Автомобиль на балансе предприятия. Бывший владелец сведения не представил. Приобретение автомобиля индивидуальным предпринимателем

Если автомобиль предполагается использовать для служебных нужд на протяжении длительного времени – 12 месяцев и более, – то машина принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

При покупке автомобиля его стоимость равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности машины к использованию. Факт готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В случае с машиной такой бумагой будет акт (накладная) приемки-передачи ОС, составляемый на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Начисление амортизации

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного компанией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо его списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Обратите внимание

Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором.

Амортизация по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» – для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Срок использования машины

Для налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Срок использования машины определяется фирмой самостоятельно на дату ее ввода в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ). В соответствии с Классификацией легковые автомобили (за исключением машин, отнесенных к иным группам) принадлежат к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ)).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налоговый вычет

После принятия к учету автомобиля, который будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, организация может произвести налоговый вычет, предъявленного ей продавцом, на основании полученного счета-фактуры, соответствующего требованиям, установленным статьей 169 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Счет-фактура регистрируется в части два журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении объекта ОС, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». При принятии НДС к вычету производится запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).


ПРИМЕР. УЧЕТ ОПЕРАЦИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Организация по договору купли-продажи приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль. Его стоимость составила 236 000 руб., в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Оплата продавцу была произведена в безналичной форме в июле. Срок использования автомобиля составляет 50 месяцев. В соответствии с учетной политикой компании начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом.

Для целей налогообложения учет ведется методом начисления. В этом случае бухгалтерская и налоговая амортизация составит 4000 руб. (200 000 руб. / 60 мес.). Операции, связанные с приобретением автомобиля, следует отражать следующими проводками:

В месяце приобретения автомобиля

Дебет 08   Кредит 60
- 200 000 рублей – отражены вложения организации в приобретение объекта ОС;

Дебет 19-1   Кредит 60
- 36 000 рублей – выделен НДС;

Дебет 01   Кредит 08
- 200 000 рублей – легковой автомобиль принят к учету в составе ОС;

Дебет 68/НДС   Кредит 19
- 36 000 рублей – НДС предъявлен к вычету из бюджета;

Дебет 60   Кредит 51
- 236 000 рублей – перечислены продавцу денежные средства за легковой автомобиль.

Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования

Дебет 26(44)   Кредит 02
- 4000 рублей – отражена сумма начисленной амортизации.

Аренда автомобиля

Арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.

Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором (п. п. 5, 6, 6.1, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

1. Причины выбытия автотранспорта

В любом случае в первичных документах, которыми оформлено выбытие объекта, должны содержаться данные о количестве и стоимости выбывающих активов, а также о причинах выбытия с их обоснованием (особенно в случае выбытия за непригодностью).
Порядок оформления первичных документов по учету основных средств установлен постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документацией по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Для учета всех видов основных средств, в том числе и автотранспортных средств, находящихся в организации, применяется Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-1). При выбытии основного средства в карточку вносятся сведения:

О документе на выбытие (номер и дата накладной или акта приемки-передачи основного средства);
- о причинах выбытия;
- о сумме выручки от реализации;
- о начисленной амортизации на момент выбытия.

Продажа, безвозмездная передача, передача организацией автотранспортных средств по договору мены, внесение в уставный капитал и в общее имущество по договору простого товарищества оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма № ОС-1).

На основании акта бухгалтерская служба организации делает запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает эту карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. В инвентарной книге делается запись об изъятии карточки на выбывшее транспортное средство.

На основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением соответствующего договора и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого транспортного средства производится списание стоимости этих объектов.

При выбытии автотранспортных средств у организации возникают доходы и расходы. Доходы - это сумма выручки от продажи автомобиля или автобуса. А расходы - это остаточная стоимость объекта, НДС, а также затраты, связанные с выбытием транспортного средства. Предварительно эти затраты (заработная плата, ЕСН и взносы во внебюджетные фонды, стоимость использованных материалов и др.) собираются на счете 23 «Вспомогательное производство».

Остаточная стоимость транспортного средства определяется на счете 01 субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета списывается первоначальная стоимость объекта с учетом проведенных переоценок, а по кредиту отражается сумма начисленной амортизации на момент реализации (также с учетом переоценок).

Доходы и расходы от выбытия транспортных средств относятся на финансовые результаты организации и включаются в состав прочих операционных доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). По кредиту счета 91 субсчет «Прочие доходы» отражается выручка от реализации объекта, а по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» - списываются расходы от его выбытия.
В бухгалтерском учете доходы и расходы от списания основных средств надо отражать в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Сумма дооценки или уценки транспортных средств, которая возникает при переоценке этих объектов, учитывается на счете 83 «Добавочный капитал». При выбытии автомобиля или автобуса сумма дооценки (уценки) по объектам основных средств переносится на нераспределенную прибыль, не затрагивая счета учета финансовых результатов (п. 15 ПБУ 6/01): ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84.

2. Продажа авто: бухучет

Продажа автотранспортных средств оформляется, как правило, договором купли-продажи.

Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

При продаже транспортного средства продавцом является организация – собственник объекта основных средств, а покупателем – лицо, приобретающее этот объект.

