Результат кадастровой оценки земли. Акты определения кадастровой стоимости Акт об утверждении кадастровой стоимости

"Налоги" (газета), 2009, N 36
ОСПАРИВАНИЕ АКТОВ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
(Окончание. Начало см. "Налоги" (газета), 2009, N 35)
О "надлежащей публикации"
Если вопрос соответствия кадастровой стоимости рыночной неизбежно возникает при попытках оспаривания действий налоговых органов по сущностным критериям, то, отмечая формальные критерии защиты прав землевладельца-налогоплательщика, следует обратить внимание на следующее.
В силу п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
По общему правилу это публикация в местном печатном органе, с надлежащим осуществлением которой закон связывает саму возможность для налогоплательщика "самостоятельно исчислить и уплатить земельный налог" (ст. 390 НК РФ), хотя закон не исключает и использование иных способов доведения информации.
Какая публикация (способ сообщения) может считаться "надлежащей"?
Основной критерий здесь один - размещение сведений осуществляется в открытых и доступных источниках, в том числе и на официальном сайте органа местного самоуправления, в справочной правовой системе, на стенде или любым иным способом, при этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность ознакомиться с полным текстом нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости и приложений к нему.
Само же по себе опубликование, например, соответствующего постановления без приложений не является нарушением конституционного принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ (любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения), поскольку в отношении результатов государственной кадастровой оценки земель законом установлен иной специальный порядок их доведения к сведению налогоплательщиков и при доказанности нарушения прав и интересов налогоплательщика они подлежат восстановлению, в том числе и в судебном порядке.
Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. Само определение подобного порядка также вызывает немало вопросов.
Так, порядок опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления определен Законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Статьей 47 названного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Так, в судебной практике сложилась практика, согласно которой: утрата доказательств публикации или обнародования нормативного акта сама по себе не свидетельствует, что заинтересованным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, равным образом - даже отсутствие источника опубликования не влияет на свойство нормативности изданного акта и не нарушает прав налогоплательщика, "выполняющего предписание данного акта и уплачивающего налоги в течение длительного времени".
Данный подход представляется верным, хотя, возможно, и не во всем соответствующим букве закона.
При этом следует учитывать, что в случае признания нормативного акта неопубликованным производство по судебному делу подлежит прекращению, поскольку неопубликованный нормативный акт не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и, следовательно, не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не может возлагать на него какие-либо обязанности (возникающие при этом процессуальные проблемы обстоятельно рассмотрены в статье И.Р. Медведева "Оспаривание неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов: последняя практика Верховного Суда Российской Федерации" // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N N 11, 12; высказанные при этом автором предложения о внесении изменений в ч. 1 ст. 251 ГПК РФ и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" представляются обоснованными и заслуживают поддержки).
Указанное правило применимо при оспаривании собственно акта об утверждении кадастровой стоимости земельного участка. В том случае, если данный довод является сопутствующим в налоговом споре, данный акт оценивается судом при вынесении решения как одно из доказательств по делу.
Также следует учитывать, что в соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ определен порядок, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. Данная норма является специальной по отношению к нормам части первой НК РФ, в силу чего подлежит прямому применению и не может быть признана противоречащей положениям п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции финансовых органов, если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию.
В случае же когда налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачен в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться (Письмо Минфина России от 6 июня 2006 г. N 03-06-02-02/75).
При этом не учитываются положения п. 1 ст. 391 НК РФ, которыми устанавливается, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
Если же кадастровая стоимость конкретных земельных участков своевременно не была определена, то это обстоятельство не позволяет налогоплательщику определить налоговую базу в виде кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, установленным считается налог только в том случае, если установлены все элементы налога, позволяющие рассчитать сумму налога.
Следовательно, и само доначисление налоговым органом земельного налога при вышеуказанных обстоятельствах является неправомерным.
Исправление "технической ошибки" как альтернативный способ
защиты права
Пожалуй, наиболее эффективным способом налоговой оптимизации в сфере земельных отношений является возможность корректировки размера платежей в течение налогового периода в связи с исправлением так называемой технической ошибки в кадастре, посредством использования процедуры, предусмотренной ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Зачастую данный способ защиты права является наиболее действенным и вместе с тем наиболее коррупционноемким (что связано, на наш взгляд, в первую очередь с исключением собственно налоговых органов из соответствующей процедуры).
Итак, одной из наиболее важных проблем, возникающих в связи с исчислением и уплатой земельного налога, является вопрос, связанный с возможностью изменения размера налогооблагаемой базы в течение налогового периода.
