Долевое участие в строительстве в году. Почему новый закон о долевом строительстве грозит коллапсом на рынке жилья. Требования к строительству

Долевое участие в строительстве в году. Почему новый закон о долевом строительстве грозит коллапсом на рынке жилья. Требования к строительству

Новации в долевом строительстве стали одной из центральных тем обсуждения на круглых столах и конференциях о строительстве, прошедших в ходе .

Банкротство за рубль

Застройщики уже третий месяц переваривают изменения 214-ФЗ, которые способны сильно строительного мироздания. Пакет столь обширен, что юристы до сих пор анализируют последствия применения новых норм на практике. Их оценки впечатляют.

Так, вице-президент по правовым вопросам ГК «ЮИТ» Федор Цуринов указывает, что ряд норм могут поставить любого застройщика вне закона и привести к краху проекта, причем абсолютно по формальным причинам.

Законы и последствия Обширный пакет поправок в 214-ФЗ возродил к жизни позабытый было жанр «плач Ярославны». Его активно используют застройщики. >> Одно из новых требований - полное отсутствие у застройщика любой налоговой задолженности: она в течение всего периода строительства дома должна равняться нулю. Даже при появлении недоимки в размере одного рубля (к примеру, в случае технического сбоя в базе УФНС) по новой букве закона застройщик признается не соответствующим требованиям закона (пункт 7 части 2 статьи 3 214-ФЗ).

Далее ситуация будет развиваться следующим образом. Контролирующий орган (в Петербурге - комитет по строительству) обязан по новому закону в течение одного рабочего дня уведомить Росреестр. Это ведомство автоматически прекратит регистрировать новые ДДУ и уведомит всех уже зарегистрированных дольщиков о том, что их застройщик утратил право привлекать средства. У дольщиков в этом случае появляется право расторгнуть ДДУ и потребовать назад свои деньги с процентами.

«Вы можете себе представить реакцию дольщика, который получает такое уведомление от самого Росреестра? Он сразу бежит к застройщику вытаскивать свои деньги. Это означает только одно: банкротство компании и крах проекта на пустом месте. Вот лишь один из примеров того, как написан этот закон», - говорит эксперт.

Впрочем, в новой версии обнаружился и плюс для застройщика: количество избыточных требований к проектным декларациям существенно уменьшилось. Теперь нет нужды подробно описывать каждую квартиру в будущем доме, инженерные элементы и прочие позиции, превратившие проектную декларацию в многостраничный том.

«Застройщику будет проще ее составлять, а потребитель в состоянии будет в ней разобраться. Но это единственный положительный момент, который нам удалось отыскать в 218-ФЗ», - говорит Федор Цуринов.

Что исправят

Главные бои за долевку впереди. Кулуарные дискуссии давно ведутся, а первые официальные обсуждения возможных корректировок пройдут в середине октября, в рамках рабочей группы при Совете Федерации. Напомним, что Минстрой уже согласился выслушать строителей и , правда, пока речь идет о технических правках.

Главная интрига грядущих дискуссий - в какой мере законодатель готов услышать и разделить плач строителей

Как замечает председатель совета Межрегионального объединения организаций специального строительства, профессор РАНХиГС при Президенте РФ Михаил Викторов, пока авторы 218-ФЗ признали ошибочность только одной нормы - «один застройщик - одно разрешение на строительство».

«Это очень противоречивая норма, так как в принципе закон направлен на определенную централизацию в строительстве. После 1 июля малых и средних компаний на рынке не будет: многие застройщики в регионах сейчас пересматривают свои стратегии вплоть до закрытия своего бизнеса. Одновременно дается огромный шанс крупным технологичным компаниям. Но при этом закон заставляет их дробиться на десятки, если не сотни юридических лиц», - объясняет Михаил Викторов.

По его словам, спорное положение будут корректировать в привязке к элементам планировочной структуры. То есть одному застройщику могут разрешить получать несколько разрешений на строительство, как минимум в пределах одного квартала, в рамках проекта планировки территории. В том числе это даст возможность тратить деньги дольщиков на строительство инфраструктуры за пределами одного участка.

По поводу других спорных положений - непонятно. Хотя многие финансовые требования разрушают сложившуюся структуру расходов застройщика и значительно их увеличивают. К примеру, неизвестно, как быть с затратами на покупку земли, изыскания, проектирование, инженерию и пр., - девелоперов лишили возможности компенсировать эти работы за счет средств дольщиков. При этом затраты строителей в регионах на «упаковку» участка довольно существенны и сильно разнятся. По словам Михаила Викторова, у калининградских застройщиков на эти цели уходит до 8-9% от общей стоимости проекта, а в московском регионе - до 30%.

Многие ограничения участников рынка вводят в ступор. Такова обязанность класть на банковский депозит 10% собственных средств. «Неясно, это разовая демонстрация финансовых возможностей и потом деньги можно будет тратить на проект, или этот депозит неснижаемый. Точных разъяснений на этот счет до сих пор нет», - отмечает Михаил Викторов.

Почем гарантии

Как подчеркивает заместитель председателя комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Олег Островский, помимо существующих контролеров на строительном рынке появляются два новых. Это банки, которые будут следить за целевым расходованием долевых средств, и компенсационный фонд, который наряду с широкими финансовыми полномочиями получит возможность контролировать ход строительства объектов и финансировать в случае необходимости их достройку. «Это пойдет на благо дольщикам. Компенсационный фонд - более серьезная защита дольщиков, чем страхование гражданской ответственности», - уверен он.

Правда, в отношении новой структуры, которая начнет собирать средства с застройщиков чуть ли не с ноября, остается по-прежнему много вопросов и сомнений. Исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Санкт-Петербурга Олег Бритов уверен, что без создания региональных филиалов фонду не обойтись. «С одним расчетным счетом в Москве фонд полноценно работать не сможет. Кроме того, нужно создавать отделы андеррайтинга - без этого риски всех участников фонда увеличиваются в разы», - говорит он.

«С учетом того, что в России зарегистрировано 300 тысяч строительных компаний, запуск механизма андеррайтинга - оценки рисков - слишком дорогое удовольствие. По моим прогнозам, уже в следующем году размер отчислений в фонд будет установлен на уровне 3%. При самых пессимистичных раскладах эксперты называют цифру в 6-7%. Это уже уровень банковских гарантий, банковского попечительства», - говорит генеральный директор СК «Респект» Александр Артамонов.

Напомним, что размер взносов застройщиков в фонд пока определен в размере 1,2% от цены каждого договора долевого участия. Власти обещают менять эту ставку не чаще раза в год.

Есть в законе и альтернативный механизм.

«Эскроу-счета - это будущее первичного рынка с точки зрения прогрессивности и безопасности сделок», - утверждает начальник центра ипотечного кредитования филиала ВТБ 24 в Санкт-Петербурге Татьяна Хоботова.

По ее словам, деньги дольщика на эскроу-счетах будут защищены и в случае отзыва у банка лицензии. Уже в 2018 году законодатели пропишут, что размещенные на эскроу-счетах средства не будут входить в конкурсную массу при санации банка в случае его банкротства. И дольщик сможет получать свои деньги в полном объеме, а не 1,4 млн руб. по страховке АСВ.

Впрочем, от эскроу-схемы, означающей полный переход проекта на заемные деньги, застройщики пока открещиваются. Руководитель проектов компании «Норд Вест Девелопмент» Владимир Грибков представил расчеты, как меняется структура финансирования одного и того же инвестпроекта при разных схемах, в том числе при применении проектного финансирования с использованием эскроу-счетов.