Как известно, что перед тем как продать транспортное средство, собственник или владелец транспортного средства должен снять его с учета в ГАИ. Об этом говориться в абзаце 2 пункта 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств» и в пункте 3.1 приказа МВД России от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».

Однако Решением Верховного суда РФ от 2 декабря 2003 г. № КАС-03-563 указанные положения этих документов признаны недействительными.

Как расценила кассационная коллегия Верховного суда РФ, эти нормы, по сути, запрещают переход права собственности на транспортное средство, когда оно не снято с учета. А, следовательно, препятствуют свободному обороту этого имущества, чем нарушают статью 129 Гражданского кодекса РФ. Ведь переход права собственности по гражданскому законодательству не нуждается в регистрации. Поэтому автовладельцы могут продавать свой транспорт и без снятия его с учета в ГАИ.

К бухгалтерскому учету выручка от продажи основного средства принимается в сумме, указанной в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).

Пример

ООО «Гренада» решило продать микроавтобус, восстановительная стоимость которого составляет 600 000 руб. На момент реализации сумма начисленной амортизации составляет 330 000 руб. Сумма дооценки микроавтобуса, которая образовалась в результате переоценки по состоянию на 1 января 2006 года, составляет 60 000 руб.

В соответствии с договором продажная стоимость микроавтобуса составила 300 000 руб.

ООО «Гренада» освобождено от уплаты НДС по статье 145 НК РФ.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

600 000 руб. - списана первоначальная стоимость микроавтобуса;

330 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

270 000 руб. (600 000 руб. - 330 000 руб.) - списана остаточная стоимость микроавтобуса;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

300 000 руб. - отражен доход от продажи микроавтобуса;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 99

30 000 руб. (300 000 руб. - 270 000 руб.) - отражен финансовый результат от продажи основного средства;

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84

60 000 руб. - списана сумма дооценки по проданному микроавтобусу.

3. Налоговый учет

В налоговом учете порядок учета доходов и расходов от продажи транспортных средств иной. Они учитываются как доходы и расходы от реализации (ст. 249, 268 Налогового кодекса РФ).

При этом доход от реализации транспортного средства определяется как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью, а также затратами по его реализации.

В налоговом учете цена продажи автомобиля или автобуса, согласованная между покупателем и продавцом, является рыночной ценой, пока не доказано обратное (ст. 40 Налогового кодекса РФ). А вот остаточная стоимость транспортного средства определяется на основании пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Она равна разнице между восстановительной или первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. При этом необходимо учесть проведенные переоценки. Однако здесь есть одна тонкость.

Для автотранспортных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 года, следует использовать восстановительную стоимость, то есть первоначальную стоимость с учетом проведенных ранее переоценок. Причем последняя переоценка (по состоянию на 1 января 2002 года) не должна увеличивать предыдущую восстановительную стоимость транспортного средства более чем на 30%. Последующие же переоценки не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К прочим расходам по реализации автомобилей и автобусов относятся расходы по обслуживанию и транспортировке реализованного имущества;

Суммы НДС и налога с продаж в состав расходов не входят.

Дата получения дохода от реализации автотранспортного средства определяется в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов. Если это метод начисления, то датой получения дохода считается день передачи основного средства (день перехода права собственности). Если же организация использует кассовый метод, то доходы от продажи основного средства она будет определять на день получения денежных средств от покупателя (п. 3 ст. 271, п. 2 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

Прибыль, полученная в результате выбытия транспортного средства, включается в тот налоговый период, в котором была произведена продажа этого амортизируемого имущества.

Пример

Вернемся к условиям предыдущего примера. Для упрощения примера предположим, что сумма начисленной амортизации по микроавтобусу, и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадают.

Для расчета налоговой базы по налогу на прибыль проверим, не превышает ли сумма переоценки 30% от первоначальной стоимости микроавтобуса: 60 000 руб. : (600 000 руб. - 60 000 руб.) * 100 = 11%. Доходы от реализации составят 30 000 руб., а расходы будут равны нулю.

В бухгалтерском учете ООО «Гренада» следует сделать проводку:

7 200 руб. (30 000 руб. * 24%) - начислен налог на прибыль.

В том случае, если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости транспортного средства и расходов по его реализации, то полученная разница - убыток - будет учитываться в целях налогообложения. Но в особом порядке.

Полученный убыток отражается в качестве расходов будущих периодов (п. 3 ст. 268 Налогового кодекса РФ). Впоследствии он включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного периода. Этот период рассчитывается как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации, включая месяц реализации (ст. 323 Налогового кодекса РФ).

В результате продажи 26 июля 2006 года прицепа ООО «Строймонтажтрест» был получен убыток в размере 3 000 руб. Срок полезного использования прицепа был установлен в размере 37 месяцев. Срок фактической эксплуатации, включая месяц реализации, составил 31 месяц.

Сумма полученного убытка следует отнести к расходам будущих периодов, а затем ежемесячно в течение 6 месяцев (37 мес. - 31 мес.) включать в прочие расходы от реализации по 500 руб. (3 000 руб. : 6 мес.).

