Сроки формирования учетной политики организации. Основная группа элементов учетной политики. Положения учетной политики в отношении налогообложения

Сроки формирования учетной политики организации. Основная группа элементов учетной политики. Положения учетной политики в отношении налогообложения

Учетная политика - это совокупность вариантов ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности. Учетная политика вырабатывается каждой организаций самостоятельно. При этом происходит выбор вариантов учета в рамках предусмотренных нормативными актами. Также в учетной политике находят отражения выбранные организацией способы учета, которые неоднозначно трактуются в бухгалтерском или налоговом законодательстве.

Основным документом, регламентирующим выработку организацией учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). Однако отсылки к учетной политике содержатся во многих других ПБУ. Учетная политика для целей налогообложения упоминается в Налоговом кодексе РФ.

Согласно официальному определению (п.2 ПБУ 1/2008) "под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности."

Примерами положений учетной политики являются: способ списание стоимости материально-производственных запасов (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО), метод амортизации основных средств и нематериальных активов и др. См. учетной политики.

Структура учетной политики

Обычно положения учетной политики разделяют на положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и положения учетной политики для целей налогового учета. Как правило, и те и другие утверждаются в рамках одного внутрифирменного документа - приказа об учетной политике.

К приказу учетной политики обычно оформляют приложения: рабочий , формы используемых организацией первичных документов и др. информацию, являющуюся частью учетной политики.

Утверждение и изменение учетной политики

Учетная политика утверждается организацией до наступления или в самом начале финансового года. Утверждать учетную политику ежегодно, если она не претерпела изменений, не требуется.

Изменять учетную политику организация может в установленных ПБУ 1/2008 случаях. В частности, при изменении законодательства, при существенном изменении условий хозяйствования и др. Обычно изменения производятся с начала отчетного года. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Как составить учетную политику

Удобный способ быстро подготовить учетную политику - онлайн помощник " ". Сервис позволяет по шагам, с подсказками выбрать применимые для организации варианты ведения бухгалтерского и налогового учета (всего ок. 60 пунктов).




Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Учетная политика: подробности для бухгалтера

  • ФСБУ «Учетная политика»: применение положений с 01.01.2019

    Требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые. Учетная политика формируется главным бухгалтером... поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с... изменения учетной политики; б) содержание изменения учетной политики; в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в...

  • СГС «Учетная политика»

    Даты соответствующего изменения учетной политики Ретроспективное применение измененной учетной политики Применение измененной учетной политики к фактам... . 8 СГС «Учетная политика»). Руководитель учреждения утверждает учетную политику. При формировании учетной политики учреждение должно руководствоваться... год (п. 11 СГС «Учетная политика»). Изменение учетной политики Изменение учетной политики производится с начала отчетного...

  • Стандарт "Учетная политика"

    2019 года. Разработка и утверждение учетной политики. Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность... . 22 СГС «Учетная политика»). Составляющие учетной политики. В составе учетной политики утверждаются (п. 9 СГС «Учетная политика»): методы... документов учетной политики следует размещать на официальном сайте учреждения. Корректировка учетной политики. Корректировка учетной политики возможна...

  • Применение Федерального стандарта «Учетная политика» в учреждении

    ...) учреждения. Пунктом 8 Стандарта «Учетная политика» предусмотрено, что учетную политику должны формировать главный бухгалтер... в существующую учетную политику. Внесение изменений в учетную политику Вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального... после даты соответствующего изменения учетной политики Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни...

  • Рекомендации Минфина по составлению учетной политики

    В силу п. 8 ФСБУ «Учетная политика» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером учреждения. При... ФСБУ «Учетная политика»). В силу п. 7 ФСБУ «Учетная политика» при формировании учетной политики учреждению следует... требований ФСБУ «Концептуальные основы». Состав учетной политики Учетная политика бюджетного учреждения может быть сформирована... после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Ретроспективное применение измененной учетной политики не является...

  • Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику

    Случаи изменения учетной политики ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а... если бы новая учетная политика применялась всегда. Последствия изменения учетной политики Изменение учетной политики, как правило... изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не...

  • О стандартах бухгалтерского учета "Учетная политика" и "События после отчетной даты"

    Формирования, утверждения и изменения учетной политики практически полностью дублируют положения Закона... Последствия корректировки учетной политики Порядок применения изменений. Применять измененную учетную политику к фактам... учетная политика; 4) в случае ретроспективного применения учетной политики: суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики... представляется отчетность. * * * Согласно СГС «Учетная политика» применять измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни...

  • Корректировка учетной политики автономного учреждения на 2019 год

    Основы». Например, в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть методы... централизованному снабжению» . В учетной политике необходимо предусмотреть порядок ведения аналитического... , дорогостоящего оборудования) в учетной политике можно предусмотреть возможность привлечения... Резервы предстоящих расходов. В учетной политике учреждения устанавливается порядок формирования резервов... и учетной политикой учредителя (п. 7 ФСБУ «Учетная политика»). Основные положения учетной политики учреждения...

  • Рекомендации Минфина по применению СГС «Учетная политика»

    Форма и состав учетной политики. Учетная политика учреждения формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом... формирования учетной политики ряда положений (документов учетной политики). Например, в п. 9 СГС «Учетная политика», в... документов учетной политики; 3) реализация первых двух пунктов в совокупности. Изменение учетной политики Учетная политика применяется... СГС «Учетная политика»). Изменения учетной политики возможны в следующих случаях (п. 12 СГС «Учетная политика», п...

