Проект федеральной программы повышения финансовой грамотности населения. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения. Мониторинг хода оказания услуг по Контракту и резул

Проект федеральной программы повышения финансовой грамотности населения. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения. Мониторинг хода оказания услуг по Контракту и резул

Финансово грамотными называют людей, имеющих достаточный уровень знаний и умений в сфере распоряжения денежными средствами. Она позволяет давать правильные оценки ситуации и принимать соответствующие решения. Рассмотрим основы финансовой грамотности населения в данной статье.

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Финансовая грамотность включает в себя умение граждан распоряжаться своими . Они осознают ответственность за решения, которые принимают. Освоить подобные знания можно без особых затруднений. Базовые сведения на тему «основы финансовой грамотности» имеются в специальной литературе. Проводятся лекции и семинары. Как сделать первые шаги, а также, каково значение финансовой грамотности, рассмотрим далее.

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 — 2023 г. г.

Появление данного правительственного документа ставит целью рассмотрение того, что актуальность развития финансовой грамотности у населения имеет место. Особенно это важно в международном плане. Факторами, служащими основой для появления стратегии, являются:

  • возможность наступления кризисов;
  • усложнение финансовых продуктов;
  • несоответствие знаний населения динамике рынка;
  • обеспечение всеобщего доступа к информации.

В Распоряжении излагается состояние, в котором находится уровень финансовой грамотности, ставятся цели стратегии. А также указываются направления по реализации задач.

Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния

Повышению уровня финансовой грамотности населения способствует знакомство с основными денежными понятиями, навыки по применению их в жизни. Критерии оценки финансовой грамотности предполагают, что человек, правильно распоряжающийся своими средствами:

  • не допускает больших долгов;
  • планирует;
  • делает сбережения.

Финансовая грамотность включает в себя способность людей ориентироваться в финансовых продуктах, невзирая на степень их сложности. Они осознанно их приобретают. Граждане, имеющие навыки и теоретические знания, могут правильно применять инструменты страхования и накопления. Правительство содействует повышению уровня финансовой грамотности населения.

Информирование населения о вопросах финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг

Большинство жителей РФ распоряжаются деньгами по рекомендациям, а не анализируя имеющуюся информацию. Обучение финансовой грамотности требуется и по части прав потребителей при использовании денежных продуктов. Многие не знают, как их защищать, им требуется содействие по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Так семьи должны быть осведомлены банками об эффективных ставках по кредитам. А также о наличии защиты со стороны государства при потере денег в фондах инвестиций. При этом около 30% населения считает, что государство возместит убытки, допущенные из-за отсутствия их личной ответственности. Все эти аспекты требуют повышения финансовой грамотности населения.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Финансовая грамотность населения и ее уровень отражается на экономике государства. Недостаточность этой сферы влечет негативные последствия для общества. Зачем нужна финансовая грамотность, показывает уменьшение рисков невыплаты кредитов, числа случаев мошенничества, недобросовестности.

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности

В интернет имеются сайты, созданные с целью повышения финансовой грамотности населения.

  • Финаграм отвечает на массу вопросов по экономике. Банковская ассоциация РФ образовала также Финграм ТВ, где обучают денежной грамоте с нуля.
  • Система платежей Visa создала проект «Азбука финансов» для населения РФ.
  • Банки.ру — крупнейший ресурс РФ от сферы банковской системы. Имеется раздел «Банковский словарь» с объяснением терминов и рекомендациям.
  • Методические материалы по финансовой грамотности есть и на портале «Город финансов», образованном по федеральной программе.

Сотрудничество с финансовыми учреждениями

Взаимоотношения с банковской системой на практике тоже реализует основы финансовой грамотности. Подобные организации весьма заинтересованы в клиентах, которые обслуживаются сами, а также рекомендуют это своим знакомым. При таких обстоятельствах они являются партнерами людям, делающим сбережения.

Приоритетные целевые группы населения

Считается, что финансовая грамотность населения в РФ низка по уровню. Не так много людей могут ориентироваться в денежных, услугах. Критерии оценки финансовой грамотности выводились на основе мониторинга. Результаты свидетельствуют о том, что не все понимают принципы страхования вкладов, пользуются банковскими карточками. Лишь 11% имеют четкие представления относительно обеспечения своей старости.