4. Если бухгалтерская стоимость автомобиля отличается от налоговой

Расхождения между бухгалтерской и налоговой стоимостью транспортных средств возникают по четырем причинам.
Причина первая. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость транспортного средства больше, чем в налоговом. На сумму разницы между бухгалтерской и налоговой стоимостью автомобиля в соответствии с ПБУ 18/03 в бухгалтерском учете формируется отложенное налоговое обязательство (ОНО), которое погашается в процессе начисления амортизации в течение всего срока использования автомобиля. В случае продажи этого объекта оставшаяся сумма ОНО списывается.

Пример

В январе 2006 года ЗАО «Валенсия» приобрело грузовой автомобиль стоимостью 424 000 руб. без учета НДС. Расходы на регистрацию автомобиля в ГАИ в размере 1 000 руб. организация включила в первоначальную стоимость автомобиля в целях бухгалтерского учета. А в целях налогообложения эти расходы были учтены в составе текущих расходов. В результате этого первоначальная стоимость грузовика составила:

В бухгалтерском учете - 425 000 руб.;
- в налоговом учете - 424 000 руб.

На сумму расходов на регистрацию в ГАИ бухгалтер сформировал отложенное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 77

240 руб. (1 000 руб. * 24%) - отражена сумма сформированного ОНО.

ЗАО «Валенсия» установила одинаковый срок полезного использования автомобиля как в бухгалтерском, так и в налоговом учете - 85 месяцев. Сумма ежемесячной амортизации составила:

В бухгалтерском учете - 5 000 руб. (425 000 руб. : 85 мес.);
- в налоговом учете - 4 988, 24 руб. (424 000 руб. : 85 мес.).

Каждый месяц бухгалтер гасит часть отложенного налогового обязательства:

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогам и сборам"

2,82 руб. ((5 000 руб. - 4 988,24) * 24%) - списана часть ОНО.

Предположим, в сентябре 2004 года организация продала грузовой автомобиль. Сумма начисленной амортизации за период с февраля по сентябрь (10 мес.) составила:

В бухгалтерском учете - 50 000 руб. (5 000 руб. * 10 мес.);
- в налоговом учете - 49 882,4 руб.(4 988,24 руб. * 10 мес.).

Часть отложенного налогового обязательства, которые было сформировано в размере 240 руб., была погашена на сумму 28,2 руб. (2,82 руб. * 10 мес.). Оставшаяся часть ОНО составила 211,8 руб. (240 руб. - 28,2 руб.). В момент продажи грузового автомобиля бухгалтер полностью погасил ОНО:

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам»

211,2 руб. - списана оставшаяся часть ОНО.

Вторая причина заключается в том, что по автотранспортному средству были установлены различные сроки полезного использования . Предположим, что первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете одинаковая.
Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете оказался больше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной «налоговой» амортизации будет больше «бухгалтерской» амортизации. На сумму превышения бухгалтер будет ежемесячно формировать ОНО следующей проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 77.

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется меньше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет меньше, чем в целях бухгалтерского учета.

В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНО полностью погашается обратной проводкой:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам».

Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете оказался меньше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной «налоговой» амортизации будет меньше «бухгалтерской» амортизации. На сумму превышения бухгалтер будет ежемесячно формировать ОНА следующей проводкой:

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам».

После того, как в бухгалтерском учете сумма начисленной амортизации будет равна первоначальной стоимости автомобиля, начислять амортизацию организация будет только в налоговом учете. Одновременно сформированный ОНА будет погашаться на сумму «налоговой» амортизации, умноженной на 24%.

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется больше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет больше, чем в целях бухгалтерского учета.

В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНА полностью погашается обратной проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 09.

Третья причина состоит в том, что по транспортному средству организация может применять разные способы начисления амортизации . Если сумма амортизации больше в бухгалтерском учете, то формируется ОНА. Если же больше окажется сумма амортизации, начисленная в целях налогообложения, то формируется ОНО. В случае продажи транспортного средства ОНА или ОНО полностью погашаются обратными проводками.

И, наконец, остаточная стоимость автомобиля может быть разной в бухгалтерском и налоговом учете, если в целях налогообложения организация применяет понижающий или повышающий коэффициенты . В зависимости от того, в каком учете сумма амортизации больше, бухгалтер формирует либо ОНА, либо ОНО. При продаже транспортного средства ОНА или ОНО, сформированные в процессе использования объекта, списываются обратными проводками.

На практике случаются запутанные случаи, когда данные бухгалтерского учета полностью не совпадают с данными налогового учета. Это может быть, когда первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, а сумма амортизационных отчислений, наоборот, больше в налоговом учете. Бывает, что на момент продажи бухгалтер сформировал по автотранспорту и ОНА, и ОНО.

Чтобы окончательно не запутаться в создавшейся ситуации, мы советуем бухгалтеру поступить следующим образом.
Сначала нужно списать все ОНА и ОНО, сформированные по продаваемому объекту, на счет 99 «Прибыли и убытки»:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 99

Списана сумма ОНО;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 09

Списана сумма ОНА.

Затем нужно определить остаточную стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете и сравнить их.

Предположим, что «бухгалтерская» остаточная стоимость транспортного средства оказалась больше, чем «налоговая». Рассчитайте сумму разницы между ними, умножьте ее на 24% и отразите в бухгалтерском учете полученный результат такой проводкой:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

Сформировано постоянное налоговое обязательство.

Если же «налоговая» остаточная стоимость автомобиля будет больше «бухгалтерской», то, умножив разницу на 24%, отразите ее в бухгалтерском учете другой проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 99

Сформирован постоянный налоговый актив.