«При проектном финансировании по ставке 15% прибыль застройщика снижается в десять раз. А чтобы получить такую же рентабельность проекта, как и при использовании средств дольщиков, ставки по кредитам должны быть на уровне 4,5-4,7%. Или нужно поднимать продажную стоимость жилья минимум на 15%», - говорит Владимир Грибков.

Некоторые эксперты уверены, что в новых условиях банки сумеют значительно расширить свое присутствие на строительном рынке, так как застройщикам будет выгоднее включать их в состав своих акционеров - в этом случае проектное финансирование обойдется в разы дешевле.

А может, без долевки?

Интересно, что на прошедшем форуме прозвучало немало высказываний и о вреде долевки.

«Каждый год в 214-ФЗ вносятся изменения и правки. Но нельзя бесконечно улучшать то, что с самого начала не работает. Продажа квартиры в строящемся доме - это улыбка чеширского кота», - говорит заведующий кафедрой менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного экономического университета Сергей Максимов.

Настроены решительно главным образом чиновники, перед которыми стоит задача остановить увеличивающийся в кризис вал проблемных объектов. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин заявил, что эти поправки «выстраданные» - в стране уже 1200 вызывающих опасения объектов, где приобрели жилье 130 тысяч граждан.

А власти Ленобласти вовсе предлагают отказаться от долевого строительства. Вице-губернатор 47-го региона Михаил Москвин на открытии Всероссийского жилищного конгресса призвал застройщиков огласить условия, при которых застройщики смогут продавать квартиры только в готовых домах, а также необходимые для этого меры поддержки от властей Ленобласти.

Отклика на этот призыв, судя по всему, областные чиновники так и не дождались. И на днях выступили с инициативой внесения в уже распухший от корректировок 214-ФЗ. Наряду с мерами по более эффективному решению проблем недостроев (новые критерии проблемных объектов, ускоренная процедура банкротств, которую смогут запускать сами власти и т. д.) чиновники хотят предложить рынку нового контролера - уже в виде госбанков. Те должны будут не только следить за расходом средств дольщиков, но и осуществлять полный контроль за ходом строительства.

Как показывает практика, 214-ФЗ выдержит не одну переписку. Но застройщикам слишком часто стали намекать, что, может, им и впрямь лучше обойтись без средств дольщиков.

Текст: Александр Смирнов Фото: Алексей Александронок

Информационный портал «Единый реестр застройщиков» на своем сайте разместил публикацию, в которой перечислены принятые законодателем положения 214-ФЗ1, других федеральных законов в части долевого строительства, которые на дату выхода публикации не вступили в силу, а также положения законопроекта №322981-7, направленного на выполнение поручений Президента РФ Владимира Путина от 5 ноября 2017 года по реформированию системы финансирования жилищного строительства.

I. ПОЛОЖЕНИЯ 304-ФЗ

Тема 1. Способ направления проектной декларации в контролирующий орган
Суть нормы :
Застройщик обязан направлять проектную декларацию в контролирующий орган путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте, определенном Минстроем России (часть 2 статьи 19 214-ФЗ).
Изменения в проектную декларацию направляются застройщиком в контролирующий орган путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте, определенном Минстроем России (часть 6 статьи 19 214-ФЗ).
Дата вступления в силу : определена частью 5 статьи 6 304-ФЗ. Вступает в силу с даты обеспечения технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации на сайте, определенном Минстроем России.
Комментарий
Обязанность застройщика по использованию электронной формы проектной декларации для ее направления в контролирующий орган возникает после выполнения двух условий в совокупности:
1) Минстрой России должен издать нормативный правовой акт, определяющий сайт, на котором застройщик обязан заполнять электронную форму проектной декларации для ее направлении в контролирующий орган (часть 2 статьи 19 214-ФЗ);
2) Минстрой России или владелец соответствующего сайта должны оповестить застройщиков и контролирующие органы о дате наличия технической возможности направления проектной декларации в контролирующий орган путем заполнения электронной формы (часть 5 статьи 6 304-ФЗ).
Следует обратить внимание, что техническая возможность должна обеспечивать отработку трех сценариев:
1) первичное направление проектной декларации;
2) направление изменений в проектную декларацию, первоначально заполненную по форме, установленной приказом Минстроя России от 20 декабря 2016 г. № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;
3) направление изменений в проектную декларацию, первоначально заполненную в произвольной форме, т.е. заполненную и опубликованную до установления требований к форме проектной декларации.
Последствия несоблюдения
Проектные декларации, направленные в контролирующий орган в бумажной форме после возникновения технической возможности направления проектной декларации в контролирующий орган путем заполнения электронной формы, не будут считаться направленными в контролирующий орган. По таким проектным декларациям контролирующий орган не будет выдавать заключения.

Тема 2. Требования к лицам, участвующим в управлении деятельностью застройщика
Суть нормы :
Руководитель, главный бухгалтер, кандидаты на указанные должности, бенефициары не могут:
иметь отдельные виды судимости (пункт 1 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
иметь не истекший срок административного наказания в виде дисквалификации (пункт 2 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
быть ранее (менее трех лет назад) привлеченными к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица (пункт 3 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
исполнять ранее (менее трех лет назад) функции единоличного исполнительного органа юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом) (пункт 4 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
быть ранее (менее трех лет назад) бенефициаром юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом) (пункт 5 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ).
Дата вступления в силу

Комментарий
О соответствии бенефициаров застройщика предъявляемым к ним требованиям застройщик обязан уведомлять контролирующий орган при направлении проектной декларации (часть 2 статьи 19 214-ФЗ).
О соответствии руководителя застройщика, главного бухгалтера и бенефициаров предъявляемым к ним требованиям застройщик обязан указывать в проектной декларации, если проектная декларация заполняется в отношении объекта, разрешение на строительство которого выдано 1 июля 2018 года и позднее (пункт 8 части 2 статьи 3, пункт 7 части 1 статьи 20 214-ФЗ, часть 3 статьи 25 218-ФЗ).


В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 3 214-ФЗ несоответствие указанных лиц застройщика предъявляемым к ним требованиям означает отсутствие у застройщика прав на привлечение средств дольщиков. Однако данное положение согласно части 3 статьи 25 218-ФЗ не применяется, если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года.
Тема 3. Обязанность застройщика уведомлять контролирующий орган об изменениях в составе лиц, участвующих в управлении деятельностью застройщика
Суть нормы :
Застройщик обязан уведомить не позднее 3-х рабочих дней контролирующий орган (часть 2 статьи 3.2 214-ФЗ):
о прекращении полномочий руководителя застройщика;
об избрании (назначении) нового руководителя застройщика;
об образовании временного единоличного исполнительного органа.
Одновременно с уведомлением застройщик обязан представить в контролирующий орган информацию о соответствии указанных лиц предъявляемым к ним требованиям части 3 статьи 3.2 214-ФЗ.
Дата вступления в силу : определена частью 4 статьи 25 218-ФЗ.

Последствия несоблюдения требований
Не установлена.
Часть 3 статьи 14.28 КоАП предусматривает административную ответственность застройщика за непредставление застройщиком в контролирующий орган отчетности. Уведомления не является видом отчетности.

