Рыночная система и ее характеристика. Рыночная система экономики. Социалистическая рыночная экономика

  • Закон убывающей отдачи:
  • Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
  • Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
  • Процесс труда
  • Процесс производства
  • Производственные отношения Производительные силы
  • Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
  • Производство
  • Факторы производства
  • Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства
  • Раздел II микроэкономика Лекция 3. Рынок и механизм его функционирования
  • По географическому признаку
  • Краткие выводы
  • Понятие, условия возникновенияи виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  • Характерные черты типов конкуренции
  • Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  • 3.6. Антимонопольное законодательствои государственное регулирование экономики. Рыночная власть
  • Формы государственного регулирования
  • Краткие выводы
  • Лекция 4. Теория спроса и предложения
  • Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.Эластичность спроса
  • Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
  • Равновесная цена.Механизм рыночного равновесия
  • Шкала спроса, предложения и рыночное равновесие
  • Рынок труда. Спрос и предложение труда.Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы
  • Основные формы и системы заработной платы
  • Рынок капитала.Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
  • Структура производственных фондов предприятий
  • Рынок земли. Рента. Цена земли
  • Краткие выводы
  • Сущность и основные чертыпредприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)
  • Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации
  • Правовые формы предприятий
  • Преимущества и недостатки открытого акционерного общества
  • Малые предприятия. Интеграции предприятий
  • Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины и последствия
  • Экономическое содержание издержек. Видыи структура издержек предприятия (фирмы)
  • Себестоимость и классификация затрат
  • 1. Материальные затраты:
  • 2.Затраты на оплату труда:
  • 3.Отчисления на социальные нужды:
  • Выручка и прибыль.Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
  • Издержкипредприятия Выручка от реализации
  • Краткие выводы
  • Лекция 5 . Здоровье как экономическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья населения и здравоохранение
  • 5.1 Здоровье как результат деятельности в здравоохранении.
  • Лекция 5 контрольные вопросы
  • Литература
  • Лекция 6. Национальная экономика.Экономический рост и развитие.
  • 6.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
  • 5)Осуществление макроэкономической стабильности.
  • Система национальных счетов: сущность и структура
  • Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла
  • 6.7. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
  • Совокупное предложение.Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
  • Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения
  • Краткие выводы
  • Лекция 7. Инфляция и безработица
  • 7.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения.
  • 7.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
  • 7.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
  • Краткие выводы
  • 7.7. Государственные финансы. Государственный бюджет
  • 7.5. Налоги и налоговая система
  • 7.6. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России
  • 7.7. Деньги и их функции.
  • 7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды
  • 7.9. Банки и их функции. Банковская система
  • Краткие выводы
  • Тема №8. Доходы населения и социальная политика
  • 8.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения
  • 8.2. Дифференциация доходов: сущность и причины
  • 8.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
  • 8.4. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы
  • 8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
  • 8.6. Валюта: сущность и виды.
  • Лекция 9. Особенности переходной экономики России
  • 9.1.Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы
  • 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России
  • 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации
  • 9.4. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя
  • 9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
  • 9.6. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
  • 9.7. Формирование конкурентной среды предпринимательства
  • 9.9. Теневое предпринимательство в переходной экономике
  • Организованная преступность
  • 9.10. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений
  • Характеристика рыночной экономики

    Основные черты рыночной экономики:

      основа экономики - частная собственность на средства производства;

      многообразие форм собственности и хозяйствования;

      свободная конкуренция;

      рыночный механизм ценообразования;

      саморегулирование рыночной экономики;

      договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

      минимум вмешательства государства в экономику

    Основные достоинства:

    Основные недостатки:

    1) стимулирует высокую эффективность производства;

    2) справедливо распределяет доходы по результатам труда;

    3)не требует большого аппарата управления и др.

      усиливает социальное неравенство в обществе;

      вызывает нестабильность в экономике;

      безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

    Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику.

    Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

      частная собственность на экономические ресурсы;

      рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

      большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

    Современная рыночная экономика (современный капи тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

      многообразие форм собственности;

      развитие научно-технического прогресса;

      активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

    Традиционная экономика - это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

    Основные черты традиционной экономики:

      частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

      крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

      общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

      преобладание ручного труда

    Административно-командная экономика (централизо­ванно-плановая экономика) - это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

    Основные черты административно-командной эконо мики:

      основа - государственная собственность;

      абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

      жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

    4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

    Положительные стороны административно-командной эко номики

      Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

      Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

      Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

    Отрицательные стороны административно-командной экономики

      Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

      Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

      Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

    Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

    Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

    Смешанная экономика - тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер, ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб­ственностью (20-25%)На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).Смешанная экономика" - это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны. Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

    Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

    Американская модель построена на системе поощрения, предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

    Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

    Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели сочетание относительно вы­соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

    Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен­ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

    Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко­мендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель­ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

    Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики-это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

    Условия для перехода к рыночной экономике сложились не благоприятными для России. Среди них:

      высокая степень огосударствления экономики;

      почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

      длительное существование нерыночной экономики, что ослаб­ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

      искаженная структура Национальной экономики, где веду­щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;

      неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель­ского хозяйства.

    Основные условия формирования рыночной экономики в России:

      развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

      создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

      эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;

    Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 1.1).

    Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе и в данное время ?

    При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги ?

    Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

    Для кого?

    Основные вопросы экономики

    Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?

    Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существует слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

    Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой частные фирмы.

    Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.

    Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

    «Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.

    «Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как мож­но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

    «Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

    Рыночной экономике присущи следующие черты:

    · частная собственность;
    Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

    · свободное предпринимательство;
    Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя - потребитель решает, что должно производиться.

    · ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;
    Тем самым рынок осуществляетсаморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

    · конкуренция;
    Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

    · ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений - заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.

    Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа:

    · Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;

    · Низкий, не выше 4-5% годовой рост инфляции;

    · Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП;

    · Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;

    · Неотрицательный платежный баланс страны.
    Ядром рыночной системы является рыночный механизм, взаимодействие элементов которого было рассмотрено выше. Существует масса свидетельств тому, что это самый эффективный на сегодняшний день способ регулирования экономических процессов.



    Основные элементы рыночной инфраструктуры: рынок финансов; рынок производственных факторов; рынок товаров и потребительских услуг.

    Все эти элементы взаимосвязаны, и если нормально уравновешены, то и экономика функционирует без сбоев.

    Современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

    К его преимуществам относят:

    1. экономическую демократию - свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

    2. эффективное распределение ресурсов;

    3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

    4. возможность удовлетворять разнообразные потребности, улучшать качество товаров и услуг.

    5. инициирование внедрения достижений развивающегося научно-технического прогресса.

    6. возможность функционирования в некомфортных условиях ограниченной информации.

    Несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка, проявляются в:

    1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

    2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

    3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, (экстерналий). Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто шить в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.


    4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

    5. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами.

    6. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.

    7. Функционирование рыночных отношений связано с существенными нравственными издержками. В современной России распространение рыночных отношений сопровождается резким падением нравственности. Бродяжничество, проституция, наркомания, детская беспризорность, заказные убийства стали обычными явлениями. Таким образом, рынок (даже в его развитом, цивилизованном виде) нельзя понимать как нечто однозначно положительное, как некое чудодейственное средство от экономических и социальных бедствий. Напротив, это весьма сложный, противоречивый, можно сказать, обоюдоострый феномен.

    Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей) и сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

    Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

    Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; в стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики: без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей. В результате происходит падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

    Ценообразующая (эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.

    Контролирующая функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

    Посредническая функция . Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный варианты купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

    Информационная функция . Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты.

    Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

    Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает эквивалентность рыночной сделки.

    Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

    Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

    Структуру рынка классифицируют по различным критериям , важнейшими из которых являются следующие.

    1. По экономическому назначению - рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

    2. По географическому положению - местный, региональный, национальный и мировой.

    3. По степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

    4. По отраслям - автомобильный, зерновой и т. п.

    5. По характеру продаж - оптовый и розничный.

    6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций : неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

    Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами - товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

    Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

    В условияхрегулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок - это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

    Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

    Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов : рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

    Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов - на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы - на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

    Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

    Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

    Инфраструктура рынка выполняет следующие функции :

    облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

    повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

    организует оформление рыночных отношений;

    облегчает экономический и юридический контроль.

    Принято различать инфраструктуру трех рынков : товарного, финансового и рынка труда.

    Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

    Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

    Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

    Таким образом,основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки .

    Рыночная экономика - это экономика, в которой решения, касающиеся инвестиций, производства и распределения основаны на спросе и предложении, а цены на товары и услуги определяются в свободной системой цен. Основной определяющей характеристикой рыночной экономики является то, что решения по инвестициям и распределению средств производства в основном осуществляются через рынки. Это контрастирует с плановой экономикой, где инвестиции и производственные решения воплощаются в плане производства.

    Рыночная экономика может варьироваться от вариантов гипотетического невмешательства и свободного рынка до вариантов регулируемых рынков и интервентов. На самом деле та или иная модель рыночной экономики не существует в чистом виде, поскольку общество и правительство регулируют экономику в разной степени. Большинство существующих рыночных экономик включают в себя некоторые элементы экономического планирования или государственного вмешательства, и, таким образом, классифицируются как смешанные экономики. Термин экономика свободного рынка иногда используется как синоним рыночной экономикой, но это может также относиться к модели невмешательства или анархии свободного рынка.

    Рыночная экономика логически не предполагает существование частной собственности на средства производства; рыночная экономика может состоять из различных видов кооперативов, коллективов или автономных государственных учреждений, которые приобретают и обмениваются капитальными товарами друг с другом в системе свободных цен. Существует множество вариантов рыночного социализма, некоторые из которых включают работающие по системе самоуправления предприятия (находящиеся в собственности сотрудников); а также модели, которые включают общественную собственность на средства производства, где средства производства выделяются через рынки.

    Термин рыночная экономика используемый сам по себе может несколько вводить в заблуждение. Например, США представляют собой смешанную экономику (значительная доля регулируемых рынков, субсидирование сельского хозяйства, большие объемы финансирования правительством научных исследований и разработок, государственная поддержка медицины), но в то же время она базируется на условиях рыночной экономики. Существуют различные перспективы относительно того, насколько сильной должна быть роль правительство как в отношении рыночной экономики, так и в решении проблем неравенства, которые приносит рынок.

    Капитализм

    Капитализм в целом относится к экономической системе, где средства производства находятся в основном или полностью в частной собственности и управляются с прибылью, и строится на процессе накопления капитала. В целом, инвестиции, распределение, доходы и цены определяются рынками.

    Существуют различные вариации капитализма с различными отношениями к рынкам. В случае капитализма невмешательства и свободного рынка рынки используются наиболее широко с минимальным или вообще без государственного вмешательства и регулирования над ценами и поставкой товаров и услуг. В интервенционистском капитализме, капитализме благосостояния и смешанной экономике рынки продолжают играть доминирующую роль, однако регулируются в некоторой степени правительством для того, чтобы исправить провалы рынка или содействовать росту социального благосостояния. В государственно-капиталистических системах, рынки регулируются государством в значительной степени, полагаются на любое косвенное экономическое планирование и / или используют государственные предприятия для накапливания капитала.

    Капитализм был доминирующим в западном мире с конца феодализма, однако большинство экономистов уверены, что современную экономику более точно описывает термин «смешанная экономика», в связи с тем, что в ней присутствуют как частные, так и принадлежащие государству предприятия. При капитализме цены определяют масштабы спроса и предложения. Например, повышенный спрос на определенные товары и услуги приводит к росту цен, а снижение спроса на определенные товары приводит к снижению цен.

    Англо-саксонская модель рыночной экономики

    Англо-саксонский капитализм относится к форме капитализма преобладающего в англоязычных странах и характерен для экономики США. Он контрастирует с европейскими моделями капитализма, такими как континентальная социальная рыночная модель и скандинавская модель.

    Англо-саксонская капитализм относится к макроэкономическому политическому режиму и структуре рынка капитала, общей для всех англоязычных стран. Его основными характеристиками являются низкие ставки налогообложения, более открытые финансовые рынки, низкая защита на рынке труда, а также менее социально ответственное государство, сторонящееся схем коллективных переговоров (профсоюзов), которые присутствуют в континентальных и северных европейских моделях капитализма.

    Восточно-азиатская модель рыночной экономики

    Восточно-азиатская модель капитализма основывается на сильной роли государственных инвестиций, а в некоторых случаях, государственных предприятиях. Государство принимает активное участие в содействии экономическому развитию с помощью субсидий, содействия «национальным чемпионам» и ориентированной на экспорт модели экономического роста.