5. НДС

Продавая автотранспортное средство, нужно начислить налог на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Порядок расчета налога определяется в зависимости от того, как реализуемый объект был учтен при его принятии на баланс: с налогом на добавленную стоимость либо без налога на добавленную стоимость.

Пример

В январе 2005 года ООО «Старт» приобрело легковой автомобиль стоимостью 150 000 руб., в том числе НДС – 22 881 руб. Сумма уплаченного НДС была возмещена из бюджета.

В феврале 2006 года ООО «Старт» продало автомобиль. Его продажная цена согласно договору купли-продажи составляет 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). За время эксплуатации легкового автомобиля была начислена амортизация в размере 54 000 руб.
Согласно учетной политике ООО «Старт» выручка для целей обложения налогом на добавленную стоимость определяется «по оплате».

При продаже легкового автомобиля в бухгалтерском учете ООО «Старт» были сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

127 119 руб. – списана первоначальная стоимость легкового автомобиля;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

54 000 руб. – списана начисленная амортизация;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

73 119 руб. (127 119 руб. - 54 000 руб.) – списана остаточная стоимость автомобиля;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1

118 000 руб. – отражена выручка от реализации легкового автомобиля;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по отложенным налогам»

18 000 руб. – отражена сумма НДС;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 99

26 881 руб. (118 000 руб. - 18 000 руб. - 73 119 руб.) – списан финансовый результат от реализации объекта основного средства;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

118 000 руб. – поступила оплата от покупателя по договору купли-продажи;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по отложенным налогам» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

18 000 руб. – отражено обязательство перед бюджетом по НДС.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ. При этом можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 (см. также информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания), и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов).

Стоимость объекта основных средств (далее - ОС), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях его продажи.

Решение о списании объекта ОС принимается созданной для этих целей комиссией и оформляется в акте на списание объекта ОС с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п.п. 77, 78 Методических указаний). За основу для разработки акта на списание автомобиля можно принять унифицированную форму № ОС-4а, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта ОС производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний). В учете делаются проводки:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации"

Списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

Списана сумма начисленной амортизации.

Нормы российского законодательства не предусматривают каких-либо особых правил перехода права собственности на автомобили и не требуют госрегистрации данного факта. В общем случае датой перехода права собственности на автомобиль, реализуемый по договору купли-продажи, будет дата его передачи покупателю. Стороны вправе определить в договоре и иной порядок перехода права собственности на автомобиль к покупателю (например, по факту его оплаты).

Передача объекта ОС в собственность других лиц оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС (п. 81 Методических указаний), на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта ОС. За основу формы акта приема-передачи может быть взята унифицированная форма № ОС-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, в которой предусмотрены обязательные для заполнения поля "Организация-получатель" и "Организация-сдатчик". Если ОС передается физическому лицу, в указанную форму нужно внести соответствующие изменения.

Доходы и расходы от продажи ОС, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 "Прочие доходы и расходы" в том отчетном периоде, к которому они относятся, т. е. в периоде их продажи (п. 31 ПБУ 6/01):

Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

По цене реализации отражен доход от продажи автомобиля;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"

Отражен НДС по реализованному объекту ОС (со стоимости реализации);

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

Списана остаточная стоимость объекта ОС;

Дебет 99 "Прибыли и убытки" (Кредит 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов") Кредит 91, субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов" (99 "Прибыли и убытки")

Выявлен финансовый результат (убыток или прибыль) от реализации объекта ОС.

Для целей подтверждения факта передачи товара покупателю продавец вправе потребовать с него расписку (п. 2 ст. 408 ГК РФ), требования к содержанию которой стороны определяют самостоятельно. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (техпаспорт, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 6

Почти каждой организации, каким бы видом деятельности она ни занималась, необходим автотранспорт. Это может быть и один легковой автомобиль для служебных поездок, и целый парк грузовых машин. Поэтому вопросы, касающиеся правильности ведения учета автотранспортных средств, а также их содержания, являются актуальными практически для любого бухгалтера.

В данной статье мы не только расскажем, как организовать учет и оформить документы в соответствии с действующим законодательством, но и подскажем решение наиболее часто встречающихся на практике проблем, связанных с постановкой на учет автомобиля, начислением амортизации, оплатой ГСМ, дооборудованием его устройствами сигнализации, радиосвязи.

Покупка автомобиля

Итак, организация приобрела автомобиль, и первый вопрос, который сразу встает перед бухгалтером: как правильно отразить в учете покупку?

Во-первых, и в бухгалтерском, и в налоговом учете автомобиль признается основным средством, так как срок его полезного использования превышает 12 месяцев. Стоит автомобиль больше 10 000 руб., и используется он, как правило, организацией в целях извлечения дохода, поэтому по нему необходимо начислять амортизацию. Этого требуют правила бухгалтерского (п.п.4, 17 ПБУ 6/01 <1>) и налогового учета (п.1 ст.256 НК РФ).

<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 18.05.2002 N 45н.