Тема 4. Обязанность застройщиков по размещению информации в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС)
Суть нормы :
Застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС ту же информацию, которую обязаны размещать на своем официальном сайте (часть 4 статьи 23.3 214-ФЗ):
аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, выданные застройщику в отношении объектов капитального строительства, в строительстве которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации (пункт 1 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
информацию о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, строительство (создание) которых осуществляется застройщиком с привлечением средств участников долевого строительства:
1) разрешение на строительство (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
2) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
3) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
4) проектную декларацию (пункт 3 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
5) заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 214-ФЗ (пункт 4 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
6) сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд, если такие отчисления были осуществлены (пункт 6 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
7) сведения об условиях привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Федерального закона N 214-ФЗ, если застройщик выбрал способ привлечения денежных средств участников долевого строительства - эскроу-счета(пункт 6 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
8) проекты (проект) договоров участия в долевом строительстве, используемых застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (пункт 5 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
9) договоры поручительства с застройщиком, заключенные застройщиком в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона N 214-ФЗ, если такие договоры заключены (пункт 7 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
10) фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания) (пункт 8 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ).
Дата вступления в силу
Комментарий
Порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства определяется Минстроем России (пункт 3.3 части 3 сатьи 23 214-ФЗ).
Последствия несоблюдения требований
За неисполнение указанной обязанности возможно привлечение застройщика к административной ответственности:
по статье 14.8 КоАП за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;
по статье 14.28 КоАП за предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Тема 5. Обязанность контролирующих органов по размещению информации в ЕИСЖС
Суть нормы :
Контролирующие органы обязаны размещать в ЕИСЖС информацию о (часть 5 статьи 23.3 214-ФЗ):
лицах контролирующего органа, уполномоченных на осуществление контроля;
выданных заключениях о соответствии, либо мотивированный отказ в выдаче таких заключений;
проведенных проверках деятельности застройщика;
предписаниях застройщику;
вступивших в законную силу постановлениях о привлечении застройщика и его должностных лиц к административной ответственности.
Дата вступления в силу : определена частью 6 статьи 25 218-ФЗ.
Последствия несоблюдения требований
Не установлено
Тема 6. Банкротство застройщика (изменения внесены в 127-ФЗ)
Суть норм :
дополнительные требования к конкурсным управляющим (части 2.1-2.3, 2.5 статьи 201.1 127-ФЗ);
обязанность застройщика письменно сообщать дольщикам о банкротстве при (часть 7 статьи 201.1 127-ФЗ):
1) заключении ДДУ;
2) принятии денежных средств по ранее заключенным ДДУ;
включение в реестр требований кредиторов осуществляет конкурсный управляющий (до 01.01.2018 - Арбитражный суд) (статья 201.4 127-ФЗ);
запрет на расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком (часть 1 статьи 201.3 127-ФЗ);
приоритет дольщику по 214-ФЗ, если в отношении одного жилого помещения имеются требования нескольких дольщиков (часть 8.1 статьи 201.11 127-ФЗ);
возможность проведения собрания дольщиков в форме заочного голосования - если их более 500 (статья 201.12 127-ФЗ);
запрет на включение юридических лиц в реестр требований о передаче жилого помещения (часть 1статья 201.12-1 127-ФЗ);
запрет применения процедур «наблюдение», «финансовое оздоровление» (часть 2.7 статьи 201.1 127-ФЗ);
регламентация вопросов Фонда:
1) к Фонду, осуществившему выплату, переходит право требования по ДДУ (часть 6 статьи 201.12-1 127-ФЗ);
2) оспаривание Фондом сделок застройщика, который сделал отчисления в Фонд (часть 3.1 статьи 201.1 127-ФЗ);
3) возможность инициирования Фондом процедуры банкротства застройщика, который сделал отчисления в Фонд (часть 2.6 статьи 201.1 127-ФЗ).
вопросы погашения требований дольщиков путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному ЖСК (часть 3 статьи 201.12-1 127-ФЗ).
Дата вступления в силу : определена частью 2 статьи 25 218-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 25 218-ФЗ новые положения 127-ФЗ распространяются на дела о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после 1 января 2018 года

Тема 7. Дополнительные признаки понятия «застройщик»
Суть нормы :
Вводятся дополнительные признаки понятия «застройщик», включающие требования к опыту осуществления деятельности по строительству многоквартирных домов, наименованию организации, организационно-правовой форме (пункт 1 статьи 2 214-ФЗ).

Признаки понятия «застройщик» до 1.07 с 1.07
Опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов в качестве застройщика и (или) технического заказчика и (или) генерального подрядчика. Требование может быть выполнено застройщиком, основным обществом застройщика, любым из дочерних хозяйственных обществ основного общества Х +
Наличие разрешений на ввод в эксплуатацию не менее 10 000 м2 многоквартирных домов. Требование может быть выполнено застройщиком, основным обществом застройщика, любым из дочерних хозяйственных обществ основного общества Х +
Наличие в наименовании «специализированный застройщик» Х +
Единственно возможная организационно-правовая форма – хозяйственное общество Х +
Юридическое лицо + +
Обладает правами на землю + +
Имеет разрешение на строительство + +
Привлекает денежные средства участников долевого строительства + +

Дата вступления в силу : определена частью 3 статьи 25 218-ФЗ.
Последствия несоблюдения требований
Не установлены.
Закон не содержит норм, о том, что при нарушении указанных требований контролирующий орган отказывает застройщику в выдаче заключения о соответствии (часть 2.2 статьи 19 214-ФЗ), либо о том, что нарушающий указанные требования застройщик не имеет право привлекать средства участников долевого строительства (статья 3 214-ФЗ). Вместе с тем, согласно первого абзаца части 2 статьи 3 214-ФЗ право на привлечение средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик. Организация, не соответствующая указанным требованиям, застройщиком не является. По совокупности норм можно сделать вывод о том, что организация, не соответствующая указанным требованиям, не вправе осуществлять привлечение средств участников долевого строительства.
Тема 8. Дополнительные требования, которые должны выполнять застройщики для приобретения права на привлечение средств участников долевого строительства
Суть норм :
Устанавливаются требования:
один застройщик - одно разрешение на строительство (часть 1.1 статьи 3 214-ФЗ);
наличия положительного заключения экспертизы проектной документации (пункт 1 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к размеру собственных средств вместо требований к уставному капиталу (пункт 1.1 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к минимальному размеру денежных средств на расчетном счете (пункт 1.2 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к максимальному размеру обязательств застройщика, не связанных с разрешением на строительство (пункт 1.5 части 2 статьи 3 214-ФЗ).
Вводятся запреты:
на наличие задолженности по налогам в каком либо размере (пункт 7 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на наличие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство (пункт 1.3 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на выпуск облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций (пункт 1.4 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на наличие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством (пункты 1.6, 1.7 части 2 статьи 3 214-ФЗ)
Сфера действия требований расширяется на случай привлечения средств участников долевого строительства – юридических лиц.


Требования которые должны выполнять застройщики для приобретения права на привлечение средств участников долевого строительства до 1.07 с 1.07
Застройщик вправе осуществлять строительство по одному разрешению на строительство Х +
Наличие экспертизы проектной документации Х +
Требования к собственным средствам (не менее 10% от стоимости строительства) Х +
Требования к уставному капиталу + Х
Требования к размеру денежных средств на расчетном счете на дату направления проектной декларации в контролирующий орган (не менее 10% от стоимости строительства) Х +
Обязательства застройщика, не связанные с разрешением на строительство, не должны превышать 1% от стоимости строительства Х +
Допустимая задолженность по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (% от балансовой стоимости активов) до 25% 0%
Отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство Х +
Отсутствие выпуска облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций Х +
Отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством Х +
Отсутствие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков и пр. + +
Не проводится ликвидации, нет приостановления, процедур банкротства + +
Требования к лицам, принимающим участие в управлении + +
Требования распространяются на привлечение средств граждан + +
Требования распространяются на привлечение средств юридических лиц Х +

Комментарий
Требование наличия во всех случаях положительного заключения экспертизы проектной документации вступает в противоречие с нормами части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, определяющими случаи, когда экспертиза проектной документации не проводится. По данному вопросу ожидаются разъяснения.