Распоряжение Правительства № 2039-р от 25.09.17 указывает стратегию, по которой будет идти повышение финансовой грамотности. При этом выделяются целевые группы:

  • потенциал развития РФ;
  • средний доход и ниже, группа риска;
  • пенсионный возраст и лица, которым трудно дается повышение финансовой грамотности по состоянию здоровья.

Курсы по финансовой грамотности

Финансовая грамотность молодёжи и лиц любого другого возраста может быть повышена на курсах, проводимых в платной и бесплатной форме. Такие мероприятия организовываются при университетах и посредством частных инициатив, учебно-методических программ. Интернет предоставляет разнообразные ресурсы на тему: основы финансовой грамотности:

  • знакомство с семинарами;
  • посещение лекций онлайн;
  • тренинг по приобретению нужных навыков, обучение им;
  • курсы, видеоуроки:
  • другие .

Занятия в интернет зачастую проводятся так, что человеку не нужно выходить из дома. Возможность освоить главные правила финансовой грамотности есть практически у всех.

Формирование финансовой грамотности школьников в ходе изучения русской литературы

Возможно ли почерпнуть требуемые сведения в литературных произведениях? Скорее всего, что да. Некоторые книги содержат в своих сюжетах описание правильных привычек по отношению к деньгам. А также методы повышения финансовой смекалки и опыт по успешному распоряжению средствами.

Подготовка граждан к жизни в старости

Федеральная программа включает разработку стратегий, по которым будет идти повышение финансовой грамотности лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Так в Распоряжении Правительства по стратегии отмечена низкая информированность населения о защите прав по социальным пособиям. К задачам отнесены:

  • формирование у людей грамотного поведения;
  • значение финансовой грамотности — вырабатывание способности у граждан планировать свои средства;
  • формирование механизмов взаимодействия с государством.

Значение и необходимость финансовой грамотности для современного человека

Финансово грамотный человек отличается тем, что не склонен принимать необдуманные решения, которые могут плачевно отразиться на благосостоянии. Он обычно в письменной форме , для чего иногда пользуется программами. Основы экономической грамотности предполагают обязательное наличие способности к подобному контролю.

При этом распоряжения денежными средствами приносят выгоду, а не убытки.

Уровень своего благополучия возможно не только стабилизировать, но и повысить. Из этого можно делать вывод: успешным называют не столько тех, кто имеет большие заработки, сколько сознательно расходующих. Такие люди обычно правильно вкладывают средства.

Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый?

Можно указать следующие признаки наличия или отсутствия грамотности при распоряжении своими доходами.

  • Безграмотный способен приобрести негодный кредитный продукт, навязанный ему спонтанным образом. Такие люди участвуют в пирамидах. Признак грамотности — осознать свои возможности и воздержаться от опрометчивых афер.
  • Малограмотные не получают эффекта прибыли от своих инвестиций, могут сделать ошибку при выборе пенсионных фондов. В это время более правильно — найти нужную экономическую информацию.
  • Человек может не увидеть своих преимуществ на рынке. Но если инвестировать осторожно, потребуется перечень всех вариантов, которые непременно следует изучить.

Негативным результатом является уменьшение . Но грамотное лицо находит средства для того, чтобы отложить их на случай непредвиденных обстоятельств. Каждому необходимо накопить . Ибо неграмотность пагубно отразится на будущей жизни в виде последствий.

Чтение специальной литературы посвящённой основам и принципам финансовой грамотности

Приобрести знания экономически грамотного человека можно посредством чтения содержащих нужную информацию книг. К примеру, «Как быть всегда при деньгах» П. Багрянцева содержит ряд практических советов, о которых не говорят в обычных учебных заведениях. Автор делится личным опытом своих финансовых достижений.

Не составит труда выбрать методику обучения из множества предлагаемых. Главные правила финансовой грамотности, а также различные тонкости в отношении к деньгам можно постичь в следующих источниках.

  • Труды по экономике.
  • Электронные книги о секретах финансовой психологии и на аналогичные темы.

Источники книг по приобретению финансовой грамотности для современного жизненного уровня — магазины и интернет. Способствуют обучению популярнейшая книга Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» . В ней рассматриваются вопросы применения понятий активов и пассивов. Первые приносят деньги, их приобретают богатые люди. Вторые лишь расходуют средства.

Успешные миллионеры оказывают содействие повышению уровня финансовой осведомленности людей, для чего предоставляют рекомендации, советы, делятся опытом в виде точных цифр. Другая популярная книга, повышающая уровень финансовой грамотности, написана Б. Шеффером. Ее название — «Путь к финансовой свободе» . Содержание включает описание начинаний в бизнесе, инвестициях и денежных взаимоотношениях, правилах распоряжения средствами.