Во-вторых, согласно п.7 ПБУ 6/01 в бухучете автомобиль показывают по первоначальной стоимости. Она включает в себя все фактические затраты, связанные с покупкой машины. Кроме основной суммы, уплаченной поставщику, в нее могут входить, например, затраты на установку сигнализации, посреднические вознаграждения, информационные и консультационные услуги, проценты по кредиту, регистрационные сборы, государственные и таможенные пошлины.

К сведению: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 организация должна в 5-дневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. Эти расходы также включаются в первоначальную стоимость.

Первоначальная стоимость автомобиля в налоговом учете определяется несколько иначе, а именно: в ней не учитываются проценты по кредитам и суммовые разницы. Их бухгалтер должен отнести к внереализационным расходам.

Возместить из бюджета налог на добавленную стоимость по приобретенному автомобилю организация может после принятия его к учету в качестве основного средства при условии оплаты и наличия счета-фактуры (п.1 ст.172 НК РФ). Документом, подтверждающим факт ввода автомобиля в эксплуатацию, является акт о приеме-передаче основных средств по форме N ОС-1 <2>.

<2> Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Обратите внимание: нередко на практике возникает ситуация, когда автомобиль принят к учету, от продавца получен счет-фактура, но расплачивается организация за покупку частями. Можно ли в этом случае возмещать НДС из бюджета частично в соответствии с оплаченными суммами? Представители налоговых органов, ссылаясь на п.9 новой редакции Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС <3>, действующей с 10.03.2004, однозначно отвечают: "Нельзя". В этом пункте сказано, что при приобретении основных средств "регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия" их на учет. Однако Постановление Правительства РФ N 914 определяет лишь правила регистрации счетов-фактур в книге покупок.
<3> Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в редакции, введенной в действие с 10.03.2004 Постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84.

Порядок зачета НДС установлен в НК РФ. В ст.172 НК РФ прописано, что вычеты сумм НДС "производятся в полном объеме после принятия на учет" основных средств. Ничего конкретного о необходимости полной оплаты продавцу не сказано. Поэтому с мнением налоговиков можно поспорить в суде. Примером положительного решения служит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2004 N А-33-10605/03-С3-Ф02-1329/04-С1. Суд указал, что после получения частичной оплаты продавцу с этой суммы надо сразу начислить в бюджет НДС, а следовательно, покупатель получает полное право принять налог к вычету.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о расходах по страхованию гражданской ответственности. Хотя они являются обязательными, и застраховать автомобиль владельцы, согласно п.2 ст.4 Закона N 40-ФЗ <4>, должны еще до регистрации машины в ГИБДД, включать их в первоначальную стоимость нецелесообразно. Ведь в этом случае списывать их в себестоимость придется через амортизацию в течение срока полезного использования автомобиля. Договор же обязательного страхования гражданской ответственности в силу ст.10 Закона N 40-ФЗ заключается на один год. Поскольку нормативные документы (НК РФ, ПБУ 6/01) конкретно не называют расходы по страхованию в числе необходимых для включения в первоначальную стоимость, бухгалтеру выгоднее их отразить в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <5>) на счете 97.

<4> Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", введен в действие с 01.07.2003 Федеральным законом от 23.06.2003 N 77-ФЗ.
<5> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

В налоговом учете расходы по страхованию включаются в состав прочих в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций (п.2 ст.263 НК РФ), и уменьшают налогооблагаемую базу. В этом случае страховой взнос и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет равномерно списан на расходы в течение года.

Пример 1 . 18 января 2005 г. ООО "Торгсервис" купило автомобиль "Газель" по цене 177 000 руб., в том числе НДС 18% - 27 000 руб. Был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) сроком на один год - с 18 января 2005 г. по 17 января 2006 г. Стоимость страховки составила 4030 руб. Расходы по регистрации в ГИБДД обошлись в 2300 руб. (деньги выдавались сотруднику под отчет). На автомобиль сразу установили сигнализацию за 10 325 руб., в том числе НДС - 1575 руб. В этом же месяце автомобиль ввели в эксплуатацию.

Поскольку договор страхования заключен 18 января 2005 г., то уже в этом месяце часть страхового взноса нужно отнести на расходы. Расчет делается так:

4030 руб. / 365 дн. х 14 дн. = 154 руб. 58 коп.

В январе в бухгалтерском учете фирмы сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Учтена стоимость купленного
автомобиля (177 000 - 27 000)
08 60 150 000
Учтен НДС 19 60 27 000
Выданы деньги сотруднику для
регистрации в ГИБДД
71 50 2 300
Учтены расходы по регистрации в ГИБДД 08 71 2 300
Учтена стоимость сигнализации
(10 325 - 1575)
08 60 8 750
Учтен НДС от сигнализации 19 60 1 575
Учтен автомобиль по первоначальной
стоимости в составе основных средств
(150 000 + 2300 + 8750)
01 08 161 050
Произведена оплата автомобиля и
сигнализации (177 000 + 10 325)
60 51 187 325
Предъявлен НДС к зачету из бюджета
(27 000 + 1575)
68 19 28 575
Перечислен страховой взнос ОСАГО 76 51 4 030
Отражены затраты по страхованию в
составе расходов будущих периодов
97 76 4 030
Списана на расходы часть страхового
взноса
20 97 154,58

После регистрации автомобиля в ГИБДД России организация признается плательщиком транспортного налога (ст.358 НК РФ). Сумма налога рассчитывается по данным технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации исходя из мощности двигателя автомобиля.