    Невмешательство

    Невмешательство является синонимом того, что называли экономикой строго капиталистического свободного рынка в начале и середине 19-го века, для достижения которого идеально подходит классический либерализм (правый либерализм). Как правило, понимается, что необходимые компоненты для функционирования идеализированной системы свободного рынка включают в себя полное отсутствие государственного регулирования, субсидий, искусственного ценового давления, предоставленных государством монополий (защитниками свободного рынка обычно классифицируются как принудительные монополии) и никаких налогов или тарифов кроме тех, которые необходимы правительству для обеспечения защиты от преступлений, поддержания мира и имущественных прав, а также предоставления основных общественных благ.

    Право-либеральные сторонники анархо-капитализма считают государство морально нелегитимным и экономически ненужным и разрушительным.

    Социальная рыночная экономика

    Эта модель была реализована Альфредом Мюллером-Армаком и Людвигом Эрхардом после Второй мировой войны в Западной Германии. Социальная рыночная экономическая модель основана на идее реализации выгод от свободной рыночной экономики, особенно экономической эффективности и высоких объемов поставок товаров, при избегании недостатков, таких как провалы рынка, разрушительная конкуренция, концентрация экономической мощи и анти-социальные последствия рыночных процессов. Целью социальной рыночной экономики является реализация наивысшего расцвета в сочетании с наилучшим социальным обеспечением.

    Одним из отличий от свободной рыночной экономики является то, что государство не является пассивным, а принимает активные регулирующие меры. Цели социальной политики включают трудоустройство, жилье и политику в области образования, а также социально-политически мотивированную балансировку распределения роста доходов. Характеристиками социальной рыночной экономики являются сильная политика в области конкуренции и сдерживающая монетарная политика. Философской основой построения такой модели стали неолиберализм или ордолиберализм.

    Рыночный социализм

    Рынок социализм относится к различным типам экономических систем, где средства производства и доминирующие экономические институты либо находятся в государственной собственности, либо совместно принадлежат частным и государственным структурам, но работают в соответствии с правилами спроса и предложения. Этот тип рыночной экономики имеет свои корни в классической экономике в работах Адама Смита, Рикардо и других социалистов и философов.

    Отличительной чертой между нерыночным социализмом и рыночным социализмом является существование рынка для факторов производства и критериев рентабельности для предприятий. Прибыль, полученная от государственных предприятий, по-разному можно использовать для реинвестирования в дальнейшее производство, напрямую финансировать государственные и социальные услуги, или распространять среди широкой общественности через социальные дивиденды или базовую систему доходов.

    Модели государственной собственности

    В моделях рыночного социализма Оскара Ланге и Абба Лернера, теорема Ланге утверждает, что государственный орган (называется Центральный совет по планированию) может устанавливать цены на основе подхода, методом проб и ошибок, пока они не будут равняться предельным издержкам производства так, чтобы достичь совершенной конкуренции и оптимальности по Парето. В этой модели социализма, фирмы находятся в государственной собственности и управляются их сотрудниками, а прибыль распределяется среди населения в виде социальных дивидендов.

    Более современная модель рыночного социализма, предложенная американским экономистом Джоном Ремером, именуется экономической демократией. В этой модели, социализация достигается за счет общественной собственности на капитал в условиях рыночной экономики. В модели предполагается, что бюро общественной собственности будет владеть контрольными пакетами акций публичных компания, а полученная прибыль использоваться для государственного финансирования и обеспечения основного дохода.

    Кооперативный социализм

    Либертарианские социалисты и левые анархисты часто предлагают форму рыночного социализма, в которых предприятия принадлежат и управляются совместно их сотрудниками, так что из прибыли напрямую оплачивается труд сотрудников-собственников. Эти совместные предприятия будут конкурировать друг с другом так же, частные компании конкурируют на капиталистическом рынке. Примером такой экономической модели будет мутуализм.

    Самостоятельно управляемый рыночный социализм был внедрен в Югославии экономистами Бранко Хорватом и Ярославом Ванеком. В самоуправляемой модели социализма, фирмы непосредственно принадлежат их сотрудникам и правление избирается из сотрудников. Эти кооперативные фирмы конкурируют друг с другом на рынке, как в плане капитальных товаров, так и продаж товаров народного потребления.

