Программа повышения финансовой грамотности. Рабочая программа по предмету

Программа повышения финансовой грамотности. Рабочая программа по предмету "основы финансовой грамотности". Выработайте у себя правильные финансовые привычки

Премьер Дмитрий Медведев утвердил стратегию повышения финансовой грамотности граждан страны. Финансово грамотный гражданин, говорится в документе, должен жить по средствам и заботиться о формировании своей пенсии

Дмитрий Медведев (Фото: Владимир Родионов / ТАСС)

Правительство утвердило стратегию повышения финансовой грамотности граждан России на 2017-2023 годы. Соответствующее распоряжение премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 25 сентября 2017 года. Документ опубликован на сайте правительства.

Разработкой стратегии занимался Минфин. «Цель Стратегии — создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества», — говорится в справке к документу.

В разделе «Общие положения» стратегии говорится, что «уровень финансовой грамотности в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон». По мнению авторов документа, «навыки личного финансового планирования и формирования финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств по-прежнему отсутствуют у большинства российских домохозяйств».

Письменный учет личных доходов и расходов, говорится в стратегии, ведется только в 25% российских домохозяйств, обеспечить финансово свою пенсию стремится только треть россиян. Столько же обращают внимание на доходность и гарантию сохранности сбережений при выборе инструментов для управления накоплениями.

«Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей», — заявили авторы стратегии.

Среди главных проблем, которые предстоит решить, названы патернализм (возложение ответственности за личные финансовые решения на государство), отсутствие доверия к финансовой системе, несовершенство законодательства, низкая информированность населения о защите прав потребителей и пенсионных правах и другие.

Финансово грамотный гражданин должен «следить за состоянием личных финансов, планировать свои доходы и расходы, формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств». Также такой гражданин должен жить по средствам, рационально выбирать финансовые услуги и избегать несоразмерных доходам долгов, быть способным распознавать признаки финансового мошенничества, уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

Стратегия будет выполняться в два этапа. На первом (2017-2019 годы) будет проведен комплексный анализ, в ходе которого ее цели и задачи могут быть скорректированы. На втором (2019-2023 годы) предусматривает выполнение плана мероприятий по выполнению стратегии, который еще предстоит утвердить.

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика Блискавка Евгения Александровна

3.8. Примеры региональных программ повышения финансовой грамотности

3.8.1. Волгоградская область

С 14 декабря 2010 г. действует постановление Администрации Волгоградской области «О долгосрочной областной целевой программе „Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области“ на 2011–2015 годы».

Основная цель реализации программы – формирование у граждан разумного финансового поведения в принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Администрация Волгоградской области взяла на себя функции по разработке программы мероприятий по повышению ФГ и организации отбора исполнителей конкретных работ в их рамках. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых органам исполнительной власти Волгоградской области.

При подготовке и проведении мероприятий особое внимание адресовано следующим категориям граждан: молодежь, планирующая создать семью; граждане, нуждающиеся в привлечении кредитов; граждане, столкнувшихся с серьезными финансовыми проблемами, в том числе безработные; пенсионеры; военнослужащие.

Информационно-просветительская кампания на региональном уровне предусматривает участие всех видов средств массовой информации. Разработана концепция тематического наполнения телевизионных роликов для их производства и систематической трансляции в эфире. Концепцией предусматривается подготовка пяти роликов по наиболее значимым проблемам в сфере финансовой грамотности. Ротация роликов предполагается в течение всего 2011 года.

Организовано издание и распространение информационных брошюр, буклетов для населения по вопросам различных аспектов финансовой грамотности (рис. 3.2).

Планируется развитие центров консультирования и просвещения граждан в области повышения финансовой грамотности на базе уже имеющейся инфраструктуры: Волгоградского регионального бизнес-инкубатора; Волгоградского государственного учебно-курсового комбината; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области (МФЦ).

Информационная поддержка программы по повышению ФГ Волгоградской области

Государственное автономное учреждение «Волгоградский региональный бизнес-инкубатор» планирует обучение предпринимателей в виде краткосрочных курсов, в форме семинаров-практикумов, включающих передачу теоретических данных, разбор практических ситуаций и задач, обсуждение возникающих вопросов в сфере компенсации затрат на ведение предпринимательской деятельности, взаимодействия с банками и микрофинансовыми организациями, изменения по уплате взносов во внебюджетные фонды, привлечения инвестиций на развитие бизнеса и др.