Посещение семинаров, курсов и вебинаров по повышению уровня финансовой грамотности

Тренинг Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» рекомендуют всем начинающим осваивать экономическую и финансовую грамотность. Ознакомившись с данным курсом, можно научиться смотреть на деньги иначе, как видит их обеспеченный человек. Утверждение Р. Кийосаки заключается в том, что данный фактор грамотности включает следующее.

  • Знакомство с налоговым кодексом на уровне понимания.
  • Знание теории и практики бухучета.
  • Элементарный навык по составлению .
  • Приобретенное понятие о том, что такое деньги и как ими распоряжаться.

Обучиться у Р. Кийосаки можно всего за несколько недель. Успешный ученик способен не только повысить уровень финансовой грамотности, но и усовершенствовать приобретенные навыки на практике. Многие практически отдыхают с помощью экономических игр , которые предоставляет интернет.

Выработайте у себя правильные финансовые привычки

Базовые правила финансовой грамотности не ограничиваются лишь тем, что человек откладывает деньги с каждого заработка. Необходимо также:

  • освоить основы макро — и микроэкономики;
  • иметь представление о кредитных организациях;
  • уметь ставить перед собой , а также выполнять их.

Такие основы личного экономического развития применимы, как критерии оценки финансовой грамотности. Приобрести правильные привычки помогают следующие методы.

  • Контроль личных денежных средств, применение вспомогательных программ.
  • Устранение затрат, не имеющих смысла.
  • Выделение основных расходов (коммунальные платежи, еда), организация распределения средств.
  • Откладывание 10%.
  • Выделение части своих для инвестиций, приумножение средств.
  • Стратегия повышения финансовой грамотности, совершенствование навыков .
  • Знакомство с изменениями в законодательстве РФ.
  • Принятие во внимание обеспечения своей старости.

Актуальность имеет правильное инвестирование средств. Примером является создание пассивного вклада, приносящего выгоду, но не связанного с основной деятельностью. Особенностью является образование нескольких источников для его обеспечения, что снижает риски денежных потерь.

Повышение — это также практическое применение полученных навыков и знаний. Не обязательно при этом существенно менять свою , увольняться с места работы. Дополнительный доход можно иметь без перехода к официальному предпринимательству. А именно — на активах, правильно распределять деньги. Основной доход при этом не будет потерян.

Каждый обязан усвоить истину, что именно человек управляет деньгами, а не они им. Личное экономическое развитие тормозится бессмысленными приобретениями, делающими мнимый статус, тратами. При этом вероятность достичь процветания уменьшается.

Гришакина Ольга Петровна,

руководитель Чеховского отделения НС «Интеграция»,

учитель экономики МБОУ гимназии №7 г. Чехова,

руководитель РМО учителей экономики

Чеховского района Московской области

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком, при поддержке Министерства образования и науки РФ, ведущих банков России. Его идеи возникли в 2011 году, проект рассчитан вначале до VI 2016 года, продлен до 2018 года.

Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

  • Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между субъектами хозяйствования, между населением и государством в результате использования денег.
  • Под финансовой грамотностью понимают совокупность знаний и практических умений человека разбираться в ситуациях, связанных с денежными вопросами, бюджетом, финансовыми рынками, их инструментами (депозиты, платежные и кредитные карты и т.д.), продуктами и услугами, работой банков, налоговой системой; навыки принятия финансовых решений и ответственности за них, заботу о своем экономическом благополучии.



Основные задачи Проекта:
1. На основе оценки уровня финансовой грамотности населения и эффектов пилотируемых программ разработать и начать реализацию среднесрочной национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения;
2. Создать устойчивые институциональные механизмы реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, неправительственных организаций, финансового сектора;
3. Создать кадровый потенциал в области реализации программ повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях;
4. Разработать, протестировать и распространить образовательные программы и инструменты повышения финансовой грамотности, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования учащихся школьного возраста, студентов и взрослых;
5. Создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, провести масштабную информационную кампанию; разработать, протестировать и распространить широкий спектр информационных материалов по защите прав потребителей финансовых услуг;
6. Поддержать на конкурсной основе широкий круг инициатив «снизу», направленных на повышение финансовой грамотности, развитие финансового образования и повышение защиты прав потребителей финансовых услуг;
7. Обеспечить укрепление потенциала органов государственного управления и негосударственного сектора в сфере защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг, включая повышение квалификации кадров, улучшение состояния дел с раскрытием и доступным представлением информации участниками финансовых рынков и взаимодействие с организациями частного сектора;
8. Провести комплексную масштабную оценку и организовать мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения.