Транспортный налог является региональным. Поэтому ставки налога, порядок и сроки его уплаты устанавливают сами субъекты РФ (ст.356 НК РФ). При этом НК РФ четко определены такие условия: принятые региональными властями ставки не могут быть более чем в пять раз меньше или больше ставок, установленных ст.361 НК РФ, и уплачивать налог нужно по месту регистрации автомобиля в ГИБДД. С точки зрения оптимизации расходов, данные условия должны быть интересны организациям, имеющим филиалы или подразделения в разных регионах. Им выгоднее зарегистрировать автомобиль и платить налог там, где ставки ниже.

Важно помнить, что в случае утилизации, то есть физической ликвидации автомобиля, начислять налог не нужно (Письмо ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-21/44@ "О транспортном налоге"). В качестве основания для принятия такого решения от организации, оказывающей подобные услуги, необходимо получить документы, подтверждающие дату и сам факт утилизации.

К сведению: после окончания налогового периода организация должна в срок, установленный законом субъекта РФ, представить в налоговый орган по месту нахождения автомобиля декларацию по транспортному налогу, утвержденную Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724. Заметим, что согласно разъяснениям Минфина России, данным в Письме от 27.01.2005 N 03-06-04-02/03, существующая форма и порядок заполнения декларации остаются актуальными до признания этого Приказа утратившим силу или принятия соответствующего нормативного акта Правительством РФ.

Начисление амортизации

Автомобиль введен в эксплуатацию. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда автомобиль был введен в эксплуатацию, организация, согласно ст.259 НК РФ, обязана ежемесячно начислять по нему амортизацию. Сумма амортизации будет зависеть от срока полезного использования автомобиля. Правила бухгалтерского учета позволяют организации определить этот срок самостоятельно, в то время как для целей налогообложения нужно руководствоваться Классификацией основных средств <6>.

<6> Постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

К сведению: на основании этой Классификации автомобили в зависимости от класса и грузоподъемности могут относиться к третьей, четвертой, пятой и шестой амортизационным группам. Следовательно, срок их полезного использования может быть соответственно от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно, от 5 лет и 1 месяца до 7 лет включительно, от 7 лет и 1 месяца до 10 лет включительно и от 10 лет и 1 месяца до 15 лет включительно.

Если вы приобрели подержанный автомобиль, то срок его полезного использования можно уменьшить на то количество месяцев, в течение которых этот автомобиль использовался прежним собственником. Такой порядок предусмотрен п.12 ст.259 НК РФ. Но подтвердить это необходимо документально, например, иметь справку или копию акта о списании основных средств по форме N ОС-4а от прежнего хозяина. Если фактически автомобиль ранее использовался дольше, чем определено Классификацией основных средств, то новый владелец вправе самостоятельно определить срок его полезного использования.

Нормативные документы устанавливают четыре способа начисления амортизации в бухгалтерском учете (п.19 ПБУ 6/01) и два - в налоговом (п.п.4, 5 ст.259 НК РФ). Среди них лишь линейный способ позволяет одинаково рассчитать амортизацию как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поэтому в целях избежания расхождений в налоговых и бухгалтерских регистрах учета рекомендуем выбрать именно этот способ и установить единый срок службы автомобиля согласно Классификации основных средств. И не забудьте выбранный метод амортизации прописать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Пример 2 . Используем данные из предыдущего примера. Организация установила срок полезного использования "Газели" 5 лет, то есть 60 месяцев. Для начисления амортизации был выбран линейный способ как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

Ежемесячная амортизация составит:

161 050 руб. / 60 мес. = 2684 руб. 17 коп.

Кроме того, ежемесячно относимая на расходы часть стоимости страховки составит:

4030 руб. / 12 мес. = 335 руб. 83 коп.

В феврале в учете будут сделаны проводки:

Обратите внимание: к дорогостоящему автотранспорту (легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам стоимостью соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб.) правила налогового учета (п.9 ст.259 НК РФ) требуют применять основную норму амортизации со специальным понижающим коэффициентом 0,5. В бухучете этого делать нельзя. Разъяснения по этому поводу даны в Письме Минфина России от 18.12.2003 N 04-02-05/2/81.

В настоящее время многие фирмы приобретают автомобили в лизинг (по договору финансовой аренды). Здесь также есть свои особенности. Статья 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" дает право по взаимному соглашению сторон применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Возможность применения коэффициента ускорения не выше 3 в налоговом учете четко прописана в п.7 ст.259 НК РФ.

Однако в бухгалтерский учет это право автоматически не переносится. Дело в том, что в целях бухгалтерского учета коэффициент ускорения можно применять только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка, линейный способ сделать этого не позволяет. В этой ситуации периоды списания стоимости автомобиля на расходы в бухгалтерском и налоговом учете будут разными. Совместить их можно, установив различные сроки полезного использования и подобрав оптимальное значение коэффициента ускорения в налоговом учете. Ведь закон не запрещает, например, в бухгалтерском учете, используя право самостоятельного определения срока полезного использования, установить его для автомобиля равным 5 годам, а в налоговом учете согласно Классификации основных средств - 7,5 года и применить коэффициент 1,5. Таким образом, при линейном способе начисления амортизации стоимость автомобиля будет отнесена на расходы и в том, и в другом учете за 5 лет.