На базе государственного автономного учреждения «Волгоградский государственный учебно-курсовой комбинат» создан Центр консультирования и просвещения граждан в области финансовой грамотности в жилищно-коммунальной сфере, разработан образовательный проект «Финансовая азбука для граждан в жилищно-коммунальной сфере». Подготовлена и выпущена серия информационных брошюр (рис. 3.3):

Издания серии «Финансовая азбука для граждан в сфере ЖКХ в Волгоградской области»

Сотрудниками учреждения проводится работа по размещению в учреждениях системы социальной защиты населения информационных материалов и тематических роликов по повышению ФГ населения и защите прав потребителей.

На сегодняшний день на территории Волгоградской области действуют 44 государственных учреждения социальной защиты населения и 101 государственное учреждение социального обслуживания населения, в которых планируется распространение указанных информационных брошюр, буклетов, сборников.

Планируется создание Центров финансового консультирования и просвещения граждан на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В восьми городских округах и муниципальных районах Волгоградской области создано 13 МФЦ. Открытие МФЦ в каждом муниципальном районе Волгоградской области планируется до конца 2012 г.

В учебном процессе общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования Волгоградской области в 2010–2011 учебном году используются программы финансового образования, применяются учебники, учебные пособия и электронные ресурсы, в том числе «Финансы», «Денежные обращения и кредит», «Налоги и налогообложение». Планируется проведение конкурсов по вопросам ФГ среди учреждений высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных школ. По итогам конкурсов будут предоставлены гранты.

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Управление денежной системой требует финансовой грамотности Вы не можете построить финансовую империю, если не знаете азов экономики и финансов. Без этого не обойтись, или перед вами замаячит угроза оказаться на обочине. Помните, что деньги не решают денежных проблем.

автора

1.6. Исследование уровня финансовой грамотности в России 1.6.1. Примеры исследований уровня финансовой грамотности в РоссииПоскольку проблема финансовой грамотности является для России относительно новой, очевидно, что разработке программ в области повышения ФГ должны

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

Глава 2. Международный опыт в области повышения финансовой грамотности

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.1. Обзор международного опыта реализации программ финансового образования и финансовой грамотности Эта глава посвящена примерам программ повышения финансовой грамотности, реализуемых в разных странах как государственными институтами, так и организациями

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.2. Участие бизнеса в повышении финансовой грамотности населения Ряд ведущих международных банков и финансовых компаний активно участвуют в различных программах повышения финансовой грамотности, имеющих образовательные и социальные цели.Основные целевые аудитории,

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.3. Примеры программ финансовой грамотности для школьников Особенностью зарубежных подходов к вопросам образования в сфере личных финансов и финансовой грамотности является то, что многие программы направлены на детей школьного возраста. Необходимость и важность

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.5. Программы финансовой грамотности на рабочем месте Программы финансовой грамотности на рабочем месте становятся все более распространенными. Финансовое образование полезно как для сотрудников компаний, так и для работодателей. Исследования показывают, что данные

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.7. Национальные программы повышения финансовой грамотности: пример Польши и

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

Глава 3. Российская практика повышения финансовой грамотности

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

3.1. Обзор ситуации в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в России Финансовый сектор – один из самых динамично развивающихся в российской экономике. Однако столь быстрый рост финансовых продуктов и услуг, особенно

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

3.2. Программы финансовой грамотности для детей и молодежи Молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен.

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

3.7. Программы подготовки специалистов по финансовой грамотности (Train-the-Trainer) Реализация проектов повышения финансовой грамотности населения невозможна без участия всех секторов общества: органов власти и государственных учреждений, определяющих и координирующих

Из книги Руководство богатого папы по инвестированию автора Кийосаки Роберт Тору

Глава 16 Урок инвестора № 14 ПРОСТО О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "Твой отец постоянно испытывает финансовые трудности потому, что он грамотен в словах, но неграмотен в финансах, - часто говорил мне богатый папа. - Если бы он уделил немного времени тому, чтобы научиться

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ПРИМЕРЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ Как показал опрос IRSI (2004), во многих отношениях базовая функциональность использования касается административных процессов, особенно управления невыходами на работу (очень популярная тема), обучения и повышения квалификации, вознаграждения,

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Предисловие к русскому изданию от фонда региональных социальных программ «Наше будущее» * * *Книга, которую вы держите в руках, на сегодняшний день – самый полный, подробный и актуальный учебник по современному мировому социальному предпринимательству.Она принадлежит

Гришакина Ольга Петровна,

руководитель Чеховского отделения НС «Интеграция»,

учитель экономики МБОУ гимназии №7 г. Чехова,

руководитель РМО учителей экономики

Чеховского района Московской области

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, при поддержке Министерства образования и науки РФ, ведущих банков России. Его идеи возникли в 2011 году, проект рассчитан вначале до VI 2016 года, продлен до 2018 года.