Основные компоненты проекта

1. Разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей.
2. Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности, в том числе:

  • Обучение и организация семинаров и открытых обсуждений для национальных групп экспертов, а также для учителей и педагогов разных уровней системы образования и неформального образования, расширение кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности;
  • Создание информационно-образовательного портала по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей;
  • Осуществление региональной программы развития финансовой грамотности в Пилотных и других регионах, которая предусматривает: создание Региональных центров финансовой грамотности; разработку и апробацию образовательных программ и материалов по вопросам финансовой грамотности; осуществление указанных учебных программ, мониторинг и оценку вышеперечисленных мероприятий; проведение информационных кампаний;
  • Оказание поддержки в подготовке последующих мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

3. Разработка и реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности, в том числе:

  • Разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности.
  • Разработка и реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности: определение концепции кампании, разработка материалов и инструментов кампании, реализация программ обучения журналистов.
  • Реализация Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, в том числе, оказание поддержки ряда инициатив в области финансовой грамотности, осуществляемых представителями частного и государственного секторов, неправительственными и некоммерческими организациями и профессиональными ассоциациями

4. Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе:

  • Разработка и реализация плана укрепления потенциала Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
  • Осуществление Подпроектов, направленных на повышение финансовой грамотности, за счет поддержки ряда инициатив по защите прав потребителей финансовых услуг, включая инициативы по предоставлению потребителям юридических консультаций и информации представителями частного и государственного секторов, неправительственных и некоммерческих организаций и профессиональных ассоциаций
  • Оказание содействия в создании института финансового омбудсмена, а также в совершенствовании системы независимого мониторинга в области защиты прав потребителей. Проект рассчитан вначале на 5 лет до июня 2016 года, имеет национальный масштаб. Объем финансирования - 113 млн.$. Действие продлено до 2018 года.

Общее руководство Проектом.

Исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств по Проекту является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Проект реализуется во взаимодействии с Роспотребнадзором, Банком России, Минобрнауки и Минэкономразвития России и другими ведомствами и организациями. Экспертную поддержку Проекта обеспечивает Экспертный совет. Функции по координации текущих работ по подготовке и реализации Проекта выполняются Рабочей группой Минфина России. Председатель Рабочей группы одновременно является Директором Проекта.

Существует несколько вариантов участия в Проекте:

  • вы можете ознакомиться с перечнем запланированных к реализации в ближайшем будущем контрактов Проекта, в отношении которых на сайте ФРП размещены приглашения к выражению заинтересованности (объявления о закупках) http://fer.ru/fefl/procnotices.htm;
  • если среди них есть интересные для вашей компании или для вас лично как индивидуального консультанта – подать выражения заинтересованности с описанием вашего опыта и возможностей реализации данного контракта (все контактные данные и существенная информация о конкретных контрактах содержатся в соответствующих приглашениях)

с полным перечнем всех контрактов Проекта – как уже реализованных, текущих, так и запланированных на будущее – можно также ознакомиться на сайте ФРП, изучив План закупок Проекта: http://fer.ru/fefl/procplan.htm;

  • если же вы занимаетесь деятельностью в области финансовой грамотности или защитой прав потребителей финансовых услуг, но среди контрактов Проекта не нашлось такого, который отвечал бы вашим интересам и особенностям ведущейся вами работы, – вы можете подать заявку на финансирование такой работы в рамках Фонда хороших идей Проекта – специального механизма конкурсного отбора и поддержки местных инициатив по тематике Проекта: www.goodideasfund.ru.

Контакты проекта:

  • Зеленцова А.В. – Руководитель Группы проектных консультантов.Тел. 8-915-480-02-80 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • http://goodideasfund.ru/konkurs/ Фонд Хороших идей – конкурсный отбор инициатив по финансовой грамотности. Aинансирование инициатив до 200 000 $для юридических лиц и до 50 000 $для физических лиц и ИП http://goodideasfund.ru/kontakty/ контакты к конкурсу

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

  • учебная программа,
  • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
  • методические рекомендации для преподавателя,
  • контрольные измерительные материалы (КИМы),
  • материалы для родителей.

Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

Учебная программа (PDF, 297 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение


Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

(PDF, 1.24 Мб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика Блискавка Евгения Александровна

3.8. Примеры региональных программ повышения финансовой грамотности

3.8.1. Волгоградская область

С 14 декабря 2010 г. действует постановление Администрации Волгоградской области «О долгосрочной областной целевой программе „Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Волгоградской области“ на 2011–2015 годы».

Основная цель реализации программы – формирование у граждан разумного финансового поведения в принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Администрация Волгоградской области взяла на себя функции по разработке программы мероприятий по повышению ФГ и организации отбора исполнителей конкретных работ в их рамках. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых органам исполнительной власти Волгоградской области.

При подготовке и проведении мероприятий особое внимание адресовано следующим категориям граждан: молодежь, планирующая создать семью; граждане, нуждающиеся в привлечении кредитов; граждане, столкнувшихся с серьезными финансовыми проблемами, в том числе безработные; пенсионеры; военнослужащие.

Информационно-просветительская кампания на региональном уровне предусматривает участие всех видов средств массовой информации. Разработана концепция тематического наполнения телевизионных роликов для их производства и систематической трансляции в эфире. Концепцией предусматривается подготовка пяти роликов по наиболее значимым проблемам в сфере финансовой грамотности. Ротация роликов предполагается в течение всего 2011 года.

Организовано издание и распространение информационных брошюр, буклетов для населения по вопросам различных аспектов финансовой грамотности (рис. 3.2).

Планируется развитие центров консультирования и просвещения граждан в области повышения финансовой грамотности на базе уже имеющейся инфраструктуры: Волгоградского регионального бизнес-инкубатора; Волгоградского государственного учебно-курсового комбината; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области (МФЦ).

Информационная поддержка программы по повышению ФГ Волгоградской области

Государственное автономное учреждение «Волгоградский региональный бизнес-инкубатор» планирует обучение предпринимателей в виде краткосрочных курсов, в форме семинаров-практикумов, включающих передачу теоретических данных, разбор практических ситуаций и задач, обсуждение возникающих вопросов в сфере компенсации затрат на ведение предпринимательской деятельности, взаимодействия с банками и микрофинансовыми организациями, изменения по уплате взносов во внебюджетные фонды, привлечения инвестиций на развитие бизнеса и др.

На базе государственного автономного учреждения «Волгоградский государственный учебно-курсовой комбинат» создан Центр консультирования и просвещения граждан в области финансовой грамотности в жилищно-коммунальной сфере, разработан образовательный проект «Финансовая азбука для граждан в жилищно-коммунальной сфере». Подготовлена и выпущена серия информационных брошюр (рис. 3.3):

Издания серии «Финансовая азбука для граждан в сфере ЖКХ в Волгоградской области»

Сотрудниками учреждения проводится работа по размещению в учреждениях системы социальной защиты населения информационных материалов и тематических роликов по повышению ФГ населения и защите прав потребителей.

На сегодняшний день на территории Волгоградской области действуют 44 государственных учреждения социальной защиты населения и 101 государственное учреждение социального обслуживания населения, в которых планируется распространение указанных информационных брошюр, буклетов, сборников.

Планируется создание Центров финансового консультирования и просвещения граждан на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В восьми городских округах и муниципальных районах Волгоградской области создано 13 МФЦ. Открытие МФЦ в каждом муниципальном районе Волгоградской области планируется до конца 2012 г.

В учебном процессе общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования Волгоградской области в 2010–2011 учебном году используются программы финансового образования, применяются учебники, учебные пособия и электронные ресурсы, в том числе «Финансы», «Денежные обращения и кредит», «Налоги и налогообложение». Планируется проведение конкурсов по вопросам ФГ среди учреждений высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных школ. По итогам конкурсов будут предоставлены гранты.

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Управление денежной системой требует финансовой грамотности Вы не можете построить финансовую империю, если не знаете азов экономики и финансов. Без этого не обойтись, или перед вами замаячит угроза оказаться на обочине. Помните, что деньги не решают денежных проблем.