В ст. ст. 52, 54 и 396 НК РФ указано на самостоятельное исчисление налогоплательщиками суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (при этом данные о сумме налога, указанные налогоплательщиком в налоговых декларациях, должны быть достоверными, соответствующими объективно существующей обязанности по уплате налога в бюджет, установленной исходя из реальных и правильно определенных объектов налогообложения).
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно - как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
Правомерно ли определение налогоплательщиком налогооблагаемой базы (заполнение налоговой декларации) с указанием кадастровой стоимости земельного участка, исходя не из отраженного в кадастре показателя, а руководствуясь иным критерием - например, определенным исходя из фактического использования земельного участка (в качестве его понимания налогоплательщиком), отличным от "разрешенного", зафиксированного в кадастровой документации?
Общеизвестен принцип кадастрового учета, согласно которому изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
По общему же правилу, установленному в п. 1 ст. 391 и п. п. 12 и 14 ст. 396 НК РФ, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка).
Таким образом, в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база не может произвольно изменяться в течение налогового периода, в связи с чем такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Иной случай, если изменение в результатах государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенного обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В этом случае налоговая ставка по земельному налогу подлежит применению с учетом такого исправления (данная позиция отражена Министерством финансов РФ в Письмах от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 и от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120).
Налогоплательщик лишен возможности произвольно определять виды разрешенного использования принадлежащей ему недвижимости (и соответственно рассчитывать налогооблагаемую базу, руководствуясь иными критериями, нежели те, которые зафиксированы в кадастре). При этом ссылки на "общие принципы налогового законодательства, в силу которых "налоговые обязательства должны основываться на реальных экономических основаниях" (что повсеместно имеет место в случае расхождения "фактического" и "разрешенного" использования участков и более льготного налогообложения в первом случае), не могут быть признаны приемлемыми (что подтверждается многочисленными примерами административной и судебной практики).
Вместе с тем если при рассмотрении вопроса о произвольном определении налогоплательщиком налогооблагаемой базы будет установлено, что изначально в кадастр были внесены неверные сведения, то независимо от своевременности их корректировки (которая может быть осуществлена и после проведения контрольных мероприятий налоговыми органами) основания для применения к землевладельцу мер налоговой ответственности отсутствуют.
В каком порядке может быть устранена ошибка, допущенная в кадастре?
Основная проблема в подобных ситуациях заключается в классификации допущенной ошибки как "технической", а также соблюдении налогоплательщиком установленного порядка ее исправления (по существу решается вопрос о том, что в действительности имеет место: исправление ошибки или изменение вида разрешенного использования земельного участка).
Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (от 24.07.2007 N 221-ФЗ) определяет техническую ошибку как "описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку либо подобную ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшую к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях)" - пп. 1 п. 1 ст. 28.
Наряду с этим Закон приводит и определение "кадастровая ошибка в сведениях" (воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в кадастр) - пп. 2 п. 1 ст. 28.
Существовавшая ранее дефиниция представляется более удачной, поскольку, не разграничивая лиц, допустивших нарушение, - кадастровый орган, либо третьи лица, отмечала сущностную характеристику ошибки: несоответствие сведений кадастра первичным документам ("Под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, понимается ошибка, приведшая к несоответствию сведений, внесенных в основные документы кадастра, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр" - Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21.04.2006 N ВК/0556).
Таким образом, редакция ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" позволяет вносить изменения в кадастр с налоговыми последствиями, ранее возникавшими при исправлении "технической ошибки", не только в отношении собственно подобных случаев, но и прежде всего при исправлении "кадастровой ошибки" (что в практическом плане встречается более часто).
Основной же вопрос и при исправлении собственно "технической ошибки", и при внесении изменений в кадастр в связи с допущенной "кадастровой ошибкой в сведениях" заключается в следующем.
С принятием Закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибка в сведениях (в части ее кадастровой составляющей) может быть исправлена и на основании судебного решения, по требованию любого лица или любого органа (п. 5 ст. 28 Закона) (при этом требование заинтересованности заявителя как условие реализации его права на обращение за судебной защитой, безусловно, подлежит учету и в подобных случаях).
Представляется, что таким заинтересованным лицом может быть и налоговый орган, который в своей деятельности должен руководствоваться достоверными сведениями кадастра при осуществлении налогового контроля.
Равным образом и "техническая ошибка" может быть исправлена кадастровым органом по требованию налогового органа, заинтересованность которого в этом не вызывает сомнений (п. 2 ст. 28 Закона) (см. также: п. 2.2 Разъяснений по вопросам исправления технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения, и информирования об этом налоговых органов и иных лиц, полагавшихся на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, Приложение N 1 к Письму управления Роснедвижимости по Московской области от 12.03.2007 N 2717-1).
В.Утка
Юрист
Подписано в печать
03.09.2009