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

  • Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между субъектами хозяйствования, между населением и государством в результате использования денег.
  • Под финансовой грамотностью понимают совокупность знаний и практических умений человека разбираться в ситуациях, связанных с денежными вопросами, бюджетом, финансовыми рынками, их инструментами (депозиты, платежные и кредитные карты и т.д.), продуктами и услугами, работой банков, налоговой системой; навыки принятия финансовых решений и ответственности за них, заботу о своем экономическом благополучии.



Основные задачи Проекта:
1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;
2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора;
3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;
4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;
5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;
7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;
8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

Основные компоненты проекта

1. Разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей.
2. Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности, в том числе:

  • Обучение и организация семинаров и открытых обсуждений для национальных групп экспертов, а также для учителей и педагогов разных уровней системы образования и неформального образования, расширение кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности;
  • Создание информационно-образовательного портала по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей;
  • Осуществление региональной программы развития финансовой грамотности в Пилотных и других регионах, которая предусматривает: создание Региональных центров финансовой грамотности; разработку и апробацию образовательных программ и материалов по вопросам финансовой грамотности; осуществление указанных учебных программ, мониторинг и оценку вышеперечисленных мероприятий; проведение информационных кампаний;
  • Оказание поддержки в подготовке последующих мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

3. Разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности, в том числе:

  • Разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности.
  • Разработка и реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности: определение концепции кампании, разработка материалов и инструментов кампании, реализация программ обучения журналистов.
  • Реализация Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, в том числе, оказание поддержки ряда инициатив в области финансовой грамотности, осуществляемых представителями частного и государственного секторов, неправительственными и некоммерческими организациями и профессиональными ассоциациями

4. Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе:

  • Разработка и реализация плана укрепления потенциала Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
  • Осуществление Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, за счет поддержки ряда инициатив по защите прав потребителей финансовых услуг, включая инициативы по предоставлению потребителям юридических консультаций и информации представителями частного и государственного секторов, неправительственных и некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций
  • Оказание содействия в создании института финансового омбудсмена, а также в совершенствовании системы независимого мониторинга в области защиты прав потребителей. Проект рассчитан вначале на 5 лет до июня 2016 года, имеет национальный масштаб. Объем финансирования - 113 млн.$. Действие продлено до 2018 года.

Общее руководство Проектом.

Исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств по Проекту является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Проект реализуется во взаимодействии с Роспотребнадзором, Банком России, Минобрнауки и Минэкономразвития России и другими ведомствами и организациями. Экспертную поддержку Проекта обеспечивает Экспертный совет. Функции по координации текущих работ по подготовке и реализации Проекта выполняются Рабочей группой Минфина России. Председатель Рабочей группы одновременно является Директором Проекта.

Существует несколько вариантов участия в Проекте:

  • вы можете ознакомиться с перечнем запланированных к реализации в ближайшем будущем контрактов Проекта, в отношении которых на сайте ФРП размещены приглашения к выражению заинтересованности (объявления о закупках) http://fer.ru/fefl/procnotices.htm;
  • если среди них есть интересные для вашей компании или для вас лично как индивидуального консультанта – подать выражения заинтересованности с описанием вашего опыта и возможностей реализации данного контракта (все контактные данные и существенная информация о конкретных контрактах содержатся в соответствующих приглашениях)

с полным перечнем всех контрактов Проекта – как уже реализованных, текущих, так и запланированных на будущее – можно также ознакомиться на сайте ФРП, изучив План закупок Проекта: http://fer.ru/fefl/procplan.htm;

  • если же вы занимаетесь деятельностью в области финансовой грамотности или защитой прав потребителей финансовых услуг, но среди контрактов Проекта не нашлось такого, который отвечал бы вашим интересам и особенностям ведущейся вами работы, – вы можете подать заявку на финансирование такой работы в рамках Фонда хороших идей Проекта – специального механизма конкурсного отбора и поддержки местных инициатив по тематике Проекта: www.goodideasfund.ru.

Контакты проекта:

  • Зеленцова А.В. – Руководитель Группы проектных консультантов.Тел. 8-915-480-02-80 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • http://goodideasfund.ru/konkurs/ Фонд Хороших идей – конкурсный отбор инициатив по финансовой грамотности. Aинансирование инициатив до 200 000 $для юридических лиц и до 50 000 $для физических лиц и ИП http://goodideasfund.ru/kontakty/ контакты к конкурсу

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

  • учебная программа,
  • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
  • методические рекомендации для преподавателя,
  • контрольные измерительные материалы (КИМы),
  • материалы для родителей.

Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

Учебная программа (PDF, 297 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение


Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

(PDF, 1.24 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.