    Социалистическая рыночная экономика

    После реформ 1978 года, Народная Республика Китай объявила о построении «социалистической рыночной экономики», в которой большая часть экономики находится в государственной собственности, но государственные предприятия реорганизованы в акционерные общества, а различные государственные учреждения владеют контрольными пакетами акций через систему акционеров. Цены устанавливаются в значительной степени с помощью системы свободных цен, а государственные предприятия не подвергаются пристальной опеке на микроуровне со стороны правительственного агентства по планированию. Подобная система «социалистически ориентированной рыночной экономикой» была реализован в Вьетнаме в результате реформ в 1986 году.

    Тем не менее, эта система обычно характеризуется как государственный капитализм, а не рыночный социализм, потому что в ней нет значимой роли самоуправления сотрудниками в фирмах, а государственные предприятия сохраняют свою прибыль вместо распространения ее среди сотрудников или передачи правительству, и во многом функционируют де-факто как частные предприятия. Из прибыли финансируются блага всего населения в целом, но она не достается своим сотрудникам.

    рыночный конкуренция валовый безработица инфляция

    Рыночная экономика - это социальная система, в основе которой лежит принцип разделения труда, когда сами средства производства находятся в частных руках. С самого начала в этой системе каждый человек работает сам на себя, но в общем эти усилия людей нужны для удовлетворения нужд других людей, в такой же степени как и на удовлетворения собственных нужд. С одной стороны каждый человек работает на удовлетворения чужих нужд, а с другой стороны все остальные работают для удовлетворения нужд отдельного человека.

    Получается так, что каждое средство производства и цель того же производства, можно сказать человек есть смысл деятельности и способ достижения целей других людей. Управление всем этим осуществляет рынок. Рынок рационально управляет деятельность людей туда, где они будут больше нужны для других людей.

    При всём при этом, рынок осуществляет управление, по воле человека, ни принуждая его ни к чему. Тем самым государство и механизм социального принуждения не вмешиваются в дела рынка и в дела людей, работающих в этой сфере. Конечно, такая сила может применяться, для осуществления власти над людьми, но только в исключительных случаях, когда их работа угрожает установившейся работе рыночной экономике, или даже его существованию. Такая сила как бы даёт гарантию человеческой жизни, здоровья человека, охраны частной собственности. Как от физической силы и мошенничества. Так и от внешнего недоброжелателя. В общем получается некая среда в котором экономика может нормально жить и развиваться.

    Рыночная экономика -- характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

    Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку .

    Свобода выбора становится основой конкуренции.

    Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода -- фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

    Рыночной экономике присущи следующие черты:

    Частная собственность;

    Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

    Свободное предпринимательство;

    Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя -- потребитель решает, что должно производиться.

    Ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;

    Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

    Конкуренция;

    Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

    Ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственностью субъектов рыночных отношений -- заставляет предприятия отвечать по обязательствам, принадлежащим им имуществом.

    Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа:

    • - Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;
    • - Низкий, не выше 4-5% годовой рост инфляции;
    • - Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП;
    • - Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;
    • - Неотрицательный платежный баланс страны.

    Развитие экономики - это не переменное развитие производства из года в год, в одни годы рост производства может значительно скакнуть вверх в другие спасть в низ и тогда рыночная экономика развивается в один год с большим процентом, в другой с меньшим. Цикличность заключается в движение от кризиса к кризису. Так как у нас довольно часто происходят кризисы, то это развитие, так как нарушается пропорциональность между отдельных независимых предприятий. После каждого кризиса развитие хоть медленно, но вверх восстанавливается до определённого уровня. Во время кризиса, что бы предприятие не обанкротилось, помогает правительство вводя в её бюджет свои правительственные средства - это такая современная политика рыночной экономики в России и за рубежом. Как видно из вышесказанного, государство значительно помогает рыночной экономики во время кризиса.