автора

1.6. Исследование уровня финансовой грамотности в России 1.6.1. Примеры исследований уровня финансовой грамотности в РоссииПоскольку проблема финансовой грамотности является для России относительно новой, очевидно, что разработке программ в области повышения ФГ должны

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

Глава 2. Международный опыт в области повышения финансовой грамотности

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.1. Обзор международного опыта реализации программ финансового образования и финансовой грамотности Эта глава посвящена примерам программ повышения финансовой грамотности, реализуемых в разных странах как государственными институтами, так и организациями

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.2. Участие бизнеса в повышении финансовой грамотности населения Ряд ведущих международных банков и финансовых компаний активно участвуют в различных программах повышения финансовой грамотности, имеющих образовательные и социальные цели.Основные целевые аудитории,

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.3. Примеры программ финансовой грамотности для школьников Особенностью зарубежных подходов к вопросам образования в сфере личных финансов и финансовой грамотности является то, что многие программы направлены на детей школьного возраста. Необходимость и важность

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.5. Программы финансовой грамотности на рабочем месте Программы финансовой грамотности на рабочем месте становятся все более распространенными. Финансовое образование полезно как для сотрудников компаний, так и для работодателей. Исследования показывают, что данные

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

2.7. Национальные программы повышения финансовой грамотности: пример Польши и

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

Глава 3. Российская практика повышения финансовой грамотности

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

3.1. Обзор ситуации в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в России Финансовый сектор – один из самых динамично развивающихся в российской экономике. Однако столь быстрый рост финансовых продуктов и услуг, особенно

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

3.2. Программы финансовой грамотности для детей и молодежи Молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен.

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

3.7. Программы подготовки специалистов по финансовой грамотности (Train-the-Trainer) Реализация проектов повышения финансовой грамотности населения невозможна без участия всех секторов общества: органов власти и государственных учреждений, определяющих и координирующих

Из книги Руководство богатого папы по инвестированию автора Кийосаки Роберт Тору

Глава 16 Урок инвестора № 14 ПРОСТО О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "Твой отец постоянно испытывает финансовые трудности потому, что он грамотен в словах, но неграмотен в финансах, - часто говорил мне богатый папа. - Если бы он уделил немного времени тому, чтобы научиться

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ПРИМЕРЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ Как показал опрос IRSI (2004), во многих отношениях базовая функциональность использования касается административных процессов, особенно управления невыходами на работу (очень популярная тема), обучения и повышения квалификации, вознаграждения,

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Предисловие к русскому изданию от фонда региональных социальных программ «Наше будущее» * * *Книга, которую вы держите в руках, на сегодняшний день – самый полный, подробный и актуальный учебник по современному мировому социальному предпринимательству.Она принадлежит

Разделы: Технология , Экономика

I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143 .

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586 .

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

Создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

Формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

Изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

Воспитывать ответственность за экономические решения.

II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Деловые гры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
  • Интерактивные технологии.
  • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
  • Экскурсии.

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета « Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом , в результате обучения по данному предмету выпускник научится :

Принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

Проводить своевременный финансовый анализ;

Ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

Планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

Определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

Основам взаимодействия с кредитными организациями;

Основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

Основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

Выбирать страховые продукты и страховые компании;

Принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

Составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться :

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

Понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

Понимать права и обязанности в сфере финансов;

Владеть коммуникативными компетенциями;

Анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

Определять задачи в области управления личными финансами;

Находить источники информации для решения финансовых задач;

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

Формировать собственную финансовую стратегию;

Решать финансовые задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

Личное финансовое планирование (11 часов).

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Формы организации учебных занятий.

Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Основные виды деятельности.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного (3 часа).

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Формы организации учебных занятий.

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Основные виды деятельности.

Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

  1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока по плану
10 «д»
10 «ж»

Дата проведения урока по факту
10 «д»
10 «ж»

Личное финансовое планирование (11 часов)

Знакомство с курсом «ОФГ»

Человеческий капитал и успех

Принятие решений о личном финансировании

Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы

Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы

Составление личного финансового плана

Творческая работа «Составление личного плана»

Деловая игра «Моя стратегия»

Депозит (7 часов)

Накопления и инфляция

Что такое депозит и какова его природа?

Условия депозита

Управление рисками по депозиту

Повторение изученного по блоку «Депозит»

Кредит (7 часов)

Что такое кредит?

Основные характеристики кредита

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Как уменьшить стоимость кредита

Типичные ошибки при использовании кредита

Творческая работа «Кейс»

Расчетно-кассовые операции (7 часов)

Хранение, обмен и перевод денег

Различные виды платежных средств