Последствия несоблюдения требований
Несоблюдение указанных требований является основанием для отказа в выдаче заключения контролирующего органа (часть 2.2 статьи 19 214-ФЗ), за исключением требования «один застройщик - одно разрешение на строительство». Нарушение этого требования не входит в число оснований для отказа в выдаче заключения контролирующего органа.
Застройщики, не удовлетворяющие любому из указанных требований, не имеют права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов (части 1.1 и 2.2 статьи 3 214-ФЗ).
Установление контролирующим органом факта несоответствия застройщика указанным требованиям, за исключением требования «один застройщик - одно разрешение на строительство», влечет обязанность контролирующего органа направить в Росреестр уведомление об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства (часть 2.5 статьи 3 214-ФЗ). При получении уведомления Росреестр обязан приостановить регистрацию ДДУ (пункт 55 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и уведомить всех участников долевого строительства о том, что застройщик лишён права привлекать денежные средства граждан (часть 7 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
За незаконное привлечение средств граждан в нарушение законодательства о долевом строительстве предусмотрена уголовная ответственность согласно статье 200.3 УК Российской Федерации.
Тема 9. Изменения в сфере целевого использования средств дольщиков
Суть норм :
Устанавливаются предельные размеры:
административных расходов8 застройщика (пункт 20 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
авансовых платежей (часть 4 статьи 18 214-ФЗ);
Вводится запрет на:
осуществление иных видов деятельности (часть 6 статьи 18 214-ФЗ);
привлечение кредитов, займов, ссуд, кроме целевых кредитов на строительство (пункт 1 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
выпуск ценных бумаг, кроме акций (пункт 4 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
приобретение ценных бумаг (пункт 6 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
совершение сделок, не связанных со строительством (пункт 8 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ (пункт 7 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
участие в имуществе коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 7 части 7 статьи 18 214-ФЗ).

Расходование средств дольщиков:
запрещается на возмещение затрат на (часть 1 статьи 18 214-ФЗ):

2) проектирование;
3) инженерные изыскания;
4) экспертизу;
разрешается на:
1) оплату услуг уполномоченного банка (пункт 13 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
2) уплату налогов, в том числе штрафов, пеней, административных штрафов (пункт 14 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
3) уплату обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд (пункт 15 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
4) возврат участнику долевого строительства денежных средств, процентов на эту сумму (пункт 16 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
5) оплату труда (пункт 17 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
6) оплату услуг организации, осуществляющей функции исполнительного органа застройщика (пункт 18 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
7) денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций (пункт 19 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
8) оплату административных расходов (пункт 20 части 1 статьи 18 214-ФЗ).
Котловой принцип использования средств дольщиков при строительстве нескольких объектов разрешается только в рамках одного разрешения на строительство вместо границ элемента планировочной структуры квартала, микрорайона (пункт 1 части 1 статьи 18 214-ФЗ).

Целевое использование средств дольщиков до 1.07 с 1.07
Административные расходы застройщика не могут превышать 10% от стоимости строительства Х +
Совокупный размер авансовых платежей не должен превышать 30% стоимости строительства Х +
Запрет на:
1) осуществление иных видов деятельности;
2) привлечение кредитов, займов, ссуд, кроме целевых кредитов на строительство;
3) выпуск ценных бумаг, кроме акций;
4) совершение сделок, не связанных со строительством;
5) создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ;
6) участие в имуществе коммерческих и некоммерческих организаций
Х +
Запрет на возмещение затрат на (часть 1 статьи 18 214-ФЗ):
1) приобретение земельного участка, прав на земельный участок;
2) проектирование;
3) инженерные изыскания;
4) экспертизу
Х +
Расходы на:
1) оплату услуг уполномоченного банка;
2) уплату налогов, в том числе штрафов, пеней, административных штрафов;
3) уплату обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;
4) возврат участнику долевого строительства денежных средств, процентов на эту сумму;
5) оплату труда;
6) оплату услуг организации, осуществляющей функции исполнительного органа застройщика;
7) денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций;
8) оплату административных расходов.
Х +
Котловой принцип использования средств дольщиков разрешается в рамках границ элемента планировочной структуры квартала, микрорайона + Х
Котловой принцип использования средств дольщиков разрешается в рамках одного разрешения на строительства Х +

Последствия несоблюдения требований
Специальной административной и (или) уголовной ответственности за нарушение норм о целевом использовании средств дольщиков не установлено.
Сделки, совершенные с нарушением требования целевого использования средств дольщиков, могут быть признаны недействительными по искам (часть 9 статьи 18 214-ФЗ):
1) застройщика;
2) учредителей застройщика;
3) кредиторов застройщика;
4) контролирующего органа;
5) фонда защиты дольщиков.
Введен банковский контроль. При выявлении нецелевых платежей уполномоченный банк информирует об этом контролирующий орган и Фонд защиты дольщиков (часть 3 статьи 18.2 214-ФЗ).
Тема 10. Банковское сопровождение
Суть норм :
Вводится понятие «уполномоченный банк» - банк, соответствующий критериям, установленным Правительством Российской Федерации. Банк России ежемесячно размещает перечень уполномоченных банков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3 статьи 2 214-ФЗ).
Счета застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном уполномоченном банке (часть 2.3 статьи 3 214-ФЗ).
Застройщику запрещается иметь более одного расчетного счета (часть 2.3 статьи 3 214-ФЗ).
По каждому платежу застройщика осуществляется специальный банковский контроль (часть 2 статьи 18.2 214-ФЗ).
Остаток средств после завершения проекта застройщик может использовать по своему усмотрению только после исполнения обязательств по передаче квартир всем участниками долевого строительства (часть 8 статьи 18 214-ФЗ).

Банковское сопровождение до 1.07 с 1.07
Счета застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном уполномоченном банке Х +
Застройщик вправе иметь только один расчетный счет Х +
По каждому платежу осуществляется специальный банковский контроль соответствия этого платежа содержанию обосновывающих документов (проверяются договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и пр.) Х +
Целевое использование средств вплоть до полного исполнения обязательств перед дольщиками Х +

Последствия несоблюдения требований
Специальной административной и (или) уголовной ответственности за нарушение норм о количестве и месте размещения счетов застройщика не установлено. Предполагается, что уполномоченный банк будет предпринимать какие-то меры при выявлении платежей генподрядчику или техническому заказчику на счет, размещенный в ином банке. Однако закон не содержит норм, обязывающих банк отказывать в осуществлении платежей на такие счета или уведомлять контролирующие органы и Фонд защиты дольщиков о таких случаях.
Предполагается, что банки, не имеющие статуса «уполномоченный банк», не будут открывать счета организации, если в ее наименовании используются слова «специализированный застройщик». Однако прямого запрета таким банкам открывать счета специализированным застройщикам закон не содержит.
Закон не содержит обязанности уполномоченного банка отказывать застройщику в осуществлении платежа, если не представлены обосновывающие документы, либо платеж не соответствует установленным ограничениям по целевому использованию.
Тема 11. Обязанности застройщика по размещению дополнительной информации на сайте и в ЕИСЖС
Суть норм :
Застройщик обязан размещать на сайте годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пункт 7 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ).
Эту же информацию застройщик обязан размещать в ЕИСЖС (часть 4 сатьи 23.3 214-ФЗ).
Последствия несоблюдения требований
Указаны в теме № 4.
Тема 12. Обязанности застройщика по размещению дополнительной информации в проектной декларации
Суть норм :
В проектной декларации застройщик обязан дополнительно указывать:
сведения о введенных в эксплуатацию в течении предшествующих трех лет проектах строительства основного и дочерних обществ (пункт 4 части 1 статьи 20 214-ФЗ);
сведения о соответствии лиц, принимающих участие в управлении застройщика, установленным требованиям (пункт 7 части 1 статьи 20 214-ФЗ).

