Как рассчитать налоговую нагрузку. Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности Ндс и прибыль соотношение показателей

Как рассчитать налоговую нагрузку. Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности Ндс и прибыль соотношение показателей

Рассчитайте налоговую нагрузку компании и сверьте полученные данные с показателями ФНС. Это позволит заранее узнать о рисках и подготовиться к вопросам инспекторов. Безопасные показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 году - в этой статье.

ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru . Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2017 году: как рассчитать

Налоговая нагрузка - показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Формула расчета налоговой нагрузки организации:

сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 "Выручка" годового отчета о финансовых результатах x 100%

Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

– информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.

Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база

Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.

Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

  • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
  • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% – для предприятий торговли.

Формула и порядок расчета

Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:

Нв÷Бн × 100,

Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

  1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

  1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где

Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

Бн 0% – налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).

Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.

Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:

  1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
  2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
  3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
  4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
  5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
  6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
  7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень НДС к оплате.

На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

  1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
  2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
  3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
  4. Полученные авансы также увеличивают базу;
  5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

Пример #1 расчета налоговой нагрузки

Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.

  1. Компания ООО «Ассорти» закупила в 1 квартале 2016 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
  2. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
  3. Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
  4. НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
  5. Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
  6. Налог на прибыль 41 333,76 руб. (206 668,8 × 20%).
  7. Чистая прибыль составила 165 335,04 (206 668,8–41 333,76)

Рассмотрим типовые проводки

Дебет

Кредит Сумма Расчет
41 60 3 325 000
19 60 598 500

Входящий НДС

60 51 3 923 500 ТМЦ оплачены поставщику
68.2 19 598 500 НДС предъявлен к вычету
62 90 4 618 200 Продажа ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль
68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль
90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль

Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:

659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84

Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:

45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16

Пример #2 расчета налоговой нагрузки

Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = – 66 832,2 руб.

То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Дебет Кредит Сумма Расчет Содержание
41 60 3000 000 Поступили товары от поставщика
60 51 3 000 000 ТМЦ оплачены поставщику
62 90 4 618 200 Реализация ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Учтен исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Учтен входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
99 90 66 833,2 Убытки предприятия

Удельный вес НДС к вычету

60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :

643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликованые ФНС России данные о налоговой нагрузке, на основании которых налоговая служба определяет, кого будет проверять. Данные налоговой нагрузки публикуются ежегодно в Приложении 3 к .

Здесь приведены данные за 2016 год, которые были опубликованы в мае 2017 года.

Данные по налоговой нагрузке за 2017 год (опубликовано в мае 2018 года) по ссылке:

Комментарий

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности ежегодно рассчитывается Федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ) и публикуется в Приложении 3 к .

Налоговая нагрузка используется ФНС РФ как один из критериев для назначения выездной налоговой проверки. Так, если фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган считает это как подозрительный признак и может провести налоговую проверку (см. ).

Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

В 2017 году известна налоговая нагрузка за 2016 год. Дело в том, что налоговая нагрузка рассчитывается после обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности за календарный год. Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность за календарный год ФНС получает к концу марта следующего года. Затем ФНС РФ обрабатывает эти данные и к началу мая следующего года публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности за календарный год (например, в мае 2017 года публикуется налоговая нагрузка за 2016 год).