  • Пересматриваем положения учетной политики на 2018 год

    Учетную политику в соответствие требованиям ФСБУ. Ниже рассмотрим положения учетной политики, которые следует скорректировать. Учетная политика... учета, являющийся приложением к учетной политике, был актуальным, возможно включение... и устанавливает в своей учетной политике наиболее рациональный метод начисления... указания стоимостных оценок прописываются в учетной политике учреждения. 10. Установить порядок... в рамках формирования своей учетной политики предусмотреть следующие положения ведения...

  • Корректируем учетную политику на 2018 год

    Учетной политики. Стандарт «Учетная политика» предусматривает следующие способы применения изменений учетной политики; 1. Перспективный способ. Измененная учетная политика... изменения учетной политики; 2) содержание изменения учетной политики; 3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в... учетной политики с учетом вышеуказанных положений Стандарта «Учетная политика». Далее перейдем непосредственно к разделам учетной политики...

  • Учетная политика – 2018: основные изменения и корректировки

    Года Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетную политику на 2018 год... объекта не является изменением учетной политики. Применение новых положений учетной политики Вступление в силу... применение измененной учетной политики; ретроспективное применение измененной учетной политики. Таким образом, внесение в учетную политику в... следует отразить в учетной политике на 2018 год Учетная политика формируется исходя из особенностей...

  • Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

    Котором произошло изменение учетной политики. Обратите внимание: ретроспективное применение измененной учетной политики не является... изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики). Раскрытие информации в отчетности Информация об учетной политике... осуществляется применение измененной учетной политики. В случае ретроспективного применения измененной учетной политики указываются: суммы...

  • Актуализируем учетную политику

    Необменных операций следует утвердить в учетной политике. Например: « Поступление выморочного имущества... соответствующих критериям активов. В учетной политике Минфин рекомендует указать порядок применения... Корректировки учетной политики В связи с изменением Инструкции №157н учетную политику следует скорректировать... изменений в учетную политику. Что надо проверить в учетной политике на предмет... Перечень документов (приложений) учетной политики. Если в учетной политике не было правил документооборота...

  • Формируем учетную политику на 2019 год (1 часть)

    Составлении учетной политики на 2019 г.? Основные требования к учетной политике компании... должно учитываться в учетной политике? При разработке учетной политики как для целей... учетная политика торговой организации будет отличаться от учетной политики производственного предприятия. Так, в учетной политике... формированию, утверждению и изменению учетной политики, правила отражения в бухгалтерской... (финансовой) отчетности: последствий изменения учетной политики, оценочных значений, исправлений ошибок. ...

Если управленец хочет быть хорошим менеджером, то он должен уметь наводить порядок в имуществе предприятия и знать, сколько оно стоит. В этом свете учетная политика представляется незаменимым атрибутом современных деловых отношений. А если еще вспомнить, что любая организация является участником налоговых отношений, то становится понятным, что без системы учета бизнес долго не проживет. Итак, что такое учетная политика организации?

Учетная политика организации – это комплекс методик, позволяющих систематизировать бухгалтерскую информацию о функционировании предприятия и о его имуществе.

На практике учетная политика представлена в виде документа, который должен четко регламентировать хозяйственную жизнь предприятия: когда платить по обязательствам, как документировать хозяйственные операции, что относить к оборотным, или основным средствам, как оценивать стоимость активов и многое другое.

Для чего нужен бизнес-план и как его составить самостоятельно, вы можете узнать

Существует довольно большое количество приемов ведения бухгалтерского и налогового учета. Из их многообразия главный бухгалтер выбирает те, которые оптимальным образом удовлетворяют требования конкретной фирмы.

Именно этот процесс выбора, задокументированный и одобренный руководителем компании приказом, отражает концепцию учетной политики отдельно взятого предприятия.

Учетная политика организации формируется при соблюдении следующих предпосылок:

  • Материальная обособленность. Это означает, что после основания организации в ее собственности появляется имущество, которое является отдельной экономической категорией по отношению к имуществу и обязательствам других организаций и ее собственников.
  • Непрерывность функционирования. Суть этой предпосылки заключается в том, что учет хозяйственной жизни предприятия имеет смысл тогда, когда оно существует в неизменном виде (касательно объемов производства и правового статуса) определенное количество времени.
  • Методичность использования учетной политики. Это означает, что подобранные методики учета будут эксплуатироваться на протяжение относительно длительного временного отрезка, другими словами, по порядку, от прошедшего отчетного периода к следующему.
  • Временная однозначность эпизодов хозяйствования. Факты хозяйственной жизни подлежат признанию в тот отчетный период, в коем они имели место быть, безотносительно к тому, когда зафиксировано поступление денежных средств.

К примеру, оплата рабочей силы (зарплата) должна быть отражена тогда, когда была начислена, безотносительно к тому, когда она была выплачена.

  • Превалирование экономического смысла над видом. Это значит, что для целей учета более важна не правовая форма эпизода хозяйствования, а его экономическая суть и обстоятельства его происшествия.
  • Тождественные учетные данные не должны различаться, если они представлены в разных регистрах бухучета.
  • При учете актов хозяйствования необходимо придерживаться принципа рациональности (должны учитываться экономические обстоятельства эпизода, размер предприятия, объем данных, необходимых для того, что принять обособленное управленческое решение).

Таким образом, если учесть предпосылки и требования к учетной политике, можно сформировать учетную политику, которая подлежит одобрению руководителем предприятия и состоит из: способов разделения на виды и анализа эпизодов хозяйствования, способов оплаты дебиторской задолженности, методов координации оборота учетных документов, способов координации описи имущества, методов использования счетов бухучета, комплекса счетов бухучета, способов анализа данных, другой необходимой методологии.

Необходимо ли регистрировать учетную политику в ФНС?