Оценочная характеристика – кадастровая стоимость пришла на смену инвентарной и рыночной стоимости, которые по одному объекту, выражались в совершенно разных цифрах, в частности, инвентарная, была значительно ниже рыночной. Это приводило к возникновению разногласий при продаже, наследовании, разделе недвижимости и проведении иных операций имущественного порядка. Кроме этого, просматривался явный недобор налогов, уплачиваемых за пользование землей и объектами, располагающимися на земле, поскольку ставка налога применялась к инвентарной стоимости. Для установления рыночной стоимости, потребовалось бы огромное количество средств, которыми органы муниципальной власти, не располагают.

Методика определения кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость должна сгладить расхождения с рыночной стоимостью. Методика ее определения основана на использовании имеющейся информации (данные БТИ), а также применении анализов, сравнений и обобщений. Инициатива проведения мероприятий по расчету кадастровой стоимости, возложена на местную исполнительную власть. Она же уточняет перечень объектов и организацию, на которую будет возложен весь комплекс работ.

Результатом работы оценщиков, становится акт об утверждении кадастровой стоимости. В акте будут фигурировать объекты, зарегистрированные ранее на территории того или иного муниципального объединения.

Юридическая помощь по кадастровым спорам

Оперативная консультация по телефону или в офисе бюро

Адвокат по земельным спорам - помощь специалиста по кадастровым спорам

Пересмотр кадастровой стоимости

  • осуществляется по инициативе исполнительной власти не чаще 1 раза в 3 года, но не реже 1 раза в 5 лет;
  • осуществляется по инициативе лица, не согласного с кадастровой стоимостью объекта.

Пересмотр по инициативе заинтересованных лиц, чьи интересы затронула кадастровая стоимость, обосновывается наличием веских аргументов, в частности, наличием неучтенных или недостоверных характеристик или наличием рыночной стоимости, выведенной по инициативе собственника, уполномоченным на то, органом.

Акт определения кадастровой стоимости

Существуют ситуации, образования объектов после проведения очередной кадастровой оценки, либо имевшиеся объекты претерпевают значительное изменение, к примеру, капитальный ремонт. В данном случае кадастровая стоимость будет определяться по методике, разработанной Минэкономразвития России. Методика утверждена соответствующим приказом (№ 113 от 18.03.2011 г.). Данные, в таком случае, отражаются в документе, названном – акт определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Полученная кадастровая стоимость будет уточнена при проведении очередной массовой оценки.

Налог на недвижимость

Налог на недвижимость, рассчитываемый исходя из кадастровой стоимости, касается не только юридических образований, но и рядовых граждан, в том числе, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Но если юридических лиц, такое взимание налога уже коснулось, то в отношении физических лиц, он будет применяться, с 2015 года при этом ставка налога до запланированного уровня, будет вводиться постепенно.

По закону. В делах по кадастровым спорам, вы имеете право на возмещение финансовых расходов и судебных издержек, а также компенсацию морального вреда, взыскав их в судебном порядке.

Процедура кадастровой оценки земли

Для реализации государственных полномочий в сфере налогового права 1проводится кадастровая оценка земли. Эта процедура является государственной функцией и подчиняется жестко регламентированным правилам. На данный момент проведение кадастровой оценки регламентируется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, утвердившим Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Заказчиком работ для проведения кадастровой оценки земли выступают уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ. Выбор исполнителя данных услуг происходит в рамках контрактной системы размещения заказов на выполнение услуг для государственных нужд и регламентируется положениями 44-ФЗ. Процесс выбора исполнителя является открытым и публичным, результаты процедуры определения исполнителя доступны на официальном сайте госзакупок.

После выбора исполнителя оценщику передается техническое задание с указанием конкретных участков земли, в отношении которых необходимо проведение оценки.