Сравнение сегодняшней ситуации на рынке недвижимости с кризисом 2014-2015 годов, когда после снижения цен на нефть стоимость новостроек перестала расти, а в реальном выражении и вовсе начала снижаться - абсолютно неуместно. Так считает руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) Кирилл ХОЛОПИК (на фото). И доказывает это.

После снижения цен на нефть 10 марта 2020 года и последующего роста курса доллара с 64 до 80 руб. многие аналитики начали прогнозировать снижение цен на новостройки, проводя аналогию с ситуацией после обрушения цен на нефть в 2014 году. Такая аналогия абсолютно неуместна и даже некомпетентна. Объясняю почему.

Цены на любые товары, в том числе и на квартиры в новостройках, растут или падают под влиянием соотношения спроса и предложения. Если под воздействием непредвиденных факторов спрос на жилье в многоквартирных домах значительно превышает предложение, цены растут, поскольку при среднем цикле строительства дома в 2-2,5 года девелоперы не могут обеспечить быстрый вывод на рынок необходимых объемов жилья. Напротив, если спрос резко падает, застройщикам приходится продавать квартиры со скидками - их бизнес-модель не позволяет им держать жилье на балансе до того момента, пока спрос оживится и цены вновь подрастут.

Чтобы лучше понять, почему шесть лет назад после падения нефтяных котировок стоимость недвижимости в реальном выражении стала проседать и почему после нынешнего нефтяного обвала этого не произойдет - предлагаю сравнить условия на рынке тогда и сейчас.

Рост рынка недвижимости и падение цен на нефть в 2014 году

К 2014 году в условиях благополучной макроэкономической ситуации, на фоне развития ипотеки, роста зарплат и, как следствие, повышения доступности жилья - застройщики существенно нарастили объемы строительства. В 2012 году по договорам участия в долевом строительстве было продано 440 тыс. квартир, 2013 году - 541 тыс., в 2014 году - 763 тыс. (+73% за два года). Этот рекорд не побит до сих пор: в 2018 году продажи по ДДУ составили 710 тыс., а по итогам 2019-го - 697 тыс.

Однако в конце 2014-го - начале 2015 года цена на нефть снизилась со $110 за баррель сначала до 70, а затем до $55 за баррель. Параллельно курс доллара вырос с 34 до 70 руб. Девальвация национальной валюты и снижение зарплат не могли не сказаться на покупательной способности населения. Платежеспособный спрос сжался, и застройщики не смогли больше поднимать цены на жилье. Цены установились на равновесном уровне, постепенно снижаясь в реальном выражении.

В тот момент паники на рынке недвижимости удалось избежать во многом благодаря грамотной денежно-кредитной политике Банка России, который для сдерживания инфляции в декабре 2014 года поднял ключевую ставку до 17%, а также установил жесткое «бюджетное правило». Именно благодаря этому Россия сейчас имеет многотриллионную «кубышку» как для выполнения социальных обязательств, так и для реализации дополнительных программ субсидирования, если потребуется.

В период после кризиса 2014 года выдачу ипотеки на новостройки поддержала специальная государственная программа субсидирования ставок под 12%, запущенная в марте 2015 года. За время ее действия до декабря 2016 года было выдано 514 тыс. кредитов на 929 млрд руб., что составило около 37% всех ипотечных кредитов, выданных за этот период. Почти треть объема жилья (25,7 млн кв. м), проданного на первичном рынке за это время, была приобретена по программе. Она оказалась крайне эффективной: каждый рубль бюджетных средств привлек в жилищное строительство 100 руб. внебюджетных инвестиций, из которых 37 руб. пришлись на средства населения. Это оказало поддержку как спросу со стороны граждан, так и девелоперам.

Результатом кризиса стало оздоровление отрасли: обанкротились порядка 600 застройщиков - преимущественно те игроки, которые изначально запускали недостаточно качественные проекты с непросчитанной экономикой. В то же время своего рода платой за это оздоровление отчасти стало появление масштабной проблемы «обманутых дольщиков», решение которой является приоритетной и на сегодняшний момент.

Новый подъем рынка недвижимости и новое нефтяное пике

В 2017 году рост номинальных цен на жилье возобновился, так как они подошли вплотную к себестоимости и стали расти вместе с инфляцией и начинающимся ростом зарплат. По данным Росстата в 2019 году рост номинальных цен составил 8,0% (+4,8% с поправкой на инфляцию).

Учитывая их снижение в реальном выражении в 2015-2017 годах примерно на 13%, нынешний восстановительный рост - положительная новость. Это повышает инвестиционную привлекательность рынка недвижимости для застройщиков. Следует отметить, что в четвертом квартале 2019 года цены на жилье в реальном выражении были все еще на 25% ниже уровня начала 2013 года - в то время как накопленный рост реальных зарплат составил 21%, а с учетом снижения ипотечных ставок с 12,5% до 8,7% доступность жилья для населения выросла с примерно 37% до 47%.

Изменение цен на новостройки в России в 2013-2019 гг. (в % к 2012 г.)

0){var bigDiv=this.getElementsByTagName("div"),bigImg=this.getElementsByTagName("img"),srcImg=this.getElementsByTagName("img");if(bigDiv.style.display=="none"){bigImg.src=srcImg.src;bigDiv.style.display="block";if(bigImg.width/srcImg.width



Источник: Росстат

Не помешала восстановлению рынка жилья, вопреки прогнозам многих скептиков, и масштабная реформа отрасли, осуществленная в прошлом году. С 1 июля 2019 года произошел переход на новую модель финансирования жилищного строительства, которая подразумевает использование счетов эскроу. Граждане-участники долевого строительства получили полную гарантию сохранности своих средств. По данным опроса ВЦИОМ, более 80% респондентов положительно оценивают реформу. Доля семей, готовых приобрести жилье на этапе строительства, возросла на треть, а доля семей, готовых приобрести квартиру на раннем этапе строительства (подготовка строительной площадки, земляные и фундаментные работы), - более чем в два раза. Можно констатировать, что переход прошел успешно. По итогам 2019 года ввод жилья увеличился на 6% и составил 80,3 млн кв. м - позитивная динамика зафиксирована впервые с 2015 года. При этом до момента адаптации отрасли к новой схеме выход на рынок новых проектов несколько замедлился.