Предприниматель не обязан в обязательном порядке регистрировать учетную политику в налоговых органах. Но иногда для анализа налогового состояния предприятия уполномоченные органы могут попросить предоставить учетную политику фирмы.

Какая предусмотрена ответственность учредителей ООО по долгам созданного ими юридического лица – узнайте

Для индивидуальных предпринимателей вообще не предусмотрена учетная политика и бухучет.


Схема: Организационный и методический аспекты учетной политики.

Порядок внесения изменений в учетную политику

Учетная политика корректируется от одного отчетного периода к другому. Если же необходимо внести поправки до истечения текущего отчетного периода, то это можно сделать в следующих случаях: изменение норм права касательно бухучета, подготовка фирмой новых методов бухучета, значительные перемены в экономической ситуации предприятия.

При изменениях учетной политики, если таковые повлекли сильные изменения в отчетности, их необходимо указать в ней, а также привести данные всей отчетности в соответствие с изменениями. Можно указать изменения и в пояснительной записке. Тогда необходимо обозначить причину изменений, суть изменений, сумму изменений, текущий способ отображения результатов перемен в бухучете.

и пошаговая инструкция по регистрации содержатся в публикации по ссылке.


Образец учетной политики организации.

Специфические детали учетной политики организации

Согласно главе 25 НК РФ следует проводить учетную политику отдельно: для того, чтобы выполнять цели по бухучету и по налоговому учету. Если в законодательных актах не оговаривается право на выбор из нескольких альтернатив калькуляции одной процедуры, то ее не нужно отражать в учетной политике.

Когда составляется учетная политика, то в ней необходимо указывать только те методы бухучета, которые уже используются, или будут использованы.

Базовые принципы и методология учетной политики организации были подробно рассмотрены в следующем видео-уроке:

С наступлением рыночных отношений изменились требования к формированию бухучета в организациях.

Суть такого подхода состоит в том, что в соответствии с общими правилами, установленными государством, компания проводит самостоятельную разработку политики учета для реализации поставленных задач.

Что это такое?

Оптимально подобранная политика учета воздействует на размер себестоимости товаров, прибыли, налогов и критерии бюджета компании. То есть, она считается важнейшим средством для создания определенного объема главных показателей рабочего процесса, планирования налогов и цен . Без ее изучения не допускается сравнительный анализ критериев работы организации за различные периоды или с другими фирмами.

Учетная политика является комплексом основополагающих методов проведения бухучета, которые выбирает компания в соответствии с условиями хозяйствования.

Ее основной целью является максимальное отражение деятельности предприятия, формирование достоверной, полной и объективной информации для эффективного регулирования.

Правильный выбор политики позволит организации регламентировать рабочие процессы, увеличить эффективность применения собственных ресурсов, снизить риск появления ошибок, защититься от претензий контролирующих органов, сделать прозрачными отчеты и привлекательным бизнес.

Чтобы она была эффективной, требуется системный подход, детальное анализирование бухгалтерского и налогового законодательства. С учетом количества материалов, специфики российских законов по налогам и практики их использования, для разработки документации требуется много сил и времени.

Базовые принципы и методологию составления документа вы можете посмотреть на следующем видео:

Как она формируется?

Организация занимается формированием политики учета на основании следующих факторов:

  • непрерывность работы;
  • обособленность учета обязательств и имущества компании от остальных лиц;
  • временное определение фактов хоздеятельности;
  • последовательность ее внедрения.

Создает ее на предприятии главный бухгалтер для нужд бухучета в соответствии с Положением, а согласует руководитель (п. 5 ПБУ 1/98, согласованного приказом Минфина РФ №60н от 9 декабря 1998 г.).

Политика касается работы всех структурных подразделений компании и сотрудников, которые должны соблюдать все условия. Поэтому ее согласование осуществляется изданием отдельного приказа, а принимают в ней участие все заинтересованные структурные отделы и должностные лица. При потребности разработкой дополнительно могут заниматься сторонние консультанты, приглашенные по договору.

Разрабатывается данная документация на всех предприятиях и не зависит от средств инвестирования и форм собственности. Методы ведения бухучета, которые выбрала компания, используются с начала года после выпуска организационно-распорядительной документации. Ими должны пользоваться все структурные подразделения.

В соответствии с утвержденным планом, организация проводит самостоятельную разработку рабочего плана счетов, из всех счетов она может выбирать необходимые, вводить другие синтетические счета со свободными кодами.

Компания проводит самостоятельный выбор формы учета (упрощенная, журнально-ордерная и пр.), списка учетных регистров, их поэтапности, построения и методов фиксации в них. Самостоятельно разрабатывается система внутрипроизводственной отчетности, учета и контроля в соответствии с особенностями функционирования и норм производственного управления.

Форма политики не регламентируется нормами, поэтому может излагаться в приказе. Может иметь текстовый формат с выделенными пунктами в табличной или иной форме. Наиболее подходящим является документ в виде таблицы . Согласованная в приказе учетная политика - это самостоятельная завершенная документация с уникальной формой и структурой, которая соответствует целям создания.

Благодаря табличной форме документ становится более структурированным со ссылками на нормативы, которые являются обоснованием выбранного способа ведения бухучета. При этом графически выделяются некоторые разделы бумаги, соответствующие определенным направлениям или объектам. Это упрощает дальнейшее пользование ею специалистами при повседневной работе.

В ее состав должны входить приложения, в том числе документооборот, формы внешних бухотчетов, рабочий счетный план.

Также могут быть приложения в виде дополнительно созданных документов первичного учета, подробных технологий разработанных учетных способов и пр. Но вместе с тем, политика остается официальной документацией, может запрашиваться при выполнении проверок, разбирательств в судах.

Нужна ли регистрация в ФНС?