Порядок выполнения мероприятий для определения кадастровой стоимости земли осуществляется в рамках Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом МЭР от 22.10.2010 года № 508. Чтобы провести кадастровую оценку определенного объекта требуется, чтобы сведения о данном объекте были внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Для проведения работ по кадастровой оценке конкретного земельного участка оценщик обязан руководствоваться основными методами оценки (доходный, сравнительный, затратный). Выбор одного из методов является правом оценщика, однако требует обязательного обоснования в итоговом документе о проведении оценки.

Оценщик обязан доказать обоснованность выбора методологии оценки исходя из вида пользования или назначения, которые соответствуют оцениваемому объекту, а также с учетом полноты и достоверности данных, полученных на рынке сделок с земельными участками.

В случае, если оценщик не указал обоснование выбора метода оценки, итоговый результат выполненных работ не может быть принят заказчиком.

Из трех указанных методов предпочтение отдается сравнительному подходу, так как он позволяет учесть текущее состояние рынка сделок и предложений в зависимости от территориальных условий расположения оцениваемого участка. В сравнительном подходе имеется возможность дать оценку кадастровой стоимости земли, максимально приближенную к реальным условиям региона проведения исследования.

В случае, когда проводится оценка группы объектов (земельных участков), оценщик может использовать массовый подход к оценке, который позволяет группировать объекты исходя из наличия похожих характеристик.

Процедура проведения кадастровой оценки начинается с заключения договора с заказчиком, определяющего техническое задание на проводимые работы. В рамках исполнения данного договора оценщик обязан провести полный анализ информации на территориальном рынке объектов, схожих с оцениваемым, собрать данные об основных значениях и факторах, влияющих на определение стоимости земельных участков.

Ценообразующие факторы подбираются с учетом характеристик, соответствующих конкретному объекту, подлежащему оценке, и должны соответствовать методу и модели, который оценщик выбрал для работы.

После выбора модели и способов оценки, проводится расчет кадастровой стоимости земельного участка, результаты которого оформляются в итоговом документе - отчете об определении кадастровой стоимости объекта.

Кто проводит кадастровую оценку земли?

Кадастровая оценка земли проводится профессиональными оценщиками, действующими на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

В соответствие со ст. 24.12 ФЗ-135 установлена периодичность проведения кадастровой оценки земли - не чаще чем один раз в течение трех лет (для городов федерального значения - не чаще одного раза в два года).

Утверждение результатов кадастровой оценки

После составления оценщиком отчета об определении кадастровой стоимости, указанный отчет направляется на проверку в территориальный орган Росреестра. По итогам этой проверки отчет направляется на утверждение результатов в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Именно после утверждения отчета на уровне субъекта РФ и составления соответствующего акта результаты кадастровой оценки земли вступают в силу и могут использовать для целей налогообложения или расчета арендной платы за землю.

Акт об утверждении кадастровой оценки земли размещается в открытом доступе на сайте Росреестра, а также на официальных сайтах исполнительных органов власти субъекта РФ.

Порядок оспаривания кадастровой оценки

Изменение результатов кадастровой оценки может быть проведено в случае установления факта технической ошибки в процессе работы оценщика. В этом случае оценщик повторно выполняет работы по оценке и представляет результат заказчику для внесения изменений в акт об утверждении результатов оценки земли.

Возможность судебного оспаривания результатов кадастровой оценки земли возможно в случаях, когда собственник объекта не согласен с расчетом налоговой базы, сделанной исходя из оценки земли.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» устанавливает, что в случае судебных споров кадастровая стоимость земли может быть определена судом. До 2014 года рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.

Суд принимает в качестве доказательств по делу отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики. Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Также это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.

Общее количество судебных решений, вынесенных в пользу заявителей, постоянно растет. Основной причиной такого роста является развитие методов и средств независимой оценки рыночной стоимости земельных участков. Квалификация оценщиков на данном рынке услуг также постоянно повышается, что позволяет готовить аргументированные отчеты с хорошей доказательной базой.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № 13ВР-1766 "О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки" в 2018 году проводится государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категорий земель лесного фонда.

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой формируется Росреестром на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки.

В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее форма, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 846.

  1. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки .

Определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, которые являются проектом отчета.

В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету Росреестр в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах

Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных и в течение десяти дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных Росреестром нарушений требований к отчету.

В течение двадцати рабочих дней Росреестр проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и Министерство имущественных отношений Московской области предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

В случае отсутствия нарушений, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в Министерство имущественных отношений Московской области три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

  1. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости .

Министерство имущественных отношений Московской области в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Министерство имущественных отношений Московской области в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию и экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.