Падение цен на нефть 10 марта 2020 года не приведет к стагнации рынка. Во-первых, в отличие от ситуации шестилетней давности, объем предложения не превышает возможности спроса: на 18 марта в стройке, по данным ресурса наш.дом.рф, находилось 100,6 млн кв. м жилья. В текущем году ожидается ввод того же объема жилья, что и в 2019 году. Адаптируясь к новым правилам жилищного финансирования в условиях рекордно низких ставок на ипотеку, девелоперы могут повременить с вводом жилья, что дает им возможность переждать турбулентность на рынке и не продавать жилье в новых проектах себе в убыток.

Во-вторых, резкого сжатия платежеспособного спроса на этот раз не произойдет. Маловероятно, что Центральный Банк пойдет на резкое увеличение ставки, как в прошлый раз. В сообщении его пресс-службы от 13 марта говорится, что текущее ослабление рубля «является существенным, но краткосрочным проинфляционным фактором» - и, напротив, существуют значимые дезинфляционные факторы среднесрочного характера. Повышение ключевой ставки возможно на небольшую величину и на короткое время, а значит, ипотека останется доступной.

Более того, скоро заработают новые механизмы выплаты материнского капитала, предусматривающие существенный рост сумм таких выплат. Значительный объем этих сумм выльется на рынок новостроек, что подстегнет спрос. Положительное воздействие на спрос оказывают и сразу несколько действующих сейчас ипотечных программ с господдержкой. В рамках «Семейной ипотеки» семьи с двумя и более детьми получают кредиты на новостройки по ставке 6% и ниже - в январе 2020 года по программе было выдано более 30% всей ипотеки на первичном рынке. С декабря 2019 года запущена программа «Дальневосточной ипотеки», позволяющая молодым семьям или обладателям «дальневосточного гектара» брать кредит под 2%. В феврале по этой программе было выдано 3,4 тыс. кредитов на сумму около 11,7 млрд руб. Успешно работает программа выплат 450 тыс. руб. многодетным семьям на погашение части ипотечного кредита, оператором которой является ДОМ.РФ: одобрено уже около 40 тыс. заявок, сумма к выплате - более 17 млрд руб.

Все эти меры господдержки не зависят от колебаний на рынке и будут выполнены в полном объеме. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что продажи новостроек не только не уменьшатся, но скорее всего, вырастут в ближайшее время. К 2021-2022 году это приведет к значительному увеличению проектов в стройке.

Но, как бы то ни было, стагнации рынка жилищного строительства в будущем не предвидится. Учитывая то, что ипотечные ставки сейчас находятся на исторических минимумах, если вы нашли подходящую квартиру - смело решайтесь на покупку. Жилье - слишком важный актив, чтобы решение о его покупке зависело от краткосрочной экономической конъюнктуры. При снижении ставок по ипотеке кредит всегда можно рефинансировать.

Другие публикации

Фото с сайта sofiadrobotova.ru

Что ждет застройщиков и дольщиков в 2018 году, как будет проходить переход к проектному финансированию и на сколько подорожает жильё для покупателя с изменениями законодательства? Об этом поговорили участники конференции , организованной "Право.ru".

Долевому строительству создали препятствия

Сегодня большая часть жилья строится за счет граждан-дольщиков, которые покупают помещения на этапе, когда дом не достроен. Разница в цене значительна: если сравнивать покупку квартиры в здании на этапе котлована и приобретение готового жилья, она может доходить до 40%. Неудивительно, что долевое участие - один из самых востребованных механизмов строительства жилья. В 98% случаев ситуация с ним хороша, говорит , однако те 2-3% дольщиков, а на 2017 год это 122 000 человек, которые не получают свои объекты в срок, создают существенную проблему для регулятора и рынка.

В начале ноября президент Владимир Путин отвел три года на полный отказ от долевого строительства. Средства граждан при строительстве планируют заместить банковским кредитованием. Пока же в рамках этого распоряжения ужесточают законодательство о долевом строительстве, чтобы в итоге полностью уйти от этого института.

Ужесточение происходит в рамках изменений в 214-ФЗ, которые должны защитить права граждан и уже успели взбудоражить рынок девелоперов. Последние жалуются: изменения существенно затрудняют работу одних застройщиков и делают ее фактически невозможной для других - в особенности меньших по размеру региональных компаний.

Попов перечислил наиболее существенные изменения для застройщиков. Среди них - правило "1 дом - 1 застройщик", в рамках которого организация не сможет иметь много инвестконтрактов по застройке ряда домов. Пока в рамках такого плана неясно, кто будет строить инфраструктуру, если ряд домов микрорайона возводят разные застройщики, заметил Попов. Также поправки вносят "требование об идеальном застройщике", который должен быть опытным и необремененным обязательствами, что также проблематично на практике. Любая, даже спорная, налоговая заложенность будет фактически ставить застройщика вне закона. Деньги запретят привлекать иначе как по кредитному договору, а площадь застройки должна быть не менее 10 000 квадратных метров, что может и не проблема для Москвы и области, но по сути означает запрет на работу для небольших застройщиков в регионах. Также нельзя будет распоряжаться деньгами от строительства до тех пор, пока не выполнены все обязательства перед дольщиками. Не стоит забывать, что есть еще и гарантийные обязательства, напомнил Попов, а дольщики часто затягивают с принятием жилья, что усложняет реализацию этого пункта.

Всё это вряд ли повлияет на недобросовестных застройщиков. Если цель - обмануть, то и ужесточения не позволят этого избежать. А для добросовестных застройщиков, работающих с многими крупными объектами, это дополнительные затраты, административная нагрузка. В итоге все это ляжет на потребителя.

Михаил Попов, директор имущественно-правового департамента ПАО «Галс-Девелопмент»

Тем не менее актуальность изменений назрела, заметил Алексей Пискунов, начальник управления по сопровождению земельных правоотношений и операций с недвижимостью Howard Russia . Например, правило "1 дом - 1 застройщик" обусловлено тем, что в нынешних экономических реалиях государству выгодно иметь крупных застройщиков. Если у компании есть проблема на объекте, она не сможет решить ее, привлекая деньги от других объектов. Органы власти также не смогут уклониться от решения, выдавая разрешения на новые объекты.

Тем не менее из очевидных минусов закона станет то, что темпы строительства снизятся, а банковские гарантии лягут на плечи дольщика, который в итоге и будет оплачивать нагрузку застройщика, то есть стоимость жилья неизбежно вырастет. "Принятые меры однозначно приведут к удорожанию проектов, вытеснят мелких застройщиков, особенно в регионах - они не строят нужные объёмы", - признал Пискунов.

Вопрос можно было бы решить через страхование ответственности. Однако, как заметил , сомнительно, что сегодня в России существует рынок страховщиков, которые могли бы покрыть существующие риски.

При существующем плане полного отказа от долевого строительства надо учитывать, что возможен и компромисс, обратил внимание Андрей Кирсанов, заместитель генерального директора по юридическим вопросам ЗАО «МР групп» , и о нем стоит задуматься: ведь банки сегодня финансируют только 0,6 млрд руб. при необходимом финансировании в 4,1 млрд, и они, очевидно, не смогут компенсировать средства дольщиков так, чтобы сохранить темпы строительства. Так, долевое строительство есть в Германии - там предусмотрена возможность поэтапного расходования средств дольщиков, рассказал Кирсанов. Он уверен, что подобный опыт можно цитировать и в России, и одним из предложений является проектное финансирование.