Часто налоговые органы не принимают годовые отчеты без этого документа. Но если он остается неизменным, то можно указать этот факт в сопроводительном письме к отчетности. Некоторые контролирующие структуры могут потребовать документацию при проведении или .

Ведением политики занимаются все организации, а у индивидуальных предпринимателей ее нет из-за отсутствия бухучета.

В ней должны обеспечиваться следующие условия:

  • своевременное и полноценное отражение в бухучете и отчетности фактов хозяйственной деятельности;
  • признание обязательств и расходов без образования скрытых резервов;
  • рациональное ведение бухучета в соответствии с величиной и условиями хозяйствования компании.

Недавно созданная при реорганизации фирма формирует избранную политику учета согласно основным правилам не позже 3 месяцев со времени .

Что входит в состав?

Проводится согласование следующих документов:

  • рабочего ;
  • форм первичной учетной документации, используемых в оформлении этапов хозяйственной деятельности, где не предусматриваются типовые формы;
  • способы оценки обязательств и активов;
  • последовательность выполнения инвентаризации обязательств и активов компании;
  • техника обработки учетных сведений и правила документооборота;
  • последовательность контроля хозяйственных операций;
  • остальные операции для организации бухучета.

Компания должна раскрывать утвержденные методы ведения бухучета, оказывающие воздействие на принятие решений заинтересованными лицами. К существенным методам их ведения относятся те, без которых не проводится оценка денежного положения организации, движения ее финансов или результатов деятельности.

К методам ведения бухгалтерского учета, утвержденным при создании политики и требующим раскрытия в отчетах, относят методы амортизации нематериальных и других активов, основных средств, оценку товаров, производственных запасов, незаконченного производства и готовых продуктов, признание выручки от реализации услуг, товаров, продуктов и др.

Также раскрытию подвергаются:

  • методы оценки основных средств, которые были приобретены взамен на другое имущество, отличающееся от финансов;
  • принятые сроки эксплуатации объектов;
  • объекты основных средств с непогашаемой стоимостью или полученные по арендному договору.

По нематериальным активам в бухотчетах раскрытию подвергаются следующие сведения:

  • методы расчета и выражения амортизационных отчислений;
  • способы оценки нематериальных активов, при приобретении которых не расходовались деньги;
  • сроки, которые были приняты для полезной эксплуатации нематериальных активов.

Внесение изменений

Документ может быть изменен в следующих ситуациях:

  • при использовании нового метода ведения бухучета с более достоверным представлением фактов деятельности в отчетах и учете компании или малой трудоемкостью без уменьшения достоверности сведений;
  • при изменении российских законов или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • при разработке новых методов ведения бухучета внутри компании;
  • при значительном изменении условий работы.

Значительное изменение условий работы организации возникает при смене собственников, реорганизации, изменении специализации, сокращении или расширении производственных объемов, реструктуризации и пр.

Изменения в документации должны быть обоснованными, оформленными в соответствующем порядке. Они вводятся с начала нового года, который следует после их согласования.

Оценка последствий изменений, которые могут отразиться на движении финансов, денежном положении или результатах деятельности компании, выражается в деньгах. Оценка осуществляется по выверенным данным на срок, с которого используется измененная методика ведения бухучета. Существенные методы его ведения должны быть раскрыты в пояснительной записке, прилагающейся к отчетам за прошедший период. В промежуточные отчеты могут не входить сведения о политике учета, если за прошлый год в ней не было изменений.

Обособленному раскрытию в бухотчетах подлежат изменения, которые могут оказывать значительное воздействие на движение финансов, денежные результаты или положение компании. Такие сведения должны отражать причину изменений, их оценку в финансовом выражении, указание о коррекции данных, внесенных в бухгалтерскую отчетность.

Прочие нюансы

Следует отметить другие детали документа:

  • Обязательная индивидуальность . При разработке должна учитываться специфика деятельности компании (инвесторные потребности, особенности отрасли, краткосрочные и длительные планы менеджмента и остальные факторы).
  • Высокая гибкость . Должны быть ссылки на корпоративные локальные нормативы организации с их дальнейшей разработкой.
  • Максимальное использование прав, предоставленных законом . Должны расписываться все детали Положения по бухучету, 25 главы НК, других законодательных положений, влияющих на деятельность предприятия.
  • Обоснованность . Должны указываться ссылки на акты, по которым предлагаются решения.

Политика для целей налогообложения

Исходя из используемой системы обложения налогами может проводиться рассмотрение следующих вопросов:

  • технология вычисления цены материально-производственных запасов (по средней цене, по стоимости первых покупок, по цене единичного товара);
  • технология признания затрат и прибыли для вычисления доходного налога. Предусматривается кассовый способ и метод начисления;
  • технология амортизационного начисления для нематериальных активов и основных средств (линейный и нелинейный);
  • метод вычисления налога на добавленную стоимость (по оплате и отгрузке);
  • возможность создания резервов с регулировкой .

Организация последовательно пользуется принятой политикой учета каждый год, может ее изменять при нововведениях в российском законодательстве или нормативных актах регулирующих органов.

Учетная политика объединяет информацию о постановке и ведении бухгалтерского, налогового, делового документооборота компании. Ответственность за разработку, применение учетной политики лежит на главном бухгалтере или лице, выполняющем его функции. Формирование порядка документооборота производится при участии ответственных лиц структурных подразделений. Юридическую силу документ приобретает после утверждения его руководителем. В данной статье мы рассмотрим как составить учетную политику организации, какие положения она включает и из каких частей состоит.