    Обратимся к марксистскому определению «анархическое производство» оно достаточно точно показывает социальную структуру, экономическую систему, в которой нет подчинения главному директору, который как бы царь, который ждёт от простых рабочих беспрекословное подчинения и уважения. Который говорит каждому его задачу и требует обязательного его выполнения. Тут каждый человек свободен в выборе, он освобожден от жёсткого контроля. Каждый по доброй воле и в самой для него лучшей степени входит в кооперативную систему. Рынок выводит его именно туда где он сможет полностью раскрыть весь свой талант и талант других людей. Рынок в нашей жизни главней всего. Именно он управляет всей социальной структурой.

    Рынок - не является каким-то местом, или вещью, или собственностью. Рынок - это различные процессы, который держится на деятельности отдельных людей, которых объединяет система разделение труда. В то же время та оценка рынка и является той самой силой, которая движет рынок и изменяет его. Рынок изменяется из-за изменения рыночных цен. Например, из-за количества людей, которые хотят купить и которые хотят продать и определяется пропорция обмена. На этом рынке нет ничего паранормального, противоречивого нашему представлению, природе человека. По сути, этот рыночный процесс, итог человеческой работы. Все изменения на рынке могут быть отслежены .

    Рыночный процесс - это итог всех манипуляций всех участвующих рынка. Рыночные цены говорят, как бы пишут правила, что лучше сегодня производить, что лучше не производить, и как производить. Рынок также есть центр, где встречаются все старания его участников. И также, куда усилия расходятся в разные стороны.

    Но так же не надо рыночную экономику путать с другой системой, о которой много раз упоминали в мировой истории. Но которая так и не была поставлена полностью на ноги. Это система социального взаимодействия, в основе которой лежит разделение труда. Эта система носит различные названия, такие как: плановая экономика, социализм, государственный капитализм, капитализм .

    Социализм, капитализм или рыночная экономика исключают друг друга. Невозможно вообразить спаренную их форму. Всё производство может регулироваться либо царём либо рыночной экономикой.

    Если общество построено на частной собственности, и вдруг в нём появляется общественная собственность, то сразу же появляется агентство или муниципалитет государства, который управляет этой общественной собственностью. Это не может означать, что такой порядок экономики смешивается с социалистической экономикой. Тот факт, что государство управляет общественной собственностью не может изменить экономический строй.

    Таким образом, государство может выплатить убытки предприятия, которые находятся под его крылом, взяв средства из общественных фондов. Этим самым перемешиваются фонды в другие сектора. Так же правительство может применять один из методов, таких как увеличение налогов, который может повлечь за собой изменения на рынке. Именно рынок, а не правительство которое собирает налоги, решает кто пострадает после этого, а кто выживет. Системы, в которой присутствует рынок, никак не может быть социалистической. Даже само понятие социализм основано на полном отсутствие рынка.

    Если посмотреть на экономику СССР, которая вдоль и поперёк зависит от купли и продажи (оборота денег рыночной экономики), это говорит о том, что СССР связана с капиталистическим миром. Получается, кто живёт в социалистическом мире, активно пользуются капиталистическими методами, хотя сами и критикуют капиталистическую систему

    Основа рыночной экономики - монетарная экономика, которая основано на разделении труда и не сможет прожить без процессов экономических расчётов. Рыночная экономика опирается на денежные цены, и в итоге рыночная экономика продолжает существовать. Потому что она поддаётся расчётам .