Как будет работать проектное финансирование

О том, как будет на практике работать проектное финансирование, рассказал Владимир Гамза, председатель Комитета РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ . Вопрос о том, как будет на практике осуществлен переход к проектному финансированию, на который президент отвел три года, обсудили на прошлой неделе в ходе встречи Министра строительства и ЖКХ Михаила Меня с представителями Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, Сбербанка, банка "Российский Капитал", "Внешэкономбанка". Как рассказал Владимир Гамза, "Внешэкономбанк" планирует запуск Фабрики проектного финансирования с начала 2018 года. Финансироваться будут проекты стоимостью от 3 млрд руб. Уже получено одобрение 3000 млрд руб. гарантий под выпуск облигаций от государства. Самые высокорисковые облигации придутся на сам банк, средние по рискам - на госбанки, самые низкорисковые отойдут другим банкам, которые захотят участвовать в проектном финансировании через ВЭБ. Для реализации проекта в банке будет создано Общество проектного финансирования. Вопросом занимается вице-президент банка Олег Иванов , юрист, принимавший участие в разработке более чем 40 отраслевых законопроектов, в том числе законодательства о синдицированном кредитовании, который дает практическую возможность реализации подобных нововведений.

под такой годовой процент получат застройщики от банка средства по договорам долевого участия. 2% идут на операционные расходы банков, 1,5% - обслуживание застройщика, 2,5% составляет маржа кредитной организации. Средства на счетах эскроу граждане смогут разместить бесплатно.

Роскапитал планирует в пилотном режиме начать финансировать застройщиков с июля 2018 года через весь набор элементов проектного финансирования. Сбербанк запускать пилотный проект пока не будет, но с 1 июля планирует работать "по запросу" - если застройщики захотят реализовать проект с использованием проектного финансирования и счетов эскроу, банк предоставит такую возможность, рассказал Гамза. За то, что банки возьмут на себя риски, они рассчитывают получать 6% годовых от застройщиков, которые будут получать средства по ДДУ.

Во время переходного периода, когда будут существовать оба варианта договора - и ДДУ, и эскроу-счета, менее состоятельные дольщики скорее отдадут предпочтение первому варианту, который окажется дешевле, предположил Владимир Гамза.

Дорожная карта по реализации проектного финансирования будет утверждена в течение 1 квартала 2018 года, добавил он. При этом не исключено, что в будущем может появиться абсолютно новый закон, который будет регулировать проектное финансирование, - в нем будут прописаны как общие условия, так и нормы для проектного финансирования в различных отраслях.

Банкротить по-новому

С 1 января 2018 года вступают в силу новые правила для банкротства застройщиков. По ним будут исключены процедуры наблюдения и финансового оздоровления, а останутся конкурсное производство и внешнее управление. Государство серьёзно интересуется темой банкротства застройщиков: цифры показывают, что девелопмент переживает непростые времена. Только по Московской области в новом году будут введены около 10 банкротных процедур, возможно, будут и дополнительные, рассказал Станислав Кожевников, начальник отдела по правовому сопровождению осуществления контрольных функций в области долевого строительства Правового управления Министерства строительного комплекса Московской области .

Он призвал тех, кто заинтересован в теме, активно участвовать в составе рабочих групп и искать выходы из проблемных ситуаций, чтобы эффективнее разрешать имеющиеся сложности.

Иван Коршунов, юрист К А «Ковалев, Тугуши и партнеры» ,обратил внимание, что при банкротстве застройщиков наиболее уязвимой категорией владельцев оказываются владельцы нежилых помещений, в число которых попадают и апартаменты. Остается надеяться, что в будущем их права приравняют к правам владельцев жилых помещений, заметил Коршунов. Пока же сложно определить, куда пойдет закон: в защиту владельцев нежилых помещений или их игнорирование в пользу тех, кто купил жилое помещение.

Обсудили и то, что делать с правом залога, - формированием позиции в этой области, по сути, занимаются суды, обратил внимание Магомед Газдиев, партнёр, руководитель практики «Финансовые организации» правового бюро .

Экстремисты среди дольщиков

Дольщики бывают не только обманутыми: термин "потребительский терроризм" стал всё чаще использоваться применительно к участникам долевого строительства. Преференции, которыми могут воспользоваться, а порой и злоупотребить дольщики, прописаны в законе № 214-ФЗ и законе "О защите прав потребителей", напомнила Юлия Сорокина, партнер международной юридической группы KDS Legal : в их числе и пени за нарушение срока передачи объекта и срока устранения недостатков, и односторонний отказ от договора, и его расторжение в судебном порядке, и многие другие привилегии. Возможности для злоупотреблений возникают из-за строгости закона о защите прав потребителя, отсутствия наказания за злоупотребления и из-за появления посредников, которые готовы помочь потребителю отстоять свои права.

2 442 691 924 руб.

взыскано с застройщиков в СОЮ в 1 полугодии 2017 г. в рамках споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств перед дольщиками.

По статистике Судебного департамента, только в 1 полугодии 2017 года в суды общей юрисдикции поступило 13 195 дел по спорам, связанным с дольщиками, арбитражи за тот же период рассмотрели еще 1167 дел. При этом в СОЮ взыскано 2 млрд 443 млн руб. - солидная для застройщиков сумма. В арбитраже этот показатель в разы меньше - удовлетворены требования всего на 3,3 млн руб при заявленных 7,3 млн руб.

Основные злоупотребления правом - заявления необоснованных сумм к взысканию или необоснованные претензии по качеству, безосновательный односторонний отказ от исполнения договора.

Порекомендовала Сорокина, как защититься от "террористов". Так, можно заранее определить подсудность в договоре, указать, что участник договора ознакомлен с проектной документацией и декларацией, определить претензионный порядок урегулирования спора, указать возможность внесения изменений в проект.

Никита Роженцов, старший консультант департамента юридической практики , рассказал о том, как на практике оспаривается кадастровая стоимость земли. Он привел примеры из судебной практики и статистику с 1 января по 1 октября 2017 года. По ней подавляющее большинство исков об оспаривании кадастровой стоимости в качестве обоснования содержат необходимость установить кадастровую стоимость объекта в размере его рыночной стоимости - 92% исков, еще 7% приходится на оспаривание решения комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки. 1% приходится на оспаривание из-за недостоверных сведений и кадастровых ошибок. Что касается результатов рассмотрения споров, удовлетворяется около половины исков - 49%, 7% - не удовлетворены. 44% исков еще не были рассмотрены на момент получения статистики.

Несмотря на падение экономики обновление жилищного фонда в столице происходит с такой же интенсивностью, как и в докризисные времена. Недвижимость по-прежнему остается надежным способом диверсификации инвестиционного портфеля и сохранения финансовых активов. Современные архитектурные проекты по качеству выполнения и продуманности мельчайших деталей значительно превосходят жилой фонд старого образца. Поэтому новостройки Москвы 2018 год привлекают внимание клиентов, прежде всего, ценящих комфорт.

Сегодня строительные компании постепенно отказываются от популярной раньше точечной застройки. Смена приоритетов деятельности имеет несколько причин. Во-первых, постепенный рост благополучия столичных жителей естественным образом привел к повышению требований к уровню комфорта и качества жизни.

Эпоха сносных условий существования для жителей столицы осталась далеко позади. Во-вторых, экономическая рентабельность масштабных проектов значительно выше. В-третьих, сегодня бизнес тяготеет не к продаже товаров, или услуг, а к созданию брендов, или, проще говоря, привлекательного образа жизни. Современные строительные компании ориентированы не столько на возведение зданий, сколько на реализацию проектов, воплощающих некие идеи. И, в-четвертых, зачастую получить разрешение на точечную застройку сегодня совсем непросто. В первую очередь это связывают с трудностями соответствия дизайна интерьера окружающему архитектурному ландшафту.