Потребность пользователей в учетной политике

Учетная политика включает положения об организации учета, списке используемых документальных форм, периодичности их составления и лицах, ответственных за ведение учета. Работники предприятия используют положения формы для грамотного ведения учета в соответствии с требованиями законодательства. Документ применяется в качестве руководства материально ответственными лицами, сотрудниками кадровой службы, бухгалтерии и других подразделений, участвующих в создании, движении активов предприятия.

Учетная политика предприятия определяет вариант формирования данных при наличии предложенных законодательством нескольких способах. Документ позволяет отстоять позиции качественного ведения учета предприятия и предъявляется при проверке налоговых органов.

Полнота сведений документа

Учетная политика должна формироваться компаниями всех организационных форм. ИП применяют положения документа преимущественно для целей ведения налогового учета. В разделе, касающемся бухучета, ИП указывает перечень объектов обязательного ведения (доходов, расходов, физического показателя и прочих).

Объем информации документа зависит от специфики предприятия, системы налогообложения, требований к полноте бухучета. Документ составляется в произвольной форме с включением обязательных разделов, определяющих правила ведения бухгалтерского (БУ) и налогового (НУ) учета. Предприятие имеет право включить в документ только положения достаточного для ведения учета объема.

Порядок и периодичность утверждения учетной политики

Публикация учетной политики производится в форме приказа. Предприятия при утверждении документа преследуют принцип последовательности. При ежегодном издании учетной политики учитываются особенности документа:

  • Приказ («Утвердить учетную политику на 2016 год») издается до начала наступления календарного года или в числе первых распорядительных документов начала периода.
  • Утверждение изменений в политику производится ежегодно, при возникновении нововведений законодательства или новых условий деятельности, затрагивающих учет.
  • При отсутствии изменений издается приказ об актуальности действующей политики примерного содержания: «Применить учетную политику, принятую для 2015 года для целей ведения бухгалтерского и налогового видов учета, на 2016 год».

Допускается однократное издание учетной политики (Политики) после регистрации компании и без ссылки на конечную дату. При возникновении изменений в структуре учета или нормах законодательства утверждается новая редакция документа.

Основные части учетной политики

Документ состоит из организационного раздела и отдельно частей, касающихся основных положений БУ и НУ предприятия. В состав информации Политики включают:

  • План счетов, используемый в учете. Указываются счета синтетического и аналитического учета.
  • Перечень и формы документов первичного учета, используемых для систематизации информации.
  • Порядок и периодичность составления форм.
  • Список ответственных лиц, формирующих документооборот и контролирующих его ведение. Указываются работники, имеющие право подписи на документах.
  • Способы оценки объектов учета – активов, обязательств.
  • Периодичность проведения инвентаризаций, сроки и перечень проверяемого имущества. Определяется состав ответственных лиц по каждому направлению.

Не допускается внесение в Политику положений, противоречащих действующему законодательству. Состав информации должен быть достаточным и целесообразным для конкретных условий ведения учета предприятия.

Рассмотрим вступление в противоречие с положениями законодательства положения Политики, принятой организацией ООО «Темп». В Политике, разработанной главным бухгалтером компании, внесено положение о применении метода начисления для учета активов – доходов и расходов при ведении БУ и НУ. Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, что определяет обязанность применения кассового метода учета активов и обязательств в НУ. Вывод: Главному бухгалтеру ООО «Темп» потребуется изменить положения, касающиеся налогообложения.

Положения, не включаемые в состав сведений документа

Если организация не использует положения конкретного ПБУ или иного нормативного акта, необходимо указать об этом в учетной политике. Предприятие не должно указывать в учетной политике сведения, присутствующие в других документах компании:

  • Данные, имеющиеся в учредительных формах предприятия.
  • Информацию, дублирующую сведения о лицах, ответственных за организацию и создание учетной политики.
  • Нормы, установленные законодательством, но не используемые в учете. В качестве примера можно привести положения о создании резервов. При отсутствии отчислений списание расходов становится проблематичным.
  • Показатели, ответственные за налогообложение, но не применяемые в организации.
  • Виды налогообложения и порядок учета объектов, на использование которых не влияет распоряжение руководителя, выраженное в документе.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с использованием требований, не соответствующих системе налогообложения. Коммерческое предприятие ООО «Ритм», ведущее учет по УСН, перешло на ОСН, не внеся изменения в учетную политику. Применение общеустановленной системы обязывает предприятия выбрать способ учета налоговых обязательств, активов с использованием ПБУ 18/02 либо минуя документальное оформление постоянных и временных разниц в БУ и НУ.

Применение ПБУ и отсутствие указания на использование нормативов ведет к возникновению вопросов у ИФНС о несовпадении показателей прибыли в балансе и декларации. Вывод: Потребуются временные затраты должностных лиц ООО «Ритм» и исправление учетной политики для создания оснований применения ПБУ 18/02.

Соблюдение принципа достаточности информации

При выборе варианта учета допускается ссылка на законы и акты, позволяющих применить норму. Считается излишнем дублирование положений законодательства, умеющих четкую формулировку. При внесении данных требуется придерживаться принципов целесообразности, осмотрительности и достаточности.