Текущие расходы по содержанию автомобиля

В соответствии с п.7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" <7> затраты по содержанию и эксплуатации автомобилей, а также по поддержанию их в исправном состоянии в бухгалтерском учете формируют расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете они в силу пп.11 п.1 ст.264 НК РФ относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.2 п.1 ст.253 НК РФ). Причем важно отметить, что для целей налогообложения данные расходы признаются только при обязательном соблюдении двух условий: документального подтверждения и экономического обоснования понесенных затрат.

<7> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Рассмотрим основные статьи затрат.

Затраты на топливо

Стоимость бензина и других горюче-смазочных материалов в расходах весьма существенна. Поэтому правильный их учет важен и необходим. Организация может покупать бензин на АЗС как за наличный, так и безналичный расчет. В первом случае водитель приносит в бухгалтерию только чек ККМ (п.7 ст.168 НК РФ), и бухгалтер всю сумму по чеку включает в расходы.

Обратите внимание: если в чеке отдельно указан НДС, то принять его к зачету нельзя. Без счета-фактуры зачет НДС невозможен. Кроме того, сумму НДС в этом случае нельзя учесть и в расходах при расчете налога на прибыль. Выделенный в чеке НДС нужно учесть на счете 19, списав затем за счет "чистой" прибыли, и не включать сумму НДС в книгу покупок. Такова позиция налоговиков, сформулированная в Письме от 10.10.2003 N 03-1-08/296311-АЛ268 "О порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ". Они утверждают, что принять НДС к вычету возможно лишь в том случае, если сумма налога выделена отдельной строкой и в счете-фактуре, и в самом кассовом чеке.

Однако арбитражная практика показывает, что с налоговиками можно поспорить и выиграть дело в суде. Например , в Постановлении от 17.06.2003 N А48-306/03-19 ФАС Центрального округа указал, что ст.172 НК РФ позволяет принимать НДС к вычету не только на основании счетов-фактур, но и на основании "иных документов".

В решениях судов подчеркивается, что расходы по приобретению бензина на АЗС носят производственный характер - они подтверждены кассовыми чеками, поэтому налогоплательщик обоснованно возмещает НДС, включенный в стоимость ГСМ. Смотрите, например, Постановления ФАС Уральского округа от 10.07.2003 N Ф09-1990/03АК и от 08.07.2003 N Ф09-1961/03АК. Эти дела были выиграны налогоплательщиками, хотя НДС в кассовых чеках не был выделен вообще.

Безналичный расчет, несомненно, более выгоден для фирмы. Во-первых, предлагаемые поставщиками по таким вариантам расчетов скидки снижают стоимость топлива. Во-вторых, они выдают счет-фактуру, поэтому "входной" НДС можно возместить без проблем. Фирма покупает у автозаправочной станции талоны или топливные карты на нефтепродукты и выдает их водителям. По ним они заправляют машины, получая каждый раз на АЗС чек, который затем представляют в бухгалтерию.

Выгода расчетов по топливным картам состоит в том, что на конец месяца поставщик представляет акт и подробный отчет о том, когда, сколько и какого было куплено и отпущено топлива. На основании этого отчета топливо приходуется и списывается в бухгалтерском и налоговом учете. Авансовый отчет, необходимый для списания ГСМ при расчетах по талонам, не требуется. Кассовые чеки АЗС необходимы лишь для контроля.

Мы рассмотрели, какие документы подтверждают расходы на ГСМ, признаваемые для целей налогообложения. Теперь поговорим об экономическом обосновании этих затрат. Для этого организации чаще всего используют путевые листы.

К сведению: формы путевых листов для разных категорий автомобилей входят в состав альбома унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Необходимо отметить, что если организация оказывает транспортные услуги, то путевой лист одновременно служит актом сдачи-приемки работ (услуг).

Несколько слов о нормах на ГСМ. Глава 25 НК РФ вообще не дает каких-либо указаний по нормированию таких расходов. Это означает, что все фактически израсходованные на ГСМ средства могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Ранее организация для проверки правомерности списания топлива обязана была брать за основу Нормы, утвержденные Минтрансом России 29.04.1997 N Р3112194-0366-97. Теперь же эти Нормы в новой редакции <8> носят рекомендательный характер.

<8> Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утв. Минтрансом России 29.04.2003 N Р3112194-0366-03. Срок их действия до 01.01.2008.

Организация вполне может разработать свои собственные нормы по расходованию ГСМ, исходя из конкретных технических характеристик автомобиля, времени года, сложившейся статистики. Их необходимо утвердить приказом руководителя. Разработанные нормы могут быть выше, чем рекомендованные Минтрансом. Для налоговиков это не может служить основанием для непринятия их в целях налогообложения прибыли. Ведь единственное требование ст.252 НК РФ - чтобы все расходы организации были экономически оправданны и документально подтверждены.

Затраты на стоянку, парковку, мойку, техосмотр автомобиля

Они включаются в расходы в полном объеме - их экономическая необходимость не вызывает сомнений. Как показывает практика, эти расходы чаще всего оплачиваются за наличный расчет. Поэтому, как и в случае с приобретением ГСМ, бухгалтеру нужно тщательно следить за наличием всех необходимых документов - правильно оформленных кассовых чеков и счетов-фактур, подтверждающих эти расходы. Тогда у налогового инспектора не возникнет спорных вопросов.

