОЕНИЕ" 1993. II ТОМ.