Рассмотрим виды целесообразной и излишней информации в Политике на примере ряда положений, принятых для целей ведения БУ

Нецелесообразное положение Необходимое положение Комментарий
При внесении изменений необходимо придерживаться новой редакции Документы, утвержденные с указанием конкретной даты, не имеют обратной силы
Ведение учета информации по счетам учета в БУ производится с использованием двойной записи (организация применяет ОСН и полный БУ) Компании, ведущие БУ в полном объеме, всегда используют двойную форму записи по счетам учета
Несущественные ошибки учета прошлых лет подлежат исправлению в текущем периоде обнаружения и отражаются в отчетности Положение закреплено в п. 14 ПБУ 22/2010 и не требует дублирования в Политике
Списание амортизационных отчислений производится линейным способом для всех активов Выбор способа начисления амортизации – обязательное условие ведения БУ основных средств
Оценка списания МПЗ производится по средней стоимости Выбор способа списания МПЗ – существенное условие, позволяющее рассчитывать себестоимость

Положения политики в отношении ведения бухгалтерского учета

Ведение БУ в полном объеме производится в обязательном порядке компаниями, применяющими общеустановленную систему налогообложения. Для предприятий, использующих специальные режимы, допускается составление упрощенных форм и состава балансов. Ведение бухгалтерского учета с использованием УСН, ЕНВД, ЕСХН допускается без использования двойной записи. Ряд положений, включаемых в раздел о ведении бухучета.

Пункт политики
Лимит, установленный для основных средств Признание основными средствами и принятие на учет производится при стоимости активов свыше 40 тысяч рублей
Переоценка основных средств Не производится
Способ начисления амортизации Линейный
Признание транспортных затрат Учитываются в расходах на продажу
Метод оценки при списании МПЗ при передаче в производство Применяется метод стоимости каждой единицы

Фрагмент учетной политики в отношении ведения БУ показывает емкость положений, позволяющих верно определить постановку и списание активов. Предприятие может дополнить информацию ссылками на законодательные акты.

Для компаний со специальными режимами потребуется определить условия ведения БУ:

  • Применение сокращенного плана счетов с указанием перечня.
  • Состав регистров, заменяющих ведомости учета.
  • Отсутствие двойной записи по счетам учета.
  • Список упрощенных форм отчетности, представляемых в ИФНС.

При ведении учета в автоматизированном виде потребуется указание на метод обработки информации с помощью обслуживающих программ.

Положения учетной политики в отношении налогообложения

Порядок ведения налогового учета предприятия достаточно полно определен в НК РФ. Требования о применении учетной политики в Кодексе отсутствуют. Отсутствие ссылки в учетной политике на конкретные законодательные акты не отменяет обязанности применения норм в учете . Предприятия разрабатывают раздел о налогообложении преимущественно для внутренних пользователей. Некоторые положения, определяющие ведение налогового учета представлены в таблице ниже.

Пункт политики Вариант, выбранный предприятием

Способ группировки данных для налогообложения

Используются специально разработанные налоговые регистры, приложенные к приказу
Проведение амортизационных отчислений Используется амортизационная премия
Метод признания доходов и расходов Применяется кассовый метод признания
Состав расходов, относимых к прямым Указывается перечень – расходы на оплату труда и другие
Применение ПБУ 18/02 Не используется
Использование нормируемых затрат

Применяются по максимально допустимой стоимости

Если предприятие использует для ведения налогового учета специализированные программы, потребуется указать это в Политике и назвать продукт. Одновременно вносится положение об использовании налоговых регистров, предоставляемых программой учета.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Как поступить в случае отсутствия Учетной политики на момент проведения проверки налоговыми органами? Представить документ, утративший силу или сослаться на его отсутствие?

При отсутствии учетной политики налоговые органы могут предъявить предприятию санкции, установленные ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Дополнительно на должностное лицо может быть наложен штраф по КоАП. Организации, применяющей недействующие положения, могут быть предъявлены санкции по ст. 120 НК РФ, влекущих более существенные по суммам штрафы.

Вопрос № 2. Можно ли сдавать отчетность в упрощенном виде как микропредприятию, если не включить условие в Учетную политику?

Учетная политика не имеет большей силы, чем законодательные акты. Если закон допускает возможность подачи отчетности в упрощенном варианте, отсутствие условия в Учетной политике не повлияет на право организации.

Вопрос № 3. Допускается ли использование в организации двух видов учетных политик в случае совмещения систем налогообложения?

При необходимости ведения учета в условиях совмещения режимов порядок формирования раздельного учета закрепляется в учетной политике. Документ определяет основные показатели и принимается в единственном экземпляре.

Вопрос № 4. Требуется ли подавать учетную политику в ИФНС?

Документ «Учетная политика» не представляется в составе отчетности в ИФНС. Предъявление может потребоваться при запросе инспектора в ходе проведения камеральной или выездной проверки.

Вопрос № 5. Потребуется из вносить изменения в учетную политику при отсутствии необходимости создания резервов на отпуск в новом финансовом году? Ранее обязанность была включена в документ.

Изменение в схеме ведения учета предприятия требует внести коррективы в Учетную политику. Неиспользуемое положение может вызвать вопросы и санкции проверяющих.

Учетная политика организации - это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/08).

Основными целями, которые преследуют предприятия для разработки и утверждения учетной политики, являются следующие:

1) закрепление выбора способа ведения бухгалтерского учета;

2) регулирование максимального количества элементов организации бухгалтерского учета, а также организация документооборота, организация работы бухгалтерской службы, организация горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

Предприятие ведет разработку учетной политики в соответствии с Налоговым кодексом РФ для целей налогообложения. В соответствии с законом все предприятия должны закрепить распорядительным документом (приказом руководителя организации) учетную политику. В учетной политике должен быть закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, который необходим для определения активов и обязательств организации, а также для исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым налогам.

В документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не приводится последнее определение способов ведения бухгалтерского учета, так как учетная политика организации может быть изложена в объемном документе, который включает несколько приложений и регулирует в основном все элементы учетного процесса. Это позволяет осуществить наиболее эффективное взаимодействие всех сторон, которые участвуют в учетном процессе, и уменьшить материальные, трудовые и затраты времени на разрешение возникающих вопросов.