Кроме того, события недавних дней вокруг закона о реновации жилищного фонда стали ясным сигналом правительства об изменении политики в отношении градостроительства.

Таким образом, в последние годы становится все популярней крупная застройка жилых кварталов, микрорайонов и целых городков. В 2018 году строительные компании, учитывая последние тенденции, продолжают движение в обозначенном направлении.

Стоимость жилья в 2018 году

По прогнозам S&P, в 2018 году цены на жилье будут расти медленнее инфляции, поэтому в абсолютном выражении ожидается снижение стоимости жилья. Такая ситуация на рынке недвижимости связана с макроэкономической динамикой и подписанием президентом РФ Владимиром Путиным указа «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В частности, правительство получило распоряжение снизить реальную стоимость жилья до 20% за счет увеличения доли вводимого в эксплуатацию жилья экономкласса. Кроме того, Сбербанк России начал выдавать кредиты со ставкой 11,5-13% годовых до конца февраля 2018 года.

Планируемые новостройки Москвы в 2018 году

Анализ последних архитектурных проектов позволяет отметить популярность следующих типов застройки:

  • периметральную;
  • групповую;
  • строчную;
  • свободную;
  • комбинированную.

Периметральные застройки окружают пространство по периметру полностью, или частично, образуя внутреннее пространство с учетом требований к освещению и скорости проветривания.

Групповая застройка предполагает размещение зданий небольшими группами, связанными между собой общим внутренним пространством. В таком случае удается избежать однообразия архитектурного ландшафта. Строчная застройка образует стройные ряды зданий вдоль узких участков.

Свободная и комбинированная типы застройки позволяют использовать разные планировочные приемы в условиях ограниченного пространства, или необходимости сохранения уже построенных ранее зданий.

Таким образом, в процессе возведения новостроек 2018 года применяется широкий спектр разнообразных планировочных решений, что значительно увеличивает разнообразие предложений на рынке жилья.

Город в городе

Архитектурные проекты данного типа используют большие территории для изоляции от устаревшей жилищной инфраструктуры и организации внутреннего пространства согласно определенным идеям.

Комплекс тушинского аэрополя расположен в десяти километрах, в северо-западном направлении от центра города на берегу Москвы-реки. Проект ориентирован на клиентов, для которых основными ценностями стали семья и здоровый образ жизни. Экологически чистый район с развитой рекреационной инфраструктурой пользуется популярностью среди покупателей благодаря наличию фитнес-центров, SPA-салонов, бассейнов, спортивных комплексов и стадиона. Застройщик утверждает, что отделочные работы производятся с применением новейших технологий обеспечения микроклимата здания, а также теплосбережения. Внутренне пространство городка изолировано зеленым массивом от транспортных магистралей. Цена на квартиры начинается от 6,8 млн. рублей.

Территория комплекса занимает 0,14 кв. км, и располагается на Шелепихинской набережной. Общая площадь жилых помещений городка составляет 63,5 га. Диапазон цен на квартиры находится в пределах 8–49 млн. рублей. Вниманию клиентов предлагается 9 зданий высотой от 19 до 37 этажей. В первую очередь городок привлекает внимание семейных людей, поскольку здесь строятся дошкольные и школьные учреждения. Для любителей спорта здесь выделены территории под спортивные площадки, ролледромы и велотреки. Рестораны, кафе и бары в шаговой доступности позволят экономить время на поездках.

Отличительными чертами комплекса является строгость и лаконичность фасадов зданий, а также застекленные лоджии. Городок имеет транспортную и социальную инфраструктуру, полностью обеспечивающую потребности жильцов. Близкое расположение Минского и Боровского шоссе позволяет использовать любой вид транспорта. В трех километрах от ЖК Внуково находится железнодорожная ветка пригородного сообщения. В шаговой доступности от комплекса располагается лесной массив и Пыхтинский пруд. Приятной неожиданностью для потенциальных покупателей станет наличие неподалеку исторически значимых памятников – церкви Илии Пророка и старинной усадьбы Бараново-Акатово. Среди недостатков Внуково отмечают загруженность транспортных магистралей, отсутствие крупных торговых центров и удаленность от центра Москвы.

Жилые комплексы

Среди новостроек Москвы, старт продажи которых запланирован на 2018 год, чаще всего встречаются квартиры в жилых кварталах. Для ЖК значительно проще найти подходящую территорию, чем для целого городка. К тому же реализация таких проектов требует значительно меньше инвестиций и сложности работ, связанных с разработкой бренда.

Своим названием жилой комплекс обязан бывшему заводу ЗИЛ, на территории которого появится большой парк и комплекс зданий с квартирами площадью от 34 до 136 м. кв. Рядом с детскими садами и школами планируется строительство бизнес-центров и культурных учреждений. Планировку квартир осуществляли архитекторы с мировым именем, поэтому цена отдельных квартир доходит до 900 тыс.$. Близость к набережной дополнительно повышает комфорт жителей ЖК.

Комплекс состоит из трех монолитных зданий, расположенных в Пресненском районе Москвы на пересечении улиц Пресненский Вал и Ходынской. Район известен хорошо развитой социальной инфраструктурой и близостью к Садовому кольцу. Недалеко от комплекса располагается ипподром, зоопарк и парки. Стоимость квартир в ЖК площадью от 42 до 85 м. кв. находится в диапазоне от 8 до 22 млн. рублей.

В 2018 году планируется сдача новостройки в северной части города Люберцы. Вниманию покупателей представлено 16 зданий высотой в 17 этажей. Квартиры на последних этажах снабжены панорамными окнами. В подъездах располагаются колясочные зоны и пост консьержа. Здания будут построены с применением экологически чистых и безопасных материалов, которые противостоят агрессивным веществам и длительное время сохраняют первоначальный вид.

Комплексный тип застройки создает уютное пространство внутри дворов. В ближайшем будущем планируется разбить парк площадью 60 га и построить всю необходимую рекреационную инфраструктуру, включая спортзалы, бассейны, спортивные комплексы и зоны отдыха. Уже сейчас жильцы имеют возможность посещать парк площадью 17 га с дорожками и местами для отдыха. Комплекс будет снабжен развитой транспортной инфраструктурой, и находится всего в трех километров от МКАД. До ближайшей станции метро можно добраться на автобусе за 5 минут.

Жилой комплекс располагается на территории реорганизуемой промзоны «Грайвороново». Монолитные здания комфорт класса будут иметь высоту до 44 этажей. В планах создание парковой зоны, мест отдыха молодежи, а также развитие социальной инфраструктуры. Ближайшая станция метро располагается на расстоянии чуть более одного километра. Кроме того, неподалеку будет находиться станция московской кольцевой железной дороги. Отличительной чертой ЖК Sereda является выполнение проектировочных работ испанскими архитекторами, что обеспечит действительно оригинальный дизайн интерьеров и экстерьеров зданий. Стоимость квартиры находится в пределах от 4,5 до 12,5 млн. руб.

Вот далеко не полный перечень новостроек Москвы, частичная или же полная сдача которых запланирована на 2018 год. Активное заимствование иностранного опыта выполнения строительных работ позитивно влияет на качество новостроек последних лет. Информация, представленная в обзорах и пресс-релизах строительных компаний, подтверждает, что 2018 год не станет исключением.