Обратите внимание: в некоторых случаях, например при парковке автомобиля, может быть выдан бланк строгой отчетности (квитанция), заменяющий чек ККМ, форма которого утверждена Письмом Минфина России от 24.02.1994 N 16-38.

Затраты на ремонт

Автомобиль, как и любая техника, может ломаться, поэтому без расходов на ремонт при его эксплуатации не обойтись. Ремонтные работы могут проводиться как сторонними организациями, так и собственными силами. Кроме стоимости запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, в них включаются расходы на оплату труда работников, занятых на ремонте, а также другие расходы, связанные с его проведением.

Налоговый кодекс РФ позволяет такие расходы учесть сразу и в полном объеме. Однако это не всегда удобно для организации. Затраты на ремонт бывают столь велики, что единовременное включение их в себестоимость значительно снижает конечный финансовый результат работы - прибыль. Поэтому в целях обеспечения более равномерного включения расходов по ремонту в себестоимость п.1 ст.260 НК РФ предоставляет организации право создавать резерв под предстоящий ремонт основных средств. Порядок его формирования установлен ст.324 НК РФ. В бухгалтерском учете эти средства учитываются на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". Отчисления в резервный фонд включаются в себестоимость равными долями в течение всего года.

Фактические затраты по ремонту автомобиля при созданном резервном фонде в состав расходов текущего периода не включаются. Они списываются за счет средств этого резерва. Только по окончании года сумма превышения фактически осуществленных расходов над созданным в течение года резервом включается в состав прочих расходов.

В обратной ситуации остаток средств резерва для целей налогообложения в конце года включается в состав доходов налогоплательщика. При этом нужно помнить, что в бухгалтерском учете излишне зарезервированные суммы сторнируются (п.69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <9>), а в составе внереализационных доходов они не учитываются.

<9> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Пример 3 . ООО "Стрела" на основе произведенных расчетов, согласно ст.324 НК РФ, приняло решение в 2004 г. сформировать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 132 000 руб. За 11 месяцев года за счет этого резерва осуществлены ремонтные работы на 115 000 руб. (без НДС). В декабре был произведен ремонт двигателя автомобиля "ВАЗ-21099" - за него заплатили 10 561 руб., в том числе НДС - 1611 руб.

В декабре в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие проводки:

В налоговом учете остаток средств резерва будет списан в доход организации на последнюю дату налогового периода в кредит счета 91-1.

Рассматривая вопрос о ремонте автомобилей, надо учесть еще один нюанс. Нередко у бухгалтера возникает вопрос: как отличить ремонт от модернизации? Здесь важно помнить, что текущий ремонт лишь позволяет поддерживать автомобиль в исправном состоянии, а в результате модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели работы автомобиля (п.п.26, 27 ПБУ 6/01), например срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п. Учитываются эти расходы тоже по-разному. В отличие от текущего ремонта затраты на модернизацию как в бухгалтерском, так и в налоговом учете увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. На себестоимость относиться они не могут. Поэтому акты на ремонтные работы нужно оформлять так, чтобы вид ремонта трактовался в них однозначно, тогда претензий у налоговиков не будет.

Обратите внимание: часто организация уже в ходе эксплуатации приобретает для автомобиля сигнализацию, аудиоаппаратуру, средства передвижной радиосвязи и т.п. Бухгалтеру нужно помнить, что такая аппаратура учитывается как самостоятельное основное средство. Ведь, как было сказано ранее, НК РФ позволяет изменить первоначальную стоимость автомобиля лишь в случае качественного улучшения его технических характеристик (п.2 ст.257 НК РФ). Установка же этих устройств на машину к такому результату не ведет.

Кроме того, после установки аппаратура не становится неотъемлемой частью автомобиля. Через какой-то срок она вполне может быть использована на другой машине. Срок службы таких устройств превышает 12 месяцев, поэтому к ним применяются общие правила учета основных средств. Если они стоят до 10 000 руб., то произведенные расходы списываются сразу в периоде их приобретения (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ). Если стоимость дополнительных устройств выше этой суммы, то по ним необходимо начислять амортизацию.

Приобретение автомобиля индивидуальным предпринимателем

Письмом МНС России от 27.10.2004 N 04-3-01/665 были разъяснены особенности при покупке транспортных средств индивидуальным предпринимателем. В нем говорится о том, что предприниматель имеет право рассматривать свой автомобиль в качестве основного средства и начислять по нему амортизацию лишь при наличии свидетельства о государственной регистрации и лицензии на осуществление транспортных перевозок. Если такой лицензии нет, то в соответствии со ст.268 НК РФ он, используя автомобиль в любой другой сфере деятельности, например оптовой торговле, может уменьшить свои доходы лишь на сумму расходов по транспортировке реализуемых товаров. Другими словами, в затраты можно включить только расходы на ГСМ. При этом они должны быть подтверждены путевыми листами, оформленными в соответствии с Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", и чеками ККМ. Еще нужно помнить о том, что при списании ГСМ используются утвержденные Минтрансом Нормы N Р3112194-0366-03.

Л.В.Карпович

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения"

Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? - читайте в статье.

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61 . Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. - автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. - начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

4 182 просмотра