Процесс составления учетной политики как внутреннего документа предприятия включает в себя два этапа: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

Все организации, имеющие статус юридического лица, должны осуществлять формирование учетной политики. Исключение составляют кредитные организации (по осуществлению ими предпринимательской деятельности), филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории

Российской Федерации, которые формируют учетную политику, исключая правила, установленные в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Раскрытие учетной политики необходимо делать только тем организациям, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительным документом или по собственной инициативе (например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно).

Способы ведения бухгалтерского учета: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы (п. 2 ПБУ 1/08). Перечень, изложенный в п. 2 ПБУ 1/08, применяется при формировании учетной политики.

Существует еще один перечень способов ведения бухгалтерского учета, который приведен в п. 12 ПБУ 1/08. Перечень, который приводится в этом пункте, обязателен на этапе обеспечения гласности учетной политики (доведения ее до заинтересованных пользователей).

Когда организация принимает учетную политику, то должна оформить ее соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации (п. 9 ПБУ 1/08).

Если на предприятии не определен вид организационно-распорядительного документа, то принятие учетной политики оформляется приказом руководителя организации. В приказе излагаются все основные элементы учетной политики. Есть некоторые элементы, которые требуют подробной разработки, и поэтому они занимают большой объем, в связи с чем их помещают в приложение к данному приказу.

В число таких приложений входят следующие:

1) формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;

2) структура и состав структурного подразделения организации, которые осуществляют бухгалтерский учет и отчетность, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

3) график документооборота и др.

Способы ведения бухгалтерского учета, которые выбрала организация при формировании учетной политики, предприятия применяют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно- распорядительного документа (п. 10 ПБУ 1/08).

В случае если организация была вновь создана, то она оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Учетная политика, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) (п. 10 ПБУ 1/08).

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/08 и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/08).

При формировании учетной политики утверждают:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета - этот документ содержит синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета согласно требованиям своевременности и полноты учета и отчетности.

Рабочий план счетов должен содержать все счета бухгалтерского учета, а также субсчета всех уровней, которые предприятие использует, а не те, которые отсутствуют в Плане счетов, с учетом практики использования отдельных субсчетов второго и более низких порядков. При разработке или уточнении рабочего плана счетов следует учитывать законодательные и нормативные изменения в области бухгалтерского учета и в смежных областях;

2) формы первичных учетных документов - эти документы служат для оформления фактов хозяйственной деятельности, по ним не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов и формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Организация имеет право применять первичные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Это очень актуально в период реформирования бухгалтерского учета, т. е. когда альбомы унифицированных форм первичной учетной документации еще не охватывают всей совокупности хозяйственных операций, которые осуществляют предприятия, ведущие бухгалтерский учет. Любое предприятие имеет право разработать собственные формы первичных учетных документов, в случае если отсутствуют соответствующие унифицированные формы или отдельные хозяйственные операции являются специфичными.

Формы документов, которые не входят в альбомы унифицированных форм, могут использоваться в хозяйственной и управленческой деятельности, а также в бухгалтерском учете, но они должны содержать обязательные реквизиты, установленные законодательством:

Наименование документа;

Дату составления документа;

Наименование организации, от имени которой составлен документ;

Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Личные подписи указанных лиц.

Формы документов, которые предприятие разработало самостоятельно, должны быть утверждены учетной политикой. Как правило, их утверждают в составе одного из приложений к учетной политике организации;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Главная цель инвентаризации - это обеспечение достоверности данных

бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. В результате инвентаризации имущества и обязательств осуществляется их проверка и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Не существует нормативного документа, который бы определял сроки начала и окончания инвентаризаций некоторых видов имущества и обязательств. Основным является проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности. Итоги инвентаризации должны отражать состояние активов и обязательств по состоянию не ранее чем за три месяца до конца отчетного года.

Если в течение текущего года в деятельности организации не появилось новых видов активов или обязательств, то сроки проведения инвентаризации можно перенести с предыдущего аналогичного документа;

4) методы оценки активов и обязательств.

Основные принципы оценки активов и обязательств:

Оценка имущества и обязательств производится организацией в бухгалтерском учете в денежном выражении;

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;

Оценка имущества, полученного безвозмездно,- по рыночной стоимости на дату оприходования;

Оценка имущества, произведенного в самой организации,- по стоимости его изготовления;

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится в отчетном периоде;

5) правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора) (п. 42 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

В учетной политике организации подлежат обособленному раскрытию следующие элементы (ПБУ 19/02):

Способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам);

Последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;

Перечень финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;

Порядок определения разницы между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;

Порядок определения разницы между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость;

Стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;

Стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, которые будут погашены в следующем году в связи с истечением сроков;

По долговым ценным бумагам и предоставленным займам - данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования;

Способ оценки выбывающих финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений; по средней первоначальной стоимости; по способу ФИФО);

Порядок создания резерва под обесценение финансовых вложений.

В учетной политике организации обязательно должен быть отражен выбор метода оценки материально-производственных запасов при их списании в производство:

а) по себестоимости каждой единицы;

6) по средней себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО);

г) по себестоимости последних по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ЛИФО).

Выбор одного из указанных способов по группе (виду) материально- производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики. Если по какой-либо группе запасов способ оценки с нового года меняется, то необходимо сделать соответствующий перерасчет (остатков материально-производственных запасов на складе и объемов незавершенного производства).

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) себестоимости.

Учетной политикой организации определяется выбор оценки объемов незавершенного производства. Незавершенное производство в массовом и серийном производствах отражается в бухгалтерском балансе:

а) по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

б) по прямым статьям затрат;

в) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

В учетной политике организации должны быть определены состав расходов будущих периодов, срок их списания, а также схема распределения таких расходов между различными объектами.