  • Закон убывающей отдачи:
  • Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
  • Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
  • Процесс труда
  • Процесс производства
  • Производственные отношения Производительные силы
  • Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
  • Производство
  • Факторы производства
  • Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства
  • Раздел II микроэкономика Лекция 3. Рынок и механизм его функционирования
  • По географическому признаку
  • Краткие выводы
  • Понятие, условия возникновенияи виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  • Характерные черты типов конкуренции
  • Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  • 3.6. Антимонопольное законодательствои государственное регулирование экономики. Рыночная власть
  • Формы государственного регулирования
  • Краткие выводы
  • Лекция 4. Теория спроса и предложения
  • Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.Эластичность спроса
  • Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
  • Равновесная цена.Механизм рыночного равновесия
  • Шкала спроса, предложения и рыночное равновесие
  • Рынок труда. Спрос и предложение труда.Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы
  • Основные формы и системы заработной платы
  • Рынок капитала.Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
  • Структура производственных фондов предприятий
  • Рынок земли. Рента. Цена земли
  • Краткие выводы
  • Сущность и основные чертыпредприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)
  • Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации
  • Правовые формы предприятий
  • Преимущества и недостатки открытого акционерного общества
  • Малые предприятия. Интеграции предприятий
  • Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины и последствия
  • Экономическое содержание издержек. Видыи структура издержек предприятия (фирмы)
  • Себестоимость и классификация затрат
  • 1. Материальные затраты:
  • 2.Затраты на оплату труда:
  • 3.Отчисления на социальные нужды:
  • Выручка и прибыль.Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
  • Издержкипредприятия Выручка от реализации
  • Краткие выводы
  • Лекция 5 . Здоровье как экономическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья населения и здравоохранение
  • 5.1 Здоровье как результат деятельности в здравоохранении.
  • Лекция 5 контрольные вопросы
  • Литература
  • Лекция 6. Национальная экономика.Экономический рост и развитие.
  • 6.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
  • 5)Осуществление макроэкономической стабильности.
  • Система национальных счетов: сущность и структура
  • Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла
  • 6.7. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
  • Совокупное предложение.Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
  • Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения
  • Краткие выводы
  • Лекция 7. Инфляция и безработица
  • 7.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения.
  • 7.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
  • 7.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
  • Краткие выводы
  • 7.7. Государственные финансы. Государственный бюджет
  • 7.5. Налоги и налоговая система
  • 7.6. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России
  • 7.7. Деньги и их функции.
  • 7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды
  • 7.9. Банки и их функции. Банковская система
  • Краткие выводы
  • Тема №8. Доходы населения и социальная политика
  • 8.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения
  • 8.2. Дифференциация доходов: сущность и причины
  • 8.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
  • 8.4. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы
  • 8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
  • 8.6. Валюта: сущность и виды.
  • Лекция 9. Особенности переходной экономики России
  • 9.1.Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы
  • 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России
  • 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации
  • 9.4. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя
  • 9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
  • 9.6. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
  • 9.7. Формирование конкурентной среды предпринимательства
  • 9.9. Теневое предпринимательство в переходной экономике
  • Организованная преступность
  • 9.10. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений
  • Характеристика рыночной экономики

    Основные черты рыночной экономики:

      основа экономики - частная собственность на средства производства;

      многообразие форм собственности и хозяйствования;

      свободная конкуренция;

      рыночный механизм ценообразования;

      саморегулирование рыночной экономики;

      договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

      минимум вмешательства государства в экономику

    Основные достоинства:

    Основные недостатки:

    1) стимулирует высокую эффективность производства;

    2) справедливо распределяет доходы по результатам труда;

    3)не требует большого аппарата управления и др.

      усиливает социальное неравенство в обществе;

      вызывает нестабильность в экономике;

      безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

    Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику.

    Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

      частная собственность на экономические ресурсы;

      рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

      большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

    Современная рыночная экономика (современный капи тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

      многообразие форм собственности;

      развитие научно-технического прогресса;

      активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

    Традиционная экономика - это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

    Основные черты традиционной экономики:

      частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

      крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

      общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

      преобладание ручного труда

    Административно-командная экономика (централизо­ванно-плановая экономика) - это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

    Основные черты административно-командной эконо мики:

      основа - государственная собственность;

      абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

      жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

    4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

    Положительные стороны административно-командной эко номики

      Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

      Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

      Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

    Отрицательные стороны административно-командной экономики

      Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

      Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

      Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

    Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

    Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

    Смешанная экономика - тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер, ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб­ственностью (20-25%)На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).Смешанная экономика" - это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны. Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

    Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

    Американская модель построена на системе поощрения, предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

    Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

    Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели сочетание относительно вы­соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

    Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен­ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

    Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко­мендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель­ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

    Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики-это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

    Условия для перехода к рыночной экономике сложились не благоприятными для России. Среди них:

      высокая степень огосударствления экономики;

      почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

      длительное существование нерыночной экономики, что ослаб­ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

      искаженная структура Национальной экономики, где веду­щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;

      неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель­ского хозяйства.

    Основные условия формирования рыночной экономики в России:

      развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

      создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

      эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;

    Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 1.1).

    Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе и в данное время ?

    При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги ?

    Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

    Для кого?

    Основные вопросы экономики

    Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?

    Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существует слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

    Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой частные фирмы.

    Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.

    Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

    «Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.

    «Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как мож­но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

    «Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.