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2016 год *

Вид экономической деятельности 2014 год** 2015 год** 2016 год**
ВСЕГО 9,8 9,7 9,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 3,5 3,5
Рыболовство, рыбоводство 6,2 6,5 7,7
Добыча полезных ископаемых
в том числе:
38,5 37,9 32,3
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 42,6 41,5 35,6
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 8,3 11,3 11,9
Обрабатывающие производства
в том числе:
7,1 7,1 7,9
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 19,4 18,2 19,7
текстильное и швейное производство 8,1 7,8 7,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,3 6,2 7,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,9 2,8 2,2
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 2,8 3,5 4,3
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 13,3 13,4 11,6
производство кокса и нефтепродуктов 3,4 2,6 4,7
химическое производство 3,2 4,2 3,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 5,6 5,6 6,0
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,0 8,6 8,6
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 3,8 4,5 4,3
производство машин и оборудования 11,7 12,9 13,7
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,9 11,2 11,1
производство транспортных средств и оборудования 6,0 6,0 5,2
прочие производства 5,4 4,3 4,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
в том числе:
4,8 5,4 6,1
производство, передача и распределение электрической энергии 4,9 5,7 6,4
производство и распределение газообразного топлива 2,7 1,9 3,3
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 5,2 5,6 4,7
Строительство 12,3 12,7 10,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:
2,6 2,7 2,8
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 2,2 2,8 2,4
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,4 2,4 2,6
розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3,6 3,7 3,7
Гостиницы и рестораны 9,0 9,0 9,5
Транспорт и связь
в том числе:
7,8 7,3 7,2
деятельность железнодорожного транспорта 9,5 10,2 8,4
транспортирование по трубопроводам 3,5 1,7 3,2
деятельность водного транспорта 11,1 13,6 13,1
деятельность воздушного транспорта 2,9 1,4 отр.
связь 12,9 12,8 12,6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,5 17,2 15,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
в том числе:
25,8 25,6 23,4
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 29,1 29,1 25,6

* - Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

** - Расчет за 2006 г., 2010-2016 гг. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по России безопасная доля вычетов за 3 квартал 2017 года составляет 87,9%. Цифра выросла по сравнению со 2 кварталом: тогда она была 87,8 %. Правда, по сравнению с началом года показатель снизился. В 1 квартале среднероссийская доля безопасных вычетов была 88,5%.

Данные в среднем по России на практике инспекторы не используют. Ориентироваться надо на региональные показатели. Именно на них будут ориентироваться, «камераля» вашу декларацию за 3 квартал 2017 года.

Мы приводим безопасную долю вычетов по регионам России. Расчет проводился на основании формы 1-НДС с сайта Федеральной налоговой службы .

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Возможны требования пояснений, комиссии и даже назначение выездных проверок. Раньше налоговики открыто об этом заявляли в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722. Но оно было отменено (письмо Минфина России от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183). Но эксперты говорят, что больше налоговых комиссий в привычном нам виде уже не будет, останутся только комиссии по легализации налоговой базы для выплаты заработной платы и страховых взносов. Их задачи и методы работы закреплены .

Образец пояснений о доле вычетов НДС.

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах России (в %, по 3 кварталу 2017 года)

Регион

Доля вычетов, %

Регион

Доля вычетов, %

Алтайский край

Приморский край

Амурская область

Псковская область

Архангельская область

Республика Адыгея

Астраханская область

Республика Алтай

Белгородская область

Республика Башкортостан

Брянская область

Республика Бурятия

Владимирская область

Республика Дагестан

Волгоградская область

Республика Ингушетия

Вологодская область

Республика Калмыкия

Воронежская область

Республика Карелия

Город Москва

Республика Коми

Город Санкт-Петербург

Республика Крым

Город Севастополь

Республика Марий Эл

Еврейская автономная область

Республика Мордовия

Забайкальский край

Республика Северная Осетия — Алания

Ивановская область

Республика Татарстан

Иркутская область

Республика Тыва

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Хакасия

Калининградская область

Республика Саха (Якутия)

Калужская область

Ростовская область

Камчатский край

Рязанская область

Карачаево-Черкесская Республика

Самарская область

Кемеровская область

Саратовская область

Кировская область

Сахалинская область

Костромская область

Свердловская область

Краснодарский край

Смоленская область

Красноярский край

Ставропольский край

Курганская область

Тамбовская область

Курская область

Тверская область

Ленинградская область

Томская область

Липецкая область

Тульская область

Магаданская область

Тюменская область

Московская область

Удмуртская Республика

Мурманская область

Ульяновская область

Ненецкий автономный округ

Хабаровский край

Нижегородская область

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Новгородская область

Челябинская область

Новосибирская область

Чеченская Республика

Омская область

Чувашская Республика

Оренбургская область

Чукотский автономный округ

Орловская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Пензенская область

Ярославская область

Пермский край

Расчет налоговой нагрузки в 2020 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.