Объекты основных средств и нематериальных активов в бухгалтерской отчетности отражаются по остаточной стоимости (разница между их первоначальной стоимостью и суммами начисленной амортизации либо между восстановительной стоимостью и суммами амортизации, скорректированными на расчетный коэффициент, определенный при проведении переоценки).

В соответствии с отдельными положениями ПБУ 17/02 в учетной политике организации необходимо раскрыть следующие элементы:

а) способы списания расходов по научно-исследовательским, опытно- конструкторским и технологическим работам;

б) принятые организацией сроки применения результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

6) правила документооборота и технология обработки учетной информации.

При определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Поэтому в учетной политике следует определить такие документы. В настоящее время действуют унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1908 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изм. и доп. от 03.05.2000):

а) КО-1 «Приходный кассовый ордер»;

б) КО-2 «Расходный кассовый ордер»;

в) КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»;

г) КО-4 «Кассовая книга»;

д) КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»;

е) ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;

ж) ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».

Кроме того, для отражения отдельных операций используются формы:

а) АО-1 «Авансовый отчет»;

б) форма чека на получение наличных денег в кредитном учреждении;

в) форма объявления на взнос наличными.

Последние две формы документации и порядок их заполнения утверждаются Центробанком РФ.

Финансовые, кредитные обязательства и другие расчетные документы недействительны и не принимаются в том случае, если нет подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица. Финансовые и кредитные обязательства - это документы, которые оформляют финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Поэтому при необходимости следует составить перечни расчетных документов и обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения.

В том случае, если есть необходимость передоверить право подписи уполномоченному лицу, то данное лицо также должно быть указано в учетной политике (речь идет о праве подписи банковских документов). В учетной политике можно только указать должность по штату или штатному расписанию (например, заместитель руководителя), а не фамилию уполномоченного должностного лица. Это позволит избежать вопросов, которые связаны с внесением изменений в учетную политику в случае изменения должностного положения работников. Ответственность уполномоченных лиц определяется не учетной политикой, а законодательными актами.

Важно определить круг лиц, ответственных за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете и достоверность содержащихся в них данных.

Чтобы организовать эффективную работу бухгалтерской службы, необходимо организовать соответствующее регулирование порядка и сроков поступления первичных документов, их обработку, составления сводных документов. Следовательно, важным элементом учетной политики является график документооборота, то есть направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения предприятия. Такой график разрабатывается и утверждается при создании организации (и бухгалтерской службы);

7) порядок осуществления контроля над хозяйственными операциями.

При формировании системы внутреннего контроля предприятие руководствуется отраслевыми или ведомственными инструкциями, сложившейся практикой, а также нормами иных нормативных документов.

Если предприятие имеет большое количество производственных и управленческих подразделений, складских помещений и мест хранения, то целесообразно в качестве приложения к учетной политике организации утвердить положение о внутреннем контроле (или иной аналогичный документ), план контрольной работы и прочие документы, регулирующие порядок и правила осуществления контрольных процедур;

8) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Этот раздел учетной политики содержит вопросы, которые не описаны в

других разделах, но необходимы для организации бухгалтерского учета в организации.

Учетная политика организации обязательно должна содержать выбор способов организации бухгалтерского учета.

В учетной политике закрепляют:

Выбор организационной формы бухгалтерского учета;

Форма счетоводства (системы учетных регистров) - журнально-ордерная, упрощенная формы бухгалтерского учета (для субъектов малого предпринимательства); мемориально-ордерная (используется, как правило, в бюджетных организациях, а также государственных и муниципальных унитарных предприятиях), автоматизированная;

Способы начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам основных средств (линейный способ; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг); способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования) и по объектам нематериальных активов (линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ));

Выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) - метод начисления или кассовый;

Выбор метода оценки материально-производственных запасов;

Выбор варианта учета материалов;

Метод оценки готовой продукции;

Выбор варианта учета выпуска готовой продукции;

Выбор варианта оценки товаров;

Выбор метода оценки незавершенного производства;

Определение порядка и срока списания расходов будущих периодов. Данный элемент может быть определен либо в этом разделе учетной политики, либо там, где устанавливаются способы оценки активов и обязательств;

Создание резервного фонда (для акционерных обществ - размер резервного фонда и размер ежегодных отчислений; для организаций иных правовых форм - факт создания фонда);

Создание резерва сомнительных долгов;

Создание резервов предстоящих расходов и платежей;

Порядок списания доходов будущих периодов;

Порядок признания коммерческих и управленческих расходов (посредством включения этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) или списанием сумм произведенных расходов непосредственно на счет учета продаж (90 «Продажи»)).

В учетной политике целесообразно отразить вопросы регулирования порядка осуществления кассовых операций и их документального оформления. В зависимости от объема информации, которая должна быть включена в учетную политику, соответствующие нормы можно либо включить в текст распорядительного документа (приказа руководителя организации), либо разработать отдельное положение, которое включить в учетную политику в качестве приложения.

В учетной политике организации подлежат раскрытию следующие элементы:

Постоянные и временные разницы, возникающие в деятельности организации;

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства.

Организация, которая является участником договора о совместной

деятельности, в бухгалтерской отчетности должна раскрыть следующую информацию об участии в совместной деятельности:

Цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т. д.) и вклад в нее;

Способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность);

Классификация отчетного сегмента (операционный или географический);

Стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности;

Суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.

Так как перечисленные группы данных должны быть сформированы в процессе ведения бухгалтерского учета, в учетной политике организации соответствующие элементы также должны найти отражение.

По всем перечисленным группам данных должен быть организован раздельный учет, и, следовательно, принципы детализации и группировки информации должны быть отражены в